Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
598
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / АГРЕССИЯ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / СЕМЬЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рогова Евгения Евгеньевна

В статье анализируются причины возникновения агрессии в подростковом возрасте, также рассматриваются семьи, вызывающие развитие данного феномена. Автором представлен краткий обзор концепций авторов, в которых разбирается понятие «самооценка» (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Г.К. Валицкас). Для исследования особенностей проявления агрессии у подростков с разным уровнем самооценки были использованы следующие эмпирические методики: изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н. Казанцевой); вопросник «Басса-Дарки» для диагностики состояния агрессии у подростков. По результатам исследования показано, что для подростков с разным уровнем самооценки враждебность более характерна, чем агрессия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рогова Евгения Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF AGGRESSION MANIFESTATION OF TEENAGERS WITH DIFFERENT LEVEL OF SELF-ESTEEM

The article analyzes the reasons of aggression appearance in adolescence, and also examines the families that cause the development of this phenomenon. The author presents a brief overview of the authors concepts, which deal with the notion of «self-esteem» (S.L. Rubinstein, L.I. Bozhovich, G.K. Valitskas). To investigate the peculiarities of aggression demonstration of teenagers with different level of self-esteem, the following empirical methods were used: the study of general self-esteem using the testing procedure (questionnaire of G.N. Kazantseva); questionnaire «Bassa-Darki» for the diagnosis of aggression of teenagers. According to the results of the study, it is shown that hostility is more characteristic for teenagers with different level of self-esteem than aggression.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ»

ция. - 2017. - Т. 2, № 2. - С. 102-107.

4. Ржанов, А.А. Методика селективного отбора спортсменов для специализации «волейбол» по психомоторным задаткам / А.А. Ржанов, О.А. Шишлянникова, Э.Б. Бальжинимаев // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2020. -№ 2 (52). - С. 127-135.

REFERENCES

1. Koroleva, T.P. and Filipova I.A. (2018), "Analysis of the informativeness of the test-questionnaire by G. Ayzenk "Personal qualities and interests"", Society: sociology, psychology, pedagogy, No. 4, pp. 58-62.

2. Mishkevich, A.M. (2019), "Extraversion in different personality theories", Electronic scientific journal "Penza psychological bulletin", No. 1 (12), available at: http://www.psychology-news.ru/2019/1-4 (data accessed; 01.10.2020).

3. Popkov, V. I. (2017), "Taking into account the psychological characteristics of the personality of the players in the process of training volleyball players", Physical education. Sport. Tourism. Motor recreation, Vol. 2, No. 2, pp. 102-107.

4. Rzhanov, A.A., Shishlyannikova O.A and Balzhinimaev, E.B. (2020), "Methods of selective selection of athletes for the specialization "volleyball" according to psychomotor inclinations", Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, No. 2 (52), pp. 127-135.

Контактная информация: volley-angarsk@ya.ru

Статья поступила в редакцию 17.12.202

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ

УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ

Евгения Евгеньевна Рогова, кандидат психологических наук, профессор, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация

В статье анализируются причины возникновения агрессии в подростковом возрасте, также рассматриваются семьи, вызывающие развитие данного феномена. Автором представлен краткий обзор концепций авторов, в которых разбирается понятие «самооценка» (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Г.К. Валицкас). Для исследования особенностей проявления агрессии у подростков с разным уровнем самооценки были использованы следующие эмпирические методики: изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н. Казанцевой); вопросник «Басса-Дарки» для диагностики состояния агрессии у подростков. По результатам исследования показано, что для подростков с разным уровнем самооценки враждебность более характерна, чем агрессия.

Ключевые слова: самооценка; агрессия; враждебность; семья; подростковый возраст.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p360-363

PECULIARITIES OF AGGRESSION MANIFESTATION OF TEENAGERS WITH DIFFERENT LEVEL OF SELF-ESTEEM

Evgeniya Evgenievna Rogova, the candidate of psychological sciences, professor, South Federal University, Rostov-on-Don

Abstract

The article analyzes the reasons of aggression appearance in adolescence, and also examines the families that cause the development of this phenomenon. The author presents a brief overview of the authors concepts, which deal with the notion of «self-esteem» (S.L. Rubinstein, L.I. Bozhovich, G.K. Valitskas). To investigate the peculiarities of aggression demonstration of teenagers with different level of self-esteem, the following empirical methods were used: the study of general self-esteem using the testing

procédure (questionnaire of G.N. Kazantseva); questionnaire «Bassa-Darki» for the diagnosis of aggression of teenagers. According to the results of the study, it is shown that hostility is more characteristic for teenagers with different level of self-esteem than aggression.

Keywords: self-esteem, aggression, hostility, family, adolescence.

ВВЕДЕНИЕ

Многие авторы уделяют внимание проблемам возрастных особенностей детей. По мнению М.Л. Мельниковой, подростковый возраст представляет собой наиболее сенситивный период в плане проявления агрессивности. Этому способствует ряд причин:

а) в данном возрасте уже сформированы и довольно устойчивы личностные свойства, включая и агрессивность, влияющие на появление соответствующей формы поведения;

б) эмоциональная восприимчивость и неуравновешенность, типичные для подросткового возраста, определяют характер импульсивных поступков, в том числе и агрессивные;

в) в подростковом возрасте высокую значимость имеет внешняя детерминация в виде модели агрессивного поведения, как наиболее успешной формы активности среди сверстников.

Так как личность подростка формируется в окружающей его среде, а не сама по себе, важнейшая роль в ее становлении отводится малым группам, где происходит взаимодействие подростка с другими людьми. Это касается, прежде всего, семьи. По мнению Г.П. Бочкарёвой, существуют семьи с различными типами неблагополучных семейных отношений, вызывающих развитие деструктивной агрессивности у подростков:

а) семьи, где присутствует нездоровая нравственная атмосфера - ребёнок вовлекается в безнравственный образ жизни, ему прививаются социально нежелательные потребности и интересы;

б) семьи с отсутствием эмоциональных контактов между её членами - равнодушие к потребностям подростка при внешней благополучности отношений;

в) семьи, имеющие неблагополучную эмоциональную атмосферу - не только безразличие родителей, но и грубость, неуважение по отношению к своим детям [4].

Психические нарушения проходят через определенные фазы развития, достигая наибольшего уровня выраженности. Любой психопатологический феномен включает начальные проявления, развернутый этап, фазу завершения, стадию остаточных симптомов. Во ходе подросткового кризиса скорость этого цикла растёт, вследствие чего какая-то стадия может быть либо очень короткой, либо вообще не проявляться.

По этой причине агрессивное поведение подростка очень часто является абсолютно неожиданным, ничем не объяснимым для его родственников, сверстников и окружающих.

В концепции С.Л. Рубинштейна, самооценка является стержневым образованием личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается как основа структуры личности, базис которой составляют интериоризированные ценности, определяющие саморегуляцию поведения [3]. В теории Л.И. Божович, самооценка определяется как средство организации своей деятельности, поведения и отношений. Для познания других людей необходимо самопознание, выступающее для самого носителя поддержкой и опорой. Л.И. Божович обнаружила феномены, влияющих на самооценку - «смысловой барьер», «аффект неадекватности» и др. Однако именно внутренние конфликты в возрастном развитии продуктивно сказываются на самооценке [1].

Обобщив имеющиеся представления о самооценке в психологии, Г.К. Валицкас предлагает рабочее определение данного конструкта: «Самооценка — это продукт отражения информации субъектом о себе в соотношении с определенными ценностями и эталонами, существующий в единстве осозаваемого и неосознаваемого, аффективного и ко-

гнитивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов» [2, с. 6-7].

Таким образом, проанализировав теоретическую литературу по психологической природе понятия «самооценка» мы видим, что рассматриваемый термин является сложным многоаспектным психологическим явлением.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ СОШ г. Ростова-на-Дону. Исследование велось с использованием стандартных методик Г.Н. Казанцевой и А.Басса-А.Дарки. Опросник Казанцевой позволил выявить самооценку учащихся, опросник «Бас-са-Дарки» - выявить уровень агрессии у учащихся. Учащимся была предложена инструкция и бланки к соответствующим методикам, во времени не было ограничений. Полученные результаты, проведенных методик, учащимся сообщались конфиденциально и индивидуально после уроков.

В данном исследовании приняли участие учащиеся 8-9 классов - 77 испытуемых в возрасте от 13 до 15 лет, среди них 41 девочка и 36 мальчиков.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте показало, что у 16% испытуемых преобладает низкая самооценка, у 40% - средняя, и высокая самооценка у 44% испытуемых преобладает высокая самооценка, что свидетельствует об ориентации подростков при обосновании самооценки на знание своих способностей; наличием способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества. Можно предположить, что преобладание высокой самооценки у подростков обусловлено спецификой данного возрастного этапа, характерной особенностью которого является повышенный интерес к своей личности, появление чувства взрослости, ребенок преувеличивает все имеющиеся у него особенности.

На рисунке 1 видно, что у подростков-мальчиков преобладает высокая самооценка, тогда как подростков-девочек превалирует средняя самооценка, что говорит о том, что они могут хорошо приспосабливаться к среде, к межличностным отношениям, к проблемным ситуациям, они могут адекватно оценивать свои возможности (не завышая и не занижая их). 60 50 40 30 20 10 0

мальчики девочки

□ высокая самооценка □ средняя самооценка □ низкая самооценка

Рисунок 1 - Общая самооценка мальчиков и девочек

Изучение особенностей проявления агрессии у подростков с разным уровнем самооценки показало, что повышенный уровень враждебности преобладает у мальчиков со средней самооценкой (66,7%). На втором месте учащиеся с высокой самооценкой (47,4%). Что показывает на реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Разница является статистически значимой (при р = 0,01). Повышенный уровень агрессивности наблюдается у мальчиков со средней самооценкой (8,3%). Повышенный уровень враждебности преобладает у девочек с высокой самооценкой (60%). На втором месте учащиеся со средней самооценкой (42,1%). Разница является

52,8 46,3

„ , 36,6

17,1

статистически значимой (при р = 0,01). Повышенная агрессивность также превалирует у девочек с высокой самооценкой.

Таким образом, как показало исследование, повышенный уровень агрессивности и враждебности преобладает у мальчиков со средней самооценкой и у девочек с высокой самооценкой, что показывает на реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

ВЫВОДЫ

Процессы самооценки являются решающим детерминантом агрессивности субъекта, уровень самооценки управляет внутренне обязательными нормативными стандартами, как препятствующими, так и благоприятствующими реализации агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или специально организованного препятствия будет задето его чувство собственного достоинства, то агрессия будет направлена на восстановление своего достоинства посредством расплаты. Таким образом, полученные результаты необходимо использовать в образовательных учреждениях при построении воспитательного процесса; для формирования адекватной самооценки у школьников и предупреждения агрессивного поведения подростков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. -Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.

2. Валицкас Г.К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей: ее формирование и роль в поведении : дис. ... канд. психол. наук / Валицкас Гинтаутас Валентинович. - Москва, 1997. - 165 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 712 с.

4. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - Москва : Институт практической психологии, 1996. - 96 с.

REFERENCES

1. Bozhovich, L.I. (2008), Personality and its formation in childhood, Peter, Moscow.

2. Valitskas, G.K. (1997), Self-esteem of juvenile offenders: its formation and role in behavior, dissertation, Moscow.

3. Rubinstein, S.L. (2010), Fundamentals of generalpsychology, Peter, St. Petersburg.

4. Semenyuk, L.M. (1996), Psychological peculiarities of aggressive behavior of teenagers and conditions for its correction, Institute of Practical Psychology, Moscow.

Контактная информация: evgrogova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 17.12.2020

УДК 159.9:796.819

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ О ЗНАЧИМОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

СУДЕЙ В ММА

Наталья Николаевна Романова, кандидат педагогических наук, Ян Витальевич Ла-тюшин, доктор биологических наук, Дмитрий Анатольевич Дятлов, доктор биологических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск; Виктор Анатольевич Корнеев, председатель, Всероссийская коллегия судей Союза ММА России, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрена проблема подготовки судей в смешанных единоборствах. Отмечена значимость психологических аспектов в спорте с точки зрения образовательного процесса высшего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.