УДК 159.9:796.325
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СООТВЕТСТВИЕ АМПЛУА СВЯЗУЮЩЕГО ИГРОКА В ВОЛЕЙБОЛЕ
Алексей Александрович Ржанов, тренер по волейболу, Спортивная школа Олимпийского резерва «Ангара», Ангарск, аспирант, Иркутский национальный исследовательский технический университет
Аннотация
Доминирующая роль амплуа связующего принципиально подчеркивается специалистами в области волейбола. Выбор игрового амплуа зависит не только от его физических, морфологических данных, но и в большей мере от психофизических особенностей игроков, врожденных свойств нервной системы. Свойства нервной системы, темперамента и характера, в конечном счете, определяют успешность игровой деятельности связующего. Отбор связующих игроков по врожденным характеристикам нервной системы достоверно подкрепляется экспериментальным анализом за пять лет. Психологическая диагностика на соответствие спортивным дисциплинам, может обеспечить надежный способ распознания спортивных талантов и имеет перспективы дальнейшего исследования. Цель исследования заключается в определении психофизических форм соответствия игровому амплуа «связующий» и оценки возможной подготовки по требуемым критериям. Методика и организация исследования. На протяжении тренерской работы в спортивной школе олимпийского резерва г. Ангарска, с 2015 по 2020 год в педагогическом эксперименте приняли участие более 300 юношей подвергавшихся изучению по собственному желанию и с согласия родителей. Спортивный отбор начинался с момента просмотра и первой тренировки до выпуска или определения несоответствия специализации волейбол по каким-либо параметрам. Базовыми характеристиками исследования для определения специализации и амплуа связующий были врожденные задатки темперамент. Педагогический эксперимент включал в себя изучение научно-методической литературы, психологические опросы и тесты с привлечением штатного психолога, распознание психомоторных задатков и способностей, игровой и тренерской практики накапливающей способности переносить стрессовые ситуации игроками, взаимодействовать и вносить корректировки в фенотипы через педагогическое влияние. Результаты исследования и их обсуждение. В процессе исследования были определены методы воспитания и определения специализации игроков. Связующий, как самое востребованное и сложное в спортивном отборе игровое амплуа нуждается в специфическом подходе. Базовой характеристикой для принадлежности к амплуа рассматривается темперамент, как врожденная психологическая составляющая. Исследования подтверждают, что юноши с врожденным темпераментом сангвиника наиболее подходят на роль связующих игроков. В отборе используются критерии двигательных способностей, морфологических качеств и модельных характеристик, но первоначальным определяющим фактором остается темперамент. Вывод. Критерий отбора связующих по врожденным свойствам нервной системы имеет достоверный характер, подкрепленный статистическим анализом за пять лет. Исследование и поиск одаренных детей, для специализации связующего, находит обоснование, но имеет очень низкий процент возможных позитивных исходов в связи с высокими требованиями, предъявляемыми специализацией.
Ключевые слова: спортивный отбор, связующий, темперамент, свойства нервной системы, врожденные задатки, лидерские качества.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p356-360
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS THAT DETERMINE THE CORRESPONDENCE OF THE ROLE OF THE CONNECTING PLAYER IN
VOLLEYBALL
Alexey Aleksandrovich Rzhanov, the volleyball coach, Sports School of the Olympic Reserve "Angara", Angarsk, post-graduate student, Irkutsk National Research Technical University
Abstract
Volleyball experts fundamentally emphasize the dominant role of the binder role. The choice of the playing role depends not only on his physical, morphological data, but also on more on the psychophysical
characteristics of the players, the innate properties of the nervous system. The properties of the nervous system, temperament and character ultimately determine the success of the binder's play activity. The purpose of the research is to determine the psychophysical forms of conformity to the game role - connecting and assess the possible training according to the required criteria. Research methodology and organization. Over the course of coaching at the sports school of the Olympic reserve in Angarsk, from 2015 to 2020, more than 300 young men took part in the pedagogical experiment, which were studied at their own request and with the consent of their parents. The sports selection began from the moment of viewing and the first training session, until graduation or determination of non-compliance with volleyball specialization in any parameters. The basic characteristics of the study to determine the specialization and role of the binder were innate inclinations and temperament. The pedagogical experiment included the study of scientific and methodological literature, psychological surveys and tests with the involvement of a staff psychologist, recognition of psychomotor inclinations and abilities, playing and coaching practice, accumulating the ability to endure stressful situations by players, interact and adjust phenotypes through pedagogical influence. Research results and their discussion. In the course of the research, methods of education and determination of the specialization of players were determined. Binder, as the most popular and difficult playing role in sports selection, needs a specific approach. The basic characteristic for belonging to the role is considered temperament, as an innate psychological component. Research confirms that young men with an innate sanguine temperament are best suited to the role of connecting players. The selection uses the criteria of motor abilities, morphological qualities and model characteristics, but temperament remains the primary determining factor. Output. The selection criterion for binders based on the innate properties of the nervous system has a reliable character, which is supported by statistical analysis for five years. Research and search for a gifted child, for the specialization of the binder, finds justification, but has a very low percentage of possible positive outcomes due to the high requirements of specialization.
Keywords: sports selection, binding, temperament, properties of the nervous system, innate inclinations, leadership qualities.
ВВЕДЕНИЕ
Удобная и своевременная передача для атаки, главная задача связующего. Каждая передача в определенный момент игры, может иметь решающее и принципиальное значение в итоге встречи. Действия связующего, как «взмах дирижёрской палочкой», определяет характер, зрелищность и результат. Каждый розыгрыш, завершающийся атакой, не только результат исполнения элемента нападение, но и заслуга связующего. Связующий в короткий промежуток времени, определяет, кто будет завершать атаку, какой высоты нужна ему передача, удаленность мяча от сетки и коридор разбега атакующего. Атака должна иметь момент неожиданности для противника, определенную надежность выполнения для команды. Все критерии и требования к данному амплуа, ведут к противоречию личностных качеств связующего игрока. С одной стороны, связующий должен иметь спокойный и уравновешенный темперамент, умение вербально и не вербально поддерживать связь со всеми игроками, с другой, всегда рисковать и своими решениями вводить в замешательство противника, маскируя от них свои намеренья.
Чешский спортивный психолог М. Ванек, В. Гошек и Б. Свобода, что интеллект волейболистов опережает представителей других видов спорта. Французский специалист, спортивный психолог Э. Тилль в своих трудах, подчеркивает, волейболисты способны не только мобильно решать тактические задачи, но быстро переключаться в меняющейся ситуации. Ф.В. Кондратьев, тестируя спортсменов, заметил, что для волейболистов типичны добросовестность, наличие собственных убеждений и самодисциплина. По мнению В.И. Секуна у волейболистов выраженно стремление к доминированию, навязыванию своего мнения и воли окружающим. А.М. Мухамедалиев добавил, что у волейболистов высокий уровень тревожности, связанный с чувством ответственности за любую ошибку в исполнении, что отсутствует в других видах спорта. С высокой долей всего перечисленного, можно отнести именно к амплуа связующего, его игровой интеллект должен доминировать в команде и все решения тренера приводит в жизнь он. Большинство игровых эпизодов, своим решениями завершает именно связующий.
Качества, которыми должен обладать связующий: спокойствие, хладнокровие, умение сохранять ясную голову в самые напряженные моменты игры, организаторские способности, тактическое мышление, а также артистическими способностями и истеро-идными чертами, сниженную чувствительность к внешним воздействиям отрицательного характера.
Гипотеза исследования предполагает, что процесс отбора связующих игроков должен проходить первоначально, через соответствие по врожденным задаткам и свойствам нервной системы юных спортсменов.
Цель исследования: рассмотреть свойства нервной системы человека, сопоставив их с требованиями, предъявляемыми игровому амплуа связующего, сопоставить статистические данные отбора и оценить возможности подготовки связующего.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Требования к связующему:
1. Организация командных действий в атаке.
2. Точные и удобные передачи.
3. Поддержка психологического климата во время игры.
4. Умение организовать блокирующее действие в ответ сильнейшему атакующему противника.
5. Умение страховать своих нападающих.
6. Остро и эффективно реализовать подачу. Таблица 1 - Психограммы_
Психограмма игрока:
характеристики сферы
- свойства нервной системы; - особенности темперамента; - особенности характера; - особенности восприятия, памяти, внимания; - особенности процессов интеллектуальной - особенности направленности личности - интегративный игровой показатель («игровой» новичок или нет).
Психограмма команды:
Неформальные структуры команды [4]: - малые группы, их состав; - выявление «звёзд» и «изгоев»; - структура лидерства; - совместимость игроков; - взаимовлияние игроков. Психологический климат команды. Все перечисленные характеристики игроков и команды имеют зачастую определяющее значение для их успешной игровой деятельности.
Связующий - самый грамотный игрок в команде, с высокой игровой культурой и дисциплиной. Расчетливый, хладнокровный и дальновидный игрок, не допускающий случайных ошибок. Игрок с устойчивой нервной системой, с подвижной психикой, чувствительный к партнерам, надежный в реализации сложных задач, способный вести игру и подсказать в нужный момент. Имеет развитую интуицию, хорошо чествует ситуацию и психологическое состояние игроков. Знает, статус каждого игрока и умеет результативно распределять передачи, относительно складывающейся ситуации в игре.
В процессе обучения и распределения игровой специализации, тренер должен помнить о врожденной способности нервной системы и обусловленности темперамента генотипом. Характер человека складывается из наследственных и приобретенные в процессе развития психологических элементов в фенотип. Недостатки темперамента, таким образом, можно сглаживать путем педагогического вмешательства в процессы становления фенотипа, а также используя достоинства с максимальной возможностью.
Высокую тревожность и слабость нервной системы, в процессе тренировок можно компенсировать развитием волевых способностей, приемами психорегуляции [3]. Количество стрессовых ситуаций в виде соревнований, накапливает позитивный опыт и снижает стрессогеность, разгрузка и снятие ответственности за результат с тревожных игро-
ков, имеющих слабую нервную систему, может мобилизовать и повысить поведенческие реакции у них.
Темперамент не всегда может явно выражаться в определенной типологии и быть смешанным, но в моменты сильной эмоциональной нагрузки более точно проявлять внешние признаки принадлежности. Характер каждого игрока необходимо изучать, подвергнув различного вида эмоциональной и психической нагрузке, для полноценного эффекта в соревновательной деятельности и конечно определения игрового амплуа. Педагогическое мастерство тренера основывается на использовании психологических законов поведения игроков, а также социально-психологической структуры команды.
Таблица 2 - Статистика отбора связующих за пять лет по психологическим критериям
Игроки и соответствия к ритериям
Год Сангвиник Не прошли отбор по
отбора Кол-во. и способ- флегматик холерик
ных связующих темпераменту другим причинам
2015 2003 1 (+1) 3 (+0) 5 (+0) 2 6
2004 2 (+1) 4 (+0) 4 (+0) 0 3
2005 4 (+2) 3 (+0) 3 (+0) 1 7
2006 2 (+0) 4 (+1) 5 (+1) 3 8
2016 2005 3 (+2) 3 (+0) 5 (+0) 1 4
2006 2 (+0) 5 (+1) 5 (+1) 1 5
2007 2 (+2) 4 (+0) 4 (+0) 1 9
2017 2006 2 (+0) 4 (+1) 5 (+1) 2 4
2007 2 (+2) 6 (+0) 3 (+0) 1 3
2008 4 (+2) 2 (+0) 4 (+0) 0 7
2018 2007 2 (+2) 4 (+0) 3 (+0) 0 9
2008 4 (+1) 2 (+0) 5 (+0) 0 6
2009 1 (+0) 3 (+0) 3 (+0) 1 8
2019 2008 4 (+1) 2 (+0) 5 (+0) 1 7
2009 1 (+0) 3 (+0) 4 (+0) 0 5
2010 2 (+1) 4 (+1) 6 (+1) 0 9
323 чел. Соответствие (%) 2,016 Отсев в (%) 43,351
Статистический анализ отбора связующих игроков по соответствию темперамента и предъявляемым требованиям показывает 2,016%. С учетом дальнейших критериев отбора по: морфологическим, двигательным, модельным характеристикам вероятность подготовки связующего игрока для команды высоких достижений ничтожно мала.
ВЫВОДЫ
1. Свойства нервной системы и врожденные характеристики, несут информацию о возможностях и игровом соответствии спортсменов.
2. Методы спортивного отбора связующих игроков в волейболе можно качественно дополнить результатами психологических характеристик соответствия амплуа по методике Г. Айзенка [1].
3. Дальнейшее исследование в области психологической диагностики соответствия спортивным дисциплинам обеспечит надежный способ поиска спортивных талантов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Королева, Т.П. Анализ информативности теста-опросника Г. Айзенка «Личные качества и интересы» / Т.П. Королева, И.А. Филипова // Общество: социология, психология, педагогика. -2018. - № 4. - С. 58-62
2. Мишкевич, А.М. Экстраверсия в разных теориях личности / А.М. Машкевич // Электронный научный журнал «Пензенский психологический вестник» - 2019. - № 1 (12). - URL: http://www.psychology-news.ru/2019/1-4 (дата обращения: 01.10.2020).
3. Попков, В. И. Учёт психологических особенностей личности игроков в процессе подготовки волейболистов / В. И. Попков // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреа-
ция. - 2017. - Т. 2, № 2. - С. 102-107.
4. Ржанов, А.А. Методика селективного отбора спортсменов для специализации «волейбол» по психомоторным задаткам / А.А. Ржанов, О.А. Шишлянникова, Э.Б. Бальжинимаев // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2020. -№ 2 (52). - С. 127-135.
REFERENCES
1. Koroleva, T.P. and Filipova I.A. (2018), "Analysis of the informativeness of the test-questionnaire by G. Ayzenk "Personal qualities and interests"", Society: sociology, psychology, pedagogy, No. 4, pp. 58-62.
2. Mishkevich, A.M. (2019), "Extraversion in different personality theories", Electronic scientific journal "Penza psychological bulletin", No. 1 (12), available at: http://www.psychology-news.ru/2019/1-4 (data accessed; 01.10.2020).
3. Popkov, V. I. (2017), "Taking into account the psychological characteristics of the personality of the players in the process of training volleyball players", Physical education. Sport. Tourism. Motor recreation, Vol. 2, No. 2, pp. 102-107.
4. Rzhanov, A.A., Shishlyannikova O.A and Balzhinimaev, E.B. (2020), "Methods of selective selection of athletes for the specialization "volleyball" according to psychomotor inclinations", Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, No. 2 (52), pp. 127-135.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.12.202
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ
УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
Евгения Евгеньевна Рогова, кандидат психологических наук, профессор, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация
В статье анализируются причины возникновения агрессии в подростковом возрасте, также рассматриваются семьи, вызывающие развитие данного феномена. Автором представлен краткий обзор концепций авторов, в которых разбирается понятие «самооценка» (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Г.К. Валицкас). Для исследования особенностей проявления агрессии у подростков с разным уровнем самооценки были использованы следующие эмпирические методики: изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н. Казанцевой); вопросник «Басса-Дарки» для диагностики состояния агрессии у подростков. По результатам исследования показано, что для подростков с разным уровнем самооценки враждебность более характерна, чем агрессия.
Ключевые слова: самооценка; агрессия; враждебность; семья; подростковый возраст.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p360-363
PECULIARITIES OF AGGRESSION MANIFESTATION OF TEENAGERS WITH DIFFERENT LEVEL OF SELF-ESTEEM
Evgeniya Evgenievna Rogova, the candidate of psychological sciences, professor, South Federal University, Rostov-on-Don
Abstract
The article analyzes the reasons of aggression appearance in adolescence, and also examines the families that cause the development of this phenomenon. The author presents a brief overview of the authors concepts, which deal with the notion of «self-esteem» (S.L. Rubinstein, L.I. Bozhovich, G.K. Valitskas). To investigate the peculiarities of aggression demonstration of teenagers with different level of self-esteem, the following empirical methods were used: the study of general self-esteem using the testing