Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ О ЗНАЧИМОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СУДЕЙ В ММА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ О ЗНАЧИМОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СУДЕЙ В ММА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ММА / СУДЬЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СТУДЕНТ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Наталья Николаевна, Латюшин Ян Витальевич, Дятлов Дмитрий Анатольевич, Корнеев Виктор Анатольевич

В статье рассмотрена проблема подготовки судей в смешанных единоборствах. Отмечена значимость психологических аспектов в спорте с точки зрения образовательного процесса высшего учебного заведения и практической составляющей в подготовке специалистов данной отрасли. Показаны результаты анкетирования студентов вуза физической культуры на предмет их представлений о работе рефери в ММА. Количественные данные анкетирования обсуждаются с качественной стороны, указываются особенности восприятия студентами термина «психологическая устойчивость личности», понимания сложностей в работе рефери в смешанных единоборствах и осознания важности психологической устойчивости в работе судьи в ММА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Наталья Николаевна, Латюшин Ян Витальевич, Дятлов Дмитрий Анатольевич, Корнеев Виктор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE IDEAS OF THE STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE ABOUT THE IMPORTANCE OF THE PSYCHOLOGICAL STABILITY OF JUDGES IN MMA

The article deals with the problem of the training judges in mixed martial arts. It noted the importance of the psychological aspects in sports from the point of view of the educational process of higher education institutions and the practical component in the training of specialists in this industry. It has shown the results of the survey of the students of the University of physical culture for their ideas about the work of the referee in MMA. The quantitative data of the survey are discussed from the qualitative side, it indicates the features of the students' perception of the term «psychological stability of the person», understanding of the difficulties in the work of the referee in mixed martial arts and awareness of the importance of the psychological stability in the work of the judge in MMA.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ О ЗНАЧИМОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СУДЕЙ В ММА»

статистически значимой (при р = 0,01). Повышенная агрессивность также превалирует у девочек с высокой самооценкой.

Таким образом, как показало исследование, повышенный уровень агрессивности и враждебности преобладает у мальчиков со средней самооценкой и у девочек с высокой самооценкой, что показывает на реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

ВЫВОДЫ

Процессы самооценки являются решающим детерминантом агрессивности субъекта, уровень самооценки управляет внутренне обязательными нормативными стандартами, как препятствующими, так и благоприятствующими реализации агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или специально организованного препятствия будет задето его чувство собственного достоинства, то агрессия будет направлена на восстановление своего достоинства посредством расплаты. Таким образом, полученные результаты необходимо использовать в образовательных учреждениях при построении воспитательного процесса; для формирования адекватной самооценки у школьников и предупреждения агрессивного поведения подростков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. -Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.

2. Валицкас Г.К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей: ее формирование и роль в поведении : дис. ... канд. психол. наук / Валицкас Гинтаутас Валентинович. - Москва, 1997. - 165 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 712 с.

4. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - Москва : Институт практической психологии, 1996. - 96 с.

REFERENCES

1. Bozhovich, L.I. (2008), Personality and its formation in childhood, Peter, Moscow.

2. Valitskas, G.K. (1997), Self-esteem of juvenile offenders: its formation and role in behavior, dissertation, Moscow.

3. Rubinstein, S.L. (2010), Fundamentals of generalpsychology, Peter, St. Petersburg.

4. Semenyuk, L.M. (1996), Psychologicalpeculiarities of aggressive behavior of teenagers and conditions for its correction, Institute of Practical Psychology, Moscow.

Контактная информация: evgrogova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 17.12.2020

УДК 159.9:796.819

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ О ЗНАЧИМОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

СУДЕЙ В ММА

Наталья Николаевна Романова, кандидат педагогических наук, Ян Витальевич Ла-тюшин, доктор биологических наук, Дмитрий Анатольевич Дятлов, доктор биологических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск; Виктор Анатольевич Корнеев, председатель, Всероссийская коллегия судей Союза ММА России, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрена проблема подготовки судей в смешанных единоборствах. Отмечена значимость психологических аспектов в спорте с точки зрения образовательного процесса высшего

учебного заведения и практической составляющей в подготовке специалистов данной отрасли. Показаны результаты анкетирования студентов вуза физической культуры на предмет их представлений о работе рефери в ММА. Количественные данные анкетирования обсуждаются с качественной стороны, указываются особенности восприятия студентами термина «психологическая устойчивость личности», понимания сложностей в работе рефери в смешанных единоборствах и осознания важности психологической устойчивости в работе судьи в ММА.

Ключевые слова: ММА, судья, психологическая устойчивость, студент вуза физической культуры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p363-366

RESEARCH OF THE IDEAS OF THE STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE ABOUT THE IMPORTANCE OF THE PSYCHOLOGICAL STABILITY OF JUDGES IN MMA

Natalya Nikolaevna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, Yan Vitalievich

Latyushin, the doctor of biological sciences, Dmitry Anatolievich Dyatlov, the doctor of biological sciences, professor, Ural state university of physical culture, Chelyabinsk; Viktor Anatolievich Korneev, the Chairman, All-Russian Board ofjudges of the MMA Union of Russia, St.

Petersburg

Abstract

The article deals with the problem of the training judges in mixed martial arts. It noted the importance of the psychological aspects in sports from the point of view of the educational process of higher education institutions and the practical component in the training of specialists in this industry. It has shown the results of the survey of the students of the University of physical culture for their ideas about the work of the referee in MMA. The quantitative data of the survey are discussed from the qualitative side, it indicates the features of the students' perception of the term «psychological stability of the person», understanding of the difficulties in the work of the referee in mixed martial arts and awareness of the importance of the psychological stability in the work of the judge in MMA.

Keywords: MMA, judge, psychological stability, student of the University of Physical Culture.

ВВЕДЕНИЕ

В профессиональной деятельности судьи в смешанных единоборствах возникает множество ситуаций, которые трудно диагностируются на первый взгляд, но оказывают непосредственное влияние на эффективность процесса и результата работы. От объективных решений рефери во многом зависит исход поединка, имидж судейской коллегии в данном виде спорта в целом. К эмоционально-волевой сфере такого профессионала предъявляется достаточно широкий спектр требований:

- управление эмоциональным и психическим состоянием важно осуществлять эффективно,

- не поддаваться на возможные вербальные и невербальные провокации со стороны бойцов, их тренеров и присутствующих зрителей,

- в случае непреднамеренного физического контакта со стороны бойцов важно проявить максимум волевых усилий, сохранить объективность, оперативно переработать поступившие сведения, реализовать стадию забывания информации и переключить внимание на дальнейшие действия, происходящие в октагоне.

Ранее нами, как и рядом исследователей современности, указывалось, что в подготовке спортивного резерва и студентов высших учебных заведений физкультурно-спортивной направленности важно заниматься различными аспектами психологической подготовки воспитанников - уделять внимание обучению управления эмоциями, сопровождению тренировочного процесса, изучению влияния спортивной деятельности на человека в соответствии с гендерной принадлежностью [1; 2; 3; 4; 5 и др.].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках данной публикации представлены результаты анкетирования студентов вуза физкультурно-спортивного профиля на предмет понимания важности такой характеристики личности судьи в смешанных единоборствах как «психологическая устойчивость».

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование было проведено на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» в 2018-2019 учебном году. В анкетировании приняли участие студенты второго, третьего и четвертого курсов. Общее количество респондентов составило 97 человек. Студентам факультетов Летних видов спорта, а также Зимних видов спорта и Единоборств была предъявлена анкета, состоящая из одиннадцати вопросов. Результаты ответов по трем вопросам, полученные в ходе исследования, представим далее.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Мы спросили у студентов, что они вкладывают в понятие «психологическая устойчивость личности». Данный вопрос был открытым. По итогам опытной работы было выявлено, что 85,6% опрошенных отождествляют данный термин с понятием «уравновешенность нервных процессов». И лишь 14,4% студентов указали верную суть определения полностью.

Следующий вопрос касался значимости, изучаемой нами характеристики в профессиональной деятельности судьи в ММА. 100% студентов отметили, что данная составляющая важна в деятельности рефери. В чем именно значимость психологической устойчивости при устном опросе смогли фрагментарно ответить лишь 19,6% обучающихся, оставшиеся 80,4% затруднились с ответом.

Затем в анкете был открытый вопрос касательно трудностей, с которыми приходится сталкиваться рефери в ходе поединка и в профессиональной деятельности в целом. 59,8% указали от трех до пяти проблемных моментов, 31% отметили по одному нюансу, связанному со сложностями, 9,2% затруднились с ответом.

Как видно из представленных материалов, большая часть будущих тренеров и педагогов физической культуры не осознают до конца весь спектр смысла понятия «психологическая устойчивость личности», но при этом все 100% опрошенных отмечают, что данная характеристика, несомненно, важна в работе судьи в ММА. То есть студенты не до конца понимают суть термина, но интуитивно выходят на то, что это значимая составляющая в работе, вероятно, за счет некоторого понимания смысла слова «устойчивость».

Касательно наличия и количества проблем в труде рефери студенты также не отдают себе полного отчета в данном аспекте, как показали результаты анкетирования.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование наглядно показывает, что суть изучаемого нами понятия и всех сторон исследуемой проблемы ясна студентам вуза физической культуры лишь частично. Имеющаяся у них информация бессистемная, эклектичная, разрозненная и неупорядоченная. Поскольку образовательный процесс в основе своей выставляет акценты на подготовке будущих тренеров и педагогов физической культуры, судейский корпус в различных видах спорта и в ММА в частности остается в ходе обучения без должного внимания. Мы не пытаемся предъявить какие-либо претензии к образовательным организациям физкультурно-спортивного профиля. Представленные результаты - это попытка привлечь внимание к существующей проблеме в смешанных единоборствах с подготовкой судей и отображение актуальности изучаемого вопроса с доказательной базой. Опыт-

ная работа в данном направлении продолжается с учетом полученных первичных данных опроса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова, Т.В. Особенности влияние спортивной деятельности на личность мужчин и женщин (культурологический аспект) / Т. В. Артамонова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 18-22.

2. Организация психологического сопровождения юных волейболисток в тренировочном процессе / Н.Н. Белякова, Н.Н. Романова, Д.А. Дятлов, Я.В. Латюшин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2019. - Т. 14, № 3. - С. 73-76.

3. Психолого-педагогические аспекты воспитания устойчивости студентов вуза физической культуры / В.А. Корнеев, Н.Н. Романова, Н.В. Сапожникова, В.А. Беликов // Современная высшая школа : инновационный аспект. - 2020. - Том 12. № 2 (48). - С. 36-42.

4. Романова, Н.Н. Методика развития рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов физической культуры / Н.Н. Романова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 4. - С. 161-166.

5. Романова, Н.Н. Эффективность комплекса педагогических условий развития рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов / Н.Н. Романова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 211-215.

REFERENCES

1. Artamonova, T. V. (2013), "Peculiarities of influence of sport activities on the identity of men and women (culturological aspect)", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 7, No. 101, pp. 18-22.

2. Belyakova, N. N., Romanova N. N., D. A. Dyatlov, Ya. V. Latyushin (2019), "The organization of the psychological support of the young volleyball players in the training process", Pedagogical-psychological and medico-biological problems ofphysical culture and sports, Vol. 14, No. 3, pp. 73-76.

3. Korneev, V.A., Romanova, N.N., Sapozhnikova, N.V. and Belikov, V.A. (2020), "Psychological and pedagogical aspects of stability education of students of the University of physical culture", Modern higher education: an innovative aspect, Vol. 12, No. 2 (48), pp. 36-42.

4. Romanova, N.N. (2013), "The methods of the development of the reflection of emotional states of future teachers of physical culture", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, No. 4, pp. 161-166.

5. Romanova, N.N. (2012), "The effectiveness of the complex of the pedagogical conditions for the development of the reflection of emotional states of future teachers", Siberian pedagogical journal, No. 4, pp. 211-215.

Контактная информация: romanova-natasha@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 28.12.2020

УДК 159.922.72

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Лидия Сергеевна Рычкова, доктор медицинских наук, профессор, Марина Вячеславовна Сапранкова, аспирант, Наталья Дмитриевна Ботова, педагог-психолог, ЮжноУральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста. Несмотря на многочисленные исследования в области психологии творческих способностей, сущность творческого мышления на этапе дошкольного детства изучена не в полной мере. Целью работы является исследование оптимальных путей развития творческих способностей и интереса к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.