УДК 37.015.3
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ-ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИХ ПРЕБЫВАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© 2014 Р.Атаханов, Н.Ф.Абдурашитов
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева
Статья поступила в редакцию 12.04.2014
В статье рассматриваются особенности проявлений черт характера у подростков-правонарушителей в условиях их пребывания в специальной школе. Анализ литературных источников показывает, что нет специальных исследований, рассматривающих психологические аспекты трудностей их отношений с родителями и параметров гармонизации отношений между ними. Есть основания предположить, что решение вопроса о путях гармонизации детско-родительских отношений требует учёта меры выраженности черт характера у подростков-правонарушителей.
Клюжевые слова: детско-родительские отношения, закон, ответственность, подросток-правонарушитель, правонарушения (противоправное поведение), преступление, родитель, специальная школа, характер.
В последние годы усиливается научный интерес к проблеме противоправного поведения подростков. Особо выражен интерес, как психологов-исследователей, так и психологов-практиков к изучению различных причин возникновения отклонений в поведении подростков и возможности их коррекции.
Изменения, произошедшие в 1992 - 1997 гг. в социально-экономической ситуации в Таджикистане, имели негативные последствия в различных сферах социальной жизни. Например, увеличилось число детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающихся в поддержке со стороны специалистов социальной сферы1.
При этом, можно часто наблюдать, что некоторые родители под предлогом тяжелых экономических условий жизни семьи отрывают своих детей от обучения и отправляют их на рынки и сервисные центры для мелкой торговли, перевозки грузов и выполнения других работ, требующих физического труда. В результате дети, отдаляясь от школы и учёбы, вырастают в нездоровой среде и занимаются недостойными делами. Это обуславливает возникновение у подростков склонности к совершению правона-
Атаханов Разиюлло, доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и практической психологии. E-mail: atahanov. 36@mail. ru Абдурашитов Наимжон Фозилович, стажёр кафедры теоретической и практической психологии. E-mail: a naimjon [email protected]
1 Абдурашитов Н.Ф. Семейная ситуация развития
подростков-правонарушителей // Молодёжь в социокультурном пространстве: Материалы IV-ой Регион. научно-практич. конф. студентов, аспирантов и молодых ученных «Молодёжь в социокультурном пространстве» (24 октября 2013 года). - Тобольск: 2014. - С.7.
рушений. «По сообщениям Министерства внутренних дел, - отмечает Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, - за последние годы на территории Таджикистана подростками и с их участием совершено 4200 преступлений. И это вызывает серьёзную озабоченность. Среди несовершеннолетних 104 человека совершили или являлись соучастниками тяжких преступлений, в частности, убийств. Из этого числа в 16 случаях несовершеннолетними детьми убиты свои родители и, наоборот, в 12 других случаях зарегистрировано убийство детей со стороны их родителей»2.
Действительно, современные социальные условия существования и психологический климат во многих семьях характеризуются как нестабильные. Поведение подростков обусловлено всеми аспектами ситуации в семье, а соответствующие факторы создают условия для усиления тенденции к отклонениям в их поступках. Они проявляются в демонстративном и вызывающем поведении, в крайних формах жестокости и агрессивности, склонности к преступному поведению. В связи с этим был принят Закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей», целью которого является усиление ответственности родителей за обучение и воспитание детей в духе гуманизма, патриотизма, уважения к национальным, общечеловеческим и культурным ценностям, а также защита прав и интересов детей. По этому Закону на родителей возлагаются такие обязанности как создание условий для охраны здоровья, физического, духовного, нравственного и морального формирова-
2 Эмомали Рахмон. Воспитание детей - священный долг родителей // Народная газета. - № 51 (19760). 22.12.2010 г.
ния ребёнка, уважение их чести и достоинства, предупреждения бродяжничества детей, их привлечения к опасному и тяжёлому труду, наносящему вред здоровью и др.3.
Актуальность проводимого исследования заключается в том, что необходимой предпосылкой организации целенаправленной работы по формированию личности подростка-правонарушителя является изучение типичных психологических особенностей этих детей в условиях их пребывания в специальной школе и ориентация на них. Важным аспектом этой проблемы является характеристика эмоциональной сферы и черт характера у подростков-правонарушителей и это, в свою очередь, побудило нас к исследованию проявлений черт их характера.
В истории функционирования исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в Таджикистане были, как отрицательные так и, естественно, положительные моменты. Одним из ярких положительных примеров в деле перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей является создание в 1966 году Республиканской специальной школы. Республиканская специальная школа-интернат города Душанбе была и остаётся единственным в Таджикистане воспитательно-образовательным учреждением закрытого типа для подростков-правонарушителей4.
Однако, несмотря на проводимые учебно-воспитательные и коррекционные работы, а также привлечение подростков к общественно полезной деятельности с обязательным охватом общеобразовательным обучением, после выпуска не все подростки оказались готовыми к самостоятельной жизни в соответствии с социальными и правовыми нормами общества. Об этом свидетельствует тот факт, что определенная часть воспитанников после окончания срока пребывания и освобождения из специальной школы повторно совершают правонарушение5.
3 Закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей», г. Душанбе, от 2-го августа 2011 года. - № 762. - Ст. 5, 8 - 9.
4 Бобоев Н.Р. Об ответственной воспитательной работе коллектива Республиканской специальной школы по перевоспитанию трудных подростков// Русский язык и литература в школах Таджикистана. 2011. -№1. - С. 4 - 12; Фельдштейн Д.И. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей // Психология развития человека как личности: избр. тр.: в 2 т. - М.: 2005. - Т. 1. - С. 481.
5 Абдурашитов Н.Ф. Психологический факторы про-
тивоправного поведения подростков (тадж.) // Нау-
ка и инновация (научно-методический журнал). - 2013
(4). - № 2. - С. 153 - 157.
Противоправное поведение подростков находит свое отражение в трудах отечественных исследователей Г.Г.Бочкарева, В.Н.Кудрявцева, Д.И.Фельдштейна, А.Фернхем, П.Хейвен и др. Изучая психологические механизмы противоправного поведения несовершеннолетних, Г.Г.Бочкарева выявила, что доминирующими в структуре их мотивационной сферы являются элементарные потребности, стремление удовлетворить мотивы личного, эгоистического самоутверждения6 .
По мнению В.Н.Кудрявцева «механизм индивидуального противоправного поведения содержит по форме те же психологические элементы, процессы и состояния, что и механизм правомерного поступка, но наполняется другим социальным и идеологическим содержанием. Этот механизм содержит эмоциональные состояния, волю, сознание. При этом, критическая точка развития, после которой поведение приобретает антиобщественную направленность, может быть расположена в самых различных местах причинной цепочки, образующей это поведение»7.
Исследователи А.Фернхем и П.Хейвен, анализируя противоправное поведение, дают обстоятельный психологический портрет подростков-делинквентов: «Для них характерна низкая самооценка, импульсивность, склонность к риску, агрессивность, враждебность, тревожность. Высокая тревожность действует как побуждение, которое усиливается с появлением привычки. Проявление аномии (аномия - беззаконие, безнормность - А.Н.) у подростков-делинквентов связано с невозможностью достигнуть жизненного успеха из-за бедности, отсутствия возможности получить хорошее образование и др. Они совершают делинквентные действия просто потому, что не имеют соответствующих социальных навыков. Подростки-делинквенты не желают или не способны принять на себя ответственность за свои собственные действия, они склонны к депрессиям и апатии, им трудно сосредоточиться. У таких подростков неприятная атмосфера в семье, им не хватает любви, понимания и поддержки»8.
В юридическом энциклопедическом словаре правонарушение, в широком смысле, отмечается как антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону. Например, деяниями такого порядка могут быть дес-
6 Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков правонарушителей: автореф. дисс... канд. пед. наук. - М.: 1968. - 25 с. 1 Кудрявцев В.Н. Механизмы преступного поведения. - М.: 1981. - С.31.
8 Фернхем А., Хейвин 77. Личность и социальное поведение. - СПб.: 2001. - С. 212.
табилизация существующего общественного порядка, причинение морального и материального ущерба, совершение краж, физическое насилие, суицидальное поведение и т.д. Их подразделяют на гражданские, административные и дисциплинарные поступки. Наиболее опасным является преступление, которое объясняется как общественно-вредное деяние, покушающееся на сложившийся порядок общественных отношений. Преступления, совершаемые подростками после достижения возраста уголовной ответственности, служат основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируются по определенным статьям уголовного кодекса. Особенностью преступного поведения является то, что оно наносит реальный ущерб окружающим людям или несёт угрозу их жизни9.
Ещё в 70-х годах XX века Д.И.Фельд-штейн, исходя из учета степени антиобщественной направленности личности подростков-правонарушителей, выделял пять групп подро-стков-правонарушителей10.
Первую группу подростков-правонарушителей характеризует устойчивый комплекс общественно-отрицательных аномальных, аморальных, примитивных потребностей, система откровенно антиобщественных взглядов, деформация отношений, оценок. У подростков этой группы извращены представления о товариществе, смелости, весьма ослаблено чувство стыда. Они циничны, грубы, озлоблены, агрессивны, вспыльчивы, несдержанны, драчливы. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, осознанность совершаемых правонарушений, отсутствие трудолюбия и стремление к потребительскому времяпрепровождению, иждивенчество и стяжательство являются типичными особенностями этой группы подростков-правонарушителей.
Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, низменными устремлениями, стремящиеся подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, у которых уже сложился устойчивый комплекс аморальных потребностей и откровенно антиобщественная направленность отношений, взглядов. Отличаясь обостренным индивидуализмом, неуживчивостью, эти подростки стремятся к привилегированному положению,
9 Юридическая энциклопедия / Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2001. - С. 345.
10 Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. - Душанбе: 1972. - С. 36 - 37; Фельдштейн Д.И. Психологические особенности подростка и их учет в формировании его мотивационно потребностной сферы // Психология развития человека как личности: избр. тр.: в 2 т. -
М.: 2005. - Т. 1. - С. 403 - 404.
притесняя слабых, младших. Их характеризует импульсивность, неустойчивость, быстрая смена настроений. Извращены представления этих подростков о мужестве, товариществе. Вместе с тем правонарушения совершались ими в основном ситуативно, в результате спонтанно возникшего на фоне общей направленности личности мотива. Обостренное самолюбие, хитрость, лживость, раздражительность, упрямство, неверие в людей, отсутствие трудолюбия характерны для этой группы подростков.
Третью группу подростков-правонарушителей характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Они осознают недостойность совершаемых ими правонарушений. Однако имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не стали убеждениями, а эгоистические устремления к получению удовольствий, либо неумение противостоять возникшей ситуации вызывают антиобщественные поступки, приводя к накоплению опыта аморального поведения. Подростки этой группы отличаются бравадой своего прошлого, показным удовольствием, хитростью, лживостью, притворством, приспособленчеством к обстоятельствам, апатией к общественно важным делам, неверием в людей.
Следующую, четвертую группу, составляют подростки со слабодеформированными потребностями. Их характеризуют безволие, легкая внушаемость, легкомыслие, неустойчивость, неверие в свои силы, заискивание перед волевыми товарищами, тяга к приключениям, фантазерство, артистичность, беззлобие, озорство и мнительность.
В пятую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушений случайно. Они трудолюбивы, исполнительны, с обостренным чувством стыдливости, однако безвольны и поддаются влиянию микросреды11.
Исследуя вопрос об анализе типичных особенностей личности подростков, ставших на путь правонарушений, и изучения причин их антиобщественного поведения, Д.И.Фельд-штейн основывался на положении, что нравственные качества личности формируются в процессе развития человека в обществе и детерминируются конкретными социальными условиями. По его словам, при нормальном состоянии здоровья, подростки, помещенные в спецшколу, характеризуются следующими особенностями, представляющими несомненный интерес для педагогов, организующих воспитательную рабо-
11 Фельдштейн Д.И. Трудный подросток.....- С. 36 —
37; Фельдштейн Д.И. Психологические особенности подростка и их учет в формировании его мотивационно потребностной сферы....- С. 403 - 404.
ту: 52% подростков чрезвычайно подвижны; 20% - инертны; 77% отличаются большой агрессивностью, вспыльчивостью, раздражительностью; 76% грубостью; 17% - не свойственной подросткам склонностью к слёзам; у 71% подростков отличаются большой невнимательностью, рассеянностью, только у 20% внимание является устойчивым, а у подавляющего большинства (97%) отмечается лживость и у 59% -безответственность12.
По данным указанного исследования у подростков-правонарушителей проявляются четко выраженные эгоистические, общественно отрицательные, примитивные, в том числе аномальные (греч. anomalía отклонение, неправильность - Н.А.), не свойственные возрасту, потребности. Так, 10% из них употребляли наркотики; большинство их курило (73%), больше половины многократно пили спиртные напитки (59%), многих характеризует склонность к бродяжничеству, у нескольких отмечались склонности к половым извращениям. Наряду с наличием примитивных, утилитарных, аномальных потребностей, подросткам-правонарушителям характерна извращенная направленность таких особенностей, как потребность в самозащите, в товариществе, в общении и др., что приводит к искаженным представлениям о дружбе, товариществе, долге, чести13.
В целом, анализ работ А.Фернхема, П.Хейвена и Д.И.Фельдштейна позволил выявить то, что было характерно подросткам-правонарушителям: агрессивность, аномальность антиобщественных взглядов, апатия к общественно важным делам, артистичность, безволие, враждебность, вспыльчивость, грубость, драчливость, иждивенчество и стяжательство, импульсивность инертность, легкомыслие, легкая внушаемость, лживость, мнительность, неверие в свои силы, неверие в людей, невнимательность, низкая самооценка, несдержанность, неуживчивость, неустойчивость, откровенно деформация, озлобленность, озорство, осознанность совершаемых правонарушений, отсутствие притворства, подвижность примитивных потребностей отношений, приспособ-
12 Фелъдштейн Д.И. Некоторые особенности личности подростков-правонарушителей // Вопросы оптимизации воспитательной работы с трудными подростками / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - Душанбе: 1970. - С. 140 - 141; Фелъдштейн Д.И. Психологические особенности подростка и их учет в формировании его
мотивационно потребностной сферы..... - С. 403 -
404; Фелъдштейн Д.И. Психологическая характеристика личности подростков .... - С. 495.
13 Фелъдштейн Д.И. Некоторые особенности личности
подростков .... - С. 141; Фелъдштейн Д.И. Психологическая характеристика личности подростков .... - С. 495.
ленчество к обстоятельствам, равнодушие к переживаниям других, раздражительность, рассеянность, самолюбие, склонность к риску, склонность к бродяжничеству, склонности к половым извращениям, частая смена настроений, тревожность, трудолюбие и отсутствие трудолюбия и стремление к потребительскому времяпрепровождению, тяга к приключениям, упрямство, эгоизм, хитрость, фантазерство, а также ослаблено чувство стыда и др. (см., например14).
Соответственно, нами была поставлена исследовательская задача по изучению особенностей проявления черт характера у подростков-правонарушителей в условиях их пребывания в специальной школе.
В качестве методов исследования мы использовали наблюдение, беседу, тестирование. При тестировании был задействован «Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков». Использование данной методики было обусловлено необходимостью изучения процедур, которые, одновременно, могли бы способствовать решению, как задач психологического исследования, так и психологического воздействия на ребенка в профилактических целях и возможностью её реализации. «Метод серийных рисунков и рассказов» используется как однократная процедура (все рисунки и рассказы создаются в процессе одного сеанса). Технология работы на сеансе структурирована и включает три этапа, в которых определена примерная очередность заданий, предлагаемых ребенку.
1. Рисунки и рассказы на тему «Мой автопортрет в полный рост», «Моя семья» («Семейная социограмма»), «Если бы у меня была волшебная палочка...», которые позволяют: а) познакомиться с ребенком; б) исследовать его образ - «Я», представление о семейном окружении; в) осуществить присоединение за счет обсуждения «безопасной» и насыщенной позитивными эмоциями темы желаний, стремлений и фантазий; г) ввести в работу, то есть создать определенный настрой.
2. Рисунки и рассказы на тему «Я переживаю», «Я боюсь», «Сон, который меня взволновал», «Я об этом не хочу вспоминать». Эти
14 Фелъдштейн Д.И. Некоторые особенности личности подростков .... - С. 141; Фелъдштейн Д.И. Трудный подросток.....- С. 36 - 37; Фелъдштейн Д.И. Психологические особенности подростка и их учет в формировании его мотивационно потребностной сферы. .... - С. 403 - 404; Фелъдштейн Д.И. Психологическая характеристика личности подростков .... - С. 495; Фернхем А., Хейвин П. Личность и социальное поведение. - СПб.: 2001. - С. 212.
задания несут эмоциональную нагрузку и стимулируют проявление интенсивных чувств и воспоминаний.
3. Снятию возникшего напряжения и получению заряда оптимизма, чувства уверенности в себе, ощущения способности справиться с трудностями способствуют рисунки и рассказы на тему: «Я такой довольный, я такой счастливый», «Мне 25 лет, я взрослый и работаю на своей работе», формируют образ позитивного будущего15.
Среди методов исследования особое место занимают наблюдение и беседа. В ходе наблюдения отслеживалось отношение детей и родителей друг к другу во время общения, а также проявления эмоциональных реакций при их встрече и расставании в помещении специальной школы. При помощи беседы выявлялись методы воспитательных воздействий родителей и трудности в отношениях подростков-правонарушителей к родителям.
Исследование было выполнено на базе Республиканской специальной школы-интерната г. Душанбе для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания. В нём приняли участие 16 подростков-правонарушителей мужского пола в возрасте от 13 до 16 лет. Специфичность этого контингента состоит в том, что для них характерны правонарушения (100%), трудновоспитуемость (87%), конфликты с родителями (75%), бродяжничество (62%), интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр (56%), побег из дома (37%) и присоединение к преступным группам (25%).
Важный момент, который требует внимания -это когда подросток ощущает себя нелюбимым и ненужным в семье. Особенно, после совершения правонарушения, они переживают чувство вины и страдают от этого. Дефицит внимания со стороны родителей приводит к развитию у ребенка комплекс неполноценности и т.д. Например, испытуемый Х.А. отметил: «Я совершил правонарушение и сильно обидел свою маму, тогда почувствовал, что она стал меня ненавидеть. И теперь не знаю, простила она меня или нет, и когда она заберёт, меня домой» (рисунок «Моя семья» и протокол беседы с испытуемым Х.А.).
Анализ данных, полученных с использованием «Метода серийных рисунков и рассказов», показывает, что психологические трудности в жизни подростков связаны с неблагополучными отношениями в семье и сложившимися детско-родительскими отношениями. Однако, не смотря на это, почти все испытуемые ут-
15 Никольская И.М. Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков: Учеб. пособ. для врачей и психологов. - СПб.: 2009. - С. 3 - 6.
верждают, что они чувствует себя хорошо в семье и думают о своих родителях. По их словам родители, к сожалению, редко их навещают и звонят. Например, если бы их родители проживали вблизи города, то они могли бы чаще, 1 - 2 раза в месяц, что их родители проживают слишком далеко от города и учреждения, то они навешают один раз в год и это сильно огорчает подростков (рисунок «Моя семья» и протокол бесед с испытуемыми Х.А., В.А., Ш.Х., М.Р., М.М.,).
Поэтому у этих детей в условиях пребывания в специальной школе часто возникает чувство неудовлетворенности эмоциональной стороной жизни, они испытывают дефицит в эмоциональном контакте. Недостаточная информированность подростков о ситуации в их семьях обедняет общение с родственниками и близкими людьми, вводя неопределенность в представления подростков о будущей жизни. Например, испытуемый М.М. отметил: «Я звонил маме и сказал ей, что в школе состоится родительское собрание и после собрания все родители забирают своих детей домой. Я тоже бы хотел, чтобы меня мама забрала дамой. Я долго ее ждал, сильно переживал, но, в конце концов, я ее дождался, так как она пришла позже. Потом когда я осознал, что моя мама все-таки пришла, мне стало легче» (рисунок «Моя семья» и протокол беседа с испытуемым М.М.). Подростки во время работы исследователей с затруднением рассказывали о своих семьях, в частности, о родителях. Некоторые из испытуемых сидели тихо и грустно, на вопросы отвечали поневоле, старались избегать тем обсуждения - становится ясно, что они чувствовали дефицит общения с родителями и с родственниками. Им было характерно состояние депрессии и чувство вины перед родителями. В процессе использования «Метода серийных рисунков и рассказов» выявлены как положительные, так и отрицательные черты характера подростков. Это было возможно в силу особенностей интерпретации выполненных детьми всех десяти заданий.
Таб. 1. Частота проявления положительных черт характера у подростков-правонарушителей
№ п/п Испытуемые Черты ха ракте] за
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Внимательность Выдержанность Добродушность Доброжелательн. Добросовестность Любезность Бесхитростность Обходительность Оптимистичность Послушность Привлекательность Разговорчивость Решительность Скромность Смелость Сострадательность Трудолюбие Устойчивость Честность Энергичн. ,старател.
1 В.А. 3 4 1 1 1 1 2 4 2 0 2 2 3 1 3 2 2 2 3 4
2 Х.А. 4 3 2 4 4 4 2 6 3 1 5 1 2 3 2 2 4 5 3 4
3 И.М 1 4 0 3 1 0 6 9 1 0 8 4 1 2 4 3 4 3 0 4
4 Н.М 0 5 0 0 0 1 0 1 0 0 1 1 0 0 0 0 6 3 1 0
5 Ш.Х 0 0 0 0 0 0 0 8 6 0 0 0 2 0 6 0 5 5 0 0
6 Ч.Ч. 1 0 0 0 0 0 0 7 4 0 1 4 6 0 0 0 6 4 0 6
7 Ш.С. 1 0 3 7 0 1 7 6 4 0 5 8 6 0 1 0 6 1 1 6
8 Д.Д. 2 1 2 1 0 6 0 0 3 0 2 1 3 0 0 1 6 6 0 7
9 С.З. 1 3 0 0 3 1 0 6 4 3 0 0 1 0 0 0 5 4 3 3
10 У.Г. 1 6 0 0 0 2 0 5 1 2 3 6 1 0 1 0 6 3 0 4
11 С.Д. 5 1 2 4 2 1 1 1 0 1 0 0 2 1 2 1 5 5 2 4
12 М.Р. 1 2 1 2 0 0 0 9 4 0 0 0 5 1 2 0 7 4 1 5
13 И.С 2 2 4 1 1 1 3 3 3 3 0 5 0 3 1 2 2 2 1 2
14 А.Я. 4 5 1 5 6 5 6 0 3 3 0 1 0 5 1 2 1 3 3 3
15 А.Х. 0 5 5 3 4 3 0 0 4 2 1 0 0 1 0 4 4 2 1 5
16 М.М. 0 8 0 4 0 1 0 3 2 7 1 1 1 0 0 1 0 0 0 1
Итого Абс. 26 49 21 35 22 27 27 68 44 22 29 34 33 17 23 18 69 52 19 58
% 16 30 13 21 13 16 16 42 27 13 18 21 20 10 14 11 43 32 11 36
Положительные черты характера подростка определяют особенности развития его личности, создают условия для гармонизации детско-родительских отношений. К положительным относятся такие черты характера как бесхитростность, внимательность, выдержанность, добросовестность добродушность, доброжелательность, любезность, обходительность, оптими-стичность, послушность, привлекательность, разговорчивость, решительность, скромность, смелость, сострадательность, энергичность (старательность), трудолюбие, устойчивость, храбрость, честность и др. Они были разбиты на две группы. Первую группу составили положительные черты характера, которые упоминаются чаще и являются более устойчивыми (упоминались чаще и проявлялись в пределах 10 - 43 процентов). Они приведены в таб. 1. Во вторую группу включены положительные черты характера, которые у испытуемых подростков проявлялись в меньшей степени, чем остальные (выражены от одного до десяти процента случаев, например, выносливость, искренность, ласковость, мужественность, мягкость, откровенность, подвижность, серьезность, ловкость, справедливость, терпеливость, целеустремленность, щедрость и др.).
Таким образом, опираясь на данные, приведённые в таб. 1, можно отметить, что у испытуемых такие положительные черты характера, как трудолюбие (43%), обходительность (42%), энергичность-старательность (36%), устойчивость (32%) и выдержанность, (30%) выражены более отчетливо. Именно эти черты характера могут служить основой получения заряда оптимизма, чувства уверенности в себе, ощущения способности справиться с трудностями и давать возможность подросткам-правонарушителям показать себя в положительным свете, формировать образ позитивного будущего.
К отрицательным можно отнести такие черты, как агрессивность, неспокойность, бесцельность, болтливость, вредность, грубость, задиристость, замкнутость, заносчивость, злость, импульсивность, легкомысленность, ленивость, невыносливость, неуклюжесть, обманчивость, раздражительность, скрытность, упрямство, фантазёрство, хвастливость и др. Выявленные нами отрицательные черты характера у испытуемых также были разбиты на две группы. Первую группу составили такие черты характера, которые упоминались чаще, чем остальные (от 10 до 78 % процент). Эти черты характера, как более устойчивые приведены в таб. 2. Во вторую группу были включены такие отрица-
тельные черты характера, которые, проявлялись реже (до десяти процента), например: бессовестность, бесчувственность, жестокость (жестокосердечный), капризность медлительность, непослушность, обидчивость, равнодуш-ность (равнодушие к переживаниям других), расстроенность, тревожность, трусливость, неустойчивость, невнимательность, несдержанность, эгоизм, внушаемость, лживость, мнительность, неверие в свои силы, низкая самооценка, осознанность совершаемых правонарушений, склонность к риску и др. Именно отрицательные черты характера во многом услож-
Как видно и в таб. 2, у испытуемых такие качества характера, как агрессивность (78%), беспокойность (63%), задиристость (30%), импульсивность (29%) и легкомысленность, (28%) выражены более отчетливо, которые создают условия для проявления конфликтного поведения у подростков, в частности конфликты с действующими общественными нормами и законами. Проведённое нами обследование выявляет, что агрессивность подростков (как вербальная так и физическая) выражается в отношениях с различными предметами, со сверстниками, с родителями и с учителями. Например: сильно хлопают дверью или пытаются насильно открыть дверь, если она даже закрыта на ключ, во время драки со сверстниками кидают стулья и все, что достают, ломают ручки и т.д. В
няют отношения между подростками и их родителями и считаются нежелательными (см. таб. 2). Приведены количественные данные выявленных отрицательных черт характера, которые связаны с повторяемостью черт характера по всем заданиям «Метода серийных рисунков и рассказов». Например, у испытуемых С.Д. и С.З. агрессивность выявлена по всем десяти заданиям. Это говорит о том, что у этих испытуемых зафиксирован самая высокая степень агрессивности. Разные показатели повторяемости можно определить как устойчивость выявленных черт характера.
большинство случаев подростки в школе легкомысленно и импульсивно поступают со сверстниками и со взрослыми.
Выявленные нами черты характера не случайно разделены на две группы. Важность разделения черт характера на положительные и отрицательные заключается, во первых, в том, что появляется возможность определить особенности личности подростка-правонарушителя, которые могут служить основой для дальнейших психокоррекционных работ в условиях специальной школы; во вторых, можно выявить доминирующие отрицательные черты характера у подростков-правонарушителей. Можно предположить, что именно проявление отрицательных черт характера в поведении подростков обуславливает дестабилизацию отношений под-
Таб. 2. Частота проявления отрицательных черт характера у подростков-правонарушителей
№ п/п Испытуемые Черты характера
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Агрессивность Беспокойность Бесцельность Болтливость Вредность Грубость Задиристость Заносчивость Злость Импульсивность Легкомысленн. Ленивость Невыносливый Неуклюжесть, бездельник Обманчивость Скрытость, замкнутость Упрямство Фантазерство Хвастливость
1 В.А. 9 7 5 3 1 4 4 2 6 4 2 6 4 0 2 3 4 1 2
2 Х.А. 7 8 2 5 0 3 4 2 4 6 1 2 5 0 0 3 7 4 1
3 И.М. 7 1 5 1 0 1 4 3 5 0 1 3 2 2 1 0 0 0 1
4 Н М. 8 1 0 0 0 0 4 0 0 1 0 2 2 1 0 2 0 0 0
5 Ш.Х 9 5 0 0 5 0 10 1 3 6 7 6 7 2 0 1 5 3 0
6 Ч.Ч. 7 4 5 2 5 5 5 6 4 6 6 2 4 2 5 0 0 4 3
7 Ш.С. 9 8 6 5 1 4 3 7 0 2 4 0 5 0 5 0 6 1 4
8 Д.Д. 8 8 1 1 1 2 4 2 4 1 1 1 5 1 1 3 3 2 2
9 С.З. 10 5 0 0 0 1 1 3 0 4 3 2 1 1 4 1 1 3 2
10 У.Г. 7 4 0 0 0 2 3 2 2 2 4 2 2 1 2 3 3 2 5
11 С.Д. 10 9 5 1 1 2 2 1 2 1 6 0 2 1 1 0 2 3 1
12 М.Р. 7 10 2 2 0 0 2 2 2 7 3 1 2 1 0 0 2 0 1
13 И.С 8 7 1 4 0 2 1 4 1 4 1 2 1 1 3 3 4 1 2
14 А.Я. 6 8 0 0 2 0 0 1 0 1 2 1 0 0 0 5 2 0 0
15 А.Х. 7 8 4 0 1 0 0 0 0 2 1 2 0 2 0 0 0 1 2
16 М.М. 6 9 4 0 0 1 2 1 1 0 4 2 2 1 2 4 1 1 0
Итого Аб.с. 125 102 40 24 17 27 49 37 34 7 46 3 44 16 26 28 40 24 27
% 78 63 2.5 15 10 16 30 23 21 29 28 21 27 10 16 17 25 15 16
ростка-правонарушителя с окружающими, в частности, с родителями.
Подростки-правонарушители после окончания срока перевоспитания освобождаются из спецшколы по решению Комиссии по делам несовершеннолетних и снова выходят к открытому обществу, в котором существует общепринятый порядок и законы, которые все должны соблюдать. Но в силу ряда причин, практически большая часть детей, возвращаясь, к той или иной среде не всегда могут их выполнить, поскольку они даже не умеют ставить перед собой цель и планировать действия, не противоречащие социальным нормам. Данная ситуация обусловлена тем, что постпенитанциарная социальная адаптация, которая предполагает усвоение норм, ценностей, необходимых для того, чтобы быть включенным в жизнь общества, для восстановления и возобновления навыков и умений практического поведения в качестве обычного члена окружающего его социума, у этих подростков затруднена.
Беседы с родителями и наблюдения за процессом ресоциализации подростков свидетельствуют также о том, что бывшие подростки-правонарушители и их родители нуждаются в помощи психологов. В результате изучения особенностей проявления черт характера у подростков-правонарушителей в условиях их пребывания в специальной школе, выявлены также доминирующие отрицательные черты характера, например, агрессивность, беспокойность, задиристость и др.
Сравнительный анализ работ Д.И.Фельд-штейна, А.Фернхема, П.Хейвена и результатов проведённого нами эксперимента показывает, что между ними существует определённое различие. С одной стороны, подтвердился тот факт, что подросткам-правонарушителям были характерны агрессивность, грубость, драчливость (задиристость), импульсивность, легкомыслие, раздражительность, рассеянность, тревожность, трудолюбие и отсутствие трудолюбия, упрямство, эгоизм, лживость, склонность к бродяжничеству, равнодушие к переживаниям других, легкая внушаемость, мнительность, неверие в свои силы, низкая самооценка, невнимательность, несдержанность, неустойчивость, осознанность совершаемых правонарушений, склонность к риску и др., которые в работах выше указанных авторов были отмечены. С
другой стороны не отмечены: аномальность антиобщественных взглядов, апатия к общественно важным делам, артистичность, безволие, враждебность, вспыльчивость, иждивенчество и стяжательство, инертность, неверие в людей, неуживчивость, откровенно деформация, озлобленность, озорство, притворство, подвижность примитивных потребностей и отношений, приспособленчество к обстоятельствам, самолюбие, склонность к половым извращениям, смена настроений, стремление к потребительскому времяпрепровождению, тяга к приключениям, хитрость, фантазерство, а также ослабленное чувство стыда и др. Однако, у подростков-правонарушителей были выявлены и доминирующие качества как отрицательного так и положительного характера (см. таб. 1 и 2).
Исследование социально-психологической характеристики отношений в поведении подростка-правонарушителя и выявление доминирующих отрицательных черт характера направлено на определении методов работы с ними. Выявление и учет положительных черт характера даёт возможность переоценки и перестройки образа подростка-правонарушителя в положительному сторону на разных этапах работы по гармонизации детско-родительских отношений в условиях пребывания детей в специальной школе.
Таким образом, изучая проявления черт характера у подростков-правонарушителей в условиях их пребывания в специальной школе, с целью устранения трудностей в отношениях между подростками-правонарушителями и их родителями, можно сформулировать следующие задачи дальнейшего исследования: а) определить предпосылки агрессивности и агрессивного поведения у подростков-правонарушителей; б) определить причины беспокойности, задиристости и других отрицательные черт характера у подростков-правонарушителей; в) исследовать психологические предпосылки коррекции отрицательных черт характера у подростков правонарушителей в условиях специальной школы; г) разработать и апробировать эффективность программ психологического сопровождения процесса гармонизации детско-родительских отношений между подростками-правонарушителями и их родителями.
FEATURES OF CHARACTER EXPRESSION OF ADOLESCENT DELINQUENTS DURING THEIR STAY AT SPECIAL SCHOOLS
© 2014 R.Atakhanov, N.F.Abdurashitov
Tobolsk State Social and Pedagogical Academy named after D.I.Mendeleev
The article discusses the features of character expression of adolescent delinquents during their stay at a special school. Analysis of the literature shows that there is no special research addressing the psychological aspects of difficulties of relationship with parents and parameters, harmonizing relations between them. There is reason to assume that the issue of harmonization of the child-parent relationship requires consideration of character traits of adolescent delinquents.
Keywords: parent-child relationship, the law, responsibility, adolescent- delinquents, violation (illegal behavior), crime, parent, special school, character.
° Raziyullo Atakhanov, Doctor of Psychology, Professor of theoretical and applied psychology. E-mail: atahanov. 36@mail. ru
Naimzhon Fozilovich Abdurashitov, Intern at the department of theoretical and applied psychology of Tobolsk socio-pedagogical academy named after D.M.Mendeleev. E-mail: a naimjon [email protected]