ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 37.013.42-053.6
ББК Ч466.08 ГСНТИ 15.81.21 Код ВАК 19.00.07
Абдурашитов Наимжон Фозилович,
стажер, кафедра теоретической и практической психологии, Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. М. Менделеева; 626150, Тюменская область, г. Тобольск, ул. Знаменского, д. 58; e-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подросток-правонарушитель; правонарушения (антиобщественное и противоправное поведение); причины противоправного провидения; трудновоспитуемость; семья, конфликты с родителями.
АННОТАЦИЯ. Представлено исследование 98 подростков, совершавших противоправное поведение, и их семейных характеристик. Рассмотрены результаты анализа документов и выделяются положительные и отрицательные черты характера подростков. Перечислены причины противоправного поведения подростков.
Abdurashitov Naimzhon Fozilovich,
Intern of Department of Theoretical and Applied Psychology Tobolsk Socio-pedagogical Academy named after D.M. Mendeleev, Tobolsk, Russia.
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CAUSES OF JUVENILE UNLAWFUL BEHAVIOR (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN)
KEY WORDS: juvenile delinquent; offense (antisocial and criminal behavior); the causes of criminal behavior; reasons of maladjustment; family; conflicts with parents.
ABSTRACT. The article studies 98 adolescents with unlawful behavior and their family characteristics. The results of the analysis of documents are presented and the positive and negative traits of adolescents are defined. The reasons of such behavior of teenagers are formulated.
За последние двадцать лет сложившееся в Республике Таджикистан непростое экономическое положение, крушение прежнего мировоззрения и несфор-мированность нового привели гражданское общество к трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудным был этот период для подрастающего поколения, что проявилось, например, в увеличении числа детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Эксплуатация детского труда и социальная несправедливость по отношению к подросткам, нестабильное и конфликтное отношение к ним как в семье, так и в школе, неправильные воспитательные воздействия, ошибки родителей и учителей (доминирующие воспитательные методы - наказание и жестокое обращение с ребенком, ослабление морально-этического воспитания в школе), неудачи в учебе (отсутствие дружелюбия в классе и в окружении сверстников, конфликты с учителями), отсутствие возможности получить обязательное
начальное и среднее образование, невозможность достижения жизненного успеха, неясность социальных норм, равнодушие и невнимательность взрослых и общественности к воспитанию подростков - все эти явления приводят к тому, что дети, отдаляясь от школы и учебы, вырастают в нездоровой среде, присоединяются к преступным группировкам и занимаются недостойными делами. Это обуславливает возникновение у подростков склонности к совершению правонарушений [1, с. 7].
К сожалению, как часто наблюдается в практике, в том числе и в общеобразовательных учреждениях, такие дети, как подростки-правонарушители, оказываются в иной обстановке с совершенно новыми для них требованиями.
Неприятности в школе, неуспеваемость, недисциплинированность и возникающие на этой основе конфликтные отношения с окружающими, как с учителями, так и с родителями, свойственные многим школьникам подросткового возраста, при-
© Абдурашитов Н. Ф., 2014
водят подростка в отрицательную микросреду, существующую во дворе, на улице. В таких случаях учителя общеобразовательных школ сразу вызывают родителей, обсуждают поведение подростка на педагогических советах школы и на заседаниях родительского комитета. Причем обсуждение проходит в общественном кругу и в крайних случаях сопровождается угрозами ребенку, что заставляет родителей перевести его в другое учебное заведение. Именно такая тактика воздействия на подростка и сложившаяся ситуация в школе являются условиями возникновения конфликта между подростком и его родителями. Большинство родителей именно после подобных заседаний разными способами наказывают своего ребенка и начинают менять отношение к нему к худшую сторону, что приводит к значительному отдалению детей от своих родителей.
Недостатки семейного воспитания с сочетании с недостатками работы педагогов приводят к тому, что трудный подросток оказывается и вне коллектива семьи, и вне коллектива школы. Выпадая из семейного и школьного коллективов, ребенок попадает в «уличную группу» подростков.
Действительно, современные социальные условия существования и психологический климат во многих семьях не характеризуются как стабильные, не все родители имеют возможность удовлетворения жизненно важных социально-психологических и экономических потребностей ребенка в повседневной жизни. Находятся и такие родители, которые не осознают ответственность за воспитание своего ребенка. В связи с этим был принят Закон Республики Татарстан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей», целью которого является усиление ответственности родителей за обучение и воспитание детей в духе гуманизма, патриотизма, уважения к национальным, общечеловеческим и культурным ценностям, а также защита прав и интересов детей. Этот Закон возлагает на родителей такие обязанности, как создание условий для охраны здоровья детей, для физического, духовного, нравственного и морального воспитания ребенка, уважения их чести и достоинства, предупреждения бродяжничества и привлечение детей к опасному и тяжелому труду, наносящему вред здоровью и др. [8, ст. 5, 8-9].
Дефицит эмоциональной поддержки родителей, выражающийся в ослаблении психологического контакта между подростками и их родителями, неэффективность семьи в социализации ребенка, нарушения семейной социализации также усложняют положение подростков в обществе. Отличи-
тельной особенностью подросткового возраста (от 11-12 до 14-15 лет) являются серьезные изменения, происходящие в психосоциальном развитии ребенка, освоение им новых социальных ролей. В этом возрасте ребенок реально вступает в значительно расширяющиеся общественные отношения. Дети все активнее стараются жить многогранной и содержательной жизнью коллектива. Новые формы взаимосвязей и общения приводят подростков к расширению связей с товарищами как в школе, так и в других общественных местах. Одновременно подростки оценивают людей зачастую по их отдельным чертам характера, которые позволяли бы им добиваться успехов и признания, перенося эту оценку на личность в целом. Более того, подростки порой оценивают поступки человека, не учитывая то, ради чего этот поступок совершается, на что он направлен [12, а 345].
Для подростков характерно также активное участие в школьных и семейных делах. На данном этапе взрослые люди, особенно родители, предъявляя повышенные требования к подросткам, расширяют сферу их деятельности и усложняют их обязанности.
По мнению А. Х. Кучкарова качественные изменения, происходящие в общественном положении подростков, обуславливают возникающую в этом возрасте у них относительную устойчивость целей и форм поведения. Подростки уже в значительной степени способны самостоятельно организовывать свою деятельность, решать многие вопросы повседневной жизни, оценивать окружающих. У них развивается чувство долга, ответственность за поступки. Для подростков характерно стремление сопоставить качества других людей с чертами своей личности. Анализируя и оценивая свое собственное поведение, подросток постоянно сравнивает его с поведением окружающих людей, прежде всего, своих товарищей [10, а 103-113].
Актуальность проводимого нами исследования заключается в том, что необходимой предпосылкой организации целенаправленной психолого-педагогической работы по формированию личности подростка-правонарушителя является изучение социально-психологических причин совершения им противоправного поведения.
Выявлению причин антиобщественного и противоправного поведения несовершеннолетних посвящено множество исследований. Изучению подвергаются социологические, психологические и медицинские факторы, взятые как в отдельности, так и по совокупности (И. А. Горьковая, В. Н. Кудрявцев, Д. А. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Т. В. Шипунов и др.). Исследователи счита-
ют, что источники противоправного поведения многообразны. Например, по мнению И. А. Горьковой, на формирование де-линквентного поведения подростков негативно влияет конфликтная атмосфера в семье, в частности, нарушения отношений между родителями и их детьми [6, с. 57-65]. В. Н. Кудрявцев считает, что преступность тесно связана с институтом семьи, с семейными проблемами и конфликтами. Он, изучая социальные причины делинквент-ного (противоправного) поведения подростков, обращает внимание на следующие моменты: 1) отвергающее или враждебное отношение матерей к ребенку; 2) педагогическая запущенность; 3) трудности социальной адаптации в коллективах, сочетающиеся часто с поисками признания в альтернативных асоциальных группах, одобряющих агрессивное поведение. В работах В. Н. Кудрявцева часто отмечается, что истоки антиобщественного и противоправного поведения подростка можно искать в начале их жизненного пути, там, где только начиналось формирование личности ребенка как социального существа (от детства). Это прежде всего относится к семье и первому социальному окружению ребенка, и отмечается, что данное обстоятельство относится к любому правонарушителю, и от него нельзя никуда уйти при объяснении причин как преступности в целом, так и преступления отдельной личности в частн-соти [9, с. 30].
Изучая причины противоправного поведения, В. Н. Кудрявцев отмечает, что «механизм индивидуального противоправного поведения содержит по форме те же психологические элементы, процессы и состояния, что и механизм правомерного поступка, но наполняется другим социальным и идеологическим содержанием. Этот механизм содержит эмоциональные состояния, волю, сознание. При этом критическая точка развития, после которой поведение приобретает антиобщественную направленность, может быть расположена в самых различных местах причинной цепочки, образующей это поведение» [9, с. 31-33].
Изучая жизненный путь несовершеннолетних правонарушителей, воспитывающихся в республиканской спецшколе г. Душанбе, Д. И. Фельдштейн определяет, что в основе «нравственной деформации их личности» лежали именно недостатки их воспитания в семье и в школе. По мнению этого автора, нравственные качества личности формируются в процессе развития человека в обществе и детерминируются конкретными социальными условиями [15, с. 23-43, 494-495].
Работа Т. В. Шипуновой занимает особое место в изучении социально-психологических причин противоправного поведения подростков. По мнению этого исследователя, формирование преступной карьеры проходит несколько стадий или этапов.
Первый этап начинается с отсутствия или ослабления психологического контакта между родителями и ребенком, неудач в школе, ссор со сверстниками, конфликтов с учителями и т. д. Основания для возникновения такой ситуации могут быть самые различные: жестокое обращение с ребенком в семье, невнимание учителей и нежелание понять специфический мир ребенка, агрессивность и отсутствие дружелюбия в окружении ровесников, внутренние переживания ребенка, связанные с формированием его мировоззрения, доминирование в семье и в школе методов наказания и т. д. - проще говоря, первый толчок для начала развития преступной карьеры дает ближайшее окружение - либо равнодушное и холодное, либо агрессивное и жестокое.
Следующим этапом формирования преступной карьеры является знакомство человека с делинквентный субкультурой, по сути дела, с такими же отверженными, как он сам. Эта субкультура предоставляет человеку своего рода убежище от не принявшего и не понимающего его социального окружения.
На третьем этапе развития преступной карьеры начинается апробирование предлагаемых субкультурой вариантов действий по достижению намеченной цели и новых алгоритмов решения конфликтных ситуаций. На этом этапе девиантная или преступная деятельность человека становится известной широкому социальному окружению.
На четвертом этапе человек перестраивает свой ценностный мир и отождествляет себя с субкультурой, то есть смиряется с социальной ролью. Теперь «нравственное большинство» будет сопровождать его по всем бюрократическим инстанциям, включая педсовет или родительское собрание, спецприемник или специнтернат, тюрьму и колонию, где и завершается формирование девиантной карьеры и начинается углубленная профессионализация в одной из преступных сфер деятельности [16, с. 65-69].
Обсуждая вопрос о нарушении смысловой регуляции при делинквентном развитии личности, Д. А. Леонтьев пишет: «Прямые выводы говорят о нарушении у делин-квентных подростков временной перспективы, планирования и целеполагания, о снижении роли внутреннего мира в регуляции их жизнедеятельности, о суженном, упрощенном мировоззрении и сниженной когнитивной сложности...» [11, с. 347-348].
Таким образом, анализ научной литературы по проблемам социально-психологических причин совершения противоправного поведения подростками показывает, что в основе возникновения такого типа поведения у подростков прежде всего лежат: 1) ценности и социальные нормы, которые не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость; 2) ошибки родителей и учителей в процессе предшествующего воспитания; 3) невозможность достижения жизненного успеха из-за бедности и неблагополучия в семейных отношениях; 4) отсутствие возможности получить хорошее образование; 5) эксплуатация и социальная несправедливость и т. п. [6, с. 57-65; 9, с. 30; 11, с. 347-348; 15, с. 23-43, 494-495; 16, с. 65-69].
Ссылаясь на анализ литературных источников, можно предполагать, что условиями совершения подростками противоправного поведения являются отсутствие внимания и дефицит родительской эмоциональной поддержки, недостатки или неправильное и ненормальное воспитание в семье и в школе. Неблагоприятное психосоциальное развитие и нарушение процесса семейной социализации подростков является решающим в объяснении причин противоправного поведения несовершеннолетних. Поэтому изучение проблемы социально-психологических причин совершения противоправного поведения подростками является актуальным как в сфере профилактики правонарушения среди несовершеннолетних, так и для организации пси-хокоррекционных работ с подростками-правонарушителями.
Таким образом, нарушения в поведении подростков зависят от воздействия многих факторов. Можно предполагать, что причины противоправного поведения подростков лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия с окружающим миром, социальной средой, с самим собой. Очень часто причины совершения подростками противоправного поведения связаны с семейными ситуациями, в частности, с дет-ско-родительскими отношениями.
В качестве методов исследования мы использовали наблюдение, беседу, анализ документов (постановления, протоколы, характеристики подростков и их семей), тестирование. Для тестирования был использован «Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков» [4, с. 110-121; 13, с. 3-6].
Для изучения особенностей отношения и поведения подростков и выявления предпосылок совершения ими противоправного поведения особое место занимают исследо-
вательские методы наблюдения и беседы. Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путем анализа данных, полученных в ответах на предварительно продуманные и поставленные вопросы [7, с. 96]. При помощи беседы решались следующие задачи:
-устанавливался контакт как с подростками, так и с их родителями;
- осуществлялась подготовка испытуемых к психодиагностической работе (сообщается инструкция, даются дополнительные разъяснения);
- снималась тревожность, неудовлетворенность, разочарование, которые могли возникнуть в процессе обследования (в данном случае метод беседы применяется для оказания психологической помощи, называемой психотерапевтической беседой или клиническим интервью);
- выявлялись методы воспитательных воздействий родителей, трудности воспитания и особенности отношений подростков-правонарушителей с их родителями. Во время беседы родители рассказывали об особенностях своих детей, уточняя при этом отдельные детали их характеристик.
Для изучения отношения детей к общественному порядку и нормативным актам использовался метод включенного наблюдения.
Для подтверждения достоверности информации о подростках использовалось систематическое и непосредственное наблюдение [2, с. 34] за особенностями поведения и жизнедеятельности детей.
Метод анализа документов - это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов в целях решения определенных исследовательских задач. К методам анализа документов следует отнести биографический метод со всеми его разновидностями, в котором в качестве основного источника информации выступает документ (постановления, протоколы, характеристики на подростков и др.). Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется для анализа жизненного пути личности, что позволяет выявить факторы, в наибольшей степени влияющие на поведение испытуемого [14, с. 570-571].
Исследование по выявлению социально-психологических причин противоправного поведения подростков было выполнено на базе Республиканской специальной школы-интерната г. Душанбе для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания. В нем приняли участие 98 подростков-правонарушителей мужского пола в возрасте от 11 до 16 лет. Специфич-
Большинство испытуемых были в активном поиске финансовых средств для удовлетворения жизненных потребностей своих семьей. Все эти подростки состояли на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и Службы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних г. Душанбе.
Полученные данные с использованием «Метода серийных рисунков и рассказов» показывают, что и для подростков-правонарушителей было характерно качественное изменение в отношениях со взрослыми людьми, в частности, с родителями и близкими родственниками. Подростки, несмотря на то что они совершили правонарушения, стремились выработать в себе такие качества, которые дают им возможность быть в гармонических отношениях со взрослыми людьми. Как выявилось, они каким-то образом стараются показать себя с
ность этой группы состоит в том, что для них характерны правонарушения, трудно-воспитуемость, конфликты с родителями, интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр, присоединение к преступным группам, побег из дома в сочетании с бродяжничеством, уклонением от учебы, злоупотреблением алкоголем, употреблением табака (см. табл. 1).
положительной стороны, им хочется оправдаться в своих ошибках перед родителями и перед общественностью. Однако когда у них появляется стремление занять то или иное место в коллективе при фактическом осознании своих ошибках и представлении о себе, то они либо переоценивают, либо недооценивают себя.
При соответствующем поведении у подростка возникает конфликт с коллективом и с родителями, устранить который порой бывает довольно трудно. У таких подростков наблюдается повышенная сопротивляемость целому ряду воспитательных воздействий, и вместе с этим они более чувствительны к различным средовым раздражителям. В этот момент непродуманное воспитательное воздействие взрослых приводит к усилению сопротивляемости подростка, в результате которого у них появляется ожесточенность, неверие в свои силы, те-
Таблица 1.
Характеристика подростков-правонарушителей
№ Причины пребывания в специальной школе Число испытуемых
Абс. В %
1 Совершили правонарушение (хулиганство, кража, грабеж, разбой, поджог, вандализм, изнасилование и прочее) 98 100
2 Присоединялись к преступным группам 21 21
3 Считались трудновоспитуемыми 82 83
4 Имели конфликты с родителями с матерью 74 75
с отцом 52 53
5 Имели зависимость от Интернета и компьютерных игр 65 66
6 Имели побег из дома 57 58
7 Занимались бродяжничеством и отказывались от учебы 81 82
8 Употребляли алкогольные напитки 18 18
9 Употребляли табак 44 44
10 Были в активном поиске финансовых средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и в некоторых случаях кормили семью 73 74
11 Мать или отец находятся на трудовой миграции 44 45
12 Подростки, имеющее мачех 16 16
13 Подростки, имеющее отчимов 9 9
14 Подростки были доставлены со стороны: Матери 44 45
Отца 10 10
Других родственников 21 21
Сотрудников правоохранительных органов 23 23
ряется вера в людей и т. д. Некоторые подростки, действуя негативно, назло, прогуливают уроки, грубят педагогам и родителям, хулиганят, убегают из дома и т. д. В результате, выходя из-под контроля родителей и педагогов, подростки заново становятся на путь правонарушений.
Анализируя семейные условия жизни подростков-правонарушителей, мы изучали материальные и бытовые условия семьи, ее состав и структуру, нравственную атмосферу, воспитательную позицию этих семей и связь со школой. Показательно, что материально-бытовые, в том числе и жилищные, условия подростков отличаются от условий, в которых растут и воспитываются обычные подростки. Исследование вскрыло крайне тревожную картину состава семей, где воспитывались подростки-правонарушители. В условиях неполной семьи воспитывалось 54% подростков: у 87% живы отец и мать, при этом лишь 28,57% у них живут совместно. 41% подростков имеют лишь мать, у 7,1% - есть только отец; 10,2% подростков - сироты. Обращает на себя внимание незначительное число детей среди подростков-правонарушителей, не имеющих родителей (сирот). Это объясняется тем, что такие дети, как правило, немедленно помещаются в детские учреждения, и тем самым в значительной степени усиливается надзор за ними (см. табл. 2).
Как показывают данные, полученные с использованием «Метода серийных рисунков и рассказов», среда, в которой росли подростки до совершения правонарушения, характеризуется нездоровой обстановкой, отсутствием внимания к их учебным занятиям, помощи в подготовке домашних заданий и контроля за ними, в уважительного отношения к школе и к учителям. К этому можно добавить грубое отношение педагогов к детям, реакцию на учебные неуспехи в виде криков и ругани, наказаний и т. д.
Что касается образования родителей и культурного уровня этих семей, то можно отметить, что 27% родителей подростков-правонарушителей имеют высшие образование, 36% имеют неполное высшее и 37% -среднее и среднее специальное образование (см. табл. 2).
Анализ документов в рамках используемого метода показал, что в большинстве семей (78%) взаимоотношения между родителями были нестабильны (пьянство, конфликты между ними и т. п.), в некоторых семьях (28%) кто-либо из членов семьи подвергался уголовному наказанию за совершенное преступление, в 75% обследованных семьях родители либо не занима-
лись воспитанием детей, либо уделяли мало времени.
Использование теста «Метод серийных рисунков и рассказов» и анализ документов (постановления, протоколы, характеристики подростков и их семей) показывают, что сегодня не все отцы и матери могут дать своим детям надлежащее воспитание. Некоторые родители чувствуют себя бессильными, так как не имели нужных психологических и педагогических знаний.
В результате изучения и анализа документов (постановления, протоколы, характеристики подростков и их семей) было выявлено, что из 98 подростков, совершивших правонарушение, 42 человека (43%) были привлечены к ответственности за имущественные преступления. Эти несовершеннолетние указали, что причиной, побудившей их к совершению преступления, являлась острая материальная нужда его самого или близких ему лиц. Оказалось, что несовершеннолетние, имеющие отклонения в поведении особенно в возрасте 13-15 лет, часто совершали кражи с целью покупки сладостей, одежды, для оплаты времени в интернет-кафе (компьютерных игр) и приобретения необходимых вещей для своих семей. Характерной особенностью таких подростков-правонарушителей является отрицательное отношение к учебе, к умственному, а нередко и физическому труду. Чаще всего это вызвано систематическими неуспехами в учебе, неприятными переживаниями, связанными с учебой, отсутствием живого интереса к учебным предметам и знаниям.
Такие подростки отстают от сверстников в развитии интеллектуальных черт и качеств личности. Их речь, как правило, развита слабо, засорена бранными выражениями, искаженными словами. Однако, по словам Н. Р. Бобоева - директора республиканской специальной школы, преобладающим у подростков-правонарушителей является интерес к спорту, различным подвижным играм, путешествиям, ко всему тому, что не требует умственных усилий, развлекает, вызывает острые, приятные ощущения. У многих из них проявляется нездоровый, не свойственный данному возрасту интерес к деньгам, табаку, алкоголю, азартным играм т. д. [5, с. 4-12].
Особую значимость в этом плане приобретает систематическое изучение прошлой жизни подростков. Изучение особенностей личности подростков-правонарушителей, причин и характера совершаемых ими правонарушений, характеристик психологических свойств личности позволяют наметить основные направления организации их нравственного воспитания.
Таблица 2.
Сведения о семье подростков-правонарушителей
№ Характеристика семьи Число испытуемых
Абс. В %
полная семья 34 34,69
неполная семья 53 54
Вид семьи семья в разводе 42 42,85
1 подростков- дети - сироты 10 10,2
правонарушителей нуклиарная семья (родители и дети) 43 43,87
расширенная семья (родители, дети, бабушки, дедушки и другие родственники) 54 55,1
высшее 18 20,45
Мать неполнее высшее 24 27,27
Образование среднее и среднее специальное 45 51,1
2 родителей высшее 26 29,5
Отец неполное высшее 35 39,77
среднее и среднее специальное 15 17
Мать имеет 39 44,3
Постоянное место не имеет 50 56.8
3 работы родителей Отец имеет 46 52,27
не имеет 31 35,2
Вместе с подростками жили и зани- мать, отец и другие члены семьи 28 28,57
мать и другие члены семьи 41 41,8
4 мались его воспита- отец и другие члены семьи 7 7,1
нием до поступления в учреждение другие родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя и др.) 22 22
1 13 13,26
Количество детей 2 12 12,2
5 в семье 3 33 33,67
4 25 25,5
5 15 15,3
Младший ребенок 18 18,36
6 Подросток в семье Средний ребенок 29 29,59
Старший ребенок 38 38,77
Единственный ребенок 13 13,26
Жилищные Высокий уровень 4 4
7 условия средний уровень 33 33.67
в семье подростков низкий уровень 61 61,2
Анализ данных, полученных при использовании «Метода серийных рисунков и рассказов», показывает, что психологические трудности в жизни подростков связаны с неблагополучием отношений в семье и сложившимися детско-родительскими отношениями. Как наблюдалось, дети с трудом рассказывали исследователям о своих семьях, в частности, о родителях, некоторые из них молчали, на вопросы отвечали неохотно, старались избегать темы обсуждения. Для них характерно состояние депрес-
сии и чувство вины перед родителями. Однако, несмотря на это, почти все испытуемые утверждают, что они чувствуют себя хорошо в семье и думают о своих родителях. По их словам, родители, к сожалению, редко их навещают и звонят [3, с. 16-27].
Важно отметить, что в таких случаях подростки-правонарушители часто считают себя обиженными, притесненными, заброшенными, никому не нужными, что служит причиной недоверчивого, неприязненного, порой враждебного отношения к окружаю-
щим. Отсюда - грубость, непослушание, негативизм, упрямство, постоянные ссоры, конфликты со сверстниками, иногда проявляющиеся в насмешках, драках.
Для изучения особенностей личности подростков-правонарушителей, причин и характера совершаемых ими правонарушений имеет важное значение выявление черт их характера. В процессе исследования выявлены как положительные, так и отрицательные черты характера подростков. Положительные черты характера подростка определяют особенности развития его личности, создают условия для гармонизации детско-родительских отношений. К положительным относятся такие черты характера, как выдержанность, обходительность, оптимистич-ность, послушность, привлекательность, разговорчивость, решительность, смелость, сострадательность, энергичность (старательность), трудолюбие, устойчивость и др. К отрицательным можно отнести такие черты, как агрессивность, неспокойствие, бесцельность, вредность, грубость, задиристость, заносчивость, импульсивность, легкомыслие, лень, неуклюжесть, стремление обмануть, раздражительность, скрытность, упрямство, хвастливость и др., которые создают условия для проявления конфликтного поведения у подростков, в частности, конфликтов с действующими общественными нормами и законами [1, с. 59-60].
Как показывает анализ данных, полученных в процессе наблюдения, бесед, изучения документов (постановления, протоколы, характеристики подростков и их семей) и тестирования, противоправное поведение подростков определяется внутрилич-ностными конфликтами и противоречиями:
1) между психосоциальными потребностями и невозможностью их удовлетворения;
2) возможностями подростков и требованиями общественности; 3) бессознательными влечениями, инстинктами биологического характера и общепринятыми нормами и правилами.
Таким образом, неблагополучие в семейных отношениях, неправильное воздействие и допущенные ошибки со стороны родителей (ослабление психологического контакта с детьми, дефицит родительской эмоциональной поддержки и др.) и учителей, нарушение семейной социализации и неэффективность социализирующих функций семьи в социализации ребенка, трудные жизненные ситуации, эксплуатация детей, невозможность достижения жизненного успеха, неудачи в школе (отсутствие дружелюбия в классе и окружении сверстников, конфликты с учителями), влияние других детей-правонарушителей, отсутствие жизненных социальных норм для подростков) создают условия для совершения противоправного действия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдурашитов Н. Ф. Семейная ситуация развития подростков-правонарушителей // Молодежь в социокультурном пространстве : мат-лы IV регион. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученных (24 октября 2013 г.). Тобольск : ТГСПА 2014.
2. Атаханов Р. Педагогическая психология: психология обучения : учеб. пособие для студ. специальностей «Психология» и «Педагогика и психология». Тюмень : Тюмен. гос. ун-т, 2009.
3. Атаханов Р., Абдурашитов Н. Ф. Детско-родительские отношения подростков-правонарушителей в условиях их пребывания в специальной школе / / Инновационные технологии в технике и образовании : сб. ст. V междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. / Забайкал. гос. ун-т ; отв. ред. М. И. Мелихова. Чита, 2014. Ч. 1. С. 16-27.
4. Атаханов Р., Абдурашитов Н. Ф. Особенности проявлений черт характера у подростков-правонарушителей в условиях их пребывания в специальной школе // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 16, № 2(3), Июль-Август-Сентябрь 2014 г. С. 110-121.
5. Бобоев Н. Р. Об ответственной воспитательной работе коллектива Республиканской специальной школы по перевоспитанию трудных подростков // Русский язык и литература в школах Таджикистана. 2011, № 1. С. 4-12.
6. Горьковая И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 2. С. 57-65.
7. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 5-е изд., испр. М. : Академия, 2008.
8. Закон Республики Таджикистан об ответственности родителей за обучение и воспитание детей. Душанбе, 2 августа 2011 г., № 762.
9. Кудрявцев В. Н. Механизмы преступного поведения. М. : МГУ, 1981.
10. Кучкаров А. Х. Роль и место эстетического воспитания в формировании нравственных качеств личности трудных подростков / / Вопросы оптимизации воспитательной работы с трудными подростками / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Душанбе, 1970.
11. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М. : Смысл, 2007.
12. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М. : Академия, 1999.
13. Никольская И. М. Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков : учеб. пособие для врачей и психологов. СПб. : СПб МАПО, 2009.
14. Российская педагогическая энциклопедия : В 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М. : Большая Рос. энциклопедия, 199315. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности : избр. тр. : В 2 т. М. : Моск. психолого-социальный ин-т, 2005. Т. 1.
16. Шипунова Т. В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. СПб. : СПбГУ, 2003.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Р. Атаханов.