Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ВЭД НОРМ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ВЭД НОРМ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
348
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОРГАНЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ БАНКИ / УНИКАЛЬНЫЙ НОМЕР КОНТРАКТА / ПАСПОРТ СДЕЛКИ / РЕПАТРИАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведенко Оксана Владиславовна

В статье рассматривается один из основных методов валютного контроля, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации, проверка соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Автором проводится анализ основных аспектов проверки за период с 2016 г. по настоящее время: изменения нормативного правового регулирования, требований о репатриации денежных средств, постановки внешнеторговых контрактов на учет, полномочий таможенных органов, проводящих проверку, а также результаты проверки. По итогам исследования определяются перспективы применения такой проверки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF VERIFICATION OF COMPLIANCE BY PARTICIPANTS OF FOREIGN TRADE EACH OF THE NORMS OF THE CURRENCY LEGISLATION

The article discusses one of the main methods of currency control carried out by the customs authorities of the Russian Federation - verification of compliance by participants in foreign economic activity with currency legislation and acts of currency regulation bodies. The author analyzes the main aspects of the audit for the period from 2016 to the present: changes in regulatory legal regulation, requirements for the repatriation of funds, registration of foreign trade contracts, the powers of the customs authorities conducting the audit, as well as the results of the audit. Based on the results of the study, the prospects for the application of such a check are determined

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ВЭД НОРМ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

УДК 339.543

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ВЭД НОРМ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Медведенко Оксана Владиславовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования, e-mail: oks301173@mail.ru

В статье рассматривается один из основных методов валютного контроля, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации, - проверка соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Автором проводится анализ основных аспектов проверки за период с 2016 г. по настоящее время: изменения нормативного правового регулирования, требований о репатриации денежных средств, постановки внешнеторговых контрактов на учет, полномочий таможенных органов, проводящих проверку, а также результаты проверки. По итогам исследования определяются перспективы применения такой проверки

Ключевые слова: валютный контроль; валютное законодательство; органы валютного контроля; таможенные органы; уполномоченные банки; уникальный номер контракта; паспорт сделки; репатриация денежных средств

PECULIARITIES OF VERIFICATION OF COMPLIANCE BY PARTICIPANTS OF FOREIGN TRADE EACH OF THE NORMS OF THE CURRENCY LEGISLATION

Medvedenko Oxana V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Customs Revenue and Tariff Regulation, e-mail: oks301173@mail.ru

The article discusses one of the main methods of currency control carried out by the customs authorities of the Russian Federation - verification of compliance by participants in foreign economic activity with currency legislation and acts of currency regulation bodies. The author analyzes the main aspects of the audit for the period from 2016 to the present: changes in regulatory legal regulation, requirements for the repatriation of funds, registration of foreign trade contracts, the powers of the customs authorities conducting the audit, as well as the results of the audit. Based on the results of the study, the prospects for the application of such a check are determined

Keywords: currency control; currency legislation; currency control authorities; customs authorities; authorized banks; unique contract number; transaction passport; repatriation of funds

Для цитирования: Медведенко О.В. Особенности проверки соблюдения участниками ВЭД норм валютного законодательства // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 1 (85) С. 46-55.

В Российской Федерации в системе валютного контроля Федеральная таможенная служба (ФТС России) играет роль органа валютного контроля [1], полномочия которой установлены таможенным законодательством РФ, а их исполнение является одним из направлений реализации Плана деятельности ФТС России на 2022 год и плановый период 2023-2027 годов [2].

В соответствии с полномочиями, представленными на рис. 1, таможенные органы осуществляют функцию государственного контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с внешнеторговой деятельностью, - проверку соблюдения резидентами требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (далее - проверка). Проверка -один из основных методов валютного контроля, который осуществляется таможенными органами в целях выявления нарушений или признаков преступлений при выполнении

резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) требований о репатриации денежных средств, установленных в ст. 19 гл. 3 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) [1]. Проводимая проверка представляет собой углубленное изучение деятельности проверяемого резидента в отношении конкретной внешнеэкономической сделки.

Проведем анализ применения данного метода таможенными органами за период с 2016 по 2022 гг. Такой период выбран в связи с тем, что именно в 2016 г. таможенные органы получили статус органа валютного контроля [3]. Ранее они являлись агентом валютного контроля, что существенно ограничивало их полномочия. Должностные лица обладали правом на проведение проверки за соблюдением резидентами требований о репатриации денежных средств: запрашивать и получать необходимые документы и информацию по

Рис. 1. Полномочия ФТС России как органа валютного контроля (составлен автором)

конкретным валютным операциям, но не имели специальных полномочий: выдавать предписания об устранении нарушений, обнаруженных в ходе проверки и применять меры административной ответственности [4]. Результаты проверок таможенные органы передавали органу валютного контроля - Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзору) (упраздненному в феврале 2016 г. [5]), а Росфиннадзором уже принималось окончательное решение о наличии или отсутствии административных нарушений или признаков преступлений. Теперь проверки целиком и полностью сконцентрировались в таможенных органах, что означало повышение эффективности проводимых проверок - исключение ошибок, связанных с оформлением документов и задержкой сроков передачи дел от агента органу валютного контроля [4].

Для проведения комплексного анализа проведения проверок рассмотрим основные аспекты, представленные на рис. 2, их развитие с 2016 г. по настоящее время.

Первый аспект - регламент проверки, его регулирование и порядок проведения проверки. В 2016 г. проведение проверок осуществлялось на основании Административного регламента, утвержденного приказом ФТС России от 24.12.2012 № 2612 [6], последние изменения в который были внесены в январе 2015 г. (далее - Регла-мент-2015) [7]. В соответствии с Регламентом-2015, блок-схема исполнения государственной функции представляла собой три взаимосвязанных этапа. На первом этапе выявлялись основания проведения проверки по результатам рассмотрения документов должностными лицами таможенных органов. Второй этап - непосредственно мероприятия проверки, третий этап завершался

актом результатов проверки [6]. Данный регламент, не смотря на обновленный статус ФТС России и расширение полномочий валютного контроля, не подвергся изменению и действовал до конца 2019 г.

В 2019 г. был утвержден новый Административный регламент ФТС (далее - Регламент-2019), утвержденный приказом ФТС России от 17.07.2019 № 1171 [8]. В отличие от предыдущего регламента, представляющего собой исполнение государственной функции по осуществлению контроля в рамках своей компетенции за валютными операциями, осуществляемыми участниками ВЭД, не являющимися кредитными организациями, это полноценный государственный контроль за валютными операциями по контрактам внешнеэкономических сделок. Блок-схема Регламента-2019 может быть представлена пятью административными процедурами (этапами). Первый этап, или «предпрове-рочный анализ», заключается в информационном обмене информацией о предполагаемых нарушениях валютного законодательства с уполномоченным банком. Второй этап - «подготовка к проведению проверки» - предполагает, что по результатам первого этапа принято решение о целесообразности проведения проверочных мероприятий, и в качестве подготовки таможенным органом составляется и направляется запрос о представлении документов, информации по валютным операциям проверяемого, которые могли бы позволить сделать объективные выводы о соблюдении или несоблюдении им требований валютного законодательства. Так, на первом и втором этапах выявляются основания для проведения проверки. Третий этап - «проведение проверки» - это сам процесс государственного контроля, при котором анализируются все документы учета и отчетности,

Рис. 2. Основные аспекты проверки соблюдения резидентами валютного законодательства, проводимой таможенными органами (составлено автором)

информация, материалы и объяснения по всем валютным операциям в рамках конкретной внешнеторговой сделки. Выявляется наличие или отсутствие нарушений требований валютного законодательства. На четвертом этапе оформляются результаты проверки путем составления акта проверки. В случае выявления факта нарушения, должностное лицо таможенного органа принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении, передает информацию о выявленном нарушении в уполномоченные подразделения таможенного органа. Пятый этап, который не был закреплен в Регламенте-2015, - «вынесение предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и осуществление контроля за своевременность и полнотой его исполнения» - логически завершает действия таможенных органов при выполнении полномочий органа валютного контроля. Регла-мент-2019 содержит не просто блок-схему этапов проверки, но и полный и подробный алгоритм процедурных действий должностных лиц таможенных органов, включая подготовительные процедуры и завершающие действия (табл. 1), а также устанавливает порядок электронного взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД через «Личный кабинет участника ВЭД» на сайте ФТС России в рамках информационного сервиса «Валютный контроль».

Следующий аспект проверки соблюдения резидентами валютного законодательства определен объектом и предметом проверки - это резидент -участник ВЭД, нарушающий требование о репатриации денежных средств в отношении определенной внешнеторговой сделки, контракт по которой подлежит обязательной постановке на учет в банке.

Требование о репатриации денежных средств

закреплено в ст. 19 «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации» Закона № 173-Ф3.

Регистрация (постановка на учет) контракта внешнеторговой сделки в уполномоченном банке установлена Инструкцией Банка России (далее -ЦБ РФ). С 2016 г. по 2022 г. оба аспекта претерпели изменения.

В 2016 г. репатриация резидентами денежных средств включала два положения: своевременное получение валюты на банковский счет в соответствии с условиями контракта экспортной сделки и возврат авансовых платежей в случае, если условия контракта по импортной сделке предусматривали выплату аванса, но в части выполнения обязательств по контракту нерезидентом не были исполнены. А также за резидентом закреплялась обязанность в ч. 1.1 ст. 19 Закона № 173-Ф3 представлять в уполномоченный банк информацию о сроках получения валюты от контрагента по условиям контракта экспортной сделки, а также о сроках исполнения нерезидентами обязательств по контрактам импортных сделок в счет уплаченных резидентом авансовых платежей [1].

В 2018 г. в целях повышения эффективности валютного контроля в ч. 1.1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ было включено требование об указании сроков исполнения обязательств по контрактам внешнеторговых сделок [1], а в 2019 г. добавлено положение в п. 1 ч. 1.1, дополняющее указанное положение обязанностью предоставления информации о сроках прекращения обязательств по контрактам разрешенными способами, а также о сроках возврата авансовых платежей, предусмотренных условиями контракта [1].

Продолжая дальнейшую либерализацию валютного контроля, с 1 января 2020 г. было от-

Таблица 1

Сравнение процедур (этапов) проведения проверок соблюдения резидентами и нерезидентами требований о репатриации денежных средств

Процедура (этап) Регламент Основание для начала процедуры (этапа) Результат процедуры (этапа) Комментарии автора

2015 2019

Рассмотрение документов, необходимых для исполнения функции + - Результаты анализа региональной базы данных валютного контроля или поручение вышестоящего ТО. Докладная записка (ДЗ) руководителю ТО, в случае получения информации из региональной базы валютного контроля. Получение ТО, осуществляющим проверку, документов для проведения контрольных мероприятий. В целях минимизации количества нерезультативных проверок, Регламент-2019 расширил первый этап Регламента-2015 источниками информации о признаках нарушений требования о репатриации денежных средств, отделив процедуру обмена информацией между ТО и уполномоченным банком в качестве процедуры «Предпроверочный анализ» от процедуры запроса документов от подконтрольного субъекта.

Предпроверочный анализ - + Поступление информации от государственных органов, организаций, лиц, вышестоящих ТО. Результаты анализа базы ЕАИС ТО. ДЗ на имя начальника ТО о целесообразности / нецелесообразности проведения проверочных мероприятий.

Подготовка к проведению проверки - + 1. Резолюция начальника ТО на докладной записке. 2. Поручение вышестоящего ТО. Наличие в ТО, осуществляющем проверку, документов, соответствующих запросам.

Проведение проверки + + Наличие документов и информации для осуществления проверки. Установление наличия / отсутствия нарушений валютного законодательства. Регламент-2015 предполагал установление фактов нарушения валютного законодательства в действиях резидента.

Оформление результатов проверки + + Завершение проверки и анализа материалов проверки. Акт проверки и направление разъяснительного письма субъекту проверки. Регламент-2015 не предполагал ознакомление с актом проверки проверяемого субъекта

Вынесение предписания об устранении выявленных нарушений и осуществлении контроля за своевременностью и полнотой его исполнения - + Акт проверки, содержащий сведения о выявленных нарушениях валютного законодательства. 1. Предписание. 2. Получение ТО документов, подтверждающих исполнение / неисполнение предписания. Включение процедуры в Регламент-2019 позволяет ТО выносить предписания об административных правонарушениях по ст.15.25 КоАП РФ и контролировать поступление административных штрафов.

Источник: составлено автором на основании данных [6, 8]

менено требование п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ о получении резидентом на свои счета в уполномоченных банках денежных средств в российских рублях в отношении внешнеторговых контрактов по экспорту некоторых сырьевых товаров (например, минеральное топливо, драгоценные и недрагоценные металлы и прочие товары, определенные валютным законодательством) [9]. Определяется перспектива отмены требования: в первую очередь оно распространяется на 10 % суммы контракта экспортной сделки (в 2020 г.) и увеличивается ежегодно на 20 % до 1 января 2024 г., когда отмена требования будет охватывать всю сумму контракта [9]. Также отмена требования репатриации денежных средств в российской валюте распространяется полностью на суммы внешнеторговых контрактов, которые определены в рублях, за исключением экспорта таких товаров, как топливная древесина, древесный уголь, необработанные лесоматериалы [9].

В 2020 г. и 2022 г. в ч. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ вносятся дополнения, касающиеся случаев, когда у резидентов - участников ВЭД не возникает обязанность по зачислению валюты на банковский счет в уполномоченном банке. Так, в январе 2021 г. вступило в силу дополнение, касающееся внешнеторговых контрактов по оказанию резидентами нерезидентам услуг, которые входят в утвержденный Правительством РФ перечень, в случае проведения зачета встречных требований по контракту. Услуги соответствуют кодам Общероссийских классификаторов ОК 029-2014 и ОК 034-2014, к ним относятся: разработка и издание программного обеспечения, деятельность, связанная с обработкой данных и размещением информации; образовательные услуги по программам высшего образования; услуги по производству компьютеров и по предоставлению лицензий на право использований программного обеспечения [10].

В июле 2021 г. вступила в силу включенная в ст.19 ч. 8, которая отменяла обязанность репатриации резидентами денежных средств в иностранной валюте на свои счета в уполномоченных банках для несырьевого неэнергетического экспорта. При этом предусматривается возможность зачислять валютную выручку на счета, открытые в банках за границей с обязанностью для экспортеров предоставлять в ЦБ РФ информацию о получении ими от нерезидентов причитающихся денежных средств по контракту. Названные положения не применяются в том случае, если участниками внешнеторговой сделки выступают резиденты - участники бюджетного процесса федерального уровня, федеральные государственные бюджетные учреждения, федеральные государственные унитарные предприятия, с одной стороны, и нерезиденты, с другой [11].

События в стране в 2022 г. привели к сложностям исполнения резидентами требований о репатриации денежных средств при осуществлении внешнеторговой деятельности. В связи с чем

временно, до внесения изменений в Закон № 173-ФЗ, в соответствии с Указом Президента РФ от 08.08.2022 № 529, требования ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ (требование о репатриации денежных средств) не применяются, а также российские участники ВЭД получили право на осуществление взаимозачета требований по контракту [12].

В октябре 2022 г. вступило в силу дополнение, позволяющее производить взаимозачет требований по обязательствам, закрепленным контрактом экспортной сделки, или заменять обязательства нерезидента перед резидентом новым обязательством в целях выполнения российским участником ВЭД требований о получении от нерезидента на свой банковский счет в уполномоченном банке валюты согласно условиям контракта, если это разрешено Правительством РФ и согласовано с ЦБ РФ [1]. Однако перечень разрешенных случаев, на момент вступления в силу положения, Правительством РФ не утвержден. На сайте Минфина РФ опубликован Проект постановления Правительства РФ, содержащий «Перечень случаев проведения зачетов встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрена передача резидентами нерезидентам товаров или замены обязательств нерезидентов новыми обязательствами в целях исполнения резидентами обязанности по получению от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов)», в соответствии с которым зачет встречных требований по внешнеторговым контрактам возможен при импорте конкретных товаров: машин, оборудования и механизмов; электротехнического оборудования и их частей; звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры, аппаратуры для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука [13] на сумму обязательств по оплате названных товаров резидентами, в соответствии с условиями контрактов сделок на экспорт товаров, заключенных между теми же сторонами [14]. В указанный перечень планируется включить взаимозачеты по контрактам импортных сделок на сумму обязательств по оплате нерезидентом резиденту, в соответствии с контрактами следок по экспорту товаров, заключенных между названными сторонами, и другие случаи [14].

Таким образом, требование о репатриации денежных средств, соблюдение которого подлежит контролю со стороны таможенных органов за период с 2016 по 2022 гг. сохраняется, дополняется конкретными условиями и регулируется со стороны Правительства РФ, как органа валютного регулирования, в соответствии с экономическим контекстом (рис. 3).

Рис. 3. Развитие требования репатриации денежных средств (составлено автором)

Проверке за соблюдением резидентами -участниками ВЭД требований о репатриации денежных средств подлежат внешнеэкономические сделки, контракты по которым зарегистрированы (поставлены на учет) в уполномоченных банках. В 2016 г. требование о регистрации (учете) заключалось в оформлении паспорта сделки (далее -ПС). Единые правила по оформлению резидентом ПС в целях валютного контроля устанавливались ЦБ РФ. ПС имел номер и дату оформления, сведения о сторонах сделки, общие сведения о ней, информацию об уполномоченном банке, в котором ПС оформлялся и на счета которого поступали денежные средства по контракту, сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия ПС. Оформленный ПС передавался в электронном виде таможенным органам в течение трех дней с даты его оформления в уполномоченном банке. Регулировалось оформление ПС Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И [15], в соответствии с которой требование об оформлении ПС касалось внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым равна или превышала в эквиваленте 50 тысяч долларов США и определялась на дату заключения контракта/последних

изменений (дополнений) к контракту по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному ЦБ РФ [15].

С 1 марта 2018 г. в целях либерализации действовавших ранее требований валютного контроля и снижения нагрузки на резидента в части оформления документов валютного контроля, а также уменьшения основания для привлечения резидентов к административной ответственности и упрощению механизма взаимодействия резидентов и банков [16], вступила в силу Инструкция ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И [17], которая отменила действие предыдущей инструкции, в том числе требование об оформлении ПС. Открытые ранее ПС закрывались уполномоченным банком автоматически и подлежали хранению в досье валютного контроля, номер такого ПС признавался уникальным номером контракта (далее - УНК), принятого на учет уполномоченным банком. На замену обязанности резидента по оформлению и ведению ПС пришла обязанность по постановке контрактов на учет в уполномоченном банке. Каждому контракту присваивается УНК [17]. Установлена сумма обязательств по контракту, которые подлежат обязательному учету. В отличие от ПС, сумма

была установлена в рублях: для импортных контрактов - равна или превышает 3 млн рублей, для экспортных - 6 млн рублей, и определялась по тем же принципам, как в случае с ПС [17]. Новые правила ощутимо упростили постановку контрактов на учет: отменено требование о предоставлении справки о валютных операциях, банк формирует ведомость банковского контроля в электронном виде и берет на себя часть работы, например, определение кода вида валютной операции [16]. Для создания благоприятных условий деятельности российских экспортеров с 31 мая 2022 г. сумма по контрактам экспортных сделок увеличена до 10 млн рублей [17].

Таким образом, валютному контролю подлежат внешнеторговые сделки, контракты по кото-

рым состоят на учете в уполномоченных банках. За рассматриваемый период постановка на учет контрактов упрощена: происходит трансформация от оформления и ведения паспорта сделки до присвоения контракту уникального номера, а также суммы обязательств по контрактам, подлежащим учету, установлены в рублях, а не в долларах США и отличаются в зависимости от вида сделок (табл. 2).

Важным аспектом проверки являются ее результаты. Результаты проводимых проверок за период с 2016 по 2022 гг. определяются по показателям эффективности и результативности, среди которых: количество проверок, проводимых таможенными органами, и доля возбужденных дел об административных правонарушениях

Таблица 2

Трансформация учета контрактов внешнеторговых сделок, подлежащих валютному контролю в процессе проверки соблюдения резидентами требований о репатриации денежных средств

Основные положения Период Комментарий автора

2016 г. 2018 г. 2022 г.

Инструкция ЦБ РФ № 138-И № 181-И Упрощается оформление сделки для участника ВЭД, сокращаются сроки оформления. Увеличивается нагрузка на банк, усиливается контроль за оттоком капитала.

Формат учета в УБ Паспорт сделки Уникальный номер контракта Требование учета сделки, структура УНК сохраняются

Сумма обязательств по контракту внешнеторговой сделки, подлежащей учету в УБ > 50 тыс. долларов США Импортная сделка: > 3 млн рублей Сумма обязательств фиксируется в рублях. «Преференции» для экспортеров.

Экспортная сделка: >

6 млн рублей 10 млн рублей

Источник: составлено автором на основании данных [15, 17]

Таблица 3

Результаты применения проверок соблюдения резидентами валютного законодательства РФ с 2016 по 2022 гг.

Период Количество проверок, тыс. Абсолютный прирост, тыс. Количество дел по статье 15.25 Ко-АП РФ, тыс. дел Абсолютный прирост, тыс. Эффективность проверочных мероприятий, %

2016 г. 5,1 0,6 6,3 1,3 123

2017 г. 9,7 4,6 14,2 7,9 146

2018 г. 10,6 0,9 13,9 -0,3 130

2019 г. 10,3 -0,3 14,5 0,7 140

2020 г. 6 -4,3 8,2 -6,3 136

2021 г. 5 -1 7,2 -1 144

2022 г. ** - 9,3 2,1 -

"данные не опубликованы

Источник: составлено автором на основании данных [18]

(далее - дел об АП) по статье 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В табл. 3 приведены приблизительные, округленные значения, что связано с некоторыми различиями в данных, представленных в отчетных документах ФТС России, опубликованных на официальном сайте. Значения «количество проверок» за 2020 и 2021 гг. в отчетах указаны в формате «более чем...», по этой причине они представлены в таблице только целыми числами.

С 2016 по 2018 гг. количество проверок увеличилось более чем в 2 раза (+5,5 тысяч проверок), а с 2019 г. число проверок начало постепенно сокращаться (в 2019 г. - 393 проверки). Снижение количества проводимых проверок в 2020 г. более чем в 1,7 раза связано с приостановлением инициирования и проведения проверок таможенными и налоговыми органами в период с 21 мая по 30 июня 2020 г. на основании ч. 4 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» [19], а также с отменой требования о репатриации денежных средств по контрактам с расчетами в российских рублях [9]. Кроме того, на снижение числа проверок в с 2020 г. повлияло совершенствование процедуры проведения проверки, закрепленной во вступившем в силу в декабре 2019 г. Регла-менте-2019, разделившем этап сбора информации для выявления основания проверки на «предпро-верочный анализ» и «подготовку к проведению проверки» [8].

Количество дел об АП с 2016 по 2019 гг. в целом сохраняло тенденцию увеличения показателя. К 2017 г. он увеличился более чем в 2 раза. В 2018 г. показатель снизился на 324 дела, а в 2019 г. вновь увеличился на 783 дела, что связано непосредственно с ростом числа проверок в этом периоде и дополнениями к требованию о репатриации, которые были внесены в валютное законодательство. Начиная с 2020 г., повторяя динамику снижения числа проводимых проверок из-за общего курса на либерализацию валютного законодательства, число дел об АП сократилось в 1,79 раза (-6502 дела) к 2021 г. Далее снова наблюдается увеличение показателя на 2051 дело [18].

Эффективность проверок с 2016 по 2022 гг. ежегодно менялась. Наибольшее увеличение показателя наблюдалось в 2017 г. - на 23 %, а снижение в 2018 г. - на 16 %. За весь период показатель увеличился на 21 %, что указывает на высокую выявляе-мость нарушений и наличие серьезных оснований для инициирования проверок.

Полномочия подразделений таможенных органов, осуществляющих проведение проверок, также претерпевали изменения за рассматриваемый период. В 2016 г. в целях повышения эффективности организации деятельности подразделений валютного контроля (далее - ПВК) таможенных органов приказом ФТС России от 18.10.2016 № 1986

были утверждены типовые положения (далее - По-ложения-2016) о подразделениях валютного контроля таможни и службы федеральных таможенных доходов регионального таможенного управления [20]. На основании Положений-2016, функции по проведению проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства были возложены на ПВК таможни. К функциям ПВК службы федеральных таможенных доходов (далее - СФТД) регионального таможенного управления (РТУ) непосредственно проведение проверок соблюдения валютного законодательства не относилось. Но на данном уровне определены функции, имеющие прямое отношение к проверкам, такие как: выявление информации о возможных нарушениях валютного законодательства, организация проведения проверок, участие в проведении проверок подчиненных таможенных органов, анализ результатов проверок [20].

Реформа таможенного администрирования затронула в 2021 г. полномочия должностных лиц таможенных органов по осуществлению функций органа валютного контроля, разделив их между электронными таможнями (далее - ЭТ) и таможнями фактического контроля (далее - ТФК). Проведение проверок соблюдения валютного законодательства определено в качестве полномочий ТФК [21]. Полномочия уровня РТУ в отношении валютного контроля по сути практически по изменились [22]. На основании разделения функций валютного контроля, по таможенным органам разработаны и в 2022 г. вступили в силу Типовые положения о подразделениях валютного контроля таможенных органов (далее - Положения-2022), утвержденные приказом ФТС России от 24.08.2022 № 671 [23]. В соответствии с Положениями-2022, проведение проверок определено в качестве функции ПВК ТФК и СФТД таможни, в структуре которой состоят таможенные посты - центры электронного декларирования и иные таможенные посты [23]. К функциям ПВК СФТД РТУ, как и ранее, относится организация проведения проверок подчиненными таможенными органами и анализ результатов проверок, однако непосредственное участие в проведении проверок, подчиненных РТУ таможенных органов, исключено [23]. ПВК ЭТ, в соответствии с приказом ФТС России от 24.08.2022 № 671, не проводит проверки, но, тем не менее, ряд функций данного уровня, таких как: занесение в ЕАИС ТО сведений о внешнеэкономической деятельности, выявленных признаках нарушения законодательства РФ, проведенных сомнительных операциях резидентов и взаимодействие с органами и агентами валютного контроля [23], связаны с ними.

Либерализация валютного законодательства, разграничение функций валютного контроля между таможенными органами, цифровизация деятельности таможенных органов - это условия для создания современной эффективной системы

предотвращения и выявления нарушений валютного законодательства, базирующейся на риск-ориентированном подходе [24]. В основе применения данного подхода: законодательное закрепление понятия «сомнительная валютная операция», кате-горирование участников ВЭД, активное использование информационных ресурсов как подразделений ФТС России («Валютный контроль» «Личного кабинета участника ВЭД»), так и других ведомств (например, «СПАРК-ИНТЕРФАКС») [24], электронное взаимодействие таможенных органов с правоохранительными органами, а также с органами и агентами валютного контроля в РФ [25], создание единой базы валютного контроля Евразийского экономического союза [26].

Таким образом, проверка соблюдения требований участниками ВЭД валютного законодательства, осуществляемая таможенными органами, является эффективным методом таможенного валютного контроля. Курс на либерализацию валютного законодательства, цифровизацию деятельности таможенных органов, с одной стороны, и сложная внешнеэкономическая ситуация, с другой, заставляют искать новые подходы к валютному контролю: применение принципа выборочности по критериям сомнительных валютных операций, сокращение количества проверок соблюдения требования о репатриации денежных средств за счет разрешения взаиморасчетов между контрагентами.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СПС «КонсультантПлюс».

2. План деятельности Федеральной таможенной службы на 2022 год и плановый период 2023-2027 годов // СПС «КонсультантПлюс».

3. Медведенко О.В. Совершенствование валютного контроля в Российской Федерации путем передачи таможенным органам функций органа валютного контроля // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 4 (60). С. 80-83.

4. Медведенко О.В. Валютный контроль во внешнеторговой сфере в Российской Федерации: от либерализации к новым реформам системы // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 1 (65). С. 58-62.

5. Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Приказ ФТС России от 24.12.2012 № 2621 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по осуществлению в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями, связанными

с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации товаров, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Медведенко О.В. Вопросы осуществления таможенными органами валютного контроля во внешнеторговой сфере в Российской Федерации // Таможенные чтения - 2017. Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: В 3 т., Санкт-Петербург, 20-21 ноября 2017 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, 2017. С. 113-122.

8. Приказ ФТС России от 17.07.2019 № 1171 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных запределамитерриторииРоссийской Федерации, и репатриации денежных средств» // СПС «КонсультантПлюс».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 № 1516 «Об утверждении перечня услуг, при оказании которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в случае проведения зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг» // Официальный интернет-портал правовой информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Справочная информация: «Правовой календарь на III квартал 2021 года» (материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) // СПС «КонсультантПлюс».

12. Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2022 № 529 «О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада),

выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями» // Официальный интернет-портал правовой информации.

13. Составлен список случаев для взаимозачетов резидентов и нерезидентов по внешнеторговым контрактам // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/ business/850300

14. Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня случаев проведения зачетов встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрена передача резидентами нерезидентам товаров, или замены обязательств нерезидентов новыми обязательствами в целях исполнения резидентами обязанности по получению от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов)» // СПС «КонсультантПлюс».

15. Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» // СПС «КонсультантПлюс».

16. Постановка контракта на учет // Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/images/news/60263/grigoryeva.pdf

17. Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» //

СПС «КонсультантПлюс».

18. Итоговые доклады о результатах деятельности // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti

19. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (ред. от 07.11.2020) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» // СПС «КонсультантПлюс».

20. Приказ ФТС России от 18.10.2016 № 1986 «Об утверждении типовых положений о подразделениях валютного контроля таможенных органов» // СПС «КонсультантПлюс».

21. Приказ ФТС России от 20.09.2021 № 798 (ред. от 21.11.2022) «Об утверждении Общего положения о таможне» // СПС «КонсультантПлюс».

22. Приказ ФТС России от 20.09.2021 № 797 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении» // СПС «КонсультантПлюс».

23. Приказ ФТС России от 24.08.2022 № 671 «Об утверждении типовых положений о подразделениях валютного контроля таможенных органов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

24. Мантусов В.Б., Шкляев С.В. Противодействие таможенных органов сомнительным валютным операциям при осуществлении внешнеторговой деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 3(56). С. 9-22.

25. Мантусов В.Б., Шкляев С.В. Цифровые технологии таможенного обеспечения соблюдения мер валютного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2(59). С. 34-42.

26. Юрченко О.А. Развитие информационного взаимодействия в условиях либерализации валютного законодательства // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2022. № 1. С. 316-332.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.