Научная статья на тему 'Особенности проверки прогнозной финансовой информации в рамках системы бюджетирования коммерческой организации'

Особенности проверки прогнозной финансовой информации в рамках системы бюджетирования коммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проверки прогнозной финансовой информации в рамках системы бюджетирования коммерческой организации»

ШишовЛ.В.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ ПРОГНОЗНОЙ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Проверка прогнозной финансовой информации рассматривается как одна из сопутствующих аудиту услуг. Данная услуга может оказываться в рамках управленческого аудита на коммерческом предприятии. Как правило, данная услуга востребована при управленческом аудите системы бюджетирования. При оказании данной услуги необходимо руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Проверка прогнозной финансовой информации", одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 августа 1999 г. (протокол №5). В данном правиле (стандарте) закреплены общие принципы проверки прогнозной финансовой информации, порядок ее проверки, а также требования к оформлению отчета о результатах проверки прогнозной финансовой информации.

Под прогнозной информацией понимается информация о будущем финансовом положении, будущих финансовых результатах деятельности, будущем движении денежных средств экономического субъекта либо отдельных сторонах его финансово-хозяйственной деятельности в будущем, подготовленная исходя из допущения, что определенные события произойдут и определенные действия будут предприняты руководством экономического субъекта Зачастую такая информация формируется в коммерческой организации в управленческом учете в рамках системы бюджетирования.

В правиле (стандарте) выделены следующие принципы проверки прогнозной финансовой информации:

1. Проверка прогнозной финансовой информации может оказываться аудиторской организацией наряду с проведением аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

2. В ходе проверки прогнозной финансовой информации следует руководствоваться положениями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и

требования, предъявляемые к ним».

3. При проведении проверки прогнозной финансовой информации необходимо соблюдать принцип независимости. Так, проверка не может проводиться аудиторской организацией, оказывавшей экономическому субъекту сопутствующие услуги по подготовке данной прогнозной финансовой информации, а именно: услуги по сбору, обработке, обобщению информации, а также, если аудиторская организация осуществляла выбор допущений, лежащих в основе данной прогнозной финансовой информации.

4. Данная информация может быть адресована как внешним пользователям отчетности, так и для внутренних управ -ленческих нужд и представлена в виде отдельных показателей или на основе типовых форм бухгалтерской отчетности. При формировании данной информации экономический субъект вправе использовать различные методы прогнозирования.

5. Ответственность за данную информацию несет руководство экономического субъекта, а ответственность за выражение мнения несет аудиторская организация.

6. В ходе проверки аудитор должен установить применимость принятых при ее подготовке допущений, т.е. их надежность, реалистичность и возможность использования для подготовки данной прогнозной финансовой информации; правильность ее подготовки на основе принятых допущений; адекватность ее представления.

7. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) могут использовать работу эксперта в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Использование работы эксперта».

8. Аудиторская организация должна отказаться от проведения проверки прогнозной финансовой информации, если существует серьезное сомнение в применимости принятых допущений или возможности использования прогнозной финансовой информации в предполагаемых экономическим субъектом целях.

г

В стандарте отмечено, что поскольку в основу прогнозной финансовой информации заложены события и действия, которые могут произойти в будущем, в задачи аудиторской организации не входит выражение мнения о том, будут ли достигнуты прогнозируемые результаты. И лишь в том случае, если аудиторская организация считает, что она достаточно компетентна в данном вопросе, такое мнение может быть выражено.

В настоящее время за рубежом появилось новое направление в аудиторской деятельности - стратегический аудит. Основными задачами, которого является оценка стратегий, избранных организацией на основе детального изучения факторов внешней среды. При этом результаты стратегического аудита могут послужить основой для проведения проверки прогнозной финансовой информации.

Следует отметить, что вопросы проверки прогнозной финансовой информации являются объектом ограниченного круга исследований. Так, большой вклад в разработку методических подходов управленческого аудита системы бюджетирования внес профессор В. В. Бурцев. Система бюджетирования, созданная в коммерческой организации, позволяет оперативно адаптировать изменения, происходящие во внешней среде к осуществляемой фирмой стратегии. Под бюджетированием профессор В. В. Бурцев понимает систему кратко -срочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности и/или сегментам бизнеса, позволяющую анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами.

Основой бюджетирования является система бюджетов, формируемая с учетом размера, отраслевой специфики, целей, поставленных коммерческой организацией. Приступая к проверке системы бюджетирования, аудитор должен изучить основные принципы, которыми руководствуются в данной коммерческой организации. К_ числу таких основополагающих принципов относят: принцип целенаправленности, принцип комплексности, принцип разумной детализации и учета финансовой

структуры предприятия (принцип бизнес-единицы, принцип сбалансированности финансовых показателей, принцип информативной достоверности, принцип обоснованности и реальности, принцип интегри-рованности, принцип разделения ответственности, принцип гибкости и маневренности, принцип вариантности подходов к разработке отдельных бюджетов, принцип ориентации на стратегические цели развития фирмы, принцип обеспечения сбалансированности, принцип ориентации на мировые стандарты (МСФО, ВСФО), принцип экономичности, принцип «замкнутого контура», принцип непрерывного бюджетирования). Таким образом, аудитору необходимо оценить систему бюджетирования с точки зрения применения данных принципов. Для этого может быть использован устный опрос либо заполнение специально разработанного опросного листа.

В системе бюджетирования должен быть организован не только процесс планирования, но и процесс контроля исполнения бюджетов различных видов и уровней. В связи с этим аудитор должен осуществить первоначальную оценку системы внутреннего контроля, функционирующую в рамках системы бюджетирования. Для ; этого необходимо получить ответы на следующие вопросы:

1. Имеются ли четко разработанные должностные инструкции для работников бухгалтерской службы, осуществляющих 1 составление и последующий контроль бюджетов?

2. В чью компетенцию входит распределение и использование хозяйственных средств организации на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации?

3. Насколько часто осуществляется корректировка разработанных бюджетов?

4. Какие меры ответственности применяются к лицам, допустившим перерасход по разработанным бюджетам?

5. Систематизированы ли причины перерасхода и экономии по бюджетам для целей управления и принятия мер? И др.

Процесс бюджетирования включает в себя два основных этапа: подготовку операционных бюджетов (бюджет продаж, бюджет запасов готовой продукции, бюджет производства, бюджет прямых матери-

альных затрат (бюджет закупок материалов и бюджет производственных запасов), бюджет прямых производственных (операционных) затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет себестоимости реализованной продукции, бюджет коммерческих расходов, бюджет управленческих расходов) и подготовку финансовых бюджетов (прогноз отчета о прибылях и убытках (бюджет доходов и расходов), бюджет движения денежных средств (кассовую смету), прогнозный бухгалтерский баланс (бюджет по балансовому листу)). Кроме этих видов бюджетов могут разрабатываться вспомогательные бюджеты и специальные бюджеты. Поэтому аудитор должен четко установить, какие виды бюджетов применяются в коммерческой организации. Поскольку процесс бюджетирования должен быть стандартизирован с помощью бюджетных форм, инструкций и процедур, то аудитору необходимо изучить их, а также установить те подразделения, на которые возложены обязанности по составлению и контролю за исполнением бюджетов.

Аудитору важно учитывать, что при составлении основных бюджетов могут использоваться два подхода: прямой (на основе операционных бюджетов, определения дебиторской и кредиторской задолженности, запасов сырья и готовой продукции и на этой основе определения основных соотношений финансовых потребностей и финансовых возможностей); косвенный, основанный на сбалансировании доходов и текущих расходов, первоначальных (стартовых) затрат и внешнего финансирования.

Аудитором должны быть детально изучены отчеты об исполнении бюджетов за истекший период, определена правильность расчетов отклонений плановых показателей от фактических на основе используемых в организации методик.

Аудитор проводит анализ отрицательных и положительных отклонений,

что позволяет определить требующие первоочередного внимания проблемные области хозяйственной деятельности, выявить не предусмотренные в процессе разработки бюджетов возможности, своевременно скорректировать стратегию организации, а также оценить деятельность каж-

дого центра ответственности и его руководителей.

В процессе бюджетирования формируется прогнозная финансовая информация и определяется прогнозное финансовое состояние организации.

При проверке данной информации аудитор должен руководствоваться разделом 3 правила (стандарта) «Проверка прогнозной финансовой информации».

Профессор В.В. Бурцев рассматривает управленческий аудит в качестве важнейшего элемента бюджетирования, обеспечивающего информационную прозрачность бизнес-процессов, необходимую для оперативного и стратегического управления ими. Например, аудит денежных потоков позволяет наладить синхронность поступления и расходования денег в целях поддержания необходимого для исполнения платежных обязательств объема денежных средств, что дает возможность более реально оценивать платежные возможности организации и своевременно погашать задолженность организации перед кредиторами.

При аудите различных типов бюджетов применяются специфические аудиторские процедуры. Так, при аудите бюджета продаж, целесообразно использовать анализ влияния на объем реализации предыдущего периода, данные о котором служат отправным пунктом расчета объема продаж в планируемом периоде следующих факторов: объем товаров заказанных, но неотгруженных; эффективность рекламной кампании; рыночная конъюнктура; производственные мощности и степень их использования; ценовая политика (анализ взаимосвязи "цена - объем продаж"); анализ внешних (общий спрос на рынке на данный продукт, наличие на рынке аналогичных товаров других организаций, уровень цен на аналогичную продукцию конкурентов, предпочтения потребителей) и внутренних (себестоимость продукции, необходимость покрытия инвестиций, качество материалов, использование ограниченных ресурсов) факторов функционирования организации (в целях обоснования цен на товары); оценка динамики цен (среднемесячного темпа инфляции) и динамики сбыта (темпа среднемесячного роста объема продаж) на бюджетный период;

оценка критического объема продаж; оценка соответствия запланированного объема продаж целевой прибыли.

При аудите бюджета запасов готовой продукции В.В. Бурцев рекомендует применять анализ потребности в запасах готовой продукции, оценку целевого норматива запасов готовой продукции на начало и конец бюджетного периода, оценку прогнозируемого помесячного изменения уровня запасов в пределах бюджетного периода.

Важную роль в процессе аудита играет аудит финансовых бюджетов. При проверке прогнозного отчета о прибылях и убытках аудитор должен использовать следующие аудиторские процедуры: оценка ожидаемых доходов и расходов, структуры себестоимости продукции; прогнозный анализ формирования и изменения прибыли; прогнозная оценка распределения и использования прибыли (в том числе анализ коэффициентов капитализации прибыли и потребления прибыли); прогнозная оценка рентабельности отдельных направлений бизнеса, нормативов и лимитов расходов; прогнозная оценка налогов с оборота и полуфабрикатов, поставляемых другим подразделениям организации по трансфертным ценам (осуществляется в процессе прогнозного анализа выручки от реализации); анализ и оценка резервов формирования и увеличения прибыли, оптимизации налоговых иных отчислений в бюджет, формирования фондов накопления и потребления.

При проверке прогнозного отчета о движении денежных средств аудитор может применить следующие методы получения аудиторских доказательств: прогнозный анализ источников поступления и направлений расходования денежных средств в течение бюджетного периода (в том числе анализ общей структуры движе-

ния денежных средств, анализ движения денежных средств в разрезе текущей инвестиционной и финансовой деятельности); анализ финансовой, амортизационной, дивидендной, снабженческой, сбытовой, ценовой, инвестиционной политики предприятия и других факторов движения денежных средств; прогнозная оценка сбалансированности притоков и оттоков денежных средств, чистого денежного потока, целевого значения конечного сальдо бюджета; прогнозный анализ взаимосвязи планируемой величины финансового результата с изменением величины денежных средств на счетах предприятия; оценка целевого неснижаемого остатка денежных средств, достаточности денежных средств для покрытия запланированных расходов и поддержания платежеспособности предприятия в течение бюджетного периода, потребности в дополнительном финансировании; оценка доли продукции, которая будет реализована в кредит, за наличный расчет или по предоплате; оценка периода погашения дебиторской задолженности за отгруженную продукцию; анализ условий и порядка получения и погашения заемных средств, условий и порядка расчетов с поставщиками и покупателями, иными дебиторами и кредиторами; анализ воздействия изменений в экономике и конкретной отрасли на денежные потоки предприятия.

При проверке прогнозного баланса могут применяться такие аудиторские процедуры, как прогнозная оценка соотношения активов и пассивов предприятия, анализ статей прогнозного бухгалтерского баланса, прогнозная оценка изменения стоимости предприятия в результате реализации отдельных бизнес-проектов, прогнозный анализ финансового состояния предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.