Научная статья на тему 'Организационно-управленческие подходы к построению системы бюджетирования организаций'

Организационно-управленческие подходы к построению системы бюджетирования организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / СИСТЕМА / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ФОРМА / УПРАВЛЕНИЕ / ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова О. Е., Солдатова Л. И.

В настоящее время многие организации пришли к пониманию необходимости ведения бюджетирования. В статье отражен механизм бюджетного планирования для обеспечения экономии денежных ресурсов, большей оперативности в управлении ими, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческие подходы к построению системы бюджетирования организаций»

10 (265) - 2012

Управленческий учет

УДК 336.144.3

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

О. Е. ИВАНОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: oksivanova44@mail. ru

Л. И. СОЛДАТОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: lyubovsoldatova@yandex. ru Костромская государственная сельскохозяйственная академия

В настоящее время многие организации пришли к пониманию необходимости ведения бюджетирования. В статье отражен механизм бюджетного планирования для обеспечения экономии денежных ресурсов, большей оперативности в управлении ими, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей.

Ключевые слова: бюджет, система, бюджетирование, форма, управление, отчетность.

В условиях современной российской экономики для обеспечения эффективной работы любой организации необходимо организовать качественную и научно обоснованную систему управления. Для того чтобы реально управлять организацией в настоящее время, необходимо вести мониторинг производственного и обеспечивающих производство процессов, иметь оперативный доступ к архивам документов, проектной и технической документации,

технологическим картам производственных процессов, получать информацию о загрузке рабочих мест, перемещении материалов по участкам производства, расходе рабочего времени, проводить непрерывную инвентаризацию, регистрировать изменение размеров запасов материалов, готовой продукции, незавершенного производства и т. д. Управление производственным процессом предлагается осуществлять в следующей последовательности:

- разработка элементов учетной политики для управленческого учета;

- определение организационно-финансовой структуры организации путем выделения центров ответственности;

- разработка классификации затрат для управления;

- постановка системы бюджетирования в организации;

- формирование системы внутренней управленческой документации и отчетности;

- автоматизация учетно-аналитических процедур. Поэтому один из вариантов механизма, применение которого как на региональном уровне, так и на уровне отдельных организаций позволит стабилизировать финансово-экономическое состояние, а в перспективе и обеспечить их устойчивое экономическое развитие, является построение системы бюджетирования в организациях. В экономической литературе термин «бюджет» (от франц. bougeet -кожаная сумка) применительно к отдельному хозяйствующему субъекту рассматривается как метод учета, позволяющий сравнить фактические результаты с плановыми, т. е. прогнозными или нормативными показателями [3].

Бюджет - количественное выражение централизованно установленных показателей плана организации на определенный период времени в натуральных и денежных измерителях по следующим направлениям:

- использование капитальных, товарно-материальных и финансовых ресурсов;

- привлечение источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности;

- доходы и расходы;

- движение денежных средств;

- капитальные и финансовые вложения.

При построении бюджета используются две основные модели: модель по функциям и модель

по факторам производства (по статьям). Функциональный бюджет - это такой тип бюджета, в котором расходы и доходы классифицируются по функциям. Доходы включают доходы по обычным видам деятельности и прочие доходы. Расходы включают производственную себестоимость, общехозяйственные расходы, коммерческие расходы и прочие расходы. В бюджете по факторам производства расходы классифицируются по источникам их возникновения. Доходы здесь также включают доходы по обычным видам деятельности и прочие доходы. А расходы включают расходы на сырье и материалы, заработную плату и страховые взносы, содержание основных средств, работы (услуги) и прочие расходы.

Выбор соответствующей модели построения бюджета связан с порядком формирования прогнозного отчета о прибылях и убытках [1]. Проце сс составления организации бюджета называется бюджетным циклом. Под бюджетным циклом понимается циклически повторяющаяся цепочка действий, направленных на подготовку бюджета, контроль и необходимые корректировки в ходе исполнения. Технология бюджетирования во времени - непрерывный цикл, где планирование на следующий период производится на основании плана-факта анализа исполнения бюджета отчетного периода (рис. 1) [4].

Сводный бюджет охватывает основную деятельность предприятия. Цель сводного бюджета -объединить и суммировать части бюджетов различных уровней. Сводный бюджет предприятия рекомендуется составлять в виде совокупности двух частей (рис. 2):

- операционного бюджета, который детализируется через частные сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации;

- финансового бюджета, включающего бюджеты доходов и расходов, движения денежных средств и прогнозируемый баланс [2].

В организации должен быть разработан специальный документ, который может быть назван, например, положением о бюджетной системе организации, система менеджмента качества, бюджетный регламент и др. В данном документе, в частности, должны быть отражены:

- цели и область применения системы бюджетирования;

Рис. 2. Состав сводного бюджета организации

- нормативные ссылки;

- термины и определения;

- участие и заинтересованность пользователей информации;

- ответственность руководства;

- менеджмент ресурсов;

- процессы жизненного цикла продукции;

- оперативное, текущее и стратегическое планирование;

- контроль и управление.

В разработке, исполнении, анализе и корректировке бюджетов должны принимать участие:

- генеральный директор организации;

- планово-экономический отдел (ПЭО);

- заместитель директора по производству и подчиненные ему службы и цеха;

- заместитель директора по коммерческим вопросам и подчиненные ему службы, отделы и цеха;

- отдел бухгалтерского учета и финансов.

Наиболее важным элементом процесса бюджетирования является составление месячных оперативных планов на основе годового утвержденного плана производс-твенно-финансо-вой деятельности организации с учетом изменившихся условий. Для создания необходимой управленческим службам учетной информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных процессах рекомендуется формировать заявки (запросы), что поможет установить степень ее детализации на счетах аналитического учета. В таком же порядке формируется запрос на полезную управленческим службам плановую, нормативную, финансовую и другую информацию. В общем виде процесс оперативного планирования представлен на рис. 3.

По мнению авторов, анализ и мониторинг бюджетных показателей как в целом по организации, так и в разрезе центров ответственности (цехов, бригад, производственных участков) должен стать

СВОДНЫЙ БЮДЖЕТ

Финансовый бюджет

Бюджет доходов и расходов

Бюджет движения денежных средств

Бюджет прогнозного баланса

средством повышения оперативности информации. Одним из основных этапов бюджетного цикла является подготовка форм внутренней управленческой отчетности по достижению контрольных значений показателей деятельности организации. Последний этап чрезвычайно важен с точки зрения объективности и независимости расчета значений показателя

и, следовательно, справедливости оценки эффективности работы менеджера, ответственного за достижение целевого значения показателя.

Отчетность должна содержать следующую информацию:

- наименование и код показателя;

- рассчитанное контрольное значение показателя;

разрезе структурных подразделений (образец 1) и в целом по организации (образец 2). Руководитель организации назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять информацию по данным формам внутренней управленческой отчетности. В адресной части указанных форм следует отражать полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном поряд-

Образец 1 Утверждаю:

должность подпись расшифровка подписи

«_»_20_г.

Отчет о доходах и расходах по структурному подразделению

Организация _

Структурная единица / центр ответственности_

Единица измерения_

Должностное лицо, ответственное за предоставление внутренней управленческой отчетности_

Срок предоставления_

Показатель План Факт Абсолютное отклонение (+/-) Процент выполнения

Остаток денежных средств на начало месяца, тыс. руб.

1. Доходы, всего

1.1. Продажа продукции

1.2. Продажа работ, услуг

1.3. Проценты банка

1.4. Возврат дебиторской задолженности

1.5. Дотации и компенсации

1.6. Прочие поступления

Итого доходов

2. Расходы, всего

2.1. Заработная плата с отчислениями на социальные нужды

2.2. Сырье и материалы

2.3. Работы и услуги

2.4. Командировочные расходы

2.5.Проценты по кредитам банка

2.6. Прочие расходы

Итого расходов

Остаток денежных средств на конец месяца

Профицит (+), дефицит (-) бюджета

Должностное лицо, ответственное

за составление формы__«-_»_20_г.

(подпись) (расшифровка подписи)

- рассчитанное фактическое значение показателя;

- отклонение в абсолютных величинах;

- процентное отклонение;

- комментарий отклонения.

Для того чтобы был результат функционирования бюджетной системы, необходимо сопоставить доходы и расходы организации и выявить профицит (+) и дефицит (-) бюджета. В связи с этим предлагается составлять отчет о доходах и расходах в

Образец 1 Утверждаю:

должность подпись расшифровка подписи

« » 20 г.

Отчет о доходах и расходах в целом по организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организация _

Структурная единица / центр ответственности_

Единица измерения_

Должностное лицо, ответственное за предоставление внутренней управленческой отчетности Срок предоставления_

Показатель План Факт Абсолютное отклонение (+/-) Процент выполнения

Остаток денежных средств на начало месяца, тыс. руб.

2. Доходы, всего

2.7. Продажа продукции

2.8. Продажа работ, услуг

2.9. Проценты банка

2.10. Возврат дебиторской задолженности

2.11. Дотации и компенсации

2.12. Прочие поступления

Итого доходов

3. Расходы, всего

3.1. Заработная плата с отчислениями на социальные нужды

3.2. Сырье и материалы

3.3. Работы и услуги

3.4. Командировочные расходы

3.5.Проценты по кредитам банка

3.6. Прочие расходы

Итого расходов

Остаток денежных средств на конец месяца

Профицит (+), дефицит (-) бюджета

Финансовый результат:

- за месяц

- с начала года

__«-_»_20_г.

(расшифровка подписи)

Должностное лицо, ответственное

за составление формы_

(подпись)

ке, единицу структурного подразделении (центр ответственности).

Форму внутренней управленческой отчетности «Отчет о доходах и расходах» рекомендуется предоставлять не реже одного раза в месяц. Методологические принципы внутреннего учета доходов и расходов

в целом соответствуют принципам бухгалтерского учета доходов и расходов, изложенным в Федеральном законе Российской Федерации от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в нормативных актах, утвержденных приказами Министерства финансов Российской Федерации. Порядок представ-

ления данных о доходах и расходах в отчете зависит от признания их организацией на основе требований Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.

Поэтому в процессе бюджетирования определяется прогнозное финансовое состояние организации на основании отчета о доходах и расходах. Если финансовые показатели, исчисленные на основе системы бюджетов (такие как ликвидность, прибыль, рентабельность и др.), неудовлетворительны, то проводится анализ влияния на финансовое состояние основных параметров бюджетов и заложенных в них нормативов при их изменении. Анализ ежемесячного исполнения бюджета проводится по каждой статье и центру финансовой ответственности. Факторы, влияющие на исполнение текущего бюджета, могут быть подразделены:

- на управляемые факторы, величина которых находится под непосредственным контролем того или иного подразделения;

- на неуправляемые факторы, чаще всего к ним относятся внешние факторы, на величину которых предприятие не может оказать влияния, например макроэкономические процессы -инфляция, конкуренция;

- на внутренние факторы, величина которых в краткосрочном периоде не может быть изменена. В эту группу включаются постоянные расходы организации.

Таким образом, процесс бюджетирования является фундаментом стратегии развития любой организации и позволяет решить целый ряд задач, связанных с управлением затратами в организации. Прежде всего при построении системы бюджетирования в организации определяются приоритетные направления ее деятельности, обеспечивается производство качественной и пользующейся спросом на рынке продукции в необходимых объемах и ассортименте, увеличивается объем продаж производимой продукции, и расширяется география рынков сбыта, своевременно и полно обеспечивается производственный процесс необходимыми материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, осуществляется эффективное использование ресурсов, ритмичная, бесперебойная работа всей организации, координация работы различных ее подразделений.

Список литературы

1. Авророва И. А. Управленческий учет. М.: Бератор-Пресс, 2003.

2. Бурцев В. В. Структура бюджетирования // Аудит и налогообложение. 2009. № 9.

3. Бурцев В. В. Управленческий учет и производственное бюджетирование // Современный бухучет. 2008. № 7.

4. Власова Н. С. Повышение результативности системы бюджетирования, современные тенденции ее развития // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.