ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ МОДЕЛИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Л. И. ПРОНЯЕВА,
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита E-mail: [email protected]
Л. Н. ВЕТРОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: [email protected] Орловский государственный аграрный университет
В статье рассматриваются основные модели бюджетирования. Предлагается к использованию в сельскохозяйственных организациях универсальная модель бюджетирования, которая строится на основе сбалансирования доходов и текущих расходов, первоначальных стартовых затрат и погашения кредиторской задолженности.
Ключевые слова: бюджетирование, управленческий учет, универсальная модель, сельскохозяйственная организация, доходы, расходы, центры ответственности, бюджет, ожидаемый бюджет.
Деятельность любой организации, а сельскохозяйственной в особенности, всегда связана с рисками. Экономический спад может сказаться на сокращении емкости рынка, нехватка основного персонала ведет к снижению объемов производства. Избежать негативных последствий в результате изменения экономической ситуации, извлечь максимальные выгоды или минимизировать убытки помогает бюджетирование — одна из структурообразующих управленческого учета.
В настоящее время повышается спрос на разработку и внедрение моделей (систем) бюджетирования в управленческом учете организаций. Как правило, перед организациями стоит выбор: использовать комплексную или универсальную модель бюджетирования. Чаще всего используется комплексная модель
бюджетирования, отражающая ряд операционных бюджетов по продажам, закупкам, производству, прямым трудовым затратам, административным расходам и финансовых бюджетов по доходам и расходам, движению денежных средств. На этой основе определяются основные соотношения финансовых потребностей и финансовых возможностей.
Несомненно, комплексная модель бюджетирования имеет ряд преимуществ: возможность управления основными областями деятельности (продажами, производством, закупками), управления прямыми и косвенными расходами, прибылью и денежными потоками. Однако практика показывает, что данная модель слишком трудоемка, и большинство организаций, особенно сельскохозяйственных, не готовы сегодня использовать эту модель.
Наиболее оптимальной моделью бюджетирования в системе управленческого учета для сельскохозяйственных организаций является универсальная бюджетная модель, которая строится на основе сбалансирования доходов и текущих расходов, первоначальных стартовых затрат и погашения кредиторской задолженности.
Поскольку сельскохозяйственные организации выпускают целый ряд видов продукции, то эту модель можно довольно быстро разработать и внедрить. Кроме того, преимуществом универсальной
модели будет являться возможность простого учета внутреннего оборота и быстрота планирования и консолидации фактических данных.
Известно, что постановка системы бюджетирования в управленческом учете законодательно и нормативно не регламентируется государством. В связи с этим формы бюджетов, регламент их разработки, утверждения, реализации и контроля утверждаются руководством самой организации. Предлагается производить разработку универсальной модели бюджетирования в сельскохозяйственной организации в несколько этапов.
На первом этапе разработки универсальной модели следует определить ряд статей бюджета по доходам, расходам и погашению кредиторской задолженности.
Второй этап. Для того чтобы был результат функционирования бюджетной системы, необходима привязка бюджетов к центрам финансовой ответственности. Если этого не происходит, то ситуация оценивается на уровне организации. При этом неэффективность работы организации не дает понять, чем это вызвано, т. е. доходы и расходы должны балансироваться по центрам ответственности.
Несомненно, подходы к формированию центров ответственности должны быть различны. Центры ответственности следует определить в зависимости от характера и содержания функций, выполняемых соответствующими службами и подразделениями, ответственными за использование в производстве соответствующих видов ресурсов. Центры ответственности должны охватывать все структурные подразделения. А внутри подразделения необходимо, чтобы были ответственные за определенные участки работы, чтобы руководители, специалисты и рабочие отвечали за эффективность затраченных ресурсов.
Однако кроме производственных центров ответственности следует разработать систему центров, ответственных за контроль текущих расходов и достижение бюджетных результатов в системе уп -равленческого учета. Поскольку процесс управле-
ния организацией не заканчивается выходом продукции и калькулированием ее себестоимости.
В связи с этим выделяют следующие типы центров ответственности:
• центры доходов, включающие управление маркетингом и сбытом;
• центры расходов, включающие управление производством и техническим обеспечением;
• профит-центры, включающие управление финансами и экономикой организации;
• центры инвестиций, включающие управление техническим развитием, работой персонала организации.
В данном случае при формировании центров ответственности следует учитывать ряд принципов:
1) в каждом центре ответственности должны быть показатель для измерения объема деятельности и базадля распределения расходов;
2) в каждом центре ответственности должен быть ответственный руководитель, который не только контролирует, но и имеет возможность непосредственно влиять на то, за что он отвечает;
3) степень детализации должна быть достаточной для анализа, но не избыточной, чтобы ведение учета не было чересчур трудоемким;
4) на центр ответственности желательно относить только прямые расходы, непосредственно связанные с его работой;
5) поскольку деление организации на центры ответственности сильно влияет на мотивацию руководителя соответствующего центра, необходимо учитывать социально-психологические факторы. В нашем примере, выделив центр ответственности, следует перейти к третьему этапу. На этом этапе создается ожидаемый бюджет на месяц с учетом доходов и расходов организации (табл. 1).
Четвертый этап. Наряду с бюджетами на предстоящий период в процессе бюджетирования в системе управленческого учета составляются отчеты об исполнении бюджетов за истекший период по каждому центру ответственности (табл. 2).
Таблица 1
Ожидаемый бюджет сельскохозяйственной организации на январь 20...г., млн руб. (вариант)
Показатель Подразделение 1 Подразделение 2 Итого по предприятию
Доходы
Остаток денежных средств на начало периода 16 5 21
Собственные источники, всего 1260 823 2 083
Реализация продукции растениеводства, всего 1200 500 170
В том числе:
— зерно 1200 500 1 700
— сахарная свекла
— прочая продукция
Продолжение табл. 1
Показатель Подразделение 1 Подразделение 2 Итого по предприятию
Реализация продукции животноводства, всего 60 318 378
В том числе:
— молоко 60 50 110
— крупный рогатый скот в живом весе
— свиньи в живом весе - 20 20
— мясо крупного рогатого скота - 48 48
— мясо свиней - 200 200
— прочая продукция
Реализация продукции переработки, всего - - -
В том числе:
— мясопродукция
— комбикорм, мука, сахар
— прочая продукция
Реализация услуг, всего 75 - 75
В том числе:
— хранение зерна
— выработка комбикорма
— автотранспорт 75 - 75
— машино-тракторныи парк
— ремонтная мастерская
— переработка скота
— прочие услуги
Розничная торговля
Итого выручка от реализации товаров и услуг 1 335 823 2 158
Возвратдебиторской задолженности - - -
Дотации и компенсации, всего 22 44 66
В том числе:
возмещение процентов за пользование кредитом - 44 44
Кредиты и займы, всего
В том числе товарный кредит «Орловия» - - -
Прочие поступления
Всего источников 1 357 867 2 224
Расходы
Заработная плата 80 120 200
Налоги, относимые на себестоимость, всего 20 21 41
В том числе:
— в бюджет
— во внебюджетные фонды 20 21 41
Покупные сырье и материалы, всего 1 664 2 007 3 671
В том числе:
— минеральные удобрения 600 378 978
— средства защиты растении 192 192
-ГСМ 440 793 1233
— запчасти 10 80 90
— ветмедикаменты 12 10 22
— корма 590 550 1 140
— семена 120 60 180
— молодняк скота
— приобретение основных средств
— сырье для мясоперерабатывающего комплекса
— сырье для переработки
— стройматериалы 10 - 10
— товары для розничной торговли 2 2
— инвентарь
— прочие затраты 2 1 3
Окончание табл. 1
Показатель Подразделение 1 Подразделение 2 Итого по предприятию
Платные услуги, всего 78 53 131
В том числе:
— электроэнергия 60 30 90
— связь 3 3 6
— отопление
— транспорт — газ — прочие услуги 15 20 35
Гашение процентов по кредиту (судебные приставы) 3 3
Прочие расходы
Итого текущих расходов 1 842 2 201 4 043
Профицит (+), дефицит (—) затраттекущего периода -485 -1 334 -1 819
Погашение кредиторской задолженности
Заработная плата
Налоги в бюджет
Налоги во внебюджетные фонды
Кредиты банка, бюджетные средства
Лизинг
Прочие кредиторы, всего
В том числе электроэнергия
Профицит (+), дефицит (—) с учетом гашения кредитор- -485 -1 334 -1 819
ской задолженности
Таблица 2
Выполнение бюджета по подразделению 1 на январь 20...Г., млн. руб. (вариант)
Показатель План Факт Выполнение, %
Доходы
Остаток денежных средств на начало периода 16 16 100
Собственные источники 1 260 1 260 100
Реализация продукции растениеводства, всего 1 200 1 120 93,3
В том числе:
— зерно 1 200 1 120 93,3
— сахарная свекла
— прочая продукция
Реализация продукции животноводства, всего 60 60 100
В том числе:
— молоко 60 60 100
— крупный рогатый скот в живом весе -
— свиньи в живом весе -
— мясо крупного рогатого скота -
— мясо свинеи
— прочая продукция
Реализация продукции переработки, всего -
В том числе:
— мясопродукция
— комбикорм, мука, сахар
— прочая продукция
Реализация услуг, всего 75
В том числе:
— хранение зерна
— выработка комбикорма
— автотранспорт 75 72 96
— машино-тракторныи парк
— ремонтная мастерская
— переработка скота
— прочие услуги
Окончание табл. 2
Показатель План Факт Выполнение, %
Розничная торговля (наценка и прочий товар)
Итого выручка от реализации товаров и услуг 1 335 1252 93,8
Возвратдебиторской задолженности -
Дотации и компенсации, всего 22 10 45,5
В том числе возмещение % за пользование кредитом -
Кредиты и займы
Прочие поступления -
Всего источников 1 357 1262 93
Расходы
Заработная плата 80 80 100
Налоги, относимые на себестоимость, всего 20 20 100
В том числе:
— в бюджет
— во внебюджетные фонды 20 20 100
Покупные сырье и материалы, всего 1 664 1 779 107
В том числе:
— минеральные удобрения 600 450 75
— средства защиты растении
-ГСМ 440 520 118
— запчасти 10 8 80
— ветмедикаменты 12 10 83
— корма 590 595 100,8
— семена 120 98 81,6
— молодняк скота
— приобретение основных средств
— сырье для мясоперерабатывающего комплекса
— сырье для переработки 10 10 100
— стройматериалы
— товары для розничной торговли
— инвентарь 2 4 200
— прочие затраты 78 84 107,7
Платные услуги, всего 60 63 105
В том числе:
— электроэнергия 3 3 100
— связь 42 45 107
— тепло 15 15 100
— транспорт
— газ
— прочие услуги
Гашение процентов по кредиту (судебные приставы)
Прочие расходы
Итого текущих расходов 1 842 1 942 105,4
Профицит (+), дефицит (—) затрат текущего периода -485 -680 -
Погашение кредиторской задолженности
Заработная плата
Налоги в бюджет
Налоги во внебюджетные фонды
Кредиты банка, бюджетные средства
Лизинг
Прочие кредиторы
В том числе электроэнергия
Профицит (+), дефицит (—) с учетом гашения кредиторской задолженности -485 -680 -
Пятый этап бюджетирования. На этом этапе составляется бюджет по своду информации об исполнении бюджета в целом по сельскохозяйственной организации (табл. 3). На основе данного бюджета менеджеры изучают изменения величины запланированных показателей и выявляют так называемые узкие места в деятельности организации. В результате проводится анализ деятельности
организации — еще один структурообразующий элемент управленческого учета.
Таким образом, применение универсальной модели бюджетирования в системе управленческого учета сельскохозяйственных организаций на основе результатов бюджетного процесса даст возможность ее руководству принимать решения, ориентированные на реализацию стратегии данной организации.
Таблица 3
Ожидаемое исполнение бюджета в целом по предприятию на январь 20...Г., млн руб. (вариант)
Показатель Подразделение 1 Подразделение 2 Итого по предприятию (сумма значений показателей по всем подразделениям)
План Факт Выполнение, % План Факт Выполнение, % План Факт Выполнение^
Доходы
Остатокденежных средств на начало периода 16 16 100
Собственные источники 1260 1260 100
Реализация продукции растениеводства, всего В том числе: — зерно — сахарная свекла — прочая продукция 1200 1200 1120 1120 93,3 93,3
Реализация продукции животноводства, всего В том числе — молоко — крупный рогатый скот в живом весе — свиньи в живом весе — мясо крупного рогатого скота — мясо свиней — прочая продукция 60 60 60 60 100 100
Реализация продукции переработки, всего В том числе: — мясопродукция — комбикорм, мука, сахар — прочая продукция
Реализация услуг, всего В том числе: — хранение зерна — выработка комбикорма — автотранспорт — машино-тракторный парк — ремонтная мастерская — переработка скота —прочие услуги 75 75 72 96
Розничная торговля (наценка и прочий товар)
Итого выручка от реализации товаров и услуг 1 335 1252 93,8
Возвратдебиторской задолженности -
Дотации и компенсации, всего В том числе возмещение процентов за пользование кредитом 22 10 45,5
Кредиты и займы
Прочие поступления -
Всего источников 1 357 1262 93
Расходы
Заработная плата 80 80 100
Окончание табл. 3
Итого по предприятию
Показатель Подразделение 1 Подразделение 2 (сумма значений показателей по всем подразделениям)
План Факт Выполнение, % План Факт Выполнение, % План Факт Выполнение, %
Налоги, относимые на себестоимость, всего 20 20 100
В том числе:
— в бюджет
— во внебюджетные фонды 20 20 100
Покупные сырье и материалы, всего 1 664 1 779 107
В том числе:
— минеральные удобрения 600 450 75
— средства защиты растении -ГСМ 440 520 118
— запчасти 10 8 80
— ветмедикаменты 12 10 83
— корма 590 595 100,8
— семена 120 98 81,6
— молодняк скота
— приобретение ОС
—сырье для мясоперерабатывающего
комплекса
— сырье для переработки 10 10 100
— стройматериалы
— товары для розничной торговли
— инвентарь 2 4 200
— прочие затраты 78 84 107,7
Платные услуги, всего 60 63 105
В том числе:
— электроэнергия — связь 3 42 3 45 100 107
— тепло 15 15 100
— транспорт
— газ
— прочие услуги
Гашение процентов по кредиту (судебные приставы)
Прочие расходы
Итого текущих расходов 1 842 1 942 105,4
Профицит (+), дефицит (—) затрат -485 -680
текущего периода
Погашение кредиторской задолженности
Заработная плата
Налоги в бюджет
Налоги во внебюджетные фонды
Кредиты банка, бюджетные средства
Лизинг
Прочие кредиторы, всего
В том числе электроэнергия
Профицит (+), дефицит (—) с учетом гаше- -485 -680 -
ния кредиторской задолженности
Список литературы
1. АдамовН., ТиловА Основныецелииметодикабюджетирования // Финансоваягазета. Региональныйвыпуск. 2007. № 10.
2. Владымцев Н.В., Черная А. ^Использование современных управленческих моделей в технологии бюджетирования // Экономический анализ: теория и практика, 2008. № 15.
3. Чая В. Т., Чупахина Н. И. Система бюджетирования и управленческая отчетность в агрохолдингах// Экономический анализ: теория и практика, 2008. № 14.