Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 158—160. State service and personnel. 2021. No. 5. P. 158—160. Научная статья
УДК 37.013.32; ББК 74.48
DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-158-160
ISSN 2312-0444 (print) ISSN 2312-0444 (print)
NIION: 2012-0061-05/21-114 MOSURED: 77/27-008-2021-05-313
Особенности проведения занятий по тактико-специальной подготовке
со слушателями кадрового резерва руководящего состава номенклатуры Министерства внутренних дел Российской Федерации1
Алексей Олегович Костылев1, Марк Сергеевич Александров2, Сергей Юрьевич Ильин3
1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,
2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
3 Академия ФСИН России, Рязань, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье анализируется деятельность Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя по совершенствованию качества профессиональной подготовки группы кадрового резерва руководящего состава номенклатуры МВД России в ходе учений и штабных тренировок.
Ключевые слова: командно-штабное учение, штабная тренировка, посредники учения, профессиональная переподготовка кадрового резерва руководящего состава номенклатуры Министерства внутренних дел Российской Федерации, ситуационный центр
Для цитирования: Костылев А.О., Александров М.С., Ильин С.Ю. Особенности проведения занятий по тактико-специальной подготовке со слушателями кадрового резерва руководящего состава номенклатуры Министерства внутренних дел Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 158—160. Э01: 10.24411/2312-0444-2021-5-158-160.
Original article
Features of conducting tactical and special training classes with students of the personnel reserve of the senior staff of the nomenclature of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation
Alexey O. Kostylev1, Mark S. Alexandrov2, Sergey Yu. Ilyin3
1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
3 Academies of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia, [email protected]
Abstract. The article analyzes the activities of the V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia to improve the quality of professional training of the personnel reserve group of the leadership of the nomenclature of the Ministry of Internal Affairs of Russia during exercises and staff training.
Keywords: command and staff exercises, staff training, training intermediaries, professional retraining of the personnel reserve of the senior staff of the nomenclature of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, situation center
For citation: Kostylev A. O., Alexandrov M. A., Ilyin S. Yu. Features of conducting tactical and special training classes with students of the personnel reserve of the senior staff of the nomenclature of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation // State service and personnel. 2021. (5):158—160. (In Russ.). DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-158-160.
В 2013 г. в Московском университете МВД России впервые была осуществлена профессиональная переподготовка кадрового резерва руководящего состава номенклатуры Ми© Костылев А.О., Александров М.С., Ильин С.Ю., 2021.
нистерства внутренних дел Российской Федерации. Этому событию предшествовала большая организаторская и методическая работа руководства Университета и задействованных в переподготовке кафедр. По прошествии 2,5-месячного обучения, накануне выпускного экзамена обуча-
№ 5/2021
Частноправовые (цивилистические) науки
емым предстояло принять участие в итоговом командно-штабном учении. Перед педагогическим составом Университета встала задача по разработке необходимых учебно-методических материалов к учению и выработке методики его проведения.
Из числа руководителей и сотрудников кафедр деятельности ОВД в особых условиях, административной деятельности, предварительного расследования, оперативно-разыскной деятельности была сформирована рабочая группа, которая приступила к совместной работе. На еженедельных совещаниях рабочей группы в кабинете начальника учебно-методического управления обсуждался ход подготовительной работы, возникающие проблемы и возможные пути их решения. Проводимое методом мозгового штурма составление фабулы и вводных для отработки обучаемыми вопросов учения позволило подготовить качественный учебно-методический материал. При этом, необходимо отметить, что работа по разработке материалов учения велась не только в коллективах названных кафедр и в созданной рабочей группе. Деловое обсуждение, выработка совместных предложений и методики проведения учения активно велись на межкафедральном уровне. Это позволило представлять на очередном заседании рабочей группы согласованную позицию по различным вопросам, избежать многих ошибок. Несмотря на большую занятость всех участников разработки материалов учения, никто из них ни разу не пропустил заседания рабочей группы.
И вот настал день проведения учения. Слушатели из числа кадрового резерва руководящего состава номенклатуры Министерства внутренних дел Российской Федерации с площадки Коптево прибыли на основную территорию Университета и расположились в ситуационном зале комплекса игр и учений. После доведения целей учения и порядка его проведения на экране появился посредник в роли оперативного дежурного по отделу полиции, который довел информацию по вводной. Посредством оптико-волоконной связи в режиме видеоконференции была установлена связь между кабинетами, находящимися в разных учебных корпусах.
Обучаемые предложили свои варианты решения по вводной, которые были оценены посредниками — представителями кафедр участников учения.
После доведения следующей вводной обучаемые были разделены на группы, вместе составляющие Оперативный штаб, и приступили к отработке необходимой документации. За шесть часов были отработаны тактическое задание по учению и поступившие вводные, представлено текстовое и графическое решение, а также иные
необходимые распорядительные документы. Цели итогового командно-штабного учения были достигнуты, слушатели получили хорошую практику по организации и управлению ходом специальной операции.
Именно благодаря творческому неформальному подходу руководителей и представителей кафедр — разработчиков учения удалось подготовить и провести итоговые учения на высоком организационном и методическом уровне. Этот опыт взаимодействия заслуживает дальнейшего применения. К сожалению, по ряду причин в последующие годы кафедра деятельности ОВД в особых условиях готовила и проводила итоговые учения одна. Разработанные материалы учения легли в основу последующих КШУ и не требуют значительной доработки, но опыт совместного их проведения безусловно украсил программу профессиональной переподготовки кадрового резерва руководящего состава номенклатуры Министерства внутренних дел Российской Федерации.
С 2016 г. обучение данной категории слушателей проводилось по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации [1]. Вместо трех командно-штабных учений программой по нашей кафедре было предусмотрено проведение одной штабной тренировки, которая проводилась на базе Московского областного филиала Университета. Хочется отметить хорошее деловое сотрудничество, сложившееся в ходе подготовки и проведения штабной тренировки между руководством филиала, факультета переподготовки и повышения квалификации, а также кафедры деятельности ОВД в особых условиях и кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки филиала. В тесном взаимодействии был разработан план-сценарий штабной тренировки, порядок ее проведения.
По приезду в филиал обучающиеся на реальном объекте административного управления знакомились с организационно-правовыми основами управления силами и средствами ОВД в период непосредственной угрозы агрессии и в условиях военного времени. Им представлялась возможность изучить особенности оснащения, устройства и оборудования загородной зоны размещения и запасного пункта управления территориальных МВД России по субъектам Российской Федерации. Преподавателями кафедры совместно с представителями филиала демонстрировались слушателям имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны и пост радиационного, химического и биологического наблюдения, их предназначение, наполнение и оснащение.
Особый интерес у слушателей вызывало рассмотрение вопроса «Управление войсками на
№ 5/2021
Бородинском поле в ходе сражений Русской армии в 1812 г. и Красной армии в 1941 г.». На поле воинской славы обучаемые знакомились с ходом сражений, произошедших здесь в годы Отечественной войны 1812 г. и Великой Отечественной войны. В день проведения штабной тренировки исполнилось 75 лет подвигу героев-панфиловцев, совершенному неподалеку у разъезда Дубосеково. Укрепления и фортификационные сооружения, сохраненные на Бородинском поле, подчеркивали ратный подвиг наших предков.
Проводимые командно-штабные учения и штабные тренировки являются вершиной профессиональной подготовки, позволяющей выяснить глубину усвоения программы обучения. Перед профессорско-преподавательским составом образовательных организаций МВД России стоит важная задача по разработке и внедрению педагогических технологий, направленных на подготовку специалистов способных выполнять профессиональные задачи в особых условиях, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения оперативно-служебных задач.
Список источников
1. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации кадрового резерва руководящего состава номенклатуры Министерства внутренних дел Российской Федерации. Бе-логлазов Е.Г., Борзунов К.К., Есина A.C., Зибо-ров О. В., Ивасюк О.Н., Кардашевский В. В., Клоч-кова Е.Н., Коннов В.А., Костылев А.О., Кузьмин H.A., КученинЕ.С., Ларина Л.А., Лошаков A.C., Малахова Н.В., Низаметдинов А.М., Потапенко-
ва И.В., Русскевич Е.А., Сойников С.А., Соснов-ская Ю.Н., Страхов А.А. и др. М., 2016.
2. Кравченко А.В., Чуманов Ю.В. Системно-ситуативный анализ (ССА) учебной деятельности обучающихся высших учебных заведений опасных профессий в системе обеспечения профессиональной надежности персонала // Вестник Института мировых цивилизаций. 2016. № 12. С. 117—124.
3. Тихомиров С.Н. Акмеологический тренинг как форма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России // Инновации в образовании. 2019. № 11. С. 65—74.
References
1. Additional professional training program for the personnel reserve of the senior staff of the nomenclature of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Beloglazov, E.G., Borzunov, K. K., Esin, A. S., Ziborov O.V. Ivasyuk, O.N., Kardashevskiy V.V., Klochkova E.N., Kon-nov V.A., S.A.O., Kuzmin N.A., Kuchenne C., Larina L.A. Loshakov A.S., Malakhov N. In., Nizametdinov A.M., His I.V., Ruskevich E.A., Sotnikov S.A., Sosnowski J.N., Strakhov A.A., etc. Moscow, 2016.
2. Kravchenko A.V., Chumanov Y.V. System-situational analysis (FSA) of educational activity of students of higher educational institutions dangerous professions in the provision of professional reliability of the staff // Bulletin of the Institute of World Civilizations. 2016. No. 12. Pp. 117—124.
3. Tikhomirov S.N. Acmeological training as a form of advanced training of the teaching staff of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Innovations in education. 2019. No. 11. pp. 65—74.
Информация об авторах
А.О. Костылев — доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.
М.С. Александров — старший инспектор отделения организации службы комендантского отдела Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
С.Ю. Ильин — преподаватель кафедры огневой подготовки юридического факультета Академии ФСИН России.
Information about the authors
A.O. Kostylev — Associate Professor of the Department of Internal Affairs in special conditions of the educational and scientific complex of special training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Law, Associate Professor.
M. S. Alexandrov — Senior Inspector of the Department of organization of the service of the Commandant's Department of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'. S.Yu. Ilyin — teacher of the Department of Fire Training of the Faculty of Law of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 22.10.2021 ; одобрена после рецензирования 10.11.2021 ; принята к публикации 15.11.2021.
The article was submitted 22.10.2021 ; approved after reviewing 10.11.2021 ; accepted for publication 15.11.2021.
№ 5/2021