УДК 378.016
Психолого - педагогические науки
Лешкевич Сергей Анатольевич, старший преподаватель кафедры
«Физвоспитание и спорт» Центра «Физическая культура и спорт» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы организации дистанционного обучения со студентами по дисциплине «Физическая культура» на учебной платформе «Moodle», а также приведены плюсы и минусы данного формата обучения. Авторами предложены пути решения создавшихся проблем в данном направлении.
Целью статьи является необходимость овладения педагогом новейшими цифровыми технологиями в физическом воспитании для обеспечения у студентов более полного усвоения учебного материала.
Ключевые слова: дистанционное обучение, физическая культура, учебная платформа «Moodle», студенты.
Annotation: this article discusses the problems of organizing distance learning with students in the discipline "Physical Culture" on the training platform "Moodle", as well as the pros and cons of this training format. The authors propose ways to solve the existing problems in this direction. The purpose of the article is the need for the teacher to master the latest digital technologies in physical education to ensure that students have a more complete assimilation of educational material.
Key words: distance learning, physical education, learning platform "Moodle", students.
Постановка проблемы. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые обучающие технологии во всех сферах жизни, в том числе и в физическом воспитании. На первый взгляд, проведение занятий преподавателем по физической культуре сидя за компьютером не стандартное решение для очного обучения, ведь физкультура - это показ и выполнение практических упражнений, а не лекционное занятие за партой. Задача преподавателя и состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот метод к занятию по физической культуре, позволяет каждому студенту проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность.
Как показывает современная действительность, студенчество является наиболее уязвимой частью молодежи, поскольку сталкивается с рядом трудностей, связанных с невысокой двигательной активностью (статичная поза учеников за столами на занятиях), увеличением учебной нагрузки, проблемами в социальном и межличностном общении и др. [2, с. 22].
Следовательно, умение человека правильно взаимодействовать со своим окружением, контролировать свое поведение, понимать свои эмоции и эмоции других людей, решать и анализировать проблемы, дает ему возможность успешно реализоваться в жизни и быть более конкурентоспособным на рынке труда [1, с. 378].
Работа в дистанционном формате стала важной частью профессиональной деятельности современного преподавателя. Каждый из нас получил уникальный опыт, приобрел новые знания и навыки в сфере информационно-коммуникационных и образовательных технологий во время эпидемиологической обстановке в стране.
В Севастопольском государственном университете во время карантина образовательный процесс реализовывался на платформе «Moodle», также связь осуществлялась через электронную почту, социальные сети и мессенджеры.
Алгоритм работы у студентов:
1. Заходит http://russian_moodle. sevsu.ru/.
2. Находит своё направление подготовки, курс.
3. Выбирает необходимую по расписанию дисциплину. Она будет оформлена в виде форума, куда преподаватель загрузит учебные материалы или опишет формат дальнейшей работы.
4. Выполняет задания, участвует в онлайн-занятиях.
Преподаватель:
1. Заходит http://russian_moodle. sevsu.ru/.
2. Находит направление подготовки студентов, которым преподаёт физкультуру.
3. Выбирает курс, в неё загружает РПД, план - конспекты, презентации, задания для самостоятельной работы, при наличии — ссылки на онлайн-курсы для просмотра студентами.
Для проведения занятий дистанционно был предложен комплекс упражнений, необходимых упражнений для той или иной группы мыщц, перед каждым занятием. Студенту необходимо не только их выполнить, но и зафиксировать выполнение на фото или видео, которое отправить преподавателю.
В практике применительно к практическим занятиям физической культуры, онлайн-формат позволяет изучить большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов - это исторические факты и события, биография знаменитых спортсменов, теоретические вопросы по различным спортивным специализациям.
Еще одной формой использования информационных технологий является применение тестирующих программ. Компьютерные тесты могут содержать разнообразное количество тем, разделов и вопросов, что позволяет варьировать тестовые материалы индивидуально для студентов разных специальностей. Тестирование можно применять на всех этапах обучения, причем сложность и характер тестирования может варьироваться в зависимости от конкретной педагогической ситуации [4, с. 137].
Хороший педагог стремится превратить студентов из пассивных получателей знаний в активных, заставить их мыслить самостоятельно, научить работать в команде и грамотно отстаивать свои идеи. Часто вокруг лучших онлайн-курсов формируются локальные сообщества слушателей и специалистов, которые помогают улучшать онлайн-курс, развивают методику преподавания дисциплины, устраивают дискуссии и делятся опытом [3, с. 64].
По словам студентов университета, переход на полное дистанционное обучение, стало для них новшеством. И тут мнение разделились — для одних дистанционная форма обучения имела положительную сторону, а другие наоборот, не заинтересованы и испытали трудности в обучении.
Положительный фактор - это свободный график, студент сам решает в какое время выполнять задания и составляет для себя расписание занятий. Но получая информацию в домашних условиях, многие студенты начинают очень быстро расслабляться, им сложно держать себя в тонусе.
При выполнении комплекса упражнений студенту необходимо иметь сильную мотивацию и жесткую самодисциплину, так как процесс обучения идет без контроля преподавателя. Кроме этого, отсутствует взаимосвязь личного характера с преподавателем, что влечет за собой исчезновения эмоциональной составляющей и индивидуального подхода при исправлении ошибок технических элементов [4, с. 136].
В связи с вышесказанным, целью нашего исследования явилось выявление проблем студенческой молодежи в связи с организацией образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» в формате дистанционного обучения.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Севастопольского государственного университета. В нем приняли участие 120 студентов (60 юношей и 60 девушек) 2 - 3 курса очной формы обучения, в возрасте от 18 до 20 лет.
В анкете студентам было предложено ответить на следующие вопросы.
1. Какие сложности обучения возникли в дистанционном формате по предмету «Физическая культура» на платформе СевГУ Moodle.
2. По каким видам спорта, которые не проводятся на занятиях по физической культуре, хотели бы изучить более подробную информацию по правилам соревнований, методике обучения техническим приемам и т.д. в дистанционном формате обучения.
3. Ваше отношение к системе дистанционного обучения.
Результаты исследования. По результатам ответов на первый вопрос
анкетирования установлено, что у 85% процентов студентов, не возникло затруднений при обучении в дистанционном формате. У 15% студентов возникали проблемы с доступом в интернет, обратной связью с преподавателем, а также затруднения, возникшие с входом в систему, при прохождении обучения на платформе Moodle.
Чтобы получить знания в онлайн формате, необходимо студенту быть технически оснащенным, что в современных условиях, как показала практика, в большинстве случаев не вызывает проблем. Для постоянного доступа к источнику знаний у студента должен быть личный ноутбук или смартфон с хорошей скоростью доступа в интернет. Кроме всего этого необходимы знания и инструкция работы на образовательной платформе СевГУ Moodle.
Исходя из нашего исследования только студенты из многодетных семей и живущие в сельской местности, испытывали затруднения с доступом в интернет.
Отвечая на второй вопрос анкеты, были получены такие результаты: 28% ответили, что более подробно хотели бы изучить такой вид спорта как кроссфит (правила соревнований, методика и развитие силы и т. д.). Вид спорта плавание выбрали 25% опрошенных, но из-за отсутствия бассейна только доступна теоретическая часть и видеоматериал из интернета. Более подробно освоить методику тренировки фитнеса изъявили желание 17% студентов, теннис - 13% обучающихся, особенности самостоятельных занятий
физической культурой и спортом (ОФП) выбрали 9% респондентов и 8% -другие виды спорта (бильярд, шахматы, хоккей, ушу, дартс, стрельба из лука).
Ответы на вопрос - ваше отношение к системе дистанционного обучения распределились среди респондентов следующим образом: положительное отношение к данному формату обучения выразили 42% студентов, отрицательно отнеслись к дистанционному обучение 49% и нейтральное отношение - 9% обучающихся.
Вывод: Таким образом, можно с уверенностью сказать, что дистанционное обучение это не альтернатива, а дополняющая часть традиционного образования, отличная возможность получить новые знания и восполнить старые.
Используя дистанционную форму обучения, преподаватель физической культуры имеет возможность, применять различные формы и методики преподавания предмета, повысить интерес студентов к изучению физической культуры, сделать процесс обучения более увлекательным и интересным, расширить кругозор обучающихся, повысить мотивацию к изучению предмета.
Библиографический список:
1. Косцова М.В., Гришина А.В., Чунихина Л.В. Развитие профессиональной перспективы студента вуза // Modern Science. - 2021. - № 11. - С. 375-382.
2. Кошеливская Е.Е. Современные подходы к организации элективных курсов по физической культуре в вузах северных регионов России // INNOVATION SCIENCE Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. Из-во: МНИЦ «Наукосфера». - Смоленск, 2020. - С. 22-28.
3. Лешкевич С.А. Внедрение онлайн-образования для студентов заочного отделения направления «Физическая культура» // Сборник статей всероссийской научной конференции с международным участием «Опыт и перспективы онлайн-обучения в России», 2018. - Стр. 64-67.
4. Лешкевич С.А., Лешкевич В.А. и др. Значимость цифровых образовательных технологий в современной системе обучения // Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции «Цифровизация образования: вызовы современности». Издательство: ООО «Издательский дом «Среда». - Чебоксары, 2020. - С. 136-139.