УДК 372.8
Богатикова А.В.
Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия
Особенности проведения уроков по химии в нетрадиционной
форме
Аннотация: в работе приведена характеристика нетрадиционных уроков по химии, также дана классификация такого рода уроков. Помимо этого рассмотрены основные методические подходы к организации нетрадиционных уроков в школе Ключевые слова: методика обучения химии, урок, методы, формы, классификация, средства, термины.
Bogatikova A. V.
Features of conducting chemistry lessons in a non-traditional
form
Abstract: the work provides characteristics of non-traditional chemistry lessons, and a classification of this kind of lessons is also given. In addition, the main methodological approaches to organizing non-traditional lessons at school are considered. Key words: methods of teaching chemistry, lesson, methods, forms, classification, means, terms.
Научный руководитель - Е.Г. Нелюбина
Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. Что нужно современному человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально - экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. [1, 2]
Прежде чем раскрывать тему нетрадиционных уроков, следует сказать несколько слов о самом термине «нетрадиционные урок», или как их еще называют в некоторых источниках - «нестандартные уроки». Однако более верным является первый термин, так как, не смотря на отличную от традиционного урока структуру, нетрадиционные уроки также подчиняются принятым государственным стандартам. Согласно большинству педагогических словарей, нетрадиционными уроками называют уроки, у которых имеется отличная структура от обычного, применяются игровые или другие нетрадиционные методы. [3, 4]
На данный момент существует огромное количество самых различных классификаций нетрадиционных форм уроков, среди которых можно выделить как уже всем привычные экскурсии, уроки-путешествия, КВН, так и новые, которые ранее не применялись в педагогике. Среди последних
можно выделить виртуальные экскурсии, онлайн-конференции и некоторые другие формы.
Химия является одним из самых сложных предметов школьного курса. Особенностью химии является еще и то, что она имеет межпредметные связи с огромным количеством других дисциплин, например, физики и биологии. Важной частью при формировании познавательного интереса является выбор соответствующих методов и форм обучения.
Стоит отметить, что, несмотря на всю кажущуюся несерьёзность нетрадиционных уроков, они требуют от педагога гораздо большей подготовки и большего объёма знаний, так как часто выходят за пределы школьной программы, помогая расширить и углубить получаемые знания.
Задача нетрадиционных уроков в рамках учебного курса химии сделать её интересной и увлекательной, чтобы она из набора скучных теорий, формул и непонятных схем, превратилась в нечто интересное, познавательное и стимулировала учащихся изучать что-то новое. [1, 2]
Говоря о задачах, которые помогают решить нетрадиционные уроки в рамках химии, следует отметить:
Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.
Одним из самых популярных направлений, используемых при реализации нетрадиционных уроков - являются игровые уроки. Игра является универсальным и интерактивным средством повышения познавательного интереса. Несмотря на то, что игра является основным видом деятельности у младших школьников, её важность сохраняется и в старших классах. В курсе химии чаще всего применяют такие формы игры как КВН, Своя игра, Счастливый химический случай» и многие другие. Однако следует учитывать, что часто прибегать к нетрадиционным урокам бывает затруднительно, поэтому можно и нужно прибегать к такой форме, как элементы урока-игры. Например, когда идёт изучение химические элементов, можно проводить такие игры, как «Соотнеси», «Найди пару», «Кто быстрее», «Химическая цепочка», «Алхимия»
Очень важным моментом для формирования познавательного интереса по химии являются самые первые уроки, так как именно там закладываются основы, и ученик определяет для себя, является ли данный предмет интересным ему или нет. На одном из первых занятий можно провести урок-посвящение в химики, где разыграть весёлые сценки, провести обряд посвящения, используя элементы и ролевой игры. Данный урок хорошо запомнится детям, и они будут знать, что уроки по химии могут быть интересными. Также на первых уроках, когда учащиеся узнают, а что такое собственно такое мир химии, можно привести много аналогов, когда химия нас окружает в реальной жизни, начиная от химических средств для бытовых нужд и заканчивая кулинарией. Можно также провести ряд опытов, используя обычные бытовые предметы, которые есть у каждого - соду, уксусную кислоту, лимонный сок, горчица, картофель и т.д. Также можно объяснить ребятам, что многие процессы, такие как окисление, ржавчина имеют химическую природу. Это позволит учащимся внимательнее быть к окружающему их миру и мотивирует в дальнейшем исследовать процессы и явления вокруг с точки зрения химии.
Современное образование также ставит перед собой задачу по развитию всесторонне-развитой личности, поэтому важно развитие коммуникативных способностей учащихся не только в рамках гуманитарных предметов, но и при естественно-научных, в том числе и химии. Для решения данной задачи необходимо использовать уроки-диспуты. Задача таких уроков - постановки какой-либо жизненной ситуации или проблемы в рамках химии и её решение в процессе урока. Примерами таких уроков-диспутов в рамках химии является - Бытовая химия или народные средства, зачем нужна химия? Химия и будущие и многие другие. Проведение таких форм обучения совершенствует навыки самостоятельной обработки многообразных источников химической информации (энциклопедий, справочников) и грамотного оформления реферата. Эти формы обучения также формируют умение выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, аргументировать собственную позицию. Задача учителя при проведении уроков диспута является регулирование возникающих споров, ведение диспута, подведения итогов и поддержания регламента.
Химия невозможно без проведения исследовательских работ, поэтому важно прибегать к такой нетрадиционной форме, как Урок-исследование. Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.
Важно также делать упор на то, что химия не просто теоретическая наука, а она активно развивающаяся и в будущем рост химической
промышленности и влияние химии на мир возрастёт. Это открывает перед нами сразу две проблемы. Во-первых, необходимо заботиться об окружающей среде и следить за её состоянием, искать новые источники безопасной энергии и делать химическое производство более экологическим. На этой основе можно проводить уроки-диспуты, уроки-сочинения, уроки-практикумы. Во-вторых, химия открывает перед нами ряд профессий, как уже существующий, так и молодых, только зарождающихся. Развитие познавательного интереса через профориентационную деятельности прекрасная возможность решить целый ряд образовательный задач и даёт нам огромное поле для нетрадиционных уроков. Можно проводить уроки-встречи или уроки-интервью, куда можно привлекать известных учёных, специалистов, профессионалов в различных химических сферах. Живое общение с человеком, чья жизнь напрямую связана с химией, позволит учащимся определиться с выбором профессии, узнать о практических аспектах профессиональной химии. Также в рамках профессиональной деятельности можно проводить уроки-экскурсии на химические заводы, водоочистные сооружения и другие сферы, которые напрямую или косвенно связанны с химией и могут быть интересны и полезны учащимся.
При современной классно-урочной системе обучения пусть будет на уроке не игра, а серьёзный учебный труд, не развлекательность и «потешательность», а увлекательность и занимательность, не развлечение, а увлечение.
Остановимся на характеристике нетрадиционных форм проведения уроков по химии и поближе познакомимся с методикой проведения некоторых из них.
Нетрадиционные формы уроков по химии:
урок-деловая игра;
урок-пресс-конференция;
урок-соревнование;
урок-КВН;
урок-типа „Следствие ведут знатоки"; урок взаимообучения; урок изобретательства;
уроки творчества: 1) творческий отчёт, 2) сочинение;
урок-консультация;
урок-экспедиция;
урок-экскурсия;
урок-путешествие.
Методика организации и проведения нетрадиционных уроков по химии:
1. урок-деловая игра
-сформулировать легенду;
-разбить класс на группы (2-4 человека);
-каждой группе задание на 8 минут;
-представление на доске всех материалов каждой группы;
-капитан группы докладывает о выполнении задания;
-обслуживание работы каждой группы.
группа «мозговой центр»
-разработка проекта, выдвижение гипотез;
группа «» группа помощи»
-выдаёт необходимые сведения, пользуясь справочниками, словарями;
группа «группа историков» -готовят исторический обзор по данной теме; группа «группа монтажников» -собирает конструкции и проверяет; группа «группа экономистов» -обосновывают способ решения; группа «группа техники безопасности»; группа «группа управления и контроля».
2. урок-пресс-конференция
часть-ответы «сотрудников» пресс-центра на вопросы «журналистов» (учащиеся задают вопросы ассистентам);
часть-подготовка и оформление редакционных заданий (20 минут). Каждый «журналист» на основе полученных ответов на свой вопрос пишет заметку в журнал;
часть-отчёт о проделанной работе; часть-подведение итогов и выпуск пресс-газеты.
3.урок-соревнование (закрепить умение решать задачи разных типов) -заранее формируются жюри и команды;
-жюри подбирает задачи и материалы для кратких сообщений по заданной теме.
НАЧАЛО УРОКА: прослушивается одно сообщение. Далее-разминка (решение командами качественных задач); далее-конкурс капитанов (задачи повышенной трудности). В это время прослушивается ещё одно сообщение. Далее-конкурс команд: самостоятельное «на время» решение расчётных задач.
ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА: подведение итогов и объявление команды победителя.
4. урок-КВН
Клуб весёлых и находчивых (КВН), открытый на телевидении 50 лет назад, завоевал симпатии миллионов людей. Он давно вышел за пределы
телевидения, шагнул на заводы, фабрики, в школы, институты, учреждения. В КВН играют и дети, и взрослые. У большого телевизионного КВНа появилось много братьев: КВН химический, КВН физический и т.д.
Организация КВН
Начинать подготовку к такому мероприятию следует за 1,5-1 месяц до даты проведения. Преподаватель вносит в каждую группу предложения: провести КВН, чтобы выяснить какая группа наиболее смекалистая и находчивая. Активу каждой группы даётся задание: создать команду из 3-4 человек и выбрать капитана команды. Когда команды созданы, начинается самая трудная работа.
Каждая команда должна:
-сочинить приветствие либо в стихах, либо на мелодию какой-нибудь известной песни;
-дать название своей команде, сделать зашифрованную химическую эмблему, которую вовремя должны будут расшифровать другие команды.
За оригинальную эмблему и её расшифровку прибавляют очки;
-сделать какие-либо костюмы, чтобы одна команда отличалась от другой;
-подобрать 3 вопроса, которые будут заданы другим командам.
Вопросы должны быть интересными, на несложные рассуждения в уме, на смекалку, требующие на обдумывание от 10 секунд до 1 минуты. Хорошо, если будут вопросы с остроумным содержанием. За каждый вопрос и за каждый ответ ставится определённое количество очков. Команды получают небольшое домашнее задание. Всем учащимся, не входящим в команду даётся задание: написать лозунги болельщиков в произвольной форме. Обычно приветствие и вопросы готовятся долго -одна - две недели.
Затем, когда всё готово, начинаются репетиции; как правило, в эту работу включаются все - от учащихся до преподавателей. Каждая группа готовит к вечеру 1-2 номера художественной самодеятельности, с которыми они выступают во время работы жюри. Хорошо, если номера художественной самодеятельности связаны с химией (стихи, песни и т. д.). одновременно преподаватель готовит двух ведущих, один из которых -учащийся того же курса, в котором проводится КВН, другой - учащийся другого курса. Этот учащийся является первым ведущим, он знает все вопросы и ответы и по ходу их комментирует. Он должен иметь хороший голос, дикцию, должен легко и свободно держаться на сцене. Второй ведущий - учащийся того же курса - должен заполнять паузы, которые возникают во время работы жюри и могут длиться от 10 секунд и 1 минуты.
В эти паузы он разговаривает со зрителями, задаёт залу заранее подготовленные вопросы, сообщает короткие сведения из истории химии под рубрикой «Знаете ли вы...». Зал, где проводится КВН, нужно заранее оформить: вывесить плакаты, например, такие как «Каждый член КВН обязан.», «Принципы КВН», кто такой капитан, кто такие болельщики, что такое жюри и т.д.
Проведение КВН
Наконец - то, наступает день, когда команды встретятся и проявят все свою выдумку, смекалку. На сцену выходит первый ведущий и читает вступительное слово в стихах.
Затем он объявляет: „Команды к выходу!". Команды выходят на сцену.
Игра проходит в несколько этапов.
1. Приветствие команд. Каждое приветствие - это небольшой монтаж с музыкальным оформлением, либо песня.
2. Конкурс эмблем. Каждая команда должна расшифровать эмблемы остальных команд.
3. Разминка (гимнастика ума). Каждая команда задаёт другим командам по одному вопросу. Каждый вопрос и каждый ответ оценивается одним очком.
Пока жюри работает, учащиеся показывают 1 -2 номера художественной самодеятельности. В это время команды уходят со сцены.
4. Команда показывает своё домашнее задание. Затем команды опять показывают художественную самодеятельность.
5. Вопросы ведущего командам. Пока жюри совещается, можно пропустить номер под названием «Феноменальная память».
6. Конкурс капитанов. Команды покидают сцену, остаются только капитаны. Ведущий задаёт им вопрос: примеры или задачи на смекалку. В целях объективности задание с вопросами можно поместить в конверты, которые вытягивают сами капитаны. В течение всей игры в зрительном зале поднимаются различные лозунги, плакаты.
7. Конкурс болельщиков. Каждая группа поднимает все свои лозунги. Жюри оценивает их. Пока жюри совещается, паузы заполняет 2-ой ведущий.
Затем судья - информатор объявляет общий счёт. Победившая команда награждается главным призом КВН, например, тортом, все остальные команды - небольшими сувенирами.
Подводя итог, можно выделить, что нетрадиционные уроки по химии позволяют:
- сформировать и развить познавательный интерес по химии
- сделать уроки более разнообразными
- стимулирует учащихся быть не просто пассивными наблюдателями, а активными участниками и исследователями
- использовать большее разнообразие форм и методов Нетрадиционные формы обучения больше всего развивают и
формируют творческие способности школьников, их способность к самостоятельной работе, закладывают навыки работы с различными источниками информации, приучают к групповой работе и, что очень важно, пробуждают интерес к изучению химии.
Библиографический список
1. Завельский, Ю.В. Как подготовить современный урок // Завуч. - 2000. - № 4- С.27-29
2. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 1984.
3. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Не совсем обычный урок. Воронеж - 2006 - 172 с.
4. Николаева, Л.С., Лесных, Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. Специалист. 1992., № 2.
Информация об авторе:
Богатикова Арина Владимировна, магистрант 2 курса очно-заочной формы обучения направления подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование направленность (профиль): «Естественнонаучное образование (биология, химия, география)», ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.
Научный руководитель:
Нелюбина Елена Георгиевна, к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.