Научная статья на тему 'НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КВЕСТ-ИГРА "ДЕНЬГИ, ДЕНЕЖКИ, ДЕНЬЖАТА"'

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КВЕСТ-ИГРА "ДЕНЬГИ, ДЕНЕЖКИ, ДЕНЬЖАТА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
733
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК / КВЕСТ-ИГРА / ФАНТЫ / ДЕНЬГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веселая Анастасия Александровна, Мухортова Алина Вадимовна

В данной статье представлен один из вариантов нетрадиционного урока - экономическая квест-игра. Цель урока - на конкретном примере донести до сознания учащихся, что деньги не дают просто так, чтобы заработать их, нужно потрудиться. В данной игре учащиеся на основе совместной деятельности будут зарабатывать «фанты» - своеобразная модель способа получения денег.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-TRADITIONAL LESSON - ECONOMIC QUEST-GAME "MONEY, MONEY, MONEY"

This article will present one of the options for an unconventional lesson-an economic quest game. The game is the leading activity of students, through the quest game you can convey to students that money is not given just like that, you need to work hard to earn it. In this game, students will earn "forfeits" - a kind of way to get money.

Текст научной работы на тему «НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КВЕСТ-ИГРА "ДЕНЬГИ, ДЕНЕЖКИ, ДЕНЬЖАТА"»

Результаты экспериментально-практической работы показали, что большая часть дошкольников экспериментальной группы смогли правильно назвать новые профессии и объяснить последовательность действий их представителей.

Таким образом, одним из основных условий эффективного формирования представлений о мире новых профессий у дошкольников является игровая деятельность, осуществляемая в рамках НОД, во время режимных моментов, позволяющая расширить представления дошкольников о труде взрослых, о новых профессиях. Именно игровая деятельность способствует их раннему профсамоопределению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кубайчук, Н.П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 97-101.

2. Программа «от рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы., Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика -Синтез, 2015.

3. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Изда,тельский центр «Академия», 2016. - 336 с.

4. Буршит, И.Е. Дошкольник и младший школьник в мире профессий: учебно-методическое пособие / И.Е. Буршит, Е.А. Монченко, Е.В. Пономаренко / под ред. И. Е. Буршит. - Таганрог, 2019. - 94 с.

А.А. Веселая, А.В. Мухортова

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КВЕСТ-ИГРА «ДЕНЬГИ, ДЕНЕЖКИ, ДЕНЬЖАТА»

Аннотация. В данной статье представлен один из вариантов нетрадиционного урока - экономическая квест-игра. Цель урока - на конкретном примере донести до сознания учащихся, что деньги не дают просто так, чтобы заработать их, нужно потрудиться. В данной игре учащиеся на основе совместной деятельности будут зарабатывать «фанты» - своеобразная модель способа получения денег.

Ключевые слова: нетрадиционный урок, квест-игра, фанты, деньги.

A.A. Veselaya, A.V. Mukhortova NON-TRADITIONAL LESSON - ECONOMIC QUEST-GAME «MONEY, MONEY, MONEY»

Abstract. This article will present one of the options for an unconventional lesson-an economic quest game. The game is the leading activity of students, through the quest game you can convey to students that money is not given just like that, you need to work hard to earn it. In this game, students will earn "forfeits" - a kind of way to get money. Key word: non-traditional lesson, quest game, fants, money.

В последнее время наблюдается опасная тенденция снижения интереса учащихся к изучению предметов. Использование традиционных форм обучения привело к тому, что учащимся стало скучно учиться - нет реализации своих потребностей в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приёмов обучения.

Нетрадиционный урок - это импровизация учебного процесса, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приёмы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге положительно влияет на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках. Среди большого числа форм нетрадиционных уроков самым популярным является квест-игра, ведь учащиеся любят соревноваться между собой, разгадывая различные ребусы, загадки, показывая свои интеллектуальные возможности. Поэтому, именно данная форма была выбрана для проведения урока.

Цели урока:

Образовательная: расширить у учащихся представления об истории, функциях и видах денег, сформировать потребности к повышению финансовой независимости и умению правильно обращаться с деньгами, сформировать умение проводить элементарные финансовые расчёты.

Воспитательная: воспитать у учащихся умение ведения диалога с собеседником, воспитать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою точку зрения.

Развивающая: развить у учащихся умение договариваться о совместной работе, развить умения работать в группе, слушать других, предлагая свою помощь, сотрудничество.

Обеспечение урока:

Раздаточный материал: три ксерокопии (100 рублей, 100 долларов, 100 евро), фанты, карточки-задания №1 и №2, листы ватмана, фломастеры, ксерокопии купюр номиналом 200 рублей, 500 рублей и 1000 рублей, сертификаты.

Технические средства: доска, проектор, компьютер. Программные средства: презентация к квест-игре. Технологическая карта урока представлена в таблице 1 [2].

Таблица 1

Ход и содержание урока

№ Время (мин.) Структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

1 2 Приветствие, заполнение журнала, проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений Приветствует, отмечает отсутствующих, проверяет домашнее задание Сообщение информации о составе класса, представление домашнего задания

2 5 Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели и задач урока Мотивирует учащихся, сообщает тему, цели и задачи урока Запись темы и цели урока

3 10 Осмысление содержания и последовательности применения практических действий Рассказывает последовательность квест-игры Внимательно слушают новый материал, важные или непонятные моменты уточняют

4 50 Самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем учителя Даёт время на подготовку к квест-игре, раздаёт дополнительные материалы к квест-игре Самостоятельное проведение квест-игры

5 10 Обобщение и систематизация учащимися результатов работы Беседует с учащимися об квест-игре Обобщённая беседа с преподавателем о собственных впечатлениях после игры

6 8 Отчёт учащихся о способах и результатах выполнения работы и теоретическая интерпретация полученных результатов Просит сделать учащихся выводы по квест-игре и уроку в целом Теоретический отчёт учащихся по результату выполненной работы

7 5 Итоги урока и выдача домашнего задания Подводит итоги по уроку, выдаёт домашнее задание Запись домашнего задания

Ход урока:

1. Приветствие, заполнение журнала, проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений (2 мин.)

Приветствие, проверка посещаемости, проверка домашнего задания

2. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели и задач урока (5 мин.) Преподаватель мотивирует учащихся, сообщает тему, цели и задачи урока.

3. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий (10 мин.) Учитель рассказывает последовательность квест-игры, где для организации команд берётся 3 ксерокопии

денег разного номинала (рис. 1). Каждая купюра разрезается на некоторое количество кусочков. Все учащиеся при входе в кабинет получают часть, которая и является фрагментом целой денежной купюры. Собрав эти части, учащиеся образуют команды и придумывают название. Игру проводит один ведущий - учащийся, которому не достался фрагмент купюры [1].

Рис. 1. Ксерокопии денег 4. Самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем учителя (50 мин.)

Учитель предоставляет ведущему начать квест-игру, раздаёт необходимый дополнительный материал.

Ход игры:

Ведущий: Мы сегодня совершим интересное путешествие в мир экономики. Наше путешествие будет очень увлекательным и познавательным. Вам понадобятся смекалка, сообразительность и внимание, знания и эрудиция. Право ответа будет получать та команда, в которой один из её участников первый поднимет руку. Команда, давшая больше правильных ответов в каждом туре будет получать «фанты». Итак, начало игры!

ТУР №1

Ведущий: Все уже придумали названия команд. Ваша задача, в течение 10 минут изобразить на листах ватмана эмблему и девиз вашей команды, а затем представить перед другими участниками. За этот конкурс вы получите до 3 «фантов».

Ведущий: Всем спасибо, следующее задание. Вам, нужно рассказать об истории возникновения денег и предположить, как могли появиться первые деньги. На подготовку этого задания даётся 10 минут. За этот конкурс вы получите до 10 «фантов».

ТУР №2

Ведущий: Итоги первого тура озвучены, переходим ко второму туру. Обратите внимание на экран, перед Вами на презентации представлены вопросы (рис. 2). Ваша задача быстрее соперников дать ответ на вопрос, подняв руку. За каждый правильный ответ вы получаете один «фант». Если ответ будет неправильный, Ваша команда больше не сможет давать ответы на данный вопрос и право голоса автоматически будет переходить к другим двум командам. Время на проведение конкурса - 10 минут.

ТУР 2

Вопрос 1. Учреждение, в котором можно хранить деньги — это ...

Вопрос 2. Накопление денег на дорогую покупку - это ... Вопрос 3. Денежная единица в России - это ... Вопрос 4. Сторона монеты, на которой изображён герб или портрет - это ...

Вопрос 5. Человек, коллекционирующий и изучающий монеты. - это ...

Рис. 2. Вопросы 2 тура

Эталон ответов:

Вопрос 1. Учреждение, в котором можно хранить деньги - это (БАНК). Вопрос 2. Накопление денег на дорогую покупку - это (СБЕРЕЖЕНИЯ). Вопрос 3. Денежная единица в России - это (РУБЛЬ).

Вопрос 4. Сторона монеты, на которой изображён герб или портрет - это (ЛИЦЕВАЯ). Вопрос 5. Человек, коллекционирующий и изучающий монеты. - это (НУМИЗМАТ).

ТУР №3

Ведущий: Закончился 2 тур нашей квест-игры, подведены итоги. Переходим к 3 туру. Каждой команде сейчас раздаются листки с неоконченными скороговорками и их продолжениями. Ваша задача правильно совместить скороговорки. За каждую правильную скороговорку команда получает по 1 «фанту». Время на выполнение задания - 10 минут. Задание представлено в карточке-задании 1 (табл. 2).

Таблица 2

Карточка-задание 1

1. Копейка рубль бережёт, А) без денег постыл.

2. Денег наживёшь - Б) свои денежки плачу.

3. Деньги, что каменья В) а хлеб меру.

4. С деньгами мил, Г) тяжело на душу ложатся.

5. Деньги счёт любят, Д) а рубль голову стережёт.

6. Не кланяюсь богачу, Е) без нужды проживёшь.

Эталон ответов:

1.Д)

2. Е)

3. Г)

4. А)

5. В)

6. Б)

ТУР 4

Ведущий: Соревнование идёт полным ходом, но не расслабляйтесь, впереди ещё 2 завершающих тура! А пока переходим к следующему заданию. Сейчас каждой команде будут выданы карточки-задания. Вам необходимо будет соединить прямыми линиями страну и её валюту. Время на выполнение задания - 10 минут. В этом конкурсе вы можете заработать до 8 «фантов». Задание представлено в карточке-задании 2 (табл. 3).

Таблица 3

Карточка-задание 2

1. ОАЭ 1.Песо

2. Китай 2. Иена

3. Куба 3. Тенге

4. Япония 4.Дирхам

5. Казахстан 5.Песо

6. Марокко 6. Юань

7. Мексика 7.Гуарани

8. Парагвай 8.Дирхам

Эталон ответов представлен на рисунке 3.

Рис. 3. Эталон ответов к 4 туру

ТУР 5

Ведущий: Ну что ж, настал итоговый 5 тур нашей квест-игры. В нём и определятся команды - победитель и призёры. А вот и итоговое задание. У вас на партах лежат конверты. Откройте их. Перед вами отдельные части разных купюр. Ваша задача: как можно быстрее собрать их в единое целое. За выполнение этого задания команды получат - 3 «фанта», 2 «фанта» и 1 «фант» соответственно. Начали!

Команды должны собрать купюры номиналом 200 рублей, 500 рублей и 1000 рублей (рис. 4).

ТУР 5

Изображения на купюрах

Рис. 4. Купюры номиналом 200 рублей, 500 рублей и 1000 рублей

Ведущий: Пора нам подводить итоги. Итак, сегодня, на примере квест-игры, все команды своим умом заработали деньги. 3 место заняла команда - ..., на 2 месте у нас команда - ... и нашим лидером стала команда - ..., ей мы присуждаем 1 место!

5. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы (10 мин.)

Учитель беседует с учащимися о проведённой квест-игре, выслушивая их положительные и, если есть, отрицательные впечатления.

6. Отчёт учащихся о способах и результатах выполнения работы и теоретическая интерпретация полученных результатов (8 мин.)

Учитель просит учащихся сделать выводы по квест-игре и уроку в целом.

7. Итоги урока и выдача домашнего задания (5 мин.)

Учитель подводит итоги урока и выдаёт домашнее задание.

Учащимся предлагается глубже погрузиться в тему денег и попробовать полностью самостоятельно спланировать траты всей семьи на выходной день - воскресенье или субботу. Пусть старшие в семье, мама, папа, бабушка и т.д. также установят лимит, в который нужно будет ему вписаться. Далее, когда все затраты будут составлены, и всё необходимое, по мнению учащегося, будет куплено, он должен будет вместе со старшими проанализировать все записанные в бюджете расходы. После рассказать в группе о проделанной работе.

Таким образом, представленная квест-игра дает возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Внеклассное мероприятие интеллектуальная игра [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/vneklassnoe-meropriiatie-intellektualnaia-igra-den.html (дата обращения: 20.05.2020).

2. Урок комплексного применения знаний, умений и навыков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studbooks.net/30854/pedagogika/urok_kompleksnogo_primeneniya_znaniy_umeniy_navykov (дата обращения: 20.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.