Научная статья на тему 'НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА'

НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
507
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТИПЫ УРОКОВ / ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА / ИГРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Беличенко Ю.В.

В статье рассмотрены этапы традиционного урока, нетрадиционные типы уроков, их виды, представлены формы проведения нестандартных уроков русского языка. Однообразные уроки не принесут пользы и результата. Поэтому очень важно проводить нетрадиционные уроки, чтоб учащимся было интересно, и в то же время они овладевали новыми знаниями по предмету, ведь задача учителя - побудить школьников получать новые знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-STANDARD LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE

The article describes the stages of the traditional type of lessons, non-traditional types of lessons, their types, the form of the unconventional Russian language lessons. Monotonous lessons will benefit and result. It is therefore very important to conduct innovative lessons to the students was interesting, and at the same time they mastered new knowledge on the subject, because the task of the teacher is to encourage students to acquire new knowledge.

Текст научной работы на тему «НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

материалы заочной международной научно-практической конференции. -Екатеринбург, 2016. - С. 161-167.

УДК 372.881.1

Беличенко Ю.В. учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №8» г. Симферополя Россия, г. Симферополь НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассмотрены этапы традиционного урока, нетрадиционные типы уроков, их виды, представлены формы проведения нестандартных уроков русского языка. Однообразные уроки не принесут пользы и результата. Поэтому очень важно проводить нетрадиционные уроки, чтоб учащимся было интересно, и в то же время они овладевали новыми знаниями по предмету, ведь задача учителя - побудить школьников получать новые знания.

Ключевые слова: урок русского языка, нетрадиционные типы уроков, форма проведения урока, игра.

Belichenko J. V. teacher of russian language and literature MBOU "School №8 " in Simferopol NON-STANDARD LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE

Abstract. The article describes the stages of the traditional type of lessons, non-traditional types of lessons, their types, the form of the unconventional Russian language lessons. Monotonous lessons will benefit and result. It is therefore very important to conduct innovative lessons to the students was interesting, and at the same time they mastered new knowledge on the subject, because the task of the teacher is to encourage students to acquire new knowledge.

Keywords: Russian language lesson, non-traditional types of lessons, form a lesson, a game.

Многие учёные исследовали формы обучения (М. Т. Баранов, Е. И. Литневская, И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, В. А. Сластёнин, Г. К. Селевко и др.). Таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения, в частности, проведению уроков. Несмотря на разнообразие работ, посвящённых проведению нестандартных уроков, данная проблема требует глубокого изучения.

В. А. Сластёнин писал, что «урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя

средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников» [3, с. 118].

Рассмотрим этапы проведения традиционного урока:

Таблица 1

Этапы современного традиционного урока [4]:

Этапы урока Виды деятельности

В ступительный этап - организационный момент, сообщение темы и формулирование целей; - мотивация учебной деятельности учащихся.

Практически-исполнительный этап - актуализация опорных знаний; - проверка домашнего задания; - изучение нового материала; - практическая проработка усвоенных знаний.

Заключительный этап - подведение итогов урока; - контроль и оценка уровня овладения новым материалом; - ознакомление со структурой домашнего задания.

Как видим, при проведении традиционных уроков учитель должен определить структуру урока, выстроить поэтапный план, и подобрать такие формы и методы обучения, которые позволят учащимся более основательно усвоить материал и повысить уровень знаний.

По определению С. В. Кульневич, нетрадиционный (нестандартный) урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру» [1, с. 21].

К нетрадиционным типам уроков можно отнести:

- уроки-игры (деловые, ролевые, художественные);

- уроки-сценарии (по примеру ТВ-программ);

- уроки-поиски (с организацией самостоятельной работы учащихся).

- интегрированный урок.

Рассмотрим некоторые виды нетрадиционных уроков, которые в интересной форме донесут знания учащимся по той или иной теме.

Урок-игра

Как известно, ролевые игры являются подготовительным этапом для деловых игр, в которых специалисты проигрывают разные профессиональные ситуации, не имеющие места в действительности, для прогнозирования их возможных результатов [2, с. 34]. Ролевые игры - это взаимодействие по принципу «что было бы, если бы...»: на занятии создается игровая ситуация, при которой между участниками группы распределяются определённые роли. При обучении русскому языку ролевые игры могут быть активно использованы на уроках развития речи, риторики, при работе над стилями речи.

Игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект [5]:

1) фонетические игры:

• фонемное различение слов («убери одну фонему», «замени фонему», анаграммы);

• различение глухих и звонких согласных («выключи голос», «найди пару»); оглушение и озвончение;

• различение твердых и мягких согласных;

• омофония, омография, определение ударного слога;

2) коммуникативно-фонетические игры:

• на опознавание, различение, характеристику голоса;

• на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм;

3) лексико-фразеологические игры:

• на значение слов (кроссворды, сканворды);

• «неологизмы» (среди представленных 10-15 слов отобрать неологизмы);

4) игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования:

• «от одного корня» (подобрать однокоренные слова);

• «корень и дерево» (выделить правильно корень слова);

• «слова по схеме» (разбросать карточки с корнями, суффиксами, окончаниями, и учащийся по схеме должен собрать слова).

Урок-сценарий

Провести урок русского языка будет очень интересно в форме КВН (по примеру телевизионного шоу). На разминке ученики готовят вопросы командам-противникам (это могут быть определение терминов, отнесение того или иного слова к части речи). Во время конкурса капитанов командир мимикой и жестами воспроизводит словосочетание, предложение, или выполняет определённые действия, жесты, с помощью которых другая команда отгадывает часть речи, которую им представляли. Этап проверки домашнего задания предусматривает определение темы и формы презентации материала заранее. Показательной на уроке лексикологии будет нарезка из фильмов разных моментов, где актёры употребляют в речи неологизмы, устаревшие слова и т.д.

Урок-поиск

Например, урок-диспут целесообразно проводить при усвоении и закреплении новой темы. В данном случае класс делится на 2 группы знатоков: первая - последователи идеи, которые готовят тезисы к определённой теме, вторая группа готовит тезисы против [5]. Например, учащимся предложено слово, которое однозначно трудно определить к какой-либо части речи (предлог или наречие, или ещё примеры в зависимости от изученного школьниками материала), или предложение, отнести которое к безличным, обобщённо-личным, неопределённо-личным не сразу удаётся. Группы спорят и доказывают свою точку зрения, при

обсуждении предоставляют свои аргументы, подтверждающие их правоту.

Интегрированный урок Интегрированные уроки объединяют в себе материал нескольких школьных дисциплин, т. е. проводятся различные уроки, темы которых способствуют взаимодействию и более глубокому изучению материала. Так, например, могут быть объединены такие уроки, как русский язык и литература, русский язык и иностранный язык, русский язык и музыка и т.д. [5].

Таким образом, используя ту или иную форму проведения очень важно не отходить от темы, материала урока. Традиционный урок можно разнообразить применением метода по педагогической системе В. Ф. Шаталова и другими разными способами преподнесения материала в интересной форме. Не стоит забывать и о современных технологиях, о возможности использования мультимедийных установок на уроке, демонстрирования материала в виде презентации, фильма, аудиозаписи и т. д. Стоит отметить, что постоянно проводить нетрадиционный урок или традиционный нецелесообразно. Как минимум должно быть соотношение -урок объяснения материала традиционный, закрепление знаний, а их обобщение может происходит на нестандартном уроке.

Использованные источники:

1. Кульневич, С. В. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С. В. Кульневич. -Ростов н/Д. : Учитель, 2009. - 176 с.

2. Литневская, Е. И., Багрянцева, В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе / Под ред. Е. И. Литневской. - М. : Академический проект, 2006. - 590 с.

3. Сластенин, В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

4. Образовательный портал http://school-box.ru/ Образовательные статьи. Типы уроков в школе. от 27 Сентября 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://school-box.ru/obrazovatelnye-statyi/interesno-ob-obrazovanii/804-tipi-urokov-v-shkole.html. Проверено 12.08.2017 г.

5. Сетевое сообщество учителей. Степанова Татьяна Николаевна. Нетрадиционные уроки русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sssvu.ru/index.php?action=public&page=824. Проверено 13.08.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.