Научная статья на тему 'Особенности проведения ревизий на предприятиях системы ОАО «Газпром»'

Особенности проведения ревизий на предприятиях системы ОАО «Газпром» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
852
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исмагулова Н. Р.

В статье рассмотрены вопросы методики и организации ревизионной работы в ОАО «Газпром» и его филиалов. Даны предложения по совершенствованию работы ревизионных служб в основном на предприятиях, являющихся дочерними по отношению к ОАО «Газпром».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special features of conducting revisions in the enterprises of system joint stock company «Gazprom»

In article questions of a technique and the organization of auditing work in Open Society «Gazprom» and his branches are considered. Offers on perfection of work of auditing services basically at the enterprises being affiliated in relation to Open Society «Gazprom» are given.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения ревизий на предприятиях системы ОАО «Газпром»»

♦

имманентную часть его метода. Калькулирование - процедура составления калькуляции, т. е. расчета себестоимости калькуляционной единицы.

Общность калькуляционных объектов и калькуляционных единиц в том, что они характеризуют один и тот же вид продукта или работы, отражают единую потребительную стоимость, объединяют и детализируют одну и ту же величину издержек производства. Отличаются они принадлежностью к разным элементам системы калькулирования: объекты калькулирования относятся к аналитическому калькуляционному учету, а калькуляционные единицы - к расчету себестоимости, калькуляции. Различны и методы локализации и обобщения затрат по калькуляционным объектам и расчета себестоимости по калькуляционным единицам. Затраты, локализованные по одному калькуляционному объекту вызывают калькуляции по нескольким калькуляционным еди -ницам, как при расчете себестоимости побочных и сопряженных продуктов, или позволяют составлять калькуляцию по одному продукту в нескольких калькуляционных единицах.

На наш взгляд, процесс калькулирования мясной промышленности включает несколько этапов расчета фактической себестоимости:

- продукции, работ, услуг вспомогательных произ-всдств, используемых в основном производстве или продаваемых на сторону;

- промежуточных продуктов (полуфабрикатов, полупродуктов) подразделений основного производства, используемых на последующих переделах (стадиях) технологического процесса или для продажи на сторону;

- видов продукции основных подразделений предприятия;

- всего выпуска готовой продукции (работ, услуг) предприятием за отчетный период;

- единицы вида готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства продаваемых на сторону.

Исчисление себестоимости единицы вида продукции представляет собой завершающую стадию процесса калькулировани я.

Объектами калькулирования себестоимости являются разной степени готовности отдельные виды и единицы продукции (работ, услуг) основного и вспомогательных подразделений, технологических фаз, переходов, стадий и переделов производства, а также вся продукция предприятия. Объекты калькулирования себестоимости продукции связаны с объектами учета издержек производства и могут совпадать.

1 См.: Басманов И.А. Теоретические основы учета и калькулирования себестоимости промышленной продукции / Под ред. проф. В .А. Новака. М.: Финансы, 1970.

2 См.:БезрукихП.С. Учет и калькулирование себестоимости продукции. М.: Финансы, 1 974.

УДК 657.6:622

Н.Р. Исмагулова,

аспирантка кафедры анализа хозяйственной деятельности и аудита, СГСЭУ

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СИСТЕМЫ ОАО "ГАЗПРОМ" ь

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью ОАО «Газпром» и его дочерних обществ осуществляет избранная общим собранием акционеров ревизионная комиссия (ревизор). Компетенция и порядок деятель -ности ревизионной комиссии (ревизора) определяется законодательством, уставом предприятия, а также Положением о ревизионной комиссии (ревизоре).

В состав ревизионных комиссий дочерних предприятий входят представители различных служб самого предприятия и ОАО «Газпром». Ревизии предприятия с участием представителей ОАО «Газпром» проводятся раз в 3 года. Ревизионная комиссия должна осуществлять:

- проверку законности заключенных от имени общества договоров, совершаемых сделок, расчетов с контрагентами;

- анализ соответствия ведения бухгалтерского и статистического учета существующим нормативным положениям;

- проверку соблюдения в финансово-хозяйственной и производственной деятельности установленных норм, нормативов, правил, ГОСТов, технических условий и др.;

- проверку своевременности и правильности платежей поставщикам продукции, работ, услуг, платежей в бюджет, начислений и выплат дивидендов, процентов по облигациям, погашения прочих обязательств;

- проверку правильности составления балансов общества, отчетной документации для налоговой инспекции, статистических органов, органов государственного управления и пр.

Ревизионная комиссия для выполнения своих функций должна иметь следующие права:

- получать от органов управления обществом, его подразделений и служб, должностных лиц все затребованные документы, необходимые для

работы материалы, изучение которых соответствует функциям и полномочиям ревизионной комиссии;

- требовать от полномочных лиц созыва заседаний правления, совета директоров, собрания акционеров в случаях, когда выявление нарушений в производственно-хозяйственной, финансовой, правовой деятельности или угроза интересам общества требуют решения по вопросам, находящимся в компетенции данных органов управления обществом;

- созывать собрание акционеров в случаях, когда выявляются нарушения в производственно-хозяйственной, финансовой, правовой деятельности или есть угроза интересам общества;

- требовать личного объяснения от работни ков общества, включая любых должностных лиц, по вопросам, находящимся в компетенции ревизионной комиссии;

- привлекать на договорной основе к своей работе специалистов, не занимающих штатных должностей в обществе;

- ставить перед управляющими органами общества, его подразделений и служб вопрос об ответственности работников общества, включая должностных лиц, в случае нарушения ими положений, правил, инструкций, принимаемых обществом.

При проведении проверок члены ревизионной комиссии должны изучить все документы и материалы, относящиеся к предмету проверки. После проведения проверки оформляется акт, который предназначен для внутреннего пользования. Один экземпляр акта остается в проверенном предприятии, второй передается в контрольно-ревизионное управление ОАО «Газпром».

Для обеспечения надлежащего контроля за текущей финансово-хозяйственной деятельностью в предприятиях ОАО «Газпром» в составе бухгалтерии должна существовать ревизионная группа, выполняющая функции службы внутреннего аудита. Бухгалтерами-ревизорами на основании утвержденного плана-графика необходимо проводить в основном комплексные ревизии, т.е. в них целесообразно принимать участие представителям различных служб - как технических, так и экономических.

На основе практического опыта проведения ревизий в системе ОАО «Газпром» нами были сделаны следую -щие выводы.

При проверке учета кассовых операций рассматривается целесообразность тех или иных выплат, соответствия их нормативным документам, коллективному договору администрации с трудовым коллективом. Проверяются приходные кассовые ордера с номером корешка банковского чека по числам и сумме. Делается специальный реестр по приходным кассовым документам и корешкам банковских счетов по датам и сумме. Если есть разночтения по числам, то значит, в этом филиале есть несвоевременно оприходованные денежные средства. Банковские операции проверяются на предмет целесообразности перечисления денежных средств той или иной организации за определенные услуги.

Учет расчетов с подотчетными лицами проверяется для определения правильности получения командировочных расходов, правомерности их расходования. При ревизии авансовых отчетов рассматриваются обоснованность приобретения товарно- материальных ценностей за наличный расчет; своевременность сдачи авансовых отчетов с приложенными товарными чеками в бухгалте-

рию, наличие приказа (распоряжения) о круге лиц, имеющих право совершать хозяйственные расходы за наличный расчет.

Целесообразно изучить обоснованность лимитнозаборных карт на получение сырья и материалов. Часто списание материальных ресурсов ведется произвольно (без использования утвержденных норм), в результате чего себестоимость добычи и транспорта газа возрастает, полученная прибыль уменьшается, и этим занижается налог на прибыль. Нами были выявлены случаи произвольного списания на себестоимость затрат, которые ни в коей мере к ней не относятся.

Результаты ревизии должны оформляться актом, который подписывается руководителем и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемого отделения (филиала). При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемого филиала делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые необходимо приобщить к материалам ревизии.

На наш взгляд, основными недостатками этой практики являются:

- выборочный характер проверки. Основное внимание ревизоров уделяется счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Целесообразно также обратить внимание на счета, отражающие расходы и доходы предприятия (20, 25, 26, 90, 91 и др.);

- ревизорами не проводится анализ проблем, выявленных при проверке филиалов, и возможных путей их решения с должностными лицами проверенных подраз -делений с целью недопущения аналогичных ошибок в будущем;

- проводимые на предприятиях газовой промышленности ревизии не обеспечивают необходимого уровня готовности к внешнему аудиту и проверкам контролирующих органов.

По нашему мнению, это обусловлено следующими обстоятельствами:

1) не разработаны конкретные процедуры и методики для осуществления внутреннего контроля;

2) ревизорские кадры не имеют соответствующей ква -лификации. Часто в состав ревизионной комиссии входят лица, не имеющие прямого отношения к тем разделам учета, которые они проверяют;

3) потребность в проведении качественного и полноценного внутреннего контроля (в форме ревизии или внутреннего аудита) должна быть осознана.

Практика аудиторских проверок показала значительные недостатки и в ведении бухгалтерского учета, и в состоянии бухгалтерского учета как основы для обеспечения внутреннего контроля и сохранности, которые не были выявлены ревизионными проверками. Сравнивая отчеты аудиторских проверок и акты ревизий, можно заметить большую универсальность аудиторских отчетов: в них присутствуют замечания и по документальному оформлению, и по методике учета, и по налоговым аспектам, и по сохранности с точки зрения реальности отраженных в финансовых отчетах имущества и обязательств. В актах ревизий большое внимание уделяется сохранности, нормированию затрат, эко-

номической целесообразности отдельных операций, реальности дебиторской и кредиторской задолженностей . Недостаточно отражаются нарушения в методике учета и в налоговом законодательстве. Очевидно, такая разница между данными документами объясняется различиями между аудитом и ревизией как формами контроля. Определенную роль здесь играет, конечно, то, что ревизорские кадры не всегда являются достаточно универсальными специалистами, владеющими и знаниями в сфере обеспечения сохранности

собственности, и методиками учета, и основами налогового законодательства.

Мы считаем, что действующая система проведения ревизий не отвечает современным требованиям к системе внутреннего контроля. В современных условиях необходим не ревизор, констатирующий нарушения и недостатки, а внутренний аудитор, устанавливающий порядок в учете и экономике коммерческой организации, дающий практические предложения по улучшению организации хозяйственной деятельности.

УДК 657.2:656.13

УЧЕТ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПАССАЖИРСКОГО АВТОТРАНСПОРТА

Н.В. Кулемина,

соискатель кафедры бухгалтерского учета, СГСЭУ

Обострение конкурентной борьбы в условиях рыночной экономики при равных технологических возможностях на отечественных предприятиях автотранспорта остро ставит вопрос о поисках резервов повышения конкурентоспособности за счет совершенствования механизма управления внутри каждого хозяйствующего субъекта.

Ключевым фактором успеха, по которому можно определить, создает ли предприятие (организация) ценность и прибыльность в долгосрочной перспективе, является стратегическая информация (о прибыльности продукции (услуг) и клиентов; поведении конкурентов и результатах деятель -ности; о возможностях рынка и конкурентных угрозах; о технических инновациях), которая используется для поддержки управленческих решений со стороны высшего руководства организации. При этом информация формируется в рамках управленческой системы учета и анализа, разрабатываемой на конкретном предприятии, с учетом его структуры и системы уп -равления.

Отметим, что экономическая стратегия Правительства РФ, намеченная в Программе социально-экономического развития РФ на среднесроч-ную перспективу, определяет транспортную систему России как важнейшую составную часть производственной инфраструктуры, а ее развитие -как одну из приоритетных задач государственной деятельности.

Комплекс мероприятий программы разработан по следующим направлениям: мероприятия по модернизации технического обеспечения пассажирского транспорта, систем и механизмов контроля этих видов транспорта, а также по совершенствованию технологии транспортных процессов (улучшение структуры парков пассажирских транспортных средств, модернизация и улучшение технико-эксплуатационных характеристик, повышение эффективности работы транспортных средств и т.д.); мероприятия организационно-управленческого характера; мероприятия по научно-техническому и нормативному правовому обеспечению.

Выделим из комплекса мероприятий мероприятия, имеющие непосредственное отношение к нашему исследованию.

1. Мероприятия организационно-управленческого характера. Именно в этом направлении, т. е. в организации системы сервисного обслуживания пассажиров, имеются серьезные «провалы рынка», а значит, и существен -ные резервы улучшения обслуживания пассажиров автотранспорта. Государство, стремясь не снизить «уровень общего блага» населения, устанавливает низкие проездные тарифы, которые не обеспечивают не только расширенного воспроизводства унитарного транспортного предприятия, но зачастую делают их убыточными. При этом арсенал методов, с помощью которых государство может влиять на распределение ресурсов между экономическими субъектами, достаточно широк. Выбор альтернативного ва -рианта эффективности государственного вмешательства - основная задача стратегического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.