Научная статья на тему 'Внутренний контроль в потребительской кооперации. Исторический аспект'

Внутренний контроль в потребительской кооперации. Исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серебрякова Татьяна Юрьевна

The establishment and development of the inner control in consumer's co-operatives are being researched. The periods of its development were introduced. The characteristic of the features of the functioning of the inner control and the interconnection of the management of control and discount in each period was given. The condition of the inner control at the up-to-date period was considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The inner control in consumer's co-operatives. The historical aspect

The establishment and development of the inner control in consumer's co-operatives are being researched. The periods of its development were introduced. The characteristic of the features of the functioning of the inner control and the interconnection of the management of control and discount in each period was given. The condition of the inner control at the up-to-date period was considered.

Текст научной работы на тему «Внутренний контроль в потребительской кооперации. Исторический аспект»

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Т.Ю. Серебрякова

Являясь функцией управления, контроль присутствует в любой хозяйствующей системе, поскольку процесс управления сопряжен с контролем. По отношению к такой системе контроль может быть внутренним. Внутренний контроль является объективной необходимостью управления и может быть рассмотрен как совокупность как минимум двух элементов: контрольной среды и отдельных средств контроля. Бухгалтерский учет в этом контексте следует рассматривать как самостоятельную функцию управления, информационную основу внутреннего контроля.

Развитие внутреннего контроля в потребительской кооперации берет свое начало с момента образования первых кооперативов.

Кооперативное движение в России ведет свое летоисчисление с 1831 г., когда ссыльными декабристами был создан первый кооператив "Большая артель". Его деятельность контролировал специальный орган общественного контроля. Массовое развитие кооперативов в России началось с 1864 г., когда на Урале рабочие и служащие Кыновского завода (ныне поселок Кьш Лысьвенского района Пермской области) организовали первое потребительское общество. В дореволюционной России потребительская кооперация развивалась медленно. К началу 1905 г. в России насчитывалось 950 потребительских обществ, в том числе 380 сельских. Первый кооперативный союз Московский союз потребительских обществ (МСПО) — был создан в 1898 г., то есть через 34 года после организации первого потребительского общества. В 1917 г. был образован Центросоюз.

Первоначально контрольные функции в потребительском обществе выполняли контрольные комиссии. Еще в 1913 г. были введены должности инструкторов. Приблизительно в то же время была создана инструкторская коллегия, в функции которой входила организация контрольно-ревизион-ных работ.

До 1921 г. организацией ревизий занималась инструкторская коллегия МСПО, и одновременно, с 1917 г. — аналогичная коллегия Центросоюза.

Вопросы организации ревизии в России широко обсуждались на II Всероссийском инструкторском съезде (19-22 декабря 1915 г.), где было признано, что "наиболее совершенной формой постановки инструктирования и ревизорства являются ревизионные союзы". III Всероссийский инструкторский съезд (22 мая — 2 июня 1917 г.) подтвердил необходимость организации ревизионных союзов и постановил, что ревизионные союзы обязаны заниматься периодическими ревизиями и инструктированием, но не должны участвовать в решении хозяйственных задач. Этот путь развития ревизионной работы был характерен для дореволюционной России.

В тот период в России ревизии проводились потребительскими союзами, но лишь частично носили системный характер, внутренний административный контроль сводился к проверке отчетности подотчетных лиц и к выполнению небольшого числа эпизодических ревизий. Ревизии проводились ревизо-рами-инструкторами, иногда осуществлялись наблюдения за исполнением указаний ревизий.

Таким образом, этот этап, который можно назвать первым, характеризуется разобщенностью организаций потребительской кооперации, отсутствием четкой организационной структуры всей системы. В масштабах государства отсутствовала соответствующая идеология, обосновывающая необходимость и основные функции контроля. Все это привело к тому, что контроль осуществлялся бессистемно. В то же время, нельзя отрицать того факга, что необходимость определенных контрольных действий осознавалась, поскольку предпринимались попытки осуществлять контрольные мероприятия.

На втором этапе (с 1917 г.) государство определило контроль как одну из своих важнейших функций. С ноября 1917 г. новым государственным аппаратом огромное внимание уделялось учету и контролю. На государственном уровне были предприняты серьезные и последовательные шаги по организации контроля во всех сферах экономики, общественной и политической жизни.

В первые годы после революции функции кон троля в кооперативной торговле продолжали выполнять ревизионные комиссии потребительских обществ, ревизии проводились инструкторами. До 1921 г. работой инструкторов и организацией проведения ревизий руководила Инструкторская коллегия Московского союза потребительских обществ, а затем и Центросоюза. Впоследствии Инструкторская коллегия была преобразована в организационно-инструкторский отдел. В его состав с 1924 г. входил инструкгорско-реви-зионный подотдел, который в 1925 г. в основном проводит только показательные ревизии. Акт документальной ревизии содержал результаты проверки товарно-материальных ценностей и расчетов, анализ хозяйственной деятельности ревизуемых организаций и предприятий. Материалы такой документальной ревизии послужили основой для разработки и издания методических указаний по проведению ревизий сельского потребительского общества "Примерная ревизия и план деятельности сельского кооператива". Методические указания долгое время были практическим пособием для инструкторов (должности введены с 1924 г. в райпотребсоюзах) и инструкторов-ревизоров (должности введены в 1929 г.). Центросоюза, областных и районных потребсоюзов. В этот период каждый инструктор-ревизор обслуживал в среднем по 20 кооперативных организаций. Он проводил в них документальные ревизии, осуществлял методическое руководство комиссиями общественного контроля.

В 1923 г. в потребительской кооперации были созданы лавочные, а в 1924 г. — столовые комиссии. Они являлись органами общественного контроля, которые, строго говоря, не совсем можно было отнести к ведомственным органам. Основной задачей лавочных и столовых комиссий на данном этапе являлся повседневный контроль над работой каждого предприятия.

В 1930 г., в период коллективизации сельского хозяйства, была проведена перестройка кооперативной торговли, в связи с этим определены новые задачи ревизионных комиссий.

После 1932г. особое развитие в стране получит ведомственный контроль, тогда же более интенсивно стал развиваться контроль в системе потребительской кооперации. Осуществление контрольных функций отраслевыми наркоматами и ведомствами носило эпизодический характер, к тому же они не были регламентированы в масштабе всей страны.

Постановлением от 15 апреля 1936г. "О внутриведомственном финансовом контроле и документальной ревизии учреждений, предприятий, хозяйственных организаций и строительств" ЦИК обязал народные комиссариаты и другие ведомства, начиная с ] 936г. установить контроль и производить документальные ревизии не реже одного раза в год всех учреждений и предприятий. Этим же постановлением были определены основные задачи документальной ревизии:

- проверка законности операций, произведенных организацией, соблюдения финансовой и сметной дисциплины;

- борьба с расхищением собственности, выявление случаев хищений и незаконного расходования средств и материалов;

- проверка правильности бухгалтерского учета;

- проверка правильности учета материалов на складах.

Для совершенствования и усиления ревизионной работы, особенно улучшения контроля над исполнением решений и постановлений Президиума Центросоюза СССР, в сентябре 1939 г. постановлением Президиума Центросоюза СССР и РСФСР № 826 инструкторско-ревизионный подотдел был преобразован в самостоятельный ревизионный отдел. В ревизионный отдел входили три сектора: документальных ревизий, методологии ревизий и по руководству работой ревизионных комиссий потребсоюзов.

С 1941 г. ревизионные отделы образуются при центральных бухгалтериях Центросоюза и потребсоюзов. На них возлагался контроль за сохранностью кооперативных средств. С целью улучшения контрольно-ревизионной работы Президиумом Центросоюза в декабре 1943 г. была произведена перестройка ревизионного аппарата. На центральную бухгалтерию Центросоюза, республиканских и областных потребсоюзов, в состав которых в 1941 г. вошли ревизионные отделы, были возложены дополнительные функции, такие, например, как контроль за соблюдением правил советской торговли. Эти функции они выполняли до окончания войны.

Таким образом, второй этап можно охарактеризовать как становление и развитие контрольных органов потребительской кооперации и форм контроля, которые происходили на фоне становления социалистического государства и развития органов государственного и ведомственного контроля в масштабе всей страны. Процесс образова-

ния контрольных органов потребительской кооперации происходил наряду с совершенствованием форм и организации бухгалтерского учета в системе. Если в начале этапа потребительская кооперация не была сформирована в единую управленческую и организационную систему, то в 1946 году потребительская кооперация обрела сложившуюся централизованную структуру управления. К этому же моменту были централизованы и учетный, и контрольный аппараты.

Начало третьего этапа связано с окончанием Великой Отечественной войны, когда в 1946 г. было создано ревизионное управление Центросоюза, а в республиканских и областных потребсоюзах — ревизионные отделы. Тогда же была введена должность ревизора-инструктора во всех райпотребсоюзах. Он был подотчетен правлению райпотребсоюза и ревизионному отделу облпотребсоюза. В связи с тем, что функции инструктора и ревизора райпотребсоюза выполнялись одним должностным лицом, правление Центросоюза в сентябре 1948 г. приняло постановление о создании «место организационною и ревизионного управлений Центросоюза единого организационно-ревизионного управления, а во всех республиканских и областных потребсоюзах — аналогичных отделов. Правление Центросоюза постановлением от 29 апреля 1949 г. утвердило разработанные ревизионным аппаратом новые положения по проведению ревизий организаций и предприятий потребительской кооперации. Основное внимание при проведении ревизий обращалось на фактическое наличие ценностей, сроки проведения и обсуждения материалов ревизии, работу с органами общественного контроля.

Интересы дальнейшего развития потребительской кооперации требовали совершенствования контрольно-ревизионной работы. Реорганизация контроля была вызвана необходимостью улучшения работы ревизоров по сохранности кооперативной собственности. Практика работы свидетельствовала, что на данном этапе организационно-ревизионное управление не обеспечило качественное проведение ревизий, слабо осуществляло контроль за сохранностью ценностей. Поэтому в 1953 г. Центросоюз обязал правления потребсоюзов создать вместо организационно-ревизионных отделов ревизионные управления в потребсоюзах. Руководство ими было возложено на заместителей председателей правлений потребсоюзов по финансам.

В 1955 г. вместо должности инструктор-

ревизор были введены отдельные должности ревизоров и инструкторов. Затем постановлением правления Центросоюза от 9 июня 1956 г. ревизионные управления и отделы были упразднены как самостоятельные подразделения и включены в состав финансового управления Центросоюза и соответственно республиканских потребсоюзов. Тогда же ответственность за проведение ревизий в кооперативных хозяйствах была возложена на главных бухгалтеров райпо.

Экономическая реформа 60-х годов потребовала усиления борьбы с хищениями и бесхозяйственностью, выявления и использования внутренних резервов, повышения эффективности и качества работы всех сторон деятельности кооперативных организаций. Все это способствовало перестройке работы органов внутриведомственного контроля.

Увеличение объема деятельности потребительской кооперации, задачи совершенствования работы требовали глубокого и всестороннего изучения ревизуемых организаций и предприятий.

В 1960 г. Центросоюзом было принято решение о проведении комплексных ревизий. Правление Центросоюза в марте и июне 1961 г. рассмотрело вопросы обеспечения сохранности кооперативных средств и отметило недостатки в контрольно-ревизионной работе. Для улучшения работы контрольноревизионной службы ревизионные отделы потребсоюзов выделили из финансовых управлений и отделов в самостоятельные структурные отделы с подчинением непосредственно правлениям. В Центросоюзе в этом же году было создано ревизионное управление. Для повышения качества проведения инвентаризаций товарно-материальных ценностей во всех потребительских обществах, имеющих боле 1,5 млн. руб. товарооборота (или более 15 предприятий), были введены должности бухгалтеров-инвентаризаторов.

В марте 1963 г. для усиления контроля ревизионное управление Центросоюза было реорганизовано в контрольно-ревизионное управление и подчинено заместителю председателя Центросоюза по кадрам. Правление Центросоюза утвердило примерное положение контрольно-ревизионного управления Центросоюза, которым были определены его задачи и обязанности.

Контрольно-ревизионные управления потребсоюзов несли ответственность за организацию ревизионной работы и контроля, сохранность кооперативной собственности в системе; организацию работы ревизионных

и контрольно-ревизионных комиссий. Действовали и другие органы общественного контроля потребительской кооперации. Например, в Чувашии в 60-е годы колхозники, специалисты сельского хозяйства, рабочие совхозов входили в состав органов управления и контроля кооперативов, а также являлись членами правлений, ревизионных, лавочных и других комиссий. Они заботились об улучшении деятельности всех организаций торговли и заготовок. В Чебоксарском райпотребсоюзе активно действовали лавочная комиссия при районном магазине, столовая комиссия, комиссия кооперативного контроля за работой производственных предприятий, многочисленные комиссии при сельских потребительских обществах. Большую работу проводила и ревкомиссия райпотребсоюза, которая охватила контролем все участки деятельности общества.

В 1966 г. было принято постановление СМ СССР о совершенствовании контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах, в соответствии с которым Правление Центросоюза приняло постановление от 28 июня 1968 г., утвердившее Инструкцию о проведении ревизий на предприятиях и в организациях потребительской кооперации. До 1966 г. контрольный аппарат Центросоюза был разобщен. С 1 сентября 1967 г. по указанию правления Центросоюза началась централизация контрольно-ревизионного аппарата Центросоюза. Осуществлялся перевод ревизоров райпотребсоюзов непосредственно в штаты областных потребсоюзов или во вновь созданные зональные контрольно-ревизионные отделы. Контрольно-ревизионные управления обл-, край-, респотребсоюзов при частичной централизации были поделены на зоны, которые обревизовывали потребительские общества и их союзы в близлежащих местностях. Это было удобно в тех областях, где имелись достаточно отдаленные от центра районы. Одновременно проводилась специализация ревизоров по отраслям деятельности, укомплектование контрольноревизионного аппарата юристами. Кроме того, была разработана инструкция по проведению ревизий, в которой подчеркивалось, что ревизии должны быть в основном комплексными, а инвентаризации должны проводиться с полным охватом материальных ценностей. В этот же период контрольно-ревизионным управлением Центросоюза было издано большое количество методических указаний по ревизии кассовых, товарных, заготовительных, расчетных и других опера-

ций, по оформлению материалов ревизии, порядку проверки мероприятий по сохранности кооперативных средств и т.д.

В семидесятые годы в потребительской кооперации продолжался процесс централизации контрольно-ревизионного аппарата. Централизация внутриведомственного контроля на тот момент позволила значительно улучшить контрольно-ревизионную работу. Планы документальных ревизий в подведомственных организациях после проведенной перестройки стали выполняться ритмично, повысилось качество ревизий и проверок, сократились сроки их проведения, укрепились контакты ревизоров с членами органов общественного контроля. Однако централизация ревизорского аппарата не дала должного результата в вопросах обеспечения сохранности ценностей.

Большим преимуществом централизации контрольно-ревизионного аппарата являлось то, что ревизоры осуществляли свою деятельность независимо от руководителей и главных бухгалтеров проверяемых организаций. При децентрализации ревизоры райпотребсоюзов находились в зависимости от их правлений и главных бухгалтеров, что снижало качество документальных ревизий и их эффективность.

Централизация ревизорского аппарата позволила лучше осуществлять методологическое, организационное и оперативное руководство. В условиях централизации стало возможным посылать ревизоров по окончании ревизии из одного райпотребсоюза для проведения ревизии и проверки в другой. Ревизующие имели возможность более принципиально оценивать нарушения и недостатки. Соответственно вырос их авторитет, а также качество и действенность проводимых ревизий и проверок.

Для более оперативного руководства работой ревизоров и оказания им на местах практической помощи в организации документальных ревизий и реализации их материалов в потребительской кооперации остались зональные контрольно-ревизионные отделы, которые были подчинены контрольно-ревизионным управлениям облпотребсоюзов, однако, такая структура сохранилась в тех местах, где это действительно было целесообразно.

Важным шагом, направленным на дальнейшее совершенствование ревизионной работы, стало создание в феврале 1978 г. самостоятельных контрольно-ревизионных отделов в большинстве районных потребительских об-

ществ. При: этом вместо должностей инвентаризаторов были введены должности ревизоров. Основными их функциями явились проведение инвентаризаций, тематических проверок, организация ревизий ценностей в подотчете у отдельных материально-ответ-ственных лиц, изучение причин и обстоятельств возникновения недостач и их оперативный учет, руководство работой комиссий кооперативного контроля. Кроме того, в райпотребсоюзах были введены должности штатных председателей ревизионных комиссий. Эти меры позволили усилить контроль за работой потребительских обществ.

В мае 1981г. правление Центросоюза согласно постановлению Совета Министров СССР от 2 апреля 1981г. № 325 "О мерах по улучшению контрольно-ревизионной работы в министерствах, ведомствах и других органах управления" рассмотрело вопрос о дополнительных мерах по совершенствованию контрольно-ревизионной работы и повышению действенности ревизий. Было признано целесообразным периодическое проведение сплошных внезапных инвентаризаций ценностей в отдельных кооперативных организациях с одновременным охватом всех входящих в их состав организаций, осуществление комплексных, отраслевых и тематических ревизий и проверок с привлечением опытных специалистов.

Постановлением Центросоюза от 30 марта 1983 г. № 158 в целях повышения качества контрольно-ревизионной работы была утверждена инструкция о порядке проведения комплексных ревизий финансово-хозяйственной деятельности в организациях (предприятиях) потребительской кооперации.

В 1988 г. контрольно-ревизионные управления были объединены с центральными бухгалтериями и созданы отделы по учету, отчетности и контролю.

Третий этап в развитии контроля потребительской кооперации характеризуется полностью сформированной, достаточно стабильной управленческой и организационной структурой потребительской кооперации. Органы контроля хотя и претерпевали определенные изменения в названии, функциональной направленности, вместе с тем организационно и управленчески соответствовали всей системе и принципиально не изменялись в течение всех этих лет. Совершенствование ведомственного контроля на этом этапе было направлено на поиск новых форм, методов и способов проверки, контроль приобрел всеохватывающий харак-

тер. Ревизии приобрели характер комплексных. Эти процессы происходили на фоне совершенствования бухгалтерского учета. Он стал стабильным, полностью унифицированным и в целом соответствовал уровню развития и организации бухгалтерского учета в стране, хотя форма учета — книжно-журнальная — считалась несколько более отсталой по сравнению с журнально-ордерной.

Четвертый этап в развитии контроля в потребительской кооперации выделяется постольку, поскольку в начале этого периода произошло разрушение сложившейся многоуровневой контрольной системы и в настоящее время происходит возрождение ведомственного контроля в качественно новом виде, адаптированном к современному положению потребительской кооперации.

В 90-е годы многие контрольно-ревизи-онные управления в потребительских союзах и большое количество ревизионных отделов в райпо были упразднены в связи с проблемой финансирования и изменениями экономического и политического положения в стране, а также законодательной базы, определяющей область деятельности потребительской кооперации.

Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации” был принят в 1992 году. Первоначально в нем не прослеживалась четкая управленческая связь между потребительскими обществами и их союзами. Отсутствовали положения, касающиеся прав потребительских союзов осуществлять контроль за деятельностью входящих в них потребительских обществ, союзов и созданных ими предприятий. Очевидно, это объяснялось социально-экономическим положением в стране в связи с кризисом экономики и власти. Единственными органами контроля, упомянутыми в Законе, были ревизионные комиссии, которые избирались в каждом потребительском обществе или союзе. По закону в их задачи входили проверки в первую очередь деятельности правлений соответствующих потребительских обществ и их союзов. Однако, поскольку это единственный сохранившийся контрольный орган, на него и была возложена вся контрольная работа, осуществляемая во всей системе, несмотря на то, что ревизионные комиссии являются органом контроля собственников за деятельностью аппарата управления и не входят в систему управления и не несут' управленческих функций.

В сложившейся практике деятельность

ревизионных комиссий не замыкалась только лишь на проверках деятельности правлений соответствующих потребительских союзов, а также предприятий "собственного хозяйства", т.е. предприятий, учрежденных потребительскими обществами или их союзами. Поскольку контрольно-ревизионные управления в обл-, край-, респотребсоюзах перестали существовать, их функции были вменены ревизионным комиссиям обл-, край-, респотребсоюзов. Таким образом, рев-комиссии стали заниматься финансово-хо-зяйственными проверками потребительских обществ и союзов, а также их дочерних и зависимых обществ. Следует иметь в виду, что ревизионные комиссии не имели соответствующего численного состава для осуществления методической и планомерной работы по проверке всех подведомственных организаций. В силу этого перестали соблюдаться основные принципы ведомственного контроля

- его непрерывность и действенность.

Осуществление полноценного контроля в потребительской кооперации должно опираться на соответствующую нормативно-правовую базу. К сожалению, до 2000 года ее практически не было, поскольку в Законе "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", как уже было отмечено, отсутствовала управленческая вертикаль, которая давала бы возможность управлять и осуществлять контроль со стороны союзов за деятельностью потребительских обществ и союзов, входящих в их состав. Кроме того, основной методический документ, регламентирующий порядок проведения комплексных ревизий 0 инструкция Центросоюза СССР от 30 марта 1983г. — явно устарел и не соответствовал политике потребительской кооперации в условиях формирования рыночной экономики.

Важнейшая цель органов внутреннего контроля - контроль за обеспечением эффективности использования средств потребительской кооперации и сохранности кооперативной собственности не могла быть осуществлена с полным правом и в полной мере. В 2000 году в Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации” были внесены изменения, дающие право вышестоящим союзам контролировать нижестоящие союзы и потребительские общества. Используя это право, в 2001 г. Центросоюзом было принято решение о создании в Центросоюзе, республиканских, областных,

краевых потребсоюзах контрольно-ревизионных управлений, в задачи которых должно входить осуществление ведомственного контроля. Таким образом, на законодательном уровне были предприняты шаги по восстановлению контрольных функций управления системы организаций потребительской кооперации. Указанные контрольные структуры создавались как элемент управления вышестоящего звена над нижестоящим, если рассматривать структуру организаций потребительской кооперации как иерархическую систему. Конкретные функции контрольных органов должны охватывать все стороны контроля за деятельностью аппарата управления потреб ител ьских обществ и их союзов: и финансовую, и хозяйственную, и техническую, и административную.

Развитие контроля в потребительской кооперации тесно переплетается с состоянием и функционированием организаций потребительской кооперации как единой системы, а также с состоянием бухгалтерского учета. В таблице 1 представлена периодизация ведомственного контроля и характеристика потребительской кооперации и бухгалтерского учета на определенных этапах их развития. Из нее видно насколько высока зависимость учета и контроля от системы управления. Любое несовершенство управления оказывает негативное влияние на внутренний контроль.

Исследуя развитие ведомственного контроля в потребител ьс кой кооперации России, можно выделить четыре этапа. Первый этап — развитие контроля в дореволюционный период, до 1917 г. Второй этап - формирование органов контроля в период становления планово-директивной экономики

— в рамках этого периода можно рассматривать 1917-1946 гг. Третий этап охватывает период совершенствования системы внутреннего контроля в течение 1946-1992 гг. Начало последнему, современному этапу, было положено в 1992 г., он продолжается по настоящее время. Основной характерной чертой данного этапа является поиск форм ведомственного контроля в современных экономических условиях.

Для успешного развития внутреннего контроля в потребительской кооперации необходимо решить как минимум две проблемы: во-первых, правовые, во-вторых, организационные.

Правовые проблемы вытекают из несовершенства положений Закона "О потребительской кооперации", в которых не опре-

Таблица 1

Состояние бухгалтерского учета и ведомственного контроля на отдельных этапах развития потребительской кооперации

Этап Пе- риод Развитие потребительской кооперации Развитие бухгалтерского учета Состояние ведомственного контроля

1 До ноября 1917 г. Отдельные потребительские общества, создание МСПО и в 1917 г. Центросоюза, единая управленческая структура не сформирована. Формирование правовых основ потребительской кооперации*. Стихийный учет без единой методологической основы. К концу этого этапа сформирована методологическая основа внутрисистемного бухгалтерского учета в рамках МСПО. Ревизионные комиссии, инструкторские отделы, отсутствует иерархическая взаимосвязь между отдельными органами контроля, единообразие в осуществлении контрольных действий.

2 1917- 1946 Формирование многоотраслевой и многоуровневой структуры потребительской кооперации. Формирование единой методической и методологической базы учета, единых организационных подходов к функционированию бухгалтерий, формирование центральных бухгалтерий в потребсоюзах. Мемори-ально-ордерная форма учета. Формирование многоуровневого и многофункционального контрольно-ревизионного аппарата, соответствующего иерархической структуре системы. Создание ревизионного управления Центросоюза и ревизионных отделов в потребсоюзах.

п 3 1946- 1992 Дальнейшее совершенствование структуры управления потребительской кооперации в соответствии с многоуровневым управлением и многоотраслевым характером деятельности Четкая централизация по отраслевому признаку и уровню управления. Совершенствование методологии, методики и организации бухгалтерского учета, переход на книжно-журнальную форму учета, единый план счетов, четкая централизация учета. Формирование вертикальных и горизонтальных связей ведомственного контроля и иерархической структуры. Слияние ведомственного и общественного контроля.

4 1992 по насто- ящее время Ослабление внутрисистемных управленческих связей. Демократизация учета в рамках общегосударственных требований, отсутствие государственного регулирования централизованного сбора учетной информации. Распад жестко централизованного ведомственного и общественного контроля, формирование органов контроля, адаптированных к новым правовым условиям функционирования организаций потребительской кооперации.

делена с достаточной четкостью обязательность осуществления контроля за деятельностью правлений потребительских обществ и их дочерних и зависимых организаций со стороны союза, в который эти общества на добровольных началах. Это затрудняет выстраивание полноценного внутреннего кон-

троля в системе союзов потребительских обществ.

Организационные проблемы возникают в связи с решением вопроса о форме внутреннего контроля в потребительской кооперации. До настоящего момента основной формой ведомственного контроля является

ревизия. Между тем, назрела необходимость использовать такую форму контроля как внутренний аудит, поскольку она более ориентирована на реализацию поставленных перед потребительской кооперацией задач по улучшению эффективности управления и снижения различного рода рисков.

Список литературы:

1. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации. Федеральный Закон № 54-ФЗ// Ведомости Съезда Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1992. -№ 30. - ст. 1788.

2. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Россий-

ской Федерации. Федеральный Закон № 54-ФЗ в редакции от 28.04.2000 г.// Российская газета. - 2000.-№ 86.

3. Андреев В.Д. Ревизия и контроль в потребительской кооперации. - М.: Экономика, 1987.

- 334 с.

4. Андреев В.Д., Борознов И.А., Лист Т.Н. Ревизия и контроль в потребительской кооперации.

- М.: Экономика, 1982.- 321 с.

5. Еленевская Е.А. Экономический анализ в потребительской кооперации: теория, практика, перспективы. - Чебоксары: ЧКИ МУПК.-2001.

- 339 с.

6. Избицкий Л.М. Ревизия и контроль в потребительской кооперации. М.: Э, 1971,- 288 с.

7. Серебрякова Т.Ю. Внутренний контроль в потребительской кооперации. - Чебоксары: ЧКИ РУК. - 2007. - 151 с.

The inner control in consumer's co-operatives. The historical aspect.

Tatiana Serebryakova, the candidate of economics, associate professor, the department of accounting, analysis and audit.

The establishment and development of the inner control in consumer's co-operatives are being researched. The periods of its development were introduced. The characteristic of the features of the functioning of the inner control and the interconnection of the management of control and discount in each period was given. The condition of the inner control at the up-to-date period was considered.

СЕРЕБРЯКОВА Татьяна Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерского учета, анализа и аудита» Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.

РЫНОЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ОПЫТ ПРАКТИКИ

В.И. Елагин

В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 г.г. отмечается, что одно из ведущих мест в экономике регионов занимает агропромышленный сектор, устойчивое функционирование которого в большей степени определяет не только экономическое положение регионов, но и продовольственную безопасность страны. В решении этих важных проблем, по мнению автора, достойный вклад может вносить и потребительская кооперация. Она как многоотраслевая система, осуществляющая тор-

говую, производственную и заготовительную деятельность позволяет решать одну из слабо разработанных проблем в агропромышленном комплексе — внедрять замкнутый цикл деятельности предприятий и организаций: производство сельскохозяйственной продукции — переработка — реализация. Такой "цикл" во многом обеспечивает высокое качество и сохранение потребительских свойств производимой продукции. В этой ситуации выработка и реализация рыночных направлений повышения финансовой устойчивости способствуют достижению долгосрочных конкурентных преимуществ, которые могут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.