Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ НАЛОГОВЫМИ ПЛАТЕЖАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ НАЛОГОВЫМИ ПЛАТЕЖАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / КЛАССИФИКАЦИИ НАЛОГОВ / НАЛОГОВЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюпакова Н.Н., Топчиев Н.П., Путилова С.О., Бочаров К.А.

Предметом рассмотрения в данной статье выступают методические подходы к проведению анализа налоговых платежей организаций с привязкой их к уровням бюджетной системы. Для организаций, ориентированных на ведение бизнеса эффективно путем расширения объема реализации и оптимизации расходов законными методами, особое значение приобретает проведение налогового анализа. Осуществление налогового анализа на регулярной основе позволяет определить направления оптимизации налоговых расходов. Налоговый анализ, ориентированный на группировку налогов по уровням бюджетной системы (федеральные, региональные, местные) обеспечивает всестороннюю оценку налоговых платежей и отражает механизм государственного налогового регулирования. Одним из приёмов налогового анализа можно определить вертикально-горизонтальный анализ налоговых платежей с детализацией их не только по уровням бюджета, но и в разрезе видов платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TAX ANALYSIS IN THE MANAGEMENT OF TAX PAYMENTS OF ORGANIZATIONS

The subject of this article is the methodological approaches to the analysis of tax payments of organizations with their binding to the levels of the budget system. For organizations focused on doing business effectively by expanding the volume of sales and optimizing costs by legal methods, tax analysis is of particular importance. Realization of the tax analysis on a regular basis allows to define the directions of optimization of tax expenses. Tax analysis focused on grouping taxes by levels of the budgetary system (federal, regional, local) provides a comprehensive assessment of tax payments and reflects the mechanism of state tax regulation. One of the methods of tax analysis can be defined as a vertical-horizontal analysis of tax payments, detailing them not only by budget levels, but also by types of payments.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ НАЛОГОВЫМИ ПЛАТЕЖАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ»

6. Tyupakova N.N. Assessment of the risk of bankruptcy for organizations of the agro-industrial complex of Russia / N.N. Tyupakova, O.F. Bocharova // In the book: Financial risk management in the digital economy. Collective monograph. Saratov, 2018. - S. 138-151.

7. Khorolskaya, T. E., Kalashnikova E. V., Ilyina O. V. Peculiarities of accounting and reflection in the financial statements of the organization's capital. - 2020. - No. 30(4). - S. 252-256.

8. Shatokhina I.G. Assessment of the effectiveness of management of the organization's passive capital / I.G. Shato-khina, O.F. Bocharova // In the collection: Actual problems of modern financial science. collection of articles of the international scientific-practical conference of students, graduate students and teachers of the Faculty of Finance and Credit of the Kuban State Agrarian University. - 2019. - S. 212-218.

9. Chernaya O.F. Assessment of the financial stability of the organization / O.A. Chernaya // In the collection: Cluster initiatives in forming a progressive structure of the national economy and finance. Collection of scientific papers of the 7th All-Russian Scientific and Practical Conference. Kursk, 2021. - S. 366-369.

EDN: KWXIQJ

Н.Н. Тюпакова - д.э.н., профессор кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, tupakova_n@mail.ru,

N.N. Tyupakova - doctor of economics, professor of the Department of Finance, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

Н.П. Топчиев - обучающийся факультета «Финансы и кредит», Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, zenless7@gmail.com,

N.P. Topchiev - student of the Faculty of Finance and Credit, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

С.О. Путилова - обучающаяся факультета «Финансы и кредит», Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, putilovasvetlana84@gmail.com,

S.O. Putilova - student of the Faculty of Finance and Credit, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

К.А. Бочаров - обучающийся Архитектурно-строительного факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, laser.zip@mail.ru,

K.A. Bocharov - student of the Faculty of Architecture and Civil Engineering, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ НАЛОГОВЫМИ ПЛАТЕЖАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ FEATURES OF TAX ANALYSIS IN THE MANAGEMENT OF TAX PAYMENTS OF ORGANIZATIONS

Аннотация. Предметом рассмотрения в данной статье выступают методические подходы к проведению анализа налоговых платежей организаций с привязкой их к уровням бюджетной системы. Для организаций, ориентированных на ведение бизнеса эффективно путем расширения объема реализации и оптимизации расходов законными методами, особое значение приобретает проведение налогового анализа. Осуществление налогового анализа на регулярной основе позволяет определить направления оптимизации налоговых расходов.

Налоговый анализ, ориентированный на группировку налогов по уровням бюджетной системы (федеральные, региональные, местные) обеспечивает всестороннюю оценку налоговых платежей и отражает механизм государственного налогового регулирования. Одним из приёмов налогового анализа можно определить вертикально-горизонтальный анализ налоговых платежей с детализацией их не только по уровням бюджета, но и в разрезе видов платежей.

Abstract. The subject of this article is the methodological approaches to the analysis of tax payments of organizations with their binding to the levels of the budget system. For organizations focused on doing business effectively by expanding the volume of sales and optimizing costs by legal methods, tax analysis is of particular importance. Realization of the tax analysis on a regular basis allows to define the directions of optimization of tax expenses.

Tax analysis focused on grouping taxes by levels of the budgetary system (federal, regional, local) provides a comprehensive assessment of tax payments and reflects the mechanism of state tax regulation. One of the methods of tax analysis can be defined as a vertical-horizontal analysis of tax payments, detailing them not only by budget levels, but also by types of payments.

Ключевые слова: налоги, классификации налогов, налоговый анализ.

Keywords: taxes, tax classifications, tax analysis.

Современная система налогообложения встроена в систему финансовых отношений субъектов экономики (физических и юридических лиц) и государства (в лице налоговых органов). В основу данных взаимоотношений положен разнонаправленный вектор достигаемых целей: так субъекты экономики стремятся к сокращению уровня налоговых платежей, а государственные органы стремятся повысить уровень налоговых поступлений в бюджет. Противостояние интересов нейтрализуется компромиссом в уровне налогового изъятия доходов субъектов экономики.

Уровень налогового изъятия в эконмической литературе определяется понятием «налоговая нагрузка (бремя)». Налоговая нагрузка - это относительный показатель, рассчитываемый как отношение совокупности исчисленных за период налогов и одного из показателей финансовых результатов (выручка, прибыль от продаж, чистая прибыль). Фактически устанавливая уровень налоговой нагрузки государство определяет долю дохода, которым делится субъект экономики с государством, обеспечивающим возможность осуществления деятельности и получать доход.

Выбирая систему налогообложения (общую или специальный режим) организация планирует в своей деятельности тот уровень дохода, который необходимо перечислить в бюджет в размерах и сроках, утвержденных налоговым законодательством. Планируя налоговые платежи руководство организации обеспечивает сохранение уровня платёжеспособности на оптимальном уровне, когда у организации достаточно средств для выполнения налоговых обязательств и обязательств перед контрагентами.

Проведение мониторинга налоговых платежей на регулярной основе позволяет своевременно выявить составляющие налогооблагаемой базы, для налогов уплачиваемых организацией, которые можно оптимизировать и тем самым сократить величину налогового бремени.

Вся совокупность налоговых платежей организации может быть подразделена по уровню бюджета, к которому каждый налог относится. Данная принадлежность характеризует не только нормативную базу установления налогов (для федеральных - НК РФ, для региональных - Закон субъекта РФ, для местных - Решение соответствующего муниципалитета), но и уровень бюджета, в который поступают налоговые отчисления соответствующего уровня.

Так федеральные налоги могут быть распределены для зачисления во все три уровня бюджетной системы - от федерального до местного, а местные в полном объеме зачисляются в местный бюджет. Порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы закрепляется бюджетным и налоговым законодательством, а процессом перераспределение налогов между уровнями бюджетной системы занимаются налоговые и казначейский органы РФ.

Для организаций в рамках учета распределения налогов по уровням бюджетной системы имеет значение лишь налог на прибыль организаций, ставка которого распределена для исчисления и уплаты на две - 3 % для зачисления в федеральный бюджет и 17 % для зачисления в региональный бюджет. В соответствии с данным распределением организация перечисляет две суммы налога на прибыль организаций по двум платежным документам.

В остальных случаях процессом распределения налоговых поступлений занимается Федеральное казначейство.

Вся совокупность налогов, уплачиваемых организацией, включает налоги трех уровней бюджетной системы: федеральные (их 8 видов), региональные (их 3 вида) и местные (для организаций только земельный налог).

В рамках выбранного объекта исследования ООО «Картонтара» является плательщиком налогов, относимых ко всем трем уровням бюджетной системы.

Структурно-динамическая оценка налогов ООО «Картонтара», сгруппированных по уровням бюджета, представим в таблице 1.

Таблица 1 - Структурно-динамическая оценка налогов ООО «Картонтара», сгруппированных по уровням бюджета

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Отклонение 2021 г. от

2019 г. | 2020 г.

Сумма начисленных налогов, тыс.руб.

Федеральные налоги 710 220 926 013 690 112 -20 108 -235 901

Региональные налоги 14 723 2 984 2 985 -11 738 1

Местные налоги 739 739 741 2 2

Всего налогов и сборов - оклад налога 725 682 929 737 693 838 -31 844 -235 899

Структура начисленных налогов, тыс.руб.

Федеральные налоги 97,9 99,6 99,5 1,6 -0,1

Региональные налоги 2,0 0,3 0,4 -1,6 0,1

Местные налоги 0,1 0,1 0,1 - -

Всего налогов и сборов - оклад налога 100,0 100,0 100,0 х х

Сумма федеральных налогов, начисленных по итогам года, сокращается на 4 % или 31 844 тыс.руб. против уровня 2019 г. и на 25 % или 235 899 тыс.руб. против уровня 2020 г. Сумма региональных налогов сокращается значительно - в 5 раз или на 11 738 тыс.руб. против уровня 2019 г. и остается практически не изменой против уровня 2020 г. Сумма местных налогов имеет нестабильную тенденцию - роста в 2020 г. против уровня 2019 г. и сокращения в 2021 г. против уровня 2019 г. и 2020 г.

В структуре налогов по уровням бюджетной системы наибольшую долю составляют федеральные налоги - 99,5 %, что на 1,6 % больше уровня 2019 г., но на 0,1 % меньше уровня 2020 г. Сокращение величины региональных налогов отразилось на сокращении их доли с 2 % в 2019 г. до 0,4 % в 2021 г. Величина доли местных налогов на протяжении всего периода является незначительной и составляет 0,1 %.

Для понимания причин, повлиявших на изменение величины каждой группы налогов, необходимо оценить их детализированный состав и структуру. Структурно-динамическая оценка федеральных налогов, начисленных ООО «Картонтара», представим в таблице 2.

Таблица 2 - Структурно-динамическая оценка федеральных налогов, начисленных ООО «Картонтара»

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Отклонение 2021 г. от

2019 г. | 2020 г.

Сумма начисленных налогов, тыс.руб.

НДС 388 144 505 987 378 214 -9 930 -127 772

Налог на прибыль организаций 200 293 278 868 158 592 -41 701 -120 276

Налог на доходы физических лиц 36 014 41 851 44 850 8 835 2 999

Взносы во внебюджетные социальные фонды 83 667 97 209 105 654 21 988 8 445

Налог на выбросы загрязнений в окружающую среду 157 104 216 59 111

Водный налог 1 945 1 995 2 586 641 591

Федеральные налоги - всего 710 220 926 013 690 112 -20 108 -235 901

Структура начисленных налогов, %

НДС 54,65 54,64 54,80 0,15 0,16

Налог на прибыль организаций 28,20 30,11 22,98 -5,22 -7,13

Налог на доходы физических лиц 5,07 4,52 6,50 1,43 1,98

Взносы во внебюджетные социальные фонды 11,78 10,50 15,31 3,53 4,81

Налог на выбросы загрязнений в окружающую среду 0,02 0,01 0,03 0,01 0,02

Водный налог 0,27 0,22 0,37 0,10 0,16

Федеральные налоги - всего 100,00 100,00 100,00 х х

В составе федеральных налогов сумма НДС сокращается на 2,6 % или 9 930 тыс.руб. против уровня 2019 г. и на 25,3 % или 127 772 тыс.руб. против уровня 2020 г. Причиной отрицательной динамики является сокращение объема реализации в 2021 г.

Сокращение объема реализации и как следствие сокращение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций отразилось на сокращении суммы начисленного налога

на 21 % или 41 701 тыс.руб. против уровня 2019 г. и на 43 % или 120 276 тыс.руб. против уровня 2020 г.

Таким образом оба налога (НДС и налога на прибыль), зависящие от объема реализации, подтвердили отрицательную тенденцию в объеме реализации сокращением своей величины.

Рост численности работников в ООО «Картонтара» способствует увеличение суммы налога на доходы физических лиц, удержанного из заработной платы и перечисленного в бюджет работодателем, на 25 % или 8 835 тыс.руб. против уровня 2019 г. и на 7 % или 2 999 тыс.руб. против уровня 2020 г.

Еще одним налоговым платежам, зависящим от величины ФОТ и численности работников, являются взносы во внебюджетные социальные фонды. Сумма начисленных взносов увеличивается на 26 % или 21 988 тыс.руб. против уровня 2019 г. и на 9 % или 8 445 тыс.руб. против уровня 2020 г. Детализированную оценку взносов во внебюджетные фонды представим в таблице 3.

ООО «Картонтара» является плательщиком двух экологических платежей - налога на выбросы загрязнений в окружающую среду (сумма которого увеличивается на 37 % или 59 тыс.руб. против уровня 2019 г. и в 2 раза или на 111 тыс.руб. против уровня 2020 г.) и водного налога (сумма которого увеличивается на 33 % или 641 тыс.руб. против уровня 2019 г. и на 30 % или 591 тыс.руб. против уровня 2020 г.).

В структуре федеральных налогов ООО «Картонтара» наибольшую долю составляют НДС (55 %) и налог на прибыль организаций (23 %). Удельный вес налогов, ориентированных на ФОТ, увеличивается по мере роста их суммы - до 7 % налог на доходы физических лиц и до 15 % взносы во внебюджетные социальные фонды.

Удельный вес экологических платежей (налога на выбросы загрязнений в окружающую среду и водного налога) не более 1 %.

Таким образом на формирование структуры федеральных налогов оказывает значительное влияние изменение объема реализации и изменение численности работников (и как следствие ФОТ).

Таблица 3 - Структурно-динамическая оценка взносов во внебюджетные фонды ООО «Картонтара»

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Отклонение 2021 г. от

2019 г. | 2020 г.

Сумма начисленных взносов, тыс.руб.

Взносы в Пенсионный фонд 60 077 69 869 76 036 15 959 6 168

Взносы в Фонд социального страхования 7 384 8 545 9 412 2 029 865

Взносы в Фонд обязательного медицинского страхования 14 250 16 525 17 767 3 517 1 242

Взносы от несчастных случаев на производстве 1 956 2 268 2 439 483 170

Взносы во внебюджетные социальные фонды - всего 83 667 97 209 105 654 21 988 8 445

Структура начисленных взносов, %

Взносы в Пенсионный фонд 71,8 71,9 72,0 0,16 0,09

Взносы в Фонд социального страхования 8,8 8,8 8,9 0,08 0,12

Взносы в Фонд обязательного медицинского страхования 17,0 17,0 16,8 -0,22 -0,18

Взносы от несчастных случаев на производстве 2,3 2,3 2,3 -0,03 -0,03

Взносы во внебюджетные социальные фонды - всего 100,0 100,0 100,0 х х

В состав платежей во внебюджетные фонды входят платежи в пенсионный фонд, которые по сумме увеличиваются на 27 % или 15 959 тыс.руб. против уровня 2019 г. и на 9 % или 6 168 тыс.руб. против уровня 2020 г. Величина взносов в фонд социального страхования также увеличивается на 28 % или 2 029 тыс.руб. против уровня 2019 г. и на 10 % или 865 тыс. руб. против уровня 2020 г. Сумма взносов на обязательное медицинское страхование возрастает на 25 % или 3 517 тыс.руб. против уровня 2019 г. и на 8% или 1 242 тыс.руб. против уровня 2020 г. В аналогичных пропорциях увеличивается сумма взносов от несчастного случая на производстве - на 25 % или 483 тыс.руб. против уровня 019 г. и на 8 % или

170 тыс.руб. против уровня 2020 г. Таким образом на увеличение суммы взносов во внебюджетные фонды оказывает влияние преимущественно рост численности работников и как следствие увеличение ФОТ, являющегося налогооблагаемой базой для данных платежей.

В структуре взносов во внебюджетные социальные фонды наибольшую долю составляют платежи в пенсионный фонд - 72 %, что объясняется наибольшим уровне ставки отчислений.

Так отчисления в пенсионный фонд составляют 22 % от ФОТ, а отчисления в фонд социального страхования - 2,9 %, в фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 %, взносы от несчастных случаев варьируются по ставке от 0,2 % до 8,5 % (в зависимости от класса опасности).

Структурно-динамическая оценка региональных налогов ООО «Картонтара» представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Структурно-динамическая оценка региональных налогов ООО «Картонтара»

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Отклонение 2021 г. от

2019 г. | 2020 г.

Сумма начисленных налогов, тыс.руб.

Налог на имущество организаций 14 210 2 387 2 387 -11 823 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Транспортный налог 513 598 598 85 -

Региональные налоги - всего 14 723 2 984 2 985 -11 738 -

Структур эа начисленных взносов, %

Налог на имущество организаций 96,5 80,0 80,0 -16,6 0,0

Транспортный налог 3,5 20,0 20,0 16,6 0,0

Региональные налоги - всего 100,0 100,0 100,0 х х

Величина региональных налогов изменяется по причине сокращения суммы налога на имущество организаций в 5 раз или на 11 738 тыс.руб. против уровня 2019 г. Данная тенденция вызвана переходом с исчисления налогооблагаемый базы по среднегодовой стоимости на исчисление налогооблагаемой базы от кадастровой стоимости основных фондов (преимущественно недвижимых объектов).

Величина транспортного налога изменяется незначительно по причине неизменности налоговых ставок на протяжении всего периода исследования. А колебание величины налога являются причиной приобретения автомобиля.

Сокращение величины налога на имущество организаций отразилось на перераспределении структуры региональных налогов в пропорции 80 % налог на имущество и 20 % транспортный налог.

Местные налоги ООО «Картонтара» в полном объеме представлены только земельным налогом (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика местных налогов (земельного налога) ООО «Картонтара», тыс. руб.

В динамике величина земельного налога изменяется незначительно, преимущественно за счет увеличения ставки на 0,01 % в 2021 г.

Таким образом, оценивая состав и структуру налоговых платежей ООО «Картонтара» по уровням бюджетной системы можно отметить сокращение федеральных налогов преимущественно за счет сокращения объема реализации и как следствие сокращение величины НДС и налога на прибыль организаций (эти два налога занимают наибольшую долю в федеральных налогах), сокращение региональных налогов (за счет перехода на налогообложение имущества от кадастровой стоимости) и рост местных налогов (за счет незначительного увеличения ставки земельного налога).

Оценить влияние налогов на финансовые результаты деятельности организации возможно при использовании группировки налогов по признаку «источник уплаты». Так оценить уровень налогового обременения каждого источника возможно при помощи относительного показателя - «коэффициента налогового изъятия».

Первым источником уплаты налогов, по факту получения дохода, а значит и компенсации расходов является «брутто выручка».

В отчете о финансовых результатах выручка учитывается без НДС, а для оценки нами будет использована величина «брутто выручки» (таблица 5).

Таблица 5 - Оценка уровня налогового изъятия из выручки ООО «Картонтара»

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Отклонение 2021 г. от

2019 г. 2020 г.

Выручка брутто, тыс.руб. 5 934 825 6 651 803 5 605 508 -329 317 -1 046 294

Сумма НДС, тыс.руб. 388 144 505 987 378 214 -9 930 -127 772

Коэффициент налогового изъятия по брутто выручке 0,065 0,076 0,067 0,002 -0,009

Выручка нетто, тыс.руб. 5 336 120 5 663 348 4 893 855 -442 265 -769 493

Коэффициент налогового изъятия по нетто выручке 0,073 0,089 0,077 0,005 -0,012

В расчете нами были использованы отчетные данные ООО «Картонтара» представленные величиной дохода поступившего и начисленного (кредиторская задолженность покупателей) в результате реализации продукции - «выручка брутто». «Выручка брутто» включает не только стоимость реализованной продукции (и частично еще не оплаченной), но и величину начисленного НДС для покупателей.

Вторым показателем для оценки была выбрана «выручка нетто» или выручка, отражённая в «отчете о финансовых результатах». «Выручка нетто» включает только сумму, поступившую в качестве оплаты за реализованную продукцию (без учета дебиторской задолженности покупателей) и не включающую сумму НДС для покупателей.

Оценив величину коэффициента налогового изъятия, можно отметить, что величина полученная от «выручки брутто» составляет 6,5 %, а от величины полученной от «выручки нетто» немного выше - почти 8 %. При условии, что величина налоговой ставки НДС по картонной упаковке, производимой ООО «Картонтара», составляет 20 %. Данное обстоятельство объясняется тем, что к уплате в бюджет подлежит разница между суммой НДС, полученной от покупателей и суммой НДС, уплаченной поставщикам при приобретении сырья, материалов, топлива и т.д.

Для оценки налогового изъятия на себестоимость мы также воспользуемся данными бухгалтерского учета и общей величины производственных затрат с учетом не только оплаченной продукции, но и продукции, которая реализована, но еще не оплачена и продукции находящейся на складе организации (таблица 6).

Оценивая уровень налогового изъятия, в привязке к общей величине производственных затрат за год, увеличивается с 1,9 % до 2,5 % по двум основным причинам - сокращение величины затрат и одновременном росте суммы налогов, относимых на издержки производства.

Таблица 6 - Оценка уровня налогового изъятия на себестоимость ООО «Картонтара»

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Отклонение 2021 г. от

2019 г. 2020 г.

Величина производственных затрат, тыс.руб. 4 538 355 5 145 362 4 466 582 -71 773 -678 780

Сумма налогов, относимых на издержки производства, тыс.руб. 87 021 100 645 109 795 22 774 9 150

Коэффициент налогового изъятия по совокупным затратам 0,019 0,020 0,025 0,005 0,005

Себестоимость продаж, тыс.руб. 4 177 157 4 351 194 4 064 635 -112 522 -286 559

Коэффициент налогового изъятия по себестоимости продаж 0,021 0,023 0,027 0,006 0,004

Аналогичная тенденция наблюдается и по себестоимости продаж - от 2,1 % до 2,7 %, также по причине сокращения величины себестоимости продаж и роста величины налогов, относимых на издержки производства.

Оценивая величину ставок налогов и тот факт, что вносы во внебюджетные фонды составляют более 95 %, то уровень налогового изъятия на себестоимость можно назвать незначительным.

В качестве третьего источника уплаты налогов для оценки нами будет использована прибыль от продаж (таблица 7).

Таблица 7 - Оценка уровня налогового изъятия из прибыли ООО «Картонтара»

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Отклонение 2021 г. от

2019 г. 2020 г.

Прибыль от продаж, тыс.руб. 1 045 886 1 190 536 702 854 -343 032 -487 682

Сумма налогов, относимых на финансовые результаты и уплачиваемых из прибыли, тыс.руб. 214 503 281 255 160 979 -53 524 -120 276

Коэффициент налогового изъятия по прибыли от продаж 0,205 0,236 0,229 0,024 -0,007

Прибыль от продаж выбрана нами для оценки величины налогового изъятия по причине включения суммы налога на имущество организаций в состав прочих расходов, а величины налога на прибыль организаций из суммы прибыли до налогообложения.

Величина налогового изъятия из прибыли составляет 22,9 % в 2021 г., что превосходит сумму налоговых ставок налога на прибыль организаций (20 %) и налога на имущество организаций (2,2%). Данное обстоятельство объясняется различиями в признании доходов и расходов для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета.

В качестве оценки влияния налогов на финансовые результаты нами также будет использован показатель «налогового бремени» (таблица 8).

Таблица 8 - Динамика налогового бремени ООО «Картонтара»

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Отклонение 2017 г. от

2019 г. 2020 г.

Фискальное налоговое бремя, % 13,6 16,4 14,2 0,6 -2,2

Реальное налоговое бремя к выручке, % 5,7 6,7 5,5 -0,1 -1,2

Реальное налоговое бремя к чистой прибыли, % 27,5 53,4 45,2 17,6 -8,2

Налоговый порог, % 41,6 41,1 39,0 -2,5 -2,1

Уровень «фискального налогового бремени» находится на уровне 14 % несмотря на сокращение оклада налога. То есть уровень налогов, аккумулируемых в бюджет ООО «Картонта-ра» с покупателей и работников по величине, не превышает максимально допустимый уровнь для производственных организаций (30-35 %).

Уровень «реального налогового бремени», рассчитанного от выручки варьируется в пределах 6 %. То есть величина налоговых платежей, влияющих на конечный финансовый результат в 5 раз ниже допустимого уровня.

Для проведения более взвешенной оценки нами был рассчитан показатель «реального налогового бремени» от чистой прибыли. Данный показатель можно интерпретировать как уровень налогового перераспределения конечного финансового результата. У ООО «Картонтара» данный показатель изменяется в динамике значительно - увеличивается с 28 % в 2019 г. до 45 % в 2021 г. Оценивая полученные результаты можно отметить, что на сумму 270 774 тыс.руб. организация могла осуществить финансирование текущей и инвестиционной деятельности.

Сравнивая уровень «реального налогового бремени» от чистой прибыли с допустимым уровнем налогового изъятия можно констатировать превышение реального уровня над допустимым на 10 % в 2021 г. и на 18 % в 2020 г.

Обобщая полученный анализ влияния налогов на финансовые результаты, можно отметить, что оптимизация налоговых платежей отражается положительно на результатах деятельности, но только при условии вложения сэкономленных на налогах средств в расширение производства.

Источники:

1. Бочарова О.Ф. Влияние ЕСХН на уровень налоговой нагрузки организации / О.Ф. Бочарова, А. Магдали-аниду, Э.Ш. Гасанкулиева // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 1 (36). - С. 298-304.

2. Бочарова О.Ф. Малый бизнес как субъект налогообложения / О.Ф. Бочарова // В сборнике: Итоги научно-исследовательской работы за 2017 ГОД. сборник статей по материалам 73-й научно-практической конференции преподавателей. - 2018. - С. 525-526.

3. Бочарова О.Ф. Практика применения инструментов, механизма налогового регулирования деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей / О.Ф. Бочарова, О.А. Черная, А.В. Токарева // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 6 (35). - С. 349-356.

4. Нечаев В.И. Налоговое бремя как показатель реализации регулирующей функции налогов / В.И. Нечаев, Н.Н. Тюпакова, О.Ф. Бочарова, Д.Х. Хатуов // АПК: Экономика, управление. - 2009. - № 8. - С. 53-58.

5. Нечаев В.И. Совершенствование экономического механизма налогообложения в АПК / В.И. Нечаев, Н.Н. Тюпакова, О.Ф. Бочарова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2009. - № 5. - С. 57-62.

6. Полонская, О. П. Основные новации 2021 года по налогу на добавленную стоимость (НДС) / О. П. Полонская, Д. Е. Гаджиева, Т. А. Ивашиненко // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 38(6). - С. 454-456.

7. Тюпакова Н.Н. Методологические аспекты льготного режима налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей / Н.Н. Тюпакова, О.Ф. Бочарова // Налоги и финансовое право. - 2011. - № 3. -С. 249-255.

8. Тюпакова Н.Н. Методологические основы функционирования налогов как категории финансов / Н.Н. Тюпакова, О.Ф. Бочарова // Финансы и кредит. - 2007. - № 33 (273). - С. 67-72.

9. Тюпакова Н.Н. Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей требует совершенствования / Н.Н. Тюпакова, О.Ф. Бочарова // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2009. - № 4. - С. 45-54. References:

1. Bocharova O.F. Influence of ESHN on the level of tax burden of the organization / O.F. Bocharov, A. Magda-lianid, E.Sh. Gasankuliev // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - No. 1 (36). - S. 298-304.

2. Bocharova O.F. Small business as a subject of taxation / O.F. Bocharova // In the collection: Research results for 2017. collection of articles based on the materials of the 73rd scientific and practical conference of teachers. - 2018. - S. 525-526.

3. Bocharova O.F. The practice of using tools, the mechanism of tax regulation of the activities of agricultural producers / O.F. Bocharova, O.A. Chernaya, A.V. Tokareva // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019. - No. 6 (35). - S. 349-356.

4. Nechaev V.I. Tax burden as an indicator of the implementation of the regulatory function of taxes / V.I. Nechaev, N.N. Tyupakova, O.F. Bocharova, D.Kh. Khatuov // APK: Economics, management. - 2009. - No. 8. - P. 53-58.

5. Nechaev V.I. Improving the economic mechanism of taxation in the agro-industrial complex / V.I. Nechaev, N.N. Tyupakova, O.F. Bocharova // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2009. - No. 5. - S. 57-62.

6. Polonskaya, O. P. The main innovations of 2021 in terms of value added tax (VAT) / O. P. Polonskaya, D. E. Gadzhieva, T. A. Ivashinenko // Natural Humanitarian Research. - 2021. - No. 38(6). - S. 454-456.

7. Tyupakova N.N. Methodological aspects of the preferential regime of taxation of agricultural producers / N.N. Tyupakova, O.F. Bocharova // Taxes and financial law. - 2011. - No. 3. - S. 249-255.

8. Tyupakova N.N. Methodological foundations of the functioning of taxes as a category of finance / N.N. Tyupakova, O.F. Bocharova // Finance and credit. - 2007. - No. 33 (273). - S. 67-72.

9. Tyupakova N.N. Taxation of agricultural producers requires improvement / N.N. Tyupakova, O.F. Bocharova // Accounting in agriculture. - 2009. - No. 4. - P. 45-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.