ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-4-125-130
УДК 378.14 ББК 74.484.4
К.С. Гернега
(Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия) А.Е. Бриль
(Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
Организация безопасной и здоровьесберегающей среды высшей школы как фактора профессионального становления учащихся является научно оправданным комплексом взглядов на цели, задачи, принципы планирования здравотворческого образовательного пространства конкретного учебного заведения и становится одним из ключевых условий психологической готовности будущих специалистов. Произведена дополнительная оценка применения здоровьесберегающих технологий в высшей школе, поскольку существующее традиционное образование в вузах ориентировано преимущественно на достижение нормативного уровня выбранной специализации, не уделяя должного внимания здоровому образу жизни.
Ключевые слова: здоровьесбережение, студенты, высшее учебное заведение, здо-ровьесберегательная деятельность, образовательная среда, здоровый образ жизни, формирование культуры здоровьесбережения.
FEATURES OF PROCESS OF THE HEALTH PROTECTION OF UNIVERSITY STUDENTS
The organization of the safe and health saving environment of the higher school as factor of professional formation of students is scientifically justified as complex focused on the purposes, tasks, the principles of planning of health saving educational space of specific educational institution. It becomes one of key conditions of psychological readiness of future specialists. Additional assessment of use of health saving technologies in the higher school is made, considering that the existing traditional education in higher schools is oriented mainly to achieve a standard level of the chosen specialization, without paying a due attention to a healthy lifestyle.
Keywords: health-saving, students, higher educational institution, health-saving activity, educational environment, healthy lifestyle, formation of culture of a health protection.
га
t» н s
о
ср ф
ш
K.S. Gernega
(South Ural State University, Chelyabinsk, Russia) §
A.E. Brill
(Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia)
m
о
I— x
<u
s
I— о
к s x
<u
<u ср <u Ю о <u _0 m о ср о ч
со
ГО о
о ф
J о ср
о о
X
X
ф
ю о о
о
_0
Ш Ш
<С
го ф
I
ф
|_
О
Современная образовательная среда в свете растущей интенсивности и напряженности учебной деятельности, постоянного реформирования системы, перехода от стандартизированной организации педагогического процесса к различного рода нововведениям и инновациям предъявляет расширенные требования к состоянию здоровья всех участников образовательного процесса в высших учебных заведениях, но главным образом, студентов. Результаты исследований, проводимых Министерством образования и науки, Министерством здравоохранения, констатируют практически тотальное отсутствие полностью здоровых выпускников школ (по разным данным их число находится в интервале от 10 до 15%), более половины студентов вузов имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, около 39% студентов нуждается в лечении или коррекции состояния организма, в связи с чем занимаются физической культурой в специальной медицинской группе [5]. По этим причинам проблема здоровьесбережения данного контингента на сегодняшний день становится первостепенной в организации образовательного процесса высшей школы.
Изучение специфических черт образа жизни студентов высших учебных заведений имеет фрагментарный характер. В силу того, что студенческая молодежь представляет собой важный сегмент молодого поколения, находящегося на этапе значительных трансформаций образа и стиля жизни, особый исследовательский интерес вызывают технологии здоровьесбережения данной социально-демографической группы. По данным ряда ученых, в случае, если данные изменения носят характер фиксированных процедур, то впоследствии они способны детерминировать здоровье, качество и продолжительность жизни человека [4].
Сегодня перед системой высшего образования все чаще появляется комплекс вопросов по организации оптимального совмещения учебы и досуга студентов,
потребности модернизации применяемых методик обучения. Это связано с необходимостью увеличения объема получаемой студентами информации, а также с уменьшением сроков обучения, так как нынешнее общество желает получать высококвалифицированных специалистов в кратчайшие сроки. Многочисленные научные изыскания свидетельствуют о том, что с увеличением физической и интеллектуальной нагрузки у большого числа учащихся наблюдаются те или иные нарушения в состоянии здоровья, самыми частыми из которых являются: аллергические заболевания пыльцевой этиологии, хронические заболевания дыхательной системы, заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, расстройства нервной системы [3].
Степень стрессовой напряженности среди студентов варьируется в зависимости от курса, уровня профессионализации и обусловлена особенностями организации учебного процесса (сочетанием лекций, практических и семинарских занятий). Рассматривая вопрос перехода от одного этапа профессиональной специализации к следующему, некоторые исследователи подчеркивают, что большинство представителей студенческой молодежи переживают интенсивные психологические и физические нагрузки в течение этого процесса [2; 3; 4; 5]. Одним из основных критических этапов признана адаптация к особенностям учебной деятельности в вузе после зачисления, что частично вызвано переменами в стилях преподавания и выполнения заданий, конкуренцией с однокурсниками, имеющими равный или более высокий уровень интеллекта и навыков. Помимо прочего, большому числу поступивших в вузы приходится приспосабливаться к серьезным изменениям: переезду в другой (зачастую более крупный) город, отдельному от родителей быту, ощущению свободы, увеличению круга знакомых. Также случаются и другие кризисные в психологическом и физическом плане
события, например, внезапные травмы, заболевания, тяжелые потери родных и близких, появление своих детей, которые могут негативно воздействовать на самочувствие студентов. Финансовые затруднения тоже могут стать одной из причин ухудшения состояния здоровья: транспортные расходы, вызванные частыми передвижениями в разные учебные корпуса; междугородние поездки домой; покупка дополнительной научной и методической литературы, а также некоторых специализированных инструментов или обучающих материалов. Наряду с этим специфика распорядка дня, определенная учебным расписанием, и недостаток свободного времени препятствуют перспективе дополнительного заработка в свободное от учебы время. Все это приводит к нарушению питания, режима дня, снижению возможности регулярных занятий спортом, создавая барьер реализации технологий здоровье-сбережения современными студентами.
В современных условиях состояние здоровья студентов должно соответствовать высоким требованиям в связи с ускорением темпа жизни, постоянным развитием технических и информационных средств, усовершенствованием образовательных и рабочих процессов, информатизацией и интеллектуализацией учебы и труда. В юном организме еще идут процессы формирования функциональных систем, что влияет на довольно активную адаптацию к различным воздействиям окружающей среды. По данным ряда авторов, те или иные отклонения в состоянии здоровья студенческой молодежи встречаются довольно часто [7].
Одним из показателей здоровья является физическое развитие, недостаточный уровень которого может косвенно свидетельствовать о различных заболеваниях, и его недооценка может отразиться в будущем при профессиональной деятельности. В случае своевременного обнаружения отклонений в физическом развитии можно предотвратить про-грессирование многих заболеваний и
повысить уровень здоровья студентов. В настоящий момент не существует строгих ограничений по состоянию здоровья для поступления в не военный или не спортивный вуз, что не способствует оптимальному физическому состоянию абитуриентов, и оно находится на среднем или ниже среднего уровне. Однако современный специалист в жестких рамках высокой конкуренции должен отличаться не только высоким уровнем профессиональной подготовки, но и хорошим здоровьем. Благодаря современным разноплановым исследованиям человеческого здоровья и его компонентов усиливается важность целесообразной организации физического воспитания в высших учебных заведениях, занимающего роль основного фактора обеспечения оптимального функционального состояния организма и интеллектуальной работоспособности учащихся. Доказанное многочисленными исследованиями явное снижение показателей уровня здоровья студентов ставит перед вузами задачу поиска инновационных, результативных средств и методов улучшения физического, психологического, социального и духовного здоровья молодежи, становления здорового образа жизни. Несмотря на то, что одной из важнейших составляющих здоровья человека является двигательная активность, отмечается ее всеобщее сокращение, и самое значительное уменьшение физической активности наблюдается у людей в возрасте 15-25 лет, то есть именно среди студенческой молодежи [2].
Исходя из анализа современной отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме здоровьесбе-режения студентов высших учебных заведений, можно выделить наиболее значимые труды Н.В. Замятиной (2010), И.А. Ушаковой (2013), А.С. Потужновой (2015), М.Н. Федоровой (2015). Рассматривая процесс формирования культуры здоровьесбережения в подготовке будущих специалистов, Н.В. Замятина характеризует здоровьесбережение как
га
Ё
н ^
0 ф
СО ^
1
^
СО
0 н
1
ф
н
0
к ^
1
ф
* ф ф
ю
о ф
_0 ш
о
о ч
СО
го о
о ф
^
о
о
0
1
I
ф
ю о о
о
_0 S
LD
UÜ <
ГО i_ Ф I
ср ф
|_
о
«реализацию ценностных установок на профилактику болезней и здоровый образ жизни в индивидуальной и профессиональной деятельности» [1]. Аксиологический подход к теоретическому контент-анализу категории здоровье сбережения реализуется ученой в виде функциональной системы, включающей в себя все важнейшие элементы вузовского образования, которые позволяют сформировать культуру здоровьесбе-режения студентов. Методологически указанная система представлена на двух уровнях: теоретическом (как конгломерат всех знаний и навыков учащихся о здоровом образе жизни) и практическом (как деятельность преподавателей и подразделений, направленную на формирование практик здоровьесбережения студентов).
В разработках И.А. Ушаковой, посвященных здоровьесбережению как признаку социализации студентов в образовательную среду высшей школы, выделяются внешние (условия быта; доступная инфраструктура для укрепления здоровья; возможности проверки состояния здоровья; общественное мнение; источники получения знаний и навыков о здоровьесбережении) и внутренние (индивидуальные показатели здоровья; стиль жизни и привычки; мотивация студента к здоровому образу жизни; знания о здоровье и навыки здо-ровьесбережения) факторы здоровье-сберегающего комплекса [8]. Подчеркивается, что три последних внутренних фактора подлежат воздействию со стороны образовательной среды вуза. Кроме того, исследователь вводит понятие здо-ровьесберегающей среды, понимая под ней «окружающую и социальную среду, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию» [8].
Экспериментальные данные, полученные А.С. Потужновой и М.Н. Федоровой в ходе исследований, рассматривающих специфику здоровьесбережения в условиях образовательного учреждения,
позволили ученым констатировать, что большинство студентов осознают ценность здоровья, однако они не становятся активными факторами здоровьесбере-гающей деятельности, не могут дать адекватную оценку своему образу жизни. Соответственно, «отсутствует личная готовность к здоровьесбережению, выражающаяся в мотивации, во владении соответствующей информацией и в сохранении собственного здоровья» [6].
Таким образом, результаты проведенного анализа позволяют заключить, что, несмотря на различия в подходах и проблематике, прослеживающиеся в российской научно-исследовательской традиции исследования здоровьесбере-жения студентов, можно констатировать основные аспекты восприятия данной проблемы. Во-первых, всеми учеными признается значимость здоровьесбере-жения для будущих специалистов. Во-вторых, педагогическое пространство высшей школы играет двойственную роль в актуализации технологий здо-ровьесбережения студентов: с одной стороны, все агенты профессиональной социализации способствуют формированию культуры здоровьесбережения у студентов, а с другой - специфика подготовки студентов формирует барьеры для реализации этих практик. В-третьих, на протяжении всего периода профессионализации отношение студентов к такой практике здоровьесбережения, как физическая активность, не является константой, из чего следует, что восприятие самого здоровьесбережения также варьируется на разных этапах обучения.
С целью выявления состояния проблемы здоровьесбережения, приверженности к здоровому образу жизни нами было проведено анкетирование студентов в возрасте 18-23 лет. В исследовании приняло участие 23 студента гуманитарных специальностей Южно-Уральского государственного университета и Уральского государственного университета физической культуры. Согласно результатам анкетирования, около 62%
опрошенных считают здоровье состоянием психологического и физического комфорта и отсутствием необходимости обращаться к врачам, а причинами состояния здоровья называют наследственность, условия окружающей среды, в то время как образ жизни, рациональное питание, отсутствие вредных привычек были названы лишь в 36% случаев. К составляющим здорового образа жизни 42% респондентов отнесли правильное питание и отказ от вредных привычек и лишь 30% - занятия физической культурой, при этом более 52% заявили о своей приверженности здоровому образу жизни, остальным по большей части мешает недостаток времени и материальные трудности. Более 80% участников анкетирования назвали основными источниками информации о здоровьесбережении медицинских работников, средства массовой информации и Интернет. Однако лишь 42% опрошенных иногда соблюдают нормы правильного питания, 69% не занимаются физической культурой или занимаются от случая к случаю, 34% признались в том, что курят, более 65% периодически употребляют крепкие алкогольные напитки и пиво. В свободное время 71% респондентов, в основном, смотрят ТВ, сидят в Интернете, играют в игры; 36% часто ходят в кафе и клубы, и лишь 12% регулярно занимаются спортом, 8% выезжают за город или катаются на велосипеде. Таким образом, можно констатировать, что практики здоровьесбережения придерживаются не более 20% опрошенных студентов, остальные не совсем адекватно расценивают свой образ жизни и нуждаются в верной информации.
В заключение стоит отметить, что для создания эффективной здоровьесбе-регающей среды вуза следует применять многообразие средств и методов учебной деятельности и формировать коллектив педагогов-единомышленников, мотивирующий всех участников образовательного процесса к здоровьесбережению, создающий посредством профессионального взаимодействия комфортные условия для
ведения здорового образа жизни и внедрения здоровьесберегающих технологий.
Библиографический список:
1. Замятина Н.В. Формирование культуры здоровьесбережения: автореф. дис. ... к.соц.н. - Волгоград, 2010. - 26 с.
2. Казаченок Ю.В. Направленность на здоровый образ жизни как составляющая конкурентоспособности будущих экономистов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2011. - №13. С. 52-55.
3. Кашуба В.А., Футорный С.М., Андреева Е.В. Современные подходы к здоровьесбережению студентов в процессе физического воспитания // Физическое воспитание студентов. -2012. - №5. С. 51-59.
4. Курганская Т.В. Реализация программ здоровьесбережения студентов в образовательном процессе вуза // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №13. С. 85-87.
5. Мищенко В.А. Роль здорового образа жизни в повышении профессиональной мобильности молодых специалистов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2009. - №1. С. 64-65.
6. Потужнова А.С., Федорова М.Н. Определение уровня готовности к здоровьесберегающей деятельности у студентов колледжа [Электронный ресурс] // Сборник Материалов VII междунар. студ. электрон. науч. конф. - Режим доступа: http://www. scienceforum.ru/2015/1309/15218
7. Суворова Т.В. Коммуникации в образовательной среде как основа формирования здоровьесберегающего потенциала студентов вуза // Вестник университета Российской академии образования. - 2014. - №5. С. 56-59.
8. Ушакова И.А. Здоровьесберегающая социализация иностранных студентов в вузах России: автореф. дис.. д.соц.н. - Волгоград, 2013. - 52 с.
Поступила 14.12.16
га
Ё
н ^
0 ф
СО ^
1
^
СО
0 н
1
ф
н
0
к ^
1
ф
* ф ф
ю
о ф
_0 со о
о ч
СО
го о
о ф
^
о
о
0
1
I
ф
ю о о
о
Об авторах:
Гернега Ксения Сергеевна, аспирант очной формы обучения кафедры безопасности жизнедеятельности, преподаватель кафедры экономики и управления на предприятиях сферы услуг, рекреации и туризма Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет), (Россия, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 76), [email protected]
Бриль Анна Евгеньевна, аспирант очной формы обучения кафедры педагогики, старший лаборант кафедры теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1), [email protected]
Для цитирования: Гернега К.С., Бриль А.Е. Особенности процесса здоровьесбереже-ния студентов университета // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2016. - Т. В. - № 4. С. 125-130. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-В-4-125-130
References:
1. Zamyatina N.V. Formation of culture of health. Doct. Diss. - Volgograd, 2010. - 26 p. [in Russian]
2. Kazachenok Ju.V. Orientation on a healthy lifestyle as a component of competitiveness of future economists // Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. - 2011. - № 13. P. 52-55. [in Russian]
3. Kashuba V.A., Futornyj C.M., Andreeva E.V. Modern approaches to a health-saving of students in the course of physical training // Fizicheskoe vospitanie studentov. - 2012. -№ 5. P. 51-59. [in Russian]
4. Kurganskaja T.V. Implementation of programs of a health-saving of students in educational process of higher education institution // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. -2014. - № 13. P. В5-В7. [in Russian]
5. Mishhenko V.A. Role of a healthy lifestyle in increase in professional mobility of young specialists // Fizicheskaja kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2009. - № 1. P. 64-65. [in Russian]
6. Potuzhnova A.S., Fyodorova M.N. Detecting level of readiness to health preservation among students of college. // Sbornik Materialov VII mezhdunar. stud. jelektron. nauch. konf. Available at: http://www.scienceforum.ru. [in Russian]
7. Suvorova T.V. Communications in the educational environment as a basis of formation of health saving potential of students of higher education institution // Vestnik universiteta Rossijskoj akademii obrazovanija. - 2014. - № 5. P. 56-59. [in Russian]
В. Ushakova I.A. Health preserving socialization of foreign students in Russia. Doct. Diss. -Volgograd, 2013. [in Russian]
About the authors:
Gernega Kseniya Sergeevna, Lecturer, Department of Department of Economics and Management at the enterprises of sphere of services, recreation and tourism, Post-graduate student of Department of health and safety training, South Ural State University (Chelyabinsk, Russia), [email protected]
Anna Evgenievna Brill, Senior laboratory assistant of Department of theory and methodology of health technologies and physical culture of the East, Post-graduate student ш of Department of Padagogy, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia, <А [email protected]
ср Lû
ср
<U
For citation: Gernega K.S., Brill A.E. Features of process of the health protection of university students // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2016. - Vol. 8. -
^ No. 4. Р. 125-130. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-В-4-125-130