УДК 371.7-055.2 ББК Ч511.14
DOI: 10.14529/ped170410
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ЖЕНЩИН 25-35 ЛЕТ
А.Е. Бриль
Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия
Моделирование является изучением тех или иных явлений, процессов, систем, объектов посредством конструирования и исследования их моделей, применяемых для выявления или корректировки свойств и черт, совершенствования методов построения данных объектов. Конструирование структурно-функциональной модели формирования культуры здоровьесбережения женщин 25-35 лет основывалось на социальном заказе современных требований, который значительно модифицировался и усложнился за последние десятилетия в связи с нестабильной экономической ситуацией, финансовыми и социальными кризисами, эмансипацией женщин, влекущей за собой выполнение роли не только матери и ответственной за быт и семью, но и важной роли в трудовой сфере и общественных отношениях. Данная модель является целостным образованием, включающим взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы - цель, задачи, условия реализации, этапы, средства, критерии и прогностический результат.
Ключевые слова: культура здоровьесбережения, структурно-функциональная модель, формирование культуры здоровьесбережения, женщины 25-35 лет.
Моделирование формирования культуры здоровьесбережения женщин 25-35 лет.
Одним из основных и результативных способов научного познания является моделирование. Более того, на моделирование опирается почти каждый метод познания, как теоретический, так и эмпирический. Моделирование -это и характерный вид познания, когда одна система (объект изучения) воссоздается в другой - в модели. Моделирование как метод используется и на экспериментальном, и на теоретическом уровне. В первом случае оно может применяться для реализации вычислительной, объяснительной и других функций; во втором случае - для реализации разъяснительной, описательной и прогностической функций [11].
Следовательно, модель - это сознательно разработанный человеком предмет или конструкция, в определенном смысле имитирующие и отображающие существующие в действительности объекты или конструкции и являющиеся предметом научного познания. Осуществимость моделирования, т. е. экстраполяции результатов, полученных в ходе конструирования и изучения моделей на оригинале, базируется на факте того, что модель в определенном значении отображает (имитирует) те или иные его характеристики и подразумевает наличие существующих теорий и
гипотез, свидетельствующих о границах возможных при моделировании упрощений. Основное преимущество и сущность данного метода заключается в том, что объекты, феномены, процессы, условия, в которых обнаруживаются общие закономерности, черты, характеристики, типы, могут быть представлены в виде модели.
На основе анализа научно-методической литературы мы пришли к выводу, что для научного изыскания целесообразно понятие модели расценивать в распространенном в педагогической науке аспекте как наглядно-логическое представление изучаемого объекта для точного выявления входящих в состав предмета элементов, взаимосвязей между ними, а также специфики функционирования и развития предмета. На сегодняшний день в науке все более значительную роль получают структурные и функциональные модели. Под структурной имеется в виду модель, воспроизводящая внутреннюю организацию изучаемого предмета, т. е. составные части процесса образовательной деятельности (цель, задачи, содержание, прогнозируемый результат) и их взаимосвязи. Под функциональной понимают модель, имитирующую способы функционирования.
При моделировании целостного педагогического процесса в аспекте формирования куль-
туры здоровьесбережения женщин 25-35 лет мы взяли за основу труды российских и иностранных ученых (И.И. Брехман, А.М. Козин, В.В. Колбанов, С.Г. Сериков, Н.К. Смирнов, З.И. Тюмасева, Дж. Хоффман), в которых изложены конкретные и необходимые предпосылки формирования культуры здоровьесбе-режения: система валеологических знаний, убежденность в необходимости здоровьесбе-режения, перманентно культивируемая потребность и мотивация к воплощению на практике валеологических знаний в здоровье-сберегающей деятельности, выработанная потребность в регулярных занятиях каким-либо видом физической культуры с целью сохранения и укрепления здоровья [2, 6, 7, 12, 13, 14, 15]. Теоретический анализ указанной и другой научной литературы по основным положениям моделирования содержания образовательного процесса содействовал в выявлении структурных компонентов концептуальной модели и ее основного содержания.
В проектировании содержательного блока модели мы опирались на научные труды Л.И. Лубышевой, определяющей физическую культуру как систему ценностей: интеллектуальных, двигательных, интенционных, мобилизационных, технологических [9].
Разработка системы здоровьесбережения, по мнению Б.А. Кугана и С.Г. Серикова [8], предусматривает соблюдение конкретных условий, предполагающих следующее:
- любая здоровьесберегающая система является адресно-направленной на людей, живущих в разных социальных условиях;
- любой здоровьесберегающей системе следует быть функционально определенной, соответствующей главной и остальным функциям (здоровьесберегающей, укрепляющей здоровье, реабилитационной, рекреационной);
- при проектировании системы здоровье-сбережения необходима некая инвариантность, что вызвано присутствием антропо-синерге-тических характеристик людей, взаимодействующих с ней;
- система как инновационный проект должна быть апробирована, ее нужно реали-зовывать таким образом, чтобы она сама не явилась причиной ухудшения здоровья выбранного контингента (в частности, приемлемо внедрение специальных технологий на пилотном этапе апробации, например, экспертных оценок, лабораторных экспериментов);
- в период апробации необходимо интенсивное диагностическое сопровождение;
- проекты систем здоровьесбережения, прошедшие апробацию, могут быть рекомендованы к внедрению в образовательную деятельность там, где они будут востребованы.
Цель моделирования в данном исследовании определяется как необходимость изучения особенностей и совершенствования формирования культуры здоровьесбережения женщин 25-35 лет.
Особенность спроектированной нами модели формирования культуры здоровьесбере-жения женщин зрелого возраста заключается в оптимизации процесса занятий и использовании доступных и простых в исполнении методов и приемов оздоровительных технологий.
Основными задачами моделирования изучаемого процесса являются:
- изучение аспектов педагогической ситуации, синтез и формулирование проблемы исследования;
- определение идеи для решения обозначенной проблемы;
- анализ многообразных методик моделирования;
- проектировка модели, уточнение сопод-чиненности составных элементов, определение критериев оценки произошедших изменений;
- внедрение модели в педагогический эксперимент;
- анализ эффективности использования модели, обобщение и описание достигнутых результатов.
Также модель должна освещать следующие аспекты:
- требования, предъявляемые современным социумом к состоянию здоровья и отношению к нему женщин зрелого возраста;
- организацию процесса формирования культуры здоровьесбережения женщин с применением оздоровительных технологий;
- основные компоненты реализации процесса формирования культуры здоровьесбе-режения [3];
- совокупность педагогических условий, содействующих в успешной реализации экспериментальной методики.
Разработанная нами модель основывается на личностно ориентированном и системном подходах, на рекомендации по моделированию педагогических явлений ученых А.Н. Да-
Теория и методика профессионального образования
хина, В.И. Загвязинского, Ю.К. Бабанского, А.Я. Найна, Г.Н. Серикова [1, 4, 5, 10, 11].
Концептуальную основу методики формирования культуры здоровьесбережения женщин 25-35 лет составляют целевые ориентации, подходы, положения (осмысление важности здоровья, комбинированность применения оздоровительных техник и мероприятий, природо- и культуросообразность, самостоятельность (главенствующая роль самого индивида в формировании культуры здо-ровьесбережения как одного из важных факторов здоровья), теории, раскрывающие особенности формирования этой культуры,
физкультурного образования, выявляющие его ценностный потенциал.
Характер истика структур но-функциональной модели формирования культуры здоровьесбережения женщин 25-35 лет. Представленная модель является линейной по своей организации и структурно-функциональной по форме. Данный вид моделей является следствием теоретического анализа научных представлений об объекте моделирования и в схематичном виде отражает сущностные черты, закономерности и специфику функционирования изучаемых явлений и процессов.
СОЩАЛЬНЫИ ЗАКАЗ: женшнЕЫ грелого возраста с высоким уровнем сформнрованвостн культуры здоровьесбережения
ЦЕЛЬ: формирование культуры гдороньесбережениа дш mu 25—33 пет
Развитие целей, мотивов. установок е э лоровьес оереженнга женпнн
Формирование знании и умений в области ■зроравьесоеретеннэ у жйнпии гредаго возраста
Реализация ч ^н нтттггтли злоровогс (»раза : ОО уч Э№ щихся
Средства формирования культуры здоровьесбережения: педагогические. ncT^fi-Tfii идди малнЕа-оиолотесБсне. сосшальгъле
I
Этапы формирования: 1 ттттпи-я.п -ттитгиПгтттт.-¿Г пропессуально-
npITT^T^imt4! HkTT l LfTm-V^J^^b' I HjiminMH лт
Педагогические уловил: использование щщошд видов и средств оздоровительных технологий: реализация совокупности теоретической. методической z практической подготовки. восприятие здоровья как лнчвостнон и социальной ценности, реализация лнчноство ориентированного полиода с учетом возрастных и субь вктнвных особенностей адннаддощихся
\1егоды реалнгзцнв: регулярное посеггенне занятии с использованием оздоровительных технологий, самостоятельная практика. 1
оеселы. самонаблюдение н самоконтроль
Критерии опенки: мониторинг физического и фунщгашнньншп состояния, пснхолгагичес&ое тестирование, анкетирование
I
РЕЗУЛЬТАТ: сформироЕэннастъ культуры гдорошъес береження
[25-35 лет
Схема модели формирования культуры здоровьесбережения женщин 25-35 лет
Структурно-функциональная модель формирования культуры здоровьесбережения женщин 25-35 лет представляется нам как целостное образование, включающее взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты, таких как цель, задачи, особенности реализации, этапы, средства, критерии и прогнозируемый результат, объединенные по компонентам: целевой, содержательный, организа-ционно-деятельностный и критериально-оценочный.
Целевой блок модели формирования культуры здоровьесбережения женщин 25-35 лет отражает потребности социума и государства в социальном заказе и направлен на разрешение обозначенной нами проблемы. Заметим, что суть заявленной цели уточняется в определяемых нами задачах.
Существенным звеном между целью и результатом сформированности культуры здо-ровьесбережения женщин зрелого возраста является содержание методики с применением оздоровительных технологий, что определяет выделение второго системообразующего блока - содержательного. Мы выделили три этапа формирования культуры здоровьесбережения: мотивационно-ценностный, процессуально-деятельностный, аналитико-корректировоч-ный. На первом этапе происходит рефлексия, анализ своего образа жизни, причин проблем в самочувствии и здоровье и возможных путей и способов их улучшения. На этом этапе должна ставиться цель - чего женщины хотят достичь, определяются пути ее достижения. На втором этапе - самом трудоемком - происходит перестройка режима дня, образа жизни в зависимости от поставленных целей. На данном этапе предусмотрено регулярное посещение занятий (три раза в неделю по 1,5 часа), разработанных на основе оздоровительных технологий. На третьем этапе происходит самоконтроль, анализ изменений в психологическом и функциональном состоянии, произошедших за период занятий. Этот этап самый важный, поскольку занимающиеся принимают решение, продолжать ли придерживаться в своей дальнейшей жизни культуры здоровье -сбережения.
Организационно-деятельностный блок структурно-функциональной модели предусматривает отбор методов, организационных форм и средств формирования культуры здо-ровьесбережения женщин средствами оздоровительных технологий. Важной составляю-
щей данного блока служат педагогические условия, расценивающиеся в комплексе и нацеленные на эффективность процесса формирования культуры здоровьесбережения. Для данного исследования, на наш взгляд, более актуальным и точным является определение педагогических условий, представленное А.Я. Найном: «комплекс объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач» [10]. Предложенные педагогические условия отражают подбор оптимальных здоровьесбере-гающих комплексов и технологий с учетом индивидуальных и возрастных особенностей занимающихся; рефлексию с целью выявления подходящих путей здоровьесбережения посредством оздоровительных технологий; акцентуацию на формирование основных компонентов здоровьесберегающей направленности личности.
Критериально-оценочный блок отражает необходимость анализа эффективности структурно-функциональной модели. Для этого важно определить критерии, уровни и показатели сформированной культуры здоровье-сбережения женщин зрелого возраста. Нами были определены следующие критерии: мониторинг физического и функционального состояния испытуемых, психологическое тестирование, опрос и анкетирование женщин. Следует отметить, что предложенные критерии определяют содержательную сторону изучаемого предмета и выступают в качестве средства проверки гипотезы исследования и теоретического моделирования.
Выводы. Таким образом, подводя итог вышесказанному, отметим следующее:
- разработанная структурно-функциональная модель формирования культуры здо-ровьесбережения женщин 25-35 лет, включающая четыре блока (целевой, содержательный, организационно-деятельностный, критериально-оценочный), способствует более точному пониманию процесса занятий на основе оздоровительных технологий, а также помогает сопоставить определенную цель с итоговым результатом, полученным в ходе эксперимента;
- поставленная цель - формирование культуры здоровьесбережения женщин 25-35 лет -определяет содержание выбранных нами педагогических условий.
Теория и методика профессионального образования
Литература
1. Бабанский, Ю.К. Повышение эффективности педагогических исследований /Ю.К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1986. - 208 с.
2. Брехман, И.И. Введение в валеологию -наука о здоровье / И.И. Брехман. - М. : Наука, 2006. - 125 с.
3. Гернега, К. С. Особенности процесса здоровьесбережения студентов университета / К.С. Гернега, А.Е. Бриль // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2016. - Т. 8, № 4. - С. 125-130.
4. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А.Н. Дахин //Педагогика. - 2003. -№ 4. - С. 21-26.
5. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога / В.И. Загвязинский. -М.: Академия, 2011. - 176 с.
6. Козин, А.М. Реализация функции здоровьесбережения учащихся основной школы в физкультурном образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук / A.M.. Козин. - Челябинск, 2002. - 23 с.
7. Колбанов, В.В. Валеологический практикум / В.В. Колбанов. - СПб.: Элби, 2001. -224 с.
8. Куган, Б.А. Управление здоровьесбере-жением дошкольников / Б.А. Куган, С.Г. Сериков. - Курган: ГлавУО, 2000. - 108 с.
9. Лубышева, Л.И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. - М. : Теория и практика физ. культуры, 2000. -151 с.
10. Найн, А.Я. Современный словарь-справочник молодого исследователя / А.Я. Найн, З.М. Уметбаев. - Челябинск; Магнитогорск: УралГУФК: МаГУ, 2007. - 115 с.
11. Сериков, Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация / Г.Н. Сериков. - Челябинск: ЧГПУ, 1998. - 664 с.
12. Сериков, С.Г. Здоровьесберегающая роль физической культуры в образовательном процессе вуза / С.Г. Сериков, Г.Н. Сериков // Теория и практика физ. культуры. - 2016. -№ 5. - С. 6-8.
13. Смирнов, Н.К. Актуальные проблемы здоровьесберегающего образования / Н.К. Смирнов // Сибир. пед. журнал. - 2012. - № 9. -С. 59-64.
14. Тюмасева, З.И. Концептуальные основы к созданию здоровьесберегающей образовательной среды как основы сохранения и укрепления здоровья обучающихся / З.И. Тюмасева // Здоровье нации - основа процветания России: материалы IX Всерос. форума, Москва, 9-11 апр. 2015 г. - С. 304-310.
15. Hoffman, J. Physiological Aspects of Sports Training and Performance / J. Hoffman. -Champaign, IL: Human Kinetics, 2014. - 505 p.
Бриль Анна Евгеньевна, аспирант кафедры педагогики, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, [email protected].
Поступила в редакцию 20 августа 2017 г.
DOI: 10.14529/ped170410
STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF FORMATION OF HEALTH-SAVING CULTURE OF 25-35 YEARS WOMEN
A.E. Bril, [email protected]
Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russian Federation
Modeling is the study of any phenomena, processes or systems by constructing their models used to define and specify the object characteristics and to find the rational ways of creating the objects under study. The design of structural and functional model of formation of health-saving culture of 25-35 years women was based on the social order, which has been considerably modified lately and has become more complex due to the unstable economic situation, financial and social crises. Moreover, the emancipation of women performing the roles of both mother and
earner, responsible for the family and playing important role in the labor market has made it even more complicated. The model is a system including the interconnected and interdependent elements: purpose, tasks, realization conditions, stages, means, criteria and expected result.
Keywords: health-saving culture, structural and functional model, formation of health-saving culture of25-35 years women.
1. Babanskiy Yu.K. Povyshenie effektivnosti pedagogicheskikh issledovaniy [Improving the Effectiveness of Pedagogical Research]. Moscow, Pedagogika Publ., 1986. 208 p.
2. Brekhman I.I. Vvedenie v valeologiyu - nauka o zdorov'e [Introduction to Valeology -the Science of Health]. Moscow, Nauka Publ., 2006. 125 p.
3. Gernega K.S., Bril' A.E. [Features of the Process of Health Preservation of University Students]. Modern Higher School: an Innovative Aspect, 2016, vol. 8, no. 4, pp. 125-130. (in Russ.) DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-4-125-130
4. Dakhin A.N. [Pedagogical Modeling: Essence, Efficiency and Uncertainty]. Pedagogy, 2003, no. 4, pp. 21-26. (in Russ.)
5. Zagvyazinskiy V.I. Issledovatel'skaya deyatel'nost'pedagoga [Research Activity of the Teacher]. Moscow, Akademiya Publ., 2011. 176 p.
6. Kozin A.M. Realizatsiya funktsii zdorov'esberezheniya uchashchikhsya osnovnoy shkoly v fiz-kul'turnom obrazovanii. Avtoref. kand. dis. [Realization of the Health Preservation Function of Students of the Main School in Physical Culture Education. Abstract of Cand. Diss.]. Chelyabinsk, 2002. 23 p.
7. Kolbanov V.V. Valeologicheskiy praktikum [Valeological Practice]. St. Petersburg, Elbi Publ., 2001. 224 p.
8. Kugan B.A., Serikov S.G. Upravlenie zdorov'esberezheniem doshkol'nikov [Management of the Health of Preschool Children]. Kurgan, 2000. 108 p.
9. Lubysheva L.I. Desyat' lektsiy po sotsiologii fizicheskoy kul'tury i sporta [Ten Lectures on the Sociology of Physical Culture and Sports]. Moscow, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury Publ., 2000. 151 p.
10. Nayn A.Ya., Umetbaev Z.M. Sovremennyy slovar'-spravochnik molodogo issledovatelya [The Modern Dictionary-reference of the Young Researcher]. Chelyabinsk, Magnitogorsk, 2007. 115 p.
11. Serikov G.N. Upravlenie obrazovaniem: sistemnaya interpretatsiya [Educational Management: System Interpretation]. Chelyabinsk, 1998. 664 p.
12. Serikov S.G., Serikov G.N. [Health-saving Role of Physical Culture in the Educational Process of the University]. Theory and Practice of Physical Culture, 2016, no. 5, pp. 6-8. (in Russ.)
13. Smirnov N.K. [Actual Problems of Health-saving Education]. Siberian Pedagogical Journal, 2012, no. 9, pp. 59-64. (in Russ.)
14. Tyumaseva Z.I. [Conceptual Foundations for Creating a Health-Saving Educational Environment as a Basis for Maintaining and Strengthening the Health of Students]. Zdorov'e natsii - osnova protsvetaniya Rossii: materialy IX Vserossiyskogo foruma (Moskva, 9-11 aprelya 2015 g.) [Health of the Nation - the Basis of Russia's Prosperity: Materials of the 9th All-Russian Forum (Moscow, April 9-11, 2015)]. Moscow, pp. 304-310. (in Russ.)
15. Hoffman J. Physiological Aspects of Sports Training and Performance. Champaign, Human Kinetics Publ., 2014. 505 p.
References
Received 20 August 2017
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Бриль, А.Е. Структурно-функциональная модель формирования культуры здоровьесбережения женщин 25-35 лет / А.Е. Бриль // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2017. - Т. 9, № 4. - С. 84-89. БО!: 10.14529/реШ70410
Bril A.E. Structural and Functional Model of Formation of Health-Saving Culture of 25-35 Years Women. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 4, pp. 84-89. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped170410