Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ПО ЗДОРОВЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ПО ЗДОРОВЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ВУЗ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гружевский Валерий Алексеевич

В статье рассмотрены виды мотивов к занятиям физической культуре, превалирующих среди студентов, включенных в специальную или подготовительную группы по здоровью. Делается вывод об устаревании методологии физического воспитания в вузах. Одной из ключевых проблем существующей парадигмы физического воспитания в высшей школе выступает снижение мотивации к занятиям спортом. Отмечается, что студентам с ограничениями по здоровью зачастую свойственен инфантильный поведенческий паттерн, который они переносят из школы в вуз. Для достижения задач физического воспитания студентов с ограничением по здоровью следует учитывать не только особенности нозологии каждого обучающегося, но и корректировать программный материал с учетом цели повышения мотивации и формирования волевых характеристик личности. Предлагаются такие способы повышения мотивации, как включение альтернативных секций и видов спорта, ведение дневников здоровья и фиксация результатов в мобильных трекерах, внедрение информационно-мотивирующих лекций, повышение имиджа секций адаптивного спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гружевский Валерий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PROCESS OF INCREASING THE MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION STUDENTS WITH HEALTH RESTRICTIONS

The article considers the types of motives for physical culture classes, which prevail among students included in a special or preparatory health group. The conclusion is made about the obsolescence of the methodology of physical education in universities. One of the key problems of the existing paradigm of physical education in higher education is the decrease in motivation to go in for sports. It is noted that students with disabilities often have an infantile behavioral pattern that they transfer from school to university. To achieve the tasks of physical education of students with disabilities, it is necessary to take into account not only the features of the nosology of each student, but also adjust the program material, taking into account the goal of increasing motivation and forming volitional characteristics of the individual. Such ways of increasing motivation are proposed as the inclusion of alternative sections and sports, keeping health diaries and fixing results in mobile trackers, introducing information and motivational lectures, and improving the image of adaptive sports sections.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ПО ЗДОРОВЬЮ»

Особенности процесса повышения мотивации к занятиям физической культурой студентов с ограничениями по здоровью

Гружевский Валерий Алексеевич,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Российский государственный университет правосудия (Крымский филиал) E-mail: grugevskiy@mail.ru

В статье рассмотрены виды мотивов к занятиям физической культуре, превалирующих среди студентов, включенных в специальную или подготовительную группы по здоровью. Делается вывод об устаревании методологии физического воспитания в вузах. Одной из ключевых проблем существующей парадигмы физического воспитания в высшей школе выступает снижение мотивации к занятиям спортом. Отмечается, что студентам с ограничениями по здоровью зачастую свойственен инфантильный поведенческий паттерн, который они переносят из школы в вуз. Для достижения задач физического воспитания студентов с ограничением по здоровью следует учитывать не только особенности нозологии каждого обучающегося, но и корректировать программный материал с учетом цели повышения мотивации и формирования волевых характеристик личности. Предлагаются такие способы повышения мотивации, как включение альтернативных секций и видов спорта, ведение дневников здоровья и фиксация результатов в мобильных трекерах, внедрение информационно-мотивирующих лекций, повышение имиджа секций адаптивного спорта.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, вуз, мотивация, мотив, внутренняя мотивация, внешняя мотивация.

В современных условиях занятия физической культурой и спортом являются залогом полноценного развития личности в единстве с культурой общества, достижения гармонии знаний и творческого действия, эмоций и общения, физического и духовного [9, с. 105]. Вовлеченность человека в спортивно-оздоровительную деятельность, безусловно, обеспечивает его эмоциональную, физиологическую, социальную устойчивость. В данной связи неудивительно, что исследователи различных научных теоретических и прикладных областей знания обращаются к различным аспектам популяризации массового спорта и совершенствования спортивных методик. Данная тематика имеет междисциплинарный характер и находится на стыке социологии, психологии, дидактики, экономики, биологии, гигиены, медицины и многих других наук, имеющих антропологическую направленность [2, с. 8].

Сегодня в молодежной среде можно наблюдать параллельное существование двух разнанаправ-ленных тенденций: с одной стороны, в обществе процветает фитнес-культура и формируются стойкие акмеологические общественные установки, с другой - усугубляются факторы, оказывающие деструктивное воздействие на состояние здоровья населения.

Среди таких факторов можно выделить: нерациональную организацию режима труда и отдыха студентов; несоблюдение гигиенических норм в процессе учёбы; распространение вредных привычек и аддикций; неполноценный «студенческий» режим питания; снижение уровня двигательной активности; подверженность стрессам. Далеко не все студенты способны легко адаптироваться к обучению в учреждении высшего образования. Условия обучения и социализации существенно усложняются, учебная нагрузка возрастает, студент сталкивается с новыми, непривычными ему формами преподавания и учебного контроля. В данной связи многие студенты отмечают утомление, обострение хронических заболеваний, возникновение новых болезней и симптомов.

Многие исследователи говорят об устаревании методологии физического воспитания в вузах. Одной из ключевых проблем существующей парадигмы физического воспитания в высшей школе выступает снижение мотивации к занятиям спортом. В редких случаях вузы имплементи-руют инновационные методики преподавания физической культуры, которые способны повысить интерес и значимость занятий. Среди подобных инноваций можно отметить автоматизированные

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

программно-аппаратные комплексы, мобильные приложения, нестандартные формы проведения занятий и включение в программу новых видов спорта. Тем не менее, в абсолютном большинстве случаев студенты российских вузов оказываются слабо замотивированными к двигательной активности в формате вузовских занятий, что приводит к низкой посещаемости или даже игнорированию занятий в принципе.

Особенно актуальным является, по нашему мнению, вопрос о повышении мотивации в когортах студентов, имеющих проблемы со здоровьем. Молодые люди, которые имеют некоторые отклонения в состоянии здоровья, сталкиваются с противоречием между потребностью в укреплении или восстановлении здоровья и действиями, которые они совершают для этого. Согласимся с С.Т. Чесебиевой в том, что в российском социуме зачастую можно наблюдать ситуацию, когда человек, существование которого отягощено хроническим заболеванием, не предпринимает действий по устранению неприятных симптомов [12, с. 125]. Причинами подобного поведения в среде студенческой молодежи можно назвать следующие:

- недостаточность медицинских знаний, знаний о физиологических потребностях и возможностях человека;

- неосведомленность о методах улучшения состояния здоровья, применимым в отношении лиц, страдающих от аналогичного или схожего заболевания;

- недостаточность практических навыков акмео-логически-ориентированного поведения;

- использование запаса адаптивных и компенсаторных возможностей молодого организма и неучет последствий растраты физиологических ресурсов;

- некорректная иерархия ценностных установок, в рамках которой в приоритете оказываются: учеба, достижение материальных целей, социализация и др.;

- отсутствие самосохранительного поведения;

- отсутствие положительного примера среди родственников, друзей и одногруппников;

- недостаток волевых усилий и мотивации; инфантильность.

Во многом источником, корнем всех вышеобо-значенных проблем выступает именно недостаток мотивации. Снижение интереса к занятиям физической культуры характерно, в принципе, для всех студентов, включая тех, кто включен в общую группу по здоровью. Преподаватели физической культуры часто констатируют незаинтересованность в учебном предмете, игнорирование любых инициатив, практику «отбывания» учебных занятий по дисциплинам «Физическая культура» и «Элек-5 тивные курсы по физической культуре». В каче-§ стве причины подобной ситуации Е.Г. Сайганова Я называет непонимание реальной пользы физиче-° ских упражнений [7, с. 100]. Мы, в свою очередь, ав добавим, что ядром проблемы выступает превали-

рование внешней мотивации над внутренней. Кроме того, в отношении студентов, имеющих ограничения по здоровью, справедливым будет утверждение о наличии специфической акмеолого-педагогической черты, основанной на мотивации самосохранения [7, с. 101]: студент будет избегать физической активности по причине опасений, что состояние его здоровья усугубится.

Следует обратиться к типам мотивов, которые обусловливают заинтересованность студентов, имеющих ограничения по здоровью, в занятиях физической культурой в вузе. Во-первых, можно говорить о социальных мотивах. Человек подчиняется существующим социальным практикам по той причине, что хочет быть равноправным членом студенческого коллектива и ощущать себя сопричастным.

Во-вторых, в редких случаях имеет место мотив респектабельности и престижа: человек стремится заниматься физической культурой для того, чтобы ощущать себя современным, хорошо выглядеть, практиковать престижные виды спорта. Во многом сейчас физическая красота и здоровье в обществе отождествляются с престижем, благосостоянием и высоким социальным статусом. Такой мотив в большей степени характерен для взрослых людей и редко актуализируется в студенческой среде, что обусловлено, помимо прочего, и тем, что в вузовских программах представлены «непрестижные», по мнению ряда студентов, виды спортивной деятельности.

В-третьих, отметим мотив создания положительного эмоционального фона. Физическая активность улучшает кровообращение, повышает скорость метаболизма, вызывает положительные эмоции, избавляет от стрессов. Данный мотив, можно сказать, выражен среди студенческой молодежи, однако учащиеся специальных медицинских групп по физкультуре оказываются крайне ограниченными в активностях, что не позволяет им в полной мере ощутить улучшения эмоционального статуса.

Некоторые исследователи выделяют такой мотив, как «управление жизнью». Данный мотив (или, вернее, группа мотивов) крайне важен для студентов, имеющих ограничения по здоровья. Молодые люди, с детства сталкивающиеся с различными симптомами, госпитализациями, необходимостью регулярного посещения врачей и приема лекарств, крайне остро ощущают невозможность контроля над собственной жизнью. Здоровый же человек способен распоряжаться своим распорядком дня, строить планы по своему усмотрению, он более мобилен - территориально и социально. По нашему мнению, следует актуализировать данный мотив в студенческой среде, так как в нем заложен колоссальный потенциал - в особенности в отношении рассматриваемой нами категории молодых людей.

Смежным видом мотивов является мотив комфорта и качества жизни. Студенты, имеющие заболевания или особые состояния организма, страда-

ют от недостатка комфорта и обилия ограничений; при регулярных занятиях спортом студентов гораздо меньше беспокоят физические и психологические неудобства, их организм становится более устойчивым к негативным факторам среды, а существующие симптомы, как правило, ослабевают.

Наконец, важным представляется эстетический мотив. Во многом популяризация массового спорта и фитнеса в молодежной среде обусловлена именно данным типом мотивов. Кроме того, наблюдается взаимосвязь между уровнем физической активностью и самооценкой, а также между занятиями физической культурой и положительным восприятием своего тела, в том числе и в когортах лиц с двигательными и иными нарушениями [14, с. 102].

Безусловно, каждый студент будет иметь собственную индивидуальную структуру мотивов. Значимость каждого из мотивов варьируется в зависимости от психотипа и социального бэкграунда личности. Кроме того, сложность в формировании универсальной системы повышения мотивации студентов с ограничениями по здоровью заключается и в том, что качественные и количественные характеристики уровня здоровья существенно различаются у каждого обучающегося, и в некоторых случаях физиологические особенности существенным образом лимитируют двигательную активность студентов [4, с. 90].

Следует сказать, что многие мотивы к занятиям спортом практически нерелевантны в отношении лиц с ослабленным здоровьем. К примеру, для студентов, выступающих за университетские сборные, будут более выраженными мотивы потребности в славе и личном престиже, мотивы ответственности перед сокомандниками и учреждением образования. Для студентов с ограниченными возможностями по здоровью подобные аспекты едва ли могут служить мотивационным базисом для занятий физкультурой [10, с. 167].

Можно сказать, что студентам с ограничениями по здоровью зачастую свойственнен весьма инфантильный поведенческий паттерн, который они переносят из школы в вуз: они привыкли к игнорированию множества инициатив педагога, аргументируя это плохим самочувствием; с ранних лет они усваивают установку о том, что им позволено делать гораздо меньше, чем другим детям, а многие из поручений педагога можно не выполнять в принципе. Данный инфантилизм преследует таких учащихся и в период студенчества, и во взрослой жизни. Кроме того, многие студенты, входящие в подготовительную или специальную группу по здоровью, склонны к неадекватной оценке уровня своего здоровья, занижая его фактическое состояние. Однако, как справедливо указывает М.Ю. Точигин с соавт., «вечно прикрывающиеся справками о плохом самочувствии школьники и студенты, в первую очередь, вредят своему же здоровью» [9, с. 105].

Таким образом, в отношении к здоровью у многих людей имеются серьезные противоречия. Сту-

денты, имея обобщенное, декларируемое школой, вузом, СМИ и членами семьи представление о ценности здоровья, не осознают необходимости обеспечивать здоровые паттерны поведения, не стремятся к формированию привычек здорового стиля жизни. Для сохранения и укрепление здоровья вузам приходится менять отношение студентов к своему здоровью - «оно должно стать ценностным» [11, с. 267].

С учетом вышеизложенного следует отметить, что для достижения задач физического воспитания студентов с ограничением по здоровью следует учитывать не только особенности нозологии каждого обучающегося, но и корректировать программный материал с учетом цели повышения мотивации и формирования волевых характеристик личности [10, с. 168]. Важно сместить акцент с мотивации внешней (вынужденность посещения занятий из-за боязни неполучения незачета) на мотивацию внутреннюю, представленную спектром описанных выше мотивационных рычагов [3, с. 174]. В исследовании И.Б. Страховой доказывается, что две трети студентов в целом положительно относятся к занятиям физической культурой, но, при этом, посещают занятия исключительно в силу необходимости (что подтверждает приведенный выше тезис о высокой доле мотива долженствования [8, с. 53]).

Повышение мотивации студентов с особыми потребностями к занятиям физической культурой, безусловно, потребует от администраций вузов некоторых институциональных реформ. При подготовке мероприятий для лиц с ограничениями по здоровью, повышающих их мотивацию к двигательной активности, должны быть предприняты следующие шаги:

- подготовка условий для внедрения новых типов и форматов занятий для лиц, включенных в подготовительную и специальную группу;

- информирование студентов о мероприятиях адаптивного спорта;

- укрепление позитивного имиджа секций для студентов подготовительной и специальной группы;

- проведение цикла лекционных занятий по повышению мотивации к занятиям спортом;

- повышение профессионализма (и, возможно, повышение квалификации) педагогов, работающих со студентами специальной и подготовительной групп [1, с. 60].

При внедрении новых педагогических технологий, направленных на повышение мотивации к спорту лиц с ограничением здоровья, преподаватели могут столкнуться с рядом барьеров - внутренних и внешних. Студенты, к примеру, могут опасаться, что новые виды активности могут усугубить существующую у них симптоматику, они могут быть неуверенными в себе во время занятий, чувствовать дискомфорт [5, с. 58].

Можно предположить, что положительное влияние на формирование интереса и мотивации к занятиям окажут альтернативные виды занятий - йо-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

га, механотерапия, массажи, самомассажи, дыхательные упражнения, фитнес, стретчинг, велоаэ-робика, танцевальные виды фитнеса, метод дозированных восхождений [6, с. 62].

В этом контексте особую значимость приобретает тот факт, что студенты, имеющие особые ограничения, зачастую демотивированы тем, что влияние физической нагрузки на их ослабленный организм значительно отличается от ее влияния на организм здорового человека, а усвоение физической нагрузки у них происходит намного медленнее. Все это негативно сказывается на мотивации и активности студентов [6, с. 162]. В данной связи, по нашему мнению, эффективной мерой будет внедрение онлайн-дневника как метода самоконтроля и фиксации промежуточных результатов занятий. Такой функционал имеется, к примеру, в мобильных приложениях «Gym Workout Plan & Log Tracker», «JEFIT Workout Planner Gym Log», «GymUp - дневник тренировок», «Дневник Тренировок & Трекер GymRun Team», «T Note: Журнал тренировок». Студенты будут регулярно отмечать виды пройденной физической активности, отсма-тривать количество сожжённых калорий, изменения индекса массы тела, роста выносливости, увеличения содержания кислорода в крови и иных показателей. Таким образом, сдвиги в состоянии их здоровья будут наглядно представлены в мультимедийной форме, что, безусловно, положительно скажется на мотивации таких студентов. По мнению Л.И. Чуфаровой и А.М. Шустовой, выполнение простых замеров выраженных в числовых показателях, позволит усилить самооценку состояния здоровья и самочувствия после занятий [13, с. 70]. Кроме того, наглядное мультимедийное представление прогресса позволит укрепить веру обучающихся в том, что усилия, прикладываемые на занятиях, не напрасны.

Осознанность - важный компонент процесса формирования мотивации к спорту. «Растрениро-вать» осознанность помогут письменные дневники здоровья, где обучающиеся на протяжении всего курса должны записывать наблюдения за изменениями в своих состояниях, отмечать периоды работоспособности и утомляемости, сопоставлять жизненные события и факты ухудшения/улучшения самочувствия. Задача подобных дневников здоровья заключается в актуализации теоретических знаний, относящихся к заболеванию студента и развитии аналитического подхода к собственному здоровью и физической форме. Ведение дневника здоровья должно сопровождаться самонаблюдением, обратной связью с курирующим педагогом и своевременной коррекцией комплексов упражнений и уровня их интенсивности [5, с. 71].

Таким образом, студенты, входящие в специальную или подготовительную группу по физкуль-5 туре, сталкиваются с недостатком мотивации к за-§ нятиям физической культурой. При формирова-Я нии мотивации требуется сочетать различные ти° пы мотивов, смещая акцент с негативных внешних ¡в (посещения занятий как способ не быть отчислен-

ным из вуза) на положительные внутренние (посещение занятий как способ поддержания здоровья, развития эстетизма тела, социализации). Важная роль при этом закрепляется за педагогом, который должен, на основании индивидуального подхода, сочетать разные типы мотивов и в целом поддерживать положительный эмоциональных фон в процессе проведения занятий. Важно, кроме того, поддерживать осознанность и информированность студентов о влиянии занятий на их самочувствие и настроение. Комплексное сочетание разнообразных методов - разнообразие видов спорта, считающихся престижными в моложё-ной среде, современный инвентарь, дневники здоровья и мобильные трекеры, обучающие лекции -позволит повысить мотивацию к занятиям по физической культуре.

Литература

1. Авилова, И.А. Финансирование и популяризация адаптивного спорта среди молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов / И.А. Авилова // АНИ: экономика и управление. - 2021. - № 1 (34). - С. 59-61.

2. Агаев, Н.Ф. Физическая культура как фактор формирования культуры здоровья у студентов / Н.Ф. Агаев, Е.А. Челнокова, Н.Е. Житни-кова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-2. - С. 8-11.

3. Егоров, А.В. Мотивация студентов к занятиям физической культурой / А.В. Егоров // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2019. - № 112. - С. 174-176.

4. Карева, Г.В. Сбитный Сергей Николаевич Анализ методических приемов, используемых на занятиях адаптивной физической культурой со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья / Г.В. Карева, С.Н. Сбитный // АНИ: педагогика и психология. - 2018. -№ 1 (22). - С. 99-101.

5. Кремнева, В.Н. Отношение студентов с ограниченными возможностями здоровья к здоровому образу жизни / В.Н. Кремнева, В.Н. Колесников, Ю.Н. Мельник // Непрерывное образование: XXI век. - 2021. - № 2 (34). - С. 56-72.

6. Кучина, Ю.С. Методика и организация оздоровительной работы со студентами с ослабленным здоровьем / // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2021. -№ 2. - С. 160-167.

7. Сайганова, Е.Г. Акмеоло-педагогические особенности развития личностной физической культуры студентов вузов / Е.Г. Сайганова // European science. - 2019. - № 3 (45). - С. 98103.

8. Страхова, И.Б. Социализация студентов с ослабленным здоровьем средствами физической культуры: социолого-управленческий аспект / И.Б. Страхова // Материалы Всерос-

сийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2021. - № XVIII. - С. 60-64.

9. Точигин, М.Ю. Физическая культура в вузе и мотивация студентов / М.Ю. Точигин, С.Ю. Витько, И.Н. Моторин, И.М. Точигин // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. -2017. - № 1. - С. 105-110.

10. Фещенко, Д. Е. К вопросу о волевых аспектах физического воспитания студентов в специальных медицинских группах вузов / Д.Е. Фещенко, И.С. Москаленко, М.А. Корюхин // Символ науки. - 2017. - № 3. - С. 167-168.

11. Черкашина, А.Г. Изучение возможностей адаптивной программы по физической культуре «от болезни к здоровью» в реализации оздоровительного мотива студентов с ослабленным состоянием здоровья / А.Г. Чесебиева // СНВ. - 2018. - № 2 (23). - С. 266-272.

12. Чесебиева, С.Т. Мотивация формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи / С.Т. Чесебиева, М.М. Удычак // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2014. - № 4. - С. 122126.

13. Чуфарова, Л.И. Мотивация студентов на занятиях по физической культуре / Л.И. Чуфарова, А.М. Шустова // Наука-2020. - 2019. - № 2 (27). - С. 11-13.

14. Шеина, Т.П. Особенности самоотношения и психологического состояния лиц, занимающихся оздоровительными видами физической культуры / Т.П. Шеина, С.Н. Серганов // МНИЖ. - 2019. - № 11-2 (89). - С. 102-140.

FEATURES OF THE PROCESS OF INCREASING THE MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION STUDENTS WITH HEALTH RESTRICTIONS

Gruzhevsky V.A.

Russian State University of Justice (Crimean branch)

The article considers the types of motives for physical culture classes, which prevail among students included in a special or preparatory health group. The conclusion is made about the obsolescence of the methodology of physical education in universities. One of the key problems of the existing paradigm of physical education in higher education is the decrease in motivation to go in for sports. It is noted that students with disabilities often have an infantile behavioral pattern that they transfer from school to university. To achieve the tasks of physical education of students with disabilities, it is necessary to take into account not only the features of the nosology of each student, but also adjust the program material, taking into account the goal of increasing motivation and forming volitional characteristics of the individual. Such ways of increasing motivation are proposed as the inclusion of alternative sections and sports, keeping health diaries and fixing results in mobile trackers, introducing

information and motivational lectures, and improving the image of

adaptive sports sections.

Keywords: physical culture, sport, higher educational institution,

motivation, motive, internal motivation, external motivation.

References

1. Avilova, I.A. Financing and popularization of adaptive sports among youth with disabilities and disabled people / I.A. Avilova // ANI: economics and management. - 2021. - No. 1 (34). -S. 59-61.

2. Agaev, N. F., Chelnokova E.A., Zhitnikova N.E. Physical culture as a factor in the formation of a health culture among students // Problems of modern pedagogical education. - 2018. -No. 58 2. - S. 8-11.

3. Egorov, A.V. Students' motivation for physical education / A.V. Egorov // Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Science and Society". - 2019. - No. 11-2. -S. 174-176.

4. Kareva, G.V. Sbitny Sergey Nikolaevich Analysis of methodological techniques used in the lessons of adaptive physical culture with students with disabilities / G.V. Kareva, S.N. Sbitny // ANI: Pedagogy and Psychology. - 2018. - No. 1 (22). - S. 99101.

5. Kremneva, V. N. Attitude of students with disabilities to a healthy lifestyle / V.N. Kremneva, V.N. Kolesnikov, Yu.N. Melnik // Continuous education: XXI century. - 2021. - No. 2 (34). - S. 56-72.

6. Kuchina, Yu.S. Methods and organization of health work with students with poor health / // Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. - 2021. -No. 2. - S. 160-167.

7. Saiganova, E.G. Akmeolo-pedagogical features of the development of personal physical culture of university students / E.G. Saiganova // European science. - 2019. - No. 3 (45). -S. 98-103.

8. Strakhova, I.B. Socialization of students with poor health by means of physical culture: sociological and managerial aspect / I.B. Strakhova // Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Science and Society". - 2021. - № XVIII. -S. 60-64.

9. Tochigin, M. Yu. Physical culture at the university and motivation of students / M. Yu. Tochigin, S. Yu. Vitko, I.N. Motorin, I.M. Tochigin // Izvestiya TulGU. Physical Culture. Sport. -2017. - No. 1. - S. 105-110.

10. Feshchenko, D. E., Moskalenko, I. S., Koryukhin, M.A. To the question of volitional aspects of physical education of students in special medical groups of universities // Symbol of science. -2017. - No. 3. - S. 167-168.

11. Cherkashina, A.G. Studying the possibilities of an adaptive program in physical culture "from illness to health" in the implementation of the health-improving motive of students with a weakened state of health / A.G. Chesebieva // SNV. - 2018. - No. 2 (23). - S. 266-272.

12. Chesebieva, S.T. Motivation for the formation of a healthy lifestyle among students / S.T. Chesebieva, M.M. Udychak // Bulletin of the Maikop State Technological University. - 2014. -No. 4. - S. 122-126.

13. Chufarova, L.I. Student motivation in physical education classes / L.I. Chufarova, A.M. Shustova // Science-2020. - 2019. -No. 2 (27). - S. 11-13.

14. Sheina, T.P. Peculiarities of self-relationship and psychological state of persons involved in health-improving types of physical culture / T.P. Sheina, S.N. Serganov // MNIZH. - 2019. - No. 11-2 (89). - S. 102-140.

C3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.