Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «U-SPORT» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «U-SPORT» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
737
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / СТУДЕНТЫ / КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгакова Ольга Викторовна, Коновалов Александр Сергеевич, Соболева Наталья Владимировна, Близневский Александр Юрьевич

Увеличение систематически занимающихся физической культурой и спортом, по указу Президента РФ,к 2024 г. должно достичь 85%. В связи с этим одной из главных и актуальных задач кафедр физического воспитания(культуры) становится вовлечение современной молодежи в иного содержания занятия по физической культуреи спорту или технологии управления этим процессом, а также удержание мотивации к систематическому подходу к занятиям. Университеты с большим контингентом студентов по-разному пытаются решить данную проблему и реализовать дисциплины по физической культуре и спорту на высоком профессиональном уровне. Национальнаяпрограмма «Цифровая экономика РФ» и быстро меняющиеся информационные технологии подтолкнули Институтфизической культуры, спорта и туризма и Сибирский федеральный университет в целом к проведению данногоэксперимента.Целью работы стало тестирование самостоятельно разработанной цифровой платформы «U-sport» для организациизаписи студентов на практические занятия по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт» на кафедрефизической культуры Института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университетаи учет записи студентов всех направлений и специальностей очной формы обучения. Рабочей гипотезой стало предположение о том,что предложенное решение позволит повысить мотивацию студентов за счет выбора физкультурно-спортивной специализации, объекта и территориального подразделения. Количество участников эксперимента Сибирского федерального университета, составляющее 12880 человек из 20 институтов и 125 преподавателей, показывает, что это самое многочисленное исследование в рамках одного вуза в сфере физической культуры и спортаза последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булгакова Ольга Викторовна, Коновалов Александр Сергеевич, Соболева Наталья Владимировна, Близневский Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PROJECT “U-SPORT” AS PART OF THE IMPLEMENTATION OF THE DISCIPLINE “APPLIED PHYSICAL CULTURE AND SPORTS” IN THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

The number of people systematically engaged in physical culture and sports, by decree of the President of theRussian Federation, should increase up to 85% by 2024. In this regard, one of the main and urgent tasks of the departmentsof physical education (culture) is the involvement of modern youth in physical education and sports classes of a differentcontent or in technologies of managing this process, as well asmaintaining motivation for a systematic approach to classes.Universities with a large contingent of students try to solve this problem in different ways and implement disciplines inphysical culture and sports at a high professional level. The national program Digital Economy of the Russian Federation andrapidly changing information technologies urged the Institute and the University on the whole to conduct this experiment.The purpose of the work was testing of the effectiveness of the original digital board-form “U-sport” for getting the studentsinvolved in practical classes in the discipline “Applied Physical Culture and Sports” at the Department of Physical Culture ofthe Institute of Physical Culture, Sports and Tourism of the Siberian Federal University and considering the registration ofstudents in all areas and specialties of full-time education. The working hypothesis was the assumption that the proposedsolution would increase the motivation of students due to their choosing a physical education and sports specialization,an object and a territorial unit. The number of participants in the experiment of the Siberian Federal University, amountingto 12,880 people from 20 institutes and 125 teachers, shows that this is the largest study in the framework of one universityin the eld of physical culture and sports in recent years.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «U-SPORT» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

СПОРТ И ОБЩЕСТВО

Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 1. С. 11-19 Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 1, pp. 11-19

https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-1-11-19, EDN: AFOQMB

Научная статья УДК [316.74:004]+796

Инновационный проект «U-sport» в рамках реализации дисциплины «Прикладная физическая культура и спорт» в Сибирском федеральном

университете

О. В. Булгакова^, А. С. Коновалов, Н. В. Соболева, А. Ю. Близневский

Сибирский федеральный университет, Институт физической культуры, спорта и туризма, Россия, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, д. 79

Булгакова Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, obulgakova@sfu-kras.ru, https://orcid.org/0000-0001-5491-8990

Коновалов Александр Сергеевич, старший преподаватель кафедры физической культуры, akonovalov@sfu-kras.ru, https://orcid.org/0000-0001-5498-0399

Соболева Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ и менеджмента физической культуры и туризма, nmezentseva@sfu-kras.ru, https://orcid.org/0000-0003-1331-6226

Близневский Александр Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики спортивных дисциплин, abliznevsky@sfu-kras.ru, https://orcid.org/0000-0002-2373-0407

Аннотация. Увеличение систематически занимающихся физической культурой и спортом, по указу Президента РФ, к 2024 г. должно достичь 85%. В связи с этим одной из главных и актуальных задач кафедр физического воспитания (культуры) становится вовлечение современной молодежи в иного содержания занятия по физической культуре и спорту или технологии управления этим процессом, а также удержание мотивации к систематическому подходу к занятиям. Университеты с большим контингентом студентов по-разному пытаются решить данную проблему и реализовать дисциплины по физической культуре и спорту на высоком профессиональном уровне. Национальная программа «Цифровая экономика РФ» и быстро меняющиеся информационные технологии подтолкнули Институт физической культуры, спорта и туризма и Сибирский федеральный университет в целом к проведению данного эксперимента.

Целью работы стало тестирование самостоятельно разработанной цифровой платформы «U-sport» для организации записи студентов на практические занятия по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт» на кафедре физической культуры Института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета и учет записи студентов всех направлений и специальностей очной формы обучения. Рабочей гипотезой стало предположение о том, что предложенное решение позволит повысить мотивацию студентов за счет выбора физкультурно-спортивной специализации, объекта и территориального подразделения. Количество участников эксперимента Сибирского федерального университета, составляющее 12880 человек из 20 институтов и 125 преподавателей, показывает, что это самое многочисленное исследование в рамках одного вуза в сфере физической культуры и спорта за последние годы.

Ключевые слова: цифровая платформа, прикладная физическая культура и спорт, студенты, кафедра физической культуры

Для цитирования: Булгакова О. В., Коновалов А. С., Соболева Н. В., Близневский А. Ю. Инновационный проект «U-sport» в рамках реализации дисциплины «Прикладная физическая культура и спорт» в Сибирском федеральном университете // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 1. С. 11-19. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-1-11-19, EDN: AFOQMB

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Innovative project "U-sport" as part of the implementation of the discipline "Applied physical culture and sports" in the Siberian Federal University

O. V. Bulgakova0, A. S. Konovalov, N. V. Soboleva, A. Yu. Bliznevsky

Siberian Federal University, Institute of Physical Culture, Sports and Tourism, 79 Svobodny Ave., Krasnoyarsk 660041, Russia

Olga V. Bulgakova, obulgakova@sfu-kras.ru, https://orcid.org/0000-0001-5491-8990 Alexanders. Konovalov, akonovalov@sfu-kras.ru, https://orcid.org/0000-0001-5498-0399 NatalyaV.Soboleva, nmezentseva@sfu-kras.ru, https://orcid.org/0000-0003-1331-6226 Alexander Yu. Bliznevsky, abliznevsky@sfu-kras.ru, https://orcid.org/0000-0002-2373-0407

Abstract. The number of people systematically engaged in physical culture and sports, by decree of the President of the Russian Federation, should increase up to 85% by 2024. In this regard, one ofthe main and urgent tasks of the departments of physical education (culture) is the involvement of modern youth in physical education and sports classes of a different content or in technologies of managing this process, as well as maintaining motivation for a systematic approach to classes. Universities with a large contingent of students try to solve this problem in different ways and implement disciplines in physical culture and sports at a high professional level. The national program Digital Economy ofthe Russian Federation and rapidly changing information technologies urged the Institute and the University on the whole to conduct this experiment. The purpose ofthe work was testing ofthe effectiveness ofthe original digital board-form "U-sport" for getting the students involved in practical classes in the discipline "Applied Physical Culture and Sports" at the Department of Physical Culture of the Institute of Physical Culture, Sports and Tourism ofthe Siberian Federal University and considering the registration of students in all areas and specialties of full-time education. The working hypothesis was the assumption that the proposed solution would increase the motivation of students due to their choosing a physical education and sports specialization, an object and a territorial unit. The number of participants in the experiment ofthe Siberian Federal University, amounting to 12,880 people from 20 institutes and 125 teachers, shows that this is the largest study in the framework of one university in the field of physical culture and sports in recent years.

Keywords: digital platform, applied physical education and sports, students, department of physical culture For citation: Bulgakova O. V., Konovalov A. S., Soboleva N. V., Bliznevsky A. Yu. Innovative project "U-sport" as part of the implementation ofthe discipline "Applied physical culture and sports" in the Siberian Federal University. Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 1, pp. 11-19 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-1-11-19, EDN: AFOQMB

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)

Введение

Дисциплины «Физическая культура и спорт» (ФКиС) и «Прикладная физическая культура и спорт» (ПФКиС) в условиях современного образования отвечают следующей глобальной цели - обеспечению будущей трудоспособности обучающихся путем формирования осознанной необходимости и желания включать систематические занятия физической культурой и спортом в повседневную жизнь по окончании обучения [1-3]. Кроме того, в эпоху внедрения индивидуальных образовательных траекторий в образовательный процесс содержание дисциплин должно согласовываться с теми особенностями профессиональной деятельности, которые требуют от выпускников проявления тех или иных физических качеств. Так, например, содержание занятий дисциплины «Прикладная физическая культура и спорт» будущих гуманитариев

должно отличаться от содержания занятий для выпускников технических специальностей, а уж тем более специальностей, требующих тяжелого физического труда.

В настоящий момент развития общества почти все сферы жизни подвержены процессу цифровизации [2, 4]. Появляются предпосылки для изменений в порядке организации учебного процесса у студентов. Так, в Сибирском федеральном университете (СФУ) разработан новый документ, регламентирующий организацию учебного процесса по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт», предпосылками для организационных изменений в котором послужили реализация образовательной политики программы развития университета в части индивидуализации образовательных траекторий студентов [5] и реализация политики в области цифровой трансформации в части предоставления удобных цифровых сервисов в области образования [6, 7].

Цифровизация также коснулась и сферы физической культуры и спорта. Большой интерес представляют современные информационные технологии, позволяющие увеличить заинтересованность и повысить мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, создать условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и спортом как в рамках образовательного процесса, так и за его пределами [8].

В сфере образования появляются цифровые платформы для организации учебного процесса по дисциплинам физической культуры и спорта, которые направлены на выбор вида спорта, расписания занятий и спортивного объекта. Такой опыт уже есть в национальном исследовательском университете ИТМО, Уральском федеральном университете, Ярославском государственном университете [9, 10].

Грамотно и четко организованная учебная деятельность по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Прикладная физическая культура и спорт» в университете направлена на формирование теоретических знаний у обучающихся об основах физической культуры человека и здорового образа жизни, а также на способность практически применить свои знания для физического совершенствования, укрепления здоровья и подготовки к будущей профессиональной деятельности [11].

Данный масштабный инновационный проект имеет свою цель и в какой-то мере влияет на реализацию следующих политик программы развития университета до 2030 года:

1) политики в области физической культуры, спорта и туризма - создание условий для образовательной деятельности и физкультурно-оздоровительной активности обучающихся при использовании инфраструктурного, кадрового и интеллектуального потенциала университета;

2) политики в области цифровой трансформации - совершенствование пространства, способствующего повышению самореализации студентов с использованием цифровых продуктов;

3) образовательной политики - оптимизацию содержания образовательных программ и внедрение современных, инновационных обучающих методик, технологий, проектных решений.

Все вышеизложенное является факторами, указывающими на важность применения цифровых решений в образовательной деятельности.

Материалы и методы

Дисциплины по физической культуре и спорту для студентов бакалавриата и спе-циалитета реализуются в рамках дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Прикладная физическая культура и спорт». Большее значение для достижения поставленной в ходе эксперимента цели имеет последняя из-за прикладного, практического содержания. Итак, дисциплина «Прикладная физическая культура и спорт», согласно ФГОС ВО, реализуется в объеме 328 академических часов каждой образовательной программы, которая проводится в виде практических занятий в соответствии с учебными планами институтов [12-14].

Для модернизации образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» нами предложена архитектура цифровой платформы для записи студентов на учебные занятия по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт» в отрыве от основного расписания занятий с выстраиванием индивидуальной траектории освоения дисциплины [15].

В проекте приняли участие 20 институтов Сибирского федерального университета (кроме Института физической культуры, спорта и туризма (далее ИФКСиТ) и Института Севера и Арктики), около 13 000 студентов с 1-го по 3-й курс всех направлений и специальностей подготовки очной формы обучения, у которых из основного расписания была исключена дисциплина «Прикладная физическая культура и спорт». Каждый студент самостоятельно формирует свое учебное расписание освоения данной дисциплины. Было предложено 17 физкультурно-спортивных специализаций (футбол, баскетбол, волейбол, фитнес-аэробика, гольф и др.), 5 территориальных подразделений, поскольку корпуса университета «разбросаны» по разным микрорайонам города, и более 20 спортивных объектов. Перечень физкультурно-спортивных специализаций на следующий учебный год утверждается на заседании кафедры физической культуры ИФКСиТ не позднее 30 апреля текущего учебного года и доводится до студентов не позднее 5 мая путем размещения на официальном сайте Института физической культуры, спорта и туризма https://ifksit.sfu-kras.ru.

Информация об условиях выбора физкуль-турно-спортивной специализации, спортивного объекта, инструкция по формированию индивидуального расписания и записи по дисциплине «Прикладная физическая культура

и спорт» размещаются на сайтах институтов, в том числе в формате видеоролика не позднее 1 сентября. Ответственность за своевременное представление информации в дирекции институтов несет заведующий кафедрой физической культуры.

Студент самостоятельно формирует индивидуальное расписание по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт» с учетом времени, отведенного на учебные занятия по остальным дисциплинам учебного плана в соответствии с расписанием занятий.

Запись студентов на физкультурно-спор-тивные специализации в осеннем семестре осуществляются с 1 по 9 сентября включительно. Студент имеет право скорректировать индивидуальное расписание практических занятий в рамках выбранной физкультурно-спортивной специализации на осенний семестр согласно установленному лимиту мест, определенному нормативной пропускной способностью конкретного спортивного сооружения, кадровой обеспеченностью и рекомендациями преподавателя в период с 26 по 30 сентября.

Студентам, имеющим ранее выявленные ограничения для занятий физической культурой и спортом по медицинским показаниям или

отнесенным по данным медицинского осмотра к категории Б, рекомендовано выбрать для занятий физкультурно-спортивную специализацию «Оздоровительная физическая культура».

Разработанная цифровая платформа базируется на следующих компонентах: физкуль-турно-спортивная специализация, структурное подразделение, спортивный объект и расписание занятий (рис. 1).

Платформа получила название «и^роГ» и ориентирована на предоставление информации для студентов в части расписания физкуль-турно-спортивных специализаций, спортивных объектов и территориального подразделения.

Пользователям платформы (студенты, преподаватели) предоставлен доступ к цифровой платформе с набором сервисов для формирования индивидуального расписания по освоению дисциплины «Прикладная физическая культура и спорт», профиль (личный кабинет).

Для выбора физкультурно-спортивной специализации представлены подробные презентации видов спорта с описанием видов деятельности, контрольными нормативами, расписанием занятий и контактами руководителей специализаций (рис. 2).

О fl https://u-sport.sfu-kras.ru/spec/ "С?

JjJ СФУ ИФКСиТ МОЙ СФ5 > еКурсы Веб-почта

\Ф U-sport ГЛАВНАЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБЪЕКТЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СЕКЦИИ ИНСТРУКЦИЯ ПРОФИЛЬ ВЫЙТИ

Сетка расписания специализаций

по дисциплине "Прикладная физическая культура и спорт"

Фильтр

Все территориальные подразделения Все специализации

[очистить]

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскр.

1 лента:

Атлетическая

гимнастика f20l ТП-4. (11ТП-1. Свободный. 79 Б

Свободный. 82. стр. 6

Атлетическая

гимнастика (201 ТП-2.

Киренского, 26Б

Атлетическая

гимнастика (20) ТП-5. Л. Прушинской. 2

Баскетбол (20> ТП-4, i Баскетбол (20) ТП-Д, 1 i J [ Баскетбол (20) ТП-4, j i - 1 f Баскетбол (20) ТП-4. 1

Рис. 1. Цифровые инструменты платформы «U-sport» Fig. 1. Digital tools of the "U-sport" platform

Рис. 2. Личная страница физкультурно-спортивной специализации Fig. 2. Personal page of physical education and sports specialization

Выбрав структурное подразделение и физкультурно-спортивную специализацию, студент видит сетку расписания выбранной им специализации. Сопоставив свое основное учебное расписание с сеткой расписания физкультурно-спортивной специализации и вы-

брав 2 занятия с перерывом не менее 1 дня (рис. 3), студент формирует свое индивидуальное расписание по освоению дисциплины «Прикладная физическая культура и спорт».

Для записи на практические занятия по дисциплине «Прикладная физическая культура

Расписание для записи на специализацию: Спортивный туризм

В сетке отражены доступные места для записи и через дробь пропускная способность специализации.

Для записи, Вам необходимо выбрать две удобные ленты в разные дни (с перерывом, минимум, один день) и нажать кнопку "Записаться".

Понедельник Вторник С реда Четверг Пятница Суббота

19/20 □ 20/20 □ 111 □ 20/20 П 20/20 □

20/20 □ 20/20 □ 20/20 □ 20/20 □ 20/20 □

20/20 □ 20/20 □ 19/20 □ 20/20 □ 20/20 □

20/20 □ 20/20 □ 20/20 □ 20/20 □ 20/20 □

20/20 □ 20/20 □ 20/20 □ 20/20 □ 20/20 □

3 лента:

12:00-13:35

4 лента; 14:10-15.45

7 лента:

19:25-21:00

Рис. 3. Сетка расписания для формирования индивидуального расписания Fig. 3. A schedule grid for creating an individual schedule

и спорт» студенту необходимо выполнить следующее:

- получить логин и пароль через сервис «Мой СФУ»;

- зайти на цифровую платформу «и^роГ»;

- записаться на физкультурно-спортивную специализацию в соответствии с выбранным индивидуальным расписанием. Студент, пропустивший два и более практических занятий, обязан компенсировать их на последующих неделях, но не более двух раз в дополнении к индивидуальному расписанию. Студенты, освобожденные на два или более месяца по состоянию здоровья от практических занятий, во время реабилитации выполняют задания, определенные преподавателем в электронном курсе физкультурно-спортивной специализации. Смена физкультурно-спортив-ной специализации, спортивного объекта и индивидуального расписания возможна только по окончании семестра при отсутствии академической задолженности.

Результаты и их обсуждение

Ключевыми параметрами выбора обучающихся были:

- выбор специализации, объекта (спортивного и территориального) и индивидуального расписания по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт»;

- возможность выбора специализации и объекта вне зависимости от территориального расположения института;

- возможность зачета академических часов в рамках спортивных секций СФУ или

при условии предоставления документов, подтверждающих прохождение спортивной подготовки в учреждениях, подведомственных Министерству спорта Красноярского края.

На рис. 4 приведены приоритетные виды физкультурно-спортивных специализаций у студентов. Видно, что первые четыре специализации «закрыли» сетку расписания в течение первых трех дней (до 4 сентября). Далее следуют специализации, запись на которые полностью сформировалась в течение первой недели, остальные специализации наполнились практически до 80% до 9 сентября. Студенты приступили к выбранным занятиям, после чего некоторые из них (около 15%) до 30 сентября начали менять специализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В таблице приведены данные о количестве записавшихся и не записавшихся студентов 20 институтов СФУ (их полное название можно посмотреть на официальном сайте СФУ), из таблицы видно, что большая часть студентов записались в установленные сроки.

Таблица показывает, что на 30.09.2022 из 12881 человека на платформу «и^роГ» записались и выбрали физкультурно-спортивную специализацию 11621 (90,54% от общего числа) человек, 334 (2,6%) из них зарегистрировались, но специализацию не выбрали. Таким образом, за месяц реализации проекта около 1300 (10%) студентов оказались неучтенными, из них свыше 450 (3,5%) студентов осваивают дисциплину «Прикладная физическая культура и спорт» в рамках курса спортивного совершенствования. До 15.10.2022 года оставшиеся 850 (6,6%) студентов будут распределены и записаны

Рис. 4. Приоритет по наполняемости специализаций Fig. 4. Priority on the occupancy of specializations

Количество студентов, зарегистрировавшихся на цифровой платформе U-sport Table. Number of students registered on the U-sport digital platform

№ Институт Количество студентов

записавшихся на специализацию не записавшихся на специализацию

1 ИМФИ 277 14

2 ГИ 712 23

3 ИППС 473 18

4 ИЭГУиФ 611 21

S ИФЯК 698 1S

6 ИФББ 293 9

7 ИЭГ 222 8

8 ЮИ 1164 32

9 ИАИД 440 6

10 ИЦМиМ 436 10

11 ИГДГ 391 S

12 ИСИ 626 9

13 ИУБП 707 30

14 УВЦ 441 1S

1S ИКИТ 12S8 23

16 ПИ 102S 33

17 ИТиСУ 611 13

18 ИНГ 631 19

19 ИИФР 310 11

20 ИГ 29S 20

Всего: 11621 334

на физкультурно-спортивные специализации кураторами учебных групп согласно Порядку организации учебного процесса по дисциплинам физической культуры и спорта.

Выводы

В статье рассмотрен подход к реализации цифровой платформы в образовательной деятельности кафедры физической культуры. Предлагаемые цифровые ресурсы позволят обеспечить:

1) облегчение записи и контроля за обучающимися в рамках занятий физической культурой и спортом;

2) создание условий, удовлетворяющих предпочтениям обучающихся в выборе видов физкультурно-спортивной активности и уровня сложности занятий;

3) упрощение процедуры проведения промежуточной аттестации по дисциплинам «ФКиС» и «ПФКиС» за счет использования цифровой платформы;

4) рост профессиональных компетенций сотрудников университета, задействованных

в организации образовательной деятельности обучающихся.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 14.09.2022).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28 июля 2017 г. № 1632-р. URL: http://government.ru/docs/28653/i (дата обращения: 14.09.2022).

3. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» от 21 июля 2020 г. № 474. URL: https://bazanpa.ru/prezident-rf-ukaz-n474- ot21072020-h4825501 (дата обращения: 14.09.2022).

4. Бацун Д. Ю., Динасилов И. А., Чуваев А. В. Опытный фрагмент цифровой платформы организации детских спортивных турниров // Цифровая трансформация отрасли «физическая культура и спорт» : теория, практика, подготовка кадров : материалы Межрегионального круглого стола, 22 апреля 2021 года. М. : ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической куль-

туры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», 2021. С. 11-16.

5. Данейкин Ю. В., Калинская О. Е., Федотова Н. Г. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 8/9. С. 104-116. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-104-116

6. Стрекалова Н. Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25, № 2. С. 8488. https://doi.org/10.18287/2542- 0445- 2019-25-2- 84- 88

7. Стеценко Н. В., Широбакина Е. А. Цифровизация в сфере физической культуры и спорта: состояние вопроса // Наука и спорт: современные тенденции. 2019. № 1. С. 35-40.

8. Точигин М. Ю, Витько С. Ю, Моторин И. Н., Точигин И. М. Физическая культура в вузе и мотивация студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. № 1. С. 105-110.

9. Рапопорт Л. А., Томилова С. В., Энгин Ю. В. Цифро-визация отрасли физической культуры и спорта на региональном уровне // Теория и практика физической культуры. 2020. № 5. С. 9-11.

10. Воронов Н. А. Улучшение условий обучения и повышения качества подготовки студентов с помощью открытых онлайн курсов на платформе Moodle ЯрГУ по предмету: «Физическая культура» // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования : тез. докладов XIV Всерос. науч.-метод. конф. Ярославль : Филигрань, 2020. С. 60-61.

11. Самусенков О. И., Самусенков В. О., Карпушин К. Ю., Вострикова А. А. Структура занятий по физической культуре и спорту со студентами МГХПА им. С. Г. Строганова // Проблемы управления качеством образования : сб. избранных статей междунар. науч.-практ. метод. конф. (28 нояб. 2019 г., Санкт-Петербург). СПб. : Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗ-ВИТИЕ», 2019. С. 58-62.

12. Руссу О. Н. Модульно-компетентностный подход к структурированию содержания рабочей программы «Прикладная физическая культура», ориентированной на ФГОС3+ // Инновации и традиции в современном физкультурном образовании : материалы межвуз. науч.-практ. конф. (21 марта 2019 г., Москва). М. : Московский педагогический государственный университет, 2017. С. 313-322.

13. Смородинова Р. В. Физическая культура как обязательный компонент в системе высшего образования // Физическая культура, спорт и здоровье. 2018. № 32, вып. 1. С. 80-82.

14. Агеевец А. В., Ефимов-Комаров В. Ю., Ефимова-Комарова Л. Б., Лебедева Л. Ф., Перельман М. Б. Порядок реализации дисциплин по физической культуре и спорту в контексте анализа изменений ФГОС ВО на современном этапе // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгаф-та. 2019. № 1 (167). С. 11-17.

15. Пащенко Л. Г., Коричко А. В. Эффективность физического воспитания студенток вуза в условиях самостоятельного выбора физкультурно-спортивной специализации //

Теория и практика физической культуры. 2015. № 12. С. 46-48.

References

1. On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024, Decree of the President of the Russian Federation No. 204 dated 7 May, 2018 (in Russian). Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (accessed 14 September 2022).

2. On approval of the program «Digital Economy of the Russian Federation, Decree of the Government of the Russian Federation No. 1632-r dated 28 July, 2017 (in Russian). Available at: http://government.ru/docs/28653/ (accessed 14 September 2022).

3. On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 dated 21 July, 2020 (in Russian). Available at: https://bazanpa.ru/prezident-rf-ukaz-n474-ot21072020-h4825501 (accessed 14 September 2022).

4. Batsun D. Y., Dinasilov I. A., Chuvaev A. V. An experienced fragment of a digital platform for organizing children's sports tournaments. In: Tsifrovaja transformatsija otrasli "fizicheskaja kultura i sport": teorija, praktika, podgo-tovka kadrov : materialy Mezhregional'nogo kruglogo stola, 22 aprelja 2021 goda [Digital transformation of the industry "physical education and sports" : Theory, practice, training: Materials of the Interregional Round Table, April 22, 2021]. Moscow, FGBOU VO "Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (GTSOLIFK)", 2021, pp. 11-16 (in Russian).

5. Daneikin Yu. V., Kalinskaya O. E., Fedotova N. G. Project approach to the implementation of individual educational paths in modern university. Higher Education in Russia, 2020, vol. 29, no. 8/9, pp. 104-116 (in Russian). https://doi.org/10. 31992/0869-3617-2020-29-8-9-104-116

6. Strekalova N. B. Risks of digital technologies implementation into education. Vestnik of Samara University. History, Pedagogics, Philology, 2019, vol. 25, no. 2, pp. 84-88 (in Russian). https://doi.org/10.18287/2542-0445- 2019-25-2- 84-88

7. Stetsenko N. V., Shirobakina E. A. The digitalization in the field of physical education and sport: Status of the issue. Science and Sports: Modern Trends, 2019, no. 1, pp. 35-40 (in Russian).

8. Tochigin M. Yu., Vitko S. Yu., Motorin I. N., Tochigin I. M. Physical education at the university and motivation of students. Izvestya Tula State University. Physical Culture. Sport, 2017, no. 1, pp. 105-110 (in Russian).

9. Rapoport L. A., Tomilova S. V., Engin Yu. V. Digitalization of physical culture and sports sector at regional level. Theory and Practice of Physical Culture, 2020, no. 5, pp. 9-11 (in Russian).

10. Voronov N. A. Improvement of training conditions and improvement of quality of training of students by using open online courses on the moodle platform for YarSU on the subject: "Physical culture". In: Aktual'nye problemy sovershenstvovanija vysshego obrazovanija : tezisy dokladov XIV Vseros. nauch.-metod. konf. [Current problems of improving higher education : abstracts of the XVI All-Russian

Scientific and Methodological Conference]. Yaroslavl, Filigran Publ., 2020, pp. 60-61 (in Russian).

11. Samusenkov O. I., Samusenkov V. O., Karpushin K. Yu., Vostrikova A. A. Structure of physical culture and sports with students in Moscow State Stroganov Academy of Industrial and Applied Art. In: Problemy upravlenija kachestvom obra-zovanija : sb. izbrannykh statei mezhdunar. nauch.-prakt. metod. konf. (28 noyabya 2019 g., Sankt-Peterburg) [Problems of managing the quality of education : collection of selected articles of the international scientific and practical conference (November 28, St. Petersburg)]. St. Petersburg, Private Scientific and Educational Institution of Additional Professional Education Humanitarian National Research Institute "NATIONAL DEVELOPMENT", 2019, pp. 58-62 (in Russian).

12. Russu O. N. Modular competency approach to structuring of the work programme "Applied physical education" FGOS3 + oriented. In: Innovatsii i traditsii v sovremen-nom fizkulturnom obrazovanii : materialy mezhvuz. nauch.-

prakt. konf. (21 marta 2019 g., Moskva) [Innovations and traditions in modern physical education : materials of the in-teruniversity scientific and practical conference (March 21, Moscow)]. Moscow, Moscow Pedagogical State University 2017, pp. 313-322 (in Russian).

13. Smorodinova R. V. Physical education as the compulsory subject in higher schools. Physical Education, Sports and Health, 2018, no. 32-1, pp. 80-82 (in Russian).

14. Ageevets A. V., Efimov-Komarov V. Yu., Efimova-Ko-marova L. B., Lebedeva L. F., Perelman M. B. Modern order of disciplines of physical culture and sports implementation in accordance with changes of the federal educational standard. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific Notes of the University named after P. F. Lesgaft], 2019, no. 1 (167), pp. 11-17 (in Russian).

15. Pashchenko L. G., Korichko A. V. Effectiveness of physical education of female university students during their free choosing of sports specialization. Theory and Practice of Physical Culture, 2015, no. 12, pp. 46-48 (in Russian).

Поступила в редакцию 12.10.2022; одобрена после рецензирования 20.10.2022; принята к публикации 31.10.2022 The article was submitted 12.10.2022; approved after reviewing20.10.2022; accepted for publication 31.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.