Научная статья на тему 'Физическая культура в вузе и мотивация студентов'

Физическая культура в вузе и мотивация студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1952
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ОПРОС / ИССЛЕДОВАНИЯ / НЕПОСЕЩАЕМОСТЬ / СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / НЕСТАНДАРТНЫЕ СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / MOTIVATION / SURVEY RESEARCH / NOT ATTENDANCE / MODERN REQUIREMENTS / NONSTANDARD MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Точигин Михаил Юрьевич, Витько Сергей Юрьевич, Моторин Игорь Николаевич, Точигин Илья Михайлович

Выявлена мотивационная основа непосещаемости занятий по физической культуре, предложены пути формирования осознанной мотивации для студентов при формировании потребности освоения программы по физической культуре в вузе и преодоления объективных и субъективных проблем, препятствующих освоению студентами программы вуза по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Точигин Михаил Юрьевич, Витько Сергей Юрьевич, Моторин Игорь Николаевич, Точигин Илья Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY AND MOTIVATION OF STUDENTS

On the basis of research conducted by the author together the Department of Marketing, highlighted the motivational basis for not attendance of physical culture and other causes, and ways of forming a conscious motivation for students in the formation of the needs of the development of the program on physical training in high school and to overcome other objective and subjective problems hindering the development of university programs students of physical culture.

Текст научной работы на тему «Физическая культура в вузе и мотивация студентов»

УДК 796.011:378.026

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ И МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ

М.Ю. Точигин, С.Ю. Витько, И.Н. Моторин, И.М. Точигин

Выявлена мотивационная основа непосещаемости занятий по физической культуре, предложены пути формирования осознанной мотивации для студентов при формировании потребности освоения программы по физической культуре в вузе и преодоления объективных и субъективных проблем, препятствующих освоению студентами программы вуза по физической культуре.

Ключевые слова: мотивация, опрос, исследования, непосещаемость, современные требования, нестандартные средства физической культуры.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт. Физическая культура в вузе является важнейшей и неотъемлемой частью учебного процесса в вузе. Физкультура - это полезное занятие, поэтому вечно прикрывающиеся справками о плохом самочувствии школьники и студенты, в первую очередь, вредят своему же здоровью. Но если ограничения по здоровью всё же являются невыдуманными, то с такими людьми будут заниматься в рамках специальных программ, позволяющих восстановить здоровье организма [1]. Формирование здорового молодого поколения - это важнейшая задача, стоящая перед вузами страны, которая отражается в образовательном стандарте и в учебных программах вузов. Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт [2]. В изменившихся экономических и социальных условиях ставятся новые задачи по выполнению программы по физической культуре для студентов.

Новые условия диктуют новые подходы к освоению студентами программы по физической культуре. Общеизвестны проблемные места на кафедрах физической культуры вузов. Главной из них является невысокая

посещаемость этих занятий, что в конечном итоге негативно влияет на общую картину в деле укрепления здоровья студенчества и выполнению программы по физической культуре для студентов. Нами были предприняты попытки выяснить основные причины этого явления. Были созданы три рабочие группы, с целью проведения исследования среди студенчества. Основным вопросом стал вопрос о причине нежелания активно посещать занятия по физической культуре. Были исследованы около 2000 студентов. Следует отметить, что анкетирование как вид социологического опроса, является достаточно экономичным, надежным и оперативным методом, который обладает широкими возможностями. [5] Главным преимуществом анкетирования является массовое достижение представительской картины об изучаемом предмете.

По результатам проведенных исследований, выявлено, что главной причиной нежелания осознанно посещать занятия является отсутствие мотивации. Студент в основной своей массе не понимает, зачем ему это надо. Какова основная цель этих занятий. Простое объяснение для студента, что это надо по программе, не является стимулирующим. В современной ситуации есть более мощные раздражающие факторы, которые полностью подавляют такой слабый посыл, касающийся физической культуры. А раз нет разумного объяснения, то нет и действий. При современной материально-технической базе университетов это большое упущение. Современные оздоровительные комплексы, опирающиеся на коммерческую основу, легко закрывают пробел в этом направлении, предлагая студентов ясную и четкую альтернативу [6]. Другим фактором, отталкивающим студента от занятий по физической культуре, является тот факт, что преподаватели не показывают свой профессионализм в полной мере, проявляют равнодушие к студенту. Придя на занятия, студент сталкивается с тем, что занятия проводятся на низком профессиональном уровне. Студенту неинтересно так заниматься. Мир давно ушел далеко вперед. И такие ретрограды вызывают раздражение у студента. Другим раздражающим моментом для студента является отсутствие у преподавателя профессиональных знаний в данной области, что явно видно обучаемому, вызывает у него отторжение такого преподавателя и не вызывает уважения и желания прийти на занятия еще раз. Другой вопиющей причиной, вызывающей нежелание посещать занятия, является откровенная грубость и хамство некоторых преподавателей, что является недопустимым в высшей школе, но, как показал опрос студенчества, встречается среди некоторых преподавателей.

Таким образом, учитывая проведенные исследования и опираясь на личный опыт, можно предложить следующие шаги по повышению значимости выполнения программы по физической культуре в вузе. Главным является - объяснить студенту, зачем ему надо освоить программу по физической культуре. Формирование мотивации можно вести по таким

направлениям, как формирование оздоровительного мотива, возможность укрепления своего здоровья и профилактика заболеваний. Благотворное воздействие на организм физических упражнений известно очень давно и не вызывает сомнений и в настоящее время его можно рассматривать по двум взаимосвязанным направлениям: формирование здорового образа жизни и уменьшение вероятности заболеваний, в том числе и профессиональных; лечебное воздействие физических упражнений при многих видах болезней. Другим направлением может стать формирование двигательно-деятельностного мотива, когда выполнение специальных физических упражнений для мышц всего тела и зрительного аппарата значительнее повышает эффективность релаксации, чем пассивный отдых, и удовольствие от самого процесса занятий физическими упражнениями. Можно попытаться сформировать соревновательный и конкурентный мотив у студентов. Данный вид мотивации основывается на стремлении человека улучшить собственные спортивные достижения. Вся история человечества, процесс эволюции строились на духе соперничества, на соревновательном духе взаимоотношений. Стремление достичь определенного спортивного уровня, победить в состязаниях соперника - является одним из мощных регуляторов и значимой мотивацией к активным занятиям физическими упражнениями. Важным мотивом может стать эстетический мотив. Мотивация студентов к занятиям физическими упражнениями заключается в улучшении внешнего вида и впечатления, производимого на окружающих. Формирование коммуникативного мотива значит, что совместные занятия физической культурой и спортом содействуют улучшению коммуникации между социальными и половыми группами. Воздействуя на стремление студентов узнать возможности своего организма, можно сформировать познавательно-развивающий мотив. Такой тип мотивации заключается в желании максимально использовать физические возможности своего организма, улучшить свое физическое состояние и повысить физическую подготовленность. Занятия физической культурой и спортом дают неограниченные возможности для развития и воспитания в обучающихся творческой личности. Через познание огромных ресурсов собственного организма при занятиях физическими упражнениями личность начинает искать новые возможности в своем духовном развитии. В этом может проявиться творческий мотив. Формирование психологического мотива может означать, что занятия физическими упражнениями положительно влияют на психическое состояние студенчества: обретение уверенности в себе; снятие эмоционального напряжения; предупреждение развития стрессовых состояний; отвлечение от неприятных мыслей; снятие умственного напряжения; восстановление психической работоспособности. Определенные виды физических упражнений являются незаменимым средством нейтрализации отрицательных эмоций у человека. Занятия физической культурой и спортом развивают в личности навыки

самоподготовки и самоконтроля. Систематические занятия физическими упражнениями содействуют развитию морально-волевых качеств, а также воспитанию патриотизма и гражданственности. Вот что такое воспитательный мотив, один из значимых, перекликающийся со всеми вышеперечисленными.

Важен для студентов и статус. Повышение личностного статуса при возникновении конфликтных ситуаций, разрешаемых в ходе физического воздействия на другую личность, а также увеличение потенциала жизнестойкости в экстремально-личностных конфликтах, сможет активизировать участие молодежи в физкультурно-спортивной деятельности. Пропаганду здорового образа жизни необходимо вести всеми доступными средствами, которых в вузах предостаточно. Первым инструментом является вузовское телевидение. Современное телевидение положительно влияет на социальную активность студентов, повышает уровень их политической грамотности, учит быть трудолюбивыми и усидчивыми. Несмотря на тот факт, что современное телевидение является зависимым от рыночной экономики, оно находит возможности исполнять свои воспитательные и образовательные функции, возрождая такие ценности, как добро, взаимопомощь, сопереживание, патриотизм, тяга к образованию. Это находит отражение на тематике передач. Как отметило большинство респондентов, телевидение на современном этапе предлагает большое количество жанров, где студент может выбрать для себя интереснейшие программы по истории, искусству, достижениям науки.

Создавая программы, информирующие студента, пропагандирующие среди студента, как сам физкультурно-оздоровительный комплекс, так оздоровительные программы кафедры физического воспитания, поднимается общее понимание и мотивация к выполнению данной программы. Обязательное участие телевидения в съемках общеуниверситетских мероприятий с обязательным рекламированием, как этого мероприятия, так и его участников, рассказ об лучших, в привлекательной форме, послужит решающим факторам в работе со студентом.

Вторым элементом создания мотивации для студентов, кроме телевидения, являются социальные сети. Мощный потенциал социальных сетей сегодня никто не отрицает. Создание интересного приложения, в котором студент может почерпнуть полную и исчерпывающую информацию о спортивной жизни вуза, пропаганда здорового образа жизни в легкой, современной и доступной форме, позволит решить проблему мотивации.

Пропаганда интересных и необычных форм и средств физической культуры является актуальной задачей. Университетский бильярдный клуб, если он есть, отвечает таким требованиям [3]. Плавательный бассейн, если правильно организовать работу по мотивации студента, имеет большой

эмоционально-оздоровительный потенциал [4]. При правильной рекламе может стать притягательным центром для студента. Огромный потенциал таит в себе фитнес-зал, где средствами танца возможно разнообразить программу физической культуры. И, конечно, личное участие руководства университета в спортивных мероприятиях, дает сильный толчок для возникновения сильной мотивации у студента в освоении программы.

Другие препятствия, выявленные в ходе опроса, устраняются стандартными методами методической и воспитательной работами руководства кафедры.

Таким образом, работа по выполнению программы физической культуры в вузе достижима при условии правильной организации работы по пропаганде здорового образа жизни и формировании правильной мотивации среди студентов с помощью современных методов пропаганды.

Список литературы

1. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. СПб., 2002.

2. Исследование ценностей и потребительских предпочтений молодежи / Д.М. Ефимова [и др.] // Маркетинг МВА. Маркетингое управление предприятием. 2016. Т. 7. № 2. С. 289.

3. Маркетинговые исследования / И.И Скоробогатых [и др.]. М., 2006. С. 5.

4. Массовая физическая культура в вузе / под ред. В.А. Маслякова, В.С. Матяжова. М.: Высшая школа, 1991.

5. Нечаев А.П. Психология физической культуры. М.: ИНФРА-М, 2004.

6. Титовский А.В. Бильярд как инновационное направление учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 4. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. С. 91-96.

7. Точигин М.Ю., Шутова Т.Н. Оздоровительное воздействие и функциональные возможности плавания в физическом воспитании студентов // Гуманитарное образование в экономическом вузе: матер. IV Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. М.,2016. С. 572.

Точигин Михаил Юрьевич, старший преподаватель, mutochiginahotmail. com, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Витько Сергей Юрьевич, старший преподаватель, mutochigin@,hotmail.com, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Моторин Игорь Николаевич, старший преподаватель, mutochiginahotmail. com, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Точигин Илья Михайлович, студент, mutochiginahotmail. com, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

PHYSICAL EDUCATION A T THE UNIVERSITY AND MOTIVA TION OF STUDENTS

M.Yu. Tochigin, S.Yu. Vitko, I.N. Motorin, I.M. Tochigin

On the basis of research conducted by the author together the Department of Marketing, highlighted the motivational basis for not attendance of physical culture and other causes, and ways of forming a conscious motivation for students in the formation of the needs of the development of the program on physical training in high school and to overcome other objective and subjective problems hindering the development of university programs students of physical culture.

Key words: motivation, survey research, not attendance, modern requirements, nonstandard means of physical culture.

Tochigin Mikhail Yurievich, senior teacher, mutochigin@hotmail.com, Russia, Moscow, Russian economic University named after G.V. Plehanov,

Vitko Sergey Yurievich, senior teacher, mutochigin@hotmail.com, Russia, Moscow, Russian economic University named after G.V. Plehanov,

Motorin Igor Nikolaevich, senior teacher, mutochigin@hotmail.com, Russia, Moscow, Russian economic University named after G.V. Plehanov,

TochiginIliya Mikhailovich, student, mutochigin@hotmail.com, Russia, Moscow, Russian economic University named after G.V. Plehanov

УДК 796.011.3

ФОРМИРОВАНИЕ СВОДОВ СТОПЫ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

М.В. Чайченко, М.Ю. Золотова

Освящены вопросы правильного формирования опорно-двигательного аппарата, а также ранней коррекции возможных нарушений. Приведены практические примеры организации занятий физического воспитания формирующей направленности на базе МДОУ № 24 г. Коломна Московской области.

Ключевые слова: дошкольный возраст, плоскостопие, стопа, физическое развитие.

Проблема увеличения численности детей, имеющих нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата, а в частности, отклонения в состоянии стоп всегда была и остается одной из важных аспектов нашего времени. По некоторым данным именно от правильного формирования стопы зависит состояние всего опорно-двигательного аппарата - это здоровые коленные и тазобедренные суставы, правильно сформированный позвоночный столб, нормальное кровообращение головного мозга [2]. В опорных структурах тела вышележащий сегмент функционально зависит от низлежащих и наоборот. Неоспоримо, что все вышележащие отделы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.