Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
254
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ГРУППА / ЮНОШИ / ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ПОЛ / СОЦИОМЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саренко Н.А.

В статье рассмотрен процесс «общение» старшеклассников, особенности взаимоотношений юношей и девушек. Выделены основные психологические функции общения со сверстниками в юношеском возрасте. Проблема исследования заключается в изучении процесса общения среди юношей и девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE PERSONALITY STYLE IN EARLY YOUTH

The article deals with the process of "communication" of senior pupils, the peculiarities of relationships between young men and girls. The main psychological functions of communicating with peers in adolescence are singled out. The research problem is to study the process of communication among young people and girls.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ»

Использованные источники:

1. Алексеева С.А. Экономика знаний и человеческий капитал. 2010г.

2. Белкин В. Понятийный аппарат теории человеческого капитала. 2012г. № 2 С. 7-13.

3. Дудин М.Н. Влияние нововведений на повышение эффективности процесса управления интеллектуальным капиталом. 2010г. № 5. С. 47-52.

4. Друкер П.Ф. Менеджмент в некоммерческой организации. 2011г.

5. Супрун В.А. Интеллектуальный капитал. 2010г. С. 192.

УДК 159.9:316.37

Саренко Н.А. студент 3 курса кафедра психологии Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

Россия, г. Ялта

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ

ЮНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрен процесс «общение» старшеклассников, особенности взаимоотношений юношей и девушек. Выделены основные психологические функции общения со сверстниками в юношеском возрасте.

Проблема исследования заключается в изучении процесса общения среди юношей и девушек.

Ключевые слова: общение, группа, юноши, противоположный пол, социометрия.

Sarenko N.A. student

3 year, Department of Psychology Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) FGAOU VO "KFU im IN AND. Vernadsky»

Russia, Yalta

PECULIARITIES OF THE PERSONALITY STYLE IN EARLY

YOUTH

The abstract. The article deals with the process of "communication" of senior pupils, the peculiarities of relationships between young men and girls. The main psychological functions of communicating with peers in adolescence are singled out. The research problem is to study the process of communication among young people and girls.

Key words: communication, group, boys, the opposite sex, sociometry.

Природа межличностных отношений в любом обществе достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности -ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. [3]

Такое общение становится:

• важнейшим источником информации;

• условием формирования ценностных ориентаций;

• специфическим видом эмоционального контакта.

Этот контакт необходим для развития эмоционально-чувственной сферы личности. Если для подростков характерно преобладание значимости товарищества и взаимопомощи, то в юношеском возрасте начинает доминировать потребность в признании. [2]

Общение в юношеском возрасте строится на противоречивом переплетении двух потребностей: олицетворения и потребности в принадлежности, вхождении в определенную группу.

Эти две направленности "обслуживают" разные потребности старшеклассников: в поиске общения воплощается потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности - потребность в самопроявлении и встречном понимании.

Эти потребности постоянные, и от того, удовлетворяют их, у старших школьников зависят переживания.

Общение старшеклассников со сверстниками прежде всего необходимое для исповеди, интимно-личностного контакта, дружеских, любовных переживаний. Они используют группу в качестве полигона для самоутверждения и самовыражения.

Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы. Нуждаясь в сильных эмоциональных связях, молодые люди часто не замечают реальных свойств партнера. Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира другого. [1]

Это приводит к тому, что юноши не столько выбирают друга, сколько придумывают его.

Юношеский возраст, как считает Г.С. Абрамова [1] - это возраст роста силы "Я", способности выявить и не потерять свою индивидуальность в условиях групповой деятельности и интимной близости, дружбы. Действительно, такая угроза существует, когда самореализация студента подменяется юношеской субкультурой.

В юношеском возрасте стремительно растет количество референтных групп, в которые входит студенты, на которые они ориентируется, с которыми соотносятся их самооценки и ценностные ориентации. Низкий статус в группе, как правило, коррелирует с высоким уровнем личностной тревожности [2].

Важное значение в старшем школьном возрасте имеют взаимоотношения юношей и девушек. Увлеченность противоположным полом является естественным явлением в ранней юности, которое предшествует периоду взрослости.

Состояние постоянной увлеченности присущ многим старшеклассникам, каждую встречу они воспринимают как возможность

новых изменений в жизни; непродолжительные общения дополняют фантазированием; замечают, додумывают все, что может быть истолковано как знак внимания. Появление нового человека в коллективе может изменить поведение всех ее членов: наполненность разговоров, отношение к другим. Целью этого является привлечение внимания нового человека.

У некоторых юношей увлеченность, не фиксированная на конкретном человеке, поэтому для них важны е столько реальные отношения, сколько переживания по этому поводу. Часто увлеченность, пока не воплотилась в непосредственном общении, переживают как очень важную, однако если начинается общение, оно быстро завершается. Оказывается, что надуманный образ не соответствует реальному. Это вызывает разочарование в человеке, появляется новое увлечение.

Некоторые лица юношеского возраста могут не иметь желания начинать общение с противоположным полом, однако в их среде такое общение считают престижным. Ребята и девушки стремятся соответствовать "норме", даже если им хватает общения с ровесниками своего пола, но, если друзья встречаются с лицами противоположного пола, они также жаждут такого общения.

Оно значительно повышает их в собственных глазах и в глазах друзей. Поэтому в ранней юности друзья становятся как бы "соучастниками" личных взаимоотношений, они участвуют в их обсуждении, поддерживают, дают советы, утешают, помогают, чем могут. Общение с противоположным полом является способом самоутверждения в этом возрасте, а романтические желания, подталкивая к общению, одновременно сдерживают.

Социометрический статус личности - место индивида в системе межличностных отношений в группе, обществе [3].

Социометрия (микросоциология) - созданный Дж. Морено [2] экспериментальный метод, социально-психологический тест, которые обеспечивают изучение и регуляцию отношений между людьми, применяемые для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.

На сегодня существует преимущественно как звено социологии, социальной психологии и групповой психотерапии, направленная на изучение и гармонизацию межличностных отношений в малых группах с использованием различных количественных методов и инструментальных методик. В основе теоретической социометрии лежит система диагностики эмоциональных связей, отношений, взаимных симпатий между членами одной группы, измеряется степень разобщенности-сплоченности группы, выявляются признаки симпатии или антипатии между членами группы. [1]

Одно из главных понятий этой теории - теле - термин, означающий простейшую единицу чувств, что передаются от одного индивида другому и детерминируют количество и успешность межличностных отношений, в которые они вступают. В результате составляется социометрическая матрица, высчитываются социометрические коэффициенты групповой сплоченности, которая рассматривается как коммуникативная общность.

Для социометрии характерно активное использование анкетирования, интервьюирования, тестирования, индексации, применение социоматриц и социограмм, различных модификации групповых дискуссий, ролевых и деловых игр, психодрамы и социодраммы. [2]

В современной психологии применяют социометрическую методику для изучения групповой дифференциации. Это дает основания утверждать, что самооценка есть оценка студентами тех аспектов деятельности поведения, которые приняты за собственную программу поведения.

Адекватный уровень притязаний и адекватная самооценка способствует правильному выбору тактики и формы поведения.

Эмоциональная напряженность дружбы снижается с появлением любви. Чем хуже, сложнее строятся отношения со взрослыми, тем более интенсивным будет общение со сверстниками, друзьями. В юношеском возрасте возрастает избирательность общения, соответственно уменьшается количество друзей.

Взаимоотношения юных и взрослых иногда оказываются очень противоречивыми. Юношество с чувством взрослости не принимает былые нормы взаимоотношений со старшими через зависимость от них. Однако для взрослых (родителей, учителей) эти отношения превращаются в проблему, поскольку речь идет о замене прошлых, привычных способов и форм взаимодействия, в частности, о способах укрепления власти и утверждения авторитета старшего поколения.

Некоторые лица юношеского возраста могут не иметь желания начинать общение с противоположным полом, однако в их среде такое общение считают престижным. Ребята и девушки стремятся соответствовать "норме", даже если им хватает общения с ровесниками своего пола, но, если друзья встречаются с лицами противоположного пола, они также жаждут такого общения.

Оно значительно повышает их в собственных глазах и в глазах друзей. Поэтому в ранней юности друзья становятся как бы "соучастниками" личных взаимоотношений, они участвуют в их обсуждении, поддерживают, дают советы, утешают, помогают, чем могут. Общение с противоположным полом является способом самоутверждения в этом возрасте, а романтические желания, подталкивая к общению, одновременно сдерживают.

Эмоциональная напряженность дружбы снижается с появлением любви. Чем хуже, сложнее строятся отношения со взрослыми, тем более интенсивным будет общение со сверстниками, друзьями. В юношеском возрасте возрастает избирательность общения, соответственно уменьшается количество друзей.

Для старшеклассников оптимальным будет авторитет, если взрослый заслужит референтную власть, то есть станет не только советником, но и эталоном. Это происходит через повышенную потребность юности до идеала, образца для подражания взрослого человека, на которую можно равняться. Максимальную роль в формировании личности и моделей

взаимодействия юноши с другими людьми играет уровень образованности и общая культура родителей.

Использованные источники:

1. Ерина И.А. К вопросу о мотивации студенческой молодежи к учебной и внеучебной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. Сер: Педагогика и психологии. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 53. - Ч.2. - 408 с.

2. Ридецкая, О.Г. Психология общения: хрестоматия / О.Г. Ридецкая. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 681 с.

3. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии [Текст] / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 380 с.

УДК: 81.6

Сафонова О.Ю., к.пед.н. доцент кафедры

Пензенский Филиал Федерального Государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва» Министерства обороны Российской Федерации

Россия, г. Пенза

ПЕРЕВОД ТЕКСТОВ ВОЕННОЙ ТЕМАТИКИ: ОТ ТЕОРИИ К

ПРАКТИКЕ

Аннотация: данная статья посвящается практическим вопросам перевода текстов военной тематики на примере текста полевого устава военной армии, рассматриваются примеры переводческих трансформаций, используемых при передаче текста данного документа

Ключевые слова: практические вопросы перевода, текст военной тематики, переводческие трансформации

Safonova O. Yu. Ph.D. (Pedagogy), Associate professor Associate professor, Chair of foreign languages (№ 14) Federal State-Owned "Military Educational Institution of Logistics named after General of the Army A. V. Khrulov" of the Ministry of Defense of

the Russian Federation, Penza (Branch in Penza), Russia TRANSLATION OF MILITARY TEXTS: THEORY AND

PRACTICE

Summary: this article highlights the practical matters of military texts translation, especially translational devices

Key words: practical matters of military texts translation, translational devices

В процессе работы военные переводчики сталкиваются с текстами военной тематики, предназначение и направленность содержания которых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.