СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСТВА, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ВИРТУАЛЬНЫМ ОБЩЕНИЕМ
SOCIAL-PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF YOUTH CAUSED BY VIRTUAL COMMUNICATION
O.K. Желонки на
Социально-психологический портрет, юность, юношество, самоопределение, общение, виртуальное общение, социальные сети, одиночество, социальная ситуация развития, жизненный план, юношеская дружба, социальное взросление. В статье обсуждаются значение виртуального общения в период юности, вопросы изучения социально-психологических особенностей юношества, обусловленных общением в социальных сетях, ставится проблема влияния виртуального общения на социально-психологические и возрастные характеристики молодых людей, дается анализ социальной ситуации развития в период юности, ведущего вида деятельности, особенностей интеллектуального развития юношей, описаны подходы к разработке анкеты по изучению социально-психологических особенностей личности, обусловленных виртуальным общением.
O.K. Zhelonkina
Social-psychological profile, adolescence, youth, self-determination, communication, virtual communication, social networks, loneliness, social situation of development, life plan, youth friendship, social growing-up. The article discusses the importance of virtual communication in youth, the issues of the study of social-psychological peculiarities of young people caused by social networking and raises the problem of the influence of virtual communication on socio-psycho-logical and age characteristics of young people. Besides, it gives an analysis of the social situation of development during adolescence, the leading type of activity, the features of intellectual development of youths and describes the approaches to the development of the questionnaire for the study of social and psychological peculiarities of the personality, caused by virtual communication.
Сегодня трудно представить сферу деятельности человека, в которой не использовался бы компьютер. Информационные технологии и Интернет в современном обществе приобретают все большее значение. Общение в социальных сетях - это не привилегия специалистов, которые еще в начале 2000-х казались для большинства людей нашей страны особой кастой. Виртуальное общение стало доступно людям любого возраста, образования, с любой профессиональной подготовкой. В нашем исследовании нас интересует, чем привлекает молодых людей виртуальное пространство, почему молодежь все чаще ограничивается виртуальным общением, как влияют социальные сети на образ жизни современной молодежи? Чрезмерная увлеченность виртуальным общением и виртуальным пространством может привести к изменению отношения человека к
реальности как таковой, в том числе и к реальности повседневной жизни.
А.Е. Баранов в книге «Интернет-психология» пишет, что общение с информационным пространством в Интернете можно сравнить с уединением (одной из сторон одиночества). Сама сеть Интернет, созданная для объединения людей и обмена информацией между ними, способствует уединению (одиночеству) этих людей [Баранов, 2012].
Социальные сети сегодня - это уже повседневная среда, и человек в значительной степени зависит от той среды, в которой существует. Он меняется вместе со средой. Молодые люди, в большей степени подверженные виртуальному общению, могут стать заложниками социальных сетей. Внешняя привлекательность и положительные стороны виртуального общения при чрезмерном использовании социальных сетей могут обернуть-
ся разобщенностью, одиночеством, несформиро-ванными нормами межличностного общения.
Современные исследования виртуального пространства (О.В. Лутовинова, Е.Ю. Крылов, Е.В. Смышляева, А. Жичкина, Э.А. Игнатьева) раскрывают лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса, особенности самопрезентации человека в виртуальной среде и организации виртуального общения молодежи, а также особенности конструирования виртуальной личности, чрезмерного увлечения виртуальным общением, приводящим к интернет-зависимости. В трудах этих авторов большое место отводится изучению способов виртуального общения (электронная почта, форумы, чат и др.), а также правилам сетевого общения.
Социальные сети, выступая особым социальным пространством, являются той сферой, где трансформируются традиционные формы социализации и социальных отношений. В сети человек может быть таким, каким он хочет казаться, но не является на самом деле [Юрьева, 2012, с. 218].
Мы провели опрос студентов педагогического колледжа для выявления их отношения к виртуальному общению (в условиях малого города). Было опрошено 70 студентов, возраст которых от 18 до 22 лет. Наиболее популярной средой названа социальная сеть «ВКонтакте». 100 % опрошенных активно пользуются именно этим сетевым сервисом. Результаты опроса показали, что современных студентов привлекает виртуальное общение как модная тенденция времени, как способ быстрой комфортной коммуникации, с одной стороны, и как способ занять время, попытка справиться со скукой и одиночеством - с другой.
Научный интерес может составлять системный анализ социально-психологических особенностей личности, подверженной виртуальному общению. Виртуальное пространство предоставляет возможности для общения людям любого возраста. Проблема, нам кажется, в том, что основы межличностного поведения людей активно формируются именно в период юности, а стремительное распространение сетевых технологий приводит к упрощению общения между людьми, оно сводится к CMC, e-mail, краткому сооб-
щению в социальной сети. Юноши и девушки, отдавая предпочтение виртуальному общению, теряют возможность приобретать опыт межличностных контактов, так важных в период взросления для создания будущей семьи. Важным, на наш взгляд, является ответ на вопрос: помогает ли виртуальное общение в формировании новообразований юности: периода, возникающего в конце переходного периода от детства к взрослости, который Л.И. Божович называет «самоопределением», также описанного отечественными психологами К. Обуховским и В.Э. Чудновским как потребность в смысле жизни. В.Э. Чудновский назвал период юности «зоной особой чувствительности», так как одной из особенностей юношеского возраста является актуализация стремления «найти себя» [Вайзер, Чудновский, 2010]. Какое значение в этом поиске имеет для молодых людей виртуальное пространство?
Нельзя не отметить положительные стороны виртуального общения, они очевидны, и их проявление делает их более значимыми. Это и возможность быстро передать информацию человеку, находящемуся на большом расстоянии, быстро связаться одновременно с разным количеством людей, найти человека через сетевое взаимодействие с другими людьми и др. Но при этом можно выделить и минусы виртуального общения, которые менее заметны, а их проявления отсрочены во времени. Общение в этом случае сводится к передаче сведений, отсутствует эмоциональная сторона общения, обесценивается или сводится к минимуму личностное общение. Потеря личных социальных контактов может привести к одиночеству, коммуникативные качества не формируются. Чрезмерное увлечение виртуальным общением приводит к интернет-зависимости, упрощается письменная речь, устная речь наполняется сетевым жаргоном.
Основными социально-психологическими и возрастными характеристиками любого периода развития личности являются: социальная ситуация развития личности, ведущий вид деятельности, психические новообразования, сфера общения, параметры интеллектуального развития, эмоциональные качества личности.
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н
U
Цель нашего исследования - проанализировать социально-психологические и возрастные характеристики молодых людей в период юности, изучить социально-психологические особенности юношей и девушек, подверженных влиянию виртуального общения. Цель исследования определила следующий круг задач: уточнить понятие «виртуальное общение»; уточнить понятие «одиночество» применительно к переживанию, возникающему в процессе виртуального общения; провести экспериментальное исследование, направленное на выявление социально-психологических особенностей юношей и девушек, подверженных виртуальному общению; выявить факторы, влияющие на выбор молодым человеком социальных сетей основным средством общения; особенности индивидуального понимания виртуальной дружбы, виртуального общения; влияние виртуального общения на возникновение и преодоление чувства одиночества; особенности формирования коммуникативных качеств при виртуальном общении.
Социальная ситуация развития личности в юности характеризуется прежде всего тем, что юношам и девушкам предстоит определиться с трудовой деятельностью и занять своё место в обществе, они также должны быть подготовлены к семейной жизни и к выполнению гражданских обязанностей. В этот период происходят становление «экономической активности», освоение производственной деятельности. Это период начала трудовой биографии и создания собственной семьи. Л.И. Божович считает, что обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив являются аффективным центром жизни юноши. Если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего [Божович, 1997].
Юношество в современный период социально-экономического и политического развития нашего общества оказалось в условиях, когда идеалы прошлого не привлекают, а новые ориентиры в настоящем не определены. Самый простой и быстрый способ найти для себя ответы на волнующие вопросы - это обратиться в сеть Интернет, в которой много противоречивых мнений, бросающих людей из одной крайности в другую. Поэто-
му сегодня юношеству очень трудно выделить и усвоить нормы взрослой жизни. Отсюда - неуверенность в завтрашнем дне у многих лиц юношеского возраста.
Ведущая деятельность в юношеском возрасте-учебно-профессиональная. В юности проявляется большая избирательность в познавательной деятельности, основным мотивом которой является стремление приобрести социально значимую профессию. К числу таких профессий молодые люди относят сегодня не только юристов и экономистов, как это было 5-10 лет назад, но и профессии, связанные с информационными технологиями: программистов, системных администраторов. При этом не все в достаточной мере понимают, какие способности необходимы для овладения этими профессиями, знания каких наук требуется для того, чтобы стать профессионалом. Многие молодые люди считают, что умений, которыми владеет сегодня любой пользователь компьютера и социальных сетей, достаточно, чтобы сделать выбор в пользу профессий в информационной сфере.
Большое значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. В юношеском возрасте преодолевается психологическая зависимость от взрослых, свойственная предшествующим возрастным этапам. Но наряду с сохранением коллективно-групповых форм общения повышается значение индивидуальных контактов и привязанностей. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Повышаются требования к дружбе, усложняются её критерии.
Как отмечал И.С. Кон, юность всегда торопится, поэтому в ее языке много сокращений. Экономящих время и позволяющих (иногда в ущерб ясности) одним словом передать несколько значений. Многие слова изобретаются специально для передачи переживаний, которых взрослые не знают или которым не придают значения; такие слова непереводимы. Юность высокоэмоциональна и в то же время застенчива, сдержанна в выражении чувств [Возрастная психология..., 2001].
Интеллектуальное развитие в юности также имеет свою специфику. Появляются повышенная склонность к самоанализу, потребность разбираться
в своем характере, своих чувствах и поступках. Происходит соотнесение себя с неким идеалом, и как следствие появляется желание к саморазвитию и самовоспитанию. Проявляются самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность.
Таким образом, юность-это пора физического развития, активного социального взросления человека.
Каковы социально-психологические особенности человека, для которого социальные сети не просто средство связи, а необходимость, которая не только меняет способ общения, но и задает образ жизни? Как виртуальное общение влияет на самоопределение юношей и девушек? Для ответа на эти и другие вопросы нами разработана анкета, направленная на изучение отношения молодых людей к виртуальному общению, социальным сетям, на основании которой можно составить социально-психологический портрет юношества, обусловленный виртуальным общением.
Говоря о содержании анкеты, следует отметить, что вопросы в ней условно разделены на 6 групп по следующим параметрам.
I. Общие вопросы
1. Какими сетевыми сервисами вы пользуетесь: социальная сеть «ВКонтакте»; другая социальная сеть...
2. Сколько времени вы проводите, общаясь в социальной сети: время от времени, если нужно связаться с кем-то для быстрого решения вопроса; каждый день 1-2 часа; в течение дня всегда в online; 1-2 раза в неделю?
3. В какую группу в социальных сетях вы включены?
Получив ответы на общие вопросы, мы ожидаем подтверждения наших предположений о том, что молодые люди от 16 до 20 лет подвержены виртуальному общению, в большей или меньшей степени все общаются через социальные сети. Мы планируем сделать выводы и о том, насколько рано дети приобщаются к виртуальному пространству и каким образом происходит это знакомство. Чтобы нивелировать отрицательные последствия виртуального общения, рекомендуем учитывать возраст приобщения к социальным сетям, время, проводимое в социальных сетях.
II. Факторы, влияющие на выбор
молодым человеком социальных сетей основным средством общения
4. Где вам проще познакомиться с девушкой (юношей): в кругу других знакомых; на улице; в транспорте; в социальной сети?
5. Как вам проще высказать свое несогласие с человеком с глазу на глаз; через социальную сеть?
6. Приходилось ли вам размещать на своей странице в социальной сети не свою фотографию или созданный образ (абстрактный, животное, киногерой и др.) (да /нет)?
На наш взгляд, выбор молодыми людьми социальных сетей основным средством общения связан с поиском возможностей расширить круг общения для преодоления чувства одиночества, испытываемого в юности, неудовлетворенностью своим положением в среде сверстников и сверстников противоположного пола в том числе, неудовлетворенностью своей внешностью, желанием приблизить свое реальное Я к идеальному Я. Ответы на вопросы данной группы подтвердят или опровергнут наши предположения. III. Особенности индивидуального понимания виртуальной дружбы, виртуального общения
7. Какие ассоциации вызывает у вас понятие «виртуальный друг»?
8. С какой частью (%) виртуальных друзей вы знакомы лично?
9. Что вы испытываете, если вас «не добавили» в друзья: обиду; разочарование; комплекс неполноценности; безразличие?
10. В каких случаях вы перестанете общаться с виртуальным другом: плохо высказывается обо мне в сети; никогда не ставит лайки; никогда не шлет «подарки»; не обновляет свой фотоальбом; имеются разногласия при личном общении.
Ответы на вопросы данной группы позволят нам понять отношение к дружбе современных молодых людей.
IV. Особенности формирования коммуникативных качеств при виртуальном общении
11. Если в реальной жизни человек общительный и у него много друзей и общения, то и в социальной сети у него много виртуальных друзей (да / нет)?
<С
ч
с m
о
ь
к
щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
о я
2S
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н
U
12. Если в реальной жизни человек не общительный, то он компенсирует нехватку общения в социальных сетях, и поэтому у него много виртуальных друзей (да / нет)?
13. Общение в социальных сетях помогает вам и в жизни быть более активным (да / нет)?
Может ли виртуальное общение стать способом развития коммуникативных качеств, или это лишь иллюзия? На наш взгляд, виртуальное общение может способствовать развитию письменной коммуникации, а его роль в формировании межличностной коммуникации является спорной.
V. Отношение молодых людей к виртуальному общению как способу преодоления одиночества
14. Какие у вас ассоциации с понятием «одиночество»?
15. Как вы считаете: виртуальное общение помогает преодолеть чувство одиночества или помогает только на время забыть о состоянии одиночества?
16. Продолжите предложения:
Общение в социальных сетях помогает мне ...
Общение в социальных сетях освобождает
от...
К проблемам юношеского возраста относятся чувство одиночества и боязнь одиночества, а также кризис интимности. Чувство привязанности в этот период зависит от общих коммуникативных качеств личности. Является ли виртуальное общение способом преодоления одиночества, помогут понять вопросы следующей группы.
VI. Личные впечатления о виртуальном общении
17. В социальной сети нужно каждый день заявлять о себе (выставлять фото, менять статус, ставить лайки, писать сообщения, отправлять открытки и подарки...), чтобы о вас не забыли. Вас это утомляет (да / нет)?
18. Какие способы проявления интереса к виртуальному другу противоположного пола вы используете, общаясь в сети?
19. Вы испытываете дискомфорт, когда не знаете, кто в с вами общается в сети (т. е. не известны пол, возраст, нет фото...) (да / нет)?
На наш взгляд, это наиболее важная группа вопросов. Ответы респондентов отражают не просто их мнение (возможно, заимствованное у других), а прочувствованное, личное отношение.
Каждый параметр анкеты, которая состоит из 65 вопросов, включает в себя критерии, позволяющие проанализировать содержание ответов респондентов и получить детальную картину особенностей понимания молодыми людьми вопросов, связанных с виртуальным пространством и социальными сетями, и описать социально-психологический портрет молодого человека, подверженного виртуальному общению.
Таким образом, в связи со стремительным проникновением во все сферы жизни Интернета и социальных сетей актуальными являются исследования, направленные не только на изучение технических средств и возможностей виртуального пространства, но, главное, на изучение его влияния на человека. Важным становится изучение психологических характеристик личности, проявляющихся или формирующихся в виртуальном мире, особенно в период юности, когда происходят профессиональное самоопределение, выстраивание жизненных планов, поиск личных привязанностей.
Библиографический список
1. Баранов А.Е. Интернет-психология. Практическая психология. М.: РИОР, 2012. 264 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Изд-во Ин-та практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. 352 с.
3. Вайзер Г.А., Чудновский В.Э. Смысл жизни и акме. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 72 с.
4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия / сост. и науч. ред. B.C. Мухина, A.A. Хвостов. М.: Академия, 2001. 624 с.
5. Игнатьева Э.А. Формирование коммуникативных умений виртуального общения современной молодежи: дис. М., 2012. 198 с.
6. Юрьева Е.А. Влияние социальных сетей на социализацию и систему ценностных ориен-таций старших школьников // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 4 (22). С. 218-222.