Научная статья на тему 'Особенности процесса коммерциализации высшего образования в России'

Особенности процесса коммерциализации высшего образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1191
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерёмин В. В., Борщёва Н. Л.

Особенности процесса коммерциализации высшего образования в России Ерёмин В.В., Борщёва Н.Л. Особенности процесса коммерциализации высшего образования в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Peculiarities of the Commerce Process of Higher Education in Russia Eryomin_V._V.,_Borshyova_N._L. The sequels of the reforming education in Russia were discussed in the article. Perspectives of the formation and development unstated education. Also the problems commercialization of the higher education in Russia were discussed.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса коммерциализации высшего образования в России»

Создание комплексных образовательных программ по физической культуре, ориентированных на образовательные потребности людей старшего и пожилого возраста, будет способствовать развитию личности в период геронтогенеза, содействовать социальной и психологической адаптации человека, продлению его творческой и физической активности, улучшению функционального состояния. Старший и пожилой возраст характеризуется снижением адаптационных возможностей организма и увеличением количества заболеваний, обусловленных психоэмоциональными и структурными нарушениями в организме. Поэтому занятия физическими упражнениями с этой категорией людей должны носить в большей степени оздоровительную, лечебно-профилактическую направленность. Это предполагает особые требования к выбору средств, методов и форм организации занимающихся.

Важной особенностью в работе с людьми старшего и пожилого возраста является дифференцированный подход к использованию средств физической культуры в зависимости от характера структурных и функциональных нарушений в организме. Поэтому наряду с индивидуальной работой необходимо объединить занимающихся на основе наиболее важных показателей реактивности организма.

Регулярные занятия физической культурой и спортом у людей старшего поколения способствуют сохранению у них здоровья на долгие годы, социальной активности, творческого долголетия. Однако данная возрастная группа не охвачена организационными формами занятий по трем причинам:

- сократилось количество секций по видам спорта, групп здоровья по месту жительства, на стадионах, предприятиях и др., где люди могли бы заниматься оздоровительной физической культурой;

- подавляющее количество секций являются хозрасчетными, и довльно высокая оплата за занятия физическими упражнениями делает их для большинства людей недоступными;

- отсутствуют специально подготовленные кадры для этой сферы педагогической деятельности.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Старшее поколение» в России создана сеть экспериментальных площадок по апробации оздоровительных технологий и организационно-управленческих моделей физкультурно-оздоровительной и профилактической работы с лицами старшего возраста.

Это дает надежду на то, что государство начинает проявлять озабоченность состоянием здоровья нации и ищет пути решения этой проблемы средствами физической культуры и спорта.

Литература

1. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализация личности // Теория и практика физической культуры. 2001. № 4.

В.В. Ерёмин, Н.Л. Борщёва

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Томский политехнический университет

Во многих современных странах давно осознали, что в экономическом соревновании выйдут вперед страны не с богатыми природными ресурсами (многие африканские страны прозябают в нищете), не с большим количеством населения (Индия и Пакистан тому доказательство), а те, которые сумеют обеспечить качественный, высокий уровень образования каждому члену общества. Экономическому буму бедных полезными ископаемыми Японии, Южной Кореи, Сингапура предшествовали удачно проведенные реформы национальных систем образования. Было замечено, что если поделить число лет, проведенных за партой всем населением страны, на число всех жителей, то к 90-м гг. прошлого века население России в целом окончило девять классов, население США - первый курс, а японцы - третий курс вуза [1, с. 27].

В России кризис образования был воспринят на уровне национальной безопасности, так как состояние образования неизбежно отражается на состоянии

всего общества, обусловливает экономическую, политическую, технологическую безопасность. В этих условиях несколько изменился взгляд на образование - он стал более глубоким. Образование сегодня воспринимается не столько как передача знаний и навыков, а как осознание человеком себя и общества, как окультуривание человеческих чувств и мышления. За период национально-государственного самоопределения стало очевидным, что образование -не только «дитя» учебных заведений, это результат совместной деятельности человека и государства, всего общества; образование выполняет свою миссию лишь тогда, когда способно обеспечить интересы личности, нации, государства.

Процесс реформирования образования в наши дни явился ответом на изменившиеся современные социокультурные условия, среди которых можно отметить новую научную картину мира, изменения в традиции властных отношений, возросшее значение роли ин-

дивидуальной квалификации, обретение странами национально-государственной независимости, утверждение ценностей частной жизни и др.

Реформы образования в России опираются на принципы новой образовательной парадигмы, которая разделяет установку на равенство всех видов опыта (научного, религиозного, практико-технического, эстетического и др.), позицию диалога всех культур, устремление преодоления позиции абсолютного субъекта в образе учителя, освоение педагогами позиции посредника между учеником и культурой. Постиндустриальный этап развития, который связан с интеграционными процессами, гуманитаризацией науки, отказом от технократизма, предопределил именно такой характер изменений в образовании. Однако следует учитывать, что для России в ближайшее время более органичным будет сочетание ценностей прежней индустриальной парадигмы с новой. Тем более что традиции советской системы образования характеризуются рядом сильных сторон, которые могут быть полезными и в новых условиях. Внимательное изучение подписанного декрета о реформировании образования в США Дж. Бушем показывает, что американцы взяли на вооружение многие позиции советской системы образования [2]. Хорошо отлаженная система образования в СССР была представлена такими сильными позициями, как обеспеченность высокими стандартами образования, подготовка на основе единого общеобразовательного базиса, диплом об образовании, который гарантировал трудоустройство и уровень зарплаты.

К сожалению, первый этап реформирования образования в России свидетельствует об утрате некоторых из этих позиций. Сегодня очевидно, что реализация реформы должна привести к ситуации, когда система образования во взаимодействии с общественным развитием должна достигнуть такого положения, когда улучшение качества жизни определяется более качественным образованием.

Важнейшими направлениями развития образования в Российской Федерации сегодня определены: восстановление исторических традиций российского образования, гармонизация взаимоотношений поколений; переход от тиражирования технически подготовленных индивидов к развивающейся личности; проектирование условий для формирования образовательных потребностей различных слоев населения; создание образовательной индустрии, информационного образовательного банка и банка инвестиций в образование [3].

Становление рыночных отношений в России преобразовало все сферы общественно-хозяйственной жизни страны с разной степенью рыночных перемен. В настоящее время таким преобразованиям подвергается «второй эшелон» сфер, подлежащих частичной приватизации. Среди таких сфер ведущее место принадлежит образованию, поскольку возникновение

рынка образовательных услуг позволяет подключить неиспользовавшиеся ранее источники финансирования образовательных учреждений.

Одним из результатов развития рыночных отношений в России является возникновение сектора негосударственных образовательных учреждений с различными типами программ обучения и образовательных услуг. А это имеет особое значение в условиях перехода к рынку, так как в этих условиях изменяется роль государственного бюджета в финансировании при подготовке учащихся и специалистов, с одной стороны, объем ассигнований из государственного бюджета может быть уменьшен за счет поступлений из внебюджетных источников, с другой стороны, повышается роль государственного бюджета как регулятора фондообразующих и распределительных отношений в сфере образования.

Становление и развитие негосударственного образования на всех уровнях, функциональная трансформация образования, углубление его селективной функции, социально-дифференцирующих возможностей, актуализация задачи социальной адаптации для обучающегося поставили вопрос качества образования, оценки результатов системы высшей школы на принципиально иной, архизначимый уровень.

Рост престижа высшего образования как гаранта успешной экономической стабильности и социальной мобильности молодежи, подъем экономики, высокие требования ее частного сектора к качеству подготовки специалиста, возрастание требований к уровню квалификации привели к изменениям общественного мнения в оценке значимости качества образования как со стороны производителя, так и потребителя образовательных услуг.

Образование было выделено в качестве приоритетного направления государственной поддержки в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу», где закреплена необходимость введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) и привлечения семей к софинансированию высшего образования [4, с. 12].

В основу предлагаемой реформы механизма финансирования высшего образования на основе государственных именных финансовых обязательств положен принцип «деньги следуют за студентом». С одной стороны, каждый отдельный потребитель в большей мере может влиять на формирование предложения в сфере образовательных услуг. С другой стороны, данная система софинансирования способствует привлечению дополнительных средств в вузы, что позволяет им улучшить свою материально-техническую базу и сделать более конкурентоспособной оплату труда профессорско-преподавательского состава. Это в конечном счете приводит к повышению качества и вариативности образовательных услуг.

Переход от сметного к нормативно-подушевому финансированию позволит внести большую определенность на рынок высшего образования, избавиться от двойных стандартов государственных вузов по отношению к бюджетным и платным студентам, в частности, в вопросе установления различной стоимости обучения, дискриминации в рамках учебного процесса и т.д. Финансовые потоки должны стать более прозрачными. Повсеместное введение единого государственного экзамена поможет перенаправить финансовые потоки, существующие в настоящее время на переходе школа - вуз от вузовских репетиторов непосредственно в вуз в качестве доплаты за обучение (и частично школьным репетиторам).

Надо отметить, что за последние годы в образовательных учреждениях получили развитие не только платные формы обучения, оказание широкого спектра образовательных услуг, но и иные виды деятельности, не связанные непосредственно с образовательным процессом. К ним относятся различные платные услуги, создание учебными заведениями коммерческих организаций и участие в их деятельности, сдача в аренду закрепленных за образовательными учреждениями объектов собственности и др. Для развития такой деятельности система образования (особенно профессионального) располагает значительным материальным и особенно интеллектуальным потенциалом.

Оценка процессов развития внебюджетной деятельности неоднозначна. С одной стороны, ее развитие создает для образовательных учреждений дополнительный источник финансовых ресурсов, стабилизируя финансовое положение, в том числе системы образования в целом, и обеспечивая некоторый потенциал развития. С другой стороны, расширение коммерческой деятельности размывает и без того достаточно условные границы, которыми некоммерческая организация отделена от коммерческого, предпринимательского сектора. Увеличение доли внебюджетных поступлений ставит под сомнение некоммерческий характер сферы образования, закрепленный в действующем законодательстве. Регламентирование использования доходов от внебюджетной деятельности существенным образом, на наш взгляд, снижает заинтересованность образовательных учреждений в легальном получении таких доходов. Обратной стороной этого процесса может оказаться возрастание опасности увода внебюджетных средств в негосударственный сектор.

Принципом модернизации (совершенствования) системы финансирования образования должно стать создание условий для обеспечения:

1) возможности финансирования учебных заведений из бюджетов разных уровней на основе установленных нормативов,

2) расширенного привлечения внебюджетных средств.

Оба эти направления должны непротиворечиво сочетаться с развитием автономии учебных заведений в распоряжении финансовыми ресурсами.

Развитие дополнительных образовательных услуг, бурно начавшееся в первой половине 90-х гг., продолжается и в настоящее время. Интенсивно развиваются такие формы, как довузовская подготовка (в том числе и в неформализованном виде), дистанционное образование, очно-заочное, образование по индивидуальным программам. Активно развивается второе высшее образование. При этом появление новых образовательных практик довольно часто инициируется представителями подразделений.

Причинами развития дополнительных образовательных услуг являются как стремление вузов компенсировать недостаточное бюджетное финансирование, совпадающее с наличием платежеспособного спроса со стороны населения, так и попытки освоить перспективные виды образовательной деятельности, могущие принести отдачу (не только экономического характера) в будущем. Вместе с тем социально-экономический кризис, являющийся фоном трансформаций отечественной образовательной системы, накладывается на более глубокие социальные кризисные явления. Применительно к образовательной системе следствием последних является стремление агентов, действующих на образовательном пространстве, использовать ресурсы системы функциональным образом в целях обеспечения выживания организаций не только в ситуации экономического кризиса, но и социальной неопределенности. В отношении вузов это означает расширение возможных сфер деятельности, в том числе ранее нетипичных для профиля вуза, усиление в деятельности вузов второстепенных черт, например черт коммерческих корпораций, консультативных центров, центров этнокультурной активности.

Сложившаяся в последние годы социально-экономическая ситуация, а также создание соответствующей законодательной базы предопределили появление рынка образовательных услуг как системы экономических и организационных отношений купли и продажи специфического товара (платной образовательной услуги) в процессе удовлетворения потребностей личности и общества в образовании.

Появление в России негосударственных вузов -факт вполне закономерный и предсказуемый. Нынешнее состояние экономики не позволяет обеспечить даже простое воспроизводство деятельности высшей школы, нужны дополнительные источники ее финансирования. Они могут возникнуть только с помощью предпринимательской инициативы. По официальным данным, уже сейчас доля платных образовательных услуг, предоставляемых негосударственными вузами, составляет около 10 % их общего объема, а в дальнейшем она будет расти [5].

Для негосударственных образовательных учреждений характерен более высокий, чем для государ-

ственных вузов, уровень коммуникаций, диктуемый постоянной необходимостью активно формировать спрос на услуги и конкурировать на рынке. Мотивация выбора абитуриентами негосударственного образовательного учреждения следующая: более высокая вероятность поступления в вуз за счет фактического отсутствия конкурса; стремление получить престижную специальность (экономика, юриспруденция, менеджмент, лингвистика, психология); недостаточная подготовка абитуриентов для поступления в престижный государственный вуз на бюджетной основе; стремление получить высокое качество образования, обеспечивающее конкурентоспособность на рынке труда (в некоторых вузах, предоставляющих платные образовательные услуги, можно получить образование более качественное, чем в государственных вузах, действующих на бюджетной основе).

Формирование нового для России рынка образовательных услуг, его сегментирование определяются параллельным функционированием государственной (бюджетной) и негосударственной (внебюджетной) систем образования. Субъектами регионального рынка платных образовательных услуг являются государственные вузы в лице платных отделений, негосударственные вузы и самостоятельно хозяйствующие субъекты - внебюджетные филиалы государственных и негосударственных вузов (присутствие последних на рынке образовательных услуг характерно в основном для регионов страны, отдаленных от столицы).

Практическое освоение рынка образовательных услуг, начатое негосударственными образовательными учреждениями, становится важным и для государственных образовательных учреждений. Федеральные и региональные органы власти и управления не могут обеспечить требуемую материальную поддержку образованию, оказавшись в стороне от согласования спроса и предложения на образовательные услуги. Особенно заметно это в сфере высшего и дополнительного профессионального образования в регионах.

Деятельность негосударственного образовательного учреждения, предоставляющего платные образовательные услуги, находясь в государственной системе высшего и дополнительного профессионального образования, регламентируется на внутривузовском, региональном и федеральном уровнях [6]. Причем на каждом из этих уровней действуют различные инструменты государственного регулирования: нормативноправовые и экономические - на федеральном и региональном уровнях; контроль качества и содержания учебного процесса (лицензирование, аттестация, аккредитация) - на федеральном и внутривузовском уровнях; общественные - на региональном уровне.

Оптимальное развитие негосударственных вузов в регионе возможно только при создании действенных государственно-общественных форм и механизмов управления ими. При этом необходимо реализовать комплекс мер по организации информационного обеспечения платных образовательных услуг, совершенствованию правовых и экономических условий образовательной деятельности с полным возмещением затрат на нее, обеспечению государственной гарантии качества всех предлагаемых платных образовательных услуг.

Одной из ключевых проблем негосударственных вузов является качество образования. Управление качеством образования необходимо рассматривать как национальную, общеуправленческую и социально-педагогическую задачу развития высшего образования, выполнение которой возможно только с использованием государственного регулирования и регламентирования платных образовательных услуг.

Экономические инструменты являются важнейшими в государственном регулировании деятельности негосударственных вузов.

Изучение регулирующих функций государства показывает, что они должны быть приведены в соответствие с реальными тенденциями, складывающимися в сфере развития высшего и дополнительного профессионального образования в регионах. Тенденция развития высшего образования в России в современных условиях отражает потребность в повышении статуса региональных негосударственных вузов, способных оказывать качественные и высококвалифицированные платные образовательные услуги местному населению, не имеющему возможностей обучаться за пределами региона. В связи с этим со стороны государства и вузов должны быть реализованы соответствующие управленческие меры, стимулирующие решение данной задачи.

В целях совершенствования механизмов государственного регулирования в сфере высшего и дополнительного профессионального образования как одной из приоритетных отраслей необходимо решить следующие задачи: создать условия для благоприятного инвестиционного климата; включить в себестоимость платных образовательных услуг средства, направляемые на культурно-воспитательную работу со студентами, являющуюся неотъемлемой частью учебного процесса; создать правовую базу, способствующую появлению исключительно достоверной информации о платных образовательных услугах; освободить организации, оказывающие образовательные услуги, от уплаты всех видов налогов.

Литература

1. Аванесов В. Куда ведут реформы образования? // Народное образование. 2001. № 5.

2. Широбоков С. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста: опыт США. - Режим доступа: Мр://!1Ьгагузри.ги/

3. Приложение к приказу Минобразования России № 393 от 11.02.2002 г. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» // СЗ РФ. 2002. № 27. Ст. 727.

4. Багаутдинова Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. М., 2003.

5. Российское образование в 2004 году. Аналитический обзор // Официальный сервер Министерства образования РФ: http://www.ed. gov.ru/obzor.ru

6. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г. (ред. от 22 августа 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1797; СЗ РФ. 15.01.1996 г. № 3. Ст. 150.

В.И. Кардашов

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Восточно-Сибирский институт туризма, г. Красноярск

Теоретическая база мотивации деятельности человека или, в широком понимании, персонала в организации сложилась исторически, эволюционно и достаточно проработана. В то же время следует отметить, что в соответствии с уровнем социально-экономического, культурного развития общества изменяются мотивы, запросы, стимулы людей. Поэтому понимание, оценка, развитие процессов мотивации персонала всегда актуальны.

Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана для нее модель мотивации персонала, которая адекватна задачам управления. Ведь мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей. Существуют конкретные модели мотивации, апробированные на предприятиях. Это модели материальной мотивации, профессионального и должностного роста, модели моральных стимулов, социально-натуральных мотиваторов, а также модель социальных мотиваторов. Совершенствование мотивационных систем призвано на практике обеспечить повышение социальной и творческой активности работников предприятий различных организационно-правовых форм собственности, объединение, а не разделение интересов в решении конкретно поставленных задач. Первичные потребности часто удовлетворяются с помощью денег. Но деньги побуждают к действиям (по оценкам западных специалистов) лишь 30-50 % работников. Остальных побуждают к действию более возвышенные потребности: в знаниях, авторитете, творчестве. Людьми движут нравственные идеалы, великие цели, моральные убеждения, привычки, традиции, мода и т.д.

Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить свои потребности посредством трудовой деятельности. Мотивация подчиненных имеет огромное значение. Путем умелого сотрудничества с подчиненными можно добиваться высоких результатов. Мотивация деятельности является важным фактором результативности работы. Мотивировать человека - значит затронуть наиболее важные для него интересы и дать ему возможность реализовать их в процессе работы. Интерес - это избранное отношение личности к объектам в зависимости от их значимости. Для мотивации человека необходимо, чтобы каждый работник организации был знаком с успехом. Успех - это реа-

лизованная задача. Успех без признания приводит к разочарованию. В узком смысле слова мотивируемая деятельность - это свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов. В мотивируемой деятельности человек сам определяет меру своих действий в зависимости от внутренних побуждений и условий внешней среды.

Процесс мотивации людей осуществляется материальными (экономическими) и нематериальными (неэкономическими) методами. Резкое изменение экономической ситуации в нашей стране, возникновение рыночных отношений повлияли на систему ценностей. Так, возникновение более широких возможностей приводит к возрастанию роли денег. Это не могло не повлиять на совокупность мотивационных установок, когда на первый план выходят материальные потребности, а профессиональные интересы занимают второстепенные места.

Кроме того, роль денег возрастает и потому, что в настоящее время у значительного большинства российских работников не полностью реализованы физиологические потребности, которые удовлетворяются с помощью денег.

Одной из основных форм материального поощрения является заработная плата. Сущностью зарплаты является то, что она выступает ценой рабочей силы на рынке труда, материально-вещественным воплощением, которым является стоимость предметов потребления, услуг, налогов и других платежей, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы. Государственное районное регулирование зарплаты и доходов населения осуществляется на основе районных коэффициентов и северных надбавок. Инструментом дифференциации зарплаты по сложности труда являются тарифные сетки.

В условиях рыночной экономики российские предприятия сферы бизнеса внедряют опыт зарубежных фирм по мотивации персонала, предлагая в дополнение к заработной плате систему поощрительных бонусов, заинтересовывая в получении прибыли, участии в акционерном капитале.

Многие предприятия выделяют из прибыли средства для программ дополнительного медицинского и пенсионного страхования, оплаты учебы работников, членов их семей, оплаты путевок на отдых и лечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.