Научная статья на тему 'Особенности процедуры изменения статуса акционерных обществ на публичные и непубличные общества'

Особенности процедуры изменения статуса акционерных обществ на публичные и непубличные общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОАО / ЗАО / ООО / ОДО / ПУБЛИЧНЫЕ И НЕПУБЛИЧНЫЕ ОБЩЕСТВА / ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ / УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанов Я.А., Аммосов К.М.

В статье описаны особенности процедуры изменения статуса акционерных обществ на публичные и не публичные общества, а также приведены условия изменения статуса акционерных обществ, приведен перечень документов, необходимых для переоформления, указаны причины упразднения акционерных обществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности процедуры изменения статуса акционерных обществ на публичные и непубличные общества»

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

249

КФХ «Родничок», но они потребовали уточнения. Это вполне закономерно, поскольку динамику поступления денежных средств предприятий АПК в условиях нестабильной экономики России достаточно сложно прогнозировать. Поэтому, на наш взгляд, более перспективным является адаптивнорациональный подход, рамки которого формирование прогнозных оценок в результате совместного использования адаптивных моделей и процедур экспертного оценивания [3].

Список литературы:

1. Давнис В.В., Тинякова В.И. Адаптивные модели: анализ и прогноз в экономических системах: монография. - Воронеж, 2006.

2. Сафонова Н.А., Тимофеева Н.Ю. Оптимизация денежных потоков предприятия: теоретические основы и прикладные аспекты // Современная экономика: проблемы и решения. - 2013. - № 9 (33). - С. 122-138.

3. Тинякова В.И. Модели адаптивно-рационального прогнозирования экономических процессов: монография. - Воронеж, 2008.

4. Тинякова В.И., Тимофеева Н.Ю. Управление денежными потоками предприятий: проблемы и методы // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2013. - № 2. - С. 93-97.

5. Тинякова В.И., Тимченко О.В. О роли прогнозирования в финансовом менеджменте // Современная экономика: проблемы и решения. - 2010. -№ 8. - С. 155-163.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СТАТУСА АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ НА ПУБЛИЧНЫЕ И НЕПУБЛИЧНЫЕ ОБЩЕСТВА

© Степанов Я.А.*, Аммосов К.М.*

Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье описаны особенности процедуры изменения статуса акционерных обществ на публичные и не публичные общества, а также приведены условия изменения статуса акционерных обществ, приведен перечень документов, необходимых для переоформления, указаны причины упразднения акционерных обществ.

Ключевые слова: ОАО, ЗАО, ООО, ОДО, публичные и непубличные общества, гражданский кодекс РФ, учредительные документы, ценные бумаги.

* Студент. Научный руководитель: Конторусова С.С., доцент кафедры Экономики и управления производством, кандидат экономических наук.

250 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

В России с 1 сентября 2014 года были упразднены акционерные общества, так они будут делиться на публичные и непубличные компании. Согласно изменениям в Гражданском кодексе РФ, с 1 сентября 2014 года вводятся три формы акционерного общества:

- Публичное акционерное общество (публичное АО);

- Акционерное общество (АО);

- Общество с ограниченной ответственностью (ООО) [2].

Перерегистрации ЗАО и ОАО в сжатые сроки не будет. Документы будут меняться по мере перерегистрации обществ. Хотя закон и не требует, чтобы компания поменяла учредительный документ и наименование сразу после 1 сентября, затягивать с переименованием не стоит. После 1 сентября название предприятия не будет соответствовать новым требованиям законодательства и в будущем это может вызвать проблемы в работе с контрагентами.

Чтобы не было расхождений с договорами, заключенными до внесения изменений, можно оформить с контрагентами дополнительные соглашения.

Для того чтобы изменить статус организации нужно сдать в налоговую инспекцию следующие документы:

- заявление по форме № Р13001, утвержденное приказом ФНС России от 25 января 2012 года;

- новую редакцию устава в двух экземплярах;

- протокол общего собрания акционеров.

При этом госпошлину уплачивать, согласно закону, не нужно.

Учредительные документы можно будет привести в соответствие с новыми нормами при первом изменении документов. ЗАО будет необходимо исключить из названия слово «закрытое».

После внесения изменений в учредительные документы компания должна будет:

- изменить название и печати;

- переоформить банковские счета;

- предупредить партнеров.

ОАО и ЗАО ликвидировали в связи с внесением поправок в Гражданский кодекс РФ(часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп. с 01.09.2014). Согласно внесенным изменениям, теперь закрытые и открытые акционерные общества (ЗАО и ОАО), а также общества с дополнительной ответственностью (ОДО) преобразуются публичные и непубличные компании:

- публичное АО - общество, акции которого публично размещаются на рынке ценных бумаг (пункт 1 ст. 66.3 ГК РФ) Такие компании теперь обязаны указывать в уставе и в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), что являются публичными. Этим организациям нужно будет сменить наименование с «Открытое акционерное общество» на «Публичное акционерное общество».

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

251

- непубличное АО - общество, акции которого не размещаются на рынке ценных бумаг. При этом ООО считается непубличной организацией (пункт 2 ст. 66.3 ГК РФ).

Также упразднена такая форма организации как общество с дополнительной ответственностью (ОДО). С 1 сентября 2014 года к ОДО будут применяться положения об открытом акционерном обществе [3].

Согласно внесенным изменениям, государство увеличивает контроль над АО. Теперь все компании будут вынуждены проходить обязательный ежегодный аудит. Раньше согласно статье 5 Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» ежегодный обязательный аудит предусматривался только для ОАО. В соответствии с новыми поправками Гражданского кодекса РФ, для всех без исключения акционерных обществ вводится обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

С 1 сентября в компании может быть два и более генеральных директоров. Они могут действовать совместно либо независимо друг от друга, но в уставе должны быть прописаны обязанности каждого из директоров. При этом главный бухгалтер может быть только один [2].

Также с 1 сентября 2014 года при передаче не денежных вкладов в уставный капитал организации необходимо будет получить отчет независимого оценщика. Привлекать оценщика нужно только при оплате уставного капитала акционерных компаний, а в случае с ООО - только при внесении не денежных вкладов свыше 20 000 рублей. За нарушение этого правила компаниям грозит штраф на сумму 10 000 рублей.

За неисполнение обязанности смены ОПФ предусмотрена административная ответственность - штраф (от 700 тыс. до 1 млн. рублей на организацию), дисквалификация для должностных лиц. Кроме того, не менее актуальной является ответственность органов управления АО перед обществом, т.е. возмещение убытков, причиненных несвоевременной передачей реестра акционеров.

Такая форма, как ЗАО, не оправдала себя, поскольку практически полностью дублировала ООО. В отличие от ранее предпринятых подобных реформ специально переоформлять документы уже существующих ОАО, ЗАО и ООО не нужно. Это будет произведено заодно с первым же изменением учредительных документов. Никакими сроками по этому поводу закон предпринимателей не ограничивает. А вот новые ЗАО с 1 сентября учредить уже не удастся [1].

Усложняется процедура принятия решений в акционерных обществах. Принятие решений акционерами или участниками и их состав теперь должны будут подтверждаться нотариусом или регистратором и обеспечивается достоверность даты принятия решения и его содержания, должен будет устанавливаться круг лиц, ответственных за достоверность сведений в протоколе. Для АО будет обязателен ежегодный аудит.

252 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Таким образом, с введением от 1 сентября 2014 года закона о переходе акционерных обществ на публичные и непубличные общества, государство получило возможность более тщательно следить за деятельностью данных организаций.

Список литературы:

1. Официальный сайт Бизнес-сообщества «Регформ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://regfornm.m/companies/1/ (дата обращения:

11.12.2014) .

2. Официальный сайт ИД «Аргументы и факты» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://corp.aif.ru/page/4 (дата обращения: 11.12.2014).

3. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/about/ (дата обращения:

11.12.2014) .

4. Официальный сайт «Российская Газета» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/09/01/actionernye-obschestva.html/ (дата обращения: 12.12.2014).

5. Официальный сайт «Юрсейв» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jursave.ru/arhiv-news/news_post/novoe-v-zakonodatelstve-ob-akcio-nernyh-obschestvah-chto-delat/ (дата обращения: 12.12.2014).

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

© Трифанова А.О.*

Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, г. Краснодар

Регион можно считать реально существующим, если он создает организационную основу для экономики. В общем значении можно допустить, что экономический регионализм представляет собой совокупность процессов воспроизводства, базирующихся на специфике территориальной структуры экономики, культурных форм, природных и трудовых ресурсов. Становление целостных механизмов и структур воспроизводства в процессе развития формируют регионы разного уровня сложности, которые могут локализоваться на тех или иных участках территории.

Ключевые слова стратегия, развитие региона, стратегическое планирование, стратегическое управление.

Стратегия экономического развития регионов - это система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономи-

Аспирант кафедры Экономики и менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.