Научная статья на тему 'Корпоративное управление в непубличных компаниях согласно изменениям в Гражданском кодексе РФ'

Корпоративное управление в непубличных компаниях согласно изменениям в Гражданском кодексе РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1623
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПУБЛИЧНЫЕ КОМПАНИИ / НЕПУБЛИЧНЫЕ/ЧАСТНЫЕ КОМПАНИИ / СЕМЕЙНЫЕ КОМПАНИИ / ПАРТНЕРСКИЕ КОМПАНИИ / АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА / CORPORATE MANAGEMENT / PUBLIC COMPANIES / NON-PUBLIC/PRIVATE COMPANIES / FAMILY-OWNED COMPANIES / PARTNERSHIPS / JOINT-STOCK COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батаева Бэла Саидовна

В статье рассматриваются организационно-правовые формы российских корпораций в связи с изменениями в Гражданском кодексе Российской Федерации от 2014 г., согласно которым упраздняются закрытые и открытые акционерные общества (АО) (они должны быть перерегистрированы в публичные и непубличные акционерные общества). Согласно новой классификации с 1 сентября 2014 г. юридические лица делятся на унитарные и корпоративные по принципу членства. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (правом членства) и формируют их высший орган, являются корпоративными организациями (корпорациями). К корпорациям отнесены все коммерческие юридические лица (за исключением унитарных предприятий), а также ряд некоммерческих [потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы) и пр.].По новым правилам корпорации, в свою очередь, делятся на публичные и непубличные: публичные АО схожи с существовавшими ранее ОАО; к непубличным отнесены ЗАО, ОАО и ООО. Деление основано на наличии или отсутствии листинга на фондовой бирже. По сути, коммерческие непубличные корпорации это частные компании, принадлежащие ограниченному кругу лиц. В статье отдельное внимание уделяется режимам правового регулирования для публичных и непубличных обществ. Публичные корпорации в вопросах создания и организации органов корпоративного управления четко следуют требованиям корпоративного законодательства. В непубличных обществах участники корпорации имеют право выбора и возможность устанавливать правила поведения: выбирают самостоятельно вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета; определяют необходимость создания коллегиальных исполнительных органов, введения независимых директоров и создания комитетов в составе совета директоров исходя из принципа целесообразности и пр. Освещаются нововведения Гражданского кодекса Российской Федерации. Относительно корпоративного управления в непубличных обществах нововведения касаются: правомочности определения объема полномочий участников иным способом, кроме как пропорционально их долям в уставном капитале; необходимость удостоверения решений непубличного общества нотариусом и др. И в публичных, и в непубличных обществах предусмотрена возможность назначения нескольких единоличных исполнительных органов.В статье также дается экспертное видение относительно наиболее вероятных направлений развития корпоративного управления в непубличных российских компаниях на ближайшую перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE MANAGEMENT IN NON-PUBLIC COMPANIES UNDER THE CHANGES IN THE CIVIL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the legal form of Russian corporations in connection with the changes in the Civil code of the Russian Federation of 2014, according to which closed and «opened» (verbatim translation from Russian of the term, previously used) joint stock companies are discontinued (they must be re-incorporated as non-public and public joint stock companies). According to the new classification, starting from September, 1, 2014, legal entities are divided, according to membership, into unitary and corporate ones. Legal entities, the incorporators (members) of which have the right to participate in managing their operation (the right of membership) and form the supreme body, are corporate organizations (corporations). Corporations cover all commercial legal entities (except for unitary enterprises), as well as a number of non-profit ones [consumer cooperatives, public organizations, associations (unions), etc.].Under the new regulations corporations, in their turn, are subdivided into public and non-public companies: public joint-stock companies are analogous to pre-existing JSCs which were previously termed «opened» (verbatim); closed JSCs, so-called «opened» JSCs, and limited liability companies (LLC) are attributed to non-public companies. The division is based on the presence or absence of a listing on a stock exchange. In fact, commercial non-public corporations are private companies owned by a limited number of individuals.Special attention is paid to the modes of legal regulation for public and nonpublic companies. In the creation and organization of corporate governance bodies public corporations strictly observe the requirements of corporate law. In non-public companies, the corporate members have the right of choice and the ability to establish rules of conduct: they independently choose the issues related to the supervisory board's competence; basing on the principle of expediency they determine the need for the creation of collective executive bodies, the introduction of independent directors and the establishment of committees within the Board of Directors, etc.The work highlights the innovations of the Civil Code of the Russian Federation. With regard to corporate management in non-public companies innovations cover: the competence of determining the scope of members' authority in a way other than in proportion to their shares in the authorized capital; the need for notarization of non-public company's decisions, etc. Both public and non-public companies provide for the appointment of several sole executive bodies.The article also provides an expert opinion on the most likely development trends of corporate management in non-public Russian companies in the near future.

Текст научной работы на тему «Корпоративное управление в непубличных компаниях согласно изменениям в Гражданском кодексе РФ»

УДК 658.114.5:334.722.8 (045)

Корпоративное управление в непубличных компаниях согласно изменениям в Гражданском кодексе РФ

БАТАЕВА БЭЛА САИДОВНА, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Корпоративное управление» Финансового университета E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются организационно-правовые формы российских корпораций в связи с изменениями в Гражданском кодексе Российской Федерации от 2014 г., согласно которым упраздняются закрытые и открытые акционерные общества (АО) (они должны быть перерегистрированы в публичные и непубличные акционерные общества). Согласно новой классификации с 1 сентября 2014 г. юридические лица делятся на унитарные и корпоративные по принципу членства. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (правом членства) и формируют их высший орган, являются корпоративными организациями (корпорациями). К корпорациям отнесены все коммерческие юридические лица (за исключением унитарных предприятий), а также ряд некоммерческих [потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы) и пр.].

По новым правилам корпорации, в свою очередь, делятся на публичные и непубличные: публичные АО схожи с существовавшими ранее ОАО; к непубличным отнесены ЗАО, ОАО и ООО. Деление основано на наличии или отсутствии листинга на фондовой бирже. По сути, коммерческие непубличные корпорации - это частные компании, принадлежащие ограниченному кругу лиц. В статье отдельное внимание уделяется режимам правового регулирования для публичных и непубличных обществ. Публичные корпорации в вопросах создания и организации органов корпоративного управления четко следуют требованиям корпоративного законодательства. В непубличных обществах участники корпорации имеют право выбора и возможность устанавливать правила поведения: выбирают самостоятельно вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета; определяют необходимость создания коллегиальных исполнительных органов, введения независимых директоров и создания комитетов в составе совета директоров исходя из принципа целесообразности и пр. Освещаются нововведения Гражданского кодекса Российской Федерации. Относительно корпоративного управления в непубличных обществах нововведения касаются: правомочности определения объема полномочий участников иным способом, кроме как пропорционально их долям в уставном капитале; необходимость удостоверения решений непубличного общества нотариусом и др. И в публичных, и в непубличных обществах предусмотрена возможность назначения нескольких единоличных исполнительных органов.

В статье также дается экспертное видение относительно наиболее вероятных направлений развития корпоративного управления в непубличных российских компаниях на ближайшую перспективу. Ключевые слова: корпоративное управление, публичные компании, непубличные/частные компании, семейные компании, партнерские компании, акционерные общества.

Corporate Management in Non-Public Companies Under the Changes in the Civil Code of the Russian Federation

BATAYEVA BELA S., Doctor of Economic Sciences, Docent, Professor of the Chair «Corporate Management», Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: [email protected]

Abstract. The article discusses the legal form of Russian corporations in connection with the changes in the Civil code of the Russian Federation of 2014, according to which closed and «opened» (verbatim translation from Russian of the term, previously used) joint stock companies are discontinued (they must be re-incorporated as non-public and public joint stock companies). According to the new classification, starting from September, 1, 2014, legal entities are divided, according to membership, into unitary and corporate ones. Legal entities, the incorporators (members) of which have the right to participate in managing their operation (the right of membership) and form the supreme body, are corporate organizations (corporations). Corporations cover all commercial legal entities (except for unitary enterprises), as well as a number of non-profit ones [consumer cooperatives, public organizations, associations (unions), etc.]. Under the new regulations corporations, in their turn, are subdivided into public and non-public companies: public joint-stock companies are analogous to pre-existing JSCs which were previously termed «opened» (verbatim); closed JSCs, so-called «opened» JSCs, and limited liability companies (LLC) are attributed to non-public companies. The division is based on the presence or absence of a listing on a stock exchange. In fact, commercial non-public corporations are private companies owned by a limited number of individuals.

Special attention is paid to the modes of legal regulation for public and nonpublic companies. In the creation and organization of corporate governance bodies public corporations strictly observe the requirements of corporate law. In non-public companies, the corporate members have the right of choice and the ability to establish rules of conduct: they independently choose the issues related to the supervisory board's competence; basing on the principle of expediency they determine the need for the creation of collective executive bodies, the introduction of independent directors and the establishment of committees within the Board of Directors, etc.

The work highlights the innovations of the Civil Code of the Russian Federation. With regard to corporate management in non-public companies innovations cover: the competence of determining the scope of members' authority in a way other than in proportion to their shares in the authorized capital; the need for notarization of non-public company's decisions, etc. Both public and non-public companies provide for the appointment of several sole executive bodies. The article also provides an expert opinion on the most likely development trends of corporate management in non-public Russian companies in the near future.

Keywords: corporate management, public companies, non-public/private companies, family-owned companies, partnerships, joint-stock companies.

Прошедший 2014 г. ознаменовался значительными событиями, повлиявшими на корпоративное управление. Были приняты поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), установившие четкое деление между двумя типами хозяйственных обществ, и новый Кодекс корпоративного управления1. Эти нововведения в силу своего недавнего возникновения еще не получили осмысления в научной литературе и определили необходимость написания данной статьи.

Организационно-правовые формы непубличных компаний. В мае 2014 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации2,

1 URL: http://www.nand.ru/professional-information/corporate-governance-code/ (дата обращения: 05.03.2015).

2 Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162608/ (дата обращения: 05.03.2015).

которые вступили в силу с 01.09.2014. Согласно изменениям принята новая классификация юридических лиц, которые подразделяются на коммерческие и некоммерческие. В ст. 50 ГК РФ сказано, что «юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий» (гл. 4 «Юридические лица», § 1). Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости и пр. Создание юридических лиц в формах, не поименованных в ГК РФ, с сентября 2014 г. стало невозможно.

Юридические лица по новой классификации делятся на унитарные и корпоративные (гл. 4,

ст. 65 ГК РФ). К корпорациям отнесены все коммерческие юридические лица (за исключением унитарных предприятий), а также ряд некоммерческих [потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в соответствующий государственный реестр, общины коренных малочисленных народов].

Согласно новым правилам хозяйственные общества, относящиеся к корпорациям, делятся на публичные и непубличные. Деление основано на наличии или отсутствии листинга на фондовой бирже. Согласно п. 1 ст. 66.3 ГК РФ «публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным» [1].

Иными словами, новая редакция устраняет деление обществ на закрытые (ЗАО) и открытые акционерные общества (ОАО), из числа возможных форм хозяйственных обществ исключается общество с дополнительной ответственностью (ОДО)3. Публичные АО схожи с существовавшими ранее ОАО. ЗАО, ОАО и ООО отнесены к непубличным корпорациям в соответствии с п. 2 ст. 66.3 ГК РФ. Состав непубличных корпораций разнообразен, к ним относятся коммерческие и некоммерческие организации. По сути, коммерческие непубличные корпорации — это частные компании, принадлежащие ограниченному кругу лиц.

Новая редакция Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает разные режимы правового регулирования для публичных и непубличных обществ. Публичные общества регулируются императивными нормами, а непубличные — диспозитными. Это означает, что у публичных обществ незначительная свобода в выборе внутрикорпоративной самоорганизации. В непубличных обществах участники

3 Пока в Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не внесены поправки, в нем прописана прежняя классификация: закрытые и открытые общества.

корпорации имеют право выбора и возможность устанавливать правила поведения. Они могут по своему усмотрению выбирать вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета, создавать коллегиальные исполнительные органы, им не нужно вводить независимых директоров и создавать комитеты в составе совета директоров и т. д. Непубличные компании не подпадают под требование регулятора. Вопросы распределения прибыли и другие важные вопросы в непубличных компаниях остаются в компетенции общего собрания, однако усложняется порядок заверения решений общего собрания акционеров. Согласно новым поправкам ч. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ необходимо нотариальное удостоверение протоколов общих собраний, если иное не указано в уставе общества.

У непубличных корпораций ограниченный и фиксированный состав участников (участие в хозяйственных обществах, не торгующихся на бирже, основано на акциях, участие в ООО — на доле в уставном капитале). Возможность контролировать состав своих участников в них реализуется с помощью специальных механизмов (например, преимущественное право покупки доли, получение согласия других участников на переход доли участника к третьим лицам).

Изменения в ЗАО, ОАО и ООО в соответствии с п. 2 ст. 66.3 «Публичные и непубличные общества» Гражданского кодекса Российской Федерации. Публичные АО (ПАО) должны зафиксировать свою новую форму в уставных документах и ЕГРЮЛ путем прибавления к наименованию организации слова «публичное». Организации, получившие статус «непубличных», будут просто именоваться как «акционерное общество».

ЗАО и ОАО меняются на публичные и непубличные акционерные общества следующим образом:

• «в наименовании ЗАО исключить слово «закрытое», оставив только «акционерное общество»;

• в наименовании ОАО заменить слово «открытое» на «публичное»;

• наименование ОДО изменить на ООО;

• уведомить контрагентов об изменении наименования;

• заменить печать;

• внести изменения в трудовые договоры, лицензии;

• переоформить банковский счет компании;

• внести изменения везде, где фигурировало старое наименование» [2].

Однако изменениям подвергаются не только названия. В отношении всех публичных и непубличных АО устанавливаются следующие общие требования:

• «обязанность передать ведение реестра независимым регистраторам, вне зависимости от количества акционеров (ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой ГК РФ»);

• для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общество должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ);

• обязательная регистрация ценных бумаг;

• необходимость раскрывать информацию о деятельности общества (для публичных компаний уровень транспарентности выше);

• наличие контроля за деятельностью общества со стороны госрегулятора (Центробанка РФ)» [3].

К ОДО, созданным ранее, применяются положения ГК РФ об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 87-90, 92-94), а к ЗАО — нормы гл. 4 ГК РФ об акционерных обществах.

Особенности в области корпоративного управления публичных и непубличных компаний. Согласно новым правилам существенно отличаются полномочия участников публичных и непубличных обществ. В разъяснениях относительно изменений ГК РФ приведен перечень действий, которые правомочны совершать участники непубличных обществ и неправомочны — участники публичных обществ:

• «определять объем полномочий участников иным способом, кроме как пропорционально их долям в уставном капитале (п. 1 ст. 66 ГК РФ);

• предусматривать в уставе порядок управления обществом, отличающийся от установленного законом (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ, п. 5 ст. 97 ГК РФ);

• требовать через суд исключения другого участника общества из его состава (п. 1 ст. 67 ГК РФ);

• ограничивать число, суммарную номинальную стоимость акций или максимальное число голосов, принадлежащих одному акционеру (п. 5 ст. 97 ГК РФ, п. 5 ст. 99 ГК РФ);

• предусматривать в уставе необходимость получения согласия на отчуждение акций (п. 1 ст. 67.2 ГК РФ, п. 5 ст. 97 ГК РФ);

• предусматривать в уставе преимущественное право приобретения акций, кроме дополнительно выпускаемых акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ, п. 5 ст. 97 ГК РФ, п. 3 ст. 100 ГК РФ)» [4].

Еще одним нововведением ГК РФ является возможность назначения в обществе нескольких единоличных исполнительных органов (п. 1 ст. 53 ГК РФ; п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). В п. 3. ст. 65.3 сказано: «в корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т. п.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий п. 1 ст. 53). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое, так и юридическое лицо. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т. п.). К компетенции указанных в настоящем пункте органов корпорации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа и созданного в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи коллегиального органа управления».

Поскольку в ГК РФ не сказано, как распределяются полномочия между несколькими лицами, представляющими совместно один исполнительный орган, или несколькими исполнительными органами, эксперты рекомендуют предусмотреть компетенции каждого директора в уставе общества. В случае совместного причинения убытков все директора будут нести солидарную ответственность по аналогии с коллегиальным органом управления (п. 4 ст. 53.1 ГК РФ). Введение нескольких директоров основано на западном опыте, например Германии, где назначение нескольких директоров является обязательным.

Важное отличие касается и необходимости удостоверения решений непубличного общества нотариусом. Согласно п. 3 ст. 67.1 ГК РФ «решение и состав общего собрания участников общества удостоверяются лицом, осуществляющим

ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии» [1]. Для непубличного общества предусмотрено два варианта удостоверения решения и состава общего собрания участников: «путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии» [1]. С этой целью к 1 сентября 2014 г. Федеральная нотариальная палата подготовила Пособие по удостоверению нотариусом принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии. В непубличных АО, состоящих из одного лица, нотариальное заверение не требуется согласно разъяснению Банка России (п. 5 письма Банка России от 18 августа 2014 г. № 06-52/6680).

Изменения коснулись и статуса директора. Если раньше директор считался органом общества, то теперь он считается представителем общества (п. 1 ст. 53 ГК РФ).

Практика корпоративного управления в непубличных корпорациях. В настоящее время непубличные корпорации составляют подавляющее большинство российских компаний (непубличные АО и ООО составляют до 95% от общего числа коммерческих организаций). В стране тысячи непубличных крупных (с оборотом более 150 млн долл.) и средних (с оборотом более 10 млн долл.) компаний, тогда как публичных лишь несколько десятков. Примерами непубличных российских корпораций являются ОАО «РЖД», ОАО «СУЭК», ОАО «ОХК «Уралхим», ООО УК «Металлоинвест», АО МХК «ЕвроХим», АО «Техснабэкспорт» и многие другие. Эксперты выделяют непубличные компании с государственным участием (так называемые квазипубличные компании) и частные компании (включающие партнерские, семейные и родовые).

Структура владения непубличных компаний очень разнообразна. В одной из самых крупных непубличных компаний ОАО «РЖД» 100% акций принадлежит Российской Федерации, а полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации. В частной корпорации ОАО «СУЭК» основной владелец по состоянию на май 2014 г. — предприниматель А. И. Мельниченко, он же председатель совета директоров. В другой частной компании из приведенного выше

списка — ОАО «ОХК «Уралхим», по данным газеты «Ведомости», 86% акций принадлежит основному акционеру, председателю Совета директоров Д. А. Мазепину, 7% находится во владении А. Же-ребцова и еще 7% распределено между топ-менеджерами.

Среди непубличных компаний в западной практике, помимо компаний с государственным участием, выделяют частные, партнерские, семейные (родовые). Вопрос о необходимости корпоративного управления в непубличных компаниях до сих пор является дискуссионным. Существует мнение о том, что для непубличных компаний корпоративное управление не нужно, так как они не обладают такими признаками корпорации, как «открытость» (отсутствие уставных ограничений для акционеров на продажу акций), «публичность» (ценные бумаги обращаются на бирже и общество раскрывает информацию) и «распыленность владения». Как было показано выше, непубличные компании имеют возможность контроля состава участников.

По мнению некоторых экспертов, корпоративное управление станет особенно актуально в ближайшие годы в связи с предстоящей сменой собственников в непубличных корпорациях, созданных на заре перестройки 20 лет назад. Данные компании условно можно разделить на две группы: первую группу составляют компании, которыми владеют несколько партнеров, вторую группу — компании с существенным концентрированным владением.

В первой группе компаний существует необходимость выстраивания системы корпоративного управления в связи с проблемами передачи бизнеса их наследникам. Поскольку невелика вероятность того, что дети партнеров будут тоже работать как партнеры, для таких компаний вероятны три стратегии развития: трансформация в семейные компании; превращение в публичные компании и размывание доли владения владельцев-основателей; продажа. В последнем случае полученный капитал может быть направлен «в частные инвестиционные фонды, не претендующие на определение стратегии компаний» [5].

Вторую группу составляют компании с существенным концентрированным владением, в которых необходимо отделить бизнес от собственника в связи с предстоящим его уходом от активной деятельности. Для них возможны две стратегии: трансформация в семейные компании

или преобразование в публичную корпорацию и продажу части акций за счет IPO [5].

Реализация любой из указанных выше стратегий подразумевает улучшение системы корпоративного управления, повышение прозрачности и управляемости в целом. Придется выстраивать понятную структуру владения, прозрачную бухгалтерию, проводить добросовестный аудит, чтобы получить справедливую оценку компании. В противном случае при продаже компания может быть продана только с большой скидкой.

Программы совершенствования корпоративного управления для непубличных компаний, предлагаемые консалтинговыми фирмами, в упрощенном виде содержат следующие меры:

• улучшение показателей, имеющих наибольшее влияние на стоимость бизнеса; включение этих показателей в виде KPI в программы мотивации менеджмента;

• трансформация структуры владения в более прозрачную с целью снижения рисков, связанных со структурой владения и организации внутреннего контроля;

• управленческая реструктуризация, разделение функций владения и управления.

Для непубличных корпораций особенно важно достижение баланса в разделении полномочий между собственниками и менеджерами. Процедура принятия решений должна, с одной стороны, ограничивать зависимость операционной деятельности компании от вмешательства собственников, а с другой — гарантировать принятие стратегических решений только с их согласия. Цель данных изменений заключается в снижении конфликтов на уровне собственников и риска ухудшения положения корпорации при выходе какого-либо собственника из бизнеса [6].

Актуальные вопросы исследований корпоративного управления в непубличных компаниях. В публичных компаниях в области корпоративного управления приоритетными являются проблемы следующего характера: квалификация директоров и способность тратить время на подготовку к заседаниям; оценка эффективности деятельности совета директоров; определение важнейших KPI для оценки вклада и мотивации менеджмента и директоров; границы открытости; достижение баланса между различными типами собственников. Для непубличных компаний приоритетными являются следующие вопросы: моделирование системы корпоративного

управления, организация внутреннего контроля, компетенции директоров, использование долговых инструментов финансирования в виде облигаций (рублевых и еврооблигаций, инфраструктурных облигаций), определение справедливой стоимости компании и многие другие.

В заключение следует отметить, что, на наш взгляд, стратегия перевода компаний с концентрированной собственностью в семейные менее привлекательна в России, чем продажа бизнеса. В условиях нестабильности прав собственности сегодняшние собственники не могут быть уверены в сохранении владения будущими поколениями. Во многих случаях успех определяется близостью к власти, административным ресурсом, который может меняться при смене власти (в стране, регионе, городе и пр.) и при смене владельцев. В условиях санкций в связи с событиями на Украине серьезно осложнился и поиск стратегического инвестора, чаще иностранного, желающего при выходе на российский рынок приобрести готовую компанию. Однако корпоративное управление остается важным фактором повышения стоимости непубличной компании, поэтому интерес к нему будет повышаться.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Раздел I. Общие положения. Подраздел 2. Лица. Глава 4. Юридические лица // ГАРАНТ. РУ. URL: http://base. garant.ru (дата обращения: 10.03.2015).

2. Материалы с сайта юридической компании Stanley & Partners. URL: http://www.stan-partners.com/publichnye-i-nepublichnye-akcionernye-obshhestva-v-2014.html (дата обращения: 10.03.2015).

3. Глушецкий А. Публичные и непубличные общества: правила регулирования // Корпоративные стратегии. 2014. № 25 (9541). URL: http://www.eg-online.ru/article/250661/ (дата обращения: 10.03.2015).

4. Михайлова А. АО по-новому: как применять ГК РФ после поправок? // ГАРАНТ.РУ. 14 января 2015 г. URL: http://www.garant.ru/ article/600814/#ixzz3U9uzsATR (дата обращения: 10.03.2015).

5. Королев В., Сурма И. Моделирование системы корпоративного управления непубличными частными компаниями. URL: http:// vneshtorgclub.com/index.php?option=com_

content&view=article&id=336: corporate-governance&catid=41: announce&Itemid=208 (дата обращения: 05.03.2015).

6. Козлов Р., Москвин А. Управление стоимостью непубличных компаний // РЦБ. РФ. 2006. № 13. URL: http://www.rcb.ru/ rcb/2006-13/7736/ (дата обращения: 05.03.2015).

7. Волков Д. А. Классификация семейного бизнеса // Российское предпринимательство. 2012. № 15 (213). С. 42-47. URL: http://www. creativeconomy.ru/articles/24639/ (дата обращения: 05.03.2015).

References

1. The civil code of the Russian Federation. Part one. Chapter I. General provisions. Subsection 2. Individuals. Chapter 4. Legal entities. URL: http://base.garant.ru (accessed: 10.03.2015) (in Russian).

2. Materials from the website of the juristic company Stanley & Partners. URL: http://www. stan-partners.com/publichnye-i-nepublich-nye-akcionernye-obshhestva-v-2014.html (accessed: 10.03.2015) (in Russian).

3. Glusheckij A. Public and non-public company: regulations. Korporativnye strategii, 2014, vol. 25 (9541), URL: http://www.eg-online.ru/ar-ticle/250661/ (accessed: 10.03.2015) (in Russian).

4. Mikhailova A. JSC in a new way: how to apply the civil code after the amendments? GARANT. RU. January, 14. // URL: http://www. garant.ru/article/600814/#ixzz3U9uzsATR (accessed: 10.03.2015) (in Russian).

5. Korolev V., Surma I. Modeling of the corporate management system of nonpublic private companies. URL: http:// vneshtorgclub.com/index.php?option=com_ content&view=article&id=336: corporate-governance&catid=41: announce&Itemid=208 (accessed: 05.03.2015) (in Russian).

6. Kozlov R., Moskvin A. Cost management of non-public companies. RCB. RF. 2006. vol. 13. URL: http://www.rcb.ru/rcb/2006-13/7736/ (accessed: 05.03.2015) (in Russian).

7. Volkov D. А. Classification of the family business. Rossijskoe predprinimatel'stvo, 2012, vol. 15 (213). pp. 42-47. URL: http://www.creativeconomy.ru/ articles/24639/ (in Russian).

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА БИЗНЕСА»

25-26 мая 2015 г. Подкомитетом по корпоративному управлению и менеджменту Комитета по промышленному развитию ТПП РФ совместно с ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» проведена XI Международная научно-практическая конференция «Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса». Информационным партнером мероприятия выступил журнал «Управленческие науки».

На конференции были обсуждены следующие актуальные вопросы.

• Интеграция корпоративной социальной ответственности в систему корпоративного управления.

• Партнерство гражданского общества, бизнеса и власти в развитии территорий присутствия компаний.

• Нововведения в корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности.

• Социальное инвестирование, методы оценки результатов корпоративного социального инвестирования.

• Инновационные технологии решения социальных проблем в рамках межсекторного социального партнерства.

К участию в мероприятии были приглашены представители отечественного делового и экспертного сообщества, территориальных ТПП, федеральных и региональных органов государственной власти, средств массовой информации и все заинтересованные лица.

Наиболее интересные доклады будут опубликованы в журнале «Управленческие науки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.