2017
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРАВО
Т. 8. Вып. 4
ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО
КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО
УДК 346.2 О. А. Макарова
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ
В статье обращается внимание на недостатки в законодательном регулировании правового положения публичного акционерного общества. Предлагается внесение изменений в некоторые статьи как ГК РФ, так и Федерального закона «Об акционерных обществах», в частности включение в Закон об АО положений о независимых директорах, комитетах совета директоров, корпоративном секретаре публичного акционерного общества, о внутреннем аудите. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: публичное акционерное общество, нормативные правовые акты Центрального банка России, независимый директор, корпоративный секретарь, комитеты совета директоров.
O. A. Makarova
LEGAL STATUS OF PUBLIC JOINT-STOCK COMPANIES
This article focus attention on the defects of legislative regulation of public joint-stock company's legal status. The author proposes introducing amendments to such Articles as the Civil Code of the Russian Federation as well as the Joint-Stock Companies Act. In particular provisions need to be incorporated into the Joint-Stock' law regarding independent directors, board of directors' committees, the corporate secretary of public Joint-Stock company, and internal audits. Refs 3.
Keywords: public joint-stock company, regulatory legal acts of the Central Bank of Russia, independent director, corporate secretary, board of directors' committees.
С 1990 г., когда Правительством РСФСР было утверждено первое Положение об акционерных обществах1 (далее — АО), российские акционерные общества делились на закрытые и открытые. Акции открытых АО могли размещаться по открытой подписке среди неопределенного круга лиц в соответствии с требованиями
Макарова Ольга Александровна — доктор юридических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; [email protected]
Makarova Olga A. — Doctor of Law Sciences, Associate Professor, St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
1 Положение об акционерных обществах, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 601 // СП РСФСР. 1991. № 6. Ст. 92.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2017
Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»2 (далее — Закон о рынке ценных бумаг). Акции закрытого АО распределялись среди определенного круга лиц и по открытой подписке не предлагались. Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в гл. 4 части первой Гражданского кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ»3 введено деление акционерных обществ на публичные и непубличные. Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ4 в Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»5 (далее — Закон об АО) внесены изменения, направленные на приведение его положений в соответствие с ГК РФ в части статуса публичного и непубличного АО.
Действующее после реформирования гражданского законодательства регулирование правового положения публичного АО, на наш взгляд, имеет определенные недостатки, которые необходимо устранить.
Отсутствиеуказания на нормативные правовые акты Центрального банка РФ. Согласно ст. 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, «акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к АО, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным».
В ст. 7 Закона об АО указывается: «Общество может быть публичным или непубличным, что отражается в его уставе и фирменном наименовании».
Вместе с тем указание в уставе и фирменном наименовании на публичный статус АО является производным признаком публичного АО. Основной признак публичного общества заключается в том, что его акции публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правовой режим эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций, опционов эмитента) определяется Законом о рынке ценных бумаг6. При этом ГК РФ указывает, что условия для публичного размещения или публичного обращения ценных бумаг устанавливаются только законами о ценных бумагах. Вместе с тем в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг Центральным банком РФ приняты весьма важные нормативные правовые акты. Среди таких актов необходимо назвать:
— Положение «О допуске ценных бумаг к организованным торгам» (утв. Банком России 24 февраля 2016 г. № 534-П)7;
— Положение о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных
2 СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.
3 СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2304.
4 Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» // СЗ РФ. 2015. № 27. Ст. 4001.
5 СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 1.
6 Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг определяется специальным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3814).
7 Вестник Банка России. 2016. 12 мая.
бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. Банком России 11 августа 2014 г. № 428-П)8;
— Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30 декабря 2014 г. № 454-П)9;
— Положение о порядке рассмотрения заявлений эмитентов, являющихся АО, об освобождении их от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг (утв. Банком России 2 марта 2015 г. № 461-П)10.
В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ»11 (далее — Закон о ЦБ РФ) эмиссия ценных бумаг кредитных организаций определяется Инструкцией Банка России от 27 декабря 2013 г. № 148-И «О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории РФ»12.
Учитывая важность нормативных правовых актов ЦБ РФ13 для регулирования отношений, возникающих в связи с размещением (обращением) ценных бумаг публичного АО, представляется необходимым в ст. 66.3 ГК РФ указать на то, что акции публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных не только законами о ценных бумагах, но и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами ЦБ РФ. В ст. 97 ГК РФ также представляется целесообразным указать на то, что дополнительные требования к созданию и деятельности, а также прекращению публичных АО устанавливаются Законом об АО и законами о ценных бумагах, а также нормативными правовыми актами ЦБ РФ.
Отнесение к непубличному обществу общества с ограниченной ответственностью. Статья 66.3 ГК РФ называется «Публичные и непубличные общества» и предусматривает деление всех хозяйственных обществ на публичные и непубличные; в п. 2 этой статьи говорится о том, что акционерное общество, которое не отвечает признакам публичного АО, а также общество с ограниченной ответственностью признаются непубличными. Таким образом, к непубличным обществам отнесено и общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО).
В литературе указывается на то, что отнесение ООО к непубличным обществам является неверным. В частности, Е. А. Суханов отмечает, что применитель-
8 Вестник Банка России. 2014. 6 окт.
9 Вестник Банка России. 2015. 6 марта.
10 Вестник Банка России. 2015. 22 апр. — Кроме нормативных актов ЦБ РФ большое значение имеют информационные письма Банка России, не являющиеся нормативными правовыми актами. Среди них можно назвать: Информационное письмо Банка России от 15 сентября 2016 г. № ИН-015-52/66 «О положениях о совете директоров и о комитетах совета директоров публичного акционерного общества» // Вестник Банка России. 2016. 21 сент.; Информационное письмо Банка России от 17 февраля 2016 г. № ИН-06-52/8 «О раскрытии в годовом отчете публичного акционерного общества отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления» // Не публиковалось, доступно в СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.09.2017).
11 СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
12 Вестник Банка России. 2014. 28 марта.
13 Согласно ст. 7 Закона о ЦБ РФ нормативные акты ЦБ РФ издаются в форме указаний, положений и инструкций.
но к обществам с ограниченной ответственностью «эта квалификация не имеет смысла, поскольку по своей юридической природе они и не предназначены к тому, чтобы становиться "публичными" хозяйственными обществами и котировать на биржах свои доли» [1, с. 9-10]14.
Общество с ограниченной ответственностью вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах (ст. 31 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»15; далее — Закон об ООО), но от этого оно не становится публичным АО.
Деление на публичные и непубличные касается не всех хозяйственных обществ, а только акционерных обществ. Такое деление известно практически всем зарубежным правопорядкам.
В юрисдикциях и англосаксонской, и континентальной систем права для публичных компаний действуют жесткие стандарты корпоративного управления, устанавливаемые акционерным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг, тогда как компании, не вышедшие (и не планирующие выходить) на фондовый рынок, подчиняются более гибкому законодательству, предоставляющему акционерам широкую свободу договора.
С точки зрения экономического характера непубличные (частные) компании осуществляют деятельность в сфере малого и среднего бизнеса; публичные компании, напротив, рассчитаны на сферу крупного бизнеса, большие дорогостоящие проекты, для чего и привлекают внешние инвестиции.
С точки зрения правовой регламентации для целей определения критериев деления обществ на публичные и непубличные целесообразно использование европейского опыта, в частности Директивы Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 4 ноября 2003 г. 2003/71/ЕС о публикации проспекта при размещении ценных бумаг среди публичных инвесторов или при допуске ценных бумаг к торгам16, которая дает определение публичного предложения ценных бумаг в сочетании с правилами об указании на тип общества в его учредительных документах. Согласно определению Директивы, публичным является предложение ценных бумаг, осуществленное при наличии допуска ценных бумаг к организованным торгам, а также в порядке размещения или продажи ценных бумаг неопределенному кругу лиц, в том числе посредством рекламы, конкурса, реализации через брокера (андеррайтера) или биржу. Для таких компаний не должны применяться ограничения на свободное обращение акций, а также устанавливаются повышенные требования к раскрытию информации и корпоративному управлению, в частности четкие требования к разграничению компетенции органов управления.
Отнесение ООО к непубличному обществу можно объяснить лишь технико-юридическими причинами. Для непубличных обществ, как следует из п. 3 ст. 66.3
14 См. также: [2, с. 6-8; 3, с. 14-23].
15 СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785
16 Директива № 2003/71/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О публикации проспекта при размещении ценных бумаг среди публичных инвесторов или при допуске ценных бумаг к торгам и об изменении Директивы 2001/34/ЕС» [рус., англ.] (вместе с «Проспектом эмиссии», «Регистрационным документом», <краткими описаниями ценной бумаги и резюме>) (принята в г. Брюсселе 4 ноября 2003 г.) (с изм. и доп. от 11 марта 2008 г.) // Официальный сайт законодательства Европейского Союза. URL: http://eur-lex.europa.eu (дата обращения: 31.03.2017).
ГК РФ, установлено диспозитивное регулирование, в отличие от публичных АО, для которых действует в основном императивное регулирование. Из этих соображений, а также в целях технико-юридической экономии общества с ограниченной ответственностью отнесены законодательством к непубличным обществам.
Требования, предъявляемые к корпоративному управлению публичного акционерного общества. Требования к публичному АО установлены ГК РФ (ст. 97), федеральными законами об АО и рынке ценных бумаг, а также нормативными правовыми актами ЦБ РФ.
Фирменное наименование такого общества должно содержать указание на то, что общество является публичным, и сведения об этом должны быть внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
Устав публичного общества наряду со сведениями, приведенными в п. 3 ст. 11 Закона об АО, должен содержать указания: 1) на публичный статус общества; 2) на наличие в структуре органов управления общества совета директоров (наблюдательного совета), на его компетенцию и порядок принятия им решений.
Таким образом, образование коллегиального органа управления (совета директоров, наблюдательного совета) для публичного АО является обязательным. Вместе с тем ГК РФ (ст. 97) определяет лишь требования к минимальному количеству членов этого органа — не менее пяти, предусматривая, что «порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются Законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества».
Действующая редакция Закона об АО не предусматривает каких-либо требований к качественному составу совета директоров (наблюдательного совета), кроме указания на то, что члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более 1/4 от состава совета директоров (наблюдательного совета) общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества. Это же положение закреплено и в п. 4 ст. 65.3 ГК РФ.
О независимых директорах публичного АО. В Законе об АО отсутствует понятие «независимый директор», которое до 1 января 2017 г. использовалось применительно к сделкам с заинтересованностью, а с 1 января 2017 г. заменено понятием «незаинтересованные директора». Кроме того, Закон об АО не упоминает о комитетах совета директоров (наблюдательного совета) публичного АО.
Вместе с тем для включения акций эмитента — публичного АО в котировальный список эмитент должен соответствовать требованиям к корпоративному управлению. Такие требования на сегодняшний день установлены Положением Банка России от 24 февраля 2016 г. № 534-П «О допуске ценных бумаг к организованным торгам» и являются обязательными для публичного АО. Исходя из этого целесообразно отразить данные требования в Законе об АО и включить в него положение о том, что в состав совета директоров (наблюдательного совета) публичного АО должны входить независимые директора.
Под независимым директором понимается лицо, которое обладает достаточной самостоятельностью для формирования собственной позиции и способно выносить объективные суждения, не зависимые от влияния исполнительных органов эмитента, отдельных групп акционеров или иных заинтересованных лиц, а также
достаточной степенью профессионализма и опыта. Член совета директоров, как правило, не может быть независимым директором, если он связан с:
— эмитентом;
— существенным акционером эмитента;
— существенным контрагентом эмитента;
— конкурентом эмитента;
— государством (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации) или муниципальным образованием.
Критерии определения независимости членов совета директоров, в том числе критерии связанности с перечисленными лицами и государством, и их существенность устанавливаются биржей с учетом положений Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению Банком России17.
При этом для целей определения независимости кандидата (избранного члена совета директоров) лицом, связанным с эмитентом, может не признаваться кандидат (избранный член совета директоров), занимавший должность члена совета директоров в совокупности от семи до двенадцати лет, в случае принятия соответствующего решения советом директоров.
Количество независимых директоров должно составлять не менее 1/5 состава совета директоров и не может быть меньше трех.
О комитетах совета директоров. Положение «О допуске ценных бумаг к организованным торгам» предусматривает обязательное формирование следующих комитетов совета директоров:
— комитета по аудиту, возглавляемого независимым директором;
— комитета по вознаграждениям;
— комитета по номинациям (кадрам, назначениям).
Большинство членов комитета по номинациям должны быть независимыми директорами; комитет по аудиту и комитет по вознаграждениям должны состоять из независимых директоров, а если это невозможно в силу объективных причин, большинство членов каждого комитета должны составлять независимые директора, а остальными членами комитетов (по номинациям, по аудиту и по вознаграждениям) могут быть члены совета директоров, не являющиеся лицом, выполняющим функции единоличного исполнительного органа, и/или членами коллегиального исполнительного органа эмитента.
Представляется необходимым включить в Закон об АО положение о том, что в публичном АО в обязательном порядке создаются перечисленные выше комитеты совета директоров.
О корпоративном секретаре. Наличие корпоративного секретаря либо специального структурного подразделения (структурных подразделений), осуществляющего (осуществляющих) функции корпоративного секретаря, также является обязательным требованием для публичного АО.
Действующий Закон об АО обходит молчанием определение правового положения корпоративного секретаря. Складывается парадоксальная ситуация: на практике корпоративные секретари АО функционируют, их статус и функции определены Кодексом корпоративного управления, имеющим рекомендательный
17 Письмо Банка России от 10 апреля 2014 г. № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» // Вестник Банка России. 2014. 18 апр.
характер, и нормативными актами ЦБ РФ, обязывающими публичные АО иметь корпоративного секретаря (либо структурное подразделение). Было бы целесообразным определять правовой статус корпоративного секретаря нормами Закона об АО и предусмотреть в нем положение о том, что в публичном АО наличие корпоративного секретаря является обязательным, непубличное АО вправе иметь корпоративного секретаря. Кроме того, в законе необходимо определить функции корпоративного секретаря, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности.
Наличие внутренних документов публичного АО. Закон об АО называет внутренние документы, которые общество (как публичное, так и непубличное) обязано принимать в силу указаний Закона. Это документы, касающиеся деятельности органов АО: общего собрания, совета директоров, исполнительного органа, ревизионной комиссии. Вместе с тем Положение Банка России «О допуске ценных бумаг к организованным торгам» перечисляет внутренние документы, хотя и не отнесенные законом к обязательным документам, но обязательные к принятию акционерным обществом для того, чтобы его акции были включены в котировальные списки. Среди таких обязательных документов называется Положение о корпоративном секретаре (специальном структурном подразделении (структурных подразделениях), осуществляющем (осуществляющих) функции корпоративного секретаря), разработанное с учетом положений Кодекса корпоративного управления. При этом в случае несоответствия указанного положения Кодексу корпоративного управления информация с объяснениями причин такого несоответствия должна быть раскрыта.
Среди обязательных внутренних документов для публичного АО Положение Банка России «О допуске ценных бумаг к организованным торгам» называет документ, определяющий дивидендную политику эмитента, — Положение о дивидендной политике. В связи с этим представляется целесообразным ст. 42 Закона об АО о порядке выплаты обществом дивидендов дополнить пунктом о том, что дивидендная политика публичного АО определяется Положением, утверждаемым советом директоров.
О внутреннем аудите. Положение Банка России «О допуске ценных бумаг к организованным торгам» предусматривает наличие у эмитента отдельного структурного подразделения (отдельных структурных подразделений), осуществляющего (осуществляющих) внутренний аудит, или организацию проведения внутреннего аудита с привлечением эмитентом внешней независимой организации.
Закон об АО определяет, что для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества (ст. 85). Аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами РФ на основании заключаемого с ним договора. Общее собрание акционеров утверждает аудитора общества. Размер оплаты его услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества (ст. 86).
Вместе с тем функции внутреннего аудита шире, чем функции ревизионной комиссии. В частности, к функциям внутреннего аудита относятся: оценка эффективности системы внутреннего контроля; оценка эффективности системы управления рисками; оценка корпоративного управления (в случае отсутствия комитета
по корпоративному управлению). В связи с этим представляется важным включение в Закон об АО положений о структурном подразделении, осуществляющем функции внутреннего аудита, с указанием его целей, задач и полномочий.
В случае привлечения для осуществления внутреннего аудита внешней независимой организации ст. 86 Закона об АО целесообразно дополнить положениями о порядке выбора такой организации и заключения с ней договора.
Включение в Закон об АО обязательных требований к корпоративному управлению публичного АО необходимо с точки зрения определения последствий их нарушения. Такие последствия определены Положением Банка России «О допуске ценных бумаг к организованным торгам». В соответствии с ним при нарушении требований о количестве независимых директоров, при нарушении иных обязательных требований к корпоративному управлению и при неустранении эмитентом допущенных нарушений в установленный биржей срок биржа принимает решение об исключении ценных бумаг этого эмитента из котировального списка. Как следует из п. 1.12 указанного Положения, «при возникновении оснований исключения ценных бумаг, установленных настоящим Положением или правилами листинга, из котировального списка первого (высшего) уровня или котировального списка второго уровня биржа принимает решение о переводе ценных бумаг из котировального списка первого (высшего) уровня в котировальный список второго уровня или в некотировальную часть Списка (о переводе ценных бумаг из котировального списка второго уровня в некотировальную часть Списка), если соблюдаются условия, установленные настоящим Положением и правилами листинга для включения ценных бумаг в котировальный список или некотировальную часть Списка, либо принимает иное предусмотренное правилами листинга решение».
Таким образом, с одной стороны, по решению организатора торговли ценные бумаги могут быть исключены из котировального списка (или переведены в некотировальную часть) в случае допущенных публичным акционерным обществом нарушений требований к корпоративному управлению. Но сохраняется ли при этом публичный статус акционерного общества?
С другой стороны, ценные бумаги исключаются из Списка на основании заявления об исключении ценных бумаг из Списка или из котировального списка, подписанного эмитентом ценных бумаг или лицом, обязанным по ценным бумагам, в случае расторжения договора, на основании которого осуществлялся их листинг. При этом должны быть соблюдены все условия, установленные законодательством для делистинга, в том числе требования Закона об АО.
В соответствии со ст. 7.2 Закона об АО прекращение обществом его публичного статуса допускается при одновременном соблюдении следующих условий:
1) акции общества или эмиссионные ценные бумаги общества, конвертируемые в его акции, не находятся в процессе размещения посредством открытой подписки и не допущены к организованным торгам;
2) Банком России принято решение об освобождении общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством РФ о ценных бумагах.
Согласно ст. 92.1 Закона об АО общество по решению общего собрания акционеров вправе в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах обратиться
в Банк России с заявлением об освобождении его от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации, предусмотренной законодательством РФ о ценных бумагах.
Решение по данному вопросу принимается общим собранием акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций непубличного общества, принимающих участие в общем собрании акционеров, а в публичном обществе — большинством в 95 % голосов всех акционеров — владельцев акций общества всех категорий (типов).
Одновременно с решением об обращении общества в Банк России с заявлением об освобождении его от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством РФ о ценных бумагах, и решением об обращении с заявлением о делистинге акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, обществом принимается решение о внесении в устав публичного общества изменений, исключающих указание на то, что общество является публичным. Такие решения принимаются в рамках одного вопроса повестки дня общего собрания акционеров большинством в 95 % голосов всех акционеров — владельцев акций общества всех категорий (типов).
Акционеры публичного общества, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по перечисленным вопросам, вправе требовать выкупа обществом принадлежащих им акций в соответствии со ст. 75-76 Закона об АО.
Таким образом, Закон об АО определяет порядок прекращения статуса публичного АО в случае принятия решения о делистинге акций. Вместе с тем представляется необходимым на уровне Закона об АО определить и последствия, наступающие при нарушении публичным АО предъявляемых к нему требований для включения ценных бумаг в котировальные списки.
Выводы. Требования, которым должны отвечать публичные АО, прежде всего с точки зрения корпоративного управления, следует закрепить в Законе об АО. В частности, в Закон следует включить положения об обязательности независимых директоров в совете директоров, комитетах совета директоров, корпоративном секретаре.
Для правильного определения последствий нарушения требований к корпоративному управлению в случае их неустранения необходимо четко определить на уровне Закона об АО механизм исключения ценных бумаг из котировальных списков как по решению организатора торговли, так и по заявлению самого публичного АО.
Литература
1. Суханов Е. А. Американские корпорации в российском праве (о новой редакции гл. 4 ГК РФ) // Вестник гражданского права. 2014. № 5. С. 7-24.
2. Шиткина И. С. Изменения в положениях Гражданского кодекса РФ о юридических лицах: анализ новелл и практические советы // Хозяйство и право. 2014. № 7. С. 3-8.
3. Макарова О. А. Публичные и непубличные общества: особенности управления // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 7. С. 14-23.
Для цитирования: Макарова О. А. Правовое положение публичных акционерных обществ // Вестник СПбГУ. Право. 2017. Т. 8. Вып. 4. С. 411-420. https://doi.org/10.21638/11701/spbu14.2017.403
References
1. Sukhanov E. A. Amerikanskie korporatsii v rossiiskom prave (o novoi redaktsii gl.4 GK RF) [American corporations in Russian law (new edition of the Chapter 4 Civil Code of Russian Federation)]. Vestnik grazhdanskogo prava [Bulletin of civil law], 2014, no. 5, pp. 7-24. (In Russian)
2. Shitkina I. S. Izmeneniia v polozheniiakh Grazhdanskogo kodeksa RF o iuridicheskikh litsakh: analiz novell i prakticheskie sovety [Changes in the provisions of the Civil Code of the Russian Federation on legal persons: analyzing novels and practical advice]. Khoziaistvo i pravo [Economy and Law], 2014, no. 7, pp. 3-8. (In Russian)
3. Makarova O. A. Publichnye i nepublichnye obshchestva: osobennosti upravleniia [Public and nonpublic society: management features]. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika [Laws of Russia: experience, analysis, practice], 2015, no. 7, pp. 14-23. (In Russian)
For citation: Makarova O. A. Legal status of public joint-stock companies. Vestnik SPbSU. Law, 2017, vol. 8, issue 4, pp. 411-420. https://doi.org/10.21638/11701/spbu14.2017.403
Статья поступила в редакцию 11 июня 2017 г., рекомендована в печать 29 августа 2017 г.