УДК 334.72
Р.Р. Яруллин
д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» Финансовый университет при Правительстве РФ
В.Г. Батков
студент 5 курса кафедры «Финансы и кредит» Финансовый университет при Правительстве РФ г. Уфа, Российская федерация
ИЗМЕНЕНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РФ И ИХ ОСОБЕННОСТИ, В ЧАСТИ
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ В ПУБЛИЧНЫЕ И НЕПУБЛИЧНЫЕ
Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с изменениями и дополнениями в ГК РФ, в части принятия закона от 05.05.2014г. № 99-ФЗ и связанных с ним нововведений для публичных и непубличных компаний. Проанализированы особенности произошедших изменений, а также представлены конкретные предложения по оперативному преобразованию акционерных обществ и переоформлению их уставных документов в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Ключевые слова
Гражданский кодекс РФ, акционерные общества, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, публичное акционерное общество, непубличное акционерное общество.
Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ) Гражданский кодекс РФ был дополнен рядом новых статей. Одна из них, ст. 66.3 ГК РФ, ввела новую классификацию акционерных обществ. На смену уже ставшим привычными ЗА и ОАО теперь пришли НАО и ПАО — непубличное и публичное акционерное общество. Это не единственное изменение. В частности, из ГК РФ теперь исчезло понятие общества с дополнительной ответственностью. [1, с. 340]
Следует отметить, что ст. 66.3 ГК РФ несколько нелогична. В ней помимо определения самого понятия ПАО содержится норма, что правила о публичном акционерном обществе применяются к АО, в уставе и названии которого указывается, что - АО является публичным. Следует ли понимать, что основным в определении ПАО является не его статус по уставу и наименованию, а факт публичной продажи акций? Однозначного ответа нет.
В силу все той же ст. 66.3 ГК РФ право на публичное размещение акций ПАО приобретает лишь с того момента, как в ЕГРЮЛ внесены сведения о том, что, АО имеет статус ПАО, и в его фирменном наименовании появляется официально зарегистрированное слово «публичный». Как должна официально толковаться норма закона, пока не ясно из-за отсутствия разъяснений компетентных органов власти.
Более того, помимо акций АО может производить эмиссию и других ценных бумаг. Однако ст. 66.3 ГК РФ предусматривает статус публичности лишь для тех бумаг, которые конвертируются в акции. В результате может возникнуть ситуация, что непубличные общества смогут вводить в публичный оборот ценные бумаги. [1, с. 376]
Во многих источниках изменения в законодательстве, связанные с введением ПАО и НАО, описываются кратко: «По сути, изменилось только название». Однако считать так глубоко ошибочно. Изменения хотя и не принципиальны, однако их незнание может серьезно осложнить жизнь руководству и акционерам ПАО. Рассмотрим отличие от ОАО публичного акционерного общества.
Если ранее обязанность раскрывать информацию о деятельности ОАО была безусловной, то сейчас публичное общество вправе обратиться в Центробанк РФ с заявлением об освобождении от нее. Этой возможностью могут воспользоваться публичные и непубличные общества, однако именно для публичных освобождение куда актуальнее.
Кроме того, для ОАО ранее требовалось вносить в устав сведения о единственном акционере, а также публиковать эти сведения. Сейчас достаточно внести данные в ЕГРЮЛ.
ОАО было вправе предусматривать в своем уставе случаи, когда дополнительные акции и ценные бумаги подлежат преимущественной покупке уже имеющимися акционерами и владельцами бумаг. Публичное акционерное общество обязано во всех случаях руководствоваться только Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее — Закон № 208-ФЗ). Ссылки на устав силы больше не имеют [3].
Если для ОАО в отдельных случаях допускалось ведение реестра акционеров собственными силами, то публичные и непубличные акционерные общества всегда обязаны делегировать эту задачу специализированным организациям, имеющим лицензию. При этом для ПАО реестродержатель обязательно должен быть независимым. То- же самое касается и счетной комиссии. Теперь вопросы, относящиеся к ее компетенции, должна решать независимая организация, у которой есть лицензия на соответствующий вид деятельности.
Для ОАО совет директоров был обязательным органом лишь в случае, если число акционеров общества было более 50. Сейчас же коллегиальный орган с не менее чем 5 членами — неотъемлемая часть ПАО.
Исходя из содержания ст. 66.3 ГК РФ, различия между публичным и непубличным акционерным обществом заключаются, прежде всего, в следующем:
1. По большому счету к ПАО применяются правила, ранее относившиеся к ОАО. НАО же — это в основном бывшие ЗАО.
2. Главный признак ПАО — это открытый перечень возможных покупателей акций. НАО же не вправе предлагать свои акции на публичных торгах: такой шаг в силу закона автоматически превращает их в ПАО даже без внесения изменений в устав.
3. Для ПАО порядок управления жестко закреплен в законе. К примеру, по-прежнему сохраняется норма, согласно которой к компетенции совета директоров или исполнительного органа нельзя относить вопросы, подлежащие рассмотрению общим собранием. Непубличное же общество может передать часть этих вопросов коллегиальному органу. Кроме того, НАО вправе заменить коллегиальный управляющий орган единоличным, а также вносить ряд иных изменений в компетенцию органов управления.
4. Статус участников и решение общего собрания в ПАО должен в обязательном порядке подтверждать представитель организации-реестродержателя. У НАО есть выбор: можно воспользоваться тем же механизмом либо обратиться к нотариусу.
5. Непубличное акционерное общество по-прежнему вправе предусматривать в уставе или корпоративном договоре между акционерами право на преимущественную покупку акций. Для публичного акционерного общества такой порядок абсолютно недопустим.
6. Корпоративные договоры, заключаемые в ПАО, должны раскрываться. Для НАО же достаточно уведомления общества о факте заключения такого договора. Его содержание, если иное напрямую не установлено законом, может быть конфиденциальным.
7. Процедуры, предусмотренные главой Х1.1 Закона № 208-ФЗ, касающиеся предложений и уведомлений о выкупе ценных бумаг, после 1 сентября 2014 года не применяются к АО, путем изменений, в уставе официально зафиксировавших свой статус непубличных. [1, с. 375]
Нововведением, во многом касающимся ПАО и НАО, является и корпоративный договор. По этому соглашению, заключаемому между акционерами, все или некоторые из них обязуются использовать свои права только определенным образом:
- занимать единую позицию при голосовании;
- устанавливать общую для всех участников цену на принадлежащие им акции;
- разрешать или запрещать их приобретение в определенных обстоятельствах.
Однако и у договора есть свои ограничения: им нельзя обязать акционеров всегда соглашаться с позицией управляющих органов АО. По сути, способы установления единой позиции всех или части акционеров существовали всегда. Однако теперь изменения в гражданском законодательстве перевели их из
разряда «джентльменских соглашений» в официальную плоскость. Теперь нарушение корпоративного договора может даже стать поводом для того, чтобы признать решения общего собрания незаконными.
Для непубличных обществ такой договор может быть дополнительным средством управления. Если в корпоративном соглашении участвуют все акционеры (участники), то многие вопросы, касающиеся управления обществом, могут решаться через изменения не в уставе, а в содержании договора.
Кроме того, для непубличных обществ введена обязанность вносить в ЕГРЮЛ сведения о корпоративных договорах, если по этим договорам правомочия акционеров (участников) серьезно изменяются. [4]
Для тех ОАО, которые решили продолжить работу в статусе публичного акционерного общества, требуется внести изменения в уставные документы. Срок на это законом не установлен, однако лучше все-таки не затягивать. В противном случае могут возникнуть как проблемы в отношениях с контрагентами, так и неоднозначность по поводу того, какие нормы закона должны применяться по отношению к ПАО. Закон № 99-ФЗ устанавливает, что неизмененный устав будет применяться в части, не противоречащей новым нормам закона. Однако что именно противоречит, а что нет, — вопрос спорный.
Переоформление ОАО и ЗАО в новые публичные и непубличные юридические лица может происходить следующими способами:
1. На специально созванном внеочередном собрании акционеров.
2. На собрании акционеров, решающем другие текущие вопросы. В этом случае изменение названия АО будет выделено в качестве дополнительного вопроса на повестке дня.
3. На обязательном ежегодном собрании. [1, с. 415]
Сами по себе изменения могут касаться только названия — достаточно исключить из наименования слова «открытое акционерное общество», заменив их словами «публичное акционерное общество». Однако при этом следует проверить, не противоречат ли положения ранее действующего устава нормам закона. В частности, особо следует обратить внимание на нормы, касающиеся:
- совета директоров;
- преимущественного права акционеров на покупку акций.
В соответствии с ч.12 ст. 3 Закона № 99-ФЗ обществу не потребуется оплата госпошлины, если изменения будут касаться приведения наименования в соответствие с законом. [4]
Помимо АО, признаки публичности и непубличности теперь касаются и других организационных форм юридических лиц. В частности, закон сейчас прямо относит ООО к непубличным лицам. Для публичного акционерного общества изменения в устав вноситься должны. Но нужно ли это делать тем обществам, которые в силу нового закона должны рассматриваться как непубличные?
По сути, для непубличных обществ внесение изменений не обязательно. Тем не менее, внести такие изменения все-таки желательно. Особенно это важно для бывших ЗАО. В противном случае такое наименование будет вызывающим анахронизмом.
За истекшее после принятия Закона № 99-ФЗ время многие общества уже прошли процедуру регистрации изменений в устав. Те же, кому это только предстоит, могут воспользоваться образцом устава ПАО.
Однако, используя образец, надо, прежде всего, обратить внимание на следующее:
- в уставе обязательно должно быть указание на публичность. Без этого общество становится непубличным;
- обязательно привлекать оценщика для того, чтобы в уставной капитал вносился имущественный вклад. При этом в случае неверной оценки и акционер, и оценщик должны отвечать субсидиарно в пределах суммы завышения;
- если акционер один, в уставе его можно не указывать, даже если в образце такой пункт содержится;
-возможно включение в устав норм о порядке аудита по требованию акционеров, владеющих минимум
10 % акций.
-преобразование в некоммерческую организацию больше не допускается, и в уставе таких норм быть
не должно[4].
Этот перечень далеко не полон, поэтому при использовании образцов следует тщательно сверять их с действующим законодательством.
Таким образом, нововведения в гражданском законодательстве, касающиеся публичных и непубличных юридических лиц, делают систему организационно-правовых форм для коммерческих организаций в России более логичной и стройной. Внести изменения в уставные документы несложно. Достаточно переименовать общество по новым правилам ГК РФ. Шагом вперед можно считать легализацию соглашений между акционерами (корпоративный договор согласно ст. 67.2 ГК РФ). Список использованной литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Официальный текст. Части I, II и IV. — М.: Рипол, 2015. — 571 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II. — Электронное издание СПС «Консультант Плюс».
- www.consultant.ru
3. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015), с изм. от 29.12.2015) «Об акционерных обществах». — Электронное издание СПС «Гарант». - www.base.garant.ru
4. Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (ред. от 28.11.2015) , «О внесении изменений в главу IV части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». — Электронное издание СПС «Консультант Плюс». - www.consultant.ru.
5. Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 и от 24 июня 2015г. N 320» — «Российская газета» от 08.08.2014.
6. Ван Хорн, Джеймс К., Вахович (мл.) Джон, М. Основы финансового менеджмента, 11-изд.: Пер. с англ.
— М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. - 1232с.
7. Мордкович О. Оценка издержек и выгод или Cost Benefit Analysis // Журнал «Управление Компанией». -2014. - № 4. - с. 30-34.
© Яруллин Р.Р., Батков В.Г., 2016