ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ Грязнова Д.В. Email: Gryaznova647@scientifictext.ru
Грязнова Дарья Владимировна - студент магистратуры, юридический факультет, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация: в статье исследуются правовые основы положения публичных акционерных обществ, пришедших на смену закрытым акционерным обществам и открытым акционерным обществам наряду с непубличными акционерными обществами. Действующее в настоящее время законодательство РФ ввело более жесткое регулирование в отношении деятельности публичных акционерных обществ, нежели в отношении деятельности непубличных акционерных обществ. Наиболее ярко данное различие проявляется в вопросах корпоративного управления обществом.
Ключевые слова: публичные акционерные общества, акционерные общества, непубличные акционерные общества, акции, публичность.
CIVIL STATUS OF PUBLIC JOINT STOCK COMPANIES UNDER THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION Gryaznova D.V.
Gryaznova Darya Vladimirovna - Student of Magistracy, FACULTY OF LAW, RUSSIAN STATE SOCIAL UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: the article explores the legal basis for the provision of public joint stock companies that replaced closed joint-stock companies and open joint-stock companies along with non-public joint-stock companies. The current legislation of the Russian Federation introduced more stringent regulation with regard to the activities of public joint-stock companies, rather than concerning the activities of non-public joint-stock companies. This distinction is most clearly manifested in corporate governance issues.
Keywords: public joint-stock companies, joint-stock companies, non-public joint-stock companies, shares, publicity.
УДК 347.191.1
Юридическая категория «публичный» прочно сегодня закрепилась в действующем гражданском законодательстве. Традиционно принято считать, что публичность характеризуется общедоступность, открытостью и неопределённостью круга лиц. При употреблении в каком-либо гражданско-правовом понятии признака публичности обычно подразумевается одно или несколько вышеперечисленных свойств. Применительно к хозяйственным обществам понятие публичности также используется в законодательстве. В ст. 66.3 Гражданского кодекса РФ публичным признается такое акционерное общество, ценные бумаги (конвертируемые в акции) и непосредственно сами акции которого могут быть размещены публично - путем открытой подписки, а также находятся в публичном обращении согласно действующим законам о ценных бумагах [1,50]. Почти аналогичное понятие дается в ст. 7 Федерального закона № 208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах» [2,5]. Помимо прочего, публичным признается общество, имеющее указание о публичности в уставе и фирменном наименовании.
Заменив через категорию публичности ранее действующее деление акционерных обществ на закрытые и открытые, законодатель допустил некоторые неточности при принятии новых
76
положений закона. По смыслу п. 1 ст. 7 ФЗ «Об акционерных обществах» общество может быть публичным, если это отражено в его уставе и фирменном наименовании. Выходит, что размещение акций путем открытой подписки - необязательное условие для признания общества публичным. В этой связи Банк России в своем информационном письме от 18.08.2014 № 06-52/6680 поясняет, что для признания общества публичным необходим именно факт публичного размещения или обращения акций и ценных бумаг [3,1]. Такую конкретизацию целесообразно было бы закрепить в ст. 66.3 ГК РФ.
Кроме того, сегодня актуальна проблема дифференциации акционерных обществ, которые не являются публичными и обществ с ограниченной ответственностью, как это было ранее с ЗАО и ООО. Это признает и законодатель в пояснительной записке к проекту ФЗ №47538-6, где указывается, что такая организационно-правовая форма как «Закрытое Акционерное Общество» не оправдала себя в практическом смысле наряду с Обществами с дополнительной ответственностью. Статус ЗАО дублировался статусом ООО, что и послужило необходимости дифференцированного подхода к ПАО и АО. В данной записке упоминается также о необходимости более строго регулирования ПАО, ибо публично размещенные акции (путем открытой подписки) или публичное обращение на фондовых биржах ценных бумаг (конвертируемых в акции) затрагивает круг имущественных интересов большого числа акционеров и других лиц [4]. И несмотря на то, что после вышеупомянутого законопроекта были приняты еще целый ряд новых законопроектов, ситуация остается неизменной.
Относительно более строгого регулирования ПАО можно сказать следующее: при анализе действующего законодательства об акционерных обществах действительно можно заметить тенденцию императивного регулирования ПАО. Это в первую очередь относится к корпоративному управлению и выражается в:
• большей свободе перераспределения корпоративных обязанностей между органами управления общества;
• порядке проведения и формирования заседаний наблюдательного совета и правления;
• подготовке и проведения общих собраний членов корпорации.
Данный перечень неисчерпывающий и включает еще множество привилегий для непубличных обществ по сравнению с публичными, которые чаще всего вытекают из практики применения норм действующего законодательства. Кроме того, правовое положение ПАО характеризуется такими признаками как: обязанность создания коллегиального органа управления (наблюдательный совет) численностью не менее 5 членов (причем информация о наблюдательном совете должна содержаться в уставе АО); устав публичного общества не может предусматривать отнесение к исключительной компетенции общего собрания акционеров вопросов, которые не указаны в ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах», когда непубличные акционерные общества вправе в уставе предусмотреть такую исключительную компетентность общего собрания. Существуют также и дополнительные требования к созданию и деятельности ПАО установлены законом об акционерных обществах, а также законами о ценных бумагах.
Таким образом, вопрос о правовом положении публичных акционерных обществ остается открытым ввиду многих причин:
1. правовые расхождения в законе;
2. отсутствие конкретизации понятия публичных акционерных обществ;
3. наличие множества императивных предписаний, никак не потворствующих развитию рынка ценных бумаг;
4.отсутствие системности правовых положений о публичных акционерных обществах и пр.
Стоит отметить, что в данном направлении еще не закончено реформирование гражданского законодательства и большое количество правовых вопросов и проблем подлежат дальнейшему обсуждению на законодательном уровне.
Список литературы /References
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2018) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301
2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 1.
3. Письмо Банка России от 18.08.2014 № 06-52/6680 «О некоторых вопросах, связанных с применением отдельных положений Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Вестник Банка России, № 74, 20.08.2014.
4. Пояснительная записка к проекту федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/58024598/ (дата обращения: 20.08.2018).