ПРАВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
УДК 347 А.Н. Сторожева, Е.В. Дадаян
К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУБЛИЧНЫХ И НЕПУБЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
A.N. Storozheva, E.V. Dadayan
TO THE QUESTION OF THE ACTIVITIES OF PUBLIC AND NON-PUBLIC COMPANIES: RUSSIAN AND FOREIGN ASPECT
Правовое регулирование деятельности акционерных обществ в настоящее время находится под пристальным вниманием законодателя, поскольку акционерные общества являются наиболее значимой
л «У t/ /•
для настоящей экономики организационно-правовой формой субъектов предпринимательской деятельности, позволяющей в своей хозяйственной деятельности привлекать большие финансовые ресурсы. Цель исследования - анализ исследуемых проблем, связанных с реформированием действующего законодательства. В рамках реформирования гражданского законодательства была заимствована американская модель подразделения акционерных обществ, согласно которой основополагающей дифференциацией является деление корпораций на публичные и закрытые. С 2014 года в Гражданском кодексе Российской Федерации прекращено деление акционерных обществ на открытые и закрытые, вместо этих форм появились публичные и непубличные акционерные общества (ст. 66.3 ГК РФ). С 01.07.2015 года вновь создаваемое акционерное общество не может сразу являться публичным.. Оно может быть непубличным и вправе в дальнейшем приобрести статус публичного общества в соответствии со ст. 7.1. ФЗ РФ от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «Об акционерных обществах». Сделаны выводы, что произведенная реформа гражданского законодательства сыграла важную роль в деятельности акционерных обществ, с введением существенно отличающихся по своему правовому режиму публичных и непубличных акционерных обществ в жизни акционерных обществ появились новые возможности, но и дополнительные обязанности, влекущие существенные затраты.
Ключевые слова: акционерное общество, публичное общество, непубличное общество, открытое общество, закрытое общество, ак-
ции, эмиссия ценных бумаг, реформирование, публичный статус, американское право.
Legal regulation of joint-stock companies is currently under close attention of the legislator, since joint-stock companies are the most important for the present economy organizational and legal form of business entities, which allows in its economic activities to attract large financial resources. The purpose of the study is to analyze the problems associated with the reform of the current legislation. As part of the reform of civil legislation, the American model of division of joint-stock companies was adopted, according to which the fundamental differentiation is the division of corporations into public and private. Since 2014, the Civil Code of the Russian Federation has stopped dividing joint-stock companies into open and closed, instead of these forms, public and non-public joint-stock companies have appeared (article 66.3 of the Civil Code). Since 01.07.2015 newly created joint-stock company cannot become public at once. It can be non-public and has the right to get further the status of public society accordingy.1. of Federal Law of 26.12.1995 No 208-FL (edition .from 19.07.2018) "on joint stock companies". According to the results of the study, generalizing conclusions are made, in particular, that the reform of civil legislation has played an important role in the activities of joint-stock companies, with the introduction of significantly different in its legal regime of public and non-public joint-stock companies in the life of joint-stock companies, new opportunities, but also additional responsibilities, entailing significant costs.
Keywords: joint stock company, public company, non-public company, open society, closed company, shares, issue of securities, reforming, public status, American law.
Правовое регулирование деятельности акционерных обществ (далее - АО) в настоящее время находится под пристальным вниманием законодателя, поскольку акционерные общества являются наиболее значимой для настоящей экономики организационно-правовой формой субъектов предпринимательской деятельности, позволяющей в своей хозяйственной деятельности привлекать большие финансовые ресурсы.
Особенностью АО является то, что данная организационно-правовая форма, как никакая другая, подвержена дополнительному регулированию, контролю и надзору со стороны государственных регуляторов: Банка России (что в основном связано с осуществлением эмиссии ценных бумаг, а также с участием на рынке эмиссионных ценных бумаг) в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от
29.07.2018) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) (проведение предварительного или последующего антимонопольного контроля действий по слиянию, присоединению, созданию акционерных обществ, подпадающих под понятие экономической концентрации, в отношении сделок, связанных с приобретением крупных пакетов акций) в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О защите конкуренции».
Осуществление предпринимательской деятельности в виде создания АО влечет возникновение определенных обязанностей:
- информационной, связанной с раскрытием информации о деятельности АО;
- управленческой, связанной с образованием коллегиального органа управления;
- ревизионной, связанной с образованием ревизионной комиссии;
- аудиторской, по назначению аудитора;
- регистрационной, по ведению реестра акционеров.
Как отмечает О.Н. Фомина, в рамках реформирования гражданского законодательства была заимствована американская модель подразделения акционерных обществ, согласно которой основополагающей дифференциацией является деление корпораций на публичные и закрытые [1].
Еще в пункте 4.1.5 разд. III Концепции развития гражданского законодательства России (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) отмечалась необходимость закрепления в ГК РФ и в Законе об АО особенностей функционирования публичных акционерных обществ (известных иностранному корпоративному законодательству).
Публичным является акционерное общество:
- устав и фирменное наименование которого содержат указание на то, что общество является публичным;
- акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки);
- акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично обращаются.
Д.С. Карлаш отмечает наличие в фирменном наименовании акционерного общества формулировки «публичное акционерное общество» (ПАО). Этот признак прямо не закреплен в Гражданском кодексе Российской Федерации, однако даже при отсутствии у акционерного общества остальных двух признаков оно все равно будет являться публичным. Обоснование данной позиции дано в п. 7 ст. 27 Закона № 210-ФЗ, который предлагает акционерным обществам либо обратиться в ЦБ РФ с заявлением о регистрации проспекта акций и заключить договор о лис-
тинге акций с организатором торговли, либо исключить из устава наименование, определяющее такое общество как публичное [2].
Следовательно, АО, которые не отвечают указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ признакам публичного акционерного общества, признаются непубличными.
Как мы можем увидеть, Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает два основных (публичное размещение или публичное обращение ценных бумаг) и один дополнительный признак (наличие в наименовании указания на публичный статус общества), позволяющие
квалифицировать АО в качестве публичного.
С«_» «_»
учетом вышеизложенного в действующем законодательстве такой признак, как численность акционеров в АО, применявшийся при определении открытого либо закрытого типа АО, на определение публичного статуса не влияет.
Приведенная классификация АО во многом схожа с существовавшим прежде делением АО на открытые и закрытые. При этом прежняя классификация предусматривала более жесткие правила для закрытых акционерных обществ (далее - ЗАО).
ЗАО во многом схожи с американскими закрытыми корпорациями, в частности небольшим количеством участников (в России не более 50, в США количество зависит от штата, в котором действует корпорация), а также они предусматривают преимущественное право приобретения акций другими акционерами. При этом в американском корпоративном праве ограничение обращения акций, присущее российским ЗАО (только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц), отсутствует.
В действующем Законе об АО отсутствуют положения о наличии преимущественного права приобретения акций, при их продаже другими акционерами, у участников непубличного общества.
Признаки публичного и непубличного общества связаны с особенностями размещения и оборота ценных бумаг акционерного общества. Положениями ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг определены значения терминов «публичное размещение ценных бумаг» и «публичное обращение ценных бумаг».
В развитие положений статьи 66.3 ГК РФ конкретизированы основания для приобретения непубличным обществом статуса публичного (статья 7.1 Закона № 210-ФЗ), а также прекращения статуса публичного общества (статья 7.2 Закона № 210-ФЗ). При этом смена статуса с непубличного на публичный, и наоборот, не является одной из возможных форм реорганизации общества. Главными условиями приобретения публичного статуса АО является регистрация проспекта его акций и заключение с организатором торговли договора о листинге его акций.
В связи с приобретением публичного статуса у АО возникает обязанность раскрывать дополнительную информацию, определенную:
- в п. 4 ст. 30 ФЗ РФ от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О рынке ценных бумаг»;
- п. 1 ст. 92 ФЗ РФ от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018);
- в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».
Приобрести статус публичного акционерного общества возможно с внесением изменений в устав и внутренние документы акционерного общества с целью указания в них точных требований, предъявляемых к публичным обществам, а также исключением положений, противоречащих нормам о публичных обществах.
Таким образом, для получения соответствующего статуса необходимо:
- принять решение о внесении в устав непубличного общества изменений, содержащих указание на публичность;
- принять решение ЦБ РФ о регистрации проспекта акций (требования к форме и содержанию документов, введены Указанием Банка России от 19.10.2015 № 3824-У) «О требованиях к форме и содержанию документа, подтверждающего принятие Банком России решения о регистрации проспекта акций при приобретении акционерным обществом публичного статуса, и документа, подтверждающего принятие Банком России решения об освобождении публичного акционерного общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах»;
- заключить договор с организатором торговли о листинге его акций;
- зарегистрировать соответствующие изменения в уставе акционерного общества.
Американское право содержит обязательный критерий отнесения к публичной корпорации - котировка ее ценных бумаг на фондовой бирже или иной аналогичной организации. Вместе с тем если главным отличием открытого акционерного общества (далее - ОАО) являлась возможность акционеров свободно (без согласия других акционеров) отчуждать акции третьим лицам (п. 1 ст. 97 ГК РФ в прежней редакции), то в ПАО свободное размещение акций предполагает листинг акций (включение их в котировальный список и допуск к организованным торгам), что свидетельствует о заимствовании данного положения у американского законодательства.
Документы для регистрации проспекта акций должны быть представлены в Банк России до обращения в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ сведений о публичном статусе акционерного общества. Основания для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации про-
спекта ценных бумаг предусмотрены статьей 21 Закона о рынке ценных бумаг и пунктом 4 статьи 7.1 Закона об АО.
Согласно выводу Верховного Суда РФ от 19.07.2017 № 310-КГ17-8595 по делу № А48-3364/2016, нарушение порядка создания акционерного общества не может являться основанием для отказа в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг в силу отсутствия такого основания в нормах действующего законодательства [3].
Публичный статус общества прекращается путем внесения в устав изменений, исключающих указание на публичность, со дня государственной регистрации изменений устава и внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании (ст.7.2 Закона об АО).
Таким образом, произведенная реформа гражданского законодательства сыграла важную роль в деятельности акционерных обществ, с введением существенно отличающихся по своему правовому режиму публичных и непубличных акционерных обществ в жизни акционерных обществ появились не только новые возможности, но и дополнительные обязанности, влекущие существенные затраты.
Литература
1. Фомина О.Н. Правовое положение предпринимательской корпорации в США и акционерного общества в Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ. - М.: Статут, 2016. - С. 16.
2. Рудкова В.Д. Гражданско-правовой статус публичных юридических лиц: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2014.
3. Беспалов Ю.Ф. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1. Подробный постатейный комментарий с путеводителем по законодательству и судебной практике с учетом Федеральных законов № 333-ФЗ, 354-ФЗ, № 497-ФЗ. - М.: Проспект, 2017.
Literatura
1. Fomina O.N. Pravovoe polozhenie predprinimatel'skoj korporacii v SSHA i akcionernogo obschestva v Rossijskoj Federacii: sravnitel'no-pravovoj analiz. - M.: Statut, 2016. - S. 16.
2. Rudkova V.D. Grazhdansko-pravovoj status publichnyh yuridicheskih lic: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2014.
3. Bespalov Yu.F. Grazhdanskij kodeks RF. Ch. 1. Podrobnyj postatejnyj kommentarij s putevoditelem po zakonodatel'stvu i sudebnoj praktike s uchetom Federal'nyh zakonov № 333-FZ, 354-FZ, № 497-FZ. - M.: Prospekt, 2017.