Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 17 (372).
Право. Вып. 43. С. 95-102.
УДК 347.721.1
ББК 67.304
ПУБЛИЧНЫЕ И НЕПУБЛИЧНЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА ПО ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П. С. Настин
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный юридический университет», Екатеринбург, Россия
В статье рассматривается круг критериев, в соответствии с которыми законодатель делит хозяйственные общества на публичные и непубличные. Статус публичных акционерных обществ сравнивается со статусом корпораций, ценные бумаги которых публично обращаются на рынке ценных бумаг. Отмечаются отличия в законодательном регулировании публичных и непубличных хозяйственных обществ. Представлен обзор использования слова «публичный» в зарубежном корпоративном законодательстве. Говорится о замысле авторов Концепции развития гражданского законодательства по реформированию системы хозяйственных обществ. Обращается внимание на близость нормативного регулирования правового статуса непубличных акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Предложены изменения действующего законодательства.
Ключевые слова: публичное общество, корпорация, раскрытие информации, ценные бумаги, управление корпорацией, корпоративное законодательство.
В Гражданском кодексе РФ слово «публичный» давно и успешно используется для обозначения тех или иных юридических конструкций и иных правовых явлений [3]. При этом слово «публичный» используется в его основном словарном значении, а именно: «1. Осуществляемый в присутствии публики, открытый» [10. С. 631].
Согласно ст. 66.3 Гражданского кодекса РФ в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 01.09.2014 хозяйственные общества подразделяются на публичные и непубличные. Так, публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 66.3 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, по воле законодателя к публичным обществам относятся только акционерные общества и только в следующих случаях: 1) когда акции и другие ценные бумаги акционерного
общества, конвертируемые в его акции, размещаются публично среди неограниченного круга лиц либо публично обращаются на рынке ценных бумаг, и (или) 2) когда в уставе и фирменном наименовании такого общества указано, что акционерное общество является публичным.
Если второй критерий публичности хозяйственного общества является формальным, то есть акционерное общество становится публичным только в силу указания на это в его уставе и фирменном наименовании, то первый критерий, думается, нуждается в более детальном анализе.
Как представляется, введение в законодательство таких типов корпораций, как «публичные» и «непубличные» хозяйственные общества, отвечает задачам большей информационной открыто -сти ряда корпораций. Так, одним из назначений введения категории «публичное общество», по замыслу авторов Концепции развития гражданского законодательства, является публичность в ведении своих дел публичным обществом, проявляющаяся в раскрытии информации о его деятельности [1. п. 4.1.5 глава III]. «Привязка» статуса публичной компании к публичному размещению [3. Ст. 2] и публичному обращению ценных бумаг [3. Ст. 2] в этом случае отвечает требованиям закона о рынке ценных бумаг, устанавливающего повышенные требования к раскрытию эмитентами таких ценных бумаг информации о своей деятельности [3. Ст. 30].
Однако следует заметить, что закон о рынке ценных бумаг говорит о необходимости публичного раскрытия информации любым эмитентом публично размещаемых и публично обращаемых ценных бумаг вне зависимости от его организационно-правовой формы [3. Ст. 1, 30], согласно же Гражданскому кодексу РФ публичными могут быть только акционерные общества (п. 1 ст. 66.3 Гражданского кодекса РФ). Также закон о рынке ценных бумаг говорит о необходимости публичного раскрытия информации при публичном размещении и публичном обращении любых эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций, опционов) [3. Ст. 30], в соответствии же с Гражданским кодексом РФ критерием публичности акционерного общества является публичное размещение или обращение именно акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции (п. 1 ст. 66.3 Гражданского кодекса РФ).
То есть публичное размещение, в частности, облигаций обществом с ограниченной ответственностью, акционерным обществом (если такие облигации акционерного общества не подлежат конвертации в акции этого акционерного общества) не делает соответствующее хозяйственное общество публичным.
Как указывает Д. И. Степанов, в ходе обсуждения поправок к Гражданскому кодексу РФ высказывалась идея распространения режима публичного общества не только на акционерные общества, но и на общества с ограниченной ответственностью. В данном случае критерий «публичности» хозяйственного общества лежал бы в сфере законодательства о рынке ценных бумаг и «включался» бы каждый раз, когда то или иное хозяйственное общество выходит на рынок капитала как через участие в его уставном капитале, так и через выпуск долговых ценных бумаг (облигаций). Подобный подход служил бы целям защиты потенциально неограниченного числа инвесторов. Исходя же из той позиции, которую выбрал законодатель, можно сделать вывод, что критерий «публичности» хозяйственного общества лежит не в сфере защиты потенциально неограниченного числа инвесторов, а в сфере корпоративного управления [12. Ст. 31-35].
Действительно, при дальнейшем изучении положений Гражданского кодекса РФ о публичных обществах видно, что особенностью регулирования их статуса является большая степень императивного регулирования вопросов корпоративного управления по сравнению с регулированием тех
же вопросов в сфере деятельности непубличных обществ. Это выражается, во-первых, в том, что непубличным обществам в отличие от публичных обществ предоставлена большая свобода в сфере перераспределения компетенции между органами управления корпорации; в возможности формирования удобной структуры органов управления и контроля; в возможности отклоняться от требований закона к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний наблюдательного совета и правления; определять в уставе иной от предусмотренного в законе порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний участников корпорации; в возможности изменять планку кворума; в возможности вводить требования, ограничивающие оборот долей (акций), и другие [12; 15].
Во-вторых, большая степень императивного регулирования вопросов корпоративного управления в сфере деятельности публичных корпораций выражается в специальных императивных требованиях именно к публичным компаниям. Так, в публичных акционерных обществах обязательно образуется наблюдательный совет; ведение реестра акционеров публичного акционерного общества, а также исполнение функций счетной комиссии на общем собрании акционеров должно осуществляться только профессиональным реестродержателем; уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законом об акционерных обществах (п. 3-5 ст. 97 Гражданского кодекса РФ). Кроме того, на публичное акционерное общество в полной мере распространяется действие законодательства о рынке ценных бумаг, в том числе в части требований к публичному раскрытию информации (п. 6 ст. 97 Гражданского кодекса РФ).
В зарубежном законодательстве о юридических лицах также используется слово «публичный» и употребляется оно для обозначения различных правовых конструкций.
Так, согласно п. 1, 2 ст. 2.34 Гражданского кодекса Республики Литва юридические лица делятся на публичные и частные; публичные юридические лица учреждаются государством или муниципалитетами, их учреждениями или некоммерческими организациями, чьей целью является удовлетворение общественных интересов (государственные и муниципальные предпри-
ятия, государственные или муниципальные учреждения, общественные учреждения, религиозные сообщества и т. д.) [18].
В соответствии с п. 2 ст. 52 Гражданского кодекса Швейцарии корпорации публичного права, органы, ассоциации, которые не имеют коммерческой цели, религиозные и семейные организации не нуждаются в регистрации. Деятельность публичных и религиозных корпораций и учреждений регулируется федеральным публичным законодательством и публичным законодательством кантонов (п. 1 ст. 59 Гражданского кодекса Швейцарии) [19].
В соответствии с п. 1 ст. 1509 Гражданского ко -декса Грузии юридическими лицами публичного права считаются: а) государство; б) органы самоуправления; в) юридические лица, созданные государством на основании законодательства или административного акта, которые сформированы не в организационно-правовых формах, определенных Гражданским кодексом или Законом Грузии «О предпринимателях»; г) государственные учреждения и государственные фонды, которые созданы не в соответствии с Гражданским кодексом или Законом Грузии «О предпринимателях»; д) созданные на основании законодательства для достижения публичных целей негосударственные организации (политические партии и другие); е) юридическое лицо публичного права, признанное конституционным соглашением. Юридические лица публичного права участвуют в гражданских правоотношениях так же, как юридические лица частного права; порядок их создания, организации и деятельности определяется законом (п. 3 ст. 24 Гражданского кодекса Грузии). Юридическое лицо публичного права правомочно осуществлять деятельность, соответствующую целям, предусмотренным законом или своими учредительными документами (п. 1 ст. 25 Гражданского кодекса Грузии) [5].
Таким образом, слово «публичный» в указанных выше случаях, думается, используется для обозначения юридической конструкции так называемого юридического лица публичного права [14]. Аналогичные положения, как представляется, будут введены в Гражданский кодекс РФ в процессе дальнейшего его реформирования. Так, с 01.09.2014 в п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ появилось указание на такую организационно-правовую форму некоммерческой организации, как «публично-правовая компания». При этом ни в самом кодексе, ни в специальном
законодательстве не содержится нормативного определения этой юридической конструкции.
В соответствии с п. 6 ст. 152 Гражданского кодекса Украины акционерные общества по типу разделяются на публичные общества и частные общества [6]. Количественный состав акционеров частного акционерного общества не может превышать 100 акционеров. Публичное акционерное общество может осуществлять публичное и частное размещение акций. Частное акционерное общество может осуществлять только частное размещение акций. Изменение типа общества с частного на публичное или с публичного на частное не является его преобразованием [7].
Таким образом, статус публичных и частных акционерных обществ в данном случае аналогичен статусу ранее существовавших в Гражданском кодексе РФ открытых и закрытых акционерных обществ соответственно.
«...в американском праве имеются ... публичные корпорации (public corporation) — аналоги западноевропейских юридических лиц публичного права (муниципальные и региональные образования и некоторые публичные организации социального характера), которые не следует смешивать с предпринимательскими публичными корпорациями (publicly held business corporation). Их статус и корпоративные отношения с их участием рассматриваются за рамками корпоративного права,— пишет Е. А. Суханов. — Предпринимательские корпорации здесь традиционно разделяются на публичные (publicly held, сокращенно public) и частные, или закрытые (private, или closely held, сокращенно closed), что несколько напоминает европейское деление объединений капиталов на акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, хотя в целом и не соответствует ему. В этом смысле публичной признается компания, которая в реестре компаний и в имеющемся у нее сертификате о регистрации прямо обозначена как публичная компания (изначально предполагалось, что ее доли, или паи — share могут свободно отчуждаться и приобретаться на фондовых биржах в виде акций — stock)» [13. С. 111].
Как пишет Е. А. Суханов, «частные и публичные компании в английском праве обычно считаются не двумя отдельными видами юридических лиц, а двумя разновидностями одной и той же организационно-правовой формы — компании с ограниченной ответственностью с разделенным на доли капиталом (company limited by shares). ...
Деление корпораций на публичные и частные теперь прямо закреплено Законом о компаниях 2006 г. Этот Закон установил и четкое различие между долями (shares) в капитале компании и ее акциями (stock), способными к обращению на бирже: акции могут быть разделены на части (и затем обращаться в виде дробных акций), а доли — нет. Поэтому акции (stock), выпущенные в соответствии с правилами данного Закона, уже не могут быть конвертированы в доли (shares), и наоборот, что составляет еще одно важное различие частных и публичных компаний в английском корпоративном праве» [13. С. 113]. Е. А. Суханов также отмечает «возрастание роли императивной законодательной регламентации статуса публичных компаний при сохранении весьма широкой свободы создания и функционирования частных (закрытых) компаний. Сохраняется и принципиальное экономическое различие публичных и закрытых корпораций: акции (доли) первых достаточно свободно обращаются на организованном финансовом рынке, в том числе на биржах, и по общему правилу могут быть отчуждены в порядке публичного предложения, тогда как аналогичные по сути доли (акции) вторых в принципе не предназначены для обращения, их отчуждение путем публичного предложения запрещено, а в уставе частной компании должны содержаться специальные правила о порядке отчуждения ее долей участниками» [13. С. 113-114].
Таким образом, в англо-американском законодательстве отсутствует деление корпораций в зависимости от того, что составляет капитал такой корпорации — доли или акции. Публичные и частные (закрытые) корпорации также не являются отдельными организационно-правовыми формами юридических лиц. При этом приобретение корпорацией статуса публичной подразумевает получение доступа на финансовый рынок, а также подчинение большему кругу императивных норм, регулирующих деятельность корпорации, нежели действующему в сфере деятельности частных (закрытых) корпораций.
В российском же законодательстве корпорации, капитал которых составляют доли, и корпорации, капитал которых составляют акции, относятся к различным организационно-правовым формам юридических лиц. Кроме того, до удаления из Гражданского кодекса РФ положений об открытых и закрытых акционерных обществах в цивилистической литературе не раз обращалось внимание на близость правовых стату-
сов общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества. В частности, авторы Концепции развития гражданского законодательства, предлагая отказаться от деления акционерных обществ на открытые и закрытые и перейти на деление таких акционерных обществ на публичные и непубличные [1. п. 4.1 глава III], справедливо отмечали, что «акционерные общества, не имеющие публичного статуса, не должны превращаться в общества с ограниченной ответственностью, что фактически происходит с закрытыми акционерными обществами» [1. п. 4.1.6 глава III].
Казалось бы, такую идею воспринял и законодатель. Так, в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 47538-6, который в последующем был принят, указывается, что данный «проект отказывается от не оправдавших себя закрытых акционерных обществ (статус которых в настоящее время практически полностью дублируется статусом обществ с ограниченной ответственностью) и обществ с дополнительной ответственностью (которые не получили практического распространения). Вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ, имея в виду, что статус публичных (крупных) хозяйственных обществ, акции которых и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на фондовых биржах и других организованных финансовых рынках (ст. 663 и 97), требует более строгого регулирования, ибо это касается имущественных интересов большого числа акционеров и других лиц» [8].
Однако по итогам внесения соответствующих изменений в гражданское законодательство РФ можно констатировать, что режим публичных корпораций стал доступен лишь акционерным обществам, режим же непубличных корпораций согласно п. 2 ст. 66.3 Гражданского кодекса РФ распространяется на общества с ограниченной ответственностью априори, а также на акционерное общество, которое не отвечает признакам публичного. Таким образом, по «остаточному» принципу законодатель отнес к непубличным
все хозяйственные общества, не являющиеся публичными акционерными обществами.
В связи с изложенным, учитывая, что каких-либо новых правовых норм, разграничивающих статусы обществ с ограниченной ответственностью и непубличных акционерных обществ, принято не было, а регулирование правового положения непубличных хозяйственных обществ является единым (то есть не зависит от организационно-правовой формы хозяйственного общества), следует заключить, что в настоящий момент непубличные акционерные общества отличаются от обществ с ограниченной ответственностью ровно настолько, насколько в свое время последние отличались от закрытых акционерных обществ.
В данном случае следует отметить непоследовательность законодателя в реформировании гражданского законодательства, которое, думается, связано с отступлением от единой линии реформирования, утвержденной в Концепции развития гражданского законодательства, авторы которой предупреждали о том, что «акционерные общества, не имеющие публичного статуса, не должны превращаться в общества с ограниченной ответственностью, что фактически происходит с закрытыми акционерными обществами» [1. п. 4.1.6 глава III]. Думается, следует также согласиться с Е. А. Сухановым в том, что следствием указанной несогласованности является также бездумное выборочное переписывание американских подходов в регулировании деятельности корпорации, наложение таких подходов на европейскую систему юридических лиц [11, 13].
Как представляется, в настоящее время законодательством о рынке ценных бумаг совершенно справедливо применяются особые требования к открытости (публичности) своей деятельности в результате публичного размещения и публичного обращения ценных бумаг не только к акционерным обществам, но и к обществам с ограниченной ответственностью. Последние вправе публично (среди неограниченного круга лиц) размещать, в частности, облигации, зарегистрировав их проспект. При этом, как уже говорилось выше, требования к раскрытию информации обществами, зарегистрировавшими проспект ценных бумаг, применяются независимо от их организационно-правовой формы [3. С. 30].
Таким образом, думается, что характеристика «публичности» должна быть «привилегией» не исключительно акционерных обществ, но
и обществ с ограниченной ответственностью, при этом критерии отнесения хозяйственного общества к публичным в силу их особой значимости для обеспечения защиты прав и интересов инвесторов, для обеспечения стабильности и поддержания высокого уровня доверия к фондовому рынку следует оставить неизменными.
В связи с этим думается, что п. 1 ст. 66.3 ГК следует изложить в следующей редакции: «1. Публичным является хозяйственное общество, ценные бумаги которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к хозяйственным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Раскрытие публичными хозяйственными обществами информации о своей деятельности осуществляется в порядке и формах, предусмотренных настоящим Кодексом, законами о хозяйственных обществах, законом о ценных бумагах и учредительным документом такого хозяйственного общества». Пункт 2 ст. 66.3 ГК следует изложить в следующей редакции: «2. Хозяйственное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признается непубличным».
Тем самым законодательно будет указано, что признак публичности хозяйственного общества не зависит от организационно-правовой формы, а приобретается в результате: 1) указания в уставе и фирменном наименовании хозяйственного общества на то, что такое общество является публичным, или (и) 2) публичного размещения хозяйственным обществом ценных бумаг среди неограниченного круга лиц либо публичного обращения таких ценных бумаг на рынке ценных бумаг.
При этом признак публичного размещения хозяйственным обществом ценных бумаг среди неограниченного круга лиц либо публичного обращения таких ценных бумаг на фондовом рынке является определяющим. То есть хозяйственное общество в данном случае становится публичным в силу соответствующих юридических фактов, влекущих за собой правоотношения по публичному размещению или (и) публичному обращению ценных бумаг на рынке. Определяющим данный признак является в силу того, что направлен на обеспечение защиты прав и интересов большого круга инвесторов, а также
на обеспечение стабильности и поддержание доверия к фондовому рынку. Факт публичного размещения или (и) публичного обращения ценных бумаг имеет особое социальное и экономическое значение и затрагивает как частные, так и публичные интересы.
Принятие же на себя корпорацией обязанности по публичному ведению ей своих дел лишь путем указания в уставе и фирменном наименовании такой корпорации на то, что она является публичной, не будет связано с фактом публичного размещения или (и) публичного обращения ценных бумаг на фондовом рынке, однако нарушение требований, предъявляемых к публичным корпорациям, в данном случае не может быть оправдано отсутствием такого публичного размещения или (и) публичного обращения ценных бумаг на фондовом рынке и повлечет установленную законом ответственность.
Как представляется, внесение указанных изме -нений в гражданское законодательство РФ обеспечит согласованность норм законодательства о ценных бумагах и законодательства о хозяйственных обществах.
Кроме того, следует отметить, что процесс реформирования гражданского законодательства к настоящему времени еще не завершен.
Так, с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ появился перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, который завершается такой организационно-правовой формой, как «публично-правовая компания». Название такой организационно-правовой формы созвучно с такой разновидностью хозяйственных обществ, как публичные хозяйственные общества. Однако думается, что факторы, определяющие «публичность» такой некоммерческой организации, лежат совсем в иной области. При этом о значении «публичности» в данном случае можно лишь догадываться, так как далее в Гражданском кодексе РФ эта организационно-правовая форма юридического лица нигде не упоминается, отсутствует также и отсылка к специальному закону по этому вопросу [17].
Таким образом, предстоит еще серьезная работа по реформированию гражданского законодательства, во время проведения которой, следует надеяться, будут учтены выявленные недостатки.
Список литературы
1. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http:// www.consultant.ru/ html (дата обращения 22.04.2015).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Юридические лица : Постатейный комментарий к главе 4 / под ред. П. В. Крашенинникова. - М., 2014. - 524 с.
3. О рынке ценных бумаг : федер. закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 (ред. от 21.07.2014, с изм. от 29.12.2014) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consul-tant.ru/ html (дата обращения 22.04.2015).
4. О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации : федер. закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/ html. (дата обращения 22.04.2015).
5. Гражданский кодекс Грузии (ред. от 06.04.2005) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.jguard. ru/images/attaches/235/GK_Georgia.txt
6. Гражданский кодекс Украины (ред. от 14.10.2014) [Электронный ресурс]. - URL: http://zakon1.rada. gov.ua/laws/main/ru/t21
7. Об акционерных обществах : Закон Украины от 17.09.2008 № 514-VI (ред. от 31.01.2015) [Электронный ресурс]. - URL: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/514-17/parao64o64
8. Пояснительная записка к законопроекту (Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству) [Электронный ресурс]. - URL: http:// asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?0penAgent&RN=47538-6&02
9. Борисов, А. Н. Комментарий к главе 4 части первой Гражданского кодекса РФ «Юридические лица» (постатейный) / А. Н. Борисов [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/ html (дата обращения 22.04.2015).
10. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. -М., 2006. - 944 с.
11. Пискунов, Я. Корпоративное соглашение - это бомба под весь наш оборот (Интервью с Е. А. Сухановым) / Я. Пискунов // Закон. - 2014. - № 7. - С. 6-13.
12. Степанов, Д. И. Новые положения Гражданского кодекса о юридических лицах // Закон. - 2014. -№ 7. - С. 31-55.
13. Суханов, Е. А. Сравнительное корпоративное право / Е. А. Суханов. - М., 2014. - 456 с.
14. Чиркин, В. Е. Юридическое лицо публичного права / В. Е. Чиркин. - М., 2007. - 352 с.
15. Шиткина, И. С. Изменения в положениях Гражданского кодекса РФ о юридических лицах : анализ новелл и практические советы / И. С. Шиткина [Электронный ресурс]. - URL: http://shitkina-law. ru/publikatsii/izmeneniya-v-polozheniyah-grazhdanskogo-kodeksa-rf-o-yuridicheskih-litsah-analiz-novell-i-prakticheskie-sovety.html.
16. Шиткина, И. С. Изменения в положениях Гражданского кодекса РФ о юридических лицах: анализ новелл и практические советы / И. С. Шиткина [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/ html (дата обращения 22.04.2015).
17. Эрделевский, А. М. Об изменениях в основных положениях Гражданского кодекса РФ о юридических лицах / А. М. Эрделевский [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант-Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/ html (дата обращения 22.04.2015).
18. Civil Code of the Republic of Lithuania (edit. 21.06.2011) [Электронный ресурс]. - URL: http://www3. lrs.lt/pls/inter3/dokpaieska.showdoc_l?p_id=245495
19. Swiss Civil Code (Status as of 1 July 2014) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.admin.ch/ch/e/ rs/2/210.en.pdf
Сведения об авторе
Настин Павел Сергеевич — соискатель кафедры гражданского права Уральского государственного юридического университета, заместитель директора по правовым вопросам ООО «Риэл-лизинг», Екатеринбург, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 17 (372). Law. Issue 43. Pp. 95-102.
PUBLIC AND NONPUBLIC CORPORATIONS UNDER THE CIVIL LEGISLATION OF RUSSIAN FEDERATION
P.S. Nastin
Ural State Legal University, Yekaterinburg, Russia, [email protected]
The article discusses the range of criteria, according to which the legislator divides corporations into the public and nonpublic. The status of public companies is compared with the status of corporations whose securities are publicly traded in securities market. Marked the differences in the legal regulation of public and nonpublic corporations. The overview of applying of the word "public" in a foreign corporate law is provided. It is also refers to the intention of the Conception of the civil legislation development authors to reform the system of the corporations. It draws attention to the similarity in the legal regulation of the status of the nonpublic joint stock companies and limited liability companies. The changes in the current legislation are proposed.
Keywords: public company, corporation, disclosure, securities, management of the corporation, corporate law.
References
1. [The concept of development of the civil legislation of the Russian Federation (it is approved by the decision of Russian President's Council for Codification and Enhancement of Civil Legislation of 07.10.2009)]. Spravochnayapravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http: //www.consultant.ru, accessed 22.04.2015. (In Russ.).
102
n. C. HacmuH
2. Krasheninnikov P.V. (ed.). Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. Juridicheskie lica: Postatejnyj kommentarij kglave 4 [Civil code of the Russian Federation. Legal entities: The itemized comment to chapter 4]. Moscow, 2014. 524 p. (In Russ.).
3. ["About securities market". The federal law of 22.04.1996, no. 39-FZ (an edition of 21.07.2014, with amendment of december, 2014)]. Spravochnayapravovaya sistema "Konsul 'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http: //www.consultant.ru, accessed 22.04.2015. (In Russ.).
4. ["About modification of chapter of the 4th part one of the Civil code of the Russian Federation and about recognition become invalid for separate provisions of acts of the Russian Federation". The federal law, no. 99-Fz of 05 May, 2014]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "Consultant-Plus"]. Available at: http: //www.consultant.ru, accessed 22.04.2015. (In Russ.).
5. [Civil code of Georgia (edition of 06.04.2005)]. Available at: http://www.jguard.ru/images/attaches/235/ GK_Georgia.txt. (In Russ.).
6. [The civil code of Ukraine (an edition of 14.10.2014)]. Available at: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/main/ ru/t21. (In Russ.).
7. [The law of Ukraine of 17.09.2008 no. 514-VI "About joint-stock companies" (an edition of 31.01.2015)]. Available at: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/514-17/parao64o64. (In Russ.).
8. [The explanatory note to the bill (State Duma Committee on Civil, Criminal, Arbitration and Procedural Legislation)]. Available at: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?0penAgent&RN=47538-6&02. (In Russ.).
9. Borisov A.N. Kommentarij k glave 4 chasti pervoj Grazhdanskogo kodeksa RF "Juridicheskie lica" (postatejnyj) [The comment to chapter of the 4th part one of the Civil code of the Russian Federation "Legal entities" (itemized)]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http: //www.consultant.ru, accessed 22.04.2015. (In Russ.).
10. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Explanatory dictionary of Russian]. Moscow, 2006. 944 p. (In Russ.).
11. Piskunov Ya. Korporativnoe soglashenie — jeto bomba pod ves' nash oborot (Interv'ju s E.A. Suha-novym) [The corporate agreement is a bomb under all our turn (Interview to E.A. Sukhanov)]. Zakon [The law], 2014, no. 7, pp. 6-13. (In Russ.).
12. Stepanov D.I. Novye polozhenija Grazhdanskogo kodeksa o juridicheskih licah [New provisions of the Civil code about legal entities]. Zakon [The law], 2014, no. 7, pp. 31-55. (In Russ.).
13. Suhanov E.A. Sravnitel'noe korporativnoepravo [Comparative corporate law]. Moscow, 2014. 456 p. (In Russ.).
14. Chirkin V.E. Juridicheskoe licopublichnogoprava [Legal entity of public law]. Moscow, 2007. 352 p. (In Russ.).
15. Shitkina I.S. Izmenenija v polozhenijah Grazhdanskogo kodeksa RF o juridicheskih licah: analiz novell i prakticheskie sovety. Available at: http://shitkina-law.ru/publikatsii/izmeneniya-v-polozheniyah-grazhdansk-ogo-kodeksa-rf-o-yuridicheskih-litsah-analiz-novell-i-prakticheskie-sovety.html. (In Russ.).
16. Shitkina I.S. Izmenenija v polozhenijah Grazhdanskogo kodeksa RF o juridicheskih licah: analiz novell i prakticheskie sovety [Changes in provisions of the Civil code of the Russian Federation about legal entities: analysis of short stories and practical advice]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul 'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://www.consultant.ru/ html, accessed 22.04.2015. (In Russ.).
17. Jerdelevskij A.M. Ob izmenenijah v osnovnyh polozhenijah Grazhdanskogo kodeksa RF o juridicheskih licah [About changes in basic provisions of the Civil code of the Russian Federation about legal entities]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul 'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http: //www.consultant.ru, accessed 22.04.2015. (In Russ.).
18. Civil Code of the Republic of Lithuania (edit. 21.06.2011). Available at: http://www3.lrs.lt/pls/inter3/dok-paieska.showdoc_l?p_id=245495.
19. Swiss Civil Code (Status as of 1 July 2014). Available at: http://www.admin.ch/ch/e/rs/2/210.en.pdf.