Научная статья на тему 'Особенности противодействия торговле людьми на современном этапе в ряде стран дальнего зарубежья '

Особенности противодействия торговле людьми на современном этапе в ряде стран дальнего зарубежья Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
торговля людьми / Палермский протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми / особенно женщинами и детьми / уголовное законодательство зарубежных стран о противодействии торговле людьми / Trafficking in persons / Palermo Protocol on the prevention and suppression of trafficking in persons / especially women and children / criminal legislation of foreign countries on combating trafficking in persons

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федор Николаевич Кадников

В статье рассматриваются особенности противодействия торговле людьми в современный период в странах англосаксонской и германо-романской правовых систем. Анализируются редакции статей соответствующих уголовных законов с позиций сравнительного правоведения с учетом Палермского протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принят резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г.). Выделяются положительные законодательные решения и имеющиеся проблемы, а также современное состояние с торговлей людьми в США, Великобритании, Германии, Франции и других стран дальнего зарубежья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of combating human trafficking at the present stage in a number of non-cis countries

The article examines the features of combating human trafficking in the modern period in the countries of the Anglo-Saxon and German-Roman legal systems. The editions of the articles of the relevant criminal laws are analyzed from the perspective of comparative law, taking into account the Palermo Protocol to Prevent, Suppress and Punish Trafficking in Persons, Especially Women and Children, supplementing the United Nations Convention against Transnational Organized Crime (adopted by General Assembly resolution 55/25 of 15 November 2000). Positive legislative solutions and existing problems are highlighted, as well as the current state of human trafficking in the USA, Great Britain, Germany, France and other foreign countries.

Текст научной работы на тему «Особенности противодействия торговле людьми на современном этапе в ряде стран дальнего зарубежья »

Государственная служба и кадры. 2024. № 2. С. 216 — 222. State service and personnel. 2024;(2):216 — 222.

Научная статья УДК 343.969

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-2-216-222 NIION: 2012-0061-02/24-101

EDN: https://elibrary.ru/AVVEZK MOSURED: 77/27-008-2024-02-301

Особенности противодействия торговле людьми на современном этапе в ряде стран дальнего зарубежья

Федор Николаевич Кадников

Адвокатская палата Московской области, Московская область, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются особенности противодействия торговле людьми в современный период в странах англосаксонской и германо-романской правовых систем. Анализируются редакции статей соответствующих уголовных законов с позиций сравнительного правоведения с учетом Палермского протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принят резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г.). Выделяются положительные законодательные решения и имеющиеся проблемы, а также современное состояние с торговлей людьми в США, Великобритании, Германии, Франции и других стран дальнего зарубежья.

Ключевые слова: торговля людьми, Палермский протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, уголовное законодательство зарубежных стран о противодействии торговле людьми.

Для цитирования: Кадников Ф.Н. Особенности противодействия торговле людьми на современном этапе в ряде стран дальнего зарубежья // Государственная служба и кадры. 2024. № 2. С. 216—222. https://doi.org/ 10.24412/2312-0444-2024-2-216-222. EDN: https://elibrary.ru/AVVEZK

Original article

Features of combating human trafficking at the present stage in a number of non-cis countries

Fyodor N. Kadnikov

Law Chamber of the Moscow Region, Moscow Region, Russia,

[email protected]

Annotation. The article examines the features of combating human trafficking in the modern period in the countries of the Anglo-Saxon and German-Roman legal systems. The editions of the articles of the relevant criminal laws are analyzed from the perspective of comparative law, taking into account the Palermo Protocol to Prevent, Suppress and Punish Trafficking in Persons, Especially Women and Children, supplementing the United Nations Convention against Transnational Organized Crime (adopted by General Assembly resolution 55/25 of 15 November 2000). Positive legislative solutions and existing problems are highlighted, as well as the current state of human trafficking in the USA, Great Britain, Germany, France and other foreign countries.

Keywords: Trafficking in persons, Palermo Protocol on the prevention and suppression of trafficking in persons, especially women and children, criminal legislation of foreign countries on combating trafficking in persons.

For citation: Kadnikov F.N. Features of countering human trafficking at the present stage in a number of foreign countries// Civil Service and Personnel. 2024. № 2. P. 216—222. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-2-216-222. EDN: https://elibrary.ru/AVVEZK

© Кадников Ф.Н. М., 2024.

№ 2/2024

Корьба с торговлей людьми, иными преступлениями против личной свободы человека ^^-^-ведется регулярно во многих странах мира. Однако современные реалии, огромное количество миграционных процессов, развитие информационно-телекоммуникационных технологий, позволяющих упростить вербовку новых жертв сексуальной эксплуатации, подневольного труда, облегчить логистику трафика между странами, ставят новые проблемы для законодательных и правоохранительных органов в деле противодействия указанным преступлениям и их предупреждения.

Отдельные проблемы решаются более активно, иные не находят своего решения длительное время в связи с отсутствием необходимых материальных ресурсов, негативным влиянием гибридных конфликтов, нерегулируемой миграции. Например, в Великобритании и США, правовые системы которых относятся к англосаксонской системе права, ответственность за торговлю людьми предусмотрена не в кодифицированных актах, а в специальных отраслевых законах. Эти законы не являются чем-то застывшим, они дополняются, совершенствуются. Наряду с этим применяются и иные законы о противодействии указанным преступлениям в современный период.

Общепризнано, что в США ведется жесткая борьба с торговцами людьми, сексуальной эксплуатацией, особенно несовершеннолетних. Во-первых, это подтверждает то, что принятый в 2000 г. в США федеральный закон по борьбе с торговлей людьми - «Закон о защите жертв торговли людьми и насилия» — явился хорошим фундаментом в борьбе с указанными преступлениями. Во-вторых, содержание этого закона учитывали законодатели не только других штатов, но и других государств. К 2015 г. такие законы действовали во всех 50 штатах1.

Наряду с этим были приняты и другие законы о противодействии торговле людьми в целях сексуальной и иной эксплуатации, которые укрепили законодательную базу в этой сфере и способствовали более эффективной борьбе с преступлениями данной категории (например, Закон о предотвращении торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации и об укреплении семьи 2014 г., Закон о правосудии для жертв торговли людьми от 2015 г., Закон о защите жертв торговли людьми от 2017 г., Закон Фредерика Дугласа о повторном санкционировании действий по предупреждению и защите жертв торговли людьми от 2018 г., и др.)2.

1 Wikipedia.org>wiki/Human_trafficking_in_the_ United States (дата обращения: 9 апреля 2024 г.).

2 Там же.

Использование для совершения вербовки жертв торговли людьми новейших информационно-телекоммуникационных технологий поставило власти перед необходимостью адекватного ответа. 11 апреля 2018 г. президент США подписал Закон о прекращении деятельности секс-торговцев, который позволяет закрывать сайты, способствующие совершению преступлений, и преследовать в судебном порядке их владельцев и пользователей3.

Тем не менее современные статистические показатели вызывают тревогу: по данным журналистов, в 2022 г. границу с США пересекли около 130 тыс. несовершеннолетних детей-мигрантов, что является рекордным показателем. Увеличение потока мигрантов стало неожиданностью для властей, которые оказались не готовыми к резкому росту детской миграции, в результате чего пограничные пункты оказались переполненными. В то же время, по данным Министерства внутренней безопасности США, в период с 2020 по 2021 г. число людей, арестованных за торговлю людьми, увеличилось на 35%4.

Учитывая решения 118-го Конгресса США, который проходил в январе 2023 г., было отмечено наличие многих нерешенных проблем, в числе которых необходимость:

■ обучения сотрудников организаций и предприятий тому, как эффективно помогать правоохранительным органам в обнаружении жертв торговли людьми;

■ установления демонстрационных грантов для обучения учащихся, учителей и школьного персонала тому, как лучше понимать, распознавать, предотвращать и реагировать на торговлю людьми и эксплуатацию детей и молодежи;

■ усиления наказания — установления дополнительного срока лишения свободы до пяти лет — за определенные правонарушения и половые преступления с участием несовершеннолетних, которые происходят в пределах 1000 футов от недвижимого имущества, включающего школу, спонсируемое школой мероприятие, детскую площадку

3 Президент Дональд Трамп подписал в среду противоречивый законопроект, который направлен против -секс-торговли в Интернете, возлагая на онлайн-плат-формы ответственность за пользовательский контент, связанный с секс-работой. См.: Trump Signs Controversial FOSTA Bill Targeting Online Sex Trafficking | HuffPost Latest News//www.huffpost.com>entry/trump-signs-controversial-biIl-targeting-online-sex-[сайт] (дата обращения: 9 апреля 2024 г.).

4 fondfbr.ru>stati/us-human-trafficking [сайт] (дата обращения: 14.04.2024).

№ 2/2024

или объект государственного жилья, или в пределах 100 футов от некоторых других мест, где собираются дети (например, молодежный центр или бассейн) и ряд других5.

Как представляется, реализация подобных предложений позволит повысить эффективность противодействия торговле людьми и привлечь к предупреждению подобных преступлений многие слои населения, общественные организации и местные органы власти.

В Великобритании правовыми источниками являются решения по делам, принимаемые судьями (прецеденты)6. Входящие в Соединенное Королевство страны не имеют кодифицированного уголовного закона, нормы которого предусматривали бы уголовную ответственность за преступные деяния, включая торговлю людьми, рабское состояние, сексуальную и иную эксплуатацию. Более того, следует отметить, что Великобритания не подписывала Конвенцию ООН о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами (1949), но в декабре 2008 г. подписала и ратифицировала Конвенцию Совета Европы о противодействии торговле людьми (2005)7.

Тем не менее эти государства не могли остаться в стороне от противодействия указанным преступлениям, поэтому предусмотрели уголовную ответственность за их совершение в нормах различных отраслевых законов. Например, парламентом Соединенного Королевства в 2003 г. принят Закон о преступлениях на сексуальной по-чве8, согласно которому ответственности подле-

5 Congress.gov>biIl/118th-congress/senate-bill/686 [сайт] (дата обращения: 14.04.2024).

6 Великобритания (полное официальное название — Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) — суверенное государство, состоящее из Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. См.: ru.wikipedia.org>Великобритания [сайт] (дата обращения: 10 апреля 2024 г.)

7 Национальное и международно-правовое регулирование противодействия торговле людьми и рабству в их современных формах: Монография / Т.Я. Хабриева, А.С. Автономов, В.Ю. Артемов и др.; Отв. ред. д-р юрид. наук, проф. А.С. Автономов. М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Инфра-М, 2019; Грачева В.Г. Обзор законодательства и правоприменительной практики Великобритании, Германии, Италии, США, Франции и Швеции в области противодействия торговле людьми и принудительному труду. М.: Международная организация по миграции: Бюро Международной организации по миграции в Москве, 2022.

8 SexualOffencesAct 2003 //en.wikipedia.org>wiki/

Sexual_Offences_Act_2003 [сайт] (дата обращения:

10 апреля 2024 г.)

жат лица, совершающие изнасилования, в том числе и сексуальное насилие над детьми. Этим же законом запрещены все формы торговли людьми. За указанные преступления в Шотландии ответственность предусмотрена Законом о сексуальных преступлениях (2009), а в Северной Ирландии — Приказом о сексуальных преступлениях 2008 г.9 Более четко ответственность за преступления исследуемой категории была прописана в Законе Великобритании о современном рабстве 2015 г., нормы которого предусматривали ответственность за торговлю людьми и рабство, включающее подневольное состояние и принудительный труд. Следует согласиться с мнением специалистов о том, что такое решение позволило проводить расследование более эффективно, так как до этого соответствующие статьи были разбросаны по нескольким законодательным актам, что затрудняло работу следователей и судей). Аналогичное решение было принято и в Шотландии, где в 2015 г. был принят Закон о торговле людьми и эксплуатации (Закон 2015), который фактически объединил существующие преступления, связанные с торговлей людьми и рабством10.

По мнению специалистов, Закон о современном рабстве совершенно оправданно ужесточил максимальную ответственность за торговлю людьми и принудительный труд, повысив верхнюю планку наказания с 14 лет вплоть до пожизненного заключения, и конкретизировал положения, гарантирующие защиту прав жертв торговли людьми, а Закон о торговле людьми и эксплуатации (Шотландия) (Закон 2015) уточнил, что для решения вопроса об уголовной ответственности имеет значение наличие соответствующего действия и намерения эксплуатации или знание о вероятности предстоящей эксплуатации. Действие подразумевает вербовку, перевозку, передачу, укрывательство, получение, осуществление контроля над лицом (или содействие этим действиям). Рабство, подневольное состояние и принудительный или обязательный труд также рассматриваются в контексте ст. 4 Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми11.

Можно констатировать, что Великобритания пытается увязать в законодательных актах не только вопросы уголовной ответственности, но и

9 Wikipedia.org>wiki/Sexual_Offences_ (Northern_ Ь^-land)_0rder_2008 [сайт] (дата обращения: 8 апреля 2024 г.).

10 Национальное и международно-правовое регулирование противодействия торговле людьми и рабству в их современных формах; Грачева В.Г. Указ. соч.

11 Wikipedia.org>wiki/Human_trafficking_in_ the_Uni-ted_Kingdom [сайт] (дата обращения: 08 апреля 2024 г.).

№ 2/2024

предупреждение подобных преступлений, а также проблемы защиты жертв торговли людьми. Необходимо еще, на наш взгляд, довести до необходимого уровня работу по информированию общественности о фактах торговли людьми.

Нормы соответствующего законодательства государств, входящих в романо-германскую систему права, представляют большой интерес, так как они имеют кодифицированные уголовные законы.

Широкий комплекс мер по противодействию торговле людьми содержит Уголовный кодекс Германии12. 18-й раздел «Преступные деяния против личной свободы» данного УК включает следующие параграфы: 232 (Торговля людьми), 232а (Принудительная проституция), 232b (Принудительный труд), 233 (Эксплуатация рабочей силы), 233a (Эксплуатация человека при использовании неправомерного лишения свободы), 234 (Похищение человека), 236 (Торговля детьми). Новеллы, появившиеся в этом разделе УК, позволяют сделать вывод, что законодатель продолжал работу по более точной дифференциации ответственности.

В связи с этим 15.10.2016 вступил в силу Закон о совершенствовании правового регулирования, касающегося противодействия торговле людьми, и о внесении изменений в закон о Федеральном центральном регистре, а также в Восьмую книгу Социального кодекса ФРГ от 11.10.2016 (BGBl. 2016 I S. 2226), приведший уголовное законодательство, направленное против торговли людьми, в соответствие с европейскими требованиями13. Этот закон, на наш взгляд, более подробно дифференцировал ответственность за преступления данной категории.

Так, состав торговли людьми был весьма серьезно изменен за счет указания на торговлю людьми и совершения преступных деяний и попрошайничества. Кроме того, состав торговли людьми в целях торговли органами был перенесен из дополнительного в основное уголовное право. Также была расширена сфера применения квалифицированных составов торговли людьми14.

Норма об ответственности за торговлю детьми (ст. 236) была скорректирована в соответствии

12 Уголовный кодекс Германии/^егтаи Criminal Code (Strafgesetzbuch — StGB)// gesetze-im-internet.de>englisch_ stgb/index.html (дата обращения: 4 апреля 2024 г.)

13 Головненков П.В. Уголовное уложение Федеративной Республики Германия — Strafgesetzbuch (StGB): Науч.-практ. комм. и перевод текста закона. Universitаtsverlag Potsdam 2021. С.334 //http://verlag.ub.uni-potsdam.de/ эл версия.

14 Рарог А.И., Хелльманн У., Головненков П.В. Торговля людьми в российском и немецком уголовном праве //

Lex Russica. 2008. № 5. C. 1162—1179 (1170—1179).

со ст. 1 Федерального закона о трансформации Рамочного решения Совета Европейского Союза о борьбе с сексуальной эксплуатацией детей и с детской порнографией от 31 октября 2008 г. (BGBl. 2008 I S. 2149). В настоящее время ответственность по данной статье наступает за то, что лицо, грубо пренебрегая обязанностью попечения и воспитания, передает своего ребёнка, не достигшего 18-летнего возраста, или своего подопечного или воспитанника, не достигшего 18-летнего возраста, на длительное время другому лицу и действует при этом за вознаграждение или с намерением личного обогащения или обогащения другого лица (наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или денежным штрафом). При этом закон предусматривает ответственность и для тех, кто на длительное время принимает у себя ребенка, подопечного или воспитанника, и предоставляет за это вознаграждение. В ч. 2 ответственность закреплена для того, кто, не имея соответствующих полномочий, выступает посредником при усыновлении (удочерении) лица, не достигшего 18-летнего возраста, или осуществляет посредническую деятельность, направленную на то, чтобы третье лицо на длительное время приняло у себя лицо, не достигшее 18-летнего возраста, и действует при этом за вознаграждение или с намерением личного обогащения или обогащения другого лица. Такие действия наказуемы лишением свободы на срок до трех лет или денежным штрафом. Таким же образом наказывается тот, кто, являясь посредником в усыновлении (удочерении) лица, не достигшего 18-летнего возраста, предоставляет другому лицу вознаграждение за дачу необходимого согласия на усыновление (удочерение). Более суровая ответственность предусмотрена в том случае, если усыновленное (удочеренное) лицо переправляется на территорию Германии или за границу (наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или денежным штрафом). Еще более суровое наказание (лишение свободы на срок от шести месяцев до десяти лет) предусмотрено в том случае, когда исполнитель действует из корыстных побуждений, в виде промысла или в составе банды, организованной для длительного занятия торговлей детьми, или посредством совершения деяния он подвергает ребенка или усыновленное (удочеренное) лицо опасности нанесения значительного ущерба его физическому или духовному развитию. Как представляется, за торговлю детьми наказание не соответствует повышенной степени опасности подобного преступления, срок лишения свободы должен быть более суровым15.

15 Головненков П.В. Указ. соч. С. 341.

№ 2/2024

Как следует из статей УК Германии, немецкий законодатель разделяет ответственность за торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации и в целях эксплуатации труда. По нашему мнению, в целом нормы УК Германии соответствуют мировым требованиям о противодействии торговле людьми, но просматривается, по нашему мнению, некоторое дублирование ряда норм.

К романо-германской системе права относится и законодательство Франции, поэтому представляет интерес и содержание норм об ответственности за торговлю людьми и смежные с этим преступлением деяния, которые содержатся в УК Франции16. Следует отметить, что нормы УК Франции об ответственности за торговлю людьми и смежные с ней преступления были обновлены после 2013 г.

Уголовный кодекс в его современной редакции (11 апреля 2024 г.) предусматривает ответственность за торговлю людьми и смежные преступления в разделе II «Преступления против личности». Здесь можно упомянуть статьи главы IV этого раздела «Посягательства на свободы личности», в частности нормы, входящие в раздел 1 данной главы «О порабощении и эксплуатации порабощенных лиц» (ст. 224-1 А—

224-1 С), главы V «Посягательство на человеческое достоинство» (ст. 225-1—225 б). Сюда входят статьи по дискриминации, торговле людьми, принудительному сокрытию лица, закупкам (имеется в виду сутенерство) и связанными с ними правонарушениями, по вовлечению в проституцию, эксплуатации попрошайничества, условиям труда и размещения, противоречащим достоинству личности, а также по принудительному труду и подневольному состоянию. Как представляется, было бы более эффективно с позиций законодателя выделить отдельно главу об ответственности за торговлю людьми, в которую включить и статьи об ответственности за порабощение и эксплуатацию порабощенных лиц.

Французский законодатель в целом скорректировал статьи об ответственности за торговлю людьми в соответствии с международно-правовыми документами ООН и ЕС, но с учетом национальных особенностей. В настоящее время в ст.

225-4-1 УК Франции17 основной состав торговли людьми определен как акт вербовки, транспортировки, передачи, укрытия или размещения лица в целях эксплуатации, но при наличии указанных в этой же статье обстоятельств (в которых и отражены национальные особенности данного состава преступления).

16 Уголовный кодекс Франции (в ред. 11 апреля 2024 г.) // egifrance.gouv.fr> Codes>Code pйnal (дата обращения: 14 апреля 2024 г.).

17 Уголовный кодекс Франции (в ред. 11 апреля 2024 г.).

Таким образом, законодатель криминализовал не сами действия по вербовке и иным действиям, а лишь их совершение при наличии следующих обстоятельств:

■ либо с использованием угрозы, принуждения, насилия или мошеннической тактики, нацеленной на жертву, его семью или лицо, находящееся в обычных отношениях с жертвой;

■ либо законным родственником по восходящей линии или усыновителем, или лицом, имеющим власть над ним, или злоупотребляющим властью, которой оно наделено в силу своих функций;

■ либо путем злоупотребления уязвимым состоянием вследствие возраста, болезни, беспомощности, физической или умственной неполноценности или беременности, очевидной или известной злоумышленнику;

■ либо в обмен или посредством предоставления вознаграждения или любого иного преимущества либо обещания вознаграждения или выгоды».

Данное преступление наказывается лишением свободы сроком на семь лет и штрафом в размере 150 000 евро.

Полагаем, что очень много надо будет потрудиться правоохранительным органам, чтобы доказать наличие этих обстоятельств, а без них фактически отсутствует состав преступления.

Более верное законодательное решение, на наш взгляд, осуществлено при формулировании квалифицированного состава (ч. 2 данной статьи) — ответственность за торговлю в отношении несовершеннолетнего квалифицируется как преступление, даже если она совершена без обстоятельств, указанных в основном составе. Санкция за это преступление также весьма внушительная — деяние наказывается лишением свободы сроком на десять лет и штрафом в размере 1 500 000 евро.

Хотелось бы еще обратить внимание на такой субъективный признак торговли людьми, как цель эксплуатации. В примечании к статье указано, что эксплуатация, упомянутая в п. 1, заключается в передаче жертвы в распоряжение торговца людьми или третьей стороны, даже если она не установлена, с тем чтобы совершить против жертвы преступление, квалифицируемое как сутенерство, агрессия или сексуальные домогательства, порабощение, принудительный труд или оказание принудительных услуг, изъятие одного из органов, эксплуатация путем попрошайничества, создание условий труда или проживания, унижающих достоинство, либо принудить жертву совершить какое-либо преступление или правонарушение. Такое понимание эксплуатации весьма спорно. Очень много оценочных понятий,

№ 2/2024

разносторонних действий, признаки которых требуют учета диспозиций иных норм УК и фактически затрудняют проведение эффективного расследования.

В ст. 225-4-2 и 225-4-3 данной главы УК Франции ответственность установлена за особо квалифицированные составы торговли людьми, включающие различные признаки, существенно повышающие степень опасности данного преступления. Так, в ст. 225-4-2 ответственность ужесточена (до десяти лет лишения свободы и штраф в размере 1 500 000 евро), если торговля людьми совершена при двух обстоятельствах, указанных в п. 1—4 той же ч. I ст. 225-4-1, или при одном из следующих дополнительных обстоятельств:

■ в отношении нескольких лиц;

■ в отношении лица, которое находилось за пределами территории Республики или по прибытии на территорию Республики;

■ когда было установлено, что лицо вступило в контакт с преступником посредством использования для распространения сообщений, предназначенных для неопределенной аудитории, сети электронной связи;

■ при обстоятельствах, которые непосредственно подвергают лицо, в отношении которого совершено преступление, непосредственной опасности смерти или телесных повреждений, которые могут привести к нанесению увечий или постоянной инвалидности;

■ с применением насилия, в результате которого жертва стала полностью нетрудоспособной более чем на восемь дней;

■ лицом, призванным участвовать в силу своих функций в борьбе с торговлей людьми или в поддержании общественного порядка;

■ когда преступление поставило жертву в тяжелое материальное или психологическое положение.

В соответствии со ст. 225-4-3 преступление, предусмотренное ст. 225-4-1, наказывается 20 годами тюремного заключения и штрафом в размере 3 000 000 евро, если оно совершено организованной группой.

Наиболее опасным признается торговля людьми, совершенная с применением пыток или актов варварства (ст. 225-4-4 УК Франции). За совершение этого преступления предусмотрено пожизненное тюремное заключение и штраф в размере 4 500 000 евро.

Вместе с тем следует согласиться с французским законодателем в установлении суровых наказаний не только за торговлю людьми, но и за следующие преступные деяния в виде порабощения и эксплуатации порабощенных лиц:

■ по ст. 224-1А за порабощение, которое понимается как действие, направленное про-

тив человека, предусмотрено 20 лет тюремного заключения; ■ по ст. 224-1В за эксплуатацию порабощенного лица, которое понимается как акт совершения сексуального насилия в отношении лица, порабощение которого очевидно или известно преступнику, похищения его или приобщения его к принудительному труду или принудительной службе предусмотрено наказание в виде 20 лет тюремного заключения. В соответствии со ст. 224-1С УК Франции совершение этих преступлений в отношении несовершеннолетнего либо в отношении лица, уязвимость которого в силу его возраста, болезни, немощи, физических или психических недостатков или состояния беременности очевидна или известна преступнику, либо законным, естественным или приемным родственником по восходящей линии или лицом, имеющим власть над жертвой или злоупотребляющим властью, предоставленной ему его функциями, либо лицом, призванным участвовать в силу своих обязанностей в борьбе против рабства или в поддержании общественного порядка, или когда преступлению предшествуют пытки или оно сопровождается пытками, или акты варварства, наказывается 30 годами тюремного заключения в случае их совершения.

Следует согласиться с выводом специалистов о том, что весьма подробно осуществлена дифференциация ответственности за торговлю людьми и смежные с ней преступления в УК Франции после 2013 г.18

Тем не менее некоторые статьи весьма громоздкие, дублируют одни и те же деяния, не конкретизируют признаки этих деяний и степень их опасности, которая позволяет говорить о социальной обусловленности уголовного закона в этой части. Более того, как указывалось ранее, весьма затруднительным, на наш взгляд, выглядит процесс доказывания объективной стороны данного состава торговли людьми и цели его совершения.

Анализ современного зарубежного законодательства об ответственности за торговлю людьми позволяет говорить о том, что борьба с этим весьма опасным преступлением и иными преступлениями, сопровождающими это деяние, как никогда является актуальной и требует более решительных шагов в искоренении подобных опасных явлений. Желательно, чтобы страны, уточняющие национальное законодательство в этой части, соблюдали требования международно-правовых ак-

18 Национальное и международно-правовое регулирование противодействия торговле людьми и рабству в их современных формах; Грачева В.Г. Указ. соч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 2/2024

тов и не включали формулировок, создающих трудности для расследования подобных фактов.

Наряду с уточнением законодательства нужны меры, которые в соответствии с Протоколом о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющим Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, включают так называемый комплексный трехсторонний подход к противодействию торговли людьми, предусматривающий предупреждение подобных фактов, защиту жертв и судебное преследование виновных.

Список источников

1. Головненков П.В. Уголовное уложение Федеративной Республики Германия — Strafgesetzbuch (StGB): Науч.-практ. комм. и пер. текста закона. Universitаtsverlag Potsdam 2021 // http://verlag.ub.uni-potsdam.de/эл версия.

2. Грачева В.Г. Обзор законодательства и правоприменительной практики Великобритании, Германии, Италии, США, Франции и Швеции в области противодействия торговле людьми и принудительному труду. М.: Международная организация по миграции: Бюро Международной организации по миграции в Москве, 2022.

3. Национальное и международно-правовое регулирование противодействия торговле людьми и рабству в их современных формах: монография / Т.Я. Хабриева, А.С. Автономов, В.Ю. Артемов и др.; Отв. ред. д-р юрид. наук, проф. А.С. Автономов. М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Инфра-М, 2019.

4. Рарог А.И., Хелльманн У., Головненков П.В. Торговля людьми в российском и немецком уголовном праве // Lex Russica. 2008. № 5. C. 1162— 1179 (1170— 1179).

5. Уголовный кодекс Франции (в ред. 11 апреля 2024 г.) // egifrance.gouv.fr> Codes>Code репа1 (дата обращения: 14 апреля 2024 г.).

References

1. Golovnenkov P.V. Criminal Code of the Federal Republic of Germany — Strafgesetzbuch (StGB): Scientific and practical. comm. and the translation of the text of the law. Universitаtsver-lag Potsdam 2021 //http://verlag.ub.uni-pots-dam.de/эл version.

2. Gracheva V.G. Review of legislation and law enforcement practice of Great Britain, Germany, Italy, the USA, France and Sweden in the field of combating human trafficking and forced labor. Moscow: International Organization for Migration: Bureau of the International Organization for Migration in Moscow, 2022.

3. National and international legal regulation of combating human trafficking and slavery in their modern forms: monograph / T.Ya. Khabrieva, A.S. Avtonomov, V.Yu. Artyomov, etc.; Ed. Dr. Jurid. A.S. Avtonomov, M.: Institute of Legislation and Comparative Jurisprudence under the Government of the Russian Federation: Infra-M, 2019.

4. Rarog A.I., Hellmann U., Golovnenkov P.V. Human trafficking in Russian and German criminal law // Lex Russica. 2008. № 5. P. 1162—1179 (1170—1179).

5. The French Criminal Code (as amended April 11, 2024)// egifrance.gouv.fr Codes"Code pеna1 (accessed April 14, 2024).

Информация об авторе

Кадников Ф.Н. — адвокат Адвокатской палаты Московской области, кандидат юридических наук

Статья поступила в редакцию 15.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.

Information about the author Kadnikov F.N. — is a lawyer at the Moscow Region Bar Association, candidate of legal sciences

The article was submitted 15.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.

№ 2/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.