Научная статья на тему 'Некоторые предложения по совершенствованию мер Республики Казахстан по противодействию торговле людьми в контексте гуманитарной корзины обсе1'

Некоторые предложения по совершенствованию мер Республики Казахстан по противодействию торговле людьми в контексте гуманитарной корзины обсе1 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1169
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБСЕ / ГУМАНИТАРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / РАБСТВО / ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / ТОРГОВЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ / ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / OSCE / HUMANITARIAN MEASUREMENT / SLAVERY / HUMAN TRAFIC / TRADE IN MINORS / A POLICY OF COUNTERACTION / THE CRIMINAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бекмагамбетов Алимжан Бауржанович

В статье рассматриваются вопросы возможных путей совершенствования правовой политики противодействия торговле людьми в контексте международных стандартов в области прав человека, включая стандарты ОБСЕ по гуманитарному измерению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME OFFERS ON PERFECTION OF MEASURES OF REPUBLIC KAZAKHSTAN ON COUNTERACTION TO HUMAN TRAFIC IN A CONTEXT OF A HUMANITARIAN BASKET OF OSCE

In article questions of possible ways of perfection of a legal policy of counteraction to human trafic in a context of the international standards in the field of human rights, including OSCE standards on humanitarian measurement are considered

Текст научной работы на тему «Некоторые предложения по совершенствованию мер Республики Казахстан по противодействию торговле людьми в контексте гуманитарной корзины обсе1»

6. КРИМИНОЛОГИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)

6.1. НЕКОТОРЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕР РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНОЙ КОРЗИНЫ ОБСЕ1

Бекмагамбетов Алимжан Бауржанович, к.ю.н. Должность: заведующий кафедрой права. Место работы: Челябинский государственный университет, Костанайский филиал. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы возможных путей совершенствования правовой политики противодействия торговле людьми в контексте международных стандартов в области прав человека, включая стандарты ОБСЕ по гуманитарному измерению

Ключевые слова: ОБСЕ, гуманитарное измерение, рабство, торговля людьми, торговля несовершеннолетними, политика противодействия, уголовное законодательство.

SOME OFFERS ON PERFECTION OF MEASURES OF REPUBLIC KAZAKHSTAN ON COUNTERACTION TO HUMAN

TRAFIC IN A CONTEXT OF A HUMANITARIAN BASKET OF OSCE

Bekmagambetov Alimjan Baurzhanovich, PhD at law. Position: head of law chair. Place of employment: Chelyabinsk state university, Kostanaj branch. E-mail: [email protected]

Annotation: In article questions of possible ways of perfection of a legal policy of counteraction to human trafic in a context of the international standards in the field of human rights, including OSCE standards on humanitarian measurement are considered

Keywords: OSCE, humanitarian measurement, slavery, human trafic, trade in minors, a policy of counteraction, the criminal legislation.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В числе актуальных проблем в контексте человеческого измерения ОБСЕ выступает проблема эффективного противодействия торговле людьми.

Специальный представитель ОБСЕ и координатор по борьбе с торговлей людьми Мария Грация Джьяма-ринаро справедливо констатирует: «Сегодня большинство государств-участников ОБСЕ признают, что торговля людьми является большой проблемой; многие страны приняли новые законы, планы действий и создали национальные координационные механизмы. На сегодняшний день вызов для нас заключается в том, чтобы значительно увеличить масштабы эффективного применения законодательства по борьбе с торговлей людьми и деятельностью созданных за последние годы механизмов»2.

1 В основу настоящей публикации положен текст выступления, на одной из сессий Обзорной конференции ОБСЕ 26-28 ноября 2010 г., в г. Астана. С учетом полученной информации текст позже был расширен.

2 Торговля людьми до сих пор остается малорискованным пре-ступлением//Встречи ОБСЕ на высшем уровне во времена перемен. Журнал ОБСЕ. Выпуск номер 4.-2010.-С.30

В юридической литературе справедливо отмечается, что «работорговля остается преступлением, которое в силу объективных причин очень трудно расследовать и довести до суда. Официальные данные по количеству подобных преступлений во много раз ниже тех, которые отражают реальную картину и состояние»3.

Специалисты констатируют, что «согласно статистическим данным Комитета правовой статистики и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК отмечается рост рассматриваемых преступлений (по ст.128 «Торговля людьми», 133 УК РК «Торговля несовер-

В других источниках сообщается следующее: «Число возбужденных уголовных дел в отношении преступлений, связанных с торговлей людьми, значительно увеличилось в последние годы. По данным МВД РК:

- за 2009 г. в республике было возбуждено 271 уголовное дело по фактам, относящимся к торговле людьми, в том числе 20 уголовных дел - по ст.128 Уголовного кодекса РК («Торговля людьми»), 16 уголовных дел - по ст.133 («Торговля несовершеннолетними»);

- за первое полугодие 2010 г. органами полиции было возбуждено 18 уголовных дел по статье 128 Уголовного кодекса РК («Торговля людьми»), 10 уголовных дел - по ст.133 «Торговля несовершеннолетними»)...»5.

Прежде чем вести речь о правовом регулировании общественных отношений связанных с нарастанием вызовов криминального свойства с целью выработки адекватной системы противодействия, необходимо определить истоки, природу, структуру, параметры, включая «особые приметы» анализируемого сложного феномена - торговли людьми.

Здесь сразу можно столкнуться с главной проблемой - отсутствия единообразия в доктринальных и как следствие в законодательных подходах к определе-

3 Биктасов О.К. Противодействие трафику людей/Современные проблемы и тенденции развития уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права Республики Казахстан: М-лы межд.Научно-практ.конф./Отв.ред. С.Е.Еркенов, И.Борчашвили, Ю.М.Антонян, С.В.Гирько-Карагада: КарЮИ МВД РК им. Бейсено-ва,2009.-Т.1-С.144

4 Кенбаев Ж.А., Оспанов С.А. Теоретические аспекты уголовно-правового регулирования мероприятий по противодействию торговле людьми в Республике Казахстан: Конституция Республики Казахстан: 15 лет: М-лы межд. Научно-практ.конф./Отв.ред. С.Е.Еркенов, И.Ш.Борчашвили.-Карагада: КарЮИ МВД Рк им.Б.Бейсенова,2009.-Т.1-С.170

5 Анализ текущего положения дел в сфере борьбы с торговлей людьми в Казахстане. Доклад к третьей сессии Обзорной конференции ОБСЕ 2010 года, Астана, 26-28 ноября 2010 г.-С.9.

шеннолетними» количество возбужденных уголовных дел приведено в таблице 1)».4

Года Статья 1 28 VK РК Статья 1 33 VK РК

20Q4 1 5 О

2005 1 3 1

20Q6 20 4

20Q7 1 9 5

20Q8 1 7 5

7 иес 200S 1 9 8

нию сути преступления торговли людьми, отграничения от смежных составов (вовлечения в занятие про-

„6

ституциеи, организация занятия проституциеи , незаконная миграция7 и др.).

Это закономерно вызывает цепную реакцию: разночтения в доктринальной характеристике феномена торговли людьми - отсутствие унификации в законотворчестве в формулировании признаков - проблемы правильной квалификации деяний, связанных с торговлей людьми.

Продолжение поисков путей совершенствования политики противодействия торговле людьми выявляет недостаточность существующих мер, а значит, обусловливает необходимость определения круга проблем8.

Этот круг, как представляется, может включать следующее.

1. Методологическая проблема определения понятий «Торговля людьми», «работорговля», «рабство» и их соотношения.

2. Проблема адекватного криминологического измерения.

3. Проблема латентности торговли людьми9.

3.Проблема пробельности уголовного законодательства в сфере регламентации деяний связанных с раб-

10

ством .

4. Проблема отсутствия комплексного базового закона о противодействии торговле людьми.

УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

Обзор уголовного законодательства ряда государств ближнего и дальнего зарубежья демонстрирует различные законодательные решения проблем торговли людьми.

В одних случаях в самостоятельный состав выделяется торговля несовершеннолетними (детьми).

В других - непосредственно криминализированы нормы о торговле людьми.

В третьих - нормы, весьма приближенные к нормам о торговле людьми. Как правило - это статьи о рабст-

6 См.: Долголенко Т.В. Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 127.1 УК РФ, - торговлю людьми - и соотношение состава этого преступления с другими преступлениями/Современное право.-2010.-№1.-С.95-99. Эти же проблемы актуальны для правоприменительной практики в Республике Казахстан. См.:

7 См.: Никитенко И.В. Миграционная безопасность в контексте противодействия торговле людьми и рабству: криминологический аспект//Российский следователь.-2010.-№2.-С.28-31.

8 Автор несколько лет занимается данной проблематикой: в 2005 г. защищена диссертация: «Правовые основы криминализации торговли людьми в уголовном законодательстве Республики Казахстан», опубликована монография, учебное пособие, свыше 15 научных статей, разработаны и переданы в Администрацию Президента предложения по имплементации соответствующего протокола Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (г. Палермо15.11. 2000 г).

9 Представляется, что одним из подтверждающих моментов является тот факт, что, к примеру, в связи с запросом Коллегии по уголовным делам Верховного суда РК об изучении судебной практики по применению законодательства по торговле людьми за 2007-2008 годы Костанайский областной суд констатирует, что дел связанных с торговлей людьми не рассматривалось. Вместе с тем, по данным НПО определенные факты, а также жертвы торговли людьми все же имеют место быть.

10 Нами ранее неоднократно указывалось на этот пробел: «К

сожалению, в УК РК, как в УК РФ нормы, карающей использова-

ние рабского труда, что следует расценивать как серьезный про-

бел»//Бекмагамбетов А.Б., Ревин В.П., Рыхлов О.А. Уголовное

право Республики Казахстан. Общая и Особенная части. Учеб-

ник.Алматы: Жеты Жаргы,2010.-С.519.

ве и/или работорговле, о вербовке людей для эксплуатации.

Анализ уголовного законодательства ряда стран показывает наличие единообразного подхода к проблеме торговли несовершеннолетними. Во-первых, родовым объектом, с наличием небольшой оговорки, признаются интересы семьи и несовершеннолетних (в УК Азербайджана - интересы несовершеннолетних и семейные отношения). Во - вторых, во всех, кроме УК Кыргызстана, статьи носят название «Торговля несовершеннолетними».

В ч.1 ст. 159 УК Кыргызской Республики «Торговля детьми» закреплено: «Совершение сделок в отношении несовершеннолетнего путем купли-продажи, а равно в иных формах его передачи и завладения им...».11 В чч.1,2 ст. 172 УК Грузии «Торговля несовершеннолетними» содержатся следующие формулировки: «Купля-продажа несовершеннолетнего или совершение иных незаконных сделок в отношении него с целью усыновления.Купля или продажа несовершеннолетнего либо совершение иных незаконных сделок в отношении него.».12 В ч. 1 ст. 173 УК Азербайджана записано: «Купля-продажа несовершеннолетнего или совершение иных незаконных сделок в отношении несовершеннолетнего в форме его передачи и завладения им. ».13 Как видно, в основе определения понятия торговли несовершеннолетними лежат такие признаки как осуществление купли-продажи либо иных сделок в форме передачи-завладения «живым товаром». Квалифицирующие признаки практически идентичны: неоднократность (кроме УК Кыргызстана), в отношении двух или более потерпевших, с использованием служебного положения, совершение деяния в соучастии, с целью вовлечения в антиобщественную деятельность, с незаконным перемещением (вывозом из страны, ввозом в страну), с целью использования органов или тканей для трансплантации, повлекшие смерть или иные тяжкие последствия.

УК Республики Казахстан с момента его принятия и вступления в юридическую силу содержал и содержит норму карающую ответственность за торговлю несовершеннолетними. А на сегодняшний день в УК РК следует констатировать наличие двух схожих норм -статья 128 «Торговля людьми» и статья 133 «Торговля несовершеннолетними». С одной стороны с позиции принципа неизбыточности уголовно-правового запрета можно было судить излишним наличие конкурирующих норм, соотносящихся как общее и частное. Однако, это все чаще преподносится скорее как позитивный и прогрессивный законодательный опыт, чем недостаток. В основе такого мнения, причем активно высказываемого российскими коллегами, лежат аргументы связанные с наличием пробела в части регламентации признаков деяний торговли детьми не преследующих цели эксплуатации.

11 Уголовный кодекс Кыргызской Республики. Принят 18 сент. 1997./Предисл. к.ю.н., зам.прокурора г. СПб. А.П. Стуканова, к.ю.н., зам. Нач. управления прокуратуры г. СПб. П.Ю. Константинова.- СПБ.: Изд-во «Юридический Центр Пресс»,2002.-С.169-170.

12 Уголовный кодекс Грузии. Принят 22 июля 1999. Введен в действие с 1 июня 2000./Науч. ред. З.К. Бигвава, вступ. ст. к.ю.н., доц. В.И. Михайлова, обзор. ст. д.ю.н., проф. О. Гамкрелидзе. Пер. с груз. И. Мериджанашвили- СПБ.: Изд-во «Юридический Центр Пресс»,2002.-С.209-210.

13 Уголовный кодекс Азербайджанской Республики. Утвержден 30 декабря 1999. Вступил в силу с 1 сент. 2000./Науч. ред., пре-дисл. д.ю.н., проф. И.М. Рагимова. Пер. с азерб. Б.Э. Аббасова-СПБ.: Изд-во «Юридический Центр Пресс»,2001.-С.189.

Нормы о торговле детьми/несовершеннолетними имеют место и в уголовном законодательстве дальнего зарубежья. Раздел 18 «Наказуемые деяния против личной свободы», параграф 236 «Торговля детьми» УК ФРГ содержит громоздкую конструкцию: «Кто грубо пренебрегая обязанностями опеки и воспитания своего ребенка, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, на длительное время отдает другому лицу и при этом продает его за вознаграждение или намеревается получить материальную выгоду для себя или третьего лица».14 Из этого следует, что немецкий законодатель, уделяя огромное внимание вопросам охраны свободы личности, особо строго карает незаконное усыновление. Кроме того, официально признается:

- корыстный характер деяния;

- осуществление передачи живого товара с немедленным получением вознаграждения (деньги - товар, товар - деньги) либо с намерением получения материальной выгоды в будущем (утром стулья - вечером деньги);

- повышенной опасности деяния, выраженные в способствовании незаконному усыновлению, посредничестве, в совершении в составе банды, специализирующейся на торговле детьми.

Пожалуй, главное упущение законодателя заключается в том, что вразрез общепринятой формуле торговля детьми - купля-продажа, безнаказанным по немецкой дефиниции остается покупатель «живого товара». Поэтому предпочтительнее и удачливее выглядит ст.222 УК Испании, помещенная в гл.1 «Незаконный брак», раздела 12 «Преступления против семейных отношений», которая отдельно устанавливает ответственность продавца, покупателя и посредника. Часть первая вышеназванной нормы гласит: «Лица, которые уклоняясь от исполнения своих обязанностей по охране или защите, передают другому лицу ребенка, хотя и не связанного с ним родством или отцовством, за плату для установления отношений с ребенком аналогичных родству.».15 В УК Польши в гл.32 «Преступления против публичного порядка» содержится ст.253, включающая два параграфа. В первом закреплено: «Кто занимается торговлей людьми даже с их согласия, наказывается.». Во втором записано: «Кто вопреки предписаниям закона с целью получения имущественной выгоды занимается организацией усыновления наказывается.».16

Таким образом, торговля детьми представлена в аспекте незаконного усыновления и в качестве разновидности торговли людьми. Само существование нормы без названия, использование приема моделирования простых диспозиций свидетельствует об осторожности законодателя. Цена подобной осторожности - проблемы толкования и сложности в конкретной правоприменительной деятельности. Избегая кон-

14 Уголовный кодекс Федеративной Республики Германия. В ред. От 13 ноября 1998 по сост. На 15 мая 2003./Науч. ред. и вступ. ст. д.ю.н., проф. Д.А. Шестакова; предисл докт. права Г-Г Йешека; пер. с нем. Н.С. Рачковой - СПБ.: Изд-во «Юридический Центр Пресс»,2003.-С.387.

15 Уголовный кодекс Испании 1995 г. Под ред. и предисл. д.ю.н., проф. Н.Ф. Кузнецовой и д.ю.н., проф. Ф.М. Решетникова Пер. с нем. В.П.Зыряновой, Л.Г. Шнайдер -М.: Изд-во «Зерца-ло»,1998.-С.72-76.

16 Уголовный кодекс Республики Польша с изм. и доп. На 1 авг. 2001./Науч. ред. к.ю.н, доц. А.И. Лукашова, д.ю.н., проф.Н.Ф. Кузнецовой; вступ. ст. докт. права Г-Г Йешека; пер. с нем. Н.С. Рачковой - СПБ.: Изд-во «Юридический Центр Пресс»,2003.-С.387.

кретизации сути и содержания нормы о торговле людьми невозможно ожидать от нее высокого коэффициента полезного действия.

В свое время в уголовном законодательстве некогда единого Советского государства устанавливалась ответственность за торговлю людьми в форме уплаты, получения и посредничества в передаче- приеме калыма, которая затем канула в лету. Однако, среди ныне действующих кодексов такая норма имеет место в гл.4 «Преступления против семьи, брака и молодежи» УК Республики Болгария. Ч.1 статьи 192 гласит: «Родитель или другой родственник, получившие выкуп за разрешение своей дочери или родственнице, не достигших 16-летнего возраста, вступить в супружеские отношения, наказываются .»17

Аналогично, а именно по пути наименьшего сопротивления пошли в Польше. В главе 4 УК Эстонии «Преступления против личности» содержится ст. 1231, в которой предусматривается ответственность за случаи купли продажи ребенка.18 Этим исчерпывается официальная характеристика торговли несовершеннолетними в Эстонии.

Часть 1 статьи 149 УК Украины «Торговля людьми и иная незаконная сделка по передаче человека» гласит: «Продажа, иная оплачиваемая передача человека, а равно осуществление в отношении его любой иной незаконной сделки, связанной с законным либо незаконным перемещением с его согласия или без его согласия через государственную границу Украины для дальнейшей продажи либо иной передачи другому лицу (лицам) с целью сексуальной эксплуатации, использование в форме бизнеса, вовлечения в преступную деятельность, вовлечения в долговую кабалу, усыновления (удочерения) в коммерческих целях, использования в вооруженных конфликтах, эксплуатации его труда».19

Особо следует выделить уголовно-правовой подход к проблеме торговли людьми китайского законодателя. Во-первых, в главе 4 «Преступления против права граждан на жизнь и демократических прав граждан» УК КНР целых три статьи посвящены торговли людьми, а конкретнее женщинами и детьми. Обращает на себя внимание расширение круга потерпевших за счет включения в него категорий женщин. Этим самым китайский законодатель значительно опережает вышеперечисленные государства, которые в своем арсенале содержат лишь нормы о торговле детьми. Статья 240 УК КНР представляет собой норму о специфической форме похищения женщин или детей на продажу, которая карается вплоть до смертной казни плюс конфискация имущества. Представляет интерес содержание примечания к этой статье: «Под «похищением женщины или ребенка на продажу» понимается совершенное с целью их продажи любое из действий, связанных с похищением путем обмана, захвата, по-

17 Уголовный Кодекс Республики Болгария. Принят 15 марта 1968 года. Вступ. в действие с 1 мая 1968/ Науч. ред. к.ю.н., проф. А.И. Лукашова. Пер. с болгар. Д.В. Милушева, А.И. Лукашова., Вступ.ст. Й.И. Айдарова. докт. права, проф.-СПб.: Изд-во «Юридический Центр Пресс», 2001.-С. 139.

18 Уголовный кодекс Эстонской Республики от 1994 с изм. и доп. На 1 авг. 2001/ Науч. ред. и пер. с эстон. В.В. Запевалова; Вступ. ст. к.ю.н., доц. Н.И. Мацнева.-СПб.: Изд-во «Юридический Центр Пресс»,2001 .-С. 120.

19 Уголовный кодекс Украины. Принят 5 апреля 2001 г. Вступ. в силу 1 сентября 2001г./ Науч.ред. и предисл. д.ю.н. проф., В.Я. Тация и д.ю.н., проф, В.В.Сташица; пер. с укр. В.Ю. Гиленченко. СПб.: Изд-во «Юридический Центр Пресс», 2001.-С. 132-133.

купкой, продажей, передачей женщины или ребенка, и посредничество при этом».20

Статьи 226 и 227 УК Японии регламентируют ответственность за торговлю людьми и пособничество. Так статья 226 гласит: «Тот, кто продает или покупает другое лицо для отправки его за пределы Японского государства, захваченное, уведенное или купленное лицо наказывается.».21

Голландский законодатель сужает рамки понятия «торговля людьми». Фактически статья 250 УК Голландии посвящена регламентации ответственности за торговлю людьми с целью сексуальной эксплуата-ции.22

Уголовное законодательство Азербайджана и Австралии объединяет отсутствие статьи о торговли людьми, но вместе с тем, наличие норм, карающих рабство и работорговлю. В принципе можно сказать, что любой раб - человек, а работорговля - это торговля людьми. Исходя из содержания части 3 статьи 106 УК Азербайджана: «Работорговля - содержание лица с целью превращения невольника или использование в качестве невольника, его продажи или обмена, распоряжение им, а также любое деяние, связанное с работорговлей или перевозкой невольников, а равно рабство на сексуальной основе или посягательство на половую свободу на основе рабства».23

Согласно части 3 статьи 270-3 «Преступления, связанные с рабством »УК Австралии: «Работорговля включает: а) захват, транспортировку или распоряжение человеком с умыслом обратить этого человека в рабское состояние; или Ь) покупка или продажа раба».24

Параграф 234 УК ФРГ «Захват человека» предписывает: «Кто насильственно под угрозой ощутимого вреда или посредством обмана захватывает человека с тем, чтобы поставить в беспомощное положение, отдать в рабство или крепостную зависимость или на службу иностранному военному или подобному военному учреждению, наказывается.».25 В УК Аргентины вместо понятия раб употребляется понятие невольник. Так, раздел 5 «Преступления против свободы», глава 1 «Преступления против свободы личности» УК 1921 содержит статью 140, которая гласит: «Тот, кто превратил другого человека или довел его до аналогичного состояния, а также тот, кто принял человека в таком

состоянии с тем, чтобы оставить его в нем, наказыва-

26

ется... ».

20 Уголовный Кодекс Китайской Народной Республики. От 14 марта 1997 года. Вступ. в силу 1 октября 1997 \ Под. ред. д.ю.н. , проф. А.И. Коробеева, пер.с кит.Д.В. Вичикова.- СПб «Юридический Центр Пресс», 2001. - С.166.

21 Уголовный кодекс Японии./Науч. ред. и предисл. д.ю.н., проф. А.И. Коробеева.- СПб .: Изд-во «Юридический Центр Пресс», 2002. -С.136.

22 Уголовный кодекс Голландии. Вступ. в силу 1886 г. Науч. ред. д.ю.н., проф., Б.В. Волженкин, пер. с анг. И.В. Мироновой. 2-е изд. - СПб .: Изд-во«Юридический Центр Пресс», 2001. -С.510.

23 Уголовный кодекс Азербайджанской Республики. Утвержден 30 декабря 1999. Вступил в силу с 1 сент. 2000./Науч. ред., предисл. д.ю.н., проф. И.М. Рагимова. Пер. с азерб. Б.Э. Аббасова-СПБ.: Изд-во «Юридический Центр Пресс»,2001.-С.133.

24 Уголовный кодекс Австралии. 1995 /Науч. ред. и предисл. д.ю.н., проф. И.Д. Козочкина, Е.Н. Трикоз, пер. с англ. Е.Н. Три-коз.- СПб .: Изд-во «Юридический Центр Пресс», 2002. -С.284.

25 Уголовный кодекс Федеративной Республики Германия. В ред. От 13 ноября 1998 по сост. На 15 мая 2003./Науч. ред. и вступ. ст. д.ю.н., проф. Д.А. Шестакова; предисл докт. права Г-Г Йешека; пер. с нем. Н.С. Рачковой - СПБ.: Изд-во «Юридический Центр Пресс»,2003.-С.387.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 Уголовный кодекс Аргентины. Опубл. 29 окт. 1921. Вступ. в

силу 29 апр.1922./Науч. ред. и вступ. ст. д.ю.н., проф. Ю.В. Голи-

Фактически о рабстве следующее законоположение. Так, отдел 3 «Об условиях труда и проживания, не совместимых с достоинством человека» УК Франции содержит статью 225-14, где записано: «Поставление лица путем злоупотребления его уязвимостью или его зависимым положением в такие условия проживания, которые не совместимы с человеческим достоинством, наказывается.».27

Если говорить о единообразном подходе в плане правовой регламентации противодействия торговле людьми, то вполне справедливо, что в основе законодательных определений в уголовном законодательстве большинства стран, включая и Россию и Казахстан лежит дефиниция Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, принятого резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблей от 15 ноября 2000.

Общий знаменатель приведен в пункте «а» статьи 3, где в частности закреплено: «Торговля людьми» означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов». В этой связи, по мнению Орлеан А.М.: «Международное сообщество длительное время двигалось в направлении...унификации, но как видится, для объединения в рамках одного понятия такого большого количества самостоятельных явлений (вербовка, перевозка, передача и т.п.) должны быть серьезные основания. Таким основанием, на наш взгляд, выступило соответствие всех названных действий такому признаку, как купля-продажа человека. И хотя Протокол не говорит ни слова о признаке купля-продажа,

подсознательно он объединяет все названные пре-

28

ступные действия именно согласно ему».

В контексте гармонизации законодательств в сфере противодействия торговле людьми уголовные кодексы должны устанавливать ответственность за всякую торговлю людьми, основанной на вышеупомянутой модели/конструкции/стандарте ООН. Нельзя исключать при этом возможность и допустимость наличия отдельных норм о торговле несовершеннолетними, обращения в рабство и использования рабского труда.

ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СФЕРЕ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

В структуре национальной правовой политики самостоятельное место на протяжении лет занимает направление противодействия торговле людьми, в

ка; пер. с исп.. Л.Г. Ройзенгурта - СПБ.: Изд-во «Юридический Центр Пресс»,2003.-С.118.

27 Уголовный Кодекс Франции. Принят 1992 года. Вступ. в силу с 1 марта 1994 с изм. и доп. на 1 янв. 2002/ Науч. ред. к.ю.н., доц. Л.В. Головко, к.ю.н. доц. Н.Е. Крылова. -СПб.: Изд-во «Юридический Центр Пресс», 2002.-С. 236-237.

28 Орлеан А.М. Международно-правовой опыт криминализации торговли людьми// Прокурорская и следственная практика.-2003.-№3-4.-С.103.

т.ч.женщинами и детьми, что соответствует международным стандартам в области прав человека в контексте глобализации мира29 и приятно отмечать, что эта традиция заложена намного раньше выполнения почетной, и, уверен, успешной миссии председательства Казахстана в ОбсЕ.

Убежден, что торговля людьми, в том числе с особым фокусом торговля детьми - сегодня в большей мере продукт глобализации и на основании этого не является исключительным явлением только для на-

30

шей страны ;

В нашей стране сформирована и успешно работает прогрессивная система противодействия как торговле людьми, так и торговле детьми.

- в двух Концепциях правовой политики страны (с 2002 по 2009 и 2010 до 2020 годы) устойчиво в числе приоритетных проблем прописана торговля людьми.

- эта система включает законодательные решения (ратифицированы важнейшие международные документы: Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности31, Конвенция «О правах ребенка», приняты законы «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия торговле людьми» от 02 марта 2006 года, ныне инициируется ратификация Гаагской конвенции о международном усыновлении и предотвращении похищения детей, криминализированы деяния связанные с торговлей людьми: ст. 133 УК РК «Торговля несовершеннолетними» с 1997 года, ст.128 УК РК «Торговля людьми»).

Значительным и прогрессивным достижением следует признать тот факт, что 23 ноября т.г. был принят закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения защиты прав ребенка».32

К мерам уголовно-правового и превентивного характера исходя из анализа этого вышеупомянутого нормативно-правового акта следует отнести новеллы Закона РК «О правах ребенка»: ст.16-1 «Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации», ст.39-41-1 «Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и развитию», «Защита ребенка от действий по вовлечению в оборот продукции,

29 Комиссаровым В.С. справедливо акцентируется внимание на необходимость осознания: «...в первую очередь....потребности в интеграции научного знания в использовании международного опыта в противодействии преступности вообще, и транснациональной преступности в частности, в условиях глобализа-ции»//Научные основы уголовного права и процессы глобализации: материалы V Российского конгресса уголовного права (27-28 мая 2010 года).-Москва: Проспект,2010.-С.3

30 Этот момент указан практически во всех разосланных для участников Обзорной конференции ОБСЕ. К примеру, в таких материалах как Анализ текущего положения дел в сфере борьбы с торговлей людьми в Казахстане. Доклад к третьей сессии Обзорной конференции ОБСЕ 2010 года, Астана, 26-28 ноября 2010 г., The Report on human right situation in the Republic of Kazakhstan in 2009,Astana.2010.-116 pages. Analysing the business of trafficking in human beings to better prevent the crime. Office of the Special Representative and Co-ordinator for combating Trafficking and Human beings OSCE.-112 pages. Overview of the child trafficking phenomenon in the Republic of Moldova. International center "La stra-da".2010.-71 pages La strada Express Issue 2 march 2006 49 pages

31 Проблема признана в качестве приоритетной, поэтому набирает обороты тенденция усиления интеграции. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что на 3 февраля 2010 г. насчитывалось 153 государства-участника конвенции, 135 протоколов о торговле людьми и 122 - протокола против незаконного ввоза мигрантов//Голик Ю., Коробеев А. XII Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию//Уголовное право.-2010.-№5.-С. 132.

32 Казахстанская правда.- 27 ноября 2010 года.-С.10.

наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию», «Защита ребенка от незаконного перемещения». Согласно тому же закону в УК РК модернизированы ст.120 («Изнасилование»),121 («Насильственные действия сексуального характера»), 122 «Половое сношение, мужеложство или лесбиянство с лицом не достигшим четырнадцатилетнего возраста» и 124 («Развращение малолетних») по усилению половой неприкосновенности несовершеннолетних, добавлены новые нормы: ст.132-1 «Вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией», ст.273-1 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних либо привлечение для участия в зрелищных мероприятиях».

Сформирована четкая институциональная инфраструктура при Правительстве: созданы Межведомственная комиссия по вопросам борьбы с торговлей людьми, Межведомственная комиссия по охране прав несовершеннолетних, отдельно следует назвать уникальный орган Комитет по охране прав детей. Составлены развернутые планы деятельности, налажено четкое межведомственное сотрудничество, создан учебный центр по подготовке специалистов по борьбе с нелегальной миграцией и торговлей людьми КарЮИ МВД РК, наработана определенная правоприменительная практика, проводятся совместные профилактические мероприятия с участием правоохранительные органов, органов юстиции, НПО, СМИ и др. Здесь уместно привести высказывание Д.И.Аминова, Ю.С.Жарикова, В.П.Ревина: «Современные исследования проблемы предупреждения преступности дают основания полагать, что применение превентивных мер может быть эффективным только в том случае, когда соответствующие инициативы исходят главным образом от правительства страны. Именно в этом случае появляется возможность целенаправленно воздействовать на криминальную ситуацию широким фронтом»33.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАБСКОГО ТРУДА

1. Необходима выработка комплексных подходов наиболее объективного измерения параметров торговли людьми на всей территории Казахстана с активизацией мониторинговой деятельности с участием правоохранительных органов, НПО и ученых3 . По итогам следует составлять ежегодные научно-практические доклады, на тему «Противодействие торговле людьми в Республике Казахстан» с размещением на сайте ОБСЕ. Комплексный подход криминологического измерения масштабов торговли людьми в Республике Казахстан должен быть тесно связан с активизацией мониторинговой деятельности, основанно-

33 Аминов Д.И., Жариков Ю.С., Ревин В.П. Предупреждение преступлений: отечественный и зарубежный опыт (криминологическое и уголовно-правовое исследование)/Под ред. Заслуженного деятеля науки РФ, д.ю.н., профессора В.П.Ревина. М.: Изд-во СГУ,2010.-С.210

34 Необходимость модернизации в исследовании преступности через обращение к новой методологии убедительно представлена Лунеевым В.В.: «А реалистические решения могут быть выработаны только на основе объективной и системной информации о той или иной криминальности, которую можно получить лишь статистическим, социологическим, эконометрическим и иным эмпирическим путем при обработке современными метода-ми.»//Уголовное право. Актуальные проблемы теории и практики: сборник очерков/Под ред.В.В.Лунеева.-М.: Изд-во Юрайт,2010.-С.52

го на межведомственном сотрудничестве и взаимодействия официальных институтов с неправительственным сектором как представителем гражданского общества. Достойным примером служит научный доклад «Противодействие торговле людьми в Российской Федерации»35 подготовленный на основе комплексного криминологического исследования проведенного НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ.

2. НПО следует поддержать и активно подключиться к процессу подготовки и продвижения Комитетом по охране прав детей ратификации Гаагской конвенции;

3. Дальнейшее изучение возможностей модернизации междисциплинарных научных подходов (интегра-тивный криминолого-криминалистический подход, материально-правовой и процессуальный подход) по преодолению латентности, совершенствованию методик выявления, расследования, включая меры ОРД, защиты свидетелей, по правильной квалификации деяний и отграничению от смежных составов и др. Это положительно скажется на правоприменительной и

36

правозащитной практике36;

4. В целях приведения национального законодательства международно-правовым стандартам в области прав человека и зарубежному опыту значительного ряда стран в части обеспечения свободы необходима криминализация деяний связанных с рабством, тем более, что в УК РК имеет место указание на такие виды криминальной эксплуатации как использование подневольного состояния человека и иных атрибутов собственности над человеком. СМИ неоднократно публиковали материалы о рабстве в регионах нашей страны. Это тем более актуально и в свете глобализа-ционных процессов, и в свете успехов на международной арене, в частности, на ярчайшем примере - пред-седательствовании Казахстана в ОБСЕ.

5. Нужен унифицированный законодательный подход на базе гармонизации/ сближении законодательств. Целесообразным представляется широкоформатный обзорный анализ норм законодательств: уголовных и базовых государств-участников ОБСЕ и принять меры по распространению наиболее прогрессивного опыта. Не будет эффективного комплексного противодействия торговле людьми при наличии самого крупного правового пробела, связанного с отсутствием базового закона о противодействии торговле людьми. Не достаточно принятия подзаконных актов, даже если они носят межведомственный характер. Нужен все же закон. Аргументы в виде цитаты, которая актуальна и для Казахстана: «Парадоксальной выглядит ситуация, когда по инициативе и при активном участии России Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ 3 апреля 2008 г. Модельный закон «О противодействии торговле людьми» и Модельный закон «Об оказании помощи жертвам торговли людьми», но в самой

35 Справедливости ради, следует заметить, что нечто подобное предпринимается в Республике Казахстан, по преимуществу неправительственным сектором. В частности, взять, к примеру, тот же подготовленный Общественным Фондом «Международная Правовая Инициатива», Женским ресурсным центром, Международным партнерством по правам человека «Анализ текущего положения дел в сфере борьбы с торговлей людьми в Казахстане. Доклад к третьей сессии Обзорной конференции ОБСЕ 2010 года», Астана, 26-28 ноября 2010 г. Сама идея и ее исполнение заслуживают уважения, хотя последнее с профессиональной юридической точки зрения небезупречно.

36 Интересен в этом отношении, в частности, опыт Республики Таджикистан, представитель которой в порядке обмена опытом,

передал Программу спецкурса «Противодействие торговле людьми» (Автор Сатторов Ф.М.)

России аналогичные федеральные законы (или один объединенный закон) уже в течение длительного времени не принимаются». Вместе с тем, если далеко не ходить за примерами, тем более в контексте учета сформированных традиций межпарламентского сотрудничества, то нетрудно заметить, что на пространстве СНГ такие законы приняты, например, в Азербайджане, Таджикистане, Украине, Узбекистане37 и др. Неплохо было бы это учесть в контексте выработки консолидированного межгосударственного подхода в сфере противодействия торговле людьми.

Список литературы:

Аминов Д.И., Жариков Ю.С., Ревин В.П. Предупреждение преступлений: отечественный и зарубежный опыт (криминологическое и уголовно-правовое иссле-дование)/Под ред.Заслуженного деятеля науки РФ, д.ю.н., профессора В.П.Ревина. М.: Изд-во СГУ,2010.-227 с.

Анализ текущего положения дел в сфере борьбы с торговлей людьми в Казахстане. Доклад к третьей сессии Обзорной конференции ОБСЕ 2010 года, Астана, 26-28 ноября 2010 г.-23 с.

Analysing the business of trafficking in human beings to better prevent the crime. Office of the Special Representative and Co-ordinator for combating Trafficking and Human beings OSCE.-112 pages.

Бекмагамбетов А.Б., Ревин В.П., Рыхлов О.А. Уголовное право Республики Казахстан. Общая и Особенная части. Учебник.-Алматы: Жеты Жаргы,2010.-856с.

Биктасов О.К. Противодействие трафику людей/Современные проблемы и тенденции развития уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права Республики Казахстан: М-лы межд. Научно-практ.конф./Отв.ред. С.Е.Еркенов, И.Ш.Борчашвили, Ю.М.Антонян, С.В.Гирько.-Карагада: КарЮИ МВД РК им.Б.Бейсенова,2009.-Т.1-600 с.

Голик Ю., Коробеев А. XII Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию/уголовное право.-2010.-№5.-С.132.

Казахстанская правда.- 27 ноября 2010 года.- 12 с.

Кенбаев Ж.А., Оспанов С.А. Теоретические аспекты уголовно-правового регулирования мероприятий по противодействию торговле людьми в Республике Казахстан: Конституция Республики Казахстан: 15 лет: М-лы межд. Научно-практ.конф./Отв.ред. С.Е.Еркенов, И.Ш.Борчашвили.-Карагада: КарЮИ МВД РК им.Б.Бейсенова,2010.-550 с.

Комиссаров В.С. Уголовное право XXI века в условиях глобализации//Научные основы уголовного права и процессы глобализации: материалы V Российского конгресса уголовного права (27-28 мая 2010 года).-Москва: Проспект,2010.-944 с.

La strada Express Issue 2 march 2006 49 pages

Overview of the child trafficking phenomenon in the Republic of Moldova. International center "La strada".2010.-71 pages

The Report on human right situation in the Republic of Kazakhstan in 2009,Astana.2010.-116 pages.

Торговля людьми до сих пор остается малорискованным преступлением//Встречи ОБСЕ на высшем уровне во времена перемен. Журнал ОБСЕ. Выпуск номер 4.-2010.- 43 с.

37 В ходе личной встречи с представителем МИД Узбекистана удалось обменяться мнениями и получить текст закона о противодействии торговле людьми

Уголовное право. Актуальные проблемы теории и практики: сборник очерков/Под ред.В.В.Лунеева.-М.: Изд-во Юрайт,2010.-779 с.

Рецензия

на научную статью «Некоторые предложения по совершенствованию мер Республики Казахстан по противодействию торговле людьми в контексте гуманитарной корзины ОБСЕ» кандидата юридических наук Бекмагамбетова А.Б.

Актуальность исследуемой автором проблематики настолько же актуальна, насколько и многогранна. В статье, которая написана в целом в проблемном ключе, аргументы в пользу злободневности представлены достаточно убедительно.

Торговля людьми сегодня представляет собой проблему транснационального характера, что предопределяет необходимость усиления имеющегося арсенала антикриминальной политики с позиции современных подходов и стандартов, в том числе по линии авторитетных международных организаций, таких как ООН и ОБСЕ.

Автор рецензируемой статьи, решил обнародовать результаты своих предыдущих научных поисков и апробаций в виде своеобразного банка идей по кругу исследуемых проблем и возможных резервов совершенствования политики противодействия торговле людьми.

Теоретическая и практическая значимость статьи Бекмагамбетова А.Б. заключается, прежде всего, в том, что она основана на широком репрезентативном эмпирическом материале. Автором был проведен обзор норм уголовных кодексов Республики Казахстан, Российской Федерации, других государств ближнего и дальнего зарубежья, осуществлен анализ достаточного объема статистических данных, изучен широкий круг специальной литературы. Следует отметить, что рецензируемая статья носит характер конструктивно-критического анализа, содержит ряд рациональных выводов, предложений, рекомендаций, направленных на противодействие такому уродливому явлению нашей действительности, как торговля людьми.

Статья представляет несомненный интерес для научной общественности и рекомендуется для публикации в открытой печати.

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук,

профессор Ревин В.П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.