Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
567
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОВ / СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ-ИСПОЛНИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврилов Данил Дмитриевич

В статье рассматривается проблема предмета прокурорского надзора за исполнением законов посредством реализации своих должностных обязанностей судебными приставами. Анализируются особенности надзора прокурора за исполнением закона приставами в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Юриспруденция

УДК 34

РС! 10.21661/Г-557479

*

Гаврилов Д.Д.

Особенности прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями в Российской Федерации

Аннотация

В статье рассматривается проблема предмета прокурорского надзора за исполнением законов посредством реализации своих должностных обязанностей судебными приставами. Анализируются особенности надзора прокурора за исполнением закона приставами в России.

Ключевые слова: прокурорский надзор, исполнение законов, судебный пристав-исполнитель.

Главным направлением в работе органов прокураторы можно считать надзор за выполнением прописанных в законе страны норм, правоохранительными органами, которые осуществляют исполнение судебных решений и решений внесудебного типа. Стоит отметить, что вопросы, напрямую связанные с надзором прокуратуры за выполнением вынесенных решений и законов, даже судебными приставами, встречается довольно часто на страницах прессы, в анализе исследователей теоретической направленности и практической.

Любая деятельность приставов, выполняющих судебные решения, обязательно нуждается в надзоре со стороны прокуратуры и на это есть несколько причин. Одной из первых является - высокий уровень показателей по нарушению норм закона, применяющиеся при принудительном исполнении решения, прокурорами - исполнительными в аспекте их работы с соответствующими документами. Второй причиной является то, что прокуратура считается единственным органом государственного типа, который имеет большой спектр полномочий для надзора за выполнением закона приставами и пресечение их деятельности, выходящей из рамок закона. Прокуратура - это один из главных государственных органов, который может обеспечить показатель соблюдения законов приставами-исполнителями.

ФССП России или Федеральная служба судебных приставов, входящие в нее местные органы, должностные лица, которые являются судебными приставами исполнителями, становятся объектами для внимательного надзора со стороны прокуратуры, за выполнением ими закона.

Предметом надзора прокуратура в части слежки за исполнением законодательных норм приставами, является главный элемент надзора за осуществлением законных действий со стороны сотрудников Федеральной службы судебных приставов.

С первого взгляда на процесс, мы можем заметить, что якобы надзор прокуратуры за выполнением приставами законодательных норм будет являться достаточно узким вектором всей деятельности по надзору органов прокуратуры. Но при детальном анализе, можно заметить, что это совершенно не так, по причине того, что рабочий процесс приставов определяется достаточно большим количеством законных актов и подзаконных положений. Можно сделать вывод, что практика вынесения решений приставами и осуществление ими своих рабочих положений, либо наоборот бездействие с их стороны достаточно разнообразна и сегодня должна быть усовершенствована.

Но к нашему большому сожалению, правоотношения, которые складываются между приставом и лицом, на которого направлены его должностные обязанности, часто отличаются высоким уровнем коррупции. И именно из-за данного процесса растет темп недоверия граждан страны в правоохранительным органов, в нашем случае к органам принудительного исполнения судебных и внесудебных решений. Так как именно коррупция становится разрушительной для государства.

Одними из основных задач прокурорского надзора за судебными приставами-исполнителями являются, во-первых, соблюдение прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также юридических лиц, во-вторых, правильное применение судебными приставами-исполнителями материальных и процессуальных норм права, в-третьих, контроль и надзор за соблюдением судебными приставами-исполнителями установленного порядка исполнения судебного акта, актов иных органов.

Вместе с тем, прокурор в ходе исполнения своих полномочий осуществляет надзор за правильным применением судебными приставами-исполнителями нормативных правовых актов, а также иных

Юриспруденция

нормативных документов, которые регламентируют исполнение судебных решений и актов иных органов и обеспечение установленного порядка в ходе осуществления правосудия, но также напрямую не связанных с этой деятельностью. Ввиду этого прокурором осуществляется надзор на соответствие деятельности судебных приставов-исполнителей всему комплексу законодательных правовых актов, указанных в ст. 3 о Федеральной службе судебных приставов, а также конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным договорам Российской Федерации.

Главная особенность предмета надзора прокуратуры за выполнением законодательных норм приставами, исполняющими судебные постановлениями, определяется их главной функцией, которая становится их первой рабочей обязанностью. Опираясь на Указание

Генеральной прокуратуры России от 12 мая 2009 года №155/7, можно выделить предмет надзора прокуратуры за выполнением законодательных норм: это надзор за выполнением законодательных норм приставами, исполняющими судебные постановлениями; надзор за их действиями или бездействиями, чтобы они кор-релировались с законом; надзор за осуществлением и не ущемлением прав и свобод граждан, во время осуществления действий приставами или их бездействия, а также принятия ими решения по рассматриваемому вопросу. Можно подвести итог, что в силу того, что принудительными решениями могут являться не только судебные, но и другие акты государственных органов, то место службы приставов выделено должно быть в системе органов исполнительной власти, а не судебной. Поэтому надзор со стороны прокуратуры за действиями приставов только в рамках закона отличается некоторыми особенностями.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ // Российская газета. - 25.12.1993. - №237; 21.01.2009. - №7.

2. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 20.11.1995. - №47. - Ст. 4472.

3. Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. - 08.10.2007. - №41. - Ст. 4849.

4. Указание Генпрокуратуры РФ от 12.05.2009 №155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» // http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.01.2022).

5. Прокурорский надзор: учебник для вузов / под ред. О.Т. Анкудинова. изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Инфра-М; Норма, 2017. - 480 с.

6. Сушина Т.Е. Правовая норма в контексте предмета прокурорского надзора // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - №8 (69). - С. 160-168.

7. Смоленский М.Б. Прокурорский надзор / М.Б. Смоленский, И.А. Жильцов. - М.: Дашков и Ко; Академ-Центр, 2017. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.