Научная статья на тему 'ЦЕЛИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ'

ЦЕЛИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
535
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
прокурорский надзор / цели / судебные приставы-исполнители

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жидовленков Андрей Евгеньевич

Данная статья посвящена целям прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями. Рассмотрены основные проблемы правового регулирования целей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ»

I

SCIENCE TIME

I

ЦЕЛИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ

Жидовленков Андрей Евгеньевич, Московский государственный юридический университет им. O.E. Кутафина, г. Москва

E-mail: mrvagabond@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена целям прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями. Рассмотрены основные проблемы правового регулирования целей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями.

Ключевые слова: прокурорский надзор, цели, судебные приставы-исполнители.

Общетеоретическое понимание «цели» связано с осознанной деятельностью человека, которая направлена на достижение заранее определенных результатов. Цели деятельности прокуратуры также непосредственно направлены на достижение определенных результатов, которые предопределены местом и ролью прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации, осуществляющих правозащитную функцию. По мнению А.Ю. Винокурова цели деятельности прокуратуры - это «законодательно установленные ориентиры, предопределяющие смысл и содержание правоохранительной деятельности прокуратуры РФ» [1]. Для любой развивающейся системы, которой в том числе является и прокуратура, необходимо наличие целей и ориентиров развития. В противном случае, отсутствие целей и задач деятельности прокуратуры могло бы привести к осуществлению «надзора ради надзора», а следовательно и к стагнации самой федеральной централизованной системы.

Цели прокурорского надзора предусмотрены п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее -Закон «О прокуратуре РФ»), согласно которому прокуратура РФ осуществляет свою деятельность в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Учитывая, что

«

1 SCIENCE TIME 1

прокурорский надзор един, но имеет отраслевые особенности, указанные цели прокурорского надзора применимы ко всем направлениям деятельности прокуратуры, в том числе и в сфере надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями. Какие-либо иные цели прокурорского надзора, как в данной сфере надзора, так и в других в Законе «О прокуратуре РФ» не содержатся. Указанное свидетельствует о единстве целей прокурорского надзора применительно ко всем его отраслям. Вместе с тем, каждой отрасли прокурорского надзора присущи свои подцели, являющиеся первоначальными, частными целями-ориентирами, появившиеся, в связи со спецификой конкретной отрасли надзора и направленные на достижение общих целей прокурорского надзора.

Прокурорский надзор за исполнение законов судебными приставами-исполнителями не является исключением, которому также присущи определенные частные цели. Так, например, указание Генпрокуратуры РФ от 12.05.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» ориентирует прокуроров на принятие «исчерпывающих мер прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений в целях восстановления нарушенных прав граждан». Не случайным видится нормативное закрепление Генпрокуратурой РФ такой частной цели прокурорского надзора, как восстановление нарушенных прав граждан применительно к рассматриваемой отрасли прокурорского надзора. Данное указание Генпрокуратуры РФ акцентирует внимание прокуроров на том, что защита нарушенного права должна быть выражена не только в форме судебного решения или акта иного компетентного органа, а также в форме фактического устранения нарушений, восстановления существовавших до совершения правонарушения правоотношений посредством принятия своевременных и действенных мер прокурорского реагирования как к органам, осуществляющим принудительное исполнение судебных решений, так и к лицам, препятствующим восстановлению нарушенных прав.

Восстановление нарушенных прав граждан к частным целям прокурорского надзора относит и О.И. Куленко, по мнению которой, «цели прокурорского надзора в рассматриваемой сфере вытекают из конституционных норм, которые содержатся во второй главе Конституции РФ и выражаются в восстановлении нарушенных прав граждан, а также в привлечении к установленной законом ответственности должностных лиц, совершивших правонарушение» [2].

Цели прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями имеют определенные признаки. Первым признаком является зависимость и обусловленность целей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями общими целями прокурорского надзора.

1 SCIENCE TIME 1

Кроме того, цели прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями неразрывно связаны с целями исполнительного производства, предусмотренными ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон «Об исполнительном производстве»), к которым относятся «защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также обеспечение исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации». Согласно ч. 1 ст. 49 Закона «Об исполнительном производстве» взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. Последовательным видится выделение еще одних субъектов, в защиту интересов которых, должна выступать прокуратура, коими являются организации, а также объединения граждан, не являющиеся юридическими лицами. Учитывая особенности отношений, возникающих в ходе исполнительного производства с участием судебных приставов-исполнителей, цели рассматриваемой отрасли прокурорского надзора следует толковать расширительно, относя к ним помимо вышеперечисленных, также такие цели, как защита нарушенных прав, свобод и законных интересов организаций, объединений граждан, не являющихся юридическими лицами, а также обеспечение исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации. Таким образом, для укрепления единства целей прокурорского надзора логичным является внесение изменений в ч. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре» соответствующих изменений и изложение указанной нормы закона в редакции «в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления закона, защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов организаций, объединений граждан, не являющихся юридическими лицами, а также обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации».

Третьим признаком является детерминированность целей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями существующим общественно-политическим устройством. В соответствии со ст. 1, 2 Конституции РФ, Российская Федерация является демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В связи с указанным, цели надзора в анализируемой сфере базируются именно на демократических ценностях правового государства, таких как, равенство прав и свобод человека и гражданина, личной неприкосновенности, верховенства Конституции РФ и социальной защищенно сти.

Таким образом, целям прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями свойственна определенная специфика, отличающая их от целей иных отраслей прокурорского надзора. На основе данных специфичных целей выстраивается вся деятельность прокуратуры на данном направлении. Однако цели рассматриваемой отрасли прокурорского надзора законодательно, а также на уровне ведомственного приказа или указания

1 SCIENCE TIME 1

Генерального прокурора Российской Федерации не урегулированы, что является явным упущением. Для того, чтобы прокуроры при осуществлении данного надзора руководствовались нормативными целями и конкретными задачами, осознавали векторы движения своей деятельности, в необходимых случаях использовали принцип целесообразности следует закрепить ранее изложенные исключительные цели прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями в Законе «О прокуратуре РФ», приказе или указании Генерального прокурора Российской Федерации.

Литература:

1. Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор: учебник для вузов / А.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров; под общ. ред. А.Ю. Винокурова. - 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт, 2018.-461 с.

2. Куленко О.И. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами гарантия обеспечения конституционного права граждан на судебную защиту работы // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. -№3.-С. 38-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.