Научная статья Original article УДК 34
ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
FEATURES OF PROSECUTORIAL SUPERVISION IN THE FIELD OF EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
St
Семёнов Алексей Андреевич - магистрант Юридического института ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет. [email protected]
Semenov Alexey Andreevich - master, Law Institute, Yugra State University, candidate of legal [email protected]
Аннотация: В статье рассмотрены особенности проведения прокурорского надзора в сфере образования. В статье определены основные направления надзорной деятельности и вопросы, которые решаются при проведении надзора. Органы прокуратуры осуществляют контроль соблюдения норм законодательства в сфере образования. Эффективность проведения прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере образования обеспечена стремлением создать условия, которые исключают нарушение законности в будущем. Для проведения прокурорского надзора в сфере образования предлагается ввести мероприятия, которые основаны на изучении факторов, влияющих на проведение надзорных функций прокуратурой в сфере высшего образования.
3991
Annotation: The article discusses the features of prosecutorial supervision in the field of education. The article defines the main directions of supervisory activities and issues that are resolved during the conduct. The Prosecutor's Office monitors compliance with the legislation in the field of education. The effectiveness of prosecutorial supervision of compliance with legislation in the field of education is ensured by the desire to create conditions that exclude violations of the rule of law in the future. In order to conduct prosecutorial supervision in the field of education, it is proposed to introduce measures that are based on the study of factors affecting the performance of supervisory functions by the prosecutor's office in the field of higher education.
Ключевые слова: образование, прокурорский надзор, лицензирование, аккредитация, государственный контроль, законодательство
Keywords: education, prosecutor's supervision, licensing, accreditation, state control, legislation
Система образования Российской Федерации регулируется нормами законодательства и осуществляет свою деятельность под государственным контролем и надзором. Основной контроль возложен на органы прокуратуры. Органы прокуратуры осуществляют контроль соблюдения норм законодательства в сфере образования.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» [1] предметом надзора является соблюдение Конституции РФ, исполнение законов об образовании и нормативно-правовых актов органов управления образованием.
К основным направлениям надзорной деятельности относятся лицензирование, аккредитация и государственный контроль в сферах образования.
Образовательные учреждения всех типов, кроме дошкольных образовательных учреждений, которые реализуют образовательные
3992
программы и к которым применяются ФГТ и ФГОС, должны пройти аккредитацию. Аккредитация необходима для установления статуса образовательного учреждения и соответствия качества образования, установленным на законодательном уровне требованиям.
Государственный контроль в сфере образования объединяет в себе контроль качества образования и федеральный надзор, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.
На уровне Правительства РФ, при проведении государственного контроля, привлекаются эксперты и экспертные организации. На уровне Правительства РФ создается государственная информационная система государственного надзора в сфере образования.
Прокурорский надзор [3] в сфере образования заключается в выявлении типичных нарушений законодательства, которое регулирует образовательную деятельность. Средствами выявления нарушений законов об образовании в РФ является прокурорская проверка или направления поручения нижестоящим прокурорам о выполнении отдельных проверочных действий, что регламентировано Приказом Генпрокуратуры России от 03.06.2013 N 230 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации» [2].
Для проведения прокурорского надзора в сфере образования необходим высокий уровень информационно-технического обеспечения. Сотрудники прокуратуры, проводя надзорную деятельность, привлекают экспертов и сотрудников контролирующих органов [4].
При проведении прокурорского надзора формируется дело по наблюдательному производству для приоритетных направлений деятельности прокуратуры. Проведением надзорной функции прокуратурой возникает необходимость в решении вопросов, которые касаются информационно-организационного обеспечения надзорной деятельности; разработке
3993
алгоритма проведения мероприятий контроля, которые дадут возможность выявить нарушения в законодательстве в сфере образования и дадут возможность выявить виновных; выбрать правой статус регулирования для достижения планируемого результата.
Проведение прокурорской проверки в сфере образования зависит от факторов:
- полученного сигнала о нарушении законодательства;
- информированность прокурора о совершении нарушений;
- орган проведения проверки;
- объем надзорной деятельности;
- потребность в привлечении экспертов или наличии необходимых базовых знаний в сфере образования и т.д.
Эффективность проведения прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере образования обеспечена стремлением создать условия, которые исключают нарушение законности в будущем. Прокурор для достижения поставленной цели не снимает с контроля мероприятия по устранению нарушения закона [7, с.201]. Только такие действия позволят добиться положительного результата.
Прокурорский надзор осуществляется и за образовательной деятельностью ВУЗов, что обеспечивает защиту прав граждан в сфере высшего образования.
За период 2021 г. органами прокурату были выявлены следующие нарушения требований законодательства в сфере высшего образования:
- нарушения в сфере лицензирования образовательной деятельности - 21;
- нарушения аттестации образовательных программ - 48;
- нарушения аккредитации ВУЗов - 9.
3994
Например, были выявлены нарушения в ведении образовательного процесса по специальностям и направлениям, которых нет в лицензии. Выявлены случаи нарушения численности обучающихся студентов.
Образовательная деятельность любого уровня предусматривает включение обучающихся студентов в образовательный процесс, которые должны добросовестно осваивать образовательные программы [6, с.109]. Для освоения образовательных программ, особенно по программе высшего образования, от обучающихся студентов требуются способности, которые необходимо выявлять на стадии тестирования при поступлении. При отсутствии способностей не будет качественной подготовки по образовательным программам. В настоящий период времени большое количество студентов получают высшее образование на платной основе. Выявление отсутствия способностей, в результате образовательного процесса, является неустранимым явлением. В любом случае, устранить затраты, полученные на начальном этапе образования, не получится.
Поэтому необходимо дополнить некоторые законодательные акты, которые регулируют отношения в образовательной сфере высшего образования [5, с.34]. Эти изменения должны быть направлены на реализацию конституционного права граждан на получения высшего образования, а также, на укрепление законности и правопорядка. Необходимо расширить полномочия прокурора в рамках административного законодательства. Так же, необходимо часть контрольных полномочий делегировать от федеральных органов исполнительной власти органам управления образованием субъектов РФ.
Поэтому, для проведения прокурорского надзора в сфере образования, предлагается ввести следующие мероприятия:
- к проведению проверок привлекать представителей гражданского общества, а не только экспертов, которые обладают необходимыми знаниями;
3995
- решения по итогам проверок должны приниматься с использование доступных баз данных, чтобы довести эти результаты до заинтересованных лиц, а не только до органов исполнительной власти;
- результаты проверок, доведенные до заинтересованных, должны применяться для выработки новых подходов в совершенствовании методики прокурорского надзора в сфере образования.
Предлагаемые мероприятия, должны быть основаны на изучении факторов, влияющих на проведение надзорных функций прокуратурой в сфере высшего образования. Так же, в данном случае, необходимо учитывать, ту особенность образовательной сферы, которая заключается в том, что она относится к публичным сферам, еще ее можно назвать прозрачной.
Литература
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред.30.12.2021 г.)// Российская газета от 31 декабря 2012 г. N 303
2. Приказ Генпрокуратуры России от 03.06.2013 N 230 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации» /// Российская газета от 04 июня 2013 г. N 102
3. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. N 719 «О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 34 ст. 4448
4. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 31.08.2021) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»// Российская газета от 07 декабря 2007 г. N 311
5. Егоров, И.В. Генеральной прокуратуре создано новое управление // Российская газета. - № 5747 (74) -05.04.2020.
3996
6. Винокуров, Ю.Е. Прокурорский надзор: учебник [Текст] / Ю.Е. Винокуров и др. -М.Юрайт, 2011.
7. Ястребов, В.Б. Прокурорский надзор: учеб. [Текст] / В.Б. Ястребов. - М.: Зерцало-М, 2021. - 424 с.
Literature
1. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation" (as amended on December 30, 2021) // Rossiyskaya Gazeta of December 31, 2012 Three hundred and three
2. Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation of 03.06.2013 N 230 "On approval of the Regulations on the Prosecutor General's Office of the Russian Federation" /// Rossiyskaya Gazeta of June 04, 2013 N 102
3. Resolution of the Government of the Russian Federation of August 20, 2013 719 "On the state information system of state supervision in the field of education" // Collection of Legislation of the Russian Federation of August 26, 2013 34, Article 4448
4. Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation of 07.12.2007 N 195 (ed. of 31.08.2021) "On the organization of prosecutorial supervision over the execution of laws, observance of human and civil rights and freedoms" // Rossiyskaya Gazeta of December 07, 2007 N 311
5. Egorov I.V. A new department has been created in the Prosecutor General's Office // Rossiyskaya Gazeta. - № 5747 (74) -05.04.2020.
6. Vinokurov, Yu.E. Prosecutor's supervision: textbook [Text] / Yu.E. Vinokurov et al. -M. :Yurayt, 2011.
7. Yastrebov V.B. Prosecutor's supervision: textbook. [Text] / V.B. Yastrebov. -M. :Zertsalo-M, 2021. - 424 p.
©Семенов А.А., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей
«StudNet» 5/2022
Для цитирования: Семенов А.А. ООСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В
СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ//Научно - образовательный
журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2022
3997