Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
343
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ОБРАЗОВАНИЕ / СТРУКТУРА / МЕХАНИЗМ / ФУНКЦИИ / НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семёнов Алексей Андреевич

В рамках этой статьи проведен анализ организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании, а конкретно представлен порядок проведения прокурорского надзора и направления его проведения. В рамках данной статьи выявлены случаи неэффективности прокурорского надзора и их причины. Необходимо совершенствования НПА Генеральной прокуратуры РФ, которые регулирует процесс надзора в сфере образования в части уточнения предмета надзора и особенности применения актов реагирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Семёнов Алексей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE PROCESS OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF LEGISLATION IN THE FIELD OF EDUCATION

Within the framework of this article, an analysis of the organization of prosecutorial supervision over the implementation of legislation on education is carried out, and specifically the procedure for conducting prosecutorial supervision and the direction of its implementation is presented. Within the framework of this article, cases of inefficiency of prosecutorial supervision and their causes have been identified. It is necessary to improve the NPA of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, which regulates the process of supervision in the field of education in terms of clarifying the subject of supervision and the specifics of the application of response acts.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2022

Научная статья Original article УДК 34

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ORGANIZATION OF THE PROCESS OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF LEGISLATION IN THE

FIELD OF EDUCATION

Семёнов Алексей Андреевич - магистрант Юридического института ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет. Alexey.semenov45@mail.ru

Semenov Alexey Andreevich - master, Law Institute, Yugra State University, candidate of legal Sciences.Alexey.semenov45@mail.ru

Аннотация. В рамках этой статьи проведен анализ организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании, а конкретно представлен порядок проведения прокурорского надзора и направления его проведения. В рамках данной статьи выявлены случаи неэффективности прокурорского надзора и их причины. Необходимо совершенствования НПА Генеральной прокуратуры РФ, которые регулирует процесс надзора в сфере образования в части уточнения предмета надзора и особенности применения актов реагирования.

Annotation. Within the framework of this article, an analysis of the organization of prosecutorial supervision over the implementation of legislation on education is carried out, and specifically the procedure for conducting prosecutorial

3983

supervision and the direction of its implementation is presented. Within the framework of this article, cases of inefficiency of prosecutorial supervision and their causes have been identified. It is necessary to improve the NPA of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, which regulates the process of supervision in the field of education in terms of clarifying the subject of supervision and the specifics of the application of response acts.

Ключевые слова: прокурорский надзор, образование, структура, механизм, функции, направления деятельности

Keywords: prosecutor's supervision, education, structure, mechanism, functions, areas of activity

Государственное управление в сфере образования и науки осуществляет Министерство просвещения РФ, Министерство науки и высшего образования РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи. Общее руководство данной сферой деятельности осуществляет Правительство РФ.

Конституция РФ [1] считается правовой основой управления в сфере образования. Основным федеральным законом, в данной сфере, является Федеральный закон №273-Ф3 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» [3] (далее - Закон №273-Ф3). Трудовой Кодекс РФ [2] (Далее - ТК РФ) содержит главу 52, которая регулирует труд педагогических работников.

Нормативно-правовыми актами, которые принимаются как на федеральном, так и региональном уровне, регулируется достаточно широкий спектр отношений в сфере образования. Они определяют оплату труда педагогических работников, утверждают муниципальные целевые программы развития дошкольного и школьного образования, определяют меры, касающиеся социальных прав учащихся и т.д.

Локальные акты принимаются на уровне образовательных учреждений и устанавливают положения о внутреннем трудовом распорядке, программы

3984

учебных дисциплин, положение о педагогическом совете и т.д.

Состояние законности в сфере образования можно охарактеризовать обновлением отношений, которые регулируются государством.

Президент РФ В.В. Путин призвал усилить контроль и надзор в реализации национальных проектов. В соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» [4] обозначены приоритетные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регулирующего образование в РФ. Для проведения надзора за исполнением законодательства об образовании в РФ приняты приказы Генерального прокурора:

- «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» №188 от 26.11.2007 г.[5];

- «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» №192 от 14.03.2019 г.

В рамках этой статьи проведем анализ организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании. Направления проведения прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образования:

- к первому направлению относится надзор за исполнением законов об образовании, что проводится в рамках общего надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

- ко второму направлению относится надзор за исполнением законов в рамках прокурорского надзора, что регламентировано положением Приказа Генерального прокурора РФ №188 от 26.11.2007 г.

Первое направление характеризуется общим надзором за исполнением законов об образовании. Прокурорский надзор осуществляется за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина [7,

3985

с.22]

В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ №195 от 07.12.2007 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [6] основные направлениями деятельности прокуратуры: в первую очередь, это надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; так же надзор за законностью НПА, надзор в области экономики и экологическую безопасности, а также предупреждение преступных проявлений.

Начиная с этапа разработки НПА, прокуратура осуществляет надзор за их законностью. Для этого налаживается взаимодействие с представительными органами, которое необходимо для обеспечения непосредственного участия прокуратуры в правотворческом процессе. Основной надзор со стороны прокуратуры осуществляется на этапе исполнения НПА. [8, с.305] Это вызывает необходимость взаимодействия с уполномоченными контролирующими органами.

В соответствии с п. 8.2 Приказа Генерального прокурора РФ №195 от 7.12.2007 г. должно уделяться особое внимание исполнению законодательства при реализации приоритетных национальных проектов. В данном приказе конкретизированы приоритетные направления надзора за исполнением законов, регулирующих образовательную деятельность.

Национальные проекты направлены, в первую очередь, на социальную политику государства. Именно поэтому, реализация национальных проектов имеет стратегически важное значение.

На основании п.3 Приказа Генерального прокурора №192 от 14.03.2019 г. прокуроры субъектов РФ и направленные к ним прокуроры должны выполнять функции, в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с п.3.8, указанного выше приказа Генерального прокурора РФ задачи прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образования заключаются в проведении проверок, которые направлены на

3986

повышение качества и доступности образовательных услуг; полноты и своевременности принятия мер со стороны уполномоченных органов власти; процесса формирования образовательной среды, которая должна быть современной и безопасной; расширение сети образовательных учреждений; модернизация структуры образования; обновление материально-технической базы образовательных учреждений; условий возможности получения образования лицам с ограниченными возможностями.

Перед органами прокуратуры стоит задача по пресечению фактов незаконного закрытия в населенных пунктах дошкольных и школьных заведений.

В рамках второго направления проведения прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образования осуществляется на основании Приказа Генерального прокурора РФ №188 от 26.11.2007 г. Прокурорский надзор направлен на решение вопросов, которые касаются надзора за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, надзора за соблюдением законодательства о защите детей от информации, которая может нанести вред их развитию, здоровью и репутации.

Сотрудники прокуратуры, осуществляя функцию прокурорского надзора должна работать в направлениях по пресечению фактов противозаконного отказа в приеме в образовательные учреждения, ущемление прав на внеконкурсное поступление в учебные учреждения; необоснованные отчисления из образовательных учреждений; нарушения правил назначения и получения стипендий, а также пособий и компенсационных выплат. Органы прокурату должны реагировать на случаи коммерциализации образовательных учреждений, проверять законность предоставления платных услуг. Меры прокурорского надзора должны так же использоваться при выявлениях нарушений в части лицензирования образовательной деятельности, разработки и внедрения образовательных программ, различных технологий и методик.

3987

Надзор за исполнением законов об образовании является направлением прокурорской деятельности в рамках общего надзора, которое не получило организационного обособления. В структуре Генеральной прокуратуры РФ осуществляет свою деятельность Главное управление по надзору за исполнением федерального закона. В это Управление входит Управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан, а также Управление по надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Такая же точно структура и осуществляет деятельность на уровне субъектов РФ. На региональном уровне формируются группы, которые осуществляют координирующую функцию за реализацией национальных проектов. На районном уровне этот вид деятельности осуществляется определенными сотрудниками прокуратуры.

Таким образом, организация прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образования имеет определенный организационный механизм, который во многих случаях оказывается неудовлетворительным, из-за неполноты охваты вопросов, которые подлежат выяснению; не в полной мере используются средства прокурорского реагирования. Все это вызывает в необходимость совершенствования НПА Генеральной прокуратуры РФ, которые регулируют процесс надзора в сфере образования. Необходимо уточнить предмет надзора и особенности применения актов реагирования.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета - № 144 - 14 июля 2020 г.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Российская газета от 31 декабря - 2001 г.- N 256

3988

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред.30.12.2021 г.)// Российская газета от 31 декабря 2012 г. N 303

4. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 14 марта 2019 г. N 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» (ред. 19.01.2022 г.) //Журнал «законность» , 2019 г. №5

5. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»//Журнал «законность» , 2007 г. №16

6. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 31.08.2021) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»//Журнал «законность» , 2007 г. №12

7. Амирбеков К. И. Оценка организации работы как основного фактора, влияющего на эффективность прокурорской деятельности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2015. № 2. С. 22-28.

8. Патюпа, К. П. Особенности организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании / К. П. Патюпа. // Молодой ученый. - 2020. - № 20 (310). - С. 304-307.

Literature

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) // Rossiyskaya Gazeta - No. 144 - July 14, 2020

2. The Labor Code of the Russian Federation: Federal Law No. 197-FZ of December 30, 2001 // Rossiyskaya Gazeta of December 31, 2001 - N 256

3. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation" (ed. 30.12.2021)// Rossiyskaya Gazeta of December 31, 2012 No. 303

3989

4. Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation dated March 14, 2019 No. 192 "On the organization of prosecutorial supervision over the implementation of legislation in the implementation of national projects" (ed. 19.01.2022) //Journal "Legality", 2019 No. 5

5. Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation dated 26.11.2007 No. 188 "On the organization of prosecutorial supervision over the execution of laws on minors and youth"//Journal "Legality", 2007 No. 16

6. Order of the Prosecutor General's Office of Russia dated 07.12.2007 No. 195 (ed. dated 31.08.2021) "On the organization of prosecutorial supervision over the execution of laws, observance of human and civil rights and freedoms'7/The journal "legality", 2007 No. 12

7. Amirbekov K. I. Evaluation of the organization of work as the main factor affecting the effectiveness of prosecutorial activity // Bulletin of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. 2015. No. 2. pp. 22-28.

9. Patyupa, K. P. Features of the organization of prosecutorial supervision over the implementation of legislation on education / K. P. Patyupa. // Young scientist. - 2020. - № 20 (310). - Pp. 304-307.

©Семенов А.А., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» 5/2022

Для цитирования: Семенов А.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ//Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2022

3990

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.