Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
589
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / КОРПОРАТИВНЫЕ ЗАКУПКИ / ПРОКУРАТУРА / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ОРГАНИЗАЦИЯ НАДЗОРА / НАДЗОР ЗА ЗАКУПКАМИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козлова Наталья Сергеевна

В данной статье рассматриваются организационные аспекты прокурорского надзора за исполнением законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Автором проводится анализ ведомственных актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которые регламентируют порядок и организацию надзора за закупками. На основании проведенного анализа делаются выводы о целесообразности создания на федеральном уровне подразделения о надзоре за исполнением законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и отдельными видами юридических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Козлова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF LEGISLATION IN THE FIELD OF PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

This article discusses the organizational aspects of prosecutorial supervision over the implementation of legislation on procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs. The author analyzes the departmental acts of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, which regulate the procedure and organization of procurement supervision. Based on the analysis, conclusions are drawn about the expediency of creating at the federal level a division on supervision of the implementation of legislation on procurement of goods, works, services to meet state needs and certain types of legal entities.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

УДК 347.963

РО! 10.23672^4733-0539-1874-к

Козлова Наталья Сергеевна

преподаватель кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики, Всероссийский

государственный университет юстиции (РПА Минюста России) natashakozlova92@mail.ru

Natalia S. Kozlova

Lecturer of the Department

of Criminal Procedure and Criminalistic,

All-Russian

State University of Justice

(RPA Ministry of Justice of Russia)

natashakozlova92@mail.ru

Организация прокурорского

надзора за исполнением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Organization of prosecutorial

supervision over

the implementation of legislation in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs

Аннотация. В данной статье рассматриваются организационные аспекты прокурорского надзора за исполнением законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Автором проводится анализ ведомственных актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которые регламентируют порядок и организацию надзора за закупками. На основании проведенного анализа делаются выводы о целесообразности создания на федеральном уровне подразделения о надзоре за исполнением законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и отдельными видами юридических лиц.

Ключевые слова: закупки; корпоративные закупки; прокуратура; прокурорский надзор; организация надзора; надзор за закупками.

Annotation. This article discusses the organizational aspects of prosecutorial supervision over the implementation of legislation on procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs. The author analyzes the departmental acts of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, which regulate the procedure and organization of procurement supervision. Based on the analysis, conclusions are drawn about the expediency of creating at the federal level a division on supervision of the implementation of legislation on procurement of goods, works, services to meet state needs and certain types of legal entities.

Keywords: procurement; corporate procurement; prosecutor's office; prosecutor's supervision; organization of supervision; procurement supervision.

Современная система закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупки) характеризуется многомиллиардным оборотом денежных средств, расходуемых заказчиками ежегодно [7]. В связи с этим, органами прокуратуры уделяется особое внимание исполнению законодательства в данной сфере.

Прежде чем перейти к вопросу организации надзорной деятельности, кратко рассмотрим предмет данного надзора, который включает в себя следующие элементы:

1) исполнение законодательства о закупках;

2) соответствие принимаемых участниками закупочных отношений правовых актов (положений о закупках, положений об организации работы соответствующих комиссий, о контрактной службе и иных локальных правовых актов) действующему

законодательству, причем, регулирующему не только вопросы закупок, но и смежные с ней вопросы. Так, к числу последних можно отнести законодательство о защите конкуренции, о противодействии коррупции и другие;

3) обеспечение законности деятельности органов контроля в сфере закупок, правомерность принятия ими решений в отношении участников закупок, а также, объективность, своевременность принимаемых мер по предупреждению и предотвращению нарушений в сфере закупок, совершаемых участниками закупочных отношений.

Как нам представляется, многогранность предмета прокурорского надзора за исполнением законодательства о закупках, несомненно, должна учитываться при организации надзора в рассматриваемой сфере. Например, в процессе построения стратегии проверок необходимо ставить такие вопросы и проводить такие проверочные

мероприятия, которые смогли бы сформировать полную картину о закупочной деятельности объекта проверки, ее законности.

Основываясь на вышеизложенном, а также, опираясь на специфику современной системы закупок, организация прокурорского надзора включает в себя следующие элементы:

1) сбор и анализ информации о закупках в целях проверки соблюдения законности при их осуществлении;

2) проведение прокурорских проверок;

3) контроль за исполнением требований прокуратуры, устранение нарушений, выявленных в ходе прокурорских проверок.

В данной статье нами будут рассмотрены лишь некоторые составляющие из приведенных выше.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон № 44-ФЗ), в целях информационного обеспечения в сфере закупок ведется единая информационная система (далее -ЕИС) [1]. В ней отображаются сведения об осуществлении закупок, начиная со стадии их планирования и заканчивая стадией их исполнения, а также, иные сведения, обеспечивающие и отражающие закупочную деятельность заказчиков. Соответственно, сбор и анализ информации о закупках, размещенных в ЕИС, является весьма полезным инструментом. В настоящее время мониторинг данного ресурса включен в методические рекомендации Генеральной прокуратуры от 14.01.2019 № 7-16-2019 г. (далее - Методические рекомендации)[5]. Анализируя данное положение, мы приходим к выводу о том, что данный мониторинг является не только элементом подготовки к проведению прокурорских проверок в сфере закупок, но и действенным инструментом, позволяющим выявить либо предупредить совершение нарушений законодательства о закупках.

Вместе с тем, на наш взгляд, для достижения наибольшей эффективности прокурорского надзора в рассматриваемой сфере необходимо привлечение к участию в прокурорских проверках незаинтересованных в результатах проводимой проверки специалистов по закупкам, экономистов, представителей органов контроля за закупками (за исключением случаев проведения проверок в отношении последних). Эта необходимость обусловлена сложным закупочным механизмом, а также, массивом законодательства, которому должны соответствовать проверяемые закупки.

В настоящее время Генеральной прокуратурой Российской Федерации разработаны и приняты два основополагающих ведомственных акта, непосредственно регулирующих вопросы организации надзора за закупками: ранее названные нами Методические рекомендации и Приказ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок» № 6 от

14.01.2021 г. (далее - Приказ № 6). Оба этих организационно-контрольных акта содержат положения, регламентирующие порядок организации надзорной деятельности за закупками, ключевые моменты, а также, типичные нарушения, которые получили наибольшее распространение в закупочной деятельности. Вместе с тем, Методические рекомендации, исходя из их содержания, охватывают надзор за деятельностью заказчиков, осуществляющих закупки по Закону № 44-ФЗ, в то время как Приказ № 6 распространяет свое действие и на надзорную деятельность в сфере закупок, реализуемых также по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту - Закон № 223-ФЗ) [4]. Поскольку законодатель разрешает осуществлять закупки по этим двум нормативным правовым актам (прим. по Закону № 223-ФЗ при соответствии заказчика определенным условиям [2]), мы полагаем, что в Методические рекомендации целесообразно было бы включить и положения, касающиеся надзорной деятельности за закупками, осуществляемыми корпоративными заказчиками.

Исходя из положений ст. 21 Закона о прокуратуре [3], надзор за закупками относится к надзору за исполнением законов, в частности, в сфере экономики, поэтому мы считаем необходимым обратить внимание на самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации -Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, а также, его подразделение - управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики [6]. Названное управление, в свою очередь, включает в себя отдел по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и отдел по надзору за исполнением бюджетного законодательства. В настоящее время последнее подразделение уполномочено осуществлять надзор за исполнением законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и отдельными видами юридических лиц. По нашему мнению, на базе управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики необходимо сформировать самостоятельный отдел по надзору за исполнением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, а также, закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц (далее по тексту -Отдел). Данная позиция основывается на специфике закупок, сложности закупочного механизма, многообразии закупочных форм и подверженности данной сферы различным правонарушениям.

Приведенные нами рассуждения и обоснования позволяют сделать вывод о том, что эффективность прокурорского надзора в сфере закупок во многом зависит от организации данной деятельности. По нашему мнению, организация должна включать в себя предварительный сбор и анализ информации об объектах надзорной деятельности, проведение проверок в отношении них и, в завершение, надзор за исполнением актов прокурорского реагирования. При этом планирование проверочных мероприятий должно учитывать

специфику объектов, в отношении которых проводятся проверки. Кроме того, как нам представляется, ряд ведомственных актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, содержащих положения об организации надзора за закупками нуждаются в доработке и устранении имеющихся

Литература:

1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ // СЗ РФ, 08.04.2013. № 14. Ст. 1652.

2. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ // СЗ РФ, 25.07.2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571.

3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 // СЗ РФ, 20.11.1995. № 47. Ст. 4472.

4. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок» от 14.01.2021 № 6 // «Законность». 2021. № 3.

5. Методические рекомендации Генеральной прокуратуры «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 14.01.2019 № 7-16-2019. URL : https://epp.gen proc.gov.ru/ru/web/gprf/ documents?item=4915559

6. Положение о Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации» (утв. Генеральной прокуратурой Российской Федерации 11.10.2017). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. URL : https://zaku pki.gov.ru/epz/main/public/home.html

в них пробелов. Также мы полагаем, что еще одной мерой, способной повысить уровень организации рассматриваемого надзора, может стать создание вышеуказанного Отдела, что, в некоторой степени, позволит разграничить надзор за закупками от смежных сфер.

Literature:

1. Federal law «On contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal needs» of 05.04.2013 № 44-FZ // SZ the Russian Federation, 08.04. 2013. № 14. Art. 1652.

2. Federal law «On procurement of goods, works, services by separate types of legal entities» of 18.07.2011 № 223-FZ // SZ the Russian Federation, 25.07.2011. № 30 (part 1). Art. 4571.

3. Federal law «On the procuracy of the Russian Federation» dated 17.01.1992 № 2202-1 // SZ the Russian Federation, 20.11.1995. № 47. P. 4472.

4. The order of the Prosecutor General of the Russian Federation «On the organization of Prosecutor's supervision over execution of the legislation in the sphere of purchases» from 14.01.2021 № 6 // «Legality». 2021. № 3.

5. Guidelines of the General Prosecutor's office «On the organization of Prosecutor's supervision over execution of the legislation on procurement of goods, works and services for state and municipal needs» dated 14.01.2019 № 7-16-2019. URL : https://epp. genproc.gov.ru/ru/web/gprf/documents?item=49155 59

6. Regulations on the Main Directorate for Supervision of the Execution of Federal Legislation of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation (approved by the Prosecutor General's Office of the Russian Federation on 11.10.2017). Access from the legal reference system «ConsultantPlus».

7. The official website of the Unified Information System in the field of procurement. URL : https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.