Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В АСПЕКТЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В АСПЕКТЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
142
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кожевин А. Е., Осипов Ю. И.

В данной статье раскрыты особенности профилактики психолого-педагогического сопровождения педагогов в аспекте эмоционального выгорания. Представлен пример профилактической программы для одной из школ г. Архангельска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кожевин А. Е., Осипов Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В АСПЕКТЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

А.Е. Кожевин, Ю.И. Осипов

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В АСПЕКТЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

В данной статье раскрыты особенности профилактики психолого-педагогического сопровождения педагогов в аспекте эмоционального выгорания. Представлен пример профилактической программы для одной из школ г. Архангельска.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профилактика, психолого-педагогическая помощь.

В настоящее время профессия педагога является одной из наиболее социально значимых профессий для современного общества. В результате этого, к профессии возрастают требования со стороны общества. Педагог должен обладать большим рядом различных способностей, среди которых одной из самых важных является способность к пониманию и сопереживанию обучающимся. Отсюда возникает противоречие, с одной стороны от педагога требуется проявление эмоций и сопереживания ученикам, с другой стороны самих учителей никто не готовит к возможным эмоциональным напряжениям и перегрузкам. Поэтому учитель целенаправленно не формирует у себя соответствующих знаний, умений, личностных качеств для преодоления эмоциональных трудностей [1, с. 17].

Деятельность современного педагога наполнена многочисленными факторами, формирующими и вызывающими профессиональное выгорание, среди которых большое количество общения с коллегами и учениками, высокая ответственность, недостаточная оценка своей работы со стороны руководства и т.д.

Педагогическая профессия является одной из тех профессий, которые в большей степени подвержены профессиональному выгоранию, это происходит из-за высокой эмоциональной загруженности учителя на работе.

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте [3, с. 46].

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально включила профессиональное выгорание в 11 пересмотр Международной классификации болезней (МКБ-11). Согласно этому решению, речь идет о клинически значимом синдроме, «проистекающему от ситуации хронического стресса на рабочем месте, которую не удается успешно преодолеть». Решение, принятое на Ассамблее ВОЗ в Женеве, вступило в силу с 1 января 2022 года.

Наша программа составлена с целью сопровождения деятельности педагогов, находящихся в стадии эмоционального выгорания, а также как вариант работы по профилактике профессионального выгорания.

Программа рассчитана на 6 месяцев, по два занятия в месяц.

Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи педагогам в образовательном учреждении по профилактике профессионального выгорания через развитие эмоциональной устойчивости.

Задачи:

-формирование эмоциональной устойчивости педагога;

-создание комфортного психологического климата в коллективе;

-повышение работоспособности педагогов;

-формирование адекватной самооценки у педагогов школы.

Основные направления работы: психологическая диагностика; консультативная работа с педагогами; профилактическая работа; коррекционно-развивающая работа; аналитическая работа.

Методы работы: диагностика; работа в группах (обсуждение затруднений, встречающихся в профессиональной деятельности в условиях группы); видеотренинги; лекционные занятия; рефлексия; игровой метод; тренинги; творческие задания; групповые поездки.

© А.Е. Кожевин, Ю.И. Осипов, 2022.

Научный руководитель: Малыхина Елена Владимировна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

Принципы работы:

-принцип сотрудничества - участники собеседования занимают равноправные партнерские позиции;

-принцип диалога - участники находятся в постоянном контакте, обсуждают вопросы, которые возникают в ходе проведения;

-принцип конфиденциальности - информация, полученная в ходе собеседования, не выносится для обсуждения с другими без согласия ее участников;

-принцип мультидисциплинарности - работа совместно с различными специалистами;

-принцип принятия индивидуальных особенностей педагога [2, с. 29].

Планируемые результаты: высокая эмоциональная устойчивость педагога; благоприятный климат в рабочем коллективе (поддержка и помощь коллег); высокая работоспособность педагогов (эффективные показатели труда); адекватная самооценка у педагогов (принятие себя таким, какой я есть).

Условия реализации программы: наличие специально оборудованного кабинета; техническое обеспечение.

Сроки реализации: январь-июнь 2022 года.

Содержание Программы:

№ Тема занятий Сроки Ответственные

1. - Вводное занятие. «Синдром эмоционального выгорания», естественные способы саморегуляции эмоционального состояния - Определение актуального эмоционального состояния участников. Тест британского психолога Пипа Уилсона. - Опросник на определение уровня психического выгорания (по Мас-лачу и Джексону) - Тренинг «Карусель общения» - Аффирмация на успех - Рефлексия Январь Зам. директора по УВР. Психолог школы Учителя-наставники

2. - Посещение спортивного комплекса по пляжному волейболу «Borabora». - Проведение лекционного занятия «Как сбросить напряжение». - Выезд на туристическую базу «Мечка» в г. Новодвинск (катание на ватрушках) Февраль Зам. директора по УВР. Учителя физической культуры Психолог школы.

3. - Психологический тренинг «Развитие саморегуляции» (создать условия для овладения способами психической саморегуляции, для восстановления внутренних ресурсов, осознания своих проблем и способов их преодоления, установления нервно-психического равновесия) - Выезд на лыжную трассу им. В.С. Кузина в «Малые карелы». - Упражнения на рефлексию. - Индивидуальные консультации. Март Зам. Директора по УВР Учителя физической культуры Психолог школы

4. - Психологический тренинг «Самореализация в творчестве, как способ предотвращения эмоционального выгорания». - Посещение и знакомство с альпинизмом в веревочном парке - Выступление на конференции «Профессиональное выгорание и как с ним бороться» - Упражнения на релаксацию. - Индивидуальные консультации. Апрель Зам. директора по УВР. Психолог школы.

5. - Туристический поход на природу - Тренинг «Самооценка и уровень притязаний» (определение уровня самооценки и влияние ее на успешность профессиональной деятельности педагога) - Семинар-тренинг «Навстречу здоровью» (создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья учителей) Май Психолог школы. Учителя - наставники. Зам. директора по УВР. Учителя ОБЖ и физической культуры Психолог школы.

6. - Создание творческой работы по итогам внедрения программы (общий плакат, стендовая доска, видеоролик, презентация и т. д.) - Определение эмоционального состояния и уровня психического выгорания участников. - Круглый стол. Подведение итогов - Индивидуальные консультации. Июнь Зам. директора по УВР Психолог школы.

Этапы внедрения программы

Подготовительный. Диагностирование уровня эмоционального выгорания у педагогов, работающих в образовательной организации. Поиск имеющихся проблем и путей их решения. Написание программы. Поиск единомышленников по внедрению программы.

Основной. Проведение занятий, тренингов, конференций. Выезды педагогического коллектива с целью профилактики профессионального выгорания. Выполнение творческих заданий. Выявление недостатков и корректировка программы.

Заключительный. Проведение повторной диагностики (сравнение и анализ результатов), обсуждение полученных результатов, выполнение творческой работы по итогам программы, распространение педагогического опыта.

Библиографический список

1.Алмазова, Е.Ю. Как предотвратить стрессы и профессиональное выгорание? / Е.Ю. Алмазова // Школа управления образовательным учреждением. - 2015. - № 8. - 35 с.

2.Бабич, О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов [Текст]: серия «В помощь школьному психологу» / О.И. Бабич. - М.: Изд-во «Учитель», 2014. - 122 с.

3.Густелева, А. Н. Позитивное самоотношение учителей, как фактор устойчивости к «выгоранию» / А. Н. Гу-стелева // Психология обучения. - 2011. - №3. - 98 с.

КОЖЕВИН АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ - магистрант, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

ОСИПОВ ЮРИЙ ИГОРЕВИЧ - магистрант, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.