Научная статья на тему 'ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ'

ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойцова Ю.А.

В данной статье раскрыты особенности организации работы по предупреждению профессионального выгорания педагогов. Представлен пример профилактической программы и описаны ее характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ»

Ю.А. Бойцова

ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ

В данной статье раскрыты особенности организации работы по предупреждению профессионального выгорания педагогов. Представлен пример профилактической программы и описаны ее характеристики.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, организация профилактической работы.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально включила профессиональное выгорание в 11 пересмотр Международной классификации болезней (МКБ-11). Решение, принятое на Ассамблее ВОЗ в Женеве 20-28 мая, должно вступить в силу с 1 января 2022 года. Всемирная организация здравоохранения заявляет, что МКБ-11 «обновлена с учетом реалий XXI века и отражает критически важные достижения в прогрессе науки и медицины» [3]. «Выгорание» официально признано заболеванием и это не просто синоним стресса. Согласно справочнику болезней «Выгорание - это синдром, концептуализированный как результат хронического стресса на рабочем месте, с которым не удалось справиться. Он характеризуется тремя измерениями: 1) чувством истощения или истощения энергии; 2) повышенная психическая дистанцированность от работы или чувство негативизма или цинизма по отношению к работе; и 3) чувство неэффективности и отсутствия выполненного долга. Выгорание относится конкретно к явлениям в профессиональном контексте и не должно применяться для описания опыта в других сферах жизни» [2].

Синдром профессионального выгорания является предметом бесчисленных дебатов, поскольку ряд специалистов полагает, что истинным источником этого симптомокомплекса служат известные психические расстройства, в частности, тревожно-депрессивные, и выгорание, таким образом, не может считаться самостоятельной нозологической единицей. Эксперты Линда и Торстен Хайнеманн, базируясь на проведенном ими в 2017 году анализе научной литературы, подтвердили, что первое официальное исследование синдрома с опубликованием соответствующей статьи принадлежит психологу Герберту Фройденбергеру (1974). Ссылаясь на результаты своего широкомасштабного обзора, Л. и Т. Хайнеманн подчеркивают: несмотря на тысячи исследований и работ, посвященных проблеме эмоционального выгорания за последние 40 лет, это состояние не считалось психическим заболеванием. По мнению экспертов, это противоречит тому факту, что выгорание является «одной из наиболее актуальных и обсуждаемых проблем психического здоровья в современном обществе». Доктор филологических наук, Третьякова Вера Степановна в своей статье «Исследование синдрома эмоционального выгорания в педагогической среде», пишет: Вопросы изучения синдрома эмоционального выгорания нашли должное отражение в теории и практике психологической науки. Наибольшую известность получили теории сущностного содержания и структуры «C. Maslach, S. Jackson, R. Schwab, R. Schuler, C. Maslach, W.B. Schaufeli, M. P. Leiter , В.В. Бойко, Л. С. Чутко и др.; классификациям подходов, моделей и концепций выгорания посвящены исследования R.S. Lazarus, S. Folkman, С.К. Нартовой-Бочавер и др.; разработкой психодиагностического инструментария для его измерения занимались В.В. Бойко, А.А. Рукавишников, Н.П. Фетискин и др.; последствия выгорания и различные средства профилактики и коррекции последствий синдрома исследовали Н.Н. Пряжни-ков, Е.Г. Ожегов, В.Е. Орел, А.В. Емельяненкова, Н.Н. Сафукова, Н.В. Назарук; изучению профессионального выгорания педагогов посвящены труды W. Evers, W. Tomic, A. Brouwers, М.В. Борисовой, Т.В. Фор-манюк, Е.А. Чикаревой и др.» [1].

Таким образом, мы считаем, что организация работы по составлению программы по профессиональному выгоранию приобретает актуальный характер.

Цель: организация работы по психолого-педагогическому сопровождению педагога, создание условий для предупреждения профессионального выгорания у педагога.

Задачи:

© Ю.А. Бойцова, 2022.

Научный руководитель: Малыхина Елена Владимировна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

-внедрение психологических методов работы с педагогическим персоналом в целях укрепления психологического здоровья (формирование адекватной самооценки у педагога, восприятия, мышления, воображения);

-развитие личностных (доброта, альтруизм, отзывчивость, успешность, организованность, уверенность в себе, самооценка) и профессиональных качеств педагога (коммуникабельность, эмпатия, умение убеждать, повышенная работоспособность, аналитическое мышление);

-создание благоприятных условий для развития профессиональной компетентности педагогов; -организация сопровождения через формирование навыков стрессоустойчивости и защитных механизмов.

Методы работы: работа в группах (обсуждение затруднений, встречающихся в профессиональной деятельности в условиях группы); кинотренинги; взаимопосещение уроков с последующим анализом. Важным моментом является индивидуальная работа специалиста с педагогом. Эффективной формой психологической помощи считается карьерное консультирование. В основе карьерного консультирования лежит метод «рефлексивного жизнеописания» - одна из наиболее глубоких и гибких процедур сбора психологической информации, объединяющая методы беседы и интервью. В основе метода лежит не просто последовательное изложение профессионально-биографических фактов, но и рефлексия, подразумевающая анализ, отбор, оценку и классификацию эпизодов, рассказ о профессиональных проблемах и планах; методы проблемного обучения, эвристическая беседа, диалог, исследовательский метод.

Принципы работы: сотрудничества; диалога; конфиденциальности; мультидисциплинарности и принятия индивидуальных особенностей педагога.

Планируемые результаты Программы: подготовка специалиста, в будущем состоявшегося преподавателя; формирование психологической и безопасной образовательной среды; повышение качества образования; профилактика профессионального выгорания.

Условияреализации программы: наличие специально оборудованного кабинета; техническое обеспечение.

Сроки реализации: Программа сопровождения рассчитана на год, по два занятия в месяц.

Форма Название Цель Сроки Ответственные

Беседа Индивидуальные консультации Сформировать адекватную самооценку педагога Сентябрь Психолог школы

Прогулка, Выезд в комплекс «Малые ка- Овладеть методами повы- Сентябрь Пед.коллектив

беседы релы» шения стрессоустойчивости на рабочем месте Психолог школы

Упражне- Дыхательная гимнастика Ознакомиться с основами Октябрь Психолог школы

ния на ре- психологической защиты

лаксацию

и саморе-

гуляцию

Физиче- Посещение приюта для живот- Развить личностные каче- Октябрь Пед.

ская по- ных в качестве волонтера ства педагога коллектив

мощь при-

юту

Тренинг «Психологическое благополучие Сформировать правильное Ноябрь Психолог школы

для препо- педагога» восприятие, мышление и

давателей воображение у педагога

Упражне- «Основы нейорграфики» Ознакомиться с основами Ноябрь Психолог школы

ния на ре- психологической защиты

лаксацию

и саморе-

гуляцию

Открытый Открытый урок по проблеме са- Оценить профессиональ- Декабрь Зам. директора

урок мообразования и возможностей повышения уровня профессионального роста педагога. ные возможности и уровень профессионального роста педагога по УВР

Беседы Посещение детского дома ре- Развить личностные каче- Декабрь Пед.

бенка ства педагога коллектив

Активный Выезд на базу отдыха «Мечка». Овладеть методами повы- Январь Пед.

отдых «Зимние забавы» шения стрессоустойчивости на рабочем месте коллектив. Психолог школы

Упражне- «Медитативные практики» Ознакомиться с основами Январь Психолог школы

ния на ре- психологической защиты

лаксацию

Форма Название Цель Сроки Ответственные

и саморе-

гуляцию

Беседа Чайная церемония Развить профессиональные качества педагога Февраль Пед. коллектив

Анкетиро- Успешность педагогической де- Оценить педагогический Февраль Зам. директора

вание ятельности. Управленческие умения педагога и пути дальнейшего развития. Анализ карьерных перспектив педагога статус учителя по УВР

Семинар «Психологическое здоровье педагогического коллектива» Ознакомиться с основами психологической защиты Март Психолог школы

Взаимопо- Установление отношений со- Развить Март Пед.

сещение трудничества и взаимодействия профессиональные качеств коллектив

уроков между педагогами педагога

Упражне- Занятия с кинетическим песком Овладеть методами повы- Апрель Психолог школы

ния на ре- шения стрессоустойчиво-

лаксацию сти на рабочем месте

и саморе-

гуляцию

Просмотр фильма «Географ глобус пропил» (2013), «Писатели свободы» (2007), «Учитель на замену» (2011), «Класс» (2008), «Эксперимент 2: Волна» (2008), «Перед классом» (2008), «Любители истории» (2006), «Хористы» (2004), «Человек эпохи возрождения» (1994), «Общество мертвых поэтов» (1989) Сформировать адекватную самооценку педагога Апрель Психолог школы Пед. коллектив

Активный Туристический поход. Развить Май Пед.коллектив

отдых, бе- Активный отдых. профессиональные каче- Психолог школы

седы Упражнения на релаксацию. ства педагога

Беседа Индивидуальные консультации Ознакомиться с основами психологической защиты Май Психолог школы

Этапы внедрения: подготовительный: диагностика, выявление проблемы, сбор единомышленников; основной: внедрение; заключительный: повторная проверка, анализ результатов.

Библиографический список

1.CNN International - Breaking News, US News, World News and Video. [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://edition.cnn.com/2019/05/27/ (дата обращения 12.01.2022).

2.Лахта Клиника -Сеть многопрофильных медицинских центров. [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://lahtaclinic.ru/uptodate/professionalnoe-vygoranie-klinicheskiy-syndrom (дата обращения 12.01.2022).

3.МКБ-11 по статистике смертности и заболеваемости. [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://icd.who.int/browse/ (Дата обращения 12.01.2022).

БОЙЦОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.