6. Поздняков В.П., Филинкова Е.Б. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы // Прикладная психология, 1998, №5. - С.32-43.
7. Психология. Учебник / Под ред. А.А.Крылова. - М., 1999. - 584 с.
8. Райгородский Д.Я. Психология предпринимательства / серия Менеджмент.
- Самара: Бахрах, 2007.
9. Рубин Ю.Б. Основы предпринимательства / учебник для студентов вузов.
- М.: Изд-во Синергия, 2016.
10. Ханова З.Г., Каяшева О.И. Психология личности: проблемы рефлексии и психологической готовности к предпринимательской деятельности: учебное пособие для магистров психологии. М.: УРАО, СПб: НИЦ АРТ, 2016. 271 с.
Казиева Н.Н., Хасбулатова З.К.
психологические особенности возникновения профессионального выгорания педагогов
Синдром профессионального выгорания или психического выгорания стал изучаться с 60-70-х гг. ХХ века и в настоящее время является одним из востребованных направлений исследований (В.В. Бойко, Ч. Маслач, В.Б. Орел, Х. Фрей-денбергер и др.). Представления о психическом выгорании прошли через ряд этапов: от психиатрического или клинического (А. Бандура, Х. Фрейденбергер и др.) до социально-психологического, включившего в группу риска психического выгорания все социономические профессии (Ч.Маслач, Р. Швайбе и др.) [4;13].
Необходимость изучения проблемы профессионального выгорания связана с негативными последствиями возникновения синдрома у педагогов, среди которых отмечаются деперсонализация, эмоциональное истощение и редукция профессиональных достижений. Профессия педагога заслуженно считается одной из самых напряженных и сложных, насыщенной рядом стрессогенных неблагоприятных факторов. Чем больше стаж работы педагога, тем выше риск возникновения профессионального выгорания [2;4;13]. Профессия педагога относится к профессиям группы риска по возникновению синдрома психического выгорания.
К негативным профессиональным факторам в педагогической деятельности
относят - гиподинамию, высокую нагрузку на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, высокую интенсивность контактов в течение дня [11], риски развития соматических патологий (нарушений сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др.) [8], несоответствие интеллектуально-энергетических затрат последующему морально-материальному вознаграждению (фактор социальной несправедливости) [2]. Следствием выгорания становится безразличное или негативное отношение учителей к школьникам, снижение качества обучения и рост конфликтов в школьной среде. Неблагополучное физическое и психическое состояние школьного учителя влияет на формирование негативного психологического климата в классе.
Сочетание внешних (организационных, семейных и др.) и внутренних (индивидуально-личностных) факторов приводят к возникновению профессионального выгорания педагогов [6;11]. Организационные факторы включают - высокую нагрузку учителя в течение недели, сверхурочную работу, низкую оплату труда, неудовлетворенность работой, неблагоприятную атмосферу в профессиональном коллективе, отсутствие поддержки со стороны администрации, частые проверки, аттестации [8], отсутствие признания заслуг [7] и др. Сложная семейная ситуация может стать дополнительным фактором риска развития профессионального выгорания. Ролевая перегруженность женщин-учителей не позволяет им восстанавливаться после высоких нагрузок на работе. Необходимость выполнения, как семейных, так и профессиональных обязанностей не позволяет переключиться на занятия, хобби, способствующие снятию последствий профессионального стресса. Таким образом, ролевой фактор (включающий ролевой конфликт и ролевую неопределенность) становится дополнительным в процессе возникновения профессионального выгорания [2;3;13].
Индивидуально-личностные психологические особенности педагога могут стать барьерами для возникновения профессионального выгорания. К таким особенностям относятся: психологическая устойчивость, саморегуляция, позитивное самоотношение, готовность к самопознанию, самопонимание, высокий уровень рефлексии, осмысленность жизни [11], коммуникативная компетентность [8], либо стать основой для развития синдрома (агрессивность, конфликтность, интроверсия и трудоголизм и др.) [7;9;10].
Необходимость длительных контактов с администрацией, коллегами, родителями, учениками вызывают «пресыщение» общением у педагогов [4;13]. Вне зависимости от пола и возраста менее подвержены эмоциональному выгоранию педагоги с высоким адаптационным потенциалом, хорошей саморегуляцией и нервно-психической устойчивостью, не склонные к стратегиям избегания, агрессивному поведению и готовые к поиску социальной поддержки в трудных ситуациях. Манипулятивные действия и агрессивная модель поведения учителей не способствуют разрешению проблем в школе, в тоже время ассертивное (уверенное) поведение педагогов положительно коррелирует с их нервно-психической устойчивостью и, соответственно, препятствует возникновению профессионального выгорания [2].
I
— »
Рис.1. Факторы возникновения профессионального выгорания у педагогов
Перфекционизм (стремление к совершенству) педагогов становится дополнительным внутренним фактором риска развития эмоционального выгорания, поскольку человек начинает терять связь с реальностью и предъявлять необоснованно завышенные требования, как к самому себе, так и к другим людям - обучающимся, коллегам, членам семьи и др. Педагоги-перфекционисты отличаются повышенным чувством ответственности, склонны к конкуренции, нетерпимости, враждебности, им сложно устанавливать доверительные отношения с коллегами, обучающимися и администрацией. Фиксация на ошибках, постоянные сомнения в правильности своих действий, обесценивание успеха; высокие требования к соблюдению формального порядка, к различным аспектам организации профессиональной деятельности и объективная невозможность их соблюсти - основа для возникновения профессионального выгорания у педагогов [1].
На особенности проявления эмоционального выгорания влияет стаж работы педагога. Формально можно выделить основные кризисы профессионального становления педагогов, испытывающих психическое выгорание [12]:
- при кризисе первого года педагог полон надежд на реализацию в профессиональной деятельности, испытывает стремление к самосовершенству, возможны сложности в процессе адаптации к новому трудовому коллективу и к работе со школьниками;
- при кризисе пяти-семи лет процесс адаптации завершен, педагог получил признание коллектива, добился некоторых успехов в профессиональной деятельности, но при этом отмечается излишняя требовательность к себе и нежелание общаться с коллегами, учениками;
- при кризисе двенадцати-пятнадцати лет чувство раздражения становится доминирующим в профессиональной деятельности педагога, возможны недомогание, нежелание длительного общения с администрацией, коллегами и школь-
никами; возможны проявления агрессивного поведения и страх перед аттестаций; педагог не хочет выделяться среди других, его самооценка занижена.
Низкая самооценка., непринятие себя, высокая
тревожность, низкий уровень коммуникативной компетентности и др.
Склонность к манипуляции, гте р фек ц и о низ М;
повышенная отве стве н носгь, агрессивность, конфликтность, р«П1ДНОПЬ, низкая адагггивность и др.
И игр о ае реи я г
низкий уровень эмоциональной саморегуляции, психологи чеосая неустойчивость н др.
Рис.2. Индивидуально-личностные особенности педагога, способствующие развитию профессионального выгорания
Неблагоприятным в профессиональном спаде явлением становится «педагогический криз», включающий в себя противоречия между: стремлением использовать достижения науки и невозможностью это сделать из-за недостаточности времени, низкой мотивацией обучающихся и расхождением реального результата с желаемым; привычными шаблонами, стереотипами работы и необходимостью изменений; поиском нового педагогом и его изоляцией, отсутствием поддержки со стороны коллег по работе [5].
Эмоционально выгоревший педагог характеризуется формальным отношением к своим обязанностям, равнодушным либо негативным отношением к своим ученикам, отмечаются отсутствие эмпатии и сопереживания. Процесс коммуникации между педагогом и учениками нарушается. Педагог склонен к авторитарному стилю обучения, дистанцируется от обучающихся. Мнительность, консерватизм, пассивность, эмоциональная нестабильность, закрытость, утомляемость, закрытость и нерешительность - становятся одними из основных психологических симптомов эмоционального выгорания педагогов и одновременно их устойчивыми личностными особенностями [12].
Дополнительные сложности у педагогов вызывает необходимость работы с обучающимися из социально-неблагополучных семей [12], с учениками с де-виантными формами поведения и др. Все это происходит в условиях отсутствия необходимой поддержки со стороны администрации учебного заведения.
Для предотвращения возникновения профессионального выгорания педаго-
гов необходимо обратить внимание на особенности их неконструктивного поведения и после выявления данных негативных аспектов перейти к формированию конструктивных копинг-стратегий, позволяющих справляться с профессиональными стрессами. Обучение педагогов на тренингах и семинарах коммуникативным навыкам, навыкам эмоциональной саморегуляции позволит снизить риски психического выгорания в профессиональной деятельности.
Выявленные психологические особенности возникновения синдрома психического выгорания станут основой для разработки программ профилактики данного явления в профессиональной среде и позволят осуществлять психокор-рекционные мероприятия, учитывающие специфику воздействия негативных профессиональных факторов на личность педагога. Необходимость привлечения администрации образовательных учреждений к мероприятиям, направленным на сохранение психического здоровья педагогов, является очевидной и требует организации с нашей стороны дополнительных исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградова, Г. А. Факторы психического выгорания преподавателей высшей школы / Г. А. Виноградова, О.И. Каяшева // Практическая психология в России и за рубежом: Сборник научных трудов РУТ (МИИТ) / Под ред. М. Ю. Быкова и др. СПб.: НИЦ АРТ, 2018. С.43-48.
2. Воробьева, М.А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: дис. ...канд. психол. наук. Екатеринбург, 2008. 231с.
3. Каяшева, О.И. Перфекционизм как фактор развития синдрома эмоционального выгорания преподавателей высшей школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета: Серия: Педагогика, психология. 2018. №4(35). С.64-70.
4. Комаревцева, И.В. Психологические особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов системы специального образования: дис. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2014. 172 с.
5. львова, Ю.л. К вопросу о спаде профессиональной активности учителя и его приливах // Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей / Под ред. С.Г. Вершловского. М., 1988. С. 72-77.
6. Орел, В.Е. Исследование феномена выгорания в отечественной и зарубежной психологии// Проблемы общей и организационной психологии: Сборник научн. Трудов / Под ред. А.В.Карпова. Ярославль: Яросл. Гос. Ун-т, 1999. С.76-97.
7. Перепелкина, Л.К. Профилактика синдрома эмоционального «выгорания»
педагогов// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум»/ Отв. ред. Е.Л. Сорокина. - Новосибирск: Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016. С.121-124. [Электронный ресурс] https:/^yberleшnka.m/artide/n/pшfilaktika-smdroma-emotsюnalnogo-vygoraniya-pedagogov-1 (дата обращения 23.12.2018).
8. Петрова, Е.Г. Проблема эмоционального выгорания у представителей педагогической профессии // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2015. №2. С.288-293.
9. Ракицкая, А.В. Синдром эмоционального выгорания у педагогов с различными видами агрессии: автор. канд. психол. наук. Минск, 2016. 28с.
10. Рукавишников, А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: автор. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2001. 23 с.
11. Темиров, Т.В. Психологические закономерности динамики психического выгорания личности педагога в современных социальных условиях: дис. . доктора псих. наук.- Нижний Новгород, 2011. 396 с.: ил.
12. Усманова, М.Н. Симптомы эмоционального выгорания современного педагога / М.Н. Усманова, М.М. Бафаев, Ш.Ш. Остонов // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2014. №10. 23-32. [Электронный ресурс] Ы^:// cyberleninka.ru/article/v/simptomy-emotsionalnogo-vygoraniya-sovremennogo-pedagoga (дата обращения 23.12.2018).
13. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. №6. С.57-64.