Научная статья на тему 'Психологические особенности возникновения профессионального выгорания педагогов'

Психологические особенности возникновения профессионального выгорания педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
367
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / PROFESSIONAL BURNOUT / MENTAL BURNOUT / EMOTIONAL BURNOUT / TEACHERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казиева Нуржаган Нурбагандовна, Хасбулатова Заира Курбановна

Педагогическая деятельность связана с высокими профессиональными нагрузками, необходимостью совмещать учебную, методическую и воспитательную работу. Возникновение профессионального выгорания педагогов обусловлено их индивидуально-личностными особенностями и особенностями организационной среды, в которой находятся учителя. Ролевой фактор может рассматриваться как негативный в контексте возникновении ролевого конфликта и ролевой неопределенности и является наиболее неблагоприятным для женщин-педагогов. Чем больше стаж работы педагога, тем выше риск возникновения профессионального выгорания, что предполагает проведение своевременных профилактических мероприятий в школе, включение педагогов в тренинги и семинарские занятия. Пол и возраст педагогов не являются определяющими в развитии профессионального выгорания педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological peculiarities of occurrence of professional burnout of teachers

Pedagogical activity is connected with a high professional strain, necessity to combine educational, methodical and educational work. The emergence of professional burnout of teachers is determined by their individual and personal characteristics and characteristics of the organizational environment in which the teachers exist. The role factor can be seen as negative in the context of the emergence of role conflict and role uncertainty and is the most unfavorable for women teachers. The greater the length of service of the teacher, the higher is the risk of professional burnout, which induces preventive measures to be taken at school, the inclusion of teachers in training and seminars. Gender and age of teachers are not decisive factors in the development of professional burnout of teachers.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности возникновения профессионального выгорания педагогов»

6. Поздняков В.П., Филинкова Е.Б. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы // Прикладная психология, 1998, №5. - С.32-43.

7. Психология. Учебник / Под ред. А.А.Крылова. - М., 1999. - 584 с.

8. Райгородский Д.Я. Психология предпринимательства / серия Менеджмент.

- Самара: Бахрах, 2007.

9. Рубин Ю.Б. Основы предпринимательства / учебник для студентов вузов.

- М.: Изд-во Синергия, 2016.

10. Ханова З.Г., Каяшева О.И. Психология личности: проблемы рефлексии и психологической готовности к предпринимательской деятельности: учебное пособие для магистров психологии. М.: УРАО, СПб: НИЦ АРТ, 2016. 271 с.

Казиева Н.Н., Хасбулатова З.К.

психологические особенности возникновения профессионального выгорания педагогов

Синдром профессионального выгорания или психического выгорания стал изучаться с 60-70-х гг. ХХ века и в настоящее время является одним из востребованных направлений исследований (В.В. Бойко, Ч. Маслач, В.Б. Орел, Х. Фрей-денбергер и др.). Представления о психическом выгорании прошли через ряд этапов: от психиатрического или клинического (А. Бандура, Х. Фрейденбергер и др.) до социально-психологического, включившего в группу риска психического выгорания все социономические профессии (Ч.Маслач, Р. Швайбе и др.) [4;13].

Необходимость изучения проблемы профессионального выгорания связана с негативными последствиями возникновения синдрома у педагогов, среди которых отмечаются деперсонализация, эмоциональное истощение и редукция профессиональных достижений. Профессия педагога заслуженно считается одной из самых напряженных и сложных, насыщенной рядом стрессогенных неблагоприятных факторов. Чем больше стаж работы педагога, тем выше риск возникновения профессионального выгорания [2;4;13]. Профессия педагога относится к профессиям группы риска по возникновению синдрома психического выгорания.

К негативным профессиональным факторам в педагогической деятельности

относят - гиподинамию, высокую нагрузку на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, высокую интенсивность контактов в течение дня [11], риски развития соматических патологий (нарушений сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др.) [8], несоответствие интеллектуально-энергетических затрат последующему морально-материальному вознаграждению (фактор социальной несправедливости) [2]. Следствием выгорания становится безразличное или негативное отношение учителей к школьникам, снижение качества обучения и рост конфликтов в школьной среде. Неблагополучное физическое и психическое состояние школьного учителя влияет на формирование негативного психологического климата в классе.

Сочетание внешних (организационных, семейных и др.) и внутренних (индивидуально-личностных) факторов приводят к возникновению профессионального выгорания педагогов [6;11]. Организационные факторы включают - высокую нагрузку учителя в течение недели, сверхурочную работу, низкую оплату труда, неудовлетворенность работой, неблагоприятную атмосферу в профессиональном коллективе, отсутствие поддержки со стороны администрации, частые проверки, аттестации [8], отсутствие признания заслуг [7] и др. Сложная семейная ситуация может стать дополнительным фактором риска развития профессионального выгорания. Ролевая перегруженность женщин-учителей не позволяет им восстанавливаться после высоких нагрузок на работе. Необходимость выполнения, как семейных, так и профессиональных обязанностей не позволяет переключиться на занятия, хобби, способствующие снятию последствий профессионального стресса. Таким образом, ролевой фактор (включающий ролевой конфликт и ролевую неопределенность) становится дополнительным в процессе возникновения профессионального выгорания [2;3;13].

Индивидуально-личностные психологические особенности педагога могут стать барьерами для возникновения профессионального выгорания. К таким особенностям относятся: психологическая устойчивость, саморегуляция, позитивное самоотношение, готовность к самопознанию, самопонимание, высокий уровень рефлексии, осмысленность жизни [11], коммуникативная компетентность [8], либо стать основой для развития синдрома (агрессивность, конфликтность, интроверсия и трудоголизм и др.) [7;9;10].

Необходимость длительных контактов с администрацией, коллегами, родителями, учениками вызывают «пресыщение» общением у педагогов [4;13]. Вне зависимости от пола и возраста менее подвержены эмоциональному выгоранию педагоги с высоким адаптационным потенциалом, хорошей саморегуляцией и нервно-психической устойчивостью, не склонные к стратегиям избегания, агрессивному поведению и готовые к поиску социальной поддержки в трудных ситуациях. Манипулятивные действия и агрессивная модель поведения учителей не способствуют разрешению проблем в школе, в тоже время ассертивное (уверенное) поведение педагогов положительно коррелирует с их нервно-психической устойчивостью и, соответственно, препятствует возникновению профессионального выгорания [2].

I

— »

Рис.1. Факторы возникновения профессионального выгорания у педагогов

Перфекционизм (стремление к совершенству) педагогов становится дополнительным внутренним фактором риска развития эмоционального выгорания, поскольку человек начинает терять связь с реальностью и предъявлять необоснованно завышенные требования, как к самому себе, так и к другим людям - обучающимся, коллегам, членам семьи и др. Педагоги-перфекционисты отличаются повышенным чувством ответственности, склонны к конкуренции, нетерпимости, враждебности, им сложно устанавливать доверительные отношения с коллегами, обучающимися и администрацией. Фиксация на ошибках, постоянные сомнения в правильности своих действий, обесценивание успеха; высокие требования к соблюдению формального порядка, к различным аспектам организации профессиональной деятельности и объективная невозможность их соблюсти - основа для возникновения профессионального выгорания у педагогов [1].

На особенности проявления эмоционального выгорания влияет стаж работы педагога. Формально можно выделить основные кризисы профессионального становления педагогов, испытывающих психическое выгорание [12]:

- при кризисе первого года педагог полон надежд на реализацию в профессиональной деятельности, испытывает стремление к самосовершенству, возможны сложности в процессе адаптации к новому трудовому коллективу и к работе со школьниками;

- при кризисе пяти-семи лет процесс адаптации завершен, педагог получил признание коллектива, добился некоторых успехов в профессиональной деятельности, но при этом отмечается излишняя требовательность к себе и нежелание общаться с коллегами, учениками;

- при кризисе двенадцати-пятнадцати лет чувство раздражения становится доминирующим в профессиональной деятельности педагога, возможны недомогание, нежелание длительного общения с администрацией, коллегами и школь-

никами; возможны проявления агрессивного поведения и страх перед аттестаций; педагог не хочет выделяться среди других, его самооценка занижена.

Низкая самооценка., непринятие себя, высокая

тревожность, низкий уровень коммуникативной компетентности и др.

Склонность к манипуляции, гте р фек ц и о низ М;

повышенная отве стве н носгь, агрессивность, конфликтность, р«П1ДНОПЬ, низкая адагггивность и др.

И игр о ае реи я г

низкий уровень эмоциональной саморегуляции, психологи чеосая неустойчивость н др.

Рис.2. Индивидуально-личностные особенности педагога, способствующие развитию профессионального выгорания

Неблагоприятным в профессиональном спаде явлением становится «педагогический криз», включающий в себя противоречия между: стремлением использовать достижения науки и невозможностью это сделать из-за недостаточности времени, низкой мотивацией обучающихся и расхождением реального результата с желаемым; привычными шаблонами, стереотипами работы и необходимостью изменений; поиском нового педагогом и его изоляцией, отсутствием поддержки со стороны коллег по работе [5].

Эмоционально выгоревший педагог характеризуется формальным отношением к своим обязанностям, равнодушным либо негативным отношением к своим ученикам, отмечаются отсутствие эмпатии и сопереживания. Процесс коммуникации между педагогом и учениками нарушается. Педагог склонен к авторитарному стилю обучения, дистанцируется от обучающихся. Мнительность, консерватизм, пассивность, эмоциональная нестабильность, закрытость, утомляемость, закрытость и нерешительность - становятся одними из основных психологических симптомов эмоционального выгорания педагогов и одновременно их устойчивыми личностными особенностями [12].

Дополнительные сложности у педагогов вызывает необходимость работы с обучающимися из социально-неблагополучных семей [12], с учениками с де-виантными формами поведения и др. Все это происходит в условиях отсутствия необходимой поддержки со стороны администрации учебного заведения.

Для предотвращения возникновения профессионального выгорания педаго-

гов необходимо обратить внимание на особенности их неконструктивного поведения и после выявления данных негативных аспектов перейти к формированию конструктивных копинг-стратегий, позволяющих справляться с профессиональными стрессами. Обучение педагогов на тренингах и семинарах коммуникативным навыкам, навыкам эмоциональной саморегуляции позволит снизить риски психического выгорания в профессиональной деятельности.

Выявленные психологические особенности возникновения синдрома психического выгорания станут основой для разработки программ профилактики данного явления в профессиональной среде и позволят осуществлять психокор-рекционные мероприятия, учитывающие специфику воздействия негативных профессиональных факторов на личность педагога. Необходимость привлечения администрации образовательных учреждений к мероприятиям, направленным на сохранение психического здоровья педагогов, является очевидной и требует организации с нашей стороны дополнительных исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградова, Г. А. Факторы психического выгорания преподавателей высшей школы / Г. А. Виноградова, О.И. Каяшева // Практическая психология в России и за рубежом: Сборник научных трудов РУТ (МИИТ) / Под ред. М. Ю. Быкова и др. СПб.: НИЦ АРТ, 2018. С.43-48.

2. Воробьева, М.А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: дис. ...канд. психол. наук. Екатеринбург, 2008. 231с.

3. Каяшева, О.И. Перфекционизм как фактор развития синдрома эмоционального выгорания преподавателей высшей школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета: Серия: Педагогика, психология. 2018. №4(35). С.64-70.

4. Комаревцева, И.В. Психологические особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов системы специального образования: дис. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2014. 172 с.

5. львова, Ю.л. К вопросу о спаде профессиональной активности учителя и его приливах // Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей / Под ред. С.Г. Вершловского. М., 1988. С. 72-77.

6. Орел, В.Е. Исследование феномена выгорания в отечественной и зарубежной психологии// Проблемы общей и организационной психологии: Сборник научн. Трудов / Под ред. А.В.Карпова. Ярославль: Яросл. Гос. Ун-т, 1999. С.76-97.

7. Перепелкина, Л.К. Профилактика синдрома эмоционального «выгорания»

педагогов// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум»/ Отв. ред. Е.Л. Сорокина. - Новосибирск: Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016. С.121-124. [Электронный ресурс] https:/^yberleшnka.m/artide/n/pшfilaktika-smdroma-emotsюnalnogo-vygoraniya-pedagogov-1 (дата обращения 23.12.2018).

8. Петрова, Е.Г. Проблема эмоционального выгорания у представителей педагогической профессии // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2015. №2. С.288-293.

9. Ракицкая, А.В. Синдром эмоционального выгорания у педагогов с различными видами агрессии: автор. канд. психол. наук. Минск, 2016. 28с.

10. Рукавишников, А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: автор. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2001. 23 с.

11. Темиров, Т.В. Психологические закономерности динамики психического выгорания личности педагога в современных социальных условиях: дис. . доктора псих. наук.- Нижний Новгород, 2011. 396 с.: ил.

12. Усманова, М.Н. Симптомы эмоционального выгорания современного педагога / М.Н. Усманова, М.М. Бафаев, Ш.Ш. Остонов // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2014. №10. 23-32. [Электронный ресурс] Ы^:// cyberleninka.ru/article/v/simptomy-emotsionalnogo-vygoraniya-sovremennogo-pedagoga (дата обращения 23.12.2018).

13. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. №6. С.57-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.