Научная статья на тему 'Формирование и развитие синдрома «Профессионального выгорания» работников сферы образования'

Формирование и развитие синдрома «Профессионального выгорания» работников сферы образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
947
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / PROFESSIONAL BURNOUT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / PROFESSIONAL HEALTH / СТРЕСС / STRESS / ЭМОЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / EMOTIOGENIC FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лоскутова Элеонора Анатольевна

В статье представлен материал по проблеме формирования развития синдрома «профессионального выгорания» работников сферы образования, раскрываются причины развития синдрома «профессионального выгорания», предложены подходы к формированию здоровья педагогов и стратегии помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лоскутова Элеонора Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation and Development of the Professional Burnout Syndrome in Education

The article presents the material on the problem of the formation and development of the professional burnout syndrome in education, studies the canses of the professional burnout syndrome and suggests approaches to teachers’ health formation and assistance strategies.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие синдрома «Профессионального выгорания» работников сферы образования»

УДК 371.15

Э. А. Лоскутова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Формирование и развитие синдрома «профессионального выгорания»

работников сферы образования

В статье представлен материал по проблеме формирования развития синдрома «профессионального выгорания» работников сферы образования, раскрываются причины развития синдрома «профессионального выгорания», предложены подходы к формированию здоровья педагогов и стратегии помощи.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, профессиональное здоровье, стресс, эмоциогенные факторы.

Про проблемы профессионального выгорания в мире начали говорить в конце 60-х годов прошлого века. Развитие данного феномена характерно, в первую очередь, для профессий системы «человек - человек» [2].

Разнообразные и многочисленные гигиенические исследования показывают, что физическая и психоэмоциональная нагрузки учителя многократно превышают предельно допустимые значения. Учитель, находясь в состоянии стресса, способен серьезно навредить ученику. К сожалению, педагоги нередко переносят на учащихся свои негативные эмоции и переживания. Те же, кто искренне старается удержать негатив в себе, как правило, сами приходят к соматическим заболеваниям и, как следствие, к профессиональной несостоятельности. Таким образом, исходя из тезиса, что психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, мы должны задуматься о профессиональном здоровье учителя.

В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо значительных, но разовых нагрузках, бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека. Большие нервно-психические нагрузки, сопровождающие работу педагога, не всегда позволяют организму восстановиться естественным путем. И тогда развивается профессиональная деформация личности, одним из проявлений которой является синдром «профессионального выгорания».

«Профессиональное выгорание» возникает в результате внутреннего накапливания отрицатель-

ных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса Г. Селье, профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения [8].

Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока. Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Все эти особенности могут способствовать фор -мированию синдрома «профессионального выгорания». Главной причиной синдрома «профессионального выгорания» считается психологическое, душевное переутомление.

Синдром «профессионального выгорания» развивается постепенно. Он проходит, по мнению К. Маслач, три стадии — «три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности».

Первая стадия: начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

182

Психолого-педагогические науки

Вторая стадия: возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

Третья стадия: притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Эмоциональное выгорание называют синдромом потому, что оно проявляется, как симптомо-комплекс. Изменения происходят на эмоциональном, физическом, когнитивном и поведенческом уровнях. Многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками. Как дополнительный стрессор действует и то, что в настоящее время социальная ситуация такова, что профессия педагога не только не престижна, но и относится к разряду одной из низкооплачиваемых. Отсюда нервное перенапряжение, психосоматические расстройства, депрессия, тревожность. Проявление синдрома выгорания может быть причиной негуманного поведения педагогов, чего нельзя допускать и нужно предотвращать различными профилактическими мероприятиями, прежде научив педагогов распознавать выгорание в себе.

Синдром «профессионального выгорания» формируется из психосоматических, социально-психологических и поведенческих симптомов.

Психосоматические симптомы:

- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом «хронической усталости»);

- ощущение эмоционального и физического истощения;

- снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции

любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

- резкая потеря или резкое увеличение веса;

- полная или частичная бессонница;

- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Соииально-психологические симптомы:

- безразличие, скука, пассивность и депрессивное настроение (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Поведенческие симптомы:

- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;

- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

- постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

- руководитель затрудняется в принятии решений;

- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

- дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

- злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Профессиональная деформация личности педагога (первая стадия) начинается незаметно, с мелких деталей и незначительных признаков «профессионального выгорания» — это затруднения на уровне выполнения несложных, казалось бы, функций: забывание каких-то моментов, например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ и пр. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом».

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, сокращение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности, нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний), повышенная раздражительность, человек заводится, как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.

Третья стадия — собственно личностное «выгорание». Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.

В качестве основных причин развития синдрома «профессионального выгорания» можно привести следующие:

- несоответствие должностных обязанностей и реальных возможностей;

- отсутствие (в том числе субъективно ощущаемое) адекватного вознаграждения за труд, которое переживается работником как непризнание его труда, что приводит к возникновению постоян-

ного чувства несправедливости и, соответственно, к «выгоранию»;

- несоответствие собственных этических принципов должностным требованиям (например, необходимость завышать отметки).

У педагогов, как правило, нет специальных навыков профессиональной коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций в процессе общения с детьми, родителями, администрацией, а интуитивно найденные способы могут быть очень затратными.

Работа по устранению синдрома «профессионального выгорания» должна включать три основных этапа. Первым этапом должно стать информирование педагогов о том, что такая проблема существует и вызвана объективными причинами — работой в сфере человек - человек.

Второй этап посвящен осознанию и принятию педагогами своего перфекционизма, то есть страха сделать ошибку, не достигнуть обязательного успеха (взаимосвязь эмоционального благополучия и психосоматических расстройств).

Третий этап необходимо посвятить накоплению ресурсов для изменения. Он должен быть долговременным и возможен только в том случае, если администрация школы осознает его необходимость, предоставит для него условия и сама будет в этом участвовать.

Одним из подходов к решению данной проблемы является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в вузе, быстро устаревают. В зарубежной литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый «период полураспада компетентности» [11].

Избежать специалисту профессионального выгорания помогает:

Во-первых, хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых, опыт успешного преодоления профессионального стресса; способность конструктивно меняться в напряженных условиях; высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы.

В-третьих, способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные

1S4

Психолого-педагогические науки

установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Таким образом, важно научиться ставить здоровье в ряд главных жизненных ценностей и признать активную роль самого человека в сохранении своего здоровья. Необходима работа по развитию у педагогов умений разрешать конфликтные ситуации и находить конструктивные решения; способности достигать поставленных целей и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личностному самосовершенствованию; формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.

—^—-

1. Амино А. Н. Российская энциклопедия социальной работы // Синдром эмоционального сгорания. Т. 2. М., 1997.

2. Водопьянова Н. Е., Старченко, Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2009.

3. Качюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. М.: Академический проект; Трик-ста, 2010.

4. Малкина-Пых И. Г. Психология экстремальных ситуаций // Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2005.

5. Осухова Н. Г. Не думай о клиенте свысока // Школьный психолог. 2003. № 3.

6. Осухова Н. Г. Сгоревшие на работе // Здоровье. 2003. № 9.

7. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2QQQ.

S. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда, 1992.

9. Самоукина Н. В. Карьера без стресса. СПб.: Питер, 2QQS.

lQ. Филина С. П. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности // Школьный психолог. 2QQ3. № 7.

ll. Форманюк Т. В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. l994. № б.

1. Amino A. N. Rossiyskaya entsiklopediya socialnoy raboty // Sindrorn ernotsionalnogo sgoraniya. T. 2. M., 1997.

2. Vodopyanova N. E., Starchenko, E. S. Sindrorn vygo-raniya: diagnostika i profilaktika. SPb.: Piter, 2QQ9.

3. Kachyunas R. Psikhologicheskoe konsultirovanie i grup-povaya psikhoterapiya. M.: Akadernicheskiy proekt; Trik-sta, 2Q1Q.

4. Malkina-Pykh I. G. Psikhologiya ekstrernalnykh situatsiy // Spravochnik prakticheskogo psikhologa. M.: Eksrno, 2QQ5.

5. Osukhova N. G. Ne durnay o kliente svysoka // Shkolnyy psikholog. 2QQ3. № 3.

6. Osukhova N. G. Sgorevshie na rabote // Zdorove. 2QQ3. № 9.

7. Payns Ye., Maslach K. Praktikurn po socialnoy psik-hologii. SPb.: Piter, 2QQQ.

S. Sele G. Stress bez distressa. Riga: Vieda, l992.

9. SamoukinaN. V. Karera bez stressa. SPb.: Piter, 2QQS.

1Q. Filina S. P. O «sindrorne professionalnogo vygoraniya» i tekhnike bezopasnosti // Shkolnyy psikholog. 2QQ3. № 7.

11. Formanyuk T. V. Sindrorn ernocionalnogo sgoraniya kak pokazatel professionalnoy dezadaptatsii uchitelya // Voprosy psikhologii. 1994. № б.

E. A. Loskutova

Mari State University, Yoshkar-Ola

The Formation and Development of the Professional Burnout Syndrome in Education

The article presents the material on the problem of the formation and development of the professional burnout syndrome in education, studies the canses of the professional burnout syndrome and suggests approaches to teachers' health formation and assistance strategies.

Key words: professional burnout, professional health, stress, emotiogenic factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.