Научная статья на тему 'Особенности профессиональной подготовки журналистов ксбору информации на пресс-конференции (методический аспект)'

Особенности профессиональной подготовки журналистов ксбору информации на пресс-конференции (методический аспект) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
863
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ / СВОБОДА / ИНФОРМАЦИЯ / ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Филиппов Д. Е.

В статье рассмотрены изменения в информационных структурах общества, в плоскости конкурентноспособности в профессии. Обозначены тенденции имиджевой и публичной деятельности современного журналиста, его ролевая функция на примере реальной пресс-конференции. Особое внимание уделяется вопросам внутренней свободы будущих журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной подготовки журналистов ксбору информации на пресс-конференции (методический аспект)»

Но это тот компромисс, который возможен в ситуации, когда журналистское образование и СМИ две вещи, каждая из которых существует пока сама себе.

Список литературы

1. Ненашев, М. Факультетов много - хороших журналистов мало / М. Ненашев // Рос. газ. - 2008. - № 4612 (14 марта).

2. Альминская, Т. Письма из провинции / Т. Альминская // Журналист. - 2006. - № 7. -С. 47.

3. Шейнин, А. Н., Антонова, Л. А. Документальный видеофильм на телевидении // Журна-

листика Удмуртии: история и современность. К 100-летию национальной периодической печати : сб. статей по итогам региональной науч.-практич. конф. / А. Н. Шейнин, Л. А. Антонова. - Ижевск, 2006. - С. 190-194.

4. Марусева, О. В., Шестеркина, Л. П. Университетская телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ» - производственная база для студенческой практики / О. В. Марусева, Л. П. Шестеркина // Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации информационного пространства : сб. мат-лов II междунар. науч.-практич. конф. - Челябинск, 2008. - С. 104-112.

д. Е. филиппов

особенности профессиональной подготовки журналистов к сбору информации на пресс-конференции (методический аспект)

В статье рассмотрены изменения в информационных структурах общества, в плоскости конкурентноспособности в профессии. Обозначены тенденции имиджевой и публичной деятельности современного журналиста, его ролевая функция на примере реальной пресс-конференции. Особое внимание уделяется вопросам внутренней свободы будущих журналистов.

Ключевые слова: конкурентноспособность, свобода, информация, пресс-конференция.

Становление новой экономической парадигмы повлекло за собой глубинные изменения, в том числе в информационных структурах общества. Вследствие чего одним из требований, предъявляемых к выпускникам, является их профессиональная конкурентоспособность. Данная категория понимается как способность достижения успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе профессиональной компетентности и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств [10. С. 136]. К профессиональным компетентностям журналистов, по мнению Б. Н. Киршина, следует отнести, в частности, умение задавать вопросы, понимание категории «новости», умение работать с источниками информации [6. С. 59]. В значительной мере эти качества реализуются в рамках пресс-конференций, мероприятий, призванных информировать общественность посредством передачи сообщений через СМИ [2. С. 91].

Организация и проведение пресс-конференции изучается на факультете журналистики Челябинского государственного университета в рамках курса «Организация информационной и имиджевой деятельности

публичного юридического лица» [8]. При этом основное внимание в данной дисциплине уделяется возможности изучить будущими журналистами процесса организации данного мероприятия с точки зрения пресс-службы. Данное занятие имеет характер квазипрофессиональной деятельности. Ей соответствует имитационная обучающая модель, с помощью которой происходит выход за рамки текстов путем соотношения информации с ситуациями будущей профессиональной деятельности; знание превращается в смыслы, определяющие личностное включение студента в осваиваемую предметную область деятельности; реализуя данную модель, студент пытается с помощью информации включить себя в ситуацию решения каких-то профессиональных задач; такое субъективное проживание в формах профессионального (профессионально-подобного) поведения выполняет функцию формирования смыслообразующих контекстов; единица работы - предметное действие, имеющее практически полезный эффект [7. С. 93].

Практическое занятие по теме «пресс-конференция» представляет собой «мнимую ситуацию» [3. С. 4], с указанием ролей. Сту-

дент, используя конспект лекций, личный опыт, готовится играть любую из перечисленных ролей. Логика построения практического задания строится в соответствии с принципами активизации творческой деятельности: спонтанности, креативности, «мозгового штурма». В ходе игры теоретические знания трансформируются в умения и навыки. В ходе рассматриваемого занятия решаются следующие задачи:

1. Закрепить теоретические знания, полученные на лекции.

2. Сформировать устойчивые навыки организации публичных мероприятий в организации, общения с журналистами в игровой форме.

Организация игры предполагает моделирование ситуации, связанной с подготовкой и проведением пресс-конференции (в данном случае - это встреча какого-либо ответственного лица или руководства с журналистами, проводимая в форме «вопрос-ответ», с целью информирования масс медиа по какому-либо заслуживающему общественного внимания поводу) [5. С. 237]. При этом предполагаются следующие роли: руководители организации, сотрудники структурного подразделения по связям с общественностью (пресс-службы), журналисты средств массовой информации. Представляют интерес этапы работы. Они включают в себя формирование группы, организующей пресс-конференцию, распределение ролей журналистов, с учетом форматов представляемых изданий, проведение необходимых организационных мероприятий, проведение пресс-конференции, мониторинг откликов средств массовой информации на публичное мероприятие, подведение итогов. Обозначенные этапы работы определяют ход игры. Перед руководителями организации и пресс-секретарем ставится задача по доведению через СМИ до населения области социально-значимой информации. Перед журналистами средств массовой информации ставится задача подготовить вопросы в соответствии с форматом издания. Журналистам сообщаются отрицательные факты, связанные с озвучиваемой информацией, им предлагается «взорвать» ситуацию. После этого начинается пресс-конференция. По ее итогам журналисты должны подготовить информационные материалы. Руководители организации осуществляют мониторинг материалов, подготовленных журналистами. Оцениваются грамотность подготовки пресс-конференции, ее ход и результаты.

Рассмотрим конкретное занятие. Мнимая ситуация предполагает проведение пресс-

конференции в Министерстве образования и науки (МОиН) Челябинской области. Тема -введение нового обязательного Единого государственного экзамена по литературе. Группа делится на две неравные подгруппы - представители МОиН и корреспонденты средств массовой информации Челябинской области.

Занятие можно разбить на несколько этапов. Первый - подготовка к пресс-конференции. Перед пресс-службой МОиН ставится задача успокоить общественное мнение. Кроме того, они должны провести пресс-конференцию по всем правилам. Во-первых, приглашения - за неделю и за два дня [9. С. 279]. Во-вторых, распределение ролей: так называемых ньюсмейкера (англ. Newsmaker - человек «делающий» новости, интересная личность или носитель новостей) [9. С. 280], а также модератора - ведущего пресс-конференции (чаще всего пресс-секретарь) [2. С. 108]. Далее осуществляется краткая репетиция пресс-конференции, встреча журналистов, оформление помещения, подготовка раздаточного материала [1. С. 50-51]. В свою очередь, журналисты распределяются по различным средствам массовой информации. После чего они готовят вопросы, в соответствии с форматом издания, которое они представляют. При этом, представителям «желтых» СМИ ставится задача «взорвать» ситуацию, увести обсуждение в сторону, навязать противоположной команде свои правила. Это самый спокойный момент в занятии. Каждый студент занят подготовкой. Преподаватель следит за процессом, вмешиваясь только в процесс подготовки вопросов. При этом главное внимание уделяется соответствию запрашиваемой информации и формата издания. Так, например, программу «Телефакт» волнуют в первую очередь проблемы, связанные с нарушением прав школьников и родителей при проведении экзамена и использовании его результатов, газету «Челябинский рабочий» - политические аспекты нововведения и так далее.

Следующий этап - собственно пресс-конференция. И здесь у обеих команд различные задачи. У пресс-службы цель - довести социально-значимую информацию до журналистов. При этом они опять-таки должны выполнять формальные правила проведения такого рода мероприятий: правильная рассадка за столом, вступительное слово ньюсмейкера, четкое соблюдение регламента, отсутствие разговоров за столом [1. С. 51]. Распространение пресс-релиза (краткого информационного со-

общения, содержащего информацию о происходящем событии [4. С. 217]). У журналистов задача получить информацию для своего СМИ, любой ценой, в том числе, с нарушением правил хода пресс-конференции. Такими нарушениями могут быть большее количество заданных вопросов, вступление в словесную перепалку, отсутствие обязательного представления. С другой стороны, модератор должен контролировать ход пресс-конференции, а спикер избегать ответа: «Без комментариев». Команда пресс-службы подготовила приглашения, зарегистрировала журналистов, распределила роли. Однако за стол рядом с министром образования и науки посадила и его заместителей и даже учительницу из средней школы. По началу все развивается по плану - вступительное слово, вопросы от представителей газеты «Челябинский рабочий», Челябинской государственной телерадиокомпании, областного телевидения. Все вопросы непосредственно связаны с предстоящим Единым государственным экзаменом по литературе. Однако, прессе удается навязать дискуссию - представитель компании «Восточный экспресс» задает вопрос, связанный с самоубийством школьницы, связанным со страхом перед сдачей ЕГЭ. Этот вопрос ставит в тупик представителей МОиН, они начинают переговариваться за столом, что является ошибкой при проведении пресс-конференции. Вопрос от «Панорамы», о возможности приобрести в Интернете ответов на тесты приводит к словесной перепалке, и разговору на повышенных тонах. В конце концов, представители МОиН досрочно заканчивают пресс-конференцию, не давая задать вопросы семи журналистам.

Следующий этап связан с результатами проведенной пресс-конференции. В частности, каждый из участвовавших «журналистов» пишет материал в средство массовой информации, которое он представлял. Сторона пресс-службы выбирает наиболее удачные вопросы.

И, наконец, подведение итогов. Подготовленные журналистские материалы зачитываются, и группа определяет, донесена или нет до аудитории СМИ основная мысль пресс-конференции. Мероприятие признается успешным если цель достигнута в 50 % публикаций. «Журналистам» оценка выставляется за соответствие вопросов и подготовленных материалов формату представляемого им СМИ. Итоги рассматриваемого задания сложились следующим образом - 65% материалов доносят основную мысль МОиН до

аудитории. Пресс-служба высоко оценила как раз провокационные вопросы.

В методическом плане данное занятие год от года меняется. Если в первое время важно было проверить, как организовывается пресс-конференция, и основная часть деятельности ложилась на плечи в лучшем случае половины учебной группы, то в последующее время задания усложнялись с целью вовлечения в процесс максимального числа студентов. С этой целью было введена технология подготовки вопросов в соответствии с форматом СМИ на конкретных примерах Челябинска, что заставляет студентов анализировать данную категорию. Следующим усложнением стало требование подготовить журналистский материал с использованием собранной информации. Постоянно совершенствуется система подведения итогов практического занятия. Стоит отметить, что структура данного занятия не доведена до совершенства. В частности, студенты не получают эксклюзивной информации, что является завершающим этапом пресс-конференции [1. С. 52].

Еще одним важным методическим аспектом такого рода занятий является необходимость замены знанием того опыта (подчас негативного) участия в пресс-конференциях, который имеют студенты. На это же указывает и профессор

B. Ф. Олешко когда говорит о том, что и отечественный, и зарубежный опыт свидельствуют об особенностях подготовки представителей творческих профессий, и журналистов прежде всего. Таких студентов надо не учить, а отучать от установок, с которыми они порой приходят бронированными и панцирными, то есть несвободными людьми. Несвободными от стереотипов, от творческой «зажатости» [6. С. 98].

Список литературы

1. Варакута, С. А., Егоров, Ю. Н. Связи с общественностью : учеб. пособие / С. А. Варакута, Ю. Н. Егоров. - М., 2001.

2. Гундарин, М. В. Книга руководителя отдела PR : практические рекомендации / М. В. Гундарин. - СПб., 2009.

3. Игры - обучение, тренинг, досуг.../ под ред. В. В. Петрусинского // В четырех книгах. - М., 1994.

4. Карпушин, Д., Чикирова, С. Пресс-релизс: правила составления / Д. Карпушин,

C. Чикирова. - СПб., 2007.

5. Музыкант, В. Л. Теория и практика современной рекламы / В. Л. Музыкант. - М., 1998. - Ч. II.

6. СМИ - ОБЩЕСТВО - ОБРАЗОВАНИЕ

: модели взаимодействия : мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посв. 20-летию высш. журналист. образования на Южном Урале : в 2 ч. Ч.2 / отв. ред. И. А. Фатеева. - Челябинск, 2007; Фатеева, И. А. Медиаобразование : теоретические основы и практика реализации / И. А. Фатеева. - Челябинск, 2007.

7. Филиппов, Д. Е. Организация информационной и имиджевой деятельности публичного юридического лица : программа дисципли-

ны и планы семинарских занятий / Д. Е. Филиппов. - Челябинск, 2006.

8. Чумиков, А. Н., Бочаров, М. П. Связи с общественностью : теория и практика: учеб. пособие / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. - М., 2003.

9. Ярошенко, С. Н. Педагогические условия развития профессиональной конкурентоспособности студента-выпускника вуза / С. Н. Ярошенко // Вестник Института психологии педагогики. - 2009. - Вып. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.