Научная статья на тему 'Журналистское образование и сми'

Журналистское образование и сми Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
255
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ПУБЛИКАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шейнин А. Н.

В статье рассматриваются теоретические и практические подготовки журналистских кадров для региональных и центральных телевизионных СМИ. Анализируется влияние информационных программ на специфику вещания, концепцию перспективного развития телекомпаний, оцениваются возможности обучения журналистов на местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Журналистское образование и сми»

А. Н. Шейнин

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СмИ

В статье рассматриваются теоретические и практические подготовки журналистских кадров для региональных и центральных телевизионных СМИ. Анализируется влияние информационных программ на специфику вещания, концепцию перспективного развития телекомпаний, оцениваются возможности обучения журналистов на местах.

Ключевые слова: журналистика, публикация, обучение, профессионализм.

Чему сегодня надо учить будущих журналистов? Эта дискуссия на тему что важнее практика или теория, ремесло или наука, знание фактического материала или умение размышлять, возникает каждый раз в среде отдельных учебных коллективов, в многочисленных научных публикациях и на разных «тусовках» тех, кто учит. Сами же СМИ, как правило, в таких дискуссиях не принимают участие. Они более категоричны - одни заявляют, что молодые специалисты многого не знают и многого не умеют. Другие - что не достаточно креативны и азартны, третьи - что учить журналистской профессии ВУЗы не должны, потому что в принципе не могут этого делать. И когда каждый год в мучениях рождается новый учебный план, формируются новые курсы и кадры кафедры, распределяется учебная нагрузка, делятся дефицитные часы и ставки, вопрос этот вновь и вновь становится актуальным.

Наиболее свежее и значимое на эту тему -публикация заведующего кафедрой периодической печати Московского государственного университета Михаила Ненашева «Факультетов много - хороших журналистов мало» [1]. Трудно не согласится ни с утверждением автора следующим из названия, ни с констатирующими в статье положениями, ни с внушающими оптимизм выводами, кроме, как мне показалось, одного: «Редкий из гуманитарных (и не только) вузов отказал себе в удовольствии ради престижа открыть кафедру или отделение журналистики. Хотя, заметим, к авторитету трех давно известных в стране базовых журналистских факультетов (МГУ, ЛГУ, УрГУ) они мало что прибавили» [Выделено автором статьи - А. Ш.].

Моё несогласие понятно, так как я представитель того самого вуза, который не «отказал себе в удовольствии». И вуз этот авторитет базовых журналистских факультетов (МГУ, ЛГУ, УРГУ) никогда под сомнение не ставил.

Мы к ним ездим, мы у них учимся, не для того, правда, чтобы, что то прибавить к их авторитету, а для того, чтобы утвердить собственный. Сегодня он необходим региональным журналистским факультетам и специальностям, потому что народившимся на заре перестройки многочисленным провинциальным СМИ тоже нужны специалисты. Понятно, что выпускники авторитетных столичных факультетов соответствующего профиля к нам «валом не повалят». И поэтому подготовка кадров для наших СМИ - наша проблема.

Как добиться авторитета молодых периферийных факультетов журналистики? Чему и как учить будущих журналистов, чтобы они были востребованы? Кому (чему) отдать предпочтение? Где критерии, по которым надо этот выбор делать? С одной стороны, специальность журналистики во всех ВУЗах относится к небольшому числу, так называемых, творческих профессий, требующих особого подхода, с другой - журналистика - чисто прикладная специальность. СМИ нужны журналисты-практики, профессионалы. Что сегодня является составляющими профессионализма регионального журналиста?

В упомянутой статье М. Ненашев высказал, на первый взгляд, бесспорную мысль о том, что если мы готовим специалистов для СМИ, то «индустрия СМИ должна стать непосредственным участником подготовки журналистских кадров» [1].

Любой нормальный работодатель всегда отдельно оценивает профессиональные и человеческие качества своих сотрудников. Но то, что в других сферах деятельности мы называем проявлением исключительно человеческих качеств, в журналистике оказывается ещё и признаком высокого профессионализма. Вот что пишет в своей статье «Провинциальная журналистика» выпускница нашего факультета Татьяна Альминская: «Важно, чтобы каждый

человек, пришедший в журналистику, осознавал, прежде всего, свои жизненные принципы, цели и ориентиры, и согласно этому реально оценивал миссию, взваленную на свои плечи» [2]. И далее, в качестве непременных составляющих профессионализма называет ответственность и профессиональную этику журналиста. Может ли современная индустрия СМИ и, в частности, региональные телерадиокомпании, вовлечённые в процесс обучения, на своих примерах в своей практической деятельности предоставить молодым журналистам уроки такого профессионализма, продемонстрировать, что называется профессиональное мировоззрение? Так хочется ответить «да», но, увы, в большинстве случаев это только желание. Все эти годы существования кафедры электронных СМИ факультета журналистики УдГУ мы поддерживаем самое тесное общение с многими нашими выпускниками, ныне работающими в электронных СМИ, и мои сомнения - не злопыхательский вымысел.

Сегодня на региональном ТУ большинство каналов в собственном производстве делают достаточно жесткую, исключительно информационную телевизионную программу. Авторы и режиссеры вынуждены работать в тех форматах, которые приняты на канале. У молодых начинающих журналистов вырабатывается своеобразная болезнь - рассматривать все исключительно под углом эстетики информационных программ [3]. Как будто бы других жанров вовсе и не существует. Во многих случаях высокий уровень продукта и формат канала друг друга исключают. Конечно, соблазн делать быстро и просто велик. В результате мы имеем дело с другой проблемой - дефицит высококачественного и разнообразного по содержанию собственного телерадиовещания. Подобная ситуация бросается в глаза молодым журналистам. И не случайно в прошлом году в УдГУ на защиту дипломных проектов по специальности «Журналистика» была вынесена и защищена на отлично работа под названием «Почему все «новости» одинаковые». Студенты старших курсов, возвращаясь с практики в региональных телерадиокомпаниях, недоумевают - где особая журналистская эстетика, которой их учили, где разнообразие жанров художественных, публицистических, аналитических? Вспоминается реплика из сатирической миниатюры Аркадия Райкина про студентов на производстве: «Забудьте индукцию и дедукцию - давайте продукцию!» И не эффективно

совершенствование системы формирования и развития профессиональной культуры журналистов в образовательных учреждениях, если этой культуры не будет в каждом отдельном учреждении «индустрии СМИ».

Конечно, есть другой пласт безусловной «полезности» пребывания молодого человека в телерадиокомпании. Какой бы она ни была, в ней есть особый дух организации производства, тонкости технологии, атмосфера коллективного творчества. Практически в большинстве региональных компаний (по крайней мере, российских) эти составляющие, примерно одинаковые. Да и новости как информационный жанр, как вид радийного или телевизионного продукта, независимо от их содержания, всегда были и будут прекрасной школой журналистского профессионализма.

Но самое ценное, что может получить начинающий журналист в любой производственной структуре, если он сам проявит к этому интерес - это общение с людьми - мастерами своего дела, профессионалами с большим опытом работы. На самом деле, таких всегда немного, тех, кто умеет сам и хочет и может передать своё мастерство другим. И если серьёзно отнестись к тезису о том, что «индустрия СМИ должна взять на себя определенную долю участия в работе со студентами факультетов журналистики» [1], то это должны быть как раз такие люди.

Замечательный опыт описан в статье преподавателей ЮУрГУ [4]. Но этот идеальный случай, когда структура индустрии СМИ имеет все качества образовательного учреждения и свободна от пороков коммерциализации и ангажированности, к сожалению, единичен.

Кафедра электронных СМИ факультета журналистики УдГУ с момента создания в 2001 году пытается строить свою образовательную деятельность на журналистах-практиках с большим производственным опытом, сотрудниках местных телерадиокомпаний. При мизерной зарплате обычной госбюджетной структуры удаётся привлечь либо людей с научным интересом, которым нужен педагогический стаж, либо людей одержимых, преданных своему ремеслу и желающих «продлить свою жизнь в студенчестве». Технической базой образовательного процесса в этом случае является небольшая учебная теле-радиостудия, созданная при кафедре два года назад. Понятно, что такая кафедра, состоящая из совместителей и почасовиков - создание очень хрупкое.

Но это тот компромисс, который возможен в ситуации, когда журналистское образование и СМИ две вещи, каждая из которых существует пока сама себе.

Список литературы

1. Ненашев, М. Факультетов много - хороших журналистов мало / М. Ненашев // Рос. газ. - 2008. - № 4612 (14 марта).

2. Альминская, Т. Письма из провинции / Т. Альминская // Журналист. - 2006. - № 7. -С. 47.

3. Шейнин, А. Н., Антонова, Л. А. Документальный видеофильм на телевидении // Журна-

листика Удмуртии: история и современность. К 100-летию национальной периодической печати : сб. статей по итогам региональной науч.-практич. конф. / А. Н. Шейнин, Л. А. Антонова. - Ижевск, 2006. - С. 190-194.

4. Марусева, О. В., Шестеркина, Л. П. Университетская телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ» - производственная база для студенческой практики / О. В. Марусева, Л. П. Шестеркина // Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации информационного пространства : сб. мат-лов II междунар. науч.-практич. конф. - Челябинск, 2008. - С. 104-112.

д. Е. филиппов

особенности профессиональной подготовки журналистов к сбору информации на пресс-конференции (методический аспект)

В статье рассмотрены изменения в информационных структурах общества, в плоскости конкурентноспособности в профессии. Обозначены тенденции имиджевой и публичной деятельности современного журналиста, его ролевая функция на примере реальной пресс-конференции. Особое внимание уделяется вопросам внутренней свободы будущих журналистов.

Ключевые слова: конкурентноспособность, свобода, информация, пресс-конференция.

Становление новой экономической парадигмы повлекло за собой глубинные изменения, в том числе в информационных структурах общества. Вследствие чего одним из требований, предъявляемых к выпускникам, является их профессиональная конкурентоспособность. Данная категория понимается как способность достижения успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе профессиональной компетентности и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств [10. С. 136]. К профессиональным компетентностям журналистов, по мнению Б. Н. Киршина, следует отнести, в частности, умение задавать вопросы, понимание категории «новости», умение работать с источниками информации [6. С. 59]. В значительной мере эти качества реализуются в рамках пресс-конференций, мероприятий, призванных информировать общественность посредством передачи сообщений через СМИ [2. С. 91].

Организация и проведение пресс-конференции изучается на факультете журналистики Челябинского государственного университета в рамках курса «Организация информационной и имиджевой деятельности

публичного юридического лица» [8]. При этом основное внимание в данной дисциплине уделяется возможности изучить будущими журналистами процесса организации данного мероприятия с точки зрения пресс-службы. Данное занятие имеет характер квазипрофессиональной деятельности. Ей соответствует имитационная обучающая модель, с помощью которой происходит выход за рамки текстов путем соотношения информации с ситуациями будущей профессиональной деятельности; знание превращается в смыслы, определяющие личностное включение студента в осваиваемую предметную область деятельности; реализуя данную модель, студент пытается с помощью информации включить себя в ситуацию решения каких-то профессиональных задач; такое субъективное проживание в формах профессионального (профессионально-подобного) поведения выполняет функцию формирования смыслообразующих контекстов; единица работы - предметное действие, имеющее практически полезный эффект [7. С. 93].

Практическое занятие по теме «пресс-конференция» представляет собой «мнимую ситуацию» [3. С. 4], с указанием ролей. Сту-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.