тезисы;;;;;;:
УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ
V* ОНЛАЙН, ь ФОРМАТ ^
ЕССЕ 2020
— Особенности профессиональной
подготовки студентов к организации образовательной работы по выявлению и сопровождению одаренных детей дошкольного возраста
КУЛАНИНА Ирина Николаевна
Организация: МПГУ Регион: Россия, Москва
Ключевые слова: детская одаренность, педагогическое сопровождение одаренных детей, профессиональная подготовка студентов.
Детская одаренность как явление, обладая широким радиусом действия, и педагогическое сопровождение одаренных детей является предметом изучения зарубежных и отечественных ученых в области педагогики, психологии, социологии и др., в соответствии с мировоззренческими взглядами той или иной эпохи, страны, научной школы. Проблема педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста в образовательном процессе, подготовка квалифицированных педагогических кадров в данном направлении является приоритетным вектором государственной образовательной политики Российской Федерации. Учитывая, что разрабатываются и внедряются в практику развивающие программы, решающие проблемы развития способностей и детской одаренности для различных образовательных организаций (дошкольных, дополнительного образования), особую актуальность приобретает профессиональная подготовка студентов педагогических университетов к образовательной работе с одаренными детьми дошкольного возраста. Методология проблемы педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста и профессиональной подготовки студентов к организации данной образовательной деятельности дана в трудах ученых: О. В. Дыбиной, О. М. Дьяченко, М. Б. Зацепиной, Р. Г. Казаковой, С. И. Карповой, Т. С. Комаровой, И. И. Комаровой, И. Н. Куланиной, А. А. Никитина, А. И. Савенкова, Г. П. Новиковой, P. M. Чумичёвой и др., которые указывали на важность раннего выявления природных задатков и развитие способностей и одаренности у детей как основу становления личности ребенка и роли педагога в этом процессе. Учитывая востребованность специалистов данного профиля, была разработана программа магистратуры 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, по направлению «Развитие одаренности в дошкольном и дополнительном образовании» (руководитель — Т. С. Комарова, д.п.н., профессор кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста), функционирующая на Факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ с 2015 г. В рамках программы, студенты осваивают дисциплины (необходимые для их дальнейшей профессиональной, научно-исследовательской работы), учебную практику, производственную практику по освоению опыта психолого-
тезисы !!!!!!! -эг^с^ формат
УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ ЕССЕ 2020
педагогического сопровождения одаренного ребенка. Сформированные у студентов компетенции (универсальные, общепрофессиональные, профессиональные), установленные программой, позволяют успешно осуществлять профессиональную деятельность в дошкольном образовании. Профессиональная подготовка студентов к организации данной образовательной деятельности включает активную самостоятельную работу, участие в разработке для детей индивидуальных педагогических маршрутов (в соответствии с различными видами способностей и одаренности), участие в проектной и исследовательской деятельности и др. Программа подготавливает уникальные кадры в области выявления, обучения и развития различных видов способностей и одаренности у детей в современной образовательной среде (в дошкольных образовательных организациях, центрах детского развития, системе дополнительного образования, методической и консультационной службы в разных типах образовательных организаций), психолого- педагогического сопровождения и социальной поддержки одаренных и мотивированных детей.
Список литературы:
1. Ветрова И. Б., Зацепина М. Б. Профессиональная подготовка магистров художественно-эстетического направления: организация творческого коллектива // Педагогика и психология. 2013. № 3. С. 39-48.
2. Комарова Т. С. Развитие одаренности и способностей у детей от рождения до 10 лет// Педагогическое образование и наука. Москва: Международная академия наук педагогического образования, 2017.
3. Куланина И. Н. Основные направления реализации государственной политики педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста — Педагогическое образование и наука. 2018. № 3. С.32-38.
4. Куланина И. Н. Роль педагога в развитии художественной одаренности ребенка дошкольного возраста — Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях: Материалы IX Международной научно- практической конференции. // Под общ. редакцией Г.П.Новиковой. — Ярославль — Москва: Издательство «Канцерн», 2017, С.64-70.
5. Образование для процветания. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. С. М. Авдеевой, И. И. Комаровой, Т. С. Комаровой, С. С. Славина и др. — М.: АСИ, 2014.