Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ "ШКОЛА - ВУЗ"'

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ "ШКОЛА - ВУЗ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / TALENT / ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / TALENTED CHILD / РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ / DEVELOPMENT OF A TALENT / ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ / TYPES OF TALENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM / TALENTED PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашапова Ляля Мухаметдиновна, Арасланова Алия Талгатовна, Набиева Тамара Валиевна

Статья посвящена развитию детской одаренности обучающихся в образовательной системе «школа - вуз»; рассматриваются современные подходы к развитию одаренности обучающихся в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов; основной вывод статьи - целенаправленная и системная работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является крайне важной и необходимой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TALENTED PUPILS IN THE "SCHOOL - INSTITUTION" EDUCATIONAL SYSTEM

The article is devoted to the development of talented pupils in the “school-institution” educational system. It studies modern approaches to the development of talented pupils under the conditions of implementing new federal state educational standards. The main conclusion of the article is a statement that targeted and consistent work on finding, developing and supporting talented children is quite important and necessary.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ "ШКОЛА - ВУЗ"»

Л.М. Кашапова, А.Т. Арасланова, Т.В. Набиева РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА - ВУЗ»

Ключевые слова: одаренность, детская одаренность, одаренный ребенок, развитие одаренности, виды одаренности, образовательная система.

Аннотация: Статья посвящена развитию детской одаренности обучающихся в образовательной системе «школа - вуз»; рассматриваются современные подходы к развитию одаренности обучающихся в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов; основной вывод статьи - целенаправленная и системная работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является крайне важной и необходимой.

В условиях социально-экономических изменений актуализируется потребность общества в формировании личности интеллектуально развитой, талантливой, способной выдвигать идеи прогрессивного изменения действительности, активно влияющего на развитие государства и повышение его конкурентоспособности. Необходимость решения данной проблемы отражена в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах, проекте «Профессиональный стандарт педагога», в которых отмечается значимость развития творческой среды для выявления, развития, педагогической поддержки одаренных детей в каждой общеобразовательной организации. Данный процесс целесообразно осуществлять на основе сквозной вертикальной преемственности, предусматривающей последовательность и согласованность в содержании образования, формах и методах обучения и воспитания одаренных обучающихся, характере их учебно-познавательной деятельности. В этом случае особое значение приобретает создание образовательной системы «школа - вуз» для выявления, развития и педагогического сопровождения одаренных детей.

Проблема целенаправленной работы с одаренными детьми в различных ее аспектах, в основном, психолого-педагогических, изучалась такими известными отечественными учеными, как Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, В.А. Крутецкий, В.П. Лапчинская, В.П. Лебедева, Н.С. Лейтес, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, А.С. Обухов В.И. Панов, Б.М. Теплов и др.

Различные концепции были разработаны и такими зарубежными исследователями, сформулировавшими свои подходы к определению одаренности и, следовательно, к выявлению и обучению одаренных детей, как Б. Блум, Г. Гарднер, Б. Кларк, Р. Кэттел, Г. Ревеш, Э. Торндайк.

К настоящему времени в зарубежной и отечественной литературе рассмотрены понятие одаренности и специфические особенности личности одаренного ребенка (Ю.Д. Бабаева, Г. А. Глотова, Т.М. Марютина, А.М. Матюшкин, А. Савенков, К. Тэкэс, В.С. Юркевич и др.); выявлены общие закономерности развития одаренности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, Р. Стенберг, Дж. Фримэн и др.); предложены способы исследования одаренности (А. Бине, Дж. Гилфорд, Л. Термен, П. Торренс и др.); предприняты попытки создания моделей одаренности (Ф. Монкс, Дж. Рензулли, К. Хеллер и др.).

Вопросы одаренности волновали и волнуют многих исследователей, так как они связаны и с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, с недостаточно развитым механизмом социальной поддержки талантливой молодежи [5; 17]. В истории исследования категории одаренности сложились следующие четыре взаимодополняющие концепции [9].

1. Понимание одаренности как высокого уровня развития системы когнитивных процессов (сенсорно-перцептивных, внимания, памяти, мотивации и воли, мышления и воображения), измеряемых с помощью соответствующих тестов.

2. Отождествление одаренности с высоким уровнем развития интеллекта, умственных способностей, измеряемых с помощью тестов.

3. Рассмотрение одаренности в русле анализа дифференциальных различий, что связано с выделением общих и специальных способностей (данная концепция выдвинутая Б.М. Тепловым, получила широкое распространение в нашей стране).

4. Соотнесение одаренности с высоким уровнем творческого потенциала, проявляющегося в повышенной исследовательской активности ребенка, в способности легко и творчески учиться, создавать новые оригинальные «продукты» в науке, искусстве, технике и социальной жизни.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Под детской одаренностью психология и педагогика понимают, в первую очередь, возрастную одаренность - свойство, присущее детскому возрасту, проявляющееся в доминирующей способности ребенка к самовыражению или самореализации в той или иной деятельности: познании, освоении, творении мира и себя в нем; способность продуцировать творческие идеи, а порой и воплощать их на практике. Во вторую очередь, детская одаренность - качество, выделяющее ребенка среди других детей, которое говорит о его избранности, призвании; одаренность, способная перерасти из возрастной в индивидуальную, представляет собой талант [1]. Обобщая сказанное, можно уточнить и понятие одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимся достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [3].

В настоящее время большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. В нашей стране и в теоретическом, и в прикладном плане наиболее разработанными оказались проблемы специальных способностей. Для этого созданы и успешно работают специализированные школы - математические, музыкальные, спортивные и другие; разрабатаны и реализованы дидактические системы для развития умственных способностей, выявленных с помощью тестов [10; 15; 16].

В то же время проблема выявления и развития творческого потенциала детей исследована в меньшей степени. В самом общем виде одаренность определяется как системное свойство психики, проявляющееся и развивающееся при наличии соответствующих средовых условий. Различают общую и специфическую одаренность [4]. Общая одаренность представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности (Ч. Дарвин, М.В. Ломоносов, Леонардо да Винчи). От специфической одаренности (математической, музыкальной, художественной и др.) зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности [9; 15]. Согласно исследованиям зарубежных и отечественных психологов и педагогов, для отбора одаренных детей, работы с ними нужна психолого-педагогическая служба, которая будет выявлять и диагностировать таких детей, разрабатывать специализированные программы [14; 17; 18; 19].

На основании вышеизложенного следует подчеркнуть, что одаренность различают: по широте проявления - общая и специальная; по предпочитаемой деятельности -интеллектуальная, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская и т. д.; по интенсивности проявления - повышенная готовность к обучению; одаренные, высокоодаренные, исключительно или особо одаренные (таланты и вундеркинды); по виду проявления - явная и скрытая (не проявившаяся); по возрастным особенностям проявления - стабильная или преходящая (возрастная); личностным, гендерным (социально-половым) и иным особенностям. Указанным видам одаренности соответствует определенная типология одаренных детей. Помимо этого целесообразно дифференцировать следующие две группы: к одной из них принадлежат дети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психики; в другую входят дети, психическое развитие которых отличается неравномерностью (дисинхронией) в уровне сформированности указанных психических процессов. Например, ребенок с высоко развитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, недоразвитием психомоторной сферы и т. п. Во вторую группу чаще всего попадают высоко или исключительно одаренные дети. Такая особенность их развития во многом обусловливает необходимость оказания соответствующей психологической помощи и поддержки [1; 19].

Очень часто развитие одаренных детей связывают с ранним (уже в дошкольном возрасте) обнаружением определенных признаков. Вместе с тем умственная одаренность, талант к наукам могут встречаться и у тех, у кого в школьные годы не было основания их предполагать. Почему такое возможно? Во-первых, зачастую признаки одаренности просто не удается распознать: и педагоги, и психологи еще многого не учитывают. Во-вторых, дремлющие способности могут быть разбужены, «вспыхнуть» и «разгореться» при удачном индивидуальном подходе, при более благоприятных обстоятельствах. В-третьих, одаренность нередко обнаруживается на более поздних возрастных этапах, что может быть обусловлено и генетически. В-четвертых, никем не замечаемое и не ценимое своеобразие возможностей ребенка может в дальнейшем, в условиях определенной деятельности, оказаться социально ценным, подняться до ранга одаренности. В-пятых, развитие способностей, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся с годами черт характера, всего склада личности и особенностей ее реализации [9; 12]. Так, английский ученый Г. Ревеш считает, что таланты будущих поколений можно сберечь только путем развития и воспитания юных талантов, для чего необходимо их раннее распознавание. Раньше всего, по его мнению, в ребенке проявляются, развиваются способности к музыке, затем - к математике, а что касается ИЗО - к концу периода зрелости, к началу второй половины юношеского возраста, то есть к возрасту семнадцать -двадцать лет [15]. Исследование одаренности имеет особое значение в юношеском возрасте, так как в этот период формы одаренности не только проявляются, но и развиваются. Период между двенадцатью и двадцатью годами имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Даже способности, которые проявляются в детстве, развертываются лишь в юности в действительную одаренность. Поэтому в возрасте от трех до шестнадцати лет (условное ограничение) речь должна идти о развитии склонностей, а затем и способностей, которые в дальнейшем могут перерасти в одаренность.

Большинство психологов и педагогов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития его личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Судить об одаренности ребенка следует не только по его

школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные особенности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании психолого-педагогической поддержки такому ребенку эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Одаренность в детском возрасте можно рассматривать как потенциал психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, однако, в отличие от одаренности взрослого человека, следует учитывать специфику детской одаренности:

• детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития;

• под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и др. возможно угасание признаков детской одаренности;

• динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде рассогласованности психического развития (по одним признакам ребенок идентифицируется как одаренный, по другим - как отстающий в психическом развитии);

• детскую одаренность трудно отличить от обученности (степени социализации), результата благоприятных условий жизни данного ребенка.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Следует помнить, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых благоприятных условиях могут исчезнуть. Учет этого обстоятельства важен при организации практической работы с одаренными детьми. Исходя из этого, непосредственно в работе с детьми вместо понятия одаренный ребенок лучше использовать понятие признаки одаренности ребенка или ребенок с признаками одаренности.

Как показывает педагогическая практика, в работе с одаренными обучающимися возникает ряд проблем:

1. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Высокий вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности, то есть «маску» одаренности, под которой скрывается обычный ребенок.

2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным обучающимся на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

3. Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей, может наблюдаться отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т. д. В итоге, по одним признакам ребенок может признаваться как одаренный, по другим - как отстающий в психическом развитии.

4. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного обучающегося. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности

по сравнению с тем, для которого не были созданы аналогичные условия.

5. Изучив проблему обучения и воспитания одаренных детей, следует обратить и особое внимание на необходимость подготовки педагогов общеобразовательных школ к осуществлению не внешней, а внутренней дифференциации в обучении, при которой не проводится отбор и в одном классе вместе учатся обычные и одаренные дети. Для этого необходима профессионально-личностная готовность педагогов к работе по выявлению, обучению и развитию одаренных детей [11].

Поэтому учителю важно помнить, что одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование [6]. В то же время их психологические особенности, а также социальные ожидания в отношении этой группы обучающихся позволяют выделить и специфическую составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема знаний в рамках школьных предметов. Этой специфической составляющей являются высокий (или повышенный) уровень и широта общеобразовательной подготовки, обусловливающие развитие целостного миропонимания и, соответственно, высокого уровня компетентности в различных областях знания [2]. Для многих одаренных детей усвоение такого разнообразия знаний может быть нелегким делом. По отношению к ним главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость конструирования дидактического материала для обучения тем или иным дисциплинам не только дифференцированного по уровню сложности заданий, их проблемности, направленности содержания, но и личностно ориентированного [8]. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей. В качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:

• развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка;

• создание условий для развития творческой личности;

• развитие индивидуальности одаренного ребенка;

• обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями.

В обучении одаренных рекомендуется применять четыре подхода к разработке содержания учебных программ:

• ускорение - позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития;

• углубление - эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к той или иной конкретной области знания или деятельности; предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания;

• обогащение - ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами - оставляет детям достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности;

• проблематизация - предполагает стимулирование личностного развития обучающихся и способствует формированию у них индивидуального подхода к изучению

различных областей знаний и рефлексии путем изучения обогащенных программ, либо специальных внеучебных программ.

Методы обучения как способы организации учебной деятельности обучающихся -важный фактор успешности усвоения знаний, развития познавательных способностей и личностных качеств. Безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, которые имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных обучающихся. Данные методы эффективны при развитии творческого мышления, познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.

Вышесказанное отражает целостный подход к сложному и многоаспектному явлению детской одаренности. Особенности динамики становления одаренности в детском возрасте оказывают влияние не только на уровень достижений ребенка и формирование его личности, но и его дальнейшую судьбу. В реальной практике работы с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже проявившимся видам одаренности, но результаты массовой образовательной практики диктуют необходимость специальных, научно обоснованных методов работы с одаренными детьми, с учетом проявления их различной одаренности.

Анализ всего сложного комплекса семейных, школьных, личностных проблем одаренных детей дан с целью направления внимания психолога и преподавателя на причины, порождающие эти проблемы, а также для определения характера необходимой помощи. Задачи выявления, развития и обучения одаренных детей образуют единую систему: ни одна из этих форм работы не может являться самоцелью и выступать обособленно. В частности, диагностика одаренности должна быть не целью отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

Реализация данного подхода предполагает особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми и соответствующие формы их подготовки, ибо основная цель работы с одаренными детьми - это то, чтобы они стали одаренными взрослыми -важнейшим ресурсом поступательного развития человеческой цивилизации.

Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми - стратегия, содержание, формы и методы - должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации, о чем сказано в Профессиональном стандарте педагога, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н. [13]. Исходя из этого положения, в процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и «шлифовку» качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми. Специфика такой подготовки специалистов требует обязательного учета следующих факторов:

- наличие профессионально-личностной позиции педагогов;

- организация психолого-педагогического и профессионально-личностного характера образования педагогов;

- создание системы консультирования и тренингов как эффективной формы для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития;

- важность развития профессионального мастерства педагогов через систему факультативов, кружков, секций;

- необходимость демократизации и гуманизации, создания творческой и свободной атмосферы в процессе учения;

- осуществление преемственности педагогов разноуровневых образовательных ступеней (педагоги дошкольного, школьного и дополнительного образования; педагоги-дефектологи; практические психологи, а также представители школьной администрации и т. п.);

- учет особенностей контингента обучающихся (возраста, состояния здоровья, особое внимание специфическим группам одаренных детей - сиротам, инвалидам и др.);

- необходимость целевой профессиональной и постпрофессиональной подготовки, дальнейшего формирования профессионального опыта работы;

- учет специфики образовательной инфраструктуры.

Современная система подготовки педагогов может строиться по принципам единства и дифференциации общепрофессионального и предметно-профильного образования, этапности обучения, единства теоретической и практической подготовки [6].

Безусловно, подготовка специалистов, работающих с одаренными детьми, должна сочетать теоретическую и практическую направленность с преобладанием практико-ориентированной готовности будущего педагога. Реализация данного принципа предполагает тесную связь педагогических вузов с общеобразовательными учреждениями, а именно: открытие на их базе проблемных опытно-экспериментальных площадок, где может проводиться стажировка студентов по работе с одаренными детьми, сочетаемая с последовательным или одновременным слушанием теоретических курсов [1; 7]. В частности, по проблеме работы с одаренными детьми под научным руководством авторов данной статьи в 2013 году открыты опытно-экспериментальные площадки БГПУ имени М. Акмуллы на базе Башкирской гимназии № 9 имени К. Арсланова и СОШ № 8 Мелеузовского района Республики Башкортостан, где осуществляется тесное взаимодействие школы и вуза.

Оценка результатов развития одаренности обучающихся названных образовательных учреждений осуществляется нами по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность достижения цели характеризуется тем, насколько данная работа повышает шансы одаренного ребенка стать одаренным взрослым, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, - устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, -стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».

Для оценки результативности развития одаренности были разработаны следующие критерии и показатели:

а) самоактуализированность личности: умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей; креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности; наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях; способность к рефлексии; мотивационная сфера - учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация - общения и поведения; уровень коммуникативной культуры;

б) удовлетворенность обучающихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе: удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе; комфортность, защищенность личности одаренного обучающихся, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе; удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка;

в) конкурентоспособность одаренных обучающихся: эффективность и качество их подготовки по предметам; участие обучающихся и педагогов в смотрах, конкурсах,

олимпиадах, конференциях, фестивалях и т. д.; социальный опыт, содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.

Для оценивания уровня развития одаренности обучающихся мы используем следующие диагностические методики: тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки; краткий тест творческого мышления П. Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся; опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим; тест «Исследование школьной мотивации»; тест школьной тревожности Филлипса.

Для эффективной организации опытно-экспериментальной площадки в план работы включены следующие виды деятельности:

- проведение диагностики различных видов одаренности детей дошкольного и школьного возраста;

- подготовка и проведение с учителями круглого стола «Особенности работы с одаренными детьми»;

- проведение методического совета с педагогическими коллективами образовательных учреждений по обсуждению программы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном комплексе «ДОУ - гимназия»;

- проведение преподавателями и студентами БГПУ имени М. Акмуллы мастер-классов с одаренными детьми;

- проведение выставок детского творчества для обучающихся I—IV классов;

- тематические олимпиады, конкурсы научно-исследовательских работ для обучающихся V—VIII классов;

- проведение общешкольного конкурса художественной самодеятельности;

- подготовка и проведение общешкольной спартакиады «Мы - здоровая нация»;

- проведение педагогического совета «Инновационные технологии обучения и воспитания одаренных детей» для работников образования Мелеузовского района и г. Мелеуз;

- подготовка и проведение научно-методического семинара для педагогов школы и дошкольного образовательного учреждения «Пути повышения компетентности педагога в работе с одаренными детьми»;

- проведение круглого стола по результатам эксперимента и др.

С целью выявления одаренных детей, привлечения учащихся к интеллектуальному труду в различных областях науки и техники, привития им навыков работы с научно-исследовательскими материалами в нашем вузе проводится большая целенаправленная работа. Инициатор многих мероприятий - Центр развития одаренности школьников, открытый при университете в 2013 году, который совместно со структурными подразделениями университета, в том числе и с общеуниверситетской кафедрой педагогики проводит дистанционные олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции, викторины, предметные школы для школьников; организует психолого-педагогическую поддержку развития одаренности школьников; организует научно-методическую помощь учителям, работающим с одаренными школьниками; организует консультативную помощь родителям в вопросах воспитания детей; координирует вопросы научно-педагогического обеспечения развития одаренности школьников; оказывает образовательным учреждениям и органам управления образованием методическую помощь; оказывает консалтинговые и образовательные услуги школьникам, педагогам и родителям по поддержке интеллектуального и творческого развития одаренных детей.

В рамках деятельности экспериментальных площадок осуществляется комплекс работ, в частности, организация и проведение Республиканской научно-практической конференции для обучающихся старших классов «Путь в науку» на базе образовательных учреждений г. Мелеуз. Основные задачи: создание условий для реализации обучающимися

общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования своих способностей, вовлечение в поисково-исследовательскую деятельность; приобщение к решению задач, имеющих практическое значение для развития науки, техники и культуры; развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы; расширение теоретических знаний и необходимых исследовательских умений; определение перспектив работы научных обществ; осуществление профориентационной работы среди школьников для привлечения их в качестве абитуриентов и будущих студентов педагогического университета.

В конференции приняли участие 250 обучающихся IX—XI классов, которые представили научные, исследовательские, проектные и творческие работы по направлениям:

• естественнонаучное (математика, физика, химия, биология и экология, география, астрономия, информатика, компьютерные технологии);

• гуманитарное (историческое краеведение, русский язык, литературоведение, иностранные языки);

• художественно-эстетическое (мировая художественная культура, изобразительное искусство, технология, физическая культура, культура Башкортостана).

Конференция проводилась в два этапа: 1-й этап - заочный (16.10.2013-26.01.2014), по его результатам юные исследователи, не прошедшие на следующий этап, получили сертификаты участников; 2-й этап - очный (26 февраля 2014), по его результатам конкурсанты, набравшие наибольшее количество баллов, были награждены дипломами I, II, и III степеней; также были определены три обладателя Гран-при - по одному в каждом направлении, остальным участникам вручены дипломы по номинациям.

В университете в последнее время во всех структурных подразделениях преподавателями и студентами (бакалавры и магистры), аспирантами ведется активная инновационная работа, в том числе и по развитию детской одаренности школьников Республики Башкортостан [20]. В частности, в рамках подготовки педагогов к работе с одаренными детьми в области музыкально-эстетического и художественного образования, осуществляется системная работа со студентами музыкального отделения Института педагогики вуза [7].

В качестве ожидаемых результатов работы по развитию одаренных школьников в рамках опытно-экспериментальной площадки выступают:

- разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей, создание системы взаимодействия между школой и семьей;

- повышение качества образования одаренных детей путем внедрения интерактивных технологий обучения и воспитания, способствующих положительной динамике и росту количества участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;

- профессиональная компетентность педагогов и психологов в работе с одаренными детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности;

- подготовка и издание сборника учебно-методических разработок из опыта работы педагогов и администрации дошкольного и школьного образовательных учреждений, научных статей с описанием результатов опытно-экспериментальной работы, отражение информации о ходе эксперимента на сайтах кафедры педагогики БГПУ имени М. Акмуллы, детского сада и школы, на базе которых проводится эксперимент;

- повышение социального статуса образовательного учреждения на местном, муниципальном и других уровнях по итогам системной и результативной работы с одаренными детьми.

Таким образом, организация деятельности по выявлению и развитию одаренности школьников в рамках предложенной опытно-экспериментальной работы в образовательной системе «Школа - вуз», а также полученные промежуточные результаты подтверждают необходимость разработки системного научно-методического обеспечения и поддержки педагогов, работающих с данной категорией обучающихся, психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, сотрудничества педагогов и родителей в создании условий для развития потенциальных талантов и способностей.

1. Арасланова, А.Т., Кашапова, Л.М., Набиева, Т.В. Детская одаренность : сущность, признаки, проблемы и решение [Текст] // Материалы Республиканской научно-практической конференции обучающихся 9-11 классов «Путь в науку», 26 февраля 2014 года / сост. и науч. ред. д-р пед. н., проф. Л.М. Кашапова. - Уфа : БГПУ им. М. Акмуллы, 2014. - С. 12-21.

2. Арасланова, А.Т. Особенности формирования конструктивно-педагогической компетенции будущего учителя в условиях реализации ФГОС ВПО нового поколения [Текст] / А.Т. Арасланова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 8. - С.100-106.

3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Д.Б. Богоявленская. - М. : изд. центр «Академия», 2002. - 320 с.

4. Глотова, Г. А. Творческая одаренность личности: проблемы и методы исследования [Текст] / Г.А. Глотова. - Екатеринбург, 1992. - 128с.

5. Исследовательская деятельность учащихся: от детского сада до вуза [Текст] : научно-метод. сб. : в 2 т. / под общ. ред. канд. психол. наук. А.С. Обухова. - М. : Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2010. - 544с.

6. Кашапова, Л.М. Аналитико-прогностический центр как координатор совершенствования системы общего и профессионального педагогического образования в Республике Башкортостан [Текст] / Л.М. Кашапова // Педагогический журнал Башкортостана. - №2 (21). - 2009. - С. 74-83.

7. Кашапова, Л.М. Непрерывное этномузыкально-педагогическое образование в целостной национально-региональной образовательной системе [Текст] : моногр. / Л.М. Кашапова. - Уфа : БГПУ им. М. Акмуллы, 2008. - 292с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Лисейчикова, Л.З. О методических аспектах реализации личностно-ориентированного подхода при подготовке будущих учителей в педвузе. [Текст] / Л.З. Лисейчикова // Материалы Международной научно-практической конференции приуроченной к 180-летию со дня рождения М. Акмуллы, 16 декабря 2011 г. - Уфа : Издательство БГПУ, 2012. - С. 231-234.

9. Матюшкин, А.М. Одаренность и творчество [Текст] / А.М. Матюшкин. Учителю об одаренных детях / под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1997.

10. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе [Текст] / М.И. Махмутов.- М., Просвещение 1977. - 240с.

11. Набиева Т.В. Роль педагогической практики в формировании конструктивно-педагогической компетенции у будущих педагогов [Текст] / Т.В. Набиева // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. - С.196-201.

12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://mon.gov.ru/ 18.03.2009.

13. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.

14. Психология одаренности детей и подростков [Текст] : учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Н.С. Лейтеса. - М. : Академия, 2000. - 336с.

15. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства [Текст] / Савенков, А.И. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 220с.

16. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей / под общ. ред. А.П. Тряпицыной. - СПб. : КАРО, 2005. - 96с.

17. Холер, К. Психология одаренности детей и подростков [Текст]. - М. : Academia, 1996. - 416с.

18. Щебланова, Е.И. Неуспешные одаренные школьники [Текст] / Е.И Щебланова,.- М. ; Обнинск : ИГ -СОЦИН, 2008. - 212с.

19. Щебланова, Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики [Текст] / Е.И. Щебланова, - М. : Изд-во МПСИ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2004. - 368с.

20. Штейнберг, В.Э., Манько, Н.Н. Инструментальная дидактика и дидактический дизайн в системе инновационного образования [Текст] // Известия РАО. - 2012. - №2. - С. 1990-1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.