Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития детей дошкольного возраста с предпосылками интеллектуальной одаренности'

Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития детей дошкольного возраста с предпосылками интеллектуальной одаренности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звонарева О. В.

В данной статье рассматривается научная проблема развития интеллектуальной одаренности. В статье представлено описание системы психолого-педагогического сопровождения; программы работы с интеллектуально одаренными детьми «Траектория развития маленького гения». Ключевые понятия статьи: «одаренный ребенок», «индивидуальная образовательная траектория», «сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звонарева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития детей дошкольного возраста с предпосылками интеллектуальной одаренности»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРЕДПОСЫЛКАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ

© Звонарева О.В.

Педагогический институт Южного федерального университета,

г. Ростов-на-Дону

В данной статье рассматривается научная проблема развития интеллектуальной одаренности. В статье представлено описание системы психолого-педагогического сопровождения; программы работы с интеллектуально одаренными детьми «Траектория развития маленького гения». Ключевые понятия статьи: «одаренный ребенок», «индивидуальная образовательная траектория», «сопровождение», «пси-холого-педагогическое сопровождение».

Одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого потенциала страны является налаженная система поиска и образования интеллектуально одаренных детей. Формирование интеллектуальной элиты, которая по существу задает темп развитию науки, техники, экономики, культуры, определяет эффективность этого развития.

Статистические данные последних лет свидетельствуют о тенденции роста численности детей в ДОУ, как в Российской Федерации, так и в Ростовской области. В последние годы в рамках целевой федеральной программы «Дети России» была создана рабочая концепция «Одаренные дети», определившая стратегические ориентиры решения проблемы одаренности детей. Тем не менее, до сих пор многие вопросы, связанные с обучением и развитием одаренных детей в структуре дошкольного образования, остаются слабо изученными. Это касается психологопедагогической диагностики детской одаренности, влияния некоторых социально-психологических факторов на проявление и развитие интеллектуальной одаренности. Требуют своего решения вопросы построения индивидуальной образовательной траектории развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста, специфики педагогической работы с интеллектуально одаренными детьми в условиях дошкольного обра-

зования, содержания, форм и методов их развития, разработки наиболее эффективных педагогических технологий и др.

Первым шагом автора в реализации данного направления явилась проработка нормативно-правовой документации: Закона РФ «Об образовании»; Типового положения о дошкольном образовательном учреждении; Федеральной целевой программы «Одаренные дети»; Методического письма Минобразования от 24.04.1995 № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации»; Методических рекомендаций МО РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений» № 27/901-6 от 27.03.2000 г.; Материалов Российско-фламандской научно-практической конференции (14-16 марта 2001г.) «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка» Санкт-Петербург 2001; Методических рекомендаций МО РФ от 27.06.2003 № 23-51-513/16 «Методические рекомендации по психоло-го-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно - воспитательном процессе в условиях модернизации образования»; Концепции Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы от 26.

01. 2007 № 79-р.

Анализ изученной литературы позволяет нам систематизировать исследования ученых по направлениям. В работах В. Александера, Г. Вебба, Д. Векслера, Дж. Миллера, Д. Хендриксона, Р. Хэттела, Е. Шафера и др. исследована природа одаренности. Д.Б. Богоявленская, А. Карне, Н.С. Лейтес, Ф. Монкс, В.И. Панов, К. Перлет, А.И. Савенков, К. А. Хеллер, Е.И. Щебланова, В.С. Юркевич и др. в своих трудах определили сущность понятий «одаренность», «детская одаренность». В исследованиях Б.Г. Ананьева, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др. выявлены специфические особенности одаренного ребенка.

Фундаментальные проблемы структуры и природы конкретных способностей, условий их развития, представлены в работах В. А. Крутецкого, Б.М. Теплова, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина,

Н.С. Лейтеса, Р. Стенберга, Дж. Фримэна и др., выявлены общие закономерности развития интеллектуальной одаренности. А. Бине, Дж. Гилфордом, Л.Терменом, П.Торренсом и др. Ф.Монксом, Дж.Рензулли, К. Халлером и др. предложены способы изучения интеллектуальной одаренности, предприняты попытки классификации видов одаренности и создания моделей одаренности.

Значительный интерес для нашего исследования представляют труды Ю.Д. Бабаевой, Л.М. Долгополовой, А.В. Жигайлова, И.М. Никольской, В.А. Орлова, В.И. Панова, Т.А. Пояровой, А.И. Савенкова, Т.В. Хромо-

вой, В.С. Юркевича, Е.Л. Яковлевой, В.А. Ясвина и др., в которых раскрываются вопросы практического решения проблемы.

Теоретические модели индивидуальной образовательной траектории развития (социоцентрическая, натурцентрическая, теоцентрическая, антропоцентрическая) описываются во многих философско-педагогических работах последних лет, в частности в трудах П.С. Гуревича, KH. Любути-на, А. Л. Беляевой и др.

В «Рабочей концепции одаренности» приводится следующее определение, одаренный ребенок тот, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности или потенциалом к таким достижениям» [1].

Мы выявляем следующие характеристики интеллектуальной одаренности ребенка: опережающее общее развитие по физическим параметрам; крайне высокий опережающий темп умственных способностей; острота мышления; разносторонняя любознательность; умение хорошо излагать свои мысли; погружение на длительное время в то или иное занятие.

Исследователи подчеркивают важность дошкольного возрастного периода, отмечая, что в этот момент ребенок начинает писать историю своей жизни (биографию) в реальном времени и пространстве, изменяя самостоятельно тем самым ситуацию и свой образ. Так складывается индивидуальный стиль жизни и индивидуальная траектория развития (Р.М. Чу-мичева), «авторство собственной жизни» [3] (В.И. Слободчиков). Автор полагает, что процесс развития и реализации предпосылок интеллектуальной одаренности происходит по индивидуальной образовательной траектории при организации психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение - совместная деятельность специалистов образования, направленная на создание системы педагогических, социально-психологических условий, способствующих успешному обучению, социализации и развитию каждого ребёнка в конкретной образовательной среде [2].

Мы понимаем сопровождение как движение с ребёнком по его индивидуальной траектории, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные траектории.

Уточняя рассматриваемое понятие психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной траектории развития детей дошкольного возраста с предпосылками интеллектуальной одаренности, мы дифференцируем его как психолого-педагогическую технологию, с помощью которой создаются психолого-педагогические условия, обусловливающие максимально эффективную поддержку ребенка в стремлении реализовать свои задатки, способности, интересы, собственные смыслы и ценности (поддержку ребенка в самоопределении, самореализации собственной индивидуальности) и как процесс, состоящий из этапов, по-

следовательное прохождение которых необходимо для полноценного развития предпосылок интеллектуальной одаренности детей.

Решение проблемы сопровождения индивидуальной образовательной траектории развития интеллектуально одаренных детей автор видит в построение системы психолого-педагогического сопровождения, включающей в себя разработку и апробацию программы работы с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста «Траектория развития маленького гения» и реализацию специального курса «Психолого - педагогические основы работы с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста» для студентов отделения дошкольного образования факультета педагогики и практической психологии ПИ ЮФУ.

Программа работы с интеллектуально одаренными детьми, разработанная автором, получила название «Траектория развития маленького гения», исходя из направленности траектория как - персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно - духовного.

Данная программа охватывает главные аспекты воспитания и обучения интеллектуально одаренных детей в условиях муниципального дошкольного образовательного учреждения, содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области работы с интеллектуально одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Воспитательной целью данной программы является воспитание личности, обладающей аттрактивными, коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений. Образовательная цель по нашему мнению заключается в расширении единого образовательного пространства ДОУ для социально-значимой реализации индивидуальной образовательной траектории развития детей с предпосылками интеллектуальной одаренности. Развивающая цель представляется автором в развитии способностей интеллектуально одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей личности, региона и страны в целом.

Направлениями работы предлагаемой нами программы выступает: отбор и проведение комплекса диагностических методик выявления детей 67-лет с предпосылками интеллектуальной одаренности; разработка рекомендаций по созданию обогащенной предметно развивающей среды в ДОУ способствующей интенсификации интеллектуального развития детей; разработка ленты мероприятий на год по развитию интеллектуально одаренных детей; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и психологов, работающих с интеллектуально одаренными

детьми в ДОУ и просвещение родителей на специально организованных семинарских занятиях «Внимание - одаренные дети!».

Эффективность психолого-педагогического сопровождения зависит от профессиональной компетентности педагогов, в области выявления и развития интеллектуально одаренных детей, характеризующейся сформиро-ванностью системы знаний о сущности зарубежных и отечественных концепций и теоретических положений развития детей дошкольного возраста с предпосылками интеллектуальной одаренности; умением обнаруживать проблемы, формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научноисследовательской и педагогической деятельности в области выявления и развития детей; навыком определять методы выявления и технологий развития интеллектуальной одаренности детей, модифицировать существующие и разрабатывать новые; способностью проектировать, моделировать, и диагностировать процесс развития интеллектуальной одаренности детей.

Разработанная нами учебная программа специального курса «Психо-лого-педагогические основы работы с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста» для студентов дошкольного отделения факультета педагогики и практической психологии ПИ ЮФУ направлена на подготовку творческого специалиста, человека культуры, обладающего профессиональной компетентностью в области теории и практики работы с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста.

Забота об одаренных детях сегодня - забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача педагога разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одаренных детях, так, как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл.

Список литературы:

1. Савенков А.И. Концепция одаренности. - М., 1997. - 24 с.

2. Чехонина О.И. Особенности психологического развития одарённых детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997. - 196 с.

3. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А. Ценностносмысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края). - 2005г. - с. 46-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.