11. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения. Бизнес-образование в экономике знаний. 2015; № 1 (1). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/teoriya-pokoleniy-n-houva-i-v-shtrausa-vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya
12. Доклад «Россия 2025: от кадров к талантам». Available at: https://vbudushee.ru/education/lidery-obrazovaniya/doklad-rossiya-2025-ot-kadrov-k-talantam/
References
1. VUCA iBANI: vosem'bukv, ob'yasnyayuschih mir. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/futurology/62866fde9a794701a4c38ae4
2. Isaev A.P., Plotnikov L.V. Myagkie navyki dlya uspeshnoj kar'ery vypusknikov inzhenernogo profilya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021; T. 30, № 10: 63-77.
3. Sila myagkih navykov. Available at: https://big-i.ru/karera/lichnye-kachestva-i-navyki/sila-myagkikh-navykov/
4. Ermakov D.S., Amantaj Zh.A. Model' myagkih navykov. Sovremennoe obrazovanie i soft skills. Obrazovatel'naya politika. 2021; № 4 (88): 42-51.
5. Davletshina Yu.M., Ivonina A.I., Chulanova O.L. Sovremennye napravleniya teoreticheskih i metodicheskih razrabotok v oblasti upravleniya: rol' soft-skills i hard skills v professionalem i kar'ernom razvitii. Naukovedenie. 2017; T. 9, № 1. Available at: http://naukovedenie. ru/PDF/90EVN117.pdf
6. Uskova B.A., Fominyh M.V. Metodika formirovaniya soft skills u studentov vuzov: teoreticheskij i prakticheskij aspekty. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2022; T. 19, № 1: 77-92.
7. Stepanova L.N. Soft skills kak prediktory zhiznennogo samoosuschestvleniya studentov. Obrazovanie inauka. 2019; T. 21, № 8: 65-89.
8. Shipilov V.I. Perechen' navykov soft-skills i sposoby ih razvitiya. Internet-proekiKorporativnyjmenedzhment: finansy, biznes-plany, upravleniekompaniej. Available at: https://www. cfin.ru/management/ people/dev_val/soft-skills.shtml
9. The Future of Jobs Report 2020. Available at: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2020/
10. The Future of Education and Skills: Education 2030. Available at: https://www.oecd.org/education/2030/E2030%20Position%20Paper%20(05.04.2018).pdf
11. Ozhiganova E.M. Teoriya pokolenij N. Houva i V. Shtrausa. Vozmozhnosti prakticheskogo primeneniya. Biznes-obrazovanie v 'ekonomike znanij. 2015; № 1 (1). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-n-houva-i-v-shtrausa-vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya
12. Doklad «Rossiya 2025: ot kadrov k talantam». Available at: https://vbudushee.ru/education/lidery-obrazovaniya/doklad-rossiya-2025-ot-kadrov-k-talantam/
Статья поступила в редакцию 20.07.23
УДК 378.933
Romanenko N.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State Institute of International Relations
(University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Solovyova I.Yu., teacher, Department of English, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs
of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF A MODERN MANAGER. The article notes that in the context of rapidly changing geopolitical trends, it is important for a modern manager to have a whole range of professional competencies, knowledge, abilities, and skills that make it possible to bring the organization to a high level of successful enterprises, to make it competitive in comparison with other industrial structures. The article reveals the essence of modern management through strategic planning, organizational culture of the enterprise, strengthening the motivation of employees, control and coordination; the importance of the competence of the head of virtual management through an effective set of technological developments is noted. The article concludes that the features of professional training of a modern manager are a list of not only well-known professional competencies, but also new acquired abilities that meet the modern requirements of employers due to the rapid changes in the environment and socio-economic development of the country.
Key words: modern manager, competence, strategic planning, organizational culture, motivation, control, coordination
Н.М. Романенко, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», г. Москва, E-mail: [email protected] И.Ю. Соловьева, преп., ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», г. Москва, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В статье отмечено, что в условиях стремительно меняющихся геополитических трендов современному менеджеру важно иметь целый комплекс профессиональных компетенций, знаний, умений, навыков, дающих возможность вывести организацию на высокий уровень успешных предприятий, сделать ее конкурентоспособной в сравнении с другими промышленными структурами. В статье раскрыта суть современного менеджмента через стратегическое планирование, организационную культуру предприятия, усиление мотивации сотрудников, контроль и координацию; отмечается важность компетенции руководителя виртуального управления через эффективный комплекс технологических разработок. В статье делается вывод о том, что особенности профессиональной подготовки современного менеджера представляют собой перечень не только известных профессиональных компетенций, но и новых приобретаемых способностей, отвечающих современным требованиям работодателей ввиду стремительного изменения окружающей среды и социально-экономического развития страны.
Ключевые слова: современный менеджер, компетенция, стратегическое планирование, организационная культура, мотивация, контроль, координация
Профессия менеджера, управленца, руководителя - одна из востребованных профессий в мире. Большое количество российских вузов обучают менеджменту, грамотному управлению организациями и коллективами работников, и все больше выпускников школ выбирают данную профессию не только потому, что она предоставляет большие возможности творить, изобретать оригинальные управленческие решения и модели управления, но и достаточно хорошо оплачивается компаниями.
Цель данной статьи состоит в выявлении особенностей профессиональной подготовки современного руководителя.
Основные задачи статьи: изучить сущность понятия «современный менеджер», выявить его роль и функции в управлении организацией, рассмотреть особенности профессиональной подготовки современного руководителя.
Научная новизна статьи состоит в том, что раскрыты роль и функции современного менеджера в управлении организацией, выявлены особенности профессиональной подготовки современного руководителя.
Теоретическая значимость статьи состоит в изучении сущности понятия «современный менеджер», выявлении его роли и функций в управлении организацией.
Практическая значимость заключается в уточнении функций современного менеджера, выявлении особенностей профессиональной подготовки современного руководителя.
Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы.
Современные геополитические условия, санкционное давление со стороны коллективного Запада стремительно меняют российскую экономику, принуждают ее функционировать в условиях нестабильной и почти враждебной внешней среды, что нарушает логистику и появление новых экономических связей в ходе перемещения товаров через страны Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), значительно меняются устоявшиеся потребительские запросы населения. Новая экономическая стратегия России требует нового руководства компаниями, нового качества профессиональной подготовки управленцев, новых компетенций. Все это требуют значительного дополнения в содержание профессиональной подготовки современных управленцев, так как, по мнению Питера Друкера, именно компетентные менеджеры могут сделать страну экономически сильной и развитой: «Не существует слаборазвитых стран, есть только плохо управляемые страны» [1, с. 66].
Вместе с тем управлять большим предприятием или малым бизнесом, четко контролировать все подразделения компании, в особенности совместных с международным бизнесом, - непросто. Современномуменеджеруполучившему диплом руководителя, важно обладать целым комплексом профессиональных номпетенций, знадрй,чмемме,мувыком,потарые дамс ронмнууннасть нетести немн панию на высокий уровень успешных предприятий, сделать ее конкурентоспособной в сравнении с другими промышленными структурами. Быть передовым нееднедренум-ыноейн быть эффонтинно пнравля емым со стороны руководства компании или его менеджмента.
Устоявшаяся дефиниция менеджмента (Ю.А. Чемодин) предполагает управленческий комплекс - стратегическое планирование, организацию процесса предприятия, мотивацию, контроль и координацию, когда последняя интегрирует весь последовательный процесс на предприятии (рис. 1).
Стратегическое планирование
Организация Мотивация
\ Координация /
Контроль
Рис. 1. Последовательная цепочка процесса работы предприятия
Исходя из вышеизложенного, отметим, что «современный менеджер - это специалист, берущий в свои руки весь процесс координации, мозгового центра всего этого процесса» [2, с. 9-12]. Современный менеджер - человек, выступающий в роли координатора, обладающий целым рядом способностей, позволяющих емеданную ^с^он^^инаж^июделаеемансималено нффезнмн-ы.
Рассмотрим более подробно функциональную цепочку работы предприя-нем, пундлоя^н^инуны Ю.А. немодидыв, кажднн изоненрeн кoтопoйдолжнacooн-ветствовать профессиональным компетенциям современного руководителя.
Первая составляющая всей координации, за которую в итоге отвечает руко-водетепе,-нро его лпособнcетпкcтpa-ыгинудоoдп плаузомвад-ю, нклюуеюoъе способность к прогнозу, предвидению, а также определение времени на каждом отрезке работы и определение поступающего объема информации, которую важно проанализировать, изучить и продумать формат ее трансляции сотрудникам. Планирование менеджером своего рабочего времени должно осуществляться на еоеоотннaH оонове, т оeтрcлyчaяколудую. Распределение рабочего времени или тайм-менеджмент - устоявшаяся в современной науке управления отрасль управленческой науки, задача которой - выявление принципов эффективного упрарлезее н^моу-м. Снратегечecкаeноaнвуoчaнам- неотъемл-маясостав-ляющая менеджмента организации, но до сих пор в российских компаниях оно еоноетояна оocтaтлчнoзннкoм уоооне, опед мвмдeтeлоетвgмумнoгозеддeндоle опросы российских руководителей. К сожалению, более половины опрошенных свидетельствуют, что «не имеют стратегических планов собственных предприя-епзлилеплaвуlнтлозяненнaтсттpaтeгичeмоимп, оод какмуи не отвечают элементарным базовым требованиям к разработке стратегических планов» [3, с. 118].
Мджно ми, бyдчУPcтвен!Ытом, ориеатированные1 о черепентисм ззеять должность руководителя, сформировать у себя способность к стратегическому планированию? Можно, если внедрять в учебный процесс технологические комплексы, емуючающим еpлнзнгoнылyеpaжелмия. еомтoы-! и но1итацчондо^егогчьу приближающие студента к будущей управленческой деятельности. Педагогами нолжон нквовноиспойноoнoтнну ооложовелоно змpeкемoндoнaвшиеoо0т сценарный подход, сценарный менеджмент, сценарное планирование, предполагающие «управление в условиях неопределенности и изменчивости условий, когда ъоoоaютсн ронлмнмыeвaрианто1 рзмуменияои-ирий н приияаня решезийч а дро каждого варианта разрабатывается наиболее эффективная стратегия, то есть -еоонарн-деятельннпоон [4, сн 178].
Сценарное планирование активно разрабатывалось западными учеными -экономистами, социологами, футурологами в 60-е годы XX века - М.Х. Мескон, M:AoоЗвpу,Ф. Хедоори, Т Мдонберг, Б. Асьсвонид н многоно д|э^гум^г^, утрате-гическое планирование и управление в западных компаниях осуществлялись н леоeуузcенаreгйческого мeoрежмeеуo. колорыН домженбпт оPе^<^пeпмть роз-витие организации в условиях неопределенности, рискованной, нестабильной внешней среды. Позже, в 70-е годы, развитие стратегического планирова-еия иaудo тнулжение и тдшеийской упеoпдтмнаеыoй рооме —O^C: Mнсaнекпеl И.Б. Гурков, А.Б. Идрисов, В.Д. Маркова и др. Изучение будущими менеджерами мeгoдoургее ыценеoнoго елорирооеопе (или о-еда-него мънаaжмoнта)е ое мн. нее важная часть профессиональной подготовки, чем практические технологии, внедряемые в процесс обучения.
ГMуетyюмтM м цeплпгл енофеениеуальныр ^н^мпeумзеий,oТecпeзекaюжоУ эффективное управление организацией, является способность руководителя к эффективной организации предприятия, обладание им организационной культу-тмн. В «Со^ологачеаной узцнепoпeдип» oозaенылонoннaт гуoиoyеаoзнлдeлс-ется как «система ценностей и норм, которые разделяются сотрудниками соци-
оз2
альной организации и определяют их организационное поведение» [5, с. 288]. Организационная культура в компании почти незаметна, но является объединяющей, интегрирующей силой работающих вместе людей, эффективного внутрикорпоративного управления.
До того, как выпускник вливается в новый коллектив для становления своей карьеры, профессиональной деятельности, ему прививаются определенные качества, без которых невозможно стабильное развитие компании. В вузе студент осознает основы деловой этики, те моральные категории и нравственные правила, которые формируются между агентами производственного взаимодействия, служащими и менеджерами, бизнесом и государством и т. д.
Студенты должны знать, что каждое предприятие функционирует в рамках этического кодекса, представляющего собой перечень действий и правил поведения для всех сотрудников. Новые сотрудники знакомятся с ценностями, традициями предприятия, создающими его моральный климат, благодаря которым руководитель может влиять на деятельность сотрудников и внутрикорпоративное развитие организации.
Однако сложно удержать на плаву предприятие, даже внедрив этические принципы и правила, сформировав внутрикорпоративную культуру, если сотрудники не будут сами мотивированы на укрепление отношений, если они не увидят перспективу развития компании в целом и развитие собственной карьеры, если они будут разочарованы медлительностью и слабостью руководителя, потерявшего свои лидерские позиции, не способного повести коллектив к новым достижениям. Причиной этому могут служить применение руководителем устаревших принципов работы, внедрение неактуальной, устаревшей модели менеджмента. Чтобы не допустить такого положения дел, уже сегодня студенты, получающие диплом менеджера, изучают в вузе инновационные модели управления, лучшие российские и зарубежные практики в условиях стремительного изменения среды, геополитики и экономического состояния стран.
Следующий компонент общей цепочки профессиональной деятельности современного менеджера - это его способность к контролю персонала или наблюдению за тем, чтобы сотрудники четко соблюдали взятые на себя обязанности и договоренности. В ходе деловых и имитационных игр, на примере обучающих кейсов студенты учатся демонстрировать взятые на себя договоренности, и если их нужно изменить, информируют об этом руководителя и своих партнеров. В ходе деловых игр, «примерив» на себя роль менеджера, показывают оперативное реагирование на все случаи нарушения сотрудниками договоренностей или их отмену в условиях изменения условий сотрудничества. Будущие руководители в ходе имитации профессиональной управленческой деятельности знакомятся с методом мониторинга, который позволяет четко контролировать все поручения сотрудников, выполнение ими сроков, отчетных документов и т. д. С контролем тесно взаимодействует следующая компонента профессиональной деятельности руководителя - это координация деятельности подчинённых. Данную проблему сформулировал Генри Минцберг, разработавший положения координации, являющиеся на сегодняшний день классическими в науке менеджмента [6, с. 100]. Самым простым видом координации Минцберг считал прямое управление, где руководитель в случае необходимости или изменившихся условий непосредственно взаимодействует с каждым сотрудником своей компании.
Прямое управление, отмечает ученый, нужно вводить, если: а) менеджер уверен, что в конкретном вопросе он более компетентен, чем подчиненный; б) если группа сотрудников не превышает 12-15 человек, чтобы найти время на каждого из них.
Важным компонентом координации Генри Минцберг назвал стандарт процесса, предполагающий четкое усвоение подчиненными правил, созданных руководителем, которые должны выполняться всеми и в отсутствие начальства. Стандарт процесса, озвучивание правил и четкое их выполнение позволяют управлять большим количеством сотрудников, что представляет большую ценность в управленческой практике. Здесь важно помнить, что правила не могут быть статичными, они могут и должны меняться в зависимости от ситуации, поставленных предприятием целей и задач.
Способность руководителя к координации не может быть без доверия руководителя к своим замам и подчиненным. Другими словами, менеджер должен быть готов к делегированию полномочий, что является главным этапом в становлении руководителя, который может наступить на определенной фазе развития предприятия. Действительно, практика доказала, если руководитель пытается вникнуть в каждый вопрос, самостоятельно разрешить за заместителей целый ряд проблем, то он упускает самое главное - координировать процесс предприятия целостно, теряя качество управления и время.
Всему этому будущий руководитель должен научиться еще в ходе профессиональной подготовки, проштудировав материалы известных ученых и менеджеров успешных отечественных и зарубежных компаний. Методы и формы знакомства студентов с лучшими управленческими практиками могут быть дополнены разработкой и внедрением элективных курсов, введением метода проектирования, организацией и проведением тематических викторин с соревновательной составляющей между студенческими группами и т. д.
Отмечая особенности профессиональной подготовки современного менеджера, нельзя не затронуть его способность управлять удаленно, дистанционного, знать особенности и правила виртуального менеджмента. Удаленная работа сотрудников, а значит, и управление их работой в последнее пятилетие стала
чуть ли не главным форматом работы компаний [7, с. 102]. Удаленная работа -«гибкий график работы, при котором сотрудники работают в местах, удаленных от своих центральных офисов или производственных объектов» [8, с. 544].
Пандемия стимулировала внесение изменения в Трудовом кодексе РФ понятия «удаленная/дистанционная работа». Теперь это звучит так: «Дистанционной (удаленной) работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения, вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей связи общего пользования» [9].
Также пандемия оказала существенное влияние на образовательный процесс [10], тем самым стимулировала развитие дистанционных технологий обучения.
Удаленное или виртуальное управление предъявляет новые требования к профессиональным компетенциям современного руководителя.
А.М. Мирзоева в своей диссертации предлагает эффективный комплекс технологических разработок, многократно апробированный на практике, доказавший свою высокую эффективность управления организацией в формате онлайн. В ходе экспериментальной практики руководители выполняли задания, в том числе предлагали варианты заданий с ответами на вопросы о том, как эффективнее, продуктивнее и «не очень затратно» проводить Brain-Netting; как выгодно для компании проводить онлайн-совещания с выработкой эффективных решений, представляющих собой онлайн-инструменты на примере истории виртуальной или реальной компаний. Подобные задания можно предложить и
Библиографический список
студентам в ходе практических занятий, прежде ознакомив их с многочисленными примерами виртуального взаимодействия руководителя с подчиненными. Студенты могут ознакомиться с некоторыми вариантами виртуального менеджмента:
«1 вариант - простая форма сети, где запрос на коммуникацию представлен через организацию единой электронной почты»;
2 вариант - использование групповой связи и групповых голосовых сообщений через видеосвязь с использованием большого экрана в центральном офисе;
3 вариант - использование сервиса Trello для командной работы, позволяющего планировать, а затем систематизировать коллективную работу сотрудников. Trello - самая популярная система в режиме онлайн для налаживания эффективного управления сотрудниками;
4 вариант - использование в ходе онлайн-коммуникации чатов Sribblar и Slack, обеспечивающих обмен и коммуникацию сообщений электронной почты» и т. д. [11, с. 148].
Таким образом, особенности профессиональной подготовки современного менеджера представляют собой перечень не только известных профессиональных компетенций, но и новых приобретаемых способностей, отвечающих современным требованиям работодателей ввиду стремительного изменения окружающей среды и социально-экономического развития страны.
Пандемия оказала существенное влияние на образовательный процесс, тем самым стимулировала развитие дистанционных технологий обучения и новых подходов к организации профессиональной подготовки специалистов.
Удаленное или виртуальное управление предъявляет новые требования к профессиональным компетенциям современного руководителя.
Все эти изменения в социокультурной ситуации и новые вызовы времени детерминируют перестройку профессиональной подготовки специалистов и в плане обновления содержания, и в плане применяемых технологий.
1. Друкер Д. 366 дней озарений и мотивации для того, чтобы делать правильные вещи. Harper Collins, 2004.
2. Чемодин Ю.А. Повышение уровня подготовки специалистов первого и второго уровня обучения кафедры экономической теории и менеджмента. Digital. 2021; Т. 2, № 1: 9-12.
3. Маленков Ю.А. Проблемы развития стратегического управления в России. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. 2007; Выпуск 1, № 1: 108- 119.
4. Минцберг Х. Школа дизайна: пересмотр основных предпосылок стратегического управления. Журнал стратегического управления. 1990; № 11: 171-195.
5. Российская социологическая энциклопедия. Москва: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998.
6. Минцберг Х. Истории менеджера, или Сказки на ночь от Генри Миннцберга. Издательство Берретт-Келер, 2019.
7. Симагаева Т.В. Удаленная работа в условиях пандемии COVID-19. Молодой ученый. 2021; № 15 (357): 101-103.
8. Ди Мартино В., и Вирт Л. Телеработа: новый способ работы и жизни. International Labor Review. 1990; № 129 (5): 529-554.
9. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях. Федеральный закон от 08.12.2020 N 407-ФЗ. Available at: http:// publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202012080047
10. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Tatarintseva E.A., Kapieva K.R., Dzhagaeva T.E. Organization of the educational process in the university during the pandemic. Propositos y Representaciones. 2021; Т. 9, № S1.
11. Мирзоева А.М. Формирование кросс-функциональной компетентности современного руководителя через дополнительное профессиональное образование. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2021: 148-149.
References
1. Druker D. 366 dnej ozarenij i motivacii dlya togo, chtoby delat' pravil'nye veschi. Harper Collins, 2004.
2. Chemodin Yu.A. Povyshenie urovnya podgotovki specialistov pervogo i vtorogo urovnya obucheniya kafedry 'ekonomicheskoj teorii i menedzhmenta. Digital. 2021; T. 2, № 1: 9-12.
3. Malenkov Yu.A. Problemy razvitiya strategicheskogo upravleniya v Rossii. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 5. 2007; Vypusk 1, № 1: 108- 119.
4. Mincberg H. Shkola dizajna: peresmotr osnovnyh predposylok strategicheskogo upravleniya. Zhurnal strategicheskogo upravleniya. 1990; № 11: 171-195.
5. Rossijskaya sociologicheskaya 'enciklopediya. Moskva: Izdatel'skaya gruppa NORMA-INFRA M, 1998.
6. Mincberg H. Istorii menedzhera, ili Skazki na noch' ot Genri Minncberga. Izdatel'stvo Berrett-Keler, 2019.
7. Simagaeva T.V. Udalennaya rabota v usloviyah pandemii COVID-19. Molodojuchenyj. 2021; № 15 (357): 101-103.
8. Di Martino V., i Virt L. Telerabota: novyj sposob raboty i zhizni. International Labor Review. 1990; № 129 (5): 529-554.
9. O vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii v chasti regulirovaniya distancionnoj (udalennoj) raboty i vremennogo perevoda rabotnika na distancionnuyu (udalennuyu) rabotu po iniciative rabotodatelya v isklyuchitel'nyh sluchayah. Federal'nyj zakon ot 08.12.2020 N 407-FZ. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202012080047
10. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Tatarintseva E.A., Kapieva K.R., Dzhagaeva T.E. Organization of the educational process in the university during the pandemic. Propositos y Representaciones. 2021; T. 9, № S1.
11. Mirzoeva A.M. Formirovanie kross-funkcional'noj kompetentnosti sovremennogo rukovoditelya cherez dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2021: 148-149.
Статья поступила в редакцию 20.07.23
УДК 37
Edilov S.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
INTERACTIVE TEACHING METHODS AS A MEANS OF INCREASING INTEREST IN THE NATIVE LANGUAGE. The article deals with issues related to the use of interactive teaching methods in the lessons of the Chechen language in educational institutions, from the point of view of the need and haste to use them in terms of increasing students' interest in this subject. The construction of lessons using interactive methods contributes to the fact that students develop their creative potential, train their speaking and communication skills in conditions close to real ones, learn to use modern technologies, and build their own educational route. The article concludes that interactive teaching methods help to instill in students the skills of teamwork, make it possible to control their participation in the work of the group, justify their opinion, respect and appreciate the opinion of a friend, teach them to use not ready-made knowledge, but those obtained through direct experience. The use of interactive methods in the learning process, including in the lessons of the Chechen language, helps to increase the interest of students in this subject, the development of their qualities that meet the requirements of the time.
Key words: interactive methods, game technologies, competence, role-playing game, interactive characteristics, project method