УДК 378
Pashkova I.I., postgraduate, teacher (English), Department No. 4, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs
of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE IMPORTANCE OF SOFT SKILLS DEVELOPMENT IN THE VUCA WORLD. The task of the article is to stress the importance of soft skills development for modern students and graduates. The paper met the research aim through an extensive study of relevant literature and the implementation of practical research into professional experience. The article describes the conditions of the modern VUCA and BaNi world. It is suggested that all the modern challenges can be met thanks to soft skills. The peculiarities of Generation Z students are highlighted in the article. The author points out the key features of soft skills that are crucial for modern students and university graduates. The article concludes that in the modern VUCA world, when moving from university to the labor market, it is important for Generation Z to have personal and social skills in addition to professional knowledge and skills. Teachers should take into account the characteristics of students of generation Z. To achieve success in a highly competitive environment, it is necessary to develop and improve communication skills, be ready to work in a team, and resolve conflict situations.
Key words: education, VUCA, BANI, soft skills, Generation Z, graduates
И.И. Пашкова, преп., ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет)
Министерства иностранных дел Российской Федерации», г. Москва, E-mail: [email protected]
ВАЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS В УСЛОВИЯХ VUCA-МИРА
В данной статье обосновывается важность развития и совершенствования мягких навыков студентов и выпускников поколения Z. Выделяются и описываются характерные особенности моделей современного мира VUCA и BANI и анализируются трудности, с которыми сталкиваются выпускники во время поиска работы. Статья раскрывает содержание понятий hard skills и soft skills, столь необходимых каждому человеку В статье исследуются характерные черты поколения Z (зумеров), поскольку сейчас многие из них поступают в университет и уже начинают искать работу. Автор дает обобщенную характеристику soft skills, необходимых современному выпускнику, который будет конкурентоспособным на рынке труда.
Ключевые слова: образование, мягкие навыки, гибкие навыки, поколение Z, зумеры, выпускники
Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы исследования заключается в том, что в условиях цифровизации коренным образом меняются требования к современным выпускникам вузов, поскольку работодатели все чаще обращают внимание не только на профессиональные знания, но и на "мягкие навыки" - личностные навыки, которые делают выпускников конкурентоспособными на рынке труда и позволяют добиваться успеха в профессиональной деятельности [1-11].
Цель исследования - обосновать важность развития и совершенствования мягких навыков современных выпускников.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать модели современного мира VUCA и BANI, отражающие трудности, с которыми сталкиваются выпускники.
2. Дать определение понятиям "hard skills" и "soft skills".
3. Выявить отличительные черты поколения Z.
4. Проанализировать необходимые мягкие навыки для современных выпускников, являющихся представителями поколения Z.
Научная новизна исследования заключается в том, что были выявлены необходимые мягкие навыки для студентов и выпускников вузов в рамках теории поколений.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении и систематизации мягких навыков soft skills, показана их роль в развитии конкурентоспособности выпускников.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что описание и систематизация навыков позволяет понять, какие именно включать в программы и курсы университетов для повышения возможности трудоустройства выпускников вузов.
Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы.
Скорость и качество изменений, происходящих сегодня в мире, заставляют компании менять подходы к отбору кандидатов. Выпускникам вузов, только начинающим свой путь по карьерной лестнице, приходится сталкиваться с трудностями в поиске работы в условиях жесткой конкуренции. Модели современного мира VUCA и BANI прекрасно описывают состояние бизнеса и экономики, которое мы сейчас наблюдаем.
Оба акронима - VUCA и BANI - содержат по четыре характеристики, которые описывают окружающую нас действительность. Модели VUCA и BANI используются преимущественно в бизнес-сфере [1].
Концепция VUCA зародилась в 80-е годы прошлого столетия. Исследователи Берт Нанус и Уоррен Беннис в своём труде «Лидеры» описали мир как сложный, изменчивый, неопределенный и двусмысленный. Данное определение обозначает ту турбулентность современного мира, которую возможно наблюдать из года в год во всех сферах жизни людей. Постоянные изменения заставляют специалистов подстраиваться и менять набор необходимых навыков и образ мышления.
V - Volatility
U - Uncertainty
C - Complexity
A - Ambiguity
В современном противоречивом мире невозможно следовать четкому плану [1]. Именно поэтому сторонники VUCA подчеркивают важность эмоционального интеллекта и так называемых «мягких» навыков, или soft skills. Способность критически мыслить, проявлять креативность, быстро адаптироваться и решать новые задачи, способность и готовность учиться новому на протяжении всей жизни и умение смотреть на проблему с разных сторон очень необходимы каждому человеку. Еще более важным является умение эффективной коммуникации с людьми и способность работать в команде.
Аббревиатура BANI появилась чуть больше пяти лет назад с подачи футуриста Джемейса Кашио (Jamais Cascio). Brittle (хрупкий), anxious (тревожный), nonlinear (нелинейный), incomprehensible (непостижимый) - таким, по мнению автора яркого акронима, является новый мир, пришедший на смену более предсказуемому миру VUCA [1]. Хрупкость заключается в том, что любая система в мире легко и быстро может сломаться. Тревожность вызвана постоянными изменениями в мире и осознанием, что люди не могут на них повлиять. Нелинейность заключается в невозможности предсказать, к каким последствиям приведут те или иные действия (например, изменение климата). Непостижимость связана со скоростью изменения технологий и ускорением информационного потока. То, что было актуально вчера, уже неактуально сегодня. Непостижимость, по мнению футуролога, является атрибутом искусственного интеллекта, который активно используется в различных профессиях по всему миру Чем сложнее становятся системы искусственного интеллекта, тем тяжелее их создателям описать, как они принимают то или иное решение.
Автор концепции BANI поясняет, что хрупкости возможно противопоставить гибкость и стойкость, тревожности - сопереживание и осознанность, нелинейности - понимание общего контекста ситуации и гибкость, а непостижимость обостряет потребность в прозрачности и интуитивном схватывании в принятии решений.
Необходимо отметить, что концепция BANI не отменяет концепцию VUCA. BANI уточняет и расширяет VUCA, поскольку многие мировые процессы усложняются, появляются новые явления (например, цифровизация и роботизация).
В рамках концепции BANI для того, чтобы быть востребованным и успешным специалистом, необходимо развивать новые компетенции у студентов вузов. Это не означает, что необходимо фокусироваться только на профессиональных знаниях и навыках. Студентам и выпускникам становится жизненно важным умение адаптироваться к изменчивым условиям действительности. Именно поэтому все больше и больше специалистов говорят о развитии так называемых твердых навыков (hard skills) и мягких навыков (soft skills). Под первыми обычно понимаются специальные знания и умения, которые можно получить из книг и учебников или отработать до автоматизма на практике. Это общепрофессиональные и профессиональные способности и компетенции. Под soft skills подразумевают определенные личностные качества или универсальные компетенции, которые могут способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности выпускников вузов [2].
Во многих научных исследованиях [4 и др.] soft skills используются в качестве синонима следующих понятий:
- «навыки для трудоустройства» (employability skills),
- «навыки общения с людьми» (people skills),
- «непрофессиональные навыки» (non-professional skills),
- «ключевые навыки» (key skills),
- «жизненные навыки» (life skills),
- «навыки для социального прогресса» (skills for social progress),
-«навыки XXI века» (21st century skills) [4].
Также в российских исследованиях soft skills называют надпрофессиональ-ными навыками или компетенциями, универсальными компетенциями.
Задачам формирования, развития и оценки мягких навыков посвящено большое количество зарубежных и российских исследований [5-8].
Так, исследователь и бизнес-тренер В.И. Шипилов предлагает следующую трактовку термина soft skills: «...это социально-психологические навыки: коммуникативные, лидерские, командные, публичные и другие, которые могут пригодиться в большинстве жизненных ситуаций, связаны с тем, каким образом люди взаимодействуют между собой» [8].
В 2021 году американская компания МсК^еу G^l Inst№ опросила в 15 странах 18 тыс. респондентов. В результате мягкие навыки были систематизированы в виде четырёх ведущих категорий:
«1. Когнитивные навыки: критическое мышление, коммуникация, ментальная гибкость, способность планировать свою работу.
2. Навыки межличностного взаимодействия: эффективная работа в команде, организационная мобильность, способность выстраивать отношения.
3. Цифровые навыки: цифровая грамотность («цифровое гражданство»), использование и разработка цифровых решений, общее понимание работы цифровых систем.
4. Лидерство и личностное развитие: способность управлять собой и достигать поставленных целей» [3].
Сегодня распространено мнение о том, что формирование мягких навыков является одной из основных задач образовательного процесса в вузах при подготовке специалистов любого профиля, поскольку мягкие навыки имеют не менее важное значение, чем профессиональные знания и компетенции [2]. Именно soft skills дают выпускникам конкурентное преимущество. Следовательно, у выпускника, владеющего мягкими навыками, шансов получить высокооплачиваемую работу выше. Мягкие навыки рассматриваются в качестве результата образования наряду с профессиональными знаниями и умениями.
Особое значение мягких навыков для специалистов объясняется тем, что в отличие от твердых навыков мягкие навыки не ограничиваются профессиональной сферой деятельности. Из-за перехода на автоматизацию и роботизацию и использования искусственного интеллекта во многих профессиях все большее значение придается мягким навыкам, которым технику на данный момент научить нельзя, например, общаться и договариваться.
С внедрением искусственного интеллекта конкуренция на рынке труда может еще больше ужесточиться из-за сокращения рабочих мест. Soft skills не только помогают студентам и выпускникам вузов начать их путь по карьерной лестнице, но и становятся необходимы для полноценной жизни в обществе. Из-за цифровизации работа все большего числа специалистов связана с Интернетом, что (помимо жестких навыков (навыков работы со смартфоном и компьютером)) требует умения находить проверять поступающую информацию и общаться в сети [9; 10].
Мягкие навыки часто представляют в виде концепции "4К", объединяющей следующие навыки:
«1. Критическое мышление - способность оценивать информацию, анализировать, проверять достоверность, находить причинно-следственные связи, выделять главное и исключать ненужное, делать выводы.
2. Креативность - умение нестандартно и творчески мыслить, гибко реагировать на изменения действительности и находить решения проблем.
3. Коммуникация - умение общаться, слушать и слышать собеседника, доносить свою точку зрения, договариваться, разрешать конфликты.
4. Кооперация (взаимодействие и сотрудничество) - способность и готовность работать в команде, выполнять лидерские и исполнительские функции» [4].
Сегодня получают высшее образование и начинают путь по карьерной лестнице представители поколения Z («зумеры»), поэтому представляется важным рассмотреть, какие навыки необходимо развивать и совершенствовать студентам и выпускникам. Синонимом словосочетания «поколение Z» является термин «digital native», или «цифровой человек». Американские ученые Нейл Хоув
Библиографический список
и Уильям Штраус утверждали, что сходство ценностных установок формируют и определяют поколение, выделяя такие поколения, как «молчаливое» (1923-1943 годы рождения), поколение «беби-бумеров» (1943-1963 годы рождения), поколение Х (1963-1983 годы рождения), поколение Y (1983-2000 годы рождения), поколение Z (2000-2020 годы рождения) [11].
Скоро характер конкуренции за рабочие места может существенно измениться, так как на рынок труда выйдут соискатели поколения Z (зумеры). Основное отличие поколения Z от предыдущих заключается в том, что оно выросло в среде цифровых технологий. Зумеры имеют неограниченный доступ к любой информации, которую возможно проверить в считанные секунды, использовав несколько источников.
Зумерам проще дается обучение и работа с цифровыми технологиями, им легче адаптироваться к изменениям в мире. Поколениям X и Y важна уверенность в завтрашнем дне и стабильность в работе. Однако для зумеров важнее найти равновесие между работой и личной жизнью, трудясь удаленно.
Несколько лет назад крупная консалтинговая компания Boston Consulting Group представила доклад «Россия 2025: от кадров к талантам» [12], в котором был описан результат исследования развития рынка труда и анализа основных препятствий, стоящих на пути профессионального роста талантов в России. Согласно материалам доклада, к 2025 году поколение Z (1997 года рождения и младше) будет составлять около 25% всей рабочей силы. От 9 до 50% всех ныне существующих профессий могут исчезнуть в ближайшее десятилетие по причине цифровизации. 81% всех рабочих могут быть замещены роботами. Также была представлена «Целевая модель компетенций 2025», в рамках которой выделяют три вида навыков: когнитивные, социально-поведенческие и цифровые [12].
К когнитивным навыкам относятся способность к саморазвитию, адекватному восприятию критики. Выпускникам необходимо быть готовыми учиться новому на протяжении всей жизни и уметь организовать свою деятельность, используя доступные ресурсы. Представляется важным умение работать в команде и быть способным проявить инициативу в принятии решений. Выпускникам следует развивать креативное и критическое мышление, работая в условиях неопределенности, что описывают концепции VUCA и BANI.
К социальным навыкам относятся способность к коммуникации как устной, так и письменной, умение вести переговоры, в том числе и с зарубежными партнерами, и презентовать результаты работы. Также подчеркивают важность умения справиться со стрессом. Выпускникам следует развивать умение слушать и слышать других людей, тем самым развивая эмпатию.
Цифровые навыки включают умения работать с современными приложениями, а также способность анализировать, критически оценивать поступающую информацию.
Приведённый" перечень навыков включает качества, которые помогут выпускникам найти хорошую работу и оставаться востребованными специалистами в VUCA- и BANI-мире. Навыки коммуникации могут помочь в поиске места работы и адаптации, а также в ходе непрерывного получения новых знаний в рамках концепции lifelong learning, что является неотъемлемой частью жизни. Студентам и выпускникам поколения Z необходимо ставить цель и продумывать алгоритм ее достижения. Важно уметь ориентироваться в потоках информации, критически оценивая поступающие данные.
Можно утверждать, что само понятие «мягкие навыки» изучено в научном обществе, в то время как вопрос использования эффективных педагогических методов и технологий для их формирования находится на начальном этапе изучения и внедрения в образовательный процесс.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современном VUCA-мире при переходе от учебы в университете к рынку труда поколению Z важно иметь личностные и социальные навыки в дополнение к профессиональным знаниям и умениям. Преподавателям следует учитывать особенности студентов поколения Z. Для достижения успехов в высококонкурентной среде необходимо развивать и совершенствовать навыки коммуникации, быть готовым работать в команде, решать конфликтные ситуации. Мягким навыкам сложно обучать, поскольку необходимо моделировать ситуации на практике, использовать метод погружения. Большим потенциалом для развития и совершенствования мягких навыков в вузе обладает дисциплина «Иностранный язык», что послужит основой для дальнейшего исследования автора.
1. VUCA и BANI: восемь букв, объясняющих мир. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/futurology/62866fde9a794701a4c38ae4
2. Исаев А.П., Плотников Л.В. Мягкие навыки для успешной карьеры выпускников инженерного профиля. Высшее образование в России. 2021; Т. 30, № 10: 63-77.
3. Сила мягких навыков. Available at: https://big-i.ru/karera/lichnye-kachestva-i-navyki/sila-myagkikh-navykov/
4. Ермаков Д.С., Амантай Ж.А. Модель мягких навыков. Современное образование и soft skills. Образовательная политика. 2021; № 4 (88): 42-51.
5. Давлетшина Ю.М., Ивонина А.И., Чуланова О.Л. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии. Науковедение. 2017; Т. 9, № 1. Available at: http://naukovedenie. ru/PDF/90EVN117.pdf
6. Ускова Б.А., Фоминых М.В. Методика формирования soft skills у студентов вузов: теоретический и практический аспекты. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022; Т. 19, № 1: 77-92.
7. Степанова Л.Н. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов. Образование и наука. 2019; Т. 21, № 8: 65-89.
8. Шипилов В.И. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. Интернет-проект Корпоративный менеджмент: финансы, бизнес-планы, управление компанией. Available at: https://www.cfin.ru/management/ people/dev_val/soft-skills.shtml
9. The Future of Jobs Report 2020. Available at: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2020/
10. The Future of Education and Skills: Education 2030. Available at: https://www.oecd.org/education/2030/E2030%20Position%20Paper%20(05.04.2018).pdf
11. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения. Бизнес-образование в экономике знаний. 2015; № 1 (1). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-n-houva-i-v-shtrausa-vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya
12. Доклад «Россия 2025: от кадров к талантам». Available at: https://vbudushee.ru/education/lidery-obrazovaniya/doklad-rossiya-2025-ot-kadrov-k-talantam/
References
1. VUCA iBANI: vosem'bukv, ob'yasnyayuschih mir. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/futurology/62866fde9a794701a4c38ae4
2. Isaev A.P., Plotnikov L.V. Myagkie navyki dlya uspeshnoj kar'ery vypusknikov inzhenernogo profilya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021; T. 30, № 10: 63-77.
3. Sila myagkih navykov. Available at: https://big-i.ru/karera/lichnye-kachestva-i-navyki/sila-myagkikh-navykov/
4. Ermakov D.S., Amantaj Zh.A. Model' myagkih navykov. Sovremennoe obrazovanie i soft skills. Obrazovatel'naya politika. 2021; № 4 (88): 42-51.
5. Davletshina Yu.M., Ivonina A.I., Chulanova O.L. Sovremennye napravleniya teoreticheskih i metodicheskih razrabotok v oblasti upravleniya: rol' soft-skills i hard skills v professional'nom i kar'ernom razvitii. Naukovedenie. 2017; T. 9, № 1. Available at: http://naukovedenie. ru/PDF/90EVN117.pdf
6. Uskova B.A., Fominyh M.V. Metodika formirovaniya soft skills u studentov vuzov: teoreticheskij i prakticheskij aspekty. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2022; T. 19, № 1: 77-92.
7. Stepanova L.N. Soft skills kak prediktory zhiznennogo samoosuschestvleniya studentov. Obrazovanie inauka. 2019; T. 21, № 8: 65-89.
8. Shipilov V.I. Perechen' navykov soft-skills i sposoby ih razvitiya. Internet-proekiKorporativnyjmenedzhment: finansy, biznes-plany, upravleniekompaniej. Available at: https://www. cfin.ru/management/ people/dev_val/soft-skills.shtml
9. The Future of Jobs Report 2020. Available at: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2020/
10. The Future of Education and Skills: Education 2030. Available at: https://www.oecd.org/education/2030/E2030%20Position%20Paper%20(05.04.2018).pdf
11. Ozhiganova E.M. Teoriya pokolenij N. Houva i V. Shtrausa. Vozmozhnosti prakticheskogo primeneniya. Biznes-obrazovanie v 'ekonomike znanij. 2015; № 1 (1). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-n-houva-i-v-shtrausa-vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya
12. Doklad «Rossiya 2025: ot kadrov k talantam». Available at: https://vbudushee.ru/education/lidery-obrazovaniya/doklad-rossiya-2025-ot-kadrov-k-talantam/
Статья поступила в редакцию 20.07.23
УДК 378.933
Romanenko N.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State Institute of International Relations
(University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Solovyova I.Yu., teacher, Department of English, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs
of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF A MODERN MANAGER. The article notes that in the context of rapidly changing geopolitical trends, it is important for a modern manager to have a whole range of professional competencies, knowledge, abilities, and skills that make it possible to bring the organization to a high level of successful enterprises, to make it competitive in comparison with other industrial structures. The article reveals the essence of modern management through strategic planning, organizational culture of the enterprise, strengthening the motivation of employees, control and coordination; the importance of the competence of the head of virtual management through an effective set of technological developments is noted. The article concludes that the features of professional training of a modern manager are a list of not only well-known professional competencies, but also new acquired abilities that meet the modern requirements of employers due to the rapid changes in the environment and socio-economic development of the country.
Key words: modern manager, competence, strategic planning, organizational culture, motivation, control, coordination
Н.М. Романенко, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», г. Москва, E-mail: [email protected] И.Ю. Соловьева, преп., ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», г. Москва, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В статье отмечено, что в условиях стремительно меняющихся геополитических трендов современному менеджеру важно иметь целый комплекс профессиональных компетенций, знаний, умений, навыков, дающих возможность вывести организацию на высокий уровень успешных предприятий, сделать ее конкурентоспособной в сравнении с другими промышленными структурами. В статье раскрыта суть современного менеджмента через стратегическое планирование, организационную культуру предприятия, усиление мотивации сотрудников, контроль и координацию; отмечается важность компетенции руководителя виртуального управления через эффективный комплекс технологических разработок. В статье делается вывод о том, что особенности профессиональной подготовки современного менеджера представляют собой перечень не только известных профессиональных компетенций, но и новых приобретаемых способностей, отвечающих современным требованиям работодателей ввиду стремительного изменения окружающей среды и социально-экономического развития страны.
Ключевые слова: современный менеджер, компетенция, стратегическое планирование, организационная культура, мотивация, контроль, координация
Профессия менеджера, управленца, руководителя - одна из востребованных профессий в мире. Большое количество российских вузов обучают менеджменту, грамотному управлению организациями и коллективами работников, и все больше выпускников школ выбирают данную профессию не только потому, что она предоставляет большие возможности творить, изобретать оригинальные управленческие решения и модели управления, но и достаточно хорошо оплачивается компаниями.
Цель данной статьи состоит в выявлении особенностей профессиональной подготовки современного руководителя.
Основные задачи статьи: изучить сущность понятия «современный менеджер», выявить его роль и функции в управлении организацией, рассмотреть особенности профессиональной подготовки современного руководителя.
Научная новизна статьи состоит в том, что раскрыты роль и функции современного менеджера в управлении организацией, выявлены особенности профессиональной подготовки современного руководителя.
Теоретическая значимость статьи состоит в изучении сущности понятия «современный менеджер», выявлении его роли и функций в управлении организацией.
Практическая значимость заключается в уточнении функций современного менеджера, выявлении особенностей профессиональной подготовки современного руководителя.
Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы.
Современные геополитические условия, санкционное давление со стороны коллективного Запада стремительно меняют российскую экономику принуждают ее функционировать в условиях нестабильной и почти враждебной внешней среды, что нарушает логистику и появление новых экономических связей в ходе перемещения товаров через страны Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), значительно меняются устоявшиеся потребительские запросы населения. Новая экономическая стратегия России требует нового руководства компаниями, нового качества профессиональной подготовки управленцев, новых компетенций. Все это требуют значительного дополнения в содержание профессиональной подготовки современных управленцев, так как, по мнению Питера Друкера, именно компетентные менеджеры могут сделать страну экономически сильной и развитой: «Не существует слаборазвитых стран, есть только плохо управляемые страны» [1, с. 66].